ТК РФ 65

Ст. 65 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 65 ТК РФ: официальный текст

Скачать ст. 65 ТК РФ

Ст. 65 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 65 ТК РФ дает полный перечень документов, которые необходимы для устройства на работу. Перечень является закрытым, требовать большего работодатели не имеют права. Кроме того, отдельные пункты перечня являются дополнительно обусловленными (т. е. могут быть истребованы только в определенных случаях). Подробнее об этом читайте в ответах на основные вопросы, связанные с применением ст. 65 ТК.

Статья 65 ТК РФ с комментариями 2019 года: основные аспекты

Когда может быть затребован документ об образовании (квалификации)?

Когда может быть затребована справка о судимости?

Когда понадобятся документы воинского учета?

Кто должен оформлять СНИЛС?

Кому нужно врачебное заключение о состоянии здоровья по Трудовому кодексу?

Какие дополнительные документы нужны при поступлении на гражданскую службу?

Сбор каких сведений не допускается при принятии работодателем решения о приеме на работу?

Статья 65 ТК РФ с комментариями 2019 года: основные аспекты

Ст. 65 Трудового кодекса РФ представляет полный список документов, необходимый для устройства на работу. Работодатель не может требовать иные документы или информацию при трудоустройстве.

Обязательны к предъявлению для всех:

  • паспорт;
  • трудовая книжка (при наличии);
  • СНИЛС (при наличии).

Если книжки и/или СНИЛС нет, их должен оформить работодатель.

Обусловлены к предъявлению:

  • документы по воинскому учету;
  • документы, подтверждающие квалификацию или образование;
  • справка о судимости;
  • иные документы в случаях, особо установленных ТК и федеральными законами.

Требования ст. 65 ТК призваны исключить какое-либо неравноправие при устройстве граждан на работу, тем самым поддерживая конституционное право на труд в РФ.

Когда может быть затребован документ об образовании (квалификации)?

В случаях, когда профильное образование или квалификация необходимы работнику для выполнения им возлагаемой на него трудовой функции.

Обязательность подтверждения квалификации и образования может регулироваться:

  • государственными требованиями в части профессиональных стандартов;
  • государственными требованиями в части охраны и безопасности труда

Подробнее смотрите: «Введение профессиональных стандартов с 2016 года (нюансы)».

Когда может быть затребована справка о судимости?

В случаях, когда работник не может занимать определенную должность, если имел (или имеет) проблемы с законом. Специальные требования в отношении судимости введены как отдельными статьями ТК РФ, так и федеральными законами.

Справки о судимости нужны при устройстве:

  • в сферу образования;
  • в сферу работы с детьми и защиты их прав и интересов;
  • на государственную службу;
  • в отдельные отрасли, работа которых связана с безопасностью страны и населения (например, в топливно-энергетический комплекс).

Подробнее читайте: «Почему требуется справка о судимости при приеме на работу?».

Когда понадобятся документы воинского учета?

В случае, если устраивающийся на работу гражданин является военнообязанным или подлежит призыву.

Подробнее о документах воинского учета, которые обязан запросить работодатель, читайте: «Обязателен ли военный билет при приеме на работу?».

Кто должен оформлять СНИЛС?

По ст. 65 ТК РФ, если у поступающего на работу нет свидетельства о регистрации в Пенсионном фонде РФ (СНИЛС) – его должен оформить работодатель. Однако на практике в настоящее время СНИЛС оформляется уже в детстве (документ запрашивают многие службы и учреждения, включая детские сады и школы), поэтому у большинства впервые устраивающихся на работу в 2019 году он уже есть.

Т. к. СНИЛС является уникальным идентификатором для расчетов по государственному страхованию, то он необходим работодателю и является одним из обязательных документов при трудоустройстве.

Кому нужно врачебное заключение о состоянии здоровья по Трудовому кодексу?

Медицинская справка, или заключение о состоянии здоровья, предоставляется в случаях, если наличие ее обусловлено другими статьями ТК или федеральных законов. По ТК, в частности, оно потребуется:

  • лицам до 18 лет (ст. 69 ТК);
  • устраивающимся на работу с вредными/опасными условиями труда (ст. 213 ТК);
  • устраивающимся на работу в общепит, торговлю, пищевую промышленность, детские и медицинские учреждения (ст. 213 ТК).

Подробнее о требованиях, устанавливаемых ст. 213 ТК, читайте в материале «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы».

Какие дополнительные документы нужны при поступлении на гражданскую службу?

При устройстве по конкурсу на вакантную должность в государственной службе могут потребоваться:

  • характеристика с предыдущего места работы;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • сведения (декларации) о доходах, имуществе и обязательствах;
  • справка о составе семьи;
  • медицинское заключение о профпригодности.

Основание — закон «О гражданской службе» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Сбор каких сведений не допускается при принятии работодателем решения о приеме на работу?

В целях противодействия дискриминации граждан при трудоустройстве работодателю запрещено затребовать подтверждения, относящиеся:

  • к принадлежности работника к какой-либо партии или политическому движению;
  • вероисповеданию;
  • личным особым обстоятельствам.

1. Часть 1 ст. 65 предусматривает конкретный перечень документов, предъявляемых при поступлении на работу.

Прежде всего, это документ, удостоверяющий личность. Основным таким документом является паспорт. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации (п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828).

2. При приеме на работу, если речь не идет о работе по совместительству или о заключении трудового договора впервые, работник представляет также трудовую книжку, оформленную в установленном порядке.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи в том случае, если у лица, поступающего на работу, отсутствует трудовая книжка в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине, работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку. Так как закон не связывает обязанность работодателя оформить новую трудовую книжку лицу, у которого она отсутствует, с какой-либо конкретной причиной ее отсутствия, следует полагать, что такая обязанность возникает независимо от причины, по которой у работника трудовая книжка отсутствует. Работодатель обязан также оформлять трудовые книжки лицам, поступающим на работу впервые (см. коммент. к ст. 66).

3. Помимо документа, удостоверяющего личность, и трудовой книжки, работник представляет страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Страховое свидетельство — это документ, подтверждающий регистрацию работника в системе Пенсионного фонда РФ. В нем указан страховой номер, т.е. постоянный персональный номер, присваиваемый Пенсионным фондом РФ лицевому счету работника. Если лицо поступило на работу впервые, страховое свидетельство оформляется работодателем. Страховое свидетельство выдается работнику на руки и хранится у него.

4. Лица военнообязанные, а также подлежащие призыву на военную службу, предъявляют документы воинского учета.

5. Если работа, для выполнения которой заключается трудовой договор, требует специальных знаний (подготовки), работник обязан предъявить соответствующий документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, например диплом врача, удостоверение водителя автомашины. Прием на работу без такого документа не допускается.

6. При поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, работник обязан представить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Такая справка выдается в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В настоящее время порядок выдачи таких справок установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. МВД России от 07.11.2011 N 1121.

7. В необходимых случаях и с учетом специфики выполняемой работы работодатель вправе потребовать от поступающего дополнительные документы, если это предусмотрено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Например, Законом о государственной гражданской службе установлено, что при поступлении на гражданскую службу гражданин предъявляет, помимо указанных документов, свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ, а также сведения о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера (ч. 2 ст. 26).

Следует подчеркнуть, что в ч. 2 ст. 65 речь идет о нормативных правовых актах только федерального уровня и их перечень ограничен: федеральные законы, указы Президента РФ или постановления Правительства РФ. В связи с этим не могут быть установлены требования о дополнительных документах при приеме на работу, например, законом субъекта РФ или постановлением (приказом) министерства (пусть даже федерального уровня).

8. Не допускается сбор сведений о принадлежности поступающих на работу к политическим партиям, движениям, религиозным организациям, а также сведений, касающихся частной жизни работника, т.к. это нарушает закрепленное в ст. 23 Конституции РФ право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Указанные запреты призваны способствовать соблюдению принципа равноправия при поступлении на работу, недопущению дискриминации в сфере трудовых отношений.

Комментарий к статье 65 ТК РФ

1. В ч.1 комментируемой статьи закреплен перечень документов, которые работник представляет работодателю при заключении трудового договора, то есть при устройстве на работу.

Общая характеристика этих документов заключается в том, что они удостоверяют личность работника, а также его образование и квалификацию. К числу этих документов отнесены следующие:
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

В соответствии с п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации.

В качестве иного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, могут выступать: свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста); дипломатический паспорт; паспорт моряка, удостоверение личности моряка и др.

В отношении иностранных граждан основным документом, удостоверяющим их личность, является паспорт иностранного гражданина. Иные документы перечислены в ст. 10 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;
— трудовая книжка. Согласно ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. При этом в отношении лиц, которые поступают на работу впервые, а также лиц, которые устраиваются на работу по совместительству, ч.1 комментируемой статьи содержит исключение в части, касающейся непредъявления трудовой книжки. В первом случае такой документ у лица, поступающего на работу впервые, отсутствует, а во втором случае этот документ хранится по основному месту осуществления трудовой деятельности;
— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Форма такого свидетельства утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 31 июля 2006 года N 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению»;
— документы воинского учета. Такие документы предъявляются только военнообязанными и лицами, подлежащими призыву на военную службу. Исходя из п.17 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года N 719, такими документами являются для призывников — учетные карты призывников, для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса — алфавитные карточки и учетные карточки, офицеров запаса — карточки первичного учета;
— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний. Данный документ предъявляется, если трудовая деятельность требует специальных знаний или специальной подготовки.

В частности, ч.7 ст. 60 ФЗ «Об образовании в РФ» выделяет следующие виды документов об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию:
1) диплом о среднем профессиональном образовании (подтверждает получение среднего профессионального образования);
2) диплом бакалавра (подтверждает получение высшего образования — бакалавриат);
3) дипломом специалиста (подтверждает получение высшего образования — специалитет);
4) диплом магистра (подтверждает получение высшего образования — магистратура);
5) дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждает получение высшего образования по подготовке кадров высшей квалификации, осуществляемой по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров соответственно в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки).

Приказом Минобрнауки России от 1 октября 2013 года N 1100 утверждены образцы и описания документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним;
— еще одним дополнительным документом является справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Такой документ необходим в случае, если лицо поступает на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Например, к данным видам деятельности относятся педагогическая деятельность, клиринговая деятельность (работа в клиринговой организации). Указанная справка выдается в соответствии с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 7 ноября 2011 года N 1121.

2. Часть 2 комментируемой статьи наделяет работодателя правом требовать иные документы, помимо указанных в ч.1 комментируемой статьи, если имеет место соответствующая специфика работы, причем только на основании федерального законодательства.

Например, иностранные граждане по общему правилу имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу или патента (ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять работодателю:
— граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;
— граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
— граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
— граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
— граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений.

В ч.3 комментируемой статьи содержится запрет относительно требования от работника иных документов, помимо предусмотренных ч.1 комментируемой статьи, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством (ч.2 комментируемой статьи). Данная норма ограничивает злоупотребления со стороны работодателя, который может потребовать предоставления иных документов с целью отказа в заключении трудового договора.

3. В ч.4 комментируемой статьи содержится гарантия, относящаяся к оформлению приема на работу работника, впервые заключающего трудовой договор. В этом случае трудовую книжку и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляет работодатель.

Отметим, что здесь имеется некоторое несоответствие ч.1 комментируемой статьи, из которой следует, что если работник поступает на работу впервые, то трудовую книжку оформляет работодатель, но в отношении страхового свидетельства государственного пенсионного страхования аналогичного исключения не установлено. В то же время норма ч.4 комментируемой статьи за работодателем такую обязанность закрепляет. Полагаем, что с учетом данного положения ч.1 комментируемой статьи требует внесения изменений.

4. Часть 5 комментируемой статьи содержит норму, обязывающую работодателя оформить новую трудовую книжку поступающему на работу работнику, у которого она отсутствует в связи с утратой, повреждением или по иной причине, по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки).

Согласно письму Федеральной службы по труду и занятости от 30 апреля 2008 года N 1026-6 в данном случае работодатель по письменному заявлению работника оформляет ему трудовую книжку действующего образца и вносит в нее соответствующие записи. При оформлении новой трудовой книжки в нее вносятся сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном соответствующими документами. Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения работодателя, периодов работы и должностей работника.

Между тем отметим, что согласно положениям п.31 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года N 225, лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы, и работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления.

Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые;

документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;

документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;

справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

При заключении трудового договора впервые работодателем оформляется трудовая книжка (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не оформляется). В случае, если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодателем представляются в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется).

См. все связанные документы >>>

1. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ.

Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.

Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828.

2. В соответствии с п. 14 Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719) воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане, пребывающие в запасе:

мужского пола, пребывающие в запасе;

уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;

не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

прошедшие альтернативную гражданскую службу;

женского пола, имеющие военно-учетные специальности.

Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется на основании Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно п. 4 ст. 8 названного Закона документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине: а) фамилия, имя и отчество; б) дата рождения; в) место жительства; г) семейное положение; д) образование; е) место работы; ж) годность к военной службе по состоянию здоровья; з) профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях; и) основные антропометрические данные; к) прохождение военной или альтернативной гражданской службы; л) прохождение военных сборов; м) владение иностранными языками; н) наличие военно-учетных и гражданских специальностей; о) наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания; п) возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела; р) наличие судимости; с) бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и на военное время.

Гражданам, пребывающим в запасе, выдается военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а гражданам, подлежащим призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

3. Права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации определены Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713. Работодатель не имеет права требовать от работника документы, подтверждающие его регистрацию.

4. Работодатель имеет право в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»: потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и представить ему сведения, определенные ст. 9 упомянутого Федерального закона, для представления их в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ; дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ.

5. При поступлении на муниципальную службу гражданин в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» представляет:

1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;

5) документ об образовании;

6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;

7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;

8) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

9) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;

10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Сведения, представленные в соответствии с названным Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта РФ.

Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.

Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

6. Работодатель и заказчик работ (услуг) в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

7. Образовательное учреждение на основании лицензии выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании и (или) квалификации (ст. 27 Закона РФ «Об образовании»). Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов утв. Приказом Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. N 65.

Инструкция о выдаче документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации и академической справки (справки об обучении в образовательном учреждении) утв. Приказом Минобразования России от 22 мая 2000 г. N 1509.

Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации, заполнении и хранении соответствующих бланков документов утв. Приказом Минобрнауки России от 23 марта 2007 г. N 92.

Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.

Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении по программам последующего уровня образования.

Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу. В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование — бакалавриат; 6) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура; 7) послевузовское профессиональное образование.

Формы документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации утв. Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2006 г. N 340.

8. В отдельных случаях с учетом специфики работы ТК, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Например, в соответствии со ст. 324 ТК заключение трудового договора с лицами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, допускается при наличии у них медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях. Также может требоваться справка об отсутствии судимости. Ее необходимо представлять лицам, поступающим на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами (Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 892); педагогическим работникам (ст. 53 Закона РФ «Об образовании»); авиационному персоналу (ст. 52 ВК); работникам ведомственной охраны (Федеральный закон «О ведомственной охране»).

Приказом МВД России от 1 ноября 2001 г. N 965 утв. Инструкция о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости. Приводим текст с нумерацией документа.

Приложение

к Приказу МВД России

от 1 ноября 2001 г. N 965

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ СПРАВОК

О НАЛИЧИИ (ОТСУТСТВИИ) У НИХ СУДИМОСТИ

Не приводится.

Приложение 1

к Инструкции о порядке

предоставления гражданам

справок о наличии (отсутствии)

у них судимости

СПРАВКА

Не приводится.

Приложение 2

к Инструкции о порядке

предоставления гражданам

справок о наличии (отсутствии)

у них судимости

СПРАВКА

Не приводится.

9. См. также ст. 283 ТК.

10. Постановлением Минтруда России от 29 апреля 2003 г. N 23 утв. Порядок подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

11. В соответствии с комментируемой статьей работодатель не имеет права требовать от работника представления заявления о приеме на работу, а также помещать заявление в личное дело.

12. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. N 65-ст.

Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 299.

ТК РФ 65

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *