Закупки – одна из таких сфер, где ежедневно чувствуешь себя на вершине клокочущего вулкана, причем это касается как тех, кто объявляет тендеры, так и тех, кто принимает в них участие. Для тех, кто постоянно крутится в этой сфере, правила в целом очевидны. Но вот госзакупки, по словам экспертов «Курсива», требуют уже особого подхода.
Вкратце напомним: с 1 сентября 2019 года вступили в силу поправки по финансовой устойчивости участника госзакупок. Правда, на первых порах новые требования будут применяться только для государственных закупок в сфере строительства. Но лиха беда начало.
Итак, финансовая устойчивость потенциального поставщика определяется по четырем направлениям:
- доходы (оборотные средства) в течение последних трех лет должны составлять не менее 1/2 части суммы, выделенной для госзакупки;
- уплаченные налоги должны составлять не менее 3% от доходов;
- основные средства в течение последних трех лет должны составлять не менее 1/15 части суммы, выделенной для госзакупки;
- фонд оплаты труда в течение последних трех лет должен составлять не менее 1/15 части суммы, выделенной для госзакупки.
Данная информация будет извлекаться автоматически из информационных систем Комитета государственных доходов.
Предполагается, что новые требования позволят максимально облегчить бизнесу процесс участия в конкурсах и сделать их абсолютно прозрачными. Но пока, как выяснил «Курсив», проведя свои исследования в разных регионах Казахстана, предприниматели сталкиваются с целым рядом проблем: завышенными требованиями в конкурсной документации и антиконкурентными действиями со стороны госорганов. Последние, в свою очередь, жалуются на недобросовестность поставщиков услуг. Что же касается экспериментальной строительной сферы, то, как отмечают эксперты, пока на бумаге все прописано очень красиво.
А как это будет выглядеть на практике – тот еще вопрос.
Содержание
- Заплатил налоги – участвуй в тендере
- Есть за что побороться
- Устойчив – участвуй в тендере
- Подрядчики новшеств не боятся
- Слова разъехались с делом
- Недешевое удовольствие
- Брать числом. И ценой
- Мало в привозе – много в запросе
- Касается всех
- Мы ждем перемен
- Заказчик предпочитает не платить
- Кому не хочу, тому не плачу
- Суд на страже
- Цифра и другие меры
- Точка зрения: игра по правилам
- Стало меньше дел
- Трижды подумать
- Точка зрения: не в пользу бизнеса
- Вне конкурса
- Десятое место
- Девятое место
- Восьмое место
- Седьмое место
- Шестое место
- Пятое место
- Четвёртое место
- Третье место
- Второе место
- Первое место
- Как считали
- Охота на тендер
- Конкурс для своих
- Неотвратимость наказания
- Новые записи:
Заплатил налоги – участвуй в тендере
Людмила Калашникова, Уральск
И бизнес, и чиновники ЗКО ждут от нововведений в законодательство «О госзакупках» только хорошего. Первые надеются, что теперь им будет предельно ясно, кто и почему выигрывает тендеры, а вторые утверждают, что в ряды участников закупок теперь не попадут недобросовестные или фиктивные поставщики госуслуг.
Изменения в правила госзакупок в сфере строительства были введены в действие с 1 сентября 2019 года.
Есть за что побороться
Руководитель управления государственных закупок по ЗКО Бибигуль Ниеталиева сообщила «Курсиву», что по их ведомству на текущий год запланированы госзакупки по строительству и ремонту дорог, зданий и сооружений, инженерной инфраструктуры в области на общую сумму 54 млрд тенге.
По словам экспертов, большая часть тендеров по этим госзакупкам уже завершена, однако до конца года пройдет еще ряд конкурсов, за победу в которых предпринимателям предстоит побороться. Ниеталиева пояснила, что участвовать в планируемых госзакупках строительный бизнес будет по-новому.
Во-первых, одним из главных квалификационных требований к поставщику строительно-монтажных работ теперь будет его финансовая устойчивость.
«Финансовая устойчивость – это прежде всего стабильные доходы предприятия, уплаченные налоги, наличие основных средств, хороший фонд оплаты труда», – объясняет эксперт.
Все эти данные по участникам тендеров будут автоматически извлекаться из информационных систем Комитета государственных доходов.
Во-вторых, теперь для проведения государственных закупок в сфере строительства будет создан электронный депозитарий. Это, по словам Бибигуль Ниеталиевой, своеобразный банк электронных документов, подтверждающих опыт работы предприятия в строительной сфере за последние 10 лет.
Введением депозитария занимается уполномоченный орган – Министерство финансов РК.
Отметим, что ответственность за заполнение электронного депозитария целиком и полностью лежит на самом подрядчике – перечень документов, которые он должен представить в электронном виде, чтобы участвовать в тендерах, указан на портале госзакупок www.goszakup.gov.kz.
Устойчив – участвуй в тендере
«Как все это будет реализовано на практике, мы пока еще не знаем, но, по крайней мере, на бумаге все очень красиво изложено», – говорит руководитель отдела правовых работ и договорной документации управления строительства по ЗКО Ринат Гайнутдинов.
По его мнению, для того чтобы в реальности все это так же красиво работало, необходимо интегрировать базу портала госзакупок с порталом департамента госдоходов. Но в управлении строительства пока не знают, как технически это будет выглядеть: не осложнится ли процесс проведения госзакупок ситуацией с зависанием программ.
Плюс изменений в госзакупках, по мнению Рината Гайнутдинова, – это, безусловно, то, что к участию в тендерах будут допускаться финансово устойчивые компании, у которых есть и опыт, и хорошая материально-техническая база. Лишние компании, которые не имеют за душой ничего, кроме желания быть участниками госзакупок, ко второй фазе тендеров даже не допустят.
По его словам, в результате принятых изменений произойдет разделение строительных компаний по объектам: более мелкие из них будут работать на субподрядах или же браться за небольшие объекты строительства, а крупные – заниматься большими объектами.
Кроме того, теперь при участии в госзакупках фирм из других областей РК управление строительства будет избавлено от лишней бумажной работы. Его сотрудникам не придется посылать запросы в госорганы по месту регистрации потенциальных поставщиков, чтобы удостовериться в их опыте работы – всю информацию о строительных компаниях можно будет почерпнуть из электронного депозитария.
Подрядчики новшеств не боятся
Начальник отдела сопровождения проектов областной палаты предпринимателей Эльмира Утешева поделилась с «Курсивом» мнением, что нововведения позволят сделать госзакупки в сфере строительства более прозрачными – участвовать в них будут только добросовестные поставщики. Ведь теперь приоритет в конкурсах будет отдан тем компаниям, которые при равном опыте работы в сфере строительства имеют больший показатель по сумме уплаченных налогов за четыре года. Данная мера, по словам Утешевой, способствует противодействию теневой экономики. Отметим, что в целях повышения прозрачности указанного механизма 25 февраля 2019 года на главной странице портала госзакупок во вкладке «реестры» размещен реестр налоговых отчислений, где каждый потенциальный поставщик может ознакомиться со своими показателями уплаченных налогов.
Эльмира Утешева пояснила, что еще одним принципиальным новшеством станет то, что организатор госзакупок будет заполнять отдельное приложение с указанием всех квалификационных требований, предъявляемых к потенциальным поставщикам. Данная мера позволит строительному бизнесу максимально качественно готовить конкурсную заявку с соблюдением всех требований, предусмотренных конкурсной документацией.
«Большинство строительных фирм области (у нас 14 крупных предприятий) являются добропорядочными субъектами бизнеса: своевременно делают налоговые отчисления, зарплату вовремя выплачивают, имеют достаточно основных средств для работы. Проблем с тендерами у них нет, поэтому данное новшество их не удивило», – заключила Утешева.
Однако сами строители в разговоре с корреспондентом «Курсива» выразили сомнение по поводу того, сумеют ли изменения в законодательстве «О госзакупках» сделать процедуру тендеров более справедливой. Руководитель строительной компании ТОО «СКФ «Отделстрой» Валентина Михно рассказала, что и им с 25-летним опытом работы нередко приходится проигрывать в тендерах более молодым и неопытным фирмам.
«Мы несколько раз сталкивались с такой ситуацией, когда налоговики предоставляли заниженные данные по налоговым отчислениям в бюджет, в результате чего мы проигрывали конкурсы по госзакупкам. Были разбирательства, часть тендеров в итоге нам вернули. Но спорить с налоговыми органами сложно. Если сейчас ситуация изменится и все финансовые отчисления компаний в бюджет будут отражаться без искажений, то это мы только приветствуем», – заявила Михно.
По ее словам, введение электронного депозитария тоже будет на руку компаниям-долгожителям. В практике ее работы также были случаи, когда соперниками в конкурсах по госзакупкам выступали фирмы из Нур-Султана, о которых в ЗКО никто ничего не знал. Когда сотрудники ТОО «СКФ Отделстрой» начинали самостоятельно узнавать информацию об этих фирмах, то выясняли, что они фиктивные.
«Мы готовы предоставить всю информацию о себе в электронный депозитарий. Если отбор поставщиков на госзакупки по строительству будет проводиться справедливо и прозрачно, это для нас только плюс», – пояснила Валентина Михно.
Слова разъехались с делом
Павел Притолюк, Петропавловск
Люксовые автомобили за 17 млн тенге, приобретение нескольких десятков машин примерно по четыре миллиона за каждую – акиматы и управления не жалеют бюджетных денег на покупку служебного транспорта.
Недешевое удовольствие
В мае текущего года акимат Петропавловска разместил на сайте госзакупок объявление о покупке трех автомобилей. Это должны были быть машины 2019 года выпуска, С-класса, с системой доступа «без ключа» и кожаным салоном. Также заказчик требовал наличие интерфейса Bluetooth для мобильных устройств. На машины планировалось потратить 22,9 млн бюджетных тенге. Впрочем, разыграть лот так и не получилось: сделку запретил аким СКО Кумар Аксакалов.
«Мы выяснили, что городские власти закупают машины. Все это нужно приостановить. У нас есть более нужные направления. Это (покупка авто. – «Курсив») подождет», – сказал он на заседании акимата.
Позже выяснилось, что заявку на портале госзакупок разместила администрация самого акима СКО.
В хозяйственном управлении аппарата акима СКО корреспонденту «Курсива» по телефону объяснили, что расхождений тут никаких нет. Просто временный запрет на закупку машин был объявлен уже после того, как начались конкурсные процедуры, и обратной дороги уже нет.
«Приобретение производилось открыто, начиная от утверждения расходов на сессии маслихата и до публикации заявки на открытом портале», – указал в своем официальном ответе СМИ руководитель хозяйственного управления аппарата акима СКО Нуржан Исманов.
Нарушений законодательства в этой покупке не выявлено, говорят и источники «Курсива» в антикоррупционной службе. Главное, что машины отечественной сборки.
«Машина приобретена для представительских целей и имеет стандартную для таких авто комплектацию, без особых требований», – добавляют в акимате.
Брать числом. И ценой
На портале госзакупок средняя запрашиваемая цена за единицу автотранспорта для исполнительных органов составляет 3 млн тенге. Часто средства передвижения приобретают партиями. К примеру, Комитет лесного хозяйства и животного мира разместил лот на 39 машин на общую сумму 163 млн тенге. Конкурсные процедуры проводились несколько раз. Предложения потенциального поставщика отклонялись по причине несоответствия требованиям технической спецификации. А именно из-за отсутствия в машине пепельницы и прикуривателя, отмечается в размещенной на goszakup.gov.kz документации. Позже договор с тем же поставщиком был все же заключен.
Адресантами многих лотов выступили районные акиматы. Так, например, аппарат акима района Аккулы Павлодарской области в конце прошлого года подал заявку на покупку машины за 7,4 млн тенге. За право предоставить автомобиль боролись АО «Азия Авто» и ТОО «Гаярдо-Авто». Со вторым потенциальным поставщиком заказчик не сошелся в вопросе комплектации. Требовались легкосплавные диски радиусом не менее 18 дюймов с шинами 245/60 R18. Но и другая компания лот тоже не получила, поскольку к участию в открытом конкурсе был допущен только один поставщик.
Мало в привозе – много в запросе
Анжелика Волкович, Темиртау
Бизнесмены Карагандинской области считают, что Закон о государственных закупках нуждается в изменениях. Отсутствие жесткого контроля в этой сфере ведет к разорению частных компаний и предоставлению некачественных услуг.
С начала 2019 года в Палату предпринимателей «Атамекен» Карагандинской области обратились десятки частных компаний с жалобами на проблемы в системе государственных закупок. Бизнесмены просят юристов помочь им отстоять справедливость в судах.
«Большинство жалоб, которые мы получаем от предпринимателей, касаются госзакупок. Заказчики часто безосновательно обращаются в суды с исками о признании поставщиков недобросовестными и не выплачивают деньги за выполненные работы, утверждают наши заявители», – говорит начальник отдела по защите прав предпринимателей РПП «Атамекен» Азамат Даненбаев.
По его словам, в этом году юристы защищали права предпринимателей на 20 судебных процессах. И большую часть они выиграли благодаря тому, что заказчики подписывали акты выполненных работ.
«При оформлении заявок заказчики зачастую нечетко формулируют свои требования, неверно указывают параметры в технических характеристиках. Объединяют неоднородные работы и услуги, включают невыполнимые требования. И когда поставщик, подписавший ценовое предложение, выезжает на место, вдруг выясняется, что нужны дополнительные или вообще другие работы. А это лишние затраты», – добавил собеседник.
Касается всех
Руководитель ПК «Аспап» Толеген Ашимов говорит, что самая непроработанная законодательная база – в сфере строительства, что сказывается на проведении государственных закупок.
«По причине того, что сметы составляют не профессионалы, а случайные люди, мы часто участвуем в судах, на которых просим внести корректировки. Теряем время и деньги. Вся эта ситуация требует пересмотра законодательства. Нужно четко все прописывать и контролировать. В ином случае это поле для коррупции», – убежден бизнесмен.
Юристы палаты предпринимателей называют еще одну причину большого количества судебных споров в строительной отрасли, связанных с госзакупками.
«Закон об архитектурной и градостроительной деятельности несовершенен. Он был принят в 1993 году и уже не отвечает сегодняшним реалиям. Нужно ввести еврокоды, чтобы предприниматели действовали по четко установленным стандартам», – считает Азамат Даненбаев.
Как оказалось, проблемы с госзакупками испытывают не только строители, но и энергетики.
«Наша компания как субъект естественных монополий должна руководствоваться правилами, которые изданы в стране. То есть заключать договоры на покупку товаров, работ и услуг только раз в году. Однако никто не учитывает, что цены все время растут. Поэтому нам часто приходится работать на условиях поставщиков, что ведет к убыткам», – поделился директор ТОО «Bassel Group LLS» Михаил Ишуткин, владеющий ГРЭС в Темиртау.
Анализ жалоб и обращений, проведенных сотрудниками архитектурно-строительной инспекции Карагандинской области, показал, что только в 2018 году поступило 271 обращение, из них в сфере государственных закупок 49.
Мы ждем перемен
Предприниматели и юристы сходятся во мнении, что законодательная база государственных закупок давно требует доработки.
«Законодательство несовершенно, но сама практика еще хуже. Например, одним из критериев участия в тендере на проведение технического надзора является коэффициент налоговой нагрузки, который у инжиниринговых компаний априори мал. Поэтому фирма, торгующая алкогольной продукцией, имеет больше шансов выиграть тендер. Разве это правильно?» – недоумевает Толеген Ашимов.
Еще одной проблемой является демпинг, который никак не может служить залогом качества.
«Тендеры на проведение текущих ремонтных работ выигрывают фирмы, предлагающие наименьшую цену. Это в корне неправильный подход: низкую цену заявляет либо непрофессионал, либо не совсем добросовестный предприниматель, который сэкономит на строительных материалах, недоплатит рабочим или вообще не станет ничего делать», – полагает Ашимов.
Юристы написали письмо в НПП «Атамекен» с предложением ввести законодательное требование, не позволяющее заказчикам выбирать фирмы, которые делают неправдоподобно большие скидки. Данный вопрос они предлагают рассмотреть совместно с уполномоченным государственным органом.
Заказчик предпочитает не платить
Сергей Павленко, Шымкент
13% из более полутора сотен обращений, поступивших за восемь месяцев 2019 года в Палату предпринимателей Шымкента, связано с проведением госзакупок. Одним из самых распространенных нарушений является неоплата выполненных работ.
Кому не хочу, тому не плачу
Как рассказала «Курсиву» начальник отдела защиты прав предпринимателей и снижения административных барьеров Палаты предпринимателей Шымкента Сабира Адамбекова, одной из наиболее часто встречающихся проблем при проведении конкурсов госзакупок стала неоплата выполненных работ.
«Подрядчик производит работы согласно заключенному договору, оформленному и зарегистрированному через портал. Но заказчик отказывается выполнять свои обязательства. В некоторых случаях он выставляет дополнительные требования, к примеру, выполнение работ, не предусмотренных технической спецификацией данного конкурса. Бывает, что находятся и надуманные причины, чтобы отказать в оплате», – пояснила Сабира Адамбекова.
В пример она привела историю, когда для прокладки съездов автодорог заказчик поставил условие: наличие у подрядчика строительных кранов и тяжелой строительной техники. При этом предполагались работы не по прокладке многополосной автомобильной трассы, а лишь небольшого участка левого или правого съезда с автодороги.
«Эти завышенные требования организаторы ставят в ходе утверждения конкурсной документации. В таком случае участвовать в работах смогут только крупные строительные компании, которые имеют на балансе данную технику, а малый бизнес остается за порогом», – отметила собеседница.
В палате предпринимателей также было рассмотрено обращение потенциального поставщика ГСМ, заявка которого на участие в тендере была отклонена.
«Организаторы закупок одного из республиканских предприятий в технической спецификации указали условие, по которому у исполнителя должны быть АЗС во всех крупных городах Казахстана. Хотя какой смысл было иметь АЗС в разных регионах республики и городах страны, когда поставки ГСМ были только в Шардаринском районе Туркестанской области. Это мы считаем завышенными требованиями», – высказала позицию представитель палаты.
Суд на страже
Подобные материалы часто доходят до суда. Так, в экономический суд Шымкента с исковым заявлением обратился предприниматель, где в качестве ответчика выступало управление энергетики и коммунального хозяйства Шымкента. Истец заявил, что он был незаконно отстранен от участия в тендере, а предпочтение было отдано другому участнику.
Последний в результате стал победителем, и с ним был заключен договор на проведение работ по контролю за состоянием труб коммуникаций. Предприниматель просил отменить решение конкурсной комиссии. В заявлении указывалось, что причиной отказа организаторов закупок стало отсутствие у истца рентгеноскопического дефектоскопа со специфическими характеристиками.
«Если прокладываются коммуникации для транспортировки газа высокого давления, то нужны трубы без минимальных дефектов. Они выявляются рентгеноскопическим дефектоскопом. В условиях тендера было сказано о работах по прокладке и контролю труб газопровода низкого и среднего давления, для которых высокого качества контроля не требуется. У предпринимателя в наличии был ультразвуковой дефектоскоп, но организаторы посчитали, что этого недостаточно», – прокомментировал «Курсиву» судья специализированного межрайонного экономического суда Шымкента Серик Карим.
При этом он обратил внимание на то, что есть проектно-сметная документация, которая прошла государственную экспертизу. А она установила, что в данном проекте должен использоваться ультразвуковой дефектоскоп. Суд счел, что необходимости в предоставлении рентгеноскопического дефектоскопа нет и полученный ТОО отказ от участия в тендере неправомочен. Управление энергетики Шымкента обязали принять заявку ТОО для участия в конкурсе по госзакупкам.
Но у этого решения, как заметил Серик Карим, есть и другая сторона. Проблема заключалась в том, что победитель, являясь добросовестным участником конкурса, мог приступить к работам, заключить договоры на поставку, аренду, нести материальные затраты и в связи с отменой решения комиссии понести убытки. Но суд отменил и договоры. Было вынесено частное определение, которое направлено акиму города.
Цифра и другие меры
Завышенные требования, как сообщили в Палате предпринимателей Шымкента, фиксировались также при проведении госзакупок в сфере образования, ЖКХ, строительства. В частности, в сфере образовании «предпочтения» в условиях конкурсов выявлялись в основном при организации питания.
Как подчеркивают в палате, значительным барьером является проведение тендеров по госзакупкам на бумажных носителях.
«Мы заявили о необходимости перевода конкурсов в электронный формат, как и всех госзакупок. Этот вопрос включили в реестр проблем РПП и передали его на рассмотрение центрального аппарата. Надеемся, что госзакупки будут проводиться через электронный портал, а значит, и уменьшится риск нарушений», – рассказала Сабира Адамбекова.
Она отметила, что в электронном формате можно прослеживать весь процесс госзакупок от их объявления до заключения договоров.
«Мы смотрим целесообразность условий, технических спецификаций. Если видим, что есть явное завышенное требование, то отрабатываем с заказчиками, выносим вопросы на совет по защите прав предпринимателей и совместно с департаментом внутреннего аудита можем их проработать. А для всеобъемлющего контроля соблюдения законности представители прокуратуры включены в состав совета», – перечислила меры по профилактике нарушений в ходе проведения госзакупок представитель палаты.
Точка зрения: игра по правилам
Рсалды Какишева, судья специализированного межрайонного экономического суда ВКО:
«В ВКО впервые за последние два года отмечается снижение количества исков, связанных с госзакупками. После вступления в силу изменений в соответствующий закон многие спорные моменты решаются без участия судей.
Стало меньше дел
В 2018 году в судопроизводстве находилось более 4,4 тыс. дел, касавшихся госзакупок.
В 2019 году количество исков значительно уменьшилось. С начала года рассмотрено 1,2 тыс. исков по нарушениям в государственных закупках, это 36% от общего количества поступивших дел.
Мы связываем это, во-первых, с поправками в Закон «О госзакупках», которые теперь не вменяют в обязанность госорганов подавать в суд на поставщика в случае нарушения сроков. Это касается только тех тендеров, в которых исполнитель пусть позже, но все же выполнил обязательства, выплатил неустойку и ущерб. Во-вторых, уменьшение связано с тем, что активно работают наши пилотные проекты по примирительным процедурам.
Стоит отметить, что чаще всего иски по тендерам поступают от заказчиков. Чиновники требуют взыскать неустойку с поставщиков, нарушивших договорные сроки, или признать компанию недобросовестным участником госзакупок. Статистика показывает, что в 50% случаев исковые требования удовлетворяются.
Трижды подумать
Когда выносится решение, судья должен учитывать все обстоятельства в совокупности, придерживаясь критериев разумности, справедливости и законности. Это и наличие вины поставщика, и причины, по которым он нарушил сроки, и последствия такого решения. Ведь если фирма с коллективом 40 человек уже 10 лет работает только в госзакупках и ранее не имела нареканий, то справедливо ли за один договор с нарушением сроков признать ее недобросовестным участником»?
Точка зрения: не в пользу бизнеса
Игорь Шацкий, руководитель НПП в ВКО:
«Среди основных проблем в сфере госзакупок – системные нарушения Закона «О госзакупках» самими заказчиками.
Недавно в НПП обратилась гендиректор стройфирмы ТОО «Курылыс» Жибек Аралова. Ее фирма выиграла тендер на строительство сетей водопровода в двух селах Бескарагайского района. Сумма по двум объектам – около 500 млн тенге. В связи с тем, что у госэкспертизы проектов истек срок действия, договоры заказчика с ТОО не были зарегистрированы в юстиции. Заказчик просто удалил их с портала goszakup.gov.kz. А ведь предприниматель уже закупил материалы, нанял людей.
Вместо решения проблемы с документами отдел архитектуры, ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Бескарагайского района заключил новый договор способом из одного источника с госпредприятием «ГКП на ПХВ Бескарагайского района». Это явные признаки антиконкурентных действий, о чем мы сообщили в департамент Комитета по регулированию естественных монополий по ВКО. В отношении отдела начато расследование.
Другая актуальная проблема – ужесточение требований к МСБ. Согласно поправкам в закон, принятым в начале этого года, в случае равенства опыта потенциальных поставщиков выбор отдается в пользу тех, кто заплатил больше всего налогов за последние четыре года. Это ущемляет права малого бизнеса. МСБ оказывается в невыгодном положении по сравнению с крупными предприятиями, имеющими лицензии сразу на несколько видов работ (проектные, строительные, экспертные). Для решения этого вопроса, возможно, стоило бы внести изменения в существующий закон и заменить сумму налоговых отчислений коэффициентами налоговой нагрузки отдельно для каждого вида деятельности».
Госзакупки всегда пользовались повышенным вниманием и проверяющих госорганов, и обыкновенных казахстанцев, которым интересно, кому и на какие цели уходят солидные бюджетные потоки. Корреспондент Informburo.kz изучила госзакупки за 2019 год и составила топ-10 самых дорогих тендеров.
Поскольку объявлений о госзакупках за финансовый год публикуют более миллиона, то мы решили проанализировать только те тендеры, которые по сумме превышают 10 млрд тенге.
Количество тендеров стоимостью более 10 млрд тенге увеличивалось с каждым годом – вплоть до 2019 года. В прошлом году произошёл небольшой спад.
В 2016 году их было только четыре: два тендера на строительство школ в Алматинской области, реконструкция дороги до аэропорта Астаны и строительство коммуникаций – опять в Алматинской области. Самый крупный лот (строительство объектов образования) потянул на 19 млрд тенге.
В 2017 году крупных тендеров на сумму с десятью нулями было уже 12. Самый большой – на 45 млрд тенге: во столько компания «Казавтожол» оценила комплексные работы «под ключ» по реконструкции автодороги в Костанайской области.
В 2018 году тендеров на сумму более 10 млрд насчитывалось уже 27. Большинство из них – аренда спецтехники в каждом регионе страны на сумму 15 млрд тенге. Организатором этих тендеров выступили структуры Комитета по водным ресурсам Минсельхоза РК. Срок аренды спецтехники составил три года.
: В госзакупках «Казводхоза» нашли множество фактов конфликта интересовСамым крупным тендером на сайте госзакупок тогда был лот на 38 млрд тенге – по реконструкции участков автодорог республиканского значения Актюбинской и Атырауской областей.
В 2019 году тендеров на сумму свыше 10 млрд тенге набралось 20.
Вне конкурса
Абсолютным чемпионом 2019 года среди всех заявленных лотов мог бы стать лот на услуги по финансовому лизингу для АО «СПК Shymkent». Корпорация намеревалась приобрести 300 автобусов на общую сумму в 42 млрд тенге. Крупнее, чем этот тендер, в Казахстане в прошлом году не проводили. Объявления размещали пять раз, начиная с июля, однако в итоге закупка не состоялась, поскольку ни один из потенциальных поставщиков не подал заявок. Мы решили рассматривать это объявление вне конкурса.
Год назад СПК «Shymkent» уже покупало в лизинг 300 автобусов ТОО «Сарыаркаавтопром».
Теперь обратимся непосредственно к списку самых дорогих завершённых сделок.
Десятое место
Топ-10 крупнейших госзакупок открывает реконструкция автомобильных дорог в городе Атырау на семи улицах. В рамках одного тендера городской отдел ЖКХ выставил семь лотов на общую сумму 14,6 млрд тенге. Шесть из семи лотов выиграло ТОО «Атырауинжстрой».
Дорожные работы / Фото предоставлено пресс-службой ТОО «Атырауинжстрой» / Фото Жанарыса Изтелеуова
Девятое место
На 17,9 млрд тенге заключило договор ТОО «Астана LRT» о приобретении 100 электробусов. Победителя госзакупок определили способом из одного источника – им стало АО «БРК-Лизинг». Эту сделку широко обсуждали в столице: многие горожане посчитали цену за электробусы завышенной.
Astana LRT о дороговизне электробусов: «Начинка» увеличила стоимость на 20%
15 первых электробусов уже вышли на линию. Глава «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов уверен, что эти автобусы не только экологичны, потому что не загрязняют окружающую среду, но и выгодны с экономической точки зрения.
Аким столицы Алтай Кульгинов инспектирует первые электробусы / Фото с сайта акимата Нур-Султана
Восьмое место
На строительство транспортной развязки на пересечении улицы Бухтарминской с Кульджинским трактом в Алматы управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог мегаполиса выделило 18,9 млрд тенге.
Пробивка улиц, строительство дорог и аэропорта: как будут развиваться Алматы и пригороды
Поскольку условия тендера составлял профильный госорган, то и техническая спецификация получилась очень понятной даже для непосвящённого читателя. В часы пик этот участок перегружен, а он важен для международного коридора – автодороги А-2: граница с Узбекистаном – Шымкент – Тараз – Алматы – Хоргос. Тендер выиграло ТОО «Bazis Construction».
Седьмое место
В Карагандинской области выделили 20 млрд тенге на строительство магистральных сетей теплоснабжения в жилых массивах Караганды. Протяжённость теплотрасс, которые должен построить поставщик госзакупок, – 22 км. Тендер выиграло ТОО «Ай-су мелиорация».
Шестое место
На реконструкцию 80-километрового участка автодороги Индер – Карабау – Миялы – Сагыз в Атырауской области выделили 22 млрд тенге. Победителем тендера стало ТОО «Атырауинжстрой», оно должно будет отремонтировать трассу регионального значения. Правда, издание ATPress.kz отметило, что дорогу придётся не столько реконструировать, сколько строить с нуля.
«Здесь никогда не было настоящих дорог с асфальтовым покрытием. Попытки построить их в прошлом столетии были. По утверждению местных жителей, в 70-80-х годах ХХ века трассу Индер – Карабау возводить вроде начали. Однако, накидав одно лишь щебёночное основание, рабочие исчезли», – сообщается на сайте.
Пятое место
Тендер на подрядные работы по строительству и реконструкции сетей водопровода стал крупнейшим в столице – лот оценили в 29 млрд тенге. Победителем стало ТОО «АП-Импэкс». По условиям тендера компания должна заниматься реконструкцией подающего водовода на насосно-фильтровальную станцию Нур-Султана от насосной станции 1-го подъёма до жилого массива «Железнодорожный».
Четвёртое место
30 млрд тенге, закупка для ГУ «Казселезащита» КЧС МВД РК. Победителем стало ТОО «Bazis Construction». Система мониторинга руслоформирующих и защитных сооружений по реке Хоргос на участках международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», приграничной торгово-экономической зоны «Хоргос-Восточные ворота», посёлков Баскунчи, Хоргос и пограничной заставы в Панфиловском районе Алматинской области.
Система мониторинга предназначена для контроля состояния руслообразующих и защитных сооружений, строительных конструкций, находящихся в непосредственной близости с руслом реки Хоргос на заданном участке. С её помощью должно быть возможно обнаруживать изменения в стоке воды вдоль русла реки на протяжении всего контролируемого участка.
18 апреля 2019 года в Панфиловском районе Алматинской области торжественно положили начало строительству совместной казахстанско-китайской селезадерживающей плотины «Чукурбулак».
Начало строительства плотины «Чукурбулак» в Хоргосе / Фото с сайта КЧС МВД РК
Третье место
Заказчиком третьего по дороговизне тендера в 2019 году выступило АО «НК «Казавтожол». Тендер вытянул на 30 млрд тенге. На эти деньги необходимо было реконструировать автодороги республиканского значения в Алматинской области на направлении Ушарал – Достык. В этом тендере было два лота, и оба выиграло ТОО «АБК-Автодор НС».
Второе место
Три лота на общую сумму в 35 млрд тенге были размещены в одном пакете – для капитального ремонта участков автодорог республиканского значения в Западно-Казахстанской области. Заказчиком выступило АО «НК «Казавтожол». Победителями стали ТОО «Uniserv», которое выиграло лот на 15,5 млрд тенге, и ТОО «Темиржол жондеу», выигравшее два лота на 20 млрд тенге в общей сложности. Техническая спецификация, то есть объём работ и их детализация, на портале в открытом доступе представлена не была.
Первое место
Самым дорогим тендером 2019 года среди тех объявлений, что были опубликованы на сайте госзакупок, стал тендер на продолжение строительства метрополитена Алматы – лот на 40 млрд тенге. Его выиграло ТОО «Bazis Construction».
фото: Jonathan McHugh/Ikon Images RM/fotobank.ru
В 2013 году на государственные закупки в Казахстане было израсходовано более 2,4 трлн тенге, притом что вся затратная часть бюджета составила 6,85 трлн тенге. То есть почти треть денег, которые государство тратит на свои нужды, было выставлено на открытые состязания для подрядчиков.
Кто является конечным получателем этих денег? Зачастую сложно выяснить, какая именно компания выиграла тот или иной конкурс, не говоря уже об учредителях или акционерах фирмы-победителя или конечных бенефициарах. Forbes Kazakhstan проанализировал итоги тендеров и конкурсов на общую сумму более 783,1 млрд тенге, что составляет 32,6% от общей суммы затрат на госзакупки в 2013 году.
Как считали
На первом этапе исследования было проанализировано 3270 государственных тендеров с веб-портала государственных закупок goszakup.gov.kz, портала информационной системы электронных закупок АО ФНБ «Самрук-Казына» tender.sk.kz, а также на сайтах министерств, ведомств, акиматов областей, госкомпаний.
Мы рассматривали только крупные государственные заказы с минимальной ценой в 150 млн тенге, а также подряды для квазигосударственных организаций («дочек» ФНБ «Самрук-Казына») в размере 15 млн тенге. Порог отсечения для госкомпаний был понижен из-за того, что у них очень высока доля несостоявшихся крупных конкурсов.
На втором этапе суммы всех контрактов были сложены и распределены по компаниям – получателям денег. Таким образом был составлен лонг-лист, в который попали 730 компаний.
На третьем этапе в главный ренкинг были отнесены организации, которые заняли в «длинном» списке первые 15 мест.
Четвертый этап показал исследовательской группе, кто стоит за этими компаниями. Опираясь на официальную информацию, были раскрыты данные по учредителям ТОО и выявлены акционеры АО. После этого акционеры и учредители компаний были проверены на предмет участия в других предприятиях, которые также выигрывали тендеры, но не попали в топ-15. Если та или иная персона появлялась в учредителях или акционерах неучтенной организации, к ее общей сумме прибавлялась сумма нового контракта, соответствующая доле рассматриваемого бизнесмена в компании.
На пятом этапе победители тендеров от госструктур были распределены между 16 регионами страны – 14 областями и двумя городами республиканского значения – Астаной и Алматы. Таким образом мы выяснили крупнейших получателей госконтрактов по регионам Казахстана.
В итогах исследования учитывались только казахстанские компании, хотя иностранные фирмы получают не менее интересные контракты. Например, ТОО «Инженерная буровая компания «Сибу-Кызылорда» (подразделение китайской CNPC) получило подрядов от АО «Мангистаумунайгаз» на общую сумму почти 13 млрд тенге.
Охота на тендер
Стоит ли говорить, что поиск информации и конечных получателей государственных денег был осложнен многими факторами? Основной – это банальное игнорирование закона, который требует, чтобы вся информация о ходе закупок публиковалась на сайте заказчика в сжатые сроки, а именно в два-три дня.
Кто-то исполняет закон лишь отчасти, публикуя на сайте информацию о предстоящих тендерах, но не утруждая себя тем, чтобы раскрывать итоги конкурсов. Кто-то выкладывает данные, но осложняет к ним доступ, устанавливая заведомо непроходимую регистрацию. Многие «заливают» на сайты документы, при этом меняя формат файла, так что скачавший пользователь не может потом его открыть. При этом достаточно вручную поменять расширение файла на .doc, и он прекрасно открывается, что говорит об умышленной порче документа. Значит, есть что прятать. Ко многим документам ведут битые ссылки. Вроде бы публикация есть и норма закона соблюдена, но самого документа нет.
Так, у Управления строительства Павлодарской области по большинству проектов стоит статус «конкурс закрыт», а протоколов итогов нет. У Управления энергетики Астаны самые свежие протоколы на сайте за 2012 год, а у Управления строительства столицы протоколы итогов закупок из одного источника за 2013 год ведут к пустым ссылкам.
Зачастую выделяются серьезные деньги на проект, который не несет конкретной информации о том, на что, собственно, потрачены средства. Допустим, в некоторых лотах Министерства транспорта и коммуникаций стоит «реконструкция автомобильных дорог республиканского значения» и при этом не сказано, на какую именно трассу, какой ее отрезок были потрачены средства.
В ходе исследования попадались тендеры, которые нельзя было интерпретировать однозначно. К примеру, в 2013 году АО «Казахстанская ипотечная компания» закупило у ТОО «Nice Tour», где единственным учредителем является Баян Рсалдина, 42 однокомнатных, 79 двухкомнатных и 19 трехкомнатных квартир, все в чистовой отделке, на сумму 1,45 млрд тенге. В профиле ТОО «Nice Tour» указано, что специализация компании – «Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения». Кстати, Рсалдина была одним из акционеров АО «Валют Транзит Банк», с долей в 9,8% акций.
Конкурс для своих
Что бы ни говорили ответственные лица о повышении прозрачности государственных закупок, на деле ситуация остается далеко не столь однозначной. Многие госконтракты получают приближенные к организаторам конкурса компании.
Зачастую техническая спецификация лота составлена таким образом, что изначально предполагает победу строго определенной фирмы, которая и предоставляет именно эту продукцию. Это касается закупки мебели, техники и прочего, что, по сути, нивелирует сам принцип конкурса.
Закупки из одного источника – самый популярный вид государственных закупок в Казахстане, который осуществляется по простой схеме. Создавая множество искусственных барьеров, организатор допускает к конкурсу только одну нужную ему компанию. Из-за того что эта компания осталась в гордом одиночестве, тендер признается несостоявшимся и закупки производятся из одного источника.
В старой редакции Закона о государственных закупках от 13 января 2012 года говорится о том, что если закупки признаны несостоявшимися из-за подачи менее двух заявок, их можно провести способом из одного источника.
Согласно новой редакции закона (изменение от 14.01.2014) можно провести закупки из одного источника в том случае, если аукцион признан несостоявшимся, за исключением случаев, когда победитель и потенциальный поставщик отказались заключать договор. То есть фактически по новому закону можно признать конкурс несостоявшимися даже с двумя и более количеством заявок (просто отклонить все заявки) и провести госзакупки из одного источника.
Разумеется, в законе есть также исключения. Например, закупку из единственного источника можно провести на вполне законных основаниях, если расходы государственной компании связаны с представительскими расходами, проведением выставок и конференций, тренингов. Поставщик может быть изначально единственным при «приобретении услуг по размещению информации в зарубежных средствах массовой информации, а также услуг по предоставлению информации, размещенной на интернет-ресурсах».
Неотвратимость наказания
С недобросовестными исполнителями и заказчиками государственных закупок идет борьба со стороны государства. «4,9 млрд тенге – сумма бюджетных средств, предотвращенных аналитиками ситуационного центра Агентства финансовой полиции от нерационального использования в 2013 году и за первый квартал 2014 года путем мониторинга конкурсов государственных закупок на предмет завышения планируемых закупочных цен», – говорится в официальном сообщении финпола.
В 2013 году и в первом квартале 2014 года возбуждено 633 уголовных дела. Сумма ущерба составила 116,9 млрд тенге. Отметим, что в прошлом году на основе данных ситуационного центра было возбуждено более 500 уголовных дел с ущербом свыше 110 млрд тенге, предотвращено нерациональное использование бюджетных средств на сумму более 3,5 млрд тенге.