Техническое нормирование

Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:

— защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

— повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

— технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

— единства измерений;

— национальной безопасности;

— устранения технических барьеров в торговле;

— рационального использования ресурсов.

Техническое нормирование и стандартизация основываются на следующих принципах:

— обязательности применения технических регламентов;

— доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц;

— приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;

— использования современных достижений науки и техники;

— обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов;

— добровольного применения государственных стандартов.

2.4. Субъекты технического нормирования и стандартизации

Субъектами технического нормирования и стандартизации являются:

— Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов;

— юридические и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели Республики Беларусь;

— иностранные юридические лица, иностранные граждане;

— лица без гражданства;

— иные субъекты правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации.

2.5. Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации

Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает:

— определение и реализацию единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации;

— формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

— установление единого порядка разработки и утверждения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;

— координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов;

— утверждение технических регламентов, государственных стандартов;

— установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах, технических условиях;

— установление порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов.

Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется:

— Президентом Республики Беларусь;

— Советом Министров Республики Беларусь;

— Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт);

— Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (Минстройархитектуры);

— иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

ЭКОНОМИКА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

PERSONNEL MANAGEMENT AND HUMAN RESOURCE MANAGEMENT

УДК 331.103 ББК 65.242

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРУДА РУКОВОДЯЩЕГО ПЕРСОНАЛА

ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ:

АНАЛИЗ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

К. С. Куксенко1, Т. А. Коркина1, О. А. Лапаева2

1 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

2 Челябинский филиал Института горного дела УрО РАН, Челябинск, Россия

В статье проанализирована система регламентации труда руководителей на горнодобывающем предприятии. Разработаны количественные показатели деятельности руководителя и система рейтинговой оценки, позволяющие оценить качество управления. Предложена методика разработки функционала руководителей как метод совершенствования регламентации их труда.

Ключевые слова: регламентация труда, горнодобывающее предприятие, руководители, функционал, рейтинг.

REGULATION OF LABOR MANAGERS OF MINING ENTERPRISES: ANALYSIS AND IMPROVEMENTS

K.S. Kuksenko1, T.A. Korkina1, O.A Lapaeva2

1 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

2 Chelyabinsk branch of the Institute of mining UB RAS, Chelyabinsk, Russia

Keywords: labor regulation, mining enterprise, managers, functional, rating.

На сегодняшний день в теории и практике управления понятие «регламентация» носит преимущественно формальный характер, отражающий юридическое закрепление каких-либо норм. Наиболее распространенное определение регламентации труда — это установление правил,

положений, инструкций, норм, определяющих порядок деятельности работников при осуществлении ими трудовых функций .

Одним из первых, кто прямо указал на проблему регламентации, считается Эмиль Дюрк-гейм. Он это сделал в своей работе, посвященной

разделению труда, более ста лет назад. Он отмечает: «Чем более солидарны члены общества, тем более поддерживают они разнообразные отношения друг с другом, так и с группой в целом. С другой стороны, число этих отношений непременно пропорционально числу определяющих их юридических правил» . Таким образом, он четко указывает на юридический аспект регламентации, хотя сам термин «регламентация» пока не использует .

Согласно классификации Э. Дюркгейма, существуют 4 проблемы регламентации, которые должен решать каждый руководитель :

1. Регламентация. Объем и качество.

2. Регламентация и свобода.

3. Регламентация и самоорганизация.

4. Регламентация и справедливость.

Рассмотренные более ста лет назад проблемы

регламентации существуют и сегодня. Особенно актуальны поднятые проблемы соотношения регламентации и свободы, и самоорганизации в деятельности руководителей, поскольку деятельность руководителя обладает рядом отличительных характеристик. Так, исследователи вопроса характера труда руководителей и управленческого персонала на сегодняшний день говорят о том, что труд управленческого персонала носит следующий характер :

1. Умственный,

2. Разнообразный, нестабильный,

3. Творческий,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Предпринимательский,

5. Информационно-коммуникационный,

6. Инновационный.

Соотнесение характера труда руководителей и проблем, выделенных в системе регламентации в целом, позволяет выявить недостатки, существующие в регламентации труда руководителей:

1. Объем и качество регламентов. Большее количество регламентов в деятельности руководителей, не дает гарантии более качественного процесса управления, а иногда, наоборот, может производить обратный эффект. Также необходимо исключить формалистский подход к существующим регламентам (в них не должно быть противоречий и несостыковок).

2. Регламентация и свобода. Необходимо создать такую систему регламентации на предприятии, которая не ограничивала бы руководителей, а, наоборот, создавала им поле свободы.

3. Регламентация и самоорганизация. Деятельность руководителей непостоянна и зависит от сложившихся условий и обстоятельств, в которых руководитель вынужден принимать управленческие решения. Предусмотреть все возможные варианты и прописать их в инструкциях невозможно, поэтому необходима система основных

показателей, на которые руководитель может ориентироваться в процессе своей деятельности.

4. Регламентация и справедливость. Регламентация не выполнит свою функцию обеспечения солидарности, если она не будет справедлива, в связи с этим необходима система оценки, позволяющая объективно отражать качество выполнения руководителем своих функций и регламентов.

Таким образом, сложность процесса регламентации труда руководителей определяется тем, что данная категория работников обладает особым творческим и разнообразным характером труда и рядом специфических особенностей деятельности, затрудняющих установление и закрепление в документальной форме четких алгоритмов действий при осуществлении ими своих трудовых функций.

В деятельности руководителя основным регламентирующим документом является должностная инструкция.

Должностная инструкция, являясь необходимым звеном системы актов о компетенции, закрепляет реализуемую деятельность в формализованных правилах. В идеале должностная инструкция должна выполнять функцию нормативной деятельности работников, основной целью которой является четкое разделение и закрепление по каждой должностной позиции обязанностей, прав и ответственности .

Для оценки состояния регламентации труда руководителей на горнодобывающих предприятиях был проведен анализ должностных инструкций руководителей. Анализ проводился путем выявления в пунктах инструкций основных направлений деятельности руководителя, а именно:

— обеспечение безопасности;

— обеспечение эффективности;

— поддержание порядка (воспроизводство деятельности);

— развитие.

Помимо анализа проводилась самооценка должностных инструкций руководителями, которые должны осуществлять деятельность исходя из этих инструкций. По итогам анализа и самооценки должностных инструкций некоторые руководители относят пункты должностной инструкции, направленные на поддержание порядка, к направлениям «развитие», «безопасность», «эффективность». Данная ситуация показывает, что руководители не понимают своих основных функций и направлений деятельности.

Анализ должностных инструкций руководителей выявил следующие проблемы:

1. Полное или частичное отсутствие функции развития. Функция развития, которая

включает создание необходимых условий для работы персонала структурного подразделения и всей организации, должна быть одной из ключевых функций руководителя, однако в должностных инструкциях она либо отсутствует совсем, либо выражена неявно.

2. Инструкция преимущественно носит формальный характер. Структура инструкция является типовой, и большинство обязанностей и функций, отраженных в ней, идентичны обязанностям рабочих — «соблюдать правила техники безопасности», «осуществлять и выполнять требования законодательных, нормативных документов по охране окружающей среды», то есть доля действительно важных и соответствующих должности руководителя функций очень мала.

3. Большинство руководителей не знакомы с содержанием своей должностной инструкции. В связи с тем, что инструкция в большинстве своем типовая, многие руководители подписывают ее, не ознакомившись с содержанием. То есть в ходе анализа были выявлены смысловые и логические ошибки, однако инструкция была подписана, и руководитель осуществлял свою деятельность в рамках этой инструкции.

Исходя из анализа должностных инструкций руководителей, можно сделать вывод, что на сегодняшний день документ, основным предназначением которого является регламентация деятельности руководителя и отражение его основных функций, не реализует это предназначение. В своей деятельности большинство руководителей его не используют и управляют не исходя из своих должностных функций, а по принципу «здесь и сейчас», то есть не осуществляют планирование и развитие на будущее, а решают текущие вопросы либо устраняют последствия нерешенных в предыдущем периоде задач.

Поскольку для руководителей, как для рабочих, невозможно прописать четкую последовательность действий в той или иной ситуации, в рамках совершенствования регламентации труда руководителей особое внимание необходимо уделить не «процессу», а «результату», т. е. показателям качества управления. Данные показатели предлагается разделить по основным направлениям деятельности руководителя: результативность, безопасность, эффективность, развитие и работа с персоналом (табл. 1).

Разработанные количественные показатели деятельности руководителей нуждаются в документальном закреплении, то есть в регламентации. То есть в целях совершенствования ре-

гламентации труда необходимо формализовать деятельность руководителя, а именно создать систему функций управления, реализация которых обеспечивает требуемую динамику повышения эффективности и безопасности производства. Такая формализованная система функций управления представляет собой функционал руководителя.

Функционал руководителя не только определяет круг выполняемых руководителем функций, но и определяет методы решения поставленных перед руководителем задач.

Исследования по разработке функционала руководителя определяют ряд методологических положений :

1. Функционал — это предназначение руководителя и главное средство обеспечения требуемой динамики повышения эффективности и безопасности производства в конкретной зоне ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Функционал должен быть институционально закреплен и обеспечен соответствующими средствами и механизмом контроля его реализации.

3. Меру освоения функционала руководителя следует оценивать по показателям эффективности и безопасности производства, и эффективности работы с персоналом.

4. Освоение требуемых типов функционалов и их развитие необходимо осуществлять посредством усиления вовлеченности и повышения потенциала руководителя в ходе решения задач совершенствования производства в своей зоне ответственности.

На некоторых горнодобывающих предприятиях ведется работа по формированию и развитию функционалов руководителей как корпоративных документов, которые оформляются в виде Положения о должностном лице. Однако проведенный анализ существующих должностных инструкций показал, что на сегодняшний день инструкция носит формальный характер и некоторые руководители не знакомы с ее содержанием. Кроме того, многие руководители недовольны большим количеством регламентирующих документов, и еще один документ, регламентирующий деятельность, может вызвать отторжение со стороны руководителей, и новый документ не окажет должного эффекта. В связи с этим необходимо не создавать новый документ, а изменить уже имеющийся, то есть усовершенствовать должностную инструкцию (табл. 2).

На горнодобывающих предприятиях ведется работа по формированию функционалов руководителей, однако на сегодняшний день не сформирована единая методика разработки и внедрения данных функционалов, а также не всегда

* составлено автором на основе ** Обозначения:

Лп — общее количество продукции, услуг, работ;

Лбр — количество бракованной продукции, некачественно оказанных услуг / работ; Лпп — количество периодов, отработанных с плановыми параметрами; Лоп — общее количество периодов;

Лсо — количество стандартизованных операций в производственном процессе;

Лоо — общее количество операций в производственном процессе;

Лт — количество случаев травмирования;

Лс — количество смен в отчетном периоде;

Мустр — количество устраненных нарушений за период;

Л — общее количество нарушений за период;

Л — количество мес. (сут., см.), отработанных без нарушений правил безопасности; N — количество мес. (сут., см., ч) в периоде;

Лотн — количество операций, выполненных с технологическими нарушениями; Гф — фактическое время; Тк — плановое время;

Чр — численность работников, готовящихся к замещению вышестоящих должностей; Чш — штатная численность подразделения; Лви — количество внедренных инноваций;

Лои— общее количество инноваций (внедренные и не принятые к внедрению); Эви — социальный и экономический эффект от внедрения инноваций; Зрви — затраты на разработку и внедрение инновации.

Показатели деятельности руководителя*

Направление деятельности Показатель оценки Формула**

1. Результативность Объем продукции, услуг т, т-км, м3

Коэффициент качества продукции, услуг Ккп = (N — NJ / МП

Коэффициент качества планирования К = N / N -*чкп *пп / -1 *оп

Коэффициентоперационной организованности К = N / N оо ‘со / оо

2. Безопасность Количество нарушений техники безопасности ^ 0

Коэффициент частоты травмирования Кчт = NT / Nc

Коэффициент эффективности обеспечения безопасности труда работников КБэ устр /

Коэффициент надежности обеспечения безопасности труда работников КН=N/N

3. Эффективность Себестоимость производства ^ min

Коэффициент нарушений технологических параметров К = N / N тн *отн / оо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент использования оборудования Кио = Тф / Тп

Коэффициент использования рабочего времени К = T / Т

4. Работа с персоналом Нарушение трудовой дисциплины ^ 0

Уровень профессионализма ^ 1

Качество кадрового состава ^ max

Наличие кадрового резерва на более высокий уровень управления К = Ч / Ч кр р / ш

5. Развитие Количество инноваций ^ max

Коэффициент внедрения инноваций К = N / N ви ви ои

Коэффициент эффективности инноваций К = Э / З ■^эи ^ви / ^рви

ясно, какие показатели результатов управления необходимо включать в данный функционал.

Во-первых, для совершенствования регламентации труда руководителей и разработки и внедрения функционала руководителей необходимо учитывать качество управления. Для оценки ка-

чества управления была разработана пошаговая схема (см. рис. 1).

Необходимость оценки качества управления для регламентации труда и разработки функционала руководителя вызвана тем, что в ходе трудовой деятельности руководитель должен

Предлагаемые изменения в должностную инструкцию руководителя*

Показатель сравнения Существующая должностная инструкция Предлагаемая должностная инструкция

Целевое предназначение Документ, определяющий место руководителя в структуре подразделения Действенные инструмент управления и нормирования, определяющий методы решения поставленных перед руководителем задач

Характер документа Типовой отраслевой документ Документ, учитывающий особенности деятельности конкретного подразделения и руководителя

Состав документа Задачи, права, обязанности и ответственность, порядок приема, замещения и увольнения Задачи, права, обязанности и ответственность, порядок приема, замещения и увольнения, целевые задачи руководителя, методы их решения и способы обеспечения взаимодействия персонала

Показатели деятельности Отсутствуют Количественные показатели результатов деятельности руководителя (см. табл. 1)

* Составлено автором.

выполнять все основные управленческие функции (планирование, организацию, мотивацию, контроль). Однако на практике довольно часто происходит ситуация, когда одной из функций руководитель уделяет больше своего рабочего времени, считая, что она является более приоритетной, например контролю, из-за этого недостаточное внимание уделяется остальным, что в свою очередь приводит к тому, что в работе подразделения возникают проблемы из-за недостаточного внимания к мотивации персонала или некачественной организации производственного процесса. Для того чтобы выявить, как руководитель распределяет свое рабочее время по функциям управления и как это влияет на работу подразделения, необходимо провести анализ соответствия фактического и требуемого уровня качества управления.

Нормативные значения оценки качества выполнения функционала руководителей подразделений и оценки их профессиональных качеств устанавливаются руководителем предприятия исходя из разработанных специальных матриц, в которых 5 уровней развития: 1 — крах неизбежен, 2 — деградация, 3 — воспроизводство, 4 — расширенное воспроизводство, 5 — устойчивая траектория развития. Так, например, если требуемый уровень развития предприятия не подразумевает расширения производства и выход на новый уровень развития, а направлен исключительно на поддержание уже достигнутого уровня, нормативные значения качества управления и профессиональных качеств руководителей структурных подразделений устанавливаются в районе 3 уровня.

Для решения проблемы соотнесения регламентации и оценки выполнения функционала руководителем предлагается использовать рейтинговую оценку деятельности руководителей, тем более что основой этой оценки выступают

разработанные количественные показатели деятельности.

Существующая на горных предприятиях система оценки результатов деятельности структурных подразделений ориентирована в основном на обоснование размера премирования руководителей и работников подразделения . Однако в современных условиях актуальной является задача достоверного и комплексного информационного обеспечения о соответствии получаемых результатов целевым параметрам развития предприятия (подразделения).

В связи с этим необходима система оценки результатов труда, которая была бы не только инструментом контроля и установления размера премии, но и отражала реальные результаты деятельности, анализ которых способствовал бы планированию деятельности и развитию предприятия.

В качестве такой системы целесообразно использовать систему рейтинговой оценки. Основные отличительные особенности данной системы от существующей системы оценки представлены в табл. 3.

Можно сделать вывод, что существующая, традиционная для многих горнодобывающих предприятий система оценки деятельности производственного подразделения имеет все признаки так называемой запаздывающей системы, а система рейтинговой оценки нацелена на релевантность предоставляемых данных.

Кроме того, рейтинговая оценка более динамична, то есть рейтинг является оценкой на заданный момент времени и периодически должен подтверждаться или изменяться с учетом меняющейся цели развития предприятия, экономической ситуации, условий и факторов производства. Необходимо проводить текущий мониторинг и обновлять рейтинги на основе периодического пересмотра рейтинговой оценки.

1. Определить требуемый уровень качества управления (определить параметры, по которым будет проводиться оценка: эффективность, безопасность, производительность и т.д.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И

2. Оценить соответствие фактического уровня качества управления требуемому

3. Фактический уровень соответствует требуемому?

Да, соответствует ^^

4. Поддержание существующего уровня качества управления и выявление резервов его повышения Нет, не соответствует

Анализ причин несоответствия и выявление функции, выполняемых некачественно

4.1. Анализ документационного обеспечения нормирования труда руководителя (должностные инструкции, положение о нормировании)

4.2. Оценка профессиональных качеств руководителя

4.3. Оценка качества выполнения функционала руководителя

4.4. Оценка состояния структурного подразделения по показателям

5. Обучение руководителей и рационализация рабочего времени руководителя и выделение времени на выполнение функций, недостаточное внимание к которым приводит к неэффективной работе подразделения

Рис. 1. Порядок оценки качества управления при совершенствовании регламентации труда руководителей

(составлено автором)

Сравнение существующей системы оценки результатов деятельности структурных подразделений горнодобывающего предприятия и системы рейтинговой оценки

Характеристики

существующей системы оценки системы рейтинговой оценки

1. Нет наглядного представления результатов работы службы по направлениям: работа с персоналом, результаты работы службы в части ее развития 1. Результаты работы предприятия (подразделения) представлены комплексно, наглядно и выделены цветом относительно заданного уровня по основным направлениям: безопасность, эффективность, работа с персоналом, развитие.

2. При рассмотрении преобладает план-факт-анализ показателей, динамика показателей и их тенденции практически не рассматриваются 2. Позволяет проследить динамику, прогнозировать изменение значений при изменении целей и задач предприятия (подразделения), вносить корректировки через весовые коэффициенты

3. Отсутствие единого измерителя результатов работы руководителей различных подразделений, нет сопоставимости результатов 3. Используется единый измеритель (баллы) результатов работы руководителей производственных подразделений, есть возможность сопоставления

4. Не позволяет оценить и сопоставить количественные и качественные характеристики объекта управления руководителя подразделения 4. Позволяет оценить как количественные показатели, так и качественные характеристики объекта управления руководителя

5. Возможность организации внутренней конкуренции между службами как инструмента повышения мотивации персонала

Цель освоения рейтинговой оценки результатов деятельности подразделений — вовлечение менеджмента всех уровней управления предприятием в процесс взаимовыгодного сотрудничества, направленного на повышение эффективности и безопасности производства .

Таким образом, совершенствование регламентации труда руководителей путем изменения должностной инструкции, отражающей не только место, значение и ответственность руководителя в структуре предприятия, но и функционал руководителя, методы решения целевых задач и способы обеспечения взаимодействия персонала подразделения, создаст условия для повышения эффективности работы руководителя, управления и развития производственного процесса.

Для обеспечения системного подхода к совершенствованию регламентации труда руководителей на горнодобывающих предприятиях разработан алгоритм, который представлен на рис. 2.

Регламентация функционала руководителя и рейтинговая оценка его деятельности будут способствовать повышению эффективности деятельности руководителя, качественному выполнению им своих функций, грамотной организации производственного процесса, что, в свою очередь, приведет к формированию требуемых взаимоотношений и взаимодействия всего персонала структурного подразделения, что закономерно приводит к повышению эффективности деятельности предприятия.

Мероприятия по совершенствованию регламентации труда требуют комплексного анализа их эффективности, так как оказывают влияние одновременно на различные стороны производственной деятельности как самого руководителя, так и всего предприятия. Поэтому анализируются материально-технические, организационные и экономические последствия, а также учитывается их социальная значимость.

Оценивать эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию регламентации труда руководителей путем внедрения функционала руководителя и системы рейтинговой оценки предлагается посредством изменения результатов рейтинговой оценки и полученного от этого эффекта, так, изменение рейтинга (до внедрения предлагаемого проекта и после внедрения) отразит, эффективны ли были предложенные мероприятия.

Совершенствование регламентации труда руководителя на основе разработки и применения количественных показателей деятельности и функционала руководителя, а также рейтинговой оценки его деятельности будут способствовать повышению эффективности руководителя, качественному выполнению им своих функций, грамотной организации производственного процесса, что, в свою очередь, приведет к формированию требуемых взаимоотношений и взаимодействия всего персонала и, как следствие, к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.

I Подготовительный этап

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Анализ должностных инструкций

2. Оценка качества управления (рис.1)

ЗЕ

II Основной этап

1. Определение основных нормативных показателей деятельности руководителя

2. Внесение изменений в должностную инструкцию

2.1 Устранение недостатков (смысловых и логических ошибок)

2.2 Исключение или уточнение пунктов, противоречащих друг другу

2.3 Внесение дополнительных пунктов (функций, которые не отражены в инструкции)

2.4 Разделение пунктов по функциям управления и по направлениям деятельно-

2.5 Внесение показателей качества управ-

2. Формирование системы рейтинговой оценки

2.1 Расчет и оценка нормативных значений показателей

2.2 Обеспечение сравнимости показателей

2.4 Выбор методики расчета и расчет интегрального показателя

2.4 Ранжирование субъектов оценки по уровням (недопустимый — допустимый — желаемый)

2.5 Проверка адекватности рейтинговой оценки (пробный расчет значений)

3. Согласование изменений с руководителем организации и руководителем, который будет выполнять данный функционал

3. Согласование системы рейтингов с руководителем организации и руководителями, которые будут оцениваться по данной системе

4. Мотивация и стимулирование руководителя к освоению требуемого функционала

4. Мотивация и стимулирование руководителей к достижению желаемого уровня оценки

5. Утверждение требуемого функционала

5. Утверждение системы рейтинговой оценки

ЗЕ

III Освоение требуемого функционала и проведение рейтинговой оценки

IV Заключительный этап

1. Оценка состояния структурного подразделения по целевым показателям

2. Аттестация руководителя (оценка качества нения функционала)

Некачественное выполнение функционала

Ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выявление причин

Качественное выполнение функционала

Ж

Реализация функционала

Самим руководителем предложены изменения

Ж

Оценка необходимости изменений

2. Анализ полученной рейтинговой оценки

Желаемый уровень Допустимый уровень Не допустимый уровень

Поддержание необходимого уровня

Выявление «точек роста»

Выявление причин

ЧУ

Обеспечение целевого уровня эффективности деятельности структурного подразделения и выявление

резервов его повышения

Рис. 2. Алгоритм совершенствования регламентации труда руководителей (составлено автором)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. — М. : Наука, 1991. -575 с.

7. Конюкова, Н. И. Регламентация и нормирование труда : учеб. пособие / Н. И. Конюкова, А. Е. Бойко. — Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2015. — 158 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Куксенко Ксения Сергеевна — магистрант Челябинского государственного университета. kuksenko-k@mail.ru

Коркина Татьяна Александровна — доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета. kort2005@ mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лапаева Оксана Анатольевна — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Челябинского филиала Института горного дела УрО РАН. lapaeva@yandex.ru

7. Konyukova N.I. Reglamentatsiya i normirovanie truda . Novosibirsk, 2015. 158 p. (In Russ.).

Техническое нормирование труда — это процесс установления заданного времени на выполнение рабочих процессов (операций) в определенных организационно-технических условиях исходя из рационального использования производственных возможностей оборудования и рабочего места с учетом передового опыта.

Заданное рабочее время, установленное с помощью технического нормирования, основываются на организационных и технических параметрах производственного процесса, а также учитывают физиологические факторы человека (потребность в перерывах на отдых и личные надобности). Дополнительный более широкий учет, например, нервно-психологических, эмоциональных нагрузок, социальных, экономических факторов приводит к получению научно-обоснованного заданного времени.

В соответствии с классификацией научно-практического института REFA (Германия), необходимое время во время выполнения рабочего процесса называется заданным. Заданное время содержит в себе основную часть времени для планового осуществления рабочего задания, а также ту часть, которая не была запланирована для выполнения этапа процесса. В основном в техническом нормировании труда на предприятии различают два вида заданного времени:

  1. зависимое от выполнения заказа (напр. заданное время для осуществления задания в количестве m = 32 штуки) и
  2. не зависимое от выполнения заказа на изготовления определенного количества (напр. 1, 100 или 1000 штук).

Практические примеры технического нормирования труда

Заданное время рассчитывают для задействованных в рабочем процессе человека и средств производства (см. схему 1).

Схема 1. Заданное время для человека и средства производства, зависящее и не зависящее от заказа.

Заданное время для человека включает основное (непосредственное и вспомогательное), распределенное и время отдыха; запланированное время для средств производства включает основное и распределенное для средств производства. Структура заданного времени выполнения заказа в рабочей системе для человека представленна на схеме 1.

Время заказа T – это заданное время для выполнения заказа человеком. Если процесс выполнения заказа состоит из оснащения и осуществления количества m, то:

T = tr + ta = tr +m * te.

Время оснащения tr — это запланированное время для подготовки к выполнению заказа и приведения в случае необходимостив первоначальное состояние средства производства и труда для выполнения заказа.

Время выполнения заказа на единицу te1 – это норма заданного времени для осуществления процесса человеком:

te1 = tg + ter + tv

Распределенное время tv состоит из сумм заданного времени всех этапов процесса, которые требуются дополнительно к плановому осуществлению процессов человеком.

Схема 2. Структура заданного времени заказа (задания).

Распределенное время состоит из следующих двух видов времени – вещественно распределенного времени и персонально распределенного времени:

tv = ts + tp.

Время отдыха ter состоит из сумм заданного времени этапов рабочего процесса, которые требуются для перерывов на отдых человека.

Приведем пример, связанный с техническим нормированием труда. Заказ состоит в упаковке 200 пар мужских туфель. Для определенных этапов рабочего процесса даны следующие данные для количества m и время на единицу te, в т.ч. время на оснащение tr:

Этап процесса

относительная

величина

время оснащения tr или время на единицу te

подготовка рабочего места (оснащение)

tr1 = 3

упаковка 200 пар туфель в картонные коробки

m1 = 200 пар туфель

te1 = 0,125

упаковка каждых 10 коробок в складной ящик и подготовка к отправке

m2 = 20 ящиков

te2 = 0,75

отправка палета с 20 складными ящиками к платформе

m3 = 1палет

te3 = 5

очистка рабочего места (демонтаж)

tr2 = 2

Время задания рассчитывается по формуле:

T = tr1 + tr2 + m1*te1 + m2*te2 + m3*te3 = 3 + 2 + 200 * 0,125 + 20 * 0,75 + 1 * 5 = 50мин/заказ
Время прохождения заказа – это необходимое время для осуществления рабочего заказа в одной или нескольких рабочих системах. Оно определяется из времени планомерного прохождения заказа tpS и дополнительного времени tzuS. На схеме 3 представлено определение времени планового прохождения заказа TD.

Схема 3. Заданное времени прохождения заказа в техническом нормировании труда.

Время плановой нормы прохождения заказа tpS состоит из суммы необходимых этапов процесса, которые требуются для заданного времени выполнения заказа в рабочих системах и промежуточного времени:

tpS = tdS + tzwS

Промежуточное время tzwS состоит из суммы необходимого времени, когда выполнение рабочего задания планово прерывается. Дополнительное время tzuS состоит из суммы, которая дополнительно требуются для планомерного выполнения рабочего задания. Она учитывается как надбавка zzuS к времени планомерного прохождения заказа:

Таким образом, время прохождения заказа определяется по формуле:

В России и за рубежом накоплен большой опыт по определению нормативов и работе с ними. В рамках плановой социалистической экономики очень широко применялись различные методы нормирования труда и материальных затрат, а также учета затрат по нормативам, которые позднее были незаслуженно забыты российскими менеджерами. К сожалению, зачастую только для создания адекватной нормативной базы руководителям предприятия приходится пройти длительный путь, исходным пунктом которого становится попытка самостоятельно формулировать основные положения системы Тейлора, разработанной в конце позапрошлого века.

Организация и порядок расчета нормативных затрат

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные (стандартные) затраты, которые выражаются обычно в расчете на единицу готовой продукции.

В общем случае нормативные затраты включают три элемента производственных затрат. Каждый из них можно представить в виде двух составляющих — натуральной и стоимостной для прямых и переменной и постоянной для косвенных затрат.

1. Прямые материальные затраты.

1.1. Нормативная цена основных материалов.

1.2. Нормативное количество основных материалов.

2. Прямые затраты труда.

2.1. Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам).

2.2. Нормативная ставка прямой оплаты труда.

3. Общепроизводственные расходы.

3.1. Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов.

3.2. Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов.

Если речь идет не только о производственных, но и об общехозяйственных затратах, должен появиться еще один (четвертый) элемент — общехозяйственные расходы.

Многие нормативы предприятие применяет длительное время без изменений. Необходимость пересмотра натуральной части нормативов вызывают только изменение конструкции или технологии производства изделия, модификация или освоение нового продукта.

Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются чаще, чтобы можно было отразить влияние инфляции и других факторов на цены приобретаемых материалов и стоимость рабочей силы.

Чтобы иметь возможность использовать нормативный метод с реальной отдачей, предприятию требуется не только создание отчетной базы для нормирования и планирования затрат. Необходимо также обеспечить:

  • сбор данных о фактических и нормативных производственных затратах;
  • регистрацию и учет в оперативном порядке изменений норм и нормативов, отклонений от норм по местам и причинам их возникновения (рабочим местам, бригадам, участкам, стадиям, переделам, цехам и проч.);
  • контроль и обобщение данных о фактических потерях и непроизводительных расходах, а также о неиспользованных резервах повышения эффективности деятельности;
  • определение рационального нормативного уровня затрат (себестоимости) на производство продукции;
  • исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на основе предварительно рассчитанных нормативных затрат.

При этом должны быть высоки достоверность, точность и оперативность учета.

Для введения на предприятии системы нормативного учета затрат надо решить ряд задач:

  • провести нормирование для создания нормативной базы;
  • организовать учет таким образом, чтобы обеспечить идентификацию и контроль отклонений;
  • определить процедуру работы с отклонениями, обеспечения регулирующих воздействий.

Нормирование

Учет нормативных прямых затрат и учет косвенных расходов по нормативам различны. Нормативные затраты основаны на инженерных оценках и расчетах, прогнозных данных о потреблении, изучении трудовых операций, зависят от типа и качества используемых материалов.

Нормативы косвенных расходов основаны, как правило, на более простых предположениях — на базе данных о прошлых затратах.

Нормативное количество основных материалов — оценка ожидаемого количества материалов, которое будет использовано с учетом отходов и прочих потерь.

Нормативное количество основных материалов определяется исходя из норм расхода и нормативов использования основных материалов.

Под нормой расхода материала понимается его максимально допустимое количество для производства единицы продукции или работы установленного качества при определенных организационно-технических условиях производства.

Система норм расхода и нормативов использования материалов включает следующие разновидности:

  • нормы расхода на единицу продукции или работы;
  • нормы расхода на ремонтно-эксплуатационные нужды;
  • нормы расхода на единицу технического параметра;
  • нормы потерь и отходов в производстве;
  • нормативные показатели рационального использования сырья и материалов (коэффициент использования материала, выход годного, процент извлечения и т.п.);
  • нормативные коэффициенты эффективности мероприятий (коэффициент экономии, коэффициент замены и т.п.).

В норму расхода включают максимально допустимую величину потерь и ту часть отходов, которую нельзя использовать по прямому назначению на данном предприятии.

Нормы расхода материалов устанавливают при максимальной дифференциации элементов затрат, которые в своей совокупности образуют состав нормы.

Состав нормы расхода в общем виде для большинства процессов производства, а также подавляющей части сырья, материалов, топлива, энергии формируется:

  • из полезного расхода;
  • технологических отходов и потерь;
  • организационно-технических отходов и потерь.

Полезный расход включает такое количество материала, которое непосредственно входит в готовое изделие, и представляет собой конструкционную материалоемкость, то есть чистую массу изделия.

Технологические отходы и потери характеризуют затраты материальных ресурсов, обусловленные видом технологического процесса, а также уровнем технологии производства.

Организационно-технические отходы и потери непосредственно не связаны с технологией обработки материалов и зависят от организационных условий производства и организации материально-технического снабжения. Такие затраты нельзя считать неизбежными, но нередко определенная их часть неустранима в рамках существующих правил поставки и хранения и должна быть учтена в норме. Это, например, отходы металлопроката и пиломатериалов при их раскрое.

В нормы расхода материалов нельзя включать потери и отходы, вызванные отступлением от технологических процессов, режимов работы, установленных форм организации производства и снабжения. Потери, вызванные отступлениями от установленных стандартов качества сырья и материалов, а также затраты, вызванные браком, тоже не учитывают в составе нормы расхода материала.

Все виды нормируемых отходов и потерь подробно анализируются и классифицируются, чтобы можно было рассчитать их предельно допустимую величину. При этом необходимо учитывать возможность вторичного использования отходов и утилизации по прямому назначению в процессе производства.

Методы установления технически обоснованных норм

Важнейшим требованием, предъявляемым к системе норм и нормативов расхода материальных ресурсов, является научная обоснованность их разработки. Именно поэтому в процессе разработки норм расхода материала огромное значение имеют применяемые методы.

Основными методами установления технически обоснованных норм расхода материалов считаются расчетно-аналитический и опытный методы.

Опытный метод позволяет установить норму расхода материала по протоколам, фиксирующим количество израсходованного материала при опытах в лабораторных или цеховых условиях. При этом необходимо, чтобы процесс потребления материала при наблюдениях и замерах максимально соответствовал регламентированным организационно-техническим условиям производства на текущий период и не допускалось необоснованных затрат материала.

Нормообразующие элементы затрат материальных ресурсов определяют на основе замеров по результатам опыта (эксперимента), которому предшествует анализ резервов экономии.

Расчетно-аналитический метод наиболее прогрессивный. Он основан на расчете нормообразующих элементов затрат и технико-экономическом обосновании нормативов потерь и отходов. Расчетный метод разработки норм не исключает, а, напротив, предполагает в конкретных случаях проведение специальных производственных наблюдений или экспериментов.

Часто применяемый в практике предприятий отчетно-статистический способ нормирования основывается на отчетных данных о фактическом расходе материалов за прошедший период, которые могут включать разнообразные необоснованные потери. Этот метод не позволяет правильно выявить размеры отходов и потерь, установить причины их возникновения и не дает возможности определить меры, необходимые для их ликвидации или сокращения в будущем.

Принимая решение об использовании на предприятии нормативного метода учета затрат, следует задаться вопросом: окупятся ли затраты на разработку и внедрение теми результатами, которые планируют получить от реализации нормативного метода?

Справка

Нормирование — процесс разработки нормативов и установления норм.

Нормативы — установленные требования к чему-либо, а также представленные в виде таблиц, графиков, номограмм, формул и т.п. взаимосвязи, с помощью которых определяются применимость норм и их изменения.

Пример 1

Расчет нормативной себестоимости на единицу продукции по составляющим

*За базу распределения переменной и постоянной частей общепроизводственных расходов в примере принято количество прямых трудозатрат в часах (0,01 + 0,05 = 0,06).

Пример 2

Состав нормы расхода металла в литейном производстве:

Qм = Qг + Qл + Qу,

где Qм — вес металлозавалки;

Qг — вес годного литья;

Qл — вес возвратных отходов (литники);

Qу — вес безвозвратных потерь (угар).

Пример 3

Определение нормы расхода ткани при пошиве брюк

Нормы расхода рулонных материалов устанавливают вычерчиванием деталей изделия с наиболее эффективной укладкой. Нормы могут различаться для разных размеров брюк. Для определения нормы расхода к чистой площади добавляют установленный процент площади межлекальных отходов. Отходы устанавливают по данным многолетних наблюдений фактического расхода материалов.

Техническое нормирование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *