Свободное использование

Использование произведений в определенных разумных пределах и определенными способами, не наносящими ущерба нормальной эксплуатации произведений в целом, без получения каждый раз на это специального разрешения субъектов авторского права — это необходимость, с которой большинство из нас сталкивается каждый день в своей профессиональной деятельности.

Установление случаев ограничения имущественных авторских прав, позволяющих при определенных обстоятельствах свободно использовать произведения, представляет собой не что иное, как обес­печение реализации одного из основополагающих принципов права интеллектуальной собственности — соблюдение баланса интересов отдельных правообладателей и общества в целом. Основные условия и возможности, касающиеся установления таких ограничений, определены на уровне международных договоров, участницей которых является и Украина. К таким договорам, в частнос­ти, относятся Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности об авторском праве, Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

На уровне национальных актов законодательства Украины случаи свободного использования объектов авторского права определяются статьей 444 Гражданского кодекса Украины (ГК Украины), а также статьями 21—25 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (Закон). Так, в соответствии со статьей 21 Закона без согласия автора (или иного лица, обладающего авторскими правами), но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования, допускается:

— использование цитат (коротких отрывков) из опубликованных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, в том числе цитирование статей из газет и журналов в форме обзоров прессы, если оно обусловлено критическим, полемическим, научным или информационным характером произведения, в которое включаются цитаты; свободное использование цитат в форме коротких отрывков из выступлений и произведений, включенных в фонограммы (видеограммы) или программы вещания;

— использование литературных и художественных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, как иллюстраций в изданиях, передачах вещания, звукозаписях или видеозаписях учебного характера;

— воспроизведение в прессе, публичное исполнение или публичное сообщение (в эфир или по кабелю) предварительно опуб­ликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, религиозным и социальным вопросам или публично сообщенных (в эфир или по кабелю) произведений такого же характера в случаях, когда право на такое воспроизведение, публичное сообщение (в эфир или по кабелю) или другое публичное сообщение специально не запрещено автором;

— воспроизведение с целью обзора текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение (в эфир или по кабелю) или другое пуб­личное сообщение произведений, увиденных или услышанных в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

— воспроизведение в каталогах произведений, выставленных на доступных пуб­лике выставках, аукционах, ярмарках или в коллекциях, для освещения указанных мероприятий, без использования этих каталогов в коммерческих целях;

— издание выпущенных в мир произведений рельефно-точечным шрифтом для слепых;

— воспроизведение произведений для судебного и административного производства в объеме, оправданном этой целью;

— публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний;

— воспроизведение с информационной целью в газетах и других периодических изданиях, сообщение в эфир или другое пуб­личное сообщение публично произнесенных речей, обращений, докладов и других подобных произведений в объеме, оправданном поставленной целью;

— воспроизведение произведения в целях и при соблюдении условий, предусмот­ренных статьями 22—25 Закона.

Этот перечень свободного использования произведений является исчерпывающим. Более детально остановимся на некоторых приведенных выше случаях свободного использования произведений, а также тех, которые Законом прямо не предусмот­рены, но детально урегулированы законодательствами других стран.

Цитирование

Статья 1 Закона определяет понятие «цитата» как сравнительно короткий отрывок из литературного, научного или любого другого опубликованного произведения, использующийся с обязательной ссылкой на его автора и источник цитирования другим лицом в своем произведении с целью сделать более понятными свои утверждения или для ссылки на взгляды другого автора в аутентичной формулировке.

Следует отметить, что Закон не содержит уточнения относительно того, можно ли осуществлять цитирование в переводе, если произведение, из которого эта цитата заимствована, изложено на языке, отличающемся от языка, использующегося при создании нового произведения. А ведь при этом следует учитывать, что перевод представляет собой один из способов использования произведения. И право предоставлять разрешение на него является одним из имущественных прав, принадлежащих субъекту авторского права на соответствующее оригинальное произведение. Не решен этот вопрос и в статье 444 ГК Украины.

Отсутствие такого уточнения в законодательстве следует рассматривать как недостаток, который может привести на практике к ряду недоразумений. Особенно остро этот вопрос может возникать во время написания произведений научного характера, в частности таких, как диссертационные или дипломные работы, поскольку основное содержание таких работ должно излагаться на украинском языке.

Анализ законодательства некоторых других стран показал, что на это обстоятельство обращалось внимание иностранных законодателей. Например, в Российской Федерации этот вопрос однозначно решен в части 4 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Так, в соответствии со статьей 1274 ГК РФ «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати».

Несмотря на отсутствие четкой детализации рассмотренного вопроса в действующем законодательстве Украины в сфере авторского права, считаю, что цитирование отрывка из оригинального произведения, использованного в переводе, при условии соблюдения требований относительно ссылок на источник заимствования и имя автора, следует рассматривать как осуществленное с соблюдением требований законодательства в сфере авторского права. В то же время возможность неоднозначного понимания норм законодательства не может позитивно влиять на практику правоприменения, в связи с чем рассмотренный вопрос следовало бы отразить в Законе.

Свободное использование произведений искусства, постоянно размещенных в общественных местах

Следующей наиболее острой и неразрешенной в Законе проблемой является вопрос свободного использования произведений искусства, постоянно размещенных в общественных местах, в частности произведений архитектуры и скульптуры. Такие произведения часто срисовываются художниками, фотографируются, фиксируются в аудиовизуальных произведениях в качестве как основных, так и второстепенных объектов воспроизведения.

К сожалению, действующее законодательство Украины не содержит исключений из имущественных прав субъектов авторского права, которыми прямо разрешалось бы осуществление таких действий без получения соответствующего согласия правообладателя, если только это не обусловлено информационной, учебной и некоторыми другими, прямо установленными Законом целями.

Правильно ли это? В полной ли мере украинское законодательство обес­печивает реализацию основных принципов авторского права? Для ответа на эти вопросы следует обратиться к практике разрешения вопросов свободного использования художественных произведений в законодательствах других стран, а также обобщенной и рекомендованной международной практике.

Например, в соответствии с Законом об авторском праве и смежных правах Германии «разрешается воспроизведение в картинах, рисунках, фотографиях или кинематографии произведений, постоянно размещенных на общественных дорогах, улицах или площадях, а также распространение и публичное сообщение таких копий. По отношению к произведениям архитектуры указанное выше правило должно применяться лишь относительно воспроизведения их внешнего вида».

Объединенным актом об авторском праве Дании предусмотрено, что «произведения искусства могут быть воспроизведены в изобразительной форме и потом доведены до публики, если они постоянно размещены в общественных местах или на дорогах. Это правило не применяется в случае, если произведение ­искусства является основным объектом изображения и такое воспроизведение осуществляется с коммерческой целью. Здания могут быть свободно воспроизведены в изобразительной форме и потом доведены до публики».

В соответствии с Законом об авторском праве Испании «произведения, постоянно размещенные в парках или на улицах, площадях или общественных путях сообщения, могут свободно воспроизводиться, распространяться или сообщаться посредством отображения в картинах, рисунках, фотографиях или аудиовизуальных процессах».

Актом об авторском праве Канады предусмотрено следующее: «Не считается нарушением авторского права: …б) воспроизведение любым лицом в картинах, рисунках, гравюрах, фотографиях или кинематографических произведениях:

і) архитектурных произведений, если такие копии не являются по своей природе архитектурными чертежами или планами, или

іі) скульптур, произведений искусства или эскизов, моделей скульптур или произведений искусства, постоянно размещенных в общественных местах или зданиях».

Этот вопрос урегулирован и ГК РФ, а именно: «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или изобразительного искусства, которые постоянно находятся в мес­те, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях».

Аналогичные положения в отношении использования произведений архитектуры содержатся и в рекомендациях Комитета правительственных экспертов относительно анализа и обобщения принципов, касающихся различных категорий произведений, под совместной редакцией ЮНЕСКО и ВОИС (Committee of governmental experts on the evaluation and synthesis of principles on various categories of works, Geneva, June 27 to July 1, 1988). Так, в пункте «Принцип WA7» отмечается, что «репродукция внешнего образа произведения архитектуры (имеется в виду фотография, киносъемка, картина, скульптура, чертеж или подобное) не требует разрешения автора, если это осуществляется в личных целях или даже с коммерческой целью в случае, если произведение архитектуры размещено на центральных улицах, трассах, в парках и других местах, доступных широкой общественности».

Следует отметить, что в данных рекомендациях разрешается даже коммерческое использование воспроизведенного образа объекта архитектуры независимо от того, занимает ли воспроизведенный объект центральное положение в картине, скульп­туре, кадре и пр.

Все приведенные выше нормы законодательств различных стран свидетельствуют о том, что вопросы свободного использования художественных произведений, постоянно размещенных в общественных местах, тем или иным образом регулируются соответствующими законами.

Относительно формулировок приведенных норм также необходимо отметить, что некоторые из них вызывают ряд дискуссий. Например, имеется в виду использование в законодательстве РФ такого понятия, как «место, открытое для свободного посещения». Так, известный российский специалист в сфере авторского права Гаврилов Е.П. полагает, что таковым является любое место, которое может посетить любое лицо независимо от того, бесплатно или за плату, а местами, в которые нет свободного доступа, является частное владение (В каких случаях произведение можно использовать свободно . — Режим доступа: http://copyright.iatp.by/abc/abc16.html).

С другой стороны, в литературе выдвигаются и иные мнения на этот счет. Речь идет о том, что если доступ в какое-либо место обусловлен необходимостью оплаты, например, посещение музея изобразительного искусства, то такой доступ уже нельзя назвать свободным с формально-логической точки зрения (там же).

Вопросы свободного использования некоторых произведений искусства, постоянно размещенных в общественных местах, также регулируются на уровне законодательства Европейского Союза, а именно: Директивой Европейского Парламента и Совета о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе № 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 года. Согласно пункту «h» час­ти 3 статьи 5 указанной Директивы, государства-члены могут предусмотреть исключения или ограничения относительно права, предусмотренного статьями 2 «Право на воспроизведение» и 3 «Право на публичное сообщение произведений и право на предоставление доступа для общего сведения публики к другим охраняемым объектам», в случае, «когда используются такие произведения, как произведения архитектуры или скульптуры, созданные для того, чтобы быть установленными в постоянной форме в общественных местах».

Суть этого положения нашла свое отражение в проекте Закона Украины «О вне­сении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам авторского права и смежных прав», разработанного Государственным департаментом интеллектуальной собственности в рамках общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к соответствующему законодательству Европейского Союза. Следует отметить, что предложенная в указанном проекте норма фактически воспроизводит правовую конструкцию соответствующей нормы ГК РФ, что может привести к возникновению дискуссий, аналогичных тем, что имеют место в российской правовой среде.

Кроме того, опять же речь идет о запрете коммерческого использования воспроизведенных рассмотренными выше способами объектов архитектуры и скульптуры, а также о запрете любого использования, если изображение таких произведений является основным объектом воспроизведения. Учитывая положения приведенных выше рекомендаций правительственных экспертов, считаю такой подход не совсем верным, по крайней мере в отношении объектов архитектуры. Вместе с тем перспективы урегулирования рассмотренного вопроса на уровне Закона в целом являются позитивным моментом развития законодательства Украины в сфере авторского права.

Создание и использование произведений в жанре литературной, музыкальной либо иного рода пародии или карикатуры

Данный вопрос относится к тем, которые никоим образом не отражены в действующем Законе. Следует отметить, что произведения, создающиеся в указанных жанрах, относятся к производным произведениям. В соответствии со статьей 1 Закона под производным произведением понимают произведение, являющееся творческой переработкой иного существующего произведения без нанесения ущерба его охране (аннотация, адаптация, аранжировка, обработка фольклора, другая переработка произведения) или его творческим переводом на другой язык.

Частью 3 статьи 15 Закона предусмотрено, что исключительное право автора (или иного лица, обладающего авторским правом) на разрешение или запрет использования произведения другими лицами позволяет ему разрешать или запрещать в том числе переработку, адаптацию, аранжировку и иные подобные изменения произведений. То есть для создания собственного произведения на основе чужого необходимо получить соответствующее разрешение.

Однако мировая практика регулирования отношений, связанных с созданием и использованием произведений в жанре пародии, свидетельствует о несколько ином подходе. Рассмотрим этот вопрос на примере Российской Федерации. Так, в соответствии с частью 3 статьи 1274 ГК РФ «создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения».

Как видим, законодатель данного государства не считает создание указанных производных произведений без согласия субъектов авторского права на оригинальные произведения нарушением авторского права. Аналогичный подход применяется и в немецкой правовой доктрине. Вместе с тем не следует злоупотреблять такими исключениями из общего правила. Нельзя создать производное произведение, на самом деле не являющееся пародией, настаивая на том, что оно является именно таковым. В данном случае все-таки нужно получать разрешение правообладателя оригинального произведения.

Подводя итог, необходимо отметить, что все рассмотренные выше случаи использования произведений следует рассматривать как не противоречащие нормальному использованию произведения и не приводящие к чрезмерному ущербу законным интересам владельца прав. Разумеется, при рассмотрении каждого конкретного случая следует исходить из действительных обстоятельств использования произведений.

Однако, как известно, буква закона на практике имеет более весомое значение, нежели его дух. Учитывая это обстоятельство, непосредственное урегулирование рассмотренных в данной статье случаев использования произведений на уровне Закона является просто необходимым. Соответствующие нормы появились в законодательствах других стран не случайно, ведь любая монополия должна иметь разумные пределы и согласовываться с интересами общества в целом.

МИНДРУЛ Анастасия — зав. сектором авторского права НИИ интеллектуальной собственности АПрНУ, г. Киев

2.15. Свободное использование произведений

Свободное использование произведений (не путать с использованием свободных произведений) — использование произведений (например, их издание) без разрешения на то автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с соблюдением права авторства, прав на имя и на защиту репутации автораДля свободного использования произведений характерно также то, что оно возможно, как правило, только в отношении правомерно обнародованных (или опубликованных) произведений. Кроме того, оно не ограничивает личные неимущественные права, напротив, почти во всех случаях свободного использования закон требует указывать имя автора произведения и источник заимствования. Круг случаев свободного использования произведений, содержащийся в соответствующих статьях Гражданского кодекса, не подлежит расширительному толкованию.

Признаками свободного использования в российском праве являются:

  • использование охраняемых произведений без согласия правообладателя;

  • без заключения с ним договора;

  • без выплаты вознаграждения

Свободное использование возможно только в крайне ограниченных рамках. ГК РФ четко определяет случаи бездоговорного и бесплатного использования объектов авторского права, он предусматривает ряд ситуаций и условий, при которых можно «без разрешения» пользоваться авторскими произведениями, не нарушая при этом права правообладателя, и, следовательно, не нести ответственности.

С 1 января 2008 года свободное использование произведения регулируется частью 4 «Гражданского кодекса РФ». В ней свободное использование или, как сказано в законе, «использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения», регулируется статьёй 1306. Она предусматривает следующие случаи такого использования:

* свободного воспроизведения произведения в личных целях (ст. 1273 ГК);

* свободного использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК);

* свободного публичного исполнения музыкального произведения (ст. 1277 ГК);

* свободного воспроизведения произведения для целей правоприменения (ст. 1278 ГК);

* свободной записи произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279 ГК).

Возможно также свободное использование объектов смежных прав в случаях, предусмотренных самой главой 71 ГК. Например, статья 1325 устанавливает, что, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения; и п. 2 ст. 1343 устанавливает, что если исключительное право публикатора на произведение не перешло к приобретателю оригинала произведения, приобретатель вправе без согласия обладателя исключительного права публикатора использовать оригинал произведения способами, указанными в абзаце втором пункта 1 статьи 1291 Гражданского кодекса. Иные случаи свободного использования объектов смежных прав Кодексом не допускаются.

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;

4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;

5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;

7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Комментарий к Ст. 1274 ГК РФ

1. Новеллой данной статьи по сравнению со ст. 19 Закона об авторском праве и смежных правах является указание на возможность создания пародий или карикатур без согласия автора оригинального произведения и без выплаты вознаграждения. Как отмечается в п. 35 Постановления Пленума N 5/29, автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным в п. 3 настоящей статьи способом. В случае, если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном ст. 152 Гражданского кодекса РФ.

Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) — сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями. Пародия — произведение искусства, намеренно повторяющее уникальные черты другого, обычно широко известного произведения или группы произведений, причем в форме, рассчитанной на создание комического эффекта.

2. Условиями свободного использования произведения в соответствии с комментируемой статьей являются:

— обязательное указание имени автора, произведение которого используется;

— обязательное указание источника заимствования. Под источником заимствования следует понимать название произведения, дату его опубликования или иной способ использования, номер страницы, если речь идет о книге или ином печатном издании.

Кроме того, отдельные способы свободного использования, предусмотренные комментируемой статьей, имеют специальные условия.

Так, в п. 1 комментируемой статьи названо в качестве первого способа свободного использования цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. При этом под объемом, оправданным целью цитирования, понимается объем, не превышающий в общей сложности одного авторского листа из произведений одного автора.

В качестве второго способа допускается свободное использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью. В данном случае под объемом, оправданным целью, следует понимать цель познакомить школьников, студентов с произведениями или с отрывками из них, преследуемая цель — что-либо пояснить и правило подтвердить примером.

Еще два способа свободного использования произведений предусмотрены в положении подп. 3 и 4 п. 1 комментируемой статьи, которые касаются воспроизведения в прессе, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю правомерно опубликованных статей и публично произнесенных политических речей, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. Данное положение касается как известных политиков, так и иных докладчиков по политическим вопросам.

Пятый случай свободного использования произведения касается воспроизведения или сообщения для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем передачи в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. Таким образом, произведения, как правило, случайно попадающие в кадр, — это так называемый фон. У фотографа нет цели сфотографировать именно данный объект и в дальнейшем его использовать. Данное положение соответствует п. (2) ст. 10.bis Бернской конвенции, согласно которой законодательством стран Евросоюза определяются условия, на которых литературные и художественные произведения, показанные или оглашенные в ходе текущих событий, могут быть воспроизведены или сделаны доступными для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии или кинематографии либо путем передачи в эфир или по проводам сообщения для всеобщего сведения в объеме, оправданном информационными задачами.

Шестой случай касается воспроизведения правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами. К изданиям для слепых и слабовидящих в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» относятся издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, «говорящие книги», крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи). В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, является обязательством субъектов Федерации, для муниципальных библиотек — обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной литературы для федеральных образовательных учреждений и библиотек является обязательством Российской Федерации.

В некоторых случаях суды достаточно широко используют нормы комментируемой статьи. Так, например, со ссылкой на подп. 1 п. 1 настоящей статьи ФАС Московского округа отказал в удовлетворении иска о незаконном использовании аудиовизуального произведения ответчиком фильма «О не лети так, жизнь… Леонид Филатов» (отрывков из фильма продолжительностью 4 минуты) во вновь созданном фильме «Я не могу больше жить. Леонид Филатов» (продолжительностью более 40 минут), признав последнее самостоятельным аудиовизуальным произведением, а содержащиеся в нем заимствования из фильма «О не лети так, жизнь… Леонид Филатов» — цитированием, осуществленным ответчиком в соответствии с требованиями закона .

———————————
Постановление ФАС Московского округа от 27 октября 2008 г. N КГ-А40/6127-08 по делу N А40-6886/07-5-73. В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за нарушение имущественных прав и нанесение ущерба деловой репутации истца отказано правомерно, так как заимствование, произведенное истцом, носит характер цитирования и в соответствии с ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

3. Положения п. 2 комментируемой статьи были введены в Закон об авторском праве и смежных правах Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Данное положение затрагивает прежде всего электронные библиотеки и направлено на защиту прав автора. Согласно п. 1.1 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее — Закон о библиотечном деле) в целях обеспечения сохранности и предоставления пользователям доступа к документам из библиотечных фондов национальные библиотеки Российской Федерации, к которым относятся Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека, осуществляют изготовление в электронной форме экземпляров:

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 2.

— ветхих, изношенных, испорченных, дефектных документов;

— единичных и (или) редких документов, рукописей, выдача которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению;

— документов, которые записаны на машиночитаемых носителях и для пользования которыми отсутствуют необходимые технические средства;

— документов, которые имеют научное и образовательное значение.

При этом изготовление и предоставление пользователям экземпляров документов в электронной форме, в которых выражены охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, осуществляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены ГК РФ.

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 1

Право

УДК.347.34022

К вопросу о понятии «свободное использование произведений»

Ситдикова Р.И.

Кандидат юридических наук, доцент

кафедры гражданского и предпринимательского права

Казанского (Приволжского) федерального университета

Абдуллазянова А.М.

Аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье раскрывается вопрос о целесообразности применения понятия «свободное использование произведений». Для более точного отражения смысла и содержания данного института предлагается заменить указанное понятие на понятие «ограничение имущественных прав», как одного из механизмов соблюдения частных и общественных интересов.

Ключевые слова: свободное использование произведений, баланс частных и общественных интересов, ограничение имущественных авторских прав.

Содержание самого авторского права направлено на постоянный поиск рационального баланса интересов между обществом и правами авторов, который необходим для того, чтобы, одновременно обеспечивая доступ общества к культурным ценностям и знаниям, защитить права создателей результатов творческой деятельности, позволяя им развиваться и использовать плоды своих творений для того, чтобы интеллектуальный потенциал не был погубленным, а повышался и приумножался. Принцип необходимости соблюдения баланса частных и общественных интересов приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с бурным развитием технологий, информационных систем и все возрастающим интересом общества к знаниям, повышением уровня образования общества, обменом информацией . В свою очередь, институт свободного использования произведений представляет собой один из таких механизмов, обеспечивающих соблюдение частных и общественных интересов.

Согласно общим положениям гражданского законодательства, гражданин или юридическое лицо,

обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат по своему усмотрению любым, не противоречащим закону способом (ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)) . И лишь в предусмотренных законом случаях, а именно для реализации определенных целей (информационных, научных, учебных, культурных, личных и т.д.) другие лица могут использовать охраняемые правом произведения без согласия правообладателя. Как отмечает С.А. Судариков, «ограничение интеллектуальной собственности — это разрешенное свободное использование объекта интеллектуальной собственности, которое не требует согласия правообладателя и не является нарушением законодательства» . Данная возможность ограничения авторских прав, где с абсолютным правом использования произведения автором или иным правообладателем граничит возможность использования его произведения другими лицами, в российском законодательстве именуется «свобод-

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1

Право

ным использованием произведения», понятие которого, на наш взгляд, не в полной мере отражает смысл данного института.

Подобные ограничения закреплены в важнейших международных документах и предусмотрены большинством государств, которые вводят в национальное законодательство указанные случаи в зависимости от местной политики. Прежде чем дать оценку существующему понятию в российском законе, необходимо выделить характерные черты, присущие данному институту.

Во-первых, по общему правилу, подобные изъятия из охраны совершаются без согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения, но законодательству также известны случаи свободного использования произведения без согласия автора, но с выплатой вознаграждения (к примеру, исполнение с выплатой вознаграждения автору, принудительные лицензии).

Во-вторых, они возможны только в отношении правомерно обнародованных произведений в то время, когда само авторское право в равной мере относится как к обнародованным, так и необнародованным.

В-третьих, указанные ограничения имеют отношение только к имущественным правам авторов, не затрагивая при этом личных неимущественных. Личные неимущественные права по общему правилу неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения (ст. 1265 ГК РФ).

В-четвертых, изъятие допускается только в том случае, если этим не наносится ущерб нормальному использованию произведения и не ущемляются интересы авторов, то есть здесь должен соблюдаться принцип добросовестности.

В-пятых, ограничения имущественных прав осуществляются лишь в объеме, оправданном целью использования, и выход за пределы данной цели считается нарушением права, таким образом закрепляются пределы использования.

В-шестых, случаи ограничения авторских прав исчерпывающим образом отражены в законодательстве, они не могут быть дополнены судебной практикой и подзаконными актами, не подлежат расширительному толкованию.

Из смысла указанных признаков видно, что речь идет больше об ограничениях, чем о свободном использовании, так как очерчивается цель применения, устанавливается определенный набор прав, не включающий в себя личные права, вводятся условия о недопустимости ущемления интересов авторов, то есть обозначаются границы возможного использования. В свою очередь, понятие «свободное использование» предполагает собой абсолютный,

никем и ничем не ограниченный доступ к произведению, включая всевозможные способы использования произведения, вне зависимости от целей и пределов использования. Примечательно то, что российскому законодательству известны именно такие случаи свободного использования произведения. Это исчерпывающим образом закрепленные в законе случаи, когда объект может считаться полностью изъятым из действия норм авторского права и на него соответственно не распространяются ни личные неимущественные, ни имущественные права. К таким объектам относятся произведения, хотя и в полной мере отвечающие признакам объекта авторского права, но изъятые из их числа в силу особого указания закона: произведения фольклора, официальные документы, государственные символы и знаки, сообщения о событиях и фактах. Изъяты они из охраны в силу разных причин: официальные документы входят в сферу публичного использования, отражают государственные и общественные интересы; государственные символы и знаки олицетворяют государственную символику; у произведений фольклора авторы неизвестны в силу давности создания; сообщения о событиях и фактах представляют собой простое изложение событий и фактов. Предоставление охраны в отношении данных произведений лишено смысла, поэтому в их отношении можно говорить об абсолютной, ничем не ограниченной свободе в использовании, причем как имущественных, так и личных прав.

Что касается исследуемого нами понятия, то здесь нормы права могут распространяться на объект в ограниченных законом пределах, при этом за автором в любом случае сохраняются личные неимущественные права. Соответственно, даже если произведение перешло в общественное достояние, пользователь не может присвоить себе авторство на данное произведение, не может вносить в него изменения, сокращения и дополнения, так как данные права охраняются бессрочно, поэтому данные произведения не могут быть свободно использованы в полном объеме. Поэтому даже в отношении данных произведений свободное использование предполагает только свободу в реализации имущественных прав, но не личных.

Примером несоответствия содержания нормы исследуемому понятию является ст. 1276 ГК РФ, именуемая «свободное использование произведений, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения». Из смысла названия данной статьи предполагается, что обществу предоставляется абсолютная свобода в использовании указанного вида произведения, как и в случае с произведениями, перешедшими в общественное достояние. Однако содержание самой статьи гласит: «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1

Право

сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения…». То есть законодатель вводит определенные пределы использования указанных произведений, а не абсолютную свободу, предполагающую весь комплекс правомочий по использованию, как предполагалось бы из названия статьи.

К тому же, когда речь идет о «свободном использовании произведения без разрешения автора или иного правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения», налицо обозначенное законом условие о выплате вознаграждения, от выполнения которого зависит свобода в использовании. Таким образом, вновь название противоречит содержанию.

В международных документах нет понятия «свободное использование произведения», в них указанный институт именуется ограничением или изъятием исключительных прав. Так, в ст. 13 «Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность» закреплено: «члены сводят ограничения или изъятия в отношении исключительных прав до некоторых особых случаев, которые не вступают в противоречие с обычным использованием произведения и необоснованно не ущемляют законные интересы правообладателя». Такой же смысл придает и «Бернская конвенция» об охране литературных и художественных произведений, и «Договор ВОИС» по авторскому праву. В нашей стране данное понятие, на наш взгляд, обосновалось еще с советских времен. До приведения норм авторского права в соответствие с международными актами советское законодательство превышало все допустимые пределы подобных ограничений, закон больше обеспечивал интересы государства и общества, чем авторов, закрепляя довольно широкие возможности использования произведения. Так, к примеру, кодекс 1964 г. допускал публичное исполнение выпущенных в свет произведений, использование композитором изданных литературных произведений для создания музыкальных произведений с текстом, использование выпущенных в свет произведений изобразительного искусства, а также фотографических произведений в промышленных изделиях (ст. 492 ГК РСФСР). Это связано, прежде всего, с особым социалистическим строем и особенностями развития нашего государства, запоздалым развитием права интеллектуальной собственности в нашей стране.

Поэтому и сегодня понятие «свободное использование произведений», на наш взгляд, представляет собой отголоски нашей истории. И так как в настоящее время национальные нормы все больше приближаются к нормам международного права, то полагаем, указанный институт переименовать в «ограничения имущественных прав авторов», ибо

сегодня это уже не свобода в использовании, а пределы использования, установленные законом, обществу предоставляется не весь комплекс правомочия использования. Несмотря на то, что согласно Проекту ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , исследуемому институту уделено значительное внимание законодателя, в частности, расширено количество случаев ограничения имущественных прав авторов, однако само понятие не претерпело изменений. Характерно, что «проблема ограничений исключительных авторских прав является одной из наиболее важных в системе интеллектуальной собственности и, безусловно, в условиях научно-технического прогресса требует дальнейшего законодательного развития» .

Итак, понятие «свободное использование произведений» по российскому законодательству может в полной мере применяться лишь к произведениям, не охраняемым нормами и изъятым из сферы действия авторского права, в связи с тем, что на них не распространяются личные и имущественные права, подразумевается свобода в использовании. В случаях, когда законодатель очерчивает пределы использования, указывает цели использования и определенный набор правомочий, речь должна идти об ограничениях имущественных авторских прав, способных привести к соблюдению баланса частных и общественных интересов.

Литература:

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1

Право

5. Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Ведомости ВС РСФСР. — 1964. -№ 24. — Ст. 407.

6. Проект ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдель-

ные законодательные акты Российской Федерации» от 07 февраля 2012 года // Российская газета. — http://www.rg.ru.

The Notion of «Free Use of Products of Creativity”

R. Sitdikova, A. Abdulazyanova Kazan (Volga Region) Federal University

Свободное использование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *