Свободная экономическая зона находка

В России предприниматели все чаще прибегают к налоговому планированию своей деятельности. Речь идет о поисках таких вариантов, которые бы позволили в рамках действующего налогового и гражданского законодательства свести к минимуму число и размеры причитающихся к уплате налоговых платежей. Одной из таких находок является деятельность в особых экономических зонах.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) – это определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

В России будут создаваться особые экономические зоны двух видов: промышленно-производствен-ные – для производства высокотехнологичной продукции; технико-внедренческие – для разработки и внедрения новых технологий.

По своим размерам ОЭЗ будут совсем небольшими. Так, промышленно-производственные ОЭЗ будут иметь площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие займут не больше 2 кв. км. При этом любая ОЭЗ будет располагаться на территории только одного муниципального образования, и в то же время «она не сможет включать в себя полностью территорию этого образования.

На территории ОЭЗ нельзя размещать объекты жилищного фонда, а также запрещено внутри зоны заниматься такими видами деятельности, как:

  1. добыча полезных ископаемых и металлургическое производство;
  2. переработка полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов;
  3. производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Размещаться ОЭЗ будут только на тех землях, которые находятся в государственной и (или) муниципальной собственности и на которых нет объектов, находящихся во владении и (или) пользовании граждан и юридических лиц (за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также объектов образовательных и(или)научно-исследовательских организаций).

Лицо, которое осуществляет на территории ОЭЗ промышленно-производственную или технико-внедренческую деятельность и может в связи с этим пользоваться установленными льготами, называется резидентом. Резидентом ОЭЗ может быть любая коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия) или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории муниципального образования, где расположена ОЭЗ. Также могут быть резидентами ОЭЗ предприятия с участием иностранного капитала.

Чтобы стать резидентом промышленно-производственной ОЭЗ, лицу придется подписать с органом управления такой ОЭЗ соглашение о ведении промыш-ленно-производственной деятельности и инвестировать в свои производственные фонды, расположенные в ОЭЗ, не менее 10 млн евро.

Первоочередная цель особых экономических зон – создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, стать точками экономического роста. В последние годы государство многое предложило бизнесу, и иностранным инвесторам в том числе.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями предоставляются определенные льготы, такие как льготный налоговый режим, особый таможенный режим и многое другое.

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа размещена в вершине бухты Золотой Рог, в границах Владивостокского городского округа.

До федеральной трассы России » М-60″ – 5 км

Ближайший Международный аэропорт «Кневичи» расположен в 48,5 км (Время полета до Сеула или Токио — 2 ч.)

ОЭЗ находится недалеко от центра Владивостока и рядом с одним из основных транспортных узлов города. На территории зоны – собственный причал длиной 185 метров, контейнерный терминал с грузооборотом 120 тысяч контейнеров, где таможенное оформление проходит в течение двух часов. Железнодорожная ветка, проходящая по территории ОЭЗ во Владивостоке, интегрирована в сеть РЖД и выходит на Транссибирскую магистраль.

Ближайшие ж/д станции:

  • «Гайдамак» — 2,3 км.
  • «Мыс Чуркин» — 3,7 км.

Владивосток является связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и тихоокеанскими морскими путями. Транзитное время из Кореи или Японии до Европейской части России через Владивосток составляет 12-16 дней, в то время как морская перевозка в Европейскую часть России займет 45 дней.

&nbspНаходка — свободная экономическая зона

«Остров Крым» на Дальнем Востоке

Судьба российских СЭЗ может решиться очень скоро
Развитие свободных экономических зон (СЭЗ), или зон свободной торговли для многих стран Азиатско-Тихоокеанского региона послужило плацдармом для мощного экономического рывка. В России о свободных экономических зонах всерьез заговорили в 1989 году. После визита Бориса Ельцина — тогда еще председателя Верховного Совета Российской Федерации — в Находку решение о создании в этом дальневосточном городе свободной экономической зоны было утверждено Верховным Советом России.
Находка стала первой российской зоной свободной торговли, и до сих пор темпы политических и экономических преобразований в зоне далеко опережают аналогичные процессы в других СЭЗ России. В настоящее время многие специалисты считают опыт создания мягкого инвестиционного климата в Находке уникальным примером формирования нового облика территории, отдавая должное как результатам уже осуществленных преобразований, так и тому огромному объему внешне- и внутриполитической работы, который был проведен руководством зоны для утверждения идей необходимости и перспективности ее существования в умах политических лидеров России и государств Тихоокеанского бассейна. В то же время появление или подготовка к принятию в Верховном Совете России целой серии новых законодательных актов, регламентирующих таможенные вопросы и вопросы функционирования СЭЗ, ставят под сомнение возможность дальнейших быстрых и радикальных изменений внутри зоны. Экспертам Ъ показалось интересным на примере СЭЗ «Находка» рассмотреть вероятные варианты итогов региональной политики России.
Приватизация в Находке
Формально эта свободная экономическая зона начала функционировать еще с 1989 года, но реальные шаги по созданию либерального экономического и политического климата в СЭЗ начали предприниматься только в 1992 году — в связи с изменением внутриполитической ситуации. Ключевым направлением в общей стратегии формирования благоприятной инвестиционной среды в регионе при этом стала приватизация.
Государственная программа приватизации была утверждена в окончательной редакции в августе прошлого года, а уже в сентябре массовая волна перехода находкинских предприятий в частную собственность охватила ключевые объекты экономики СЭЗ, прежде всего морские порты и транспортные предприятия (пароходства). Темпы приватизации в Находке были настолько стремительными, а процедура так юридически грамотно составлена, что московские ведомства просто не успевали держать ее под контролем.
Наиболее яркий пример связан с приватизацией портов — когда во второй половине сентября в Москве были подписаны распоряжения о фактическом выводе портовых хозяйств из приватизации, в Находке все уже было сделано и портовики спали спокойно. Чуть ли не накануне все документы по приватизации были оформлены и утверждены в соответствии с действующим в то время законодательством. В результате в Мурманске, Калининграде и ряде других портовых городов страны вопрос приватизации портов до сих пор является предметом сложных и, главное, длительных согласований с Москвой, а в Приморье уже сложился и процветает ликвидный вторичный рынок акций Восточного, Находкинского торгового, Рыбного и ряда других портов. Конвертация портов в частную собственность позволила привлечь масштабные иностранные инвестиции в портовое хозяйство СЭЗ — на сегодня практически во всех находкинских портах используются современные иностранные технологии, часть поставок которых была осуществлена в рамках совместных международных проектов по развитию транспортной инфраструктуры в СЭЗ.
Результатом опережающей приватизации в Находке стало то, что на сегодняшний день бумаги находкинских предприятий составляют основу приморского фондового рынка, обеспечивая более 80% общего объема ценных бумаг, обращающихся на Владивостокской международной фондовой бирже. По имеющимся данным, не менее 40 чековых фондов, в том числе такие крупные московские фонды, как Первый ваучерный и «Партнерство», сформировали часть своих активов из акций находкинских предприятий, рыночная стоимость которых за последние семь месяцев возросла на 30%.
Экономическая политика
Важнейшим направлением формирования благоприятного инвестиционного климата в зоне стала прежде всего таможенная политика административного комитета СЭЗ. Ее руководству удалось отстоять в Москве необходимость выведения зоны из общих таможенных границ страны, что, собственно, и соответствует принятым в мире принципам создания свободных экономических зон.
Принятая 18 мая 1973 года в Киото международная конвенция по упрочнению и гармонизации таможенных процедур дает определение свободным зонам как части географической территории государства за пределами его таможенной территории.
Существенно, что реализация таможенной политики административного комитета СЭЗ «Находка» поддерживается всеми тихоокеанскими государствами. Экономическая и в особенности таможенная политика руководства «Находки» получила официальную поддержку в ходе 9-й сессии Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (Pacific Economic Cooperation Counsel), проходившему в Сан-Франциско в сентябре 1992 года и на 26-й сессии тихоокеанского экономического совета (Pacific Basin Economic Counsel), состоявшегося в Сеуле в мае. В результате этой политики СЭЗ «Находка» удалось получить возможность направлять 80% таможенных сборов в бюджет зоны, а еще 20% — на прямое финансирование проектов развития таможенной инфраструктуры.
В целом экономическая политика административного комитета СЭЗ основана на том, что зона a priori предусматривает отказ от централизованной поддержки местным преобразованиям. Именно поэтому административный комитет первым решился на создание стандартной депозитарной инфраструктуры внутри СЭЗ, позволяющей решить все проблемы обращения ценных бумаг по единым стандартам в регионе, а при необходимости легко интегрировать региональную депозитарную сеть в национальную систему, при условии, конечно, что таковая будет создана. Точно так же в зоне не стали дожидаться правительственных гарантий иностранным инвесторам — сейчас в Находке развернута собственная мощная инфраструктура страховых и перестраховочных компаний, обеспечивающих минимизацию рисков иностранным вкладчикам.
Вместе с полученными из Москвы налоговыми льготами зоне удалось создать благоприятный инвестиционный климат, позволивший привлечь инвестиции из 29 стран тихоокеанского бассейна. Итогом стало то, что на один рубль, вложенный Россией в развитие зоны, административный комитет СЭЗ «Находка» привлек 76 рублей прямых или связанных иностранных инвестиций. Интерес иностранных инвесторов к зоне огромен — уникальное географическое положение, доступ к богатым природным и транспортным ресурсам, наличие большого научного кадрового и технологического потенциала делают СЭЗ первоклассным объектом для инвестиций. Этот интерес наглядно отразил состав участников международной конференции, которая начнет свою работу в Находке 24 июля. Участие в конференции, по предварительным спискам, примут представители дипломатических и других государственных ведомств, а также деловых кругов более 15 тихоокеанских стран.
Политический климат может измениться
Уже достаточно долгая история развития СЭЗ показывает, что руководители административного комитета были правы, изначально положившись в своей политике на собственные силы. До сих пор зона не получала никакой существенной поддержки, напротив, ей скорее мешают многочисленными и тщательными инспекциями и проверками.
За 10 месяцев приватизации, в Находке побывало ни много ни мало 20 комиссий, которые по тем или иным причинам решили проинспектировать ее ход. Деятельность некоторых из этих комиссий — вроде апрельской, осуществлявшей экспертизу процесса приватизации в зоне по распоряжению вице-президента Александра Руцкого — заканчивалась шумными скандалами, болезненно отзывавшимися на вторичном рынке акций находкинских предприятий (Ъ писал об этой ситуации в конце апреля). Однако до сих пор ни одна из комиссий не смогла найти каких-либо серьезных отклонений от порядка приватизации в СЭЗ.
ВЫНОС:
Комиссии, занимавшиеся экспертизой приватизации в СЭЗ
Организация, направившая комиссию Срок проверки
Краевая прокуратура ноябрь 1992 г.
Краевой антимонопольный комитет ноябрь 1992 г.
ГКУИ Приморья январь 1993 г.
Министерство транспорта России январь 1993 г.
Подкомитет по приватизации ВС январь 1993 г.
Российский фонд федерального имущества январь 1993 г.
Генеральная прокуратура февраль 1993 г.
Президент России Б. Ельцин февраль 1993 г.
Верховный Совет России апрель 1993 г.
Вице-президент А. Руцкой апрель 1993 г.
Губернатор края апрель 1993 г.
Краевая налоговая инспекция апрель 1993 г.
Краевое ревизионное управление май 1993 г.
Дальневосточная транспортная прокуратура июнь 1993 г.
Контрольно-бюджетная комиссия при ВС июнь 1993 г.
Министерство финансов и Госкомимущество России июль 1993 г.
и ряд менее значительных проверок
Казалось, что в июле после многочисленных экспертиз зоне будут предоставлены дополнительные льготы (в частности, предполагалось, что из центра в Находку будет передан целый ряд разрешающих функций — от прав на регистрацию предприятий до регистрации проспектов эмиссии и выдачи банковских лицензий), но вместо этого из Верховного Совета последовал быстрый и неожиданный удар. В настоящее время к рассмотрению на ВС подготовлен закон «О свободных экономических зонах». Комментируя этот документ, председатель административного комитета СЭЗ Игорь Устинов заявил, что «он направлен на сохранение монопольного положения российского производителя и начисто ликвидирует СЭЗ как таковые».
Что будет дальше
По сути, сегодня представляется два возможных направления развития событий в СЭЗ «Находка» — при благоприятных и при неблагоприятных условиях со стороны московских законодателей.
В случае принятия упомянутого закона в том виде, в каком он представлен к рассмотрению, зона фактически включается в таможенную территорию России и de facto лишается статуса СЭЗ. Стоит отметить, что никаких альтернатив развитию региона законодатели пока предложить не могут. В то же время, тот факт, что Дальний Восток нуждается в особом подходе со стороны региональных политиков, представляется очевидным. Здесь самая высокая стоимость жизни по стране, а слабая развитость местной перерабатывающей промышленности оставляет незыблемой и даже усиливает роль дальневосточного региона как сырьевого придатка России. Только величина транспортных расходов, равная сейчас почти стоимости перевозимых товаров, лучше всяких границ отделяет Дальний Восток от европейской части страны. В результате поиск местным населением сепаратистского решения этой проблемы представляется неизбежным.
Кроме того, нерешенной остается проблема портового хозяйства. Уже сейчас Россия оказывается не в состоянии обслуживать транспортные перевозки в былых масштабах. Это оборачивается для Находки огромными убытками, а она, заметим, является восточными воротами известного и чрезвычайно прибыльного для России трансконтинентального «контейнерного» моста, обеспечивающего сухопутную переброску грузов через материк. В настоящее время уже рассматривается проект организации альтернативной транспортной артерии через территорию Китая, и страны Средней Азии с выходом на Европу через Болгарию. И эта альтернатива неизбежно будет реализована в случае провала находкинской СЭЗ. Для России это эквивалентно многомиллиардным потерям.
В то же время нормальное развитие СЭЗ в Находке, скорее всего, подтолкнет бизнесменов тихоокеанского региона к плотной кооперации с предпринимателями Находки на базе уникального географического положения зоны. Масштабные инвестиционные проекты по развитию, в том числе, развитию транспортной инфраструктуры в СЭЗ будут обсуждаться на июльской конференции с участием бизнесменов из Кореи, Австралии, США и ряда других тихоокеанских стран. При этом реализация совместных инвестиционных проектов в зоне сегодня представляется фактом практически решенным. Однако под вопросом остается масштаб и соотношение участников этих проектов. В случае, если центр откажет зоне в праве на существование, регион продолжит свое развитие что называется «явочным порядком». И уже в скором времени Россия сможет столкнуться с феноменом регионального международного сотрудничества на своей территории, игнорирующего общеэкономические интересы России и сконцентрированного на внутрирегиональных проектах, финансируемых без участия Москвы и не дающих ей никакой прибыли.

Свободная экономическая зона находка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *