Сверхнормативный сброс

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило обращение ООО «Кетовский коммерческий банк» в отношении Муниципального предприятия муниципального образования -город Шадринск «Водоканал» о требовании платы за сброс загрязняющих веществ и навязывании невыгодных условий договора.

Из представленных к заявлению документов следует, что 01.07.2018г. между МП «Водоканал» и ООО КБ «Кетовский» заключен договор №1252/2018 холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с условиями которого МП «Водоканал» обязалось подавать ООО КБ «Кетовский» холодную питьевую воду, а также осуществлять водоотведение, а ООО КБ «Кетовский» обязалось оплачивать данные услуги в соответствии с условиями договора. Приложение № 2 указанного договора содержит расчет платы за сброс загрязняющих веществ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов», установлены абоненты – объекты, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

Письмом от 25.03.2020г. № 05/237 000 КБ «Кетовский» запросил у МП «Водоканал» сведения на основании каких нормативных актов с Банка взимается плата за сброс загрязняющих веществ. Согласно ответа МП «Водоканал» взимание платы и определение её размера осуществляется на основании, помимо прочего, Постановления Администрации Курганской области от 13.08.2002г. № 306 «Об утверждении Рекомендаций о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов Курганской области».

Между тем, указанным Постановлением регламентируется только «Плата за превышение установленного объема сброса сточных вод» (пункт 2.1. Постановления от 13.08.2002г. № 306), а также установлена методика расчёта повышающего тарифа. Заявитель считает, что МП «Водоканал» нарушает антимонопольное законодательство путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.

В целях всестороннего и полного рассмотрения заявления письмом Курганского УФАС России от 30.06.2020г. у МП «Водоканал» были запрошены письменные пояснения включения в договор № 1252/201 оплаты сброс загрязняющих веществ. На что МП «Водоканал» ответом от 20.07.2020 г. пояснило, согласно п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.99 N 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством РФ. В пункте 1 постановления Правительства РФ от 31.12.95 N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» указано, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации определяют органы исполнительной власти субъектов РФ. В Курганской области такой порядок установлен постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 13.08.2002 N 306 «Об утверждении Рекомендаций о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов Курганской области».

Антимонопольным органом установлено, что по состоянию на день вынесения предупреждения нормативные правовые акты: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2013г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов», Постановление Правительства РФ от 12.02.99 N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 31.12.95 N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» утратили силу с 1 июля 2020 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 30.1. главы 5.1. Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлены: нормативы состава сточных вод, расчёт показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.

Постановлением Правительства Курганской области от 13.08.2002 №306 утверждены рекомендации о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов Курганской области, согласно которым плата за превышение установленного объема сброса сточных вод взимается в размере трехкратного действующего тарифа на услуги по водоотведению за каждый кубометр сверхнормативного сброса от лимита, установленного Договором. Объем сбрасываемых абонентом сточных вод определяется по фактически зарегистрированному объему приборами учета, а при отсутствии приборов учета — расчетным путем в соответствии с Правилами предоставления услуг по водоснабжению и канализации в Российской Федерации. При отсутствии временно согласованных нормативов или систематического (двух и более раз) невыполнения утвержденных водоохранных мероприятий с абонентов взимается повышенная плата, которая определяется путем умножения общего объема водоотведения на повышающий тариф, зависящий от превышения загрязняющих веществ над установленным лимитом с применением до 5-кратного повышающего коэффициента к действующему экономически обоснованному тарифу.

Согласно пункту 167 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 22.05.2020) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации») (далее Правила) В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Поскольку ООО КБ «Кетовский» не осуществляет производственную деятельность, факт и размер превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сброшенных сточных водах не подтверждены.

Таким образом, в отношении ООО КБ «Кетовский» не применим абзац 6 пункта 9 договора №1252/2018. Так как, согласно Постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 13.08.2002 №306 применяется плата за превышение установленного объема сброса сточных вод взимается в размере трехкратного действующего тарифа на услуги по водоотведению за каждый кубометр сверхнормативного сброса от лимита, установленного Договором.

Следовательно, действия МП «Водоканал» по направлению ООО КБ «Кетовский» договора на оказание услуг по №1252/2018 холодного водоснабжения и водоотведения, являющимися невыгодными для потребителя, содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольный орган, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности выдал муниципальному предприятию предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым, МП «Водаканал» надлежит исключить указанный абзац из заключенного с банком договора в срок до 01.09.2020 года.

О выполнении предупреждения муниципальное предприятие обязано уведомить Курганское УФАС России до 04.09.2020 года, с приложением доказательств, подтверждающих исполнение.

Вступили в силу новые правила контроля состава сточных вод.

Новые нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения города Димитровграда утверждены на местном уровне.

Правительством РФ утверждены новые правила контроля состава и свойств сточных вод. Постановление Правительства РФ № 728 от 22 мая 2020 г. сводит к единому порядку вопросы влияния промышленных абонентов на экологию и состояние водных объектов. Новые правила вступили в силу с 1 июля 2020 года.

Документ определяет новый порядок взаимодействия между промышленными абонентами и водоканалами, устанавливает единые требования к срокам и планам снижения сбросов в водные объекты, а также обновляет существующую систему компенсации наносимого экологии ущерба.

Одно из важных нововведений – утверждение единых формул по установлению нормативов состава сточных вод. Если раньше регионы самостоятельно устанавливали нормативы и определяли плату за сброс загрязняющих веществ, то теперь для всей страны будет действовать единый прозрачный и понятный порядок расчета нормативов и исчисления платы.

Новые нормативы состава сточных вод для димитровградских промышленных предприятий, определенные на основе нового единого порядка расчета, утверждены местными органами самоуправления Постановлением № 1229 Администрации города Димитровграда и вступили в силу с 1 июля 2020г. Данный нормативный акт размещен на сайтах http://www.ulcomsys.ru/ и http://www.dimitrovgradpress.ru

ФОК «Звездный» заплатит штраф за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах

ГУП «Петропавловский водоканал» обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к КГАУ ФОК «Звездный» о взыскании 156 850 рублей долга по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ по договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ за III квартал 2014 года.

При рассмотрении дела арбитражным судом установлено, что январе 2012 года между МУП «Петропавловский водоканал» и КГАУ ФОК «Звездный» (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, в соответствии с условиями которого предприятие производило отпуск абоненту питьевой воды и прием от абонента сточных вод. В соответствии с пунктом 3.12 договора в обязанности абонента входило обеспечение лабораторного контроля и соблюдения установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.

21 июля 2014 года представителем ГУП «Петропавловский водоканал» с участием представителя абонента, главного инженера ФОК «Звездный», произведен отбор проб сточных вод из колодца, находящегося в зоне ответственности абонента. Далее сторонами был составлен акт, который подписан абонентом без возражений, при этом несоответствий при отборе пробы не выявлено. В связи с этим в дальнейшем суд отклонил возражения ответчика о нарушении МУП «Петропавловский водоканал» установленной процедуры проверки при проведении отбора проб, а именно: отсутствие указания на метод отбора проб, номера пломбы, получение и принятие к исполнению опломбированной пробы сотрудником лаборатории, а также отсутствие предварительного оповещения абонента и отборе проб из колодца, который не обозначен договором как предназначенный для отбора проб сточных вод ответчика, и не является последним перед врезкой в централизованную систему водоотведения.

После этого центральной химической лабораторией истца произведен анализ отобранных проб, в результате которого установлено превышение в сточных водах абонента допустимых концентраций.

На основании полученных результатов ГУП «Петропавловский водоканал» рассчитал размер платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, в связи с чем истец выставил ответчику к оплате счет-фактуру за третий квартал 2014 года на сумму 156 850 рублей.

Поскольку оплата за сверхнормативный сброс ответчиком произведена не была, истец обратился с иском в арбитражный суд.

Судом установлено, что с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения. Согласно пункту 10 статьи 7 указанного закона в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения материалов дела суд пришел к выводу, что факт сброса загрязняющих веществ с превышением предельно допустимых концентраций объектами ответчика установлен и доказан, и истец правомерно произвел начисление платы за сброс сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ в спорный период.

Оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что с ответчика подлежит взысканию задолженность за третий квартал 2014 года в размере 156 850 рублей, а также и 5 706 рублей в счет возмещение судебных расходов по государственной пошлине, всего – 162 556 рублей.

Решение в законную силу не вступило и может быть обжаловано в установленном порядке.

Постановление о назначении административного наказания Северо-Западного теруправления Росрыболовства, оспаривал на протяжении года ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в различных инстанциях. 9 июня 2014 года Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда РФ вынесла решение в отказе передачи дела в Президиум для пересмотра решения суда первой инстанции и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, тем самым оставив в силе постановление апелляционного суда, а соответственно и административное наказание, вынесенное СЗТУ Росрыболовства ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

«У нашего теруправления достаточно большой негативный опыт работы в этом ключе. Практика показывает, что самым распространенным нарушением является превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных и сбросовых водах, которые участвуют в технологическом цикле промышленного предприятия. – отмечает Денис Беляев, руководитель Северо-Западного теруправления Росрыболовства. — По факту уже произошедших нарушений могу сказать, что хозяйствующим субъектам выгоднее подобные ситуации решать в судебном порядке, а не устранять выявленные нарушения. Теруправление помимо штрафов предъявляет еще и ущерб, нанесенный водным биоресурсам и среде их обитания. У нас много дел находится на рассмотрении в судах, но длительность принятия решений, возможность предприятиям нанять высококвалифицированных юристов и попытаться эту ситуацию завести в плоскость долгой судебной тяжбы, негативно сказываются на состоянии наших водоемов».

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в период с 15.07.2013 по 12.08.2013 проверки выявлены нарушения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» требований законодательства в области охраны окружающей среды. Проверкой установлено, что предприятие осуществляет сброс сточных вод в водный объект рыбохозяйственного значения реку Луппа (Лубья) бассейн Балтийского моря.

При ведении хозяйственной деятельности предприятие через выпуск ВО-177 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Всеволожская в р-не домов 7 и 9 (правый берег), 04.03.2013 допустило сброс сточных вод в реку с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ. Согласно результатам анализов сточных вод ЗАО «Центр исследования и контроля воды» содержание в сточных водах предельно допустимых концентраций: взвешенных веществ 180 (превышение в 18 раз), нефтепродуктов 0,34 (превышение в 6,8 раз), железа общего 0,25 (превышение в 2,5 раза), цинка 0,043 (превышение в 4,3 раза), меди 0,0031 (превышение в 3,1 раза), марганца 0,11 (превышение в 11 раз), азота аммонийного 9,9 (превышение в 25 раз), ионы аммония 13 (превышение в 26 раз), СПАВ 1,9 (превышение в 19 раз), фосфор общий 2,8 (превышение в 1,8 раза), ХПК 230 (превышение в 7,6 раз), БПК 82 (превышение в 41 раз).

Постановлением природоохранного прокурора г.Санкт-Петербурга от 12.08.2013 в отношении предприятия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 КоАП РФ. 24.09.2013 государственным инспектором отдела госконтроля, надзора и рыбоохраны по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 КоАП РФ и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 7500 руб.

«Считая постановление и наказание незаконным, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» год судилось с Северо-Западным теруправлением Росрыболовства. Судебные разбирательства не увенчались успехом для предприятия, – комментирует Ольга Деркульская, представитель СЗТУ Росрыболовства в суде. — Само по себе превышение ПДК в сточных водах свидетельствует, что предприятием не предпринимались меры по снижению предельно допустимых концентраций вредных веществ сточных вод до нормативных».

Помимо оплаты штрафа ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в добровольном порядке необходимо рассчитать и оплатить ущерб, нанесенный водным биоресурсам и среде их обитания.

Абоненты централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ), сточные воды которых не соответствуют установленным требованиям, обязаны рассчитывать и вносить плату за негативное воздействие сточных вод на ЦСВ (далее — НВ на ЦСВ). Это общеизвестное правило.

Подчеркнем, что данная обязанность возложена именно на абонентов ЦСВ.

Так, в соответствии с п. 118 Правил ХВиВ в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пп. 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с НВ на ЦСВ.

При этом согласно п. 119 Правил ХВиВ абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за НВ на ЦСВ по формуле, приведенной в п. 123 данных Правил, в виде документа, составленного согласно приложению № 5 . Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров.

Иными словами, разработчик Правил ХВиВ предусмотрел следующий порядок действий:

1) абонент ЦСВ (зная, что в составе сточных вод содержались вещества, нарушающие требования указанных Правил, или показатели свойств сточных вод не отвечали соответствующим требованиям) обязан самостоятельно рассчитать размер платы за НВ на ЦСВ и представить составленный расчет платы в организацию водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ);

2) организация ВКХ на основании полученного расчета должна выставить абоненту ЦСВ счет на оплату рассчитанной платы за НВ на ЦСВ.

При этом разработчик придумал защитные механизмы (для организаций ВКХ) на случай недобросовестности абонента ЦСВ, который потенциально может представить в расчете платы недостоверную информацию о концентрациях веществ и показателях свойств сточных вод с целью сокращения размера платы за НВ на ЦСВ или не представить расчет платы вовсе.

Сверхнормативный сброс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *