Сведения составляющие банковскую тайну

В России

История банковской тайны в России берёт своё начало в Уставе Государственного банка Российской Империи от 1894 года, который гласил: «хранить в тайне все, касающееся вверяемых банку частных коммерческих дел и счетов». В советские времена режим банковской тайны распространялся лишь на вклады граждан в сберегательных учреждениях и преподносился в качестве льготы. Вопросы, затрагивающие тайну вкладов граждан в сберегательных кассах, были исследованы некоторыми советскими учёными: Седугиным П. И., Ефимовой Л. Г., Плешаковым A.M. и рядом других учёных.

По действующему законодательству (статья 857 Гражданского Кодекса) банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, в бюро кредитных историй, а также государственным органам и их должностным лицам.

Список структур, имеющих доступ к банковской тайне, закрытый, но он постоянно расширяется. Данные, составляющие банковскую тайну, предоставляются: БКИ, АСВ, судам, Счетной палате, налоговым, следственным и таможенным органам, ПФР, Фонду социального страхования, ФССП, ФТС.

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

1. Сбор сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путём похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

В Швейцарии

См. также: Биркенфельд, Брэдли

Закреплённый в швейцарском «Федеральном законе о банковской деятельности и сберегательных кассах » от 1934 года принцип банковской тайны, которым руководствуются швейцарские банки, всегда считался одним из фундаментальных в сфере частного банковского обслуживания. Неправительственные организации и правительства считают применение этого принципа одной из главных причин расширения теневой экономики и организованной преступности. Бывшие сотрудники швейцарских (UBS, Julius Baer) и лихтенштейнских (LGT Group) банков свидетельствовали, что эти финансовые институты помогали клиентам уклоняться от выплаты миллиардов долларов налогов, направляя деньги через офшорные зоны в Карибском бассейне и Швейцарию. Один из них, Рудольф Элмер М., писал: «Это глобальная проблема… Офшорные уклонения от уплаты налогов — это крупнейшая кража между обществами и соседними государствами в этом мире». Швейцарский парламент 17 июня 2010 ратифицировал Соглашение между швейцарским правительством и правительством Соединенных Штатов, позволившее UBS передать американским властям информацию о 4450 американских клиентах UBS, которых подозревают в уклонении от уплаты налогов.

Вступивший 1 февраля 2013 года Федеральный закон Швейцарии о международной помощи в налоговых вопросах установил порядок реагирования налоговых органов Швейцарии на запросы от иностранных государств. Тем не менее, упомянутый закон не упразднил швейцарскую банковскую тайну.

В результате давления со стороны США и Европейского союза Швейцарией были предприняты дальнейшие шаги с целью воспрепятствования уклонению от уплаты налогов гражданами иностранных государств, имеющих счета в швейцарских банках. Так 18 декабря 2015 года швейцарским парламентом был одобрен «Федеральный закон о международном автоматическом информационном обмене», который вступил в силу с 2017 года. В соответствии с ним швейцарские финансовые институты обязаны собирать данные о счетах налоговых резидентов 38 стран-партнёров, в том числе и граждан стран-членов Европейского союза. В декабре 2017 года парламент принял решение о введении с 1 января 2018 года автоматического информационного обмена с дальнейшими государствами-партнёрами, включая Россию, Гонконг и Сингапур. Автоматический информационный обмен предполагает деятельность банков по сбору и передаче данных о счетах и депозитах ценных бумаг налоговым органам своих стран. Последние, в свою очередь, обмениваются полученной от банков информацией с налоговыми органами стран-партнёров, на которые таким образом ложится полная ответственность за взимание налогов на средства, находящиеся на иностранных счетах.

Что такое банковская тайна?

Согласно действующим нормам законодательства, к понятию банковской тайны обычно относится любая секретная информация о выполненных транзакциях, паспортных данных клиентов и предоставленных услугах, которую учреждения не имеют права случайно или умышленно передавать посторонним лицам без получения судебных предписаний и официальных запросов государственных органов. Воплощение в жизнь мошеннических схем предполагает использование конфиденциальных данных физических и юридических лиц, поэтому создание оптимальных условий для хранения банковской тайны способно значительно снизить риск финансовых афер и махинаций.

Разглашение банковской тайны приводит к:

  • Использованию злоумышленниками данных клиента с целью получения материальной выгоды.
  • Шантажу юридических и физических лиц.
  • Рассекречиванию информации о денежных потоках и суммах на расчетных счетах.
  • Потере вкладов и сбережений.
  • Краже денежных средств, хранящихся на банковских картах.

Условия для потенциального разглашения банковской тайны жестко контролируются на правовом уровне. Передача секретных данных происходит лишь при указанных законодательством обстоятельствах, включая процесс расследования различных преступлений. Банки обязуются не только скрывать сведения о клиенте от посторонних лиц, но и берут на себя заботы по построению надежной системы защиты данных.

Что относится к банковской тайне?

Правовое понятие банковской тайны обычно подразумевает весь массив данных, который клиент добровольно предает в распоряжение финансового учреждения для получения конкретных услуг. Банкам запрещается рассекречивать данные, которые предоставляются в заявках и анкетах. Речь зачастую идет об оригиналах договоров, заверенных у нотариуса копиях различных документов, выписках из действующих банковских счетов, паспортных и контактных данных клиента. Весь перечень конфиденциальной информации указан в действующем законе, регулирующем процесс деятельности банков.

Сейчас банковская тайна включает:

  1. Реквизиты юридических лиц.
  2. Паспортные и контактные данные физических лиц.
  3. Данные касательно уровня располагаемого клиентом дохода.
  4. Финансовые реквизиты банковских карт и всевозможных типов расчетных счетов.
  5. Информацию об имущественных правах, включая залоговое и полученное в кредит имущество.
  6. Данные об открытии или закрытии счетов (номер, валюта, тип, срок действия и дата подписания соглашения).
  7. Финансовые сводки о выполненных транзакциях, движении денежных средств и общем объеме операций.

Основной перечень сведений, которые официально составляют банковскую тайну, требуется финансовым учреждениям для ведения операционной деятельности и составления общего бухгалтерского баланса предприятия. Предоставляемая личная или корпоративная информация может разглашаться только после согласования с клиентом условий рассекречивания отдельных данных. За умышленную передачу секретной информации третьим лицам в целях получения выгоды предусмотрено уголовное наказание. Государственные органы получают доступ к конфиденциальным данным без согласия клиента и банка в рамках процедуры сбора информации для формирования аналитических отчетов, проведения проверок и расследования преступлений.

Юридическая защита банковской тайны

Всесторонняя правовая защита различной конфиденциальной информации регулируется одновременно несколькими действующими законами. Определение банковской тайны представлено в законе, регулирующем процесс банковской деятельности, но многие нюансы защиты личных и финансовых данных прописаны также Гражданским кодексом и обширным перечнем сопутствующих правовых актов.

В правовом поле банковская тайна регулируется:

  • Статьей 857 ГК.
  • Общими положениями ФЗ «О защите прав потребителей».
  • Статьей 183 УК (вступает в действе только при незаконном разглашении конфиденциальных данных и коммерческой тайны).
  • Статьей 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности».
  • ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Любые сведения о действующих расчетных счетах, открытых депозитах, полученных кредитных продуктах, активированных пластиковых картах и выполненных операциях могут использоваться злоумышленниками в мошеннических схемах. К конфиденциальной информации следует отнести также конкретные файлы, хранящиеся на серверах систем интернет-банкинга и официальных мобильных приложений. Утечка файлов из виртуальных баз данных может привести к серьезным последствиям. Отрасль электронного учета данных практически не контролируется на законодательном уровне, поэтому коммерческие банки пытаются защитить интересы клиентов собственными силами.

Подписывая договор о кредитовании, открытии депозита, ведении расчетного счета или выпуске карты, клиент финансового учреждения обязан обратить внимание на пункт, в котором он дает согласие на обработку конфиденциальной информации. В обмен на получение подобного разрешения, финансовое учреждение обязано гарантировать сохранность полученных данных. При возникновении конфликтной ситуации правовая защита интересов участников сделки будет защищаться с учетом условий подписанного сторонами соглашения.

Разглашение банковской тайны

Каждый банк официально обязуется приложить усилия для сохранения конфиденциальности предоставленных клиентом сведений. Любая утечка информации может привести к финансовым убыткам, поэтому законом регулируются случаи, когда умышленное разглашение сведений официально разрешено. Запрос на получение данных, относящихся к банковской тайне, имеет право подать государственное или некоммерческое учреждение, которое уполномочено выполнять функции контроля и мониторинга банковской детальности.

Запросы на получение конфиденциальной информации поступают от:

  1. Федеральной службы по финансовому мониторингу в ходе борьбы с нелегально полученными доходами.
  2. Следственных органов на этапе расследования преступлений.
  3. Службы судебных приставов на этапе изъятия имущества для погашения долговых обязательств.
  4. Центрального банка в ходе сбора статистической и аналитической информации.
  5. Судов различной инстанции.
  6. Налоговой инспекции в случае рассмотрения дел об уклонении от уплаты налогов.
  7. Агентства по страхованию вкладов (только для физических лиц).

Перечень государственных органов, которые работают с конфиденциальной информацией юридических лиц, включает Счетную палату, МВД, Пенсионный Фонд, Таможенную службу и Фонд социального страхования. Часто сотрудники перечисленных выше организаций обращаются с запросом на получение секретной информации в ходе расследования преступлений, зачастую связанных с уклонением от налоговых, социальных и пенсионных выплат.

Юридические лица работают в условиях жесткого мониторинга финансовой деятельности, поэтому коммерческие банки обязуются предоставлять в уполномоченные органы весьма обширный пакет документов по первому же запросу. Иногда представители ПФ, Налоговой инспекции, ФСС и Росфинмониторинга требуют информацию исключительно в целях мониторинга, но в большинстве случаев запрос касается подозрительных транзакций. С разрешения клиента коммерческие банки отправляют данные в бюро кредитных историй.

Уполномоченные сотрудники государственных инстанций обычно требуют предоставить на проверку:

  1. Выписку из расчётного счета клиента, подтверждающую или опровергающую совершение транзакций.
  2. Данные касательно открытия или последующего закрытия расчетных счетов.
  3. Информацию о смене полученных ранее платежных реквизитов.

Передавать конфиденциальные данные физическим лицам запрещено. Исключением будут официальные представители клиента финансового учреждения или наследники, которые официально оформили право собственности на долги и имущество умершего. Если клиент не составил завещание, данные касательно имущества получает нотариус.

Коллекторы получают частичный или полный доступ к банковской тайне в двух случаях. Когда судом предоставлен исполнительный лист, соглашение клиента на раскрытие конфиденциальной информации не требуется. Внесудебное решение споров предполагает передачу долговых обязательств третьей стороне в соответствии с заключенным договором, регулирующим процесс уступки права требования. В рассматриваемом случае необходимо получить согласие от заемщика на изменение условий действующего кредитного договора.

Ответственность за нарушение банковской тайны

Коммерческим банкам запрещено отказывать уполномоченному государственному учреждению в выдаче конфиденциальной информации. Некоторые данные службы мониторинга собирают в автоматическом режиме. Это делается с целью снижения риска подозрительных сделок. Учет движения денежных средств позволит избавиться от серьезных ошибок, жертвами которых зачастую становятся сами клиенты банков.

Нарушением системы хранения банковской тайны считается:

  1. Случайное рассекречивание информации в результате технических ошибок и действий сотрудников банка.
  2. Умышленное разглашение секретных данных с целью получения финансовой выгоды.
  3. Передача информации о клиенте коллекторам с нарушением действующих норм законодательства.
  4. Использование предоставленных контактных данных для рассылки уведомлений без официального согласия клиента.

Работники финансового учреждения могут нести даже уголовную ответственность за умышленное нарушение условий хранения банковской тайны. Решить возникший спор можно в рамках мирового соглашения. Обычно банки сообщают клиенту об утечке данных, рекомендуя обратиться в ближайшее отделение выбранного для сотрудничества учреждения для внесения изменений в действующие договоренности. Например, происходит временная блокировка скомпрометированных банковских карт и разных расчетных счетов. Банки готовы осуществить выплату материального и морального ущерба взамен на отказ пострадавшей стороны от возбуждения судебной тяжбы. Если клиент не идет на компромисс, дело о разглашение составляющих банковскую тайну секретных сведений передается в уголовный суд.

Виды наказаний за разглашение конфиденциальных данных:

  • Увольнение ответственного за утечку информации лица с последующим запретом занимать прежнюю должность на протяжении последующих трех лет.
  • Привлечение виновника к оплачиваемому труду сроком до пяти лет.
  • Уголовная ответственность с лишением мошенника свободы на срок до семи лет.
  • Денежный штраф в размере не более 1,5 млн рублей.
  • Конфискация регулярных доходов, получаемых осужденным лицом на протяжении трех последующих лет.

Пострадавшая сторона имеет право требовать полноценное возмещение понесенных убытков и причиненного морального ущерба. Тяжесть наказания зависит от последствий разглашения конфиденциальной информации, поэтому истец обязан в ходе судебного разбирательства доказать факт нанесения ущерба. Нести ответственность за умышленное или случайное разглашение секретных данных, входящих в состав банковской тайны, могут сотрудники финансовых организаций и прочие лица, имеющие доступ к секретным данным, включая представителей государственных инстанций и некоммерческих организаций (БКИ).

Способы защиты банковской тайны

На государственном уровне защита банковской тайны обычно обеспечивается путем создания правового поля, в рамках которого обязаны работать финансовые учреждения. Все без исключения уполномоченные государственные органы используют рассекреченные банками данные только для конкретных целей, связанных с мониторингом финансовой деятельности и расследованием преступлений. Коммерческие банки обязаны предпринимать практические мероприятия, позволяющие ограничить доступ ко всему массиву конфиденциальной информации.

Комплексные методы защиты:

  1. Информирование клиентов о данных, которые следует держать в тайне (пароли, логины, ПИН-коды).
  2. Ограничение и разграничение права доступа к конфиденциальной информации.
  3. Ужесточение трудовых договоров, заключенных с материально ответственными сотрудниками банка.
  4. Инструктаж сотрудников финансового учреждения по вопросам обработки персональных данных клиента.
  5. Внедрение многоуровневой аппаратной и программной системы защиты баз данных, хранящихся на серверах банка.
  6. Сокращение объема данных, необходимых для получения клиентом банковских услуг.
  7. Использование протоколов шифрования данных на сайтах коммерческих банков.
  8. Техническая защита данных, в том числе переход на использование облачных хранилищ данных.

Дополнительно банки сокращают объемы данных, которые передаются в средства массовой информации. Если раньше многие финансовые учреждения предоставляли аналитические и статистические отчеты для публикации в отраслевых изданиях, то сейчас предприятия в основном ограничиваются исключительно общими данными. Это позволяет защитить интересы крупных корпоративных клиентов, которые обслуживаются в банках.

Разглашение отдельных конфиденциальных сведений допускается только после поступления официального запроса от уполномоченных государственных органов. Если информацию планируется передать в руки сотрудников некоммерческих организаций, в обязательном порядке требуется получение письменного разрешения клиента. Условия добровольного разглашения банковской тайны также прописываются в договоре.

Подводя итоги, следует отметить, что в целом отечественная система банковской тайны находится на сравнительно высоком уровне развития. Принимаемые государственными учреждениями комплексные меры безопасности обеспечивают теоретический базис для регулирования процесса защиты конфиденциальной финансовой информации. Крупные коммерческие банки в свою очередь обеспечивают внедрение мероприятий, позволяющих реализовывать действующие правовые нормы на практике.

Вас также может заинтересовать:

Кредит одобрен. Что это значит?

Причины получения смс-сообщения с текстом «ваш кредит одобрен»: ответ на заявку, рекламные рассылки, спам и фишинг. Рекомендации, как вести себя при получении такого уведомления, если вы не подавали заявку в банк.

Как банки проверяют доход для кредита?

Что является основным показателем при оценке банком кредитной заявки? Каким должен быть доход клиента для одобрения кредита? Как банки проверяют доходы будущих заемщиков? Ответы — в статье.

Как банки оценивают заемщиков, и какие данные о них проверяют в первую очередь?

Почему банкиры оценивают заемщиков по их внешнему виду? Какие данные проходят проверку на нулевом этапе? Какие сведения из кредитной истории интересуют банки в первую очередь? Долговая нагрузка. Какое значение имеют уже оформленные кредитные карты? Что такое скоринг и дефолт заемщика?

Расчет потребительского кредита

Как определить — какой потребительский кредит самый лучший? На что нужно обратить особое внимание при расчете потребительского кредита? В статье рассматриваются основные критерии самого выгодного кредита.

Защита банковской тайны

Закон «О банках и банковской деятельности», включая статью 26, выложен в свободном доступе во всемирной сети. Защита банковской тайны заключается в следующих параметрах:

  • проведение постоянных бесед с сотрудниками основных отделений банков о том, что такое тайна, и чем грозит ее несоблюдение;
  • установление хороших качественных антивирусных программ и программного обеспечения, препятствующих доступу к необходимым сведениям третьих лиц;
  • хранение досье, сведений о кредитах, переводов в специальных сейфах.

При этом защиту должно организовывать не только руководство банка, но и все сотрудники, включая приходящих сотрудников, например, из охранного предприятия и аутсорсинговых компаний. Все лица, которые имеют доступ к кабинетам учреждения, должны подписывать бланк о неразглашении банковской тайны.

Сам Закон содержит правила для различных категорий. Например, аудиторские фирмы не имеют права раскрывать сведения о бухгалтерской отчетности клиентов. Юристы, нотариусы несут ответственность о неразглашении сведений о банковских операциях клиентов, даже если операции совершались в пользу данных лиц.

Отдельно указаны президентские органы власти, в чьи функции входит функция страхования вкладов.

Кто может иметь доступ к банковской тайне

Доступ к тайне кредиторов имеют некоторые лица, которые установлены в законе. К таким лицам относятся:

  • сотрудники банков, осуществляющие деятельности по работе с клиентами;
  • службы безопасности банка;
  • органы власти при наличии соответствующего постановления суда;
  • частные детективы, работающие по лицензии;
  • налоговая инспекция.

Вся деятельность банков регулируется специальными нормативными актами

Для любого из данных участников тайна доступна при предоставлении соответствующих документов. При этом каждый, кто получает доступ к тем или иным данным, включая органы власти, подписывает бланк о неразглашении банковской тайны.

Отдельно стоит сказать, что доступ к данным тайны есть и у избирательных комиссий субъектов РФ (для проверки сведений, представленных кандидатами). В целом тайна при выборах – это особый случай, но каждый кандидат в депутаты строго проверяется.

Также здесь могут быть проверены денежные средства на:

  • счетах супругов;
  • детей;
  • некоторых других ближайших родственников.

Есть агентство, обязанное предоставлять власти, имеющиеся в их распоряжении сведения. Сведения могут быть запрошены как в целом о клиентах, так и о конкретных сделках. В любом случае специалисты, перед тем как передать информацию, обязаны удостовериться, что действительно существует Постановление суда об открытии сведений.

Нарушение банковской тайны

Вопрос об ответственности тайны установлен Уголовным кодексом. Фильтр санкции по такому закону достаточно широк. Ответственность делится на 3 вида:

  1. Административная.
  2. Уголовная.
  3. Гражданско-правовая.

За Разглашение банковской тайны предусмотрена уголовная ответственность

Первая устанавливается КоАП РФ (статья 13.4 ,13.11). Наказание – предупреждение или штраф. Максимальная сумма – 10 000 руб. для должностных лиц и 2000 руб. для физических лиц – граждан.
Гражданско-правовая ответственность возникает, если претензию к кредитному учреждению предъявляет клиент.

Уголовная ответственность является самым серьезным видом нарушения и может быть установлена в следующем виде:

  • штрафы;
  • принудительные исправительные работы;
  • лишение свободы.

Если разглашены сведения, касающиеся физического лица, то вид наказания не будет суровым (максимум 100000 руб.). Но в досье клиента навсегда остается отметка о наличии привлечения к ответственности.

Если разглашена налоговая тайна либо информация о тайне получена благодаря должностному положению, то наказание будет более строгим, вплоть до лишения свободы (срок – до 7 лет либо штраф в размере 1 млн. рублей).

Ответственность за разглашение

Ответственность наступает, если данное действие установлено. Ответственность назначается судом. Следовательно, если выяснилось, что тайна раскрыта, то необходимо подать в суд. Другими вариантами решить дело нельзя.

Статья 26 ФЗ «О банковской тайне» гласит, что ответственность наступает моментально, но имеет срок давности – 3 года. Если за этот срок тот, чьи права нарушили, не обратился к правоохранительным органам, то ответственность автоматически снимается.

Таким образом, ст. 26 «О банках и банковской деятельности» рассказывает о банковской тайне. Ответственность прописана в уголовном, гражданско-правовом и Кодексе об административных правонарушениях. Притом Кодексы вступают в действие только после подачи заявления в суд. В целом наказание за раскрытие персональных сведений достаточно суровое: вплоть до полного лишения свободы.

Банковская тайна является юридическим принципом, согласно которому банки и прочие кредитные конторы берут на себя обязательство хранить в тайне информацию о вкладах, счетах, транзакциях и сделках собственных клиентов и корреспондентов, а также данные о них самих, поскольку разглашение такой информации является прямым нарушением закона и прав этих лиц.

Банковская тайна закреплена российским законодательством в Конституции РФ (ст. 23), статье 857 Гражданского кодекса РФ и статье 26 Федерального закона N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Статья 26 «Банковская тайна» очерчивает круг лиц, которые могут легальным путем получить доступ к сведениям, относящимся к банковской тайне, и прописывает строгий запрет их разглашения посторонним.

Читайте также основные положения Федерального закона №164 в новой редакции. Подробности

Кредитные организации и банки, согласно положениям настоящей статьи закона, гарантируют сохранение в тайне информации о производимых операциях и имеющихся у клиентов денежных суммах на вкладах и счетах.

О федеральном законе 173 с последними изменениями на 2018 год можно ознакомиться

Однако справки об операциях, вкладах и счетах, а также иные сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены не только самим клиентам банка и их представителям, но также — государственным органам, надзорным службам, следственным органам и другим лицам в случаях, которые предусмотрены законодательством России.

ФЗ о государственной тайне в новой редакции читайте

На основании судебного решения справки о счетах и вкладах могут быть получены следственными органами, если содержащиеся в них данные служат для пресечения преступления или непосредственно относятся к делам, находящимся в производстве.

Информация об операциях, счетах и вкладах, вне зависимости от правового статуса их владельца, будь то гражданин, ИП или компания, представляется в государственный орган, уполномоченный в сфере противодействия отмыванию незаконных доходов и финансированию терроризма — Федеральную службу по финансовому мониторингу в РФ (Росфинмониторинг).

Читайте также об основных положениях Федерального закона №86

Банки и микрофинансовые организации обязаны передавать данные о заемщиках и поручителях в Бюро кредитных историй без получения согласия на доступ к тайне самих лиц.

Документы и сведения о проведенных операциях с иностранной валютой, открытии и ведении валютных счетов, предусмотренные законом о валютном регулировании и контроле, передаются банками в уполномоченный Правительством РФ орган валютного контроля, налоговые и таможенные органы в случаях, порядке и объеме, предусмотренных указанным законом.

Также таможенным органам предоставляются документы и сведения, содержащие банковскую тайну российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, порядке и объеме, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза и ФЗ N 311 о таможенном регулировании в РФ.

Данные о совершенных операциях, наличии счетов, вкладов и имеющихся на них денежных суммах предоставляются налоговым органам в порядке, установленном законодательством России о налогах и сборах.

В случае реструктуризации банка, его участия в группе или холдинге банков, сведения о клиентах, являющиеся банковской тайной, могут быть переданы головную организацию (управляющую компанию) для составления отчетности группы (холдинга). Если банковская группа или холдинг располагается за рубежом, указанные сведения (кроме тех, что составляют государственную тайну) предоставляются с тем условием, что этими государствами будет обеспечен не меньший уровень информационной защиты (конфиденциальности), чем это предусмотрено российским законодательством.

Банк России имеет право на получение доступа к сведениям об операциях, счетах, вкладах и о конкретных сделках граждан, предпринимателей и организаций. При этом сама кредитная организация и его служащие, предоставляя доступ к банковской тайне, т.е. соответствующие документы и сведения, Банку России, не вправе информировать об этом своих клиентов.

Банк России по закону может предоставлять в рамках информационного сотрудничества:

  • С зарубежными главными банками и различными надзорными органами — данные об определенных сделках и транзакциях кредитных компаний или их клиентов, полученные из отчетов кредитных организаций, банковских групп и холдингов;
  • С органами иностранных государств, функции которых сводятся к урегулированию несостоятельности организаций — данные, которые были получены Банком России из представленных планов восстановления финансовой устойчивости кредитных организаций-членов групп, холдингов и иных объединений.

Предоставляемая зарубежным органам информация, опять же, не может составлять государственную тайну, а иностранными центральными банками должна быть обеспечена ее конфиденциальность и гарантировано дальнейшее нераспространение. Тайна не может быть раскрыта иностранным правоохранительным органам без согласования с Банком России (за исключением передачи указанных сведений в суд для разбирательств по уголовным делам).

Сведения о счетах, вкладах и произведенных операциях могут быть представлены по соответствующему запросу федеральным гос. органам, должностным лицам субъектов страны и Центробанку РФ для проведения в целях противодействия коррупции проверки информации о расходах, доходах, собственности и имущественных обязательствах лиц, которые претендуют на государственные должности различных уровней или уже занимают их. Подробный перечень таких должностей прописан в части 6 статьи 26 закона ФЗ 395-1 о банках и банковской деятельности, содержащей также ссылки к иным нормативно-правовым актам, актуальным для различных отраслей государственной службы. В перечень таких должностей входят:

  • Государственные должностные лица РФ или субъектов страны;
  • Судьи;
  • Главы или служащие муниципальных образований;
  • Федеральных государственных служб, гражданских служб субъектов РФ;
  • Центробанка и Совета директоров ЦБ РФ;
  • Руководящие должности в госкорпорациях (пенсионных и страховых фондах) и государственных учреждениях;
  • Отдельные должности, которые создаются на основании трудового договора специально для выполнения определенных (конечных) задач, поставленных перед гос. органами и др.

В случае участия в выборной компании, информация об открытых в банках счетах, вкладах и имеющихся на них средствах кандидата в депутаты или на иную выборную должность, представляются банками в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) Российской Федерации или субъектов. Раскрытие банковской тайны в этих обстоятельствах необходимо для проведения предусмотренной законом проверки действительности представленных кандидатами сведений.

Аналогичной проверке подвергаются семьи указанных лиц (кандидатов на государственные и выборные должности) — их супруги и несовершеннолетние дети.

Государственные службы, органы, их руководители и должностные лица, работники банков, операторы платежных систем, коммерческие организации (страховые, аудиторские) и другие лица не вправе разглашать тайну об операциях и счетах, доступ к которой они получили в ходе выполнения ими собственных полномочий (лицензионных, контрольных и др. функций), третьим лицам. Российским законодательством предусмотрены определенные исключения.

За незаконное разглашение банковской тайны, согласно части 14 статьи 26 настоящего закона, предусмотрена ответственность, в том числе в виде возмещения нанесенного таким образом ущерба. Меры наказаний, грозящие за уголовные преступления, связанные с банковской тайной, рассмотрим ниже.

Кто имеет право получить информацию по операциям и счетам по закону?

Как мы уже выяснили, справки по транзакциям, вкладам и счетам могут быть выданы не только самим клиентам и их представителям, но также, в предусмотренных законом случаях, — государственным органам по официальному запросу.

Доступ к банковской тайне индивидуальных предпринимателей и юридических лиц может быть предоставлен суду, службе судебных приставов, Счетной палате РФ, налоговой службе, Пенсионному фонду, фонду соцстрахования и другим учреждениям.

Сведения о счетах и вкладах простых граждан могут быть переданы судам, приставам и агентствам по обязательному страхованию вкладов (в случае наступления страхового случая).

В случае смерти владельца счета или вклада, справка может быть выдана:

  • Лицам, указанным в завещательном распоряжении;
  • Нотариусу, в производстве которого находится наследственное дело;
  • Консульским отделам других государств, если счет принадлежал иностранцу.

Справки по номинальным, залоговым и эскроу-счетам, которые являются разновидностями обязательств о банковском счете, могут быть предоставлены также третьим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством России.

Предусмотрено ли наказание за разглашение банковской тайны?

Последняя поправка в текст настоящей статьи закона была внесена в мае 2017 года. Речь в ней шла об ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора».

Фонд консолидации — это специальный инвестиционный фонд, который был создан Центральным Банком России в 2017 году в целях финансового оздоровления обанкротившихся банков.

Так, статья 26 о банковской тайне пополнилась частями 41 и 42, которые гласят, что данный фонд не вправе разглашать третьим лицам конфиденциальные сведения, полученные им в результате осуществления мер по предупреждению банкротства банков. За разглашение тайны законом предусмотрена ответственность, в том числе в виде компенсации нанесенного материального ущерба.

Разглашение банковской тайны влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с положениями статьи 183 Уголовного кодекса РФ о незаконном получении и разглашении сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

  • За сбор сведений, которые представляют собой банковскую тайну, посредством кражи документов, подкупа, шантажа служащих банка и другими незаконными способами, виновному лицу по закону может грозить:
    • Штрафом до полумиллиона рублей или в размере дохода виновника за годовой период;
    • Исправительными работами продолжительностью до года;
    • Принудительными работами или лишением свободы на период до 2-х лет.
  • Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих такую тайну, должностным лицом без получения на то согласия владельца, наказывается:
    • Штрафом до 1 млн рублей или в размере дохода, полученного за последние 2 года. Виновник к тому же лишается права занимать определенные должности или работать в определенной сфере на трехлетний период;
    • Исправительными работами сроком до 2-х лет;
    • Принудительными работами или лишением свободы на срок до 3-х лет.
  • Разглашение тайны, совершенное в корыстных целях, либо в результате которого потерпевшему лицу был причинен крупный ущерб, наказывается:
    • Штрафом до 1,5 млн рублей или в размере доходов за трехлетний период. Также лишается права работать в соответствующей сфере деятельности на трехлетний период;
    • Принудительными работами или лишением свободы на срок до 5 лет.
  • Если разглашение тайны привело к тяжким последствиям, виновнику могут по закону грозить:
    • Принудительные работы сроком до 5 лет;
    • Лишение свободы на срок до 7-ми лет.

Правовые основы защиты банковской информации и санкции за нарушение банковской тайны

Законодательство о защите банковской тайны основано на Конституции РФ (ст. 23 определяет право граждан на личную тайну, тайну переписки и на тайну иной личной информации) и положениях международных договоров и соглашений (в части информационной безопасности). Оно включает в себя положения:

  • кодексов РФ (Гражданского (ст. 857), Уголовного (ст. 183), об административных правонарушениях (ст. 13.14, 13.11));
  • законов и подзаконных актов (закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ст. 26), закон «Об информации…» от 27.07.2006 № 149-ФЗ и др.).

Российским законодательством предусмотрено безусловное исполнение требований стандартов (включая международные) и регламентов по обработке и защите информации.

Ответственность за разглашение банковской тайны предусмотрена следующая:

  • административная:

Статья КоАП РФ

Проступок

Вид наказания

Размер штрафа, руб.

Разглашение сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом (кроме ситуаций, по которым наступает уголовная ответственность)

штраф

500–1 000

(на граждан)

4 000–5 000

(на должностных лиц)

Нарушение порядка работы с персональными данными граждан (при их сборе, хранении, использовании, распространении)

предупреждение или штраф

500–1 000

(на граждан)

5 000–10 000

(на должностных лиц)

  • гражданско-правовая (ст. 857 ГК РФ) — может возникнуть у банка, если клиент, чьи данные были раскрыты, требует возмещения причиненных убытков;
  • уголовная (см. в следующем разделе).

Что входит в понятие «персональные данные» и какие санкции могут возникнуть при их разглашении, узнайте из рубрики «Персональные данные».

Сведения составляющие банковскую тайну

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *