Сведения о реорганизации

Публикация сообщений о существенных фактах в журнале «Вестник
государственной регистрации» о несостоятельности

  • Бланк-заявка — 1 экз.
  • Сопроводительное письмо — 1 экз.
    Бланк-заявка и сопроводительное письмо формируются автоматически и доступны для скачивания на втором шаге. Бланк-заявку и сопроводительное письмо подписывает лицо, указанное в сведениях о заявителе:
    • Лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа. Печать организации-заявителя в читабельном виде обязательна. Печати единственных участников/акционеров не принимаются.
    • Доверенное лицо, если на него выписана доверенность с правом подписи документов. В этом случае печать организации ставить не обязательно.
  • Решение/приказ о назначении на должность руководителя (от организации-заявителя) — 1 экз.
    • При смене наименования юридического лица после назначения на должность руководителя, необходимо предоставить подтверждение полномочий руководителя (выписку из ЕГРЮЛ (дата выдачи не более двух недель) или копию решения о переименовании юридического лица).
    • При передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации необходимо предоставить так же копию решения/приказа о назначении на должность руководителя от управляющей компании.
  • Лист записи ЕГРЮЛ (свидетельство) о внесении записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации или выписка, которая содержит сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (от организации-заявителя) (копия) — 1 экз.
    • Если выписка/лист записи без печати налоговой, то такой документ должен быть заверен печатью организации и подписью руководителя. Так же принимается выписка/лист записи с электронной отметкой;
  • Решения о реорганизации каждого реорганизуемого юридического лица — в 1 экз.
    Уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение либо определенным решением о реорганизации.
    • В случае подачи сообщения юридическим лицом последним принявшим решение о реорганизации необходимо представить копии решений о реорганизации каждого юридического лица, участвующего в реорганизации, подтверждающих дату/время принятия решения каждым юридическим лицом.
    • В случае подачи документов на публикацию юридическим лицом, определенным решениями о реорганизации обязательными для представления являются копии решений о реорганизации каждого реорганизуемого юридического лица, содержащие положения о предоставлении юридическому лицу полномочий на подачу документов на публикацию сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации» (далее — Журнал).
    • Полномочия юридического лица, подающего документы на публикацию в Журнале, также могут быть отражены в совместном решении о реорганизации, принятом общим собранием участников реорганизуемых юридических лиц, прилагаемом одновременно с решениями о реорганизации каждого юридического лица, принимающего участие в реорганизации, либо без предоставления таковых.

    Полномочия юридического лица, подающего документы на публикацию в Журнале обязательно должны быть отражены любым нижеперечисленным способом:

    • Решения о реорганизации датированы разными числами (либо разным временем).
    • В каждом решении прописаны полномочия юридического лица, уведомляющего кредиторов путём подачи сообщения/уведомления о реорганизации в СМИ.
    • В договоре о присоединении/совместном протоколе прописаны полномочия юридического лица, уведомляющего кредиторов, путём подачи сообщения/уведомления о реорганизации в СМИ.
  • Платежный документ (предоставляется после отправки заявки на проверку и последующего выставления счета):
    • платежное поручение;
    • квитанция Сбербанка или другого коммерческого банка, приходный ордер, чек.

    При оплате банковской картой через сайт vestnik-gosreg.ru платежный документ не требуется.

  • Доверенность — 1 экз.
    Доверенность выдается от организации-заявителя и составляется в соответствии с нормами действующего законодательства РФ и предоставляется в случае использования ЭП, выданной на другое юридическое или физическое лицо. Рекомендуется оформлять доверенность по образцам, представленным на сайте.
    Принимаются как оригиналы, так и заверенные копии документов. Копии готовятся заявителем самостоятельно. Комплект предоставляемых документов остаётся в региональном представительстве.

  • Бланк-заявка (оригинал) — 2 экз.
  • Сопроводительное письмо (оригинал) — 2 экз.
    Бланк-заявка и сопроводительное письмо формируются автоматически и доступны для скачивания на втором шаге после выставления счета. Бланк-заявку и сопроводительное письмо подписывает лицо, указанное в сведениях о заявителе:
    • Лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа. Печать организации-заявителя в читабельном виде обязательна. Печати единственных участников/акционеров не принимаются.
    • Доверенное лицо, если на него выписана доверенность с правом подписи документов. В этом случае печать организации ставить не обязательно.
  • Решение/приказ о назначении на должность руководителя (от организации-заявителя) (копия) — 1 экз.
    • При смене наименования юридического лица после назначения на должность руководителя, необходимо предоставить подтверждение полномочий руководителя (выписку из ЕГРЮЛ (дата выдачи не более двух недель) или копию решения о переименовании юридического лица).
    • При передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации необходимо предоставить так же копию решения/приказа о назначении на должность руководителя от управляющей компании.
  • Лист записи ЕГРЮЛ (свидетельство) о внесении записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации или выписка, которая содержит сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (от организации-заявителя) (копия) — 1 экз.
    • Если выписка/лист записи без печати налоговой, то такой документ должен быть заверен печатью организации и подписью руководителя. Так же принимается выписка/лист записи с электронной отметкой;
  • Решения о реорганизации каждого реорганизуемого юридического лица (копия) — в 1 экз.
    Уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение либо определенным решением о реорганизации.
    • В случае подачи сообщения юридическим лицом последним принявшим решение о реорганизации необходимо представить копии решений о реорганизации каждого юридического лица, участвующего в реорганизации, подтверждающих дату/время принятия решения каждым юридическим лицом.
    • В случае подачи документов на публикацию юридическим лицом, определенным решениями о реорганизации обязательными для представления являются копии решений о реорганизации каждого реорганизуемого юридического лица, содержащие положения о предоставлении юридическому лицу полномочий на подачу документов на публикацию сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации» (далее — Журнал).
    • Полномочия юридического лица, подающего документы на публикацию в Журнале, также могут быть отражены в совместном решении о реорганизации, принятом общим собранием участников реорганизуемых юридических лиц, прилагаемом одновременно с решениями о реорганизации каждого юридического лица, принимающего участие в реорганизации, либо без предоставления таковых.

    Полномочия юридического лица, подающего документы на публикацию в Журнале обязательно должны быть отражены любым нижеперечисленным способом:

    • Решения о реорганизации датированы разными числами (либо разным временем).
    • В каждом решении прописаны полномочия юридического лица, уведомляющего кредиторов путём подачи сообщения/уведомления о реорганизации в СМИ.
    • В договоре о присоединении/совместном протоколе прописаны полномочия юридического лица, уведомляющего кредиторов, путём подачи сообщения/уведомления о реорганизации в СМИ.
  • Платежный документ:
    • платежное поручение (копия);
    • квитанция Сбербанка или другого коммерческого банка, приходный ордер, чек (оригинал).

    При оплате банковской картой через сайт vestnik-gosreg.ru платежный документ не требуется.
    Для оплаты в кассе Редакции необходима копия выставленного счета.

  • Доверенность (оригинал или нотариально заверенная копия) — 1 экз.
    Доверенность выдается от организации-заявителя и составляется в соответствии с нормами действующего законодательства РФ и предоставляется в случае подачи сообщения доверенным лицом. Принимается оригинал доверенности или нотариально заверенная копия. Рекомендуется оформлять доверенность по образцам, представленным на сайте. Обращаем Ваше внимание, что доверенному лицу, которое привозит комплект документов, необходимо предъявлять доверенность, независимо от того, кто является заявителем и подписывает бланк-заявку и сопроводительное письмо.
    Принимаются как оригиналы, так и заверенные копии документов. Копии готовятся заявителем самостоятельно. Комплект предоставляемых документов остаётся в региональном представительстве.

Копии документов должны быть заверены уполномоченным лицом (одним из перечисленных ниже):

  • Лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа. Печать организации обязательна.
  • Доверенным лицом, если на него выписана доверенность с правом подписи документов. В этом случае печать организации ставить не обязательно.
  • Нотариусом.

Нотариально заверять документы не обязательно. Прошивать и скреплять копии документов не нужно, достаточно заверить первый или последний лист.

Обращаем Ваше внимание на то, что каждое юридическое лицо должно заверять копию своего решения печатью и подписью руководителя, копия совместного решения заверяется печатями всех участвующих юридических лиц и подписями их руководителей.

В случае отсутствия печати организации Юридическое лицо обязано предоставить выписку из ЕГРЮЛ (дата выдачи не более двух недель)

Редакция журнала оставляет за собой право запросить нотариально удостоверенную доверенность, в случае возникновения сомнений в наличии полномочий у доверенного лица.

Если ЕГРЮЛ скрывает реорганизацию — реорганизация есть, а сведений о ней нет.

Под интригующим заголовком предлагаются ответы на вопросы:

  1. Как отражаются в ЕГРЮЛ сведения о реорганизации?
  2. Как узнать о реорганизации юридического лица, если в ЕГРЮЛ (в регистрирующем органе по месту нахождения или в федеральной базе) такие сведения не видны?
  3. Как действовать для отражения в ЕГРЮЛ сведений о скрытой реорганизации?

1. Как отражаются в ЕГРЮЛ сведения о реорганизации?

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), который доблестно ведет Федеральная налоговая служба, содержит сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Значит, обращение за информацией к этому ресурсу должно давать возможность получить достоверную и актуальную информацию о состоянии соответствующего юридического лица. Эта информация формируется в ЕГРЮЛ вносимыми в него записями.

Содержащуюся в ЕГРЮЛ информацию заинтересованные лица могут узнать путем обращения за выпиской в регистрирующий орган по месту нахождения соответствующего юридического лица или в любые другие регистрирующие органы. В последнем случае, а также при обращении к различным сервисам, например, как на сайте nalog.ru или в приложениях к бухгалтерским программам сдачи отчетности, сведения черпаются из общего электронного информационного ресурса: федеральной базы ЕГРЮЛ. Федеральная база и сведения регистрирующего органа по месту нахождения юридического лица, на практике, увы, в своем содержании относительно конкретного юридического лица могут различаться.

Записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решений о государственной регистрации, принятых регистрирующим органом на основании представленных заявителями в регистрирующий орган документов. Как правило, регистрирующий орган «находится рядом», ведь государственная регистрация проводится в регистрирующем органе по месту нахождения юридического лица и сложностей с отражением сведений о записях в ЕГРЮЛ не возникает. Так происходит при распространенных регистрационных действиях: создании юридических лиц, изменениях в учредительных документах, изменениях в составе участников и руководителей и.т.п.

Сложнее, если представленные заявителем документы предполагают совершение регистрационных действий в отношении двух и более юридических лиц. Так бывает при государственной регистрации реорганизации в форме слияния и присоединения.

В случае проведения реорганизации юридического лица в форме слияния два или более юридических лица прекращают свое существование с возникновением одного нового юридического лица – правопреемника, а в случае присоединения происходит прекращение одного или более присоединившихся юридических лиц с продолжением существования присоединившего их юридического лица. Для таких случаев закон предусматривает особые правила относительно территориального расположения регистрирующих органов, вносящих записи о реорганизации в ЕГРЮЛ:

— подать документы о начале процедуры реорганизации в форме слияния или присоединения можно в регистрирующий орган по месту нахождения одного из участвующих в реорганизации юридических лиц (определенного решением о реорганизации или последним принявшим решение о реорганизации);

— подавать документы для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации нужно в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, подавшего документы для государственной регистрации начала процедуры реорганизации в форме слияния (такие – изменения появились в 129-ФЗ с декабря 2011 г.)

— для государственной регистрации в форме присоединения документы подаются в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение.

Естественно, участвующие в реорганизации юридические лица могут находиться в сфере деятельности разных регистрирующих органов на просторах нашей Родины.

В силу особого характера ряда сделок на отечественном рынке слияний и поглощений, записи о начале процедуры реорганизации в форме слияния или присоединения или о прекращении деятельности путем реорганизации, в большинстве своем, вносятся регистрирующими органами, находящимися вне и подальше, чем находится место нахождения реорганизуемого юридического лица.

Такие записи, вносимые надлежащими, но отдаленными от места нахождения реорганизуемого юридического лица регистрирующими органами могут:

а) отражаться в ЕГРЮЛ не сразу в день внесения записи, а через некоторое время (измеряемое днями, месяцами и более);

б) не отражаться вовсе.

Причина такого краткого или длительного сокрытия сведений о реорганизации в большинстве случаев – это банальный технический фактор, когда информация не доходит куда надо, и, соответственно, не отражается ни у родного регистрирующего органа по месту нахождения реорганизованного юридического лица ни, тем более, в федеральной базе ЕГРЮЛ.

Ведь как должно быть: при проведении государственной регистрации по началу процедуры реорганизации или прекращению деятельности путем реорганизации регистрирующий орган наряду с бумажным выполнением регистрации с выдачей свидетельств о внесении записей, сообщает информацию о внесенной записи в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица путем отправки ему по их специальным телекоммуникационным каналам связи электронного информационного контейнера. Регистрирующий орган по месту нахождения должен принять информацию, разнести ее у себя в базе и отправить в свое региональное управление для выгрузки на федеральный уровень – для появления ее в федеральной базе ЕГРЮЛ.

А бывает: либо информацию отправили некорректно, либо при поступлении информация не расшифровалась, либо не была замечена, либо на федеральный уровень ее забыли выгрузить, либо при передаче произошел еще какой-то незаметный и необъяснимый технический сбой.

В итоге, если интересоваться состоянием конкретного юридического лица, реорганизуемого в форме слияния или присоединения, то возможны ситуации, когда даже при фактическом нахождении этого юридического лица в состоянии реорганизации или уже состоявшемся внесении записи о прекращении его деятельности путем реорганизации, ни в регистрирующем органе по месту его нахождения, ни в федеральной базе ЕГРЮЛ, нет сведений о реальном состоянии данного юридического лица – о том, что оно прекратило деятельность.

2. Как узнать о реорганизации юридического лица, если в ЕГРЮЛ (в регистрирующем органе по месту нахождения или в федеральной базе) такие сведения не видны?

Посторонние лица, заинтересованные в получении информации о состоянии юридического лица, например, его кредиторы, могут отслеживать и сопоставлять другую доступную информацию, чем «Сведения, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц» и получать в результате самостоятельно проводимого анализа собранной информации представление о состоянии юридического лица. Тут пригодиться могут два сервиса из серии «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?» на сайте nalog.ru.

1) Сервис «Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20 % уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации» (http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr) позволяет получить информацию о наличии в журнале Вестник государственной регистрации – официальном издании для опубликования сведений юридических лиц, публикаций о реорганизации, проводимой соответствующим юридическим лицом: если такая публикация есть, значит, очень велика вероятность, что в ЕГРЮЛ уже внесена запись о начале процедуры реорганизации с участием данного юридического лица, поскольку публикации должны делаться только после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.

Из текста публикации можно узнать, где проводится реорганизация, какая организация предполагается правопреемником и в какие сроки возможно завершение реорганизации.

2) Сервис «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации» (http://service.nalog.ru/uwsfind.do) сообщает о представленных в отношении данного юридического лица в течение года документах для государственной регистрации и принятых по ним решениях.

Там можно увидеть, что было представлено заявление формы Р12003 – если принято решение о регистрации, значит, в ЕГРЮЛ внесена запись о начале процедуры реорганизации с участием данного юридического лица. Или заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица формы Р16003 – если принято решение о регистрации по такому заявлению, значит, в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности соответствующего юридического лица путем присоединения.

Правда, в самом деле, пресловутый технический фактор проявляется и в работе «Сервиса о представленных документах..»: там порой нет информации о подаче Р12003 относительно всех участвующих в реорганизации юридических лиц, а может быть указана эта информация только по юридическому лицу, подававшему данную форму.

Также при подаче форм Р16003 в некоторых регистрирующих органах информация в этом сервисе отражается избирательно: вначале с даты подачи формы и до даты внесения записи о регистрации, информацию можно увидеть путем введения в поле для запроса ОГРН присоединяемого юридического лица, а после принятия решения о регистрации по форме Р16003 информация по ОГРН присоединяемого перестает показываться, зато становится видна при введении ОГРН присоединяющего юридического лица – правопреемника.

3. Как действовать для отражения в ЕГРЮЛ сведений о скрытой реорганизации?

Более заинтересованным лицам, например, участникам юридического лица или руководителю, в случае отсутствия в ЕГРЮЛ сведений о проводимой, а особенно, проведенной реорганизации, гораздо сложнее. Ведь им обычно мало знать о том, что реорганизация проведена, им необходимы официальные документы, подтверждающие факт внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, а главное – признание факта проведения реорганизации регистрирующим органом (налоговым органом) по месту нахождения юридического лица и отражение сведений о реорганизации в федеральной базе ЕГРЮЛ.

Дело в том, что родной регистрирующий орган (налоговый орган) часто игнорирует предъявляемые ему документы о состоявшейся реорганизации, которые в установленном порядке выданы регистрирующим органом по месту регистрации прекращения деятельности данного юридического лица путем реорганизации, указывая, мол, у нас таких данных нет, ваше юридическое лицо действующее. В результате прекратившему свою деятельность юридическому лицу направляются требования об уплате штрафов за не сдачу отчетности, начисляются пени и проводятся налоговые проверки.

Конечно, можно дойди до суда и доказать правоту реорганизованного юридического лица, однако, обращение в суд, увы, дело хлопотное и длительное.

Простым и доступным средством тут оказывается обращение в регистрирующий орган с соответствующим заявлением, в котором сообщается о состоявшейся реорганизации с приложением подтверждающих документов и высказывается просьба отразить соответствующие сведения в ЕГРЮЛ надлежащим образом.

Аргументация такая: ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом и должен содержать сведения о реорганизации юридических лиц (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). ЕГРЮЛ ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами. Территориальные налоговые органы составляют единую централизованную систему (Правила ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (ред. от 22.12.2011) и ст. 2 Закона «О налоговых органах Российской Федерации»).

Отсюда следует вывод, что лицо, заинтересованное в отражении в ЕГРЮЛ достоверной информации о состоянии реорганизованного юридического лица вправе обратиться как в регистрирующий орган, вносивший соответствующую запись, так и в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица.

Для заинтересованного лица (участника, руководителя) важно обращение именно в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица.

Так как из-за отсутствия информации о проведенной реорганизации именно у этого регистрирующего органа, а следом и у территориального налогового органа и возникают претензии к заинтересованным лицам относительно выполнения несуществующих обязательств прекратившего деятельность юридического лица.

Формальным основанием для такого обращения является Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: в соответствии с данным законом граждане вправе обращаться в государственные органы в том числе, с просьбами о содействии в реализации их прав. Положения данного Закона, как указал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2012 г. № 19-П применяются и к отношениям с участием юридических лиц.

После того, как опубликуются и вступят в силу, можно будет ссылаться на положения:

— Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по осуществлению личного приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденного Приказом Минфина России от 15.02.2012 N 25н;

— Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н.

В случае отсутствия положительного ответа можно подать жалобу в управление Федеральной налоговой службы по субъекту федерации.

Таким образом, даже в случаях, когда ЕГРЮЛ по техническим причинам скрывает сведения о проводимой или проведенной реорганизации о ней можно узнать и побудить регистрирующий орган отразить сведения в ЕГРЮЛ надлежащим образом.

Под приведенным заголовком предлагаются ответы на вопросы:

1. Как отражаются в ЕГРЮЛ сведения о реорганизации?

2. Как узнать о реорганизации юридического лица, если в ЕГРЮЛ (в регистрирующем органе по месту нахождения или в федеральной базе) такие сведения не видны?

3. Как действовать для отражения в ЕГРЮЛ сведений о скрытой реорганизации?

1. Как отражаются в ЕГРЮЛ сведения о реорганизации?

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), который доблестно ведет Федеральная налоговая служба, содержит сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Значит, обращение за информацией к этому ресурсу должно давать возможность получить достоверную и актуальную информацию о состоянии соответствующего юридического лица. Эта информация формируется в ЕГРЮЛ вносимыми в него записями.

Содержащуюся в ЕГРЮЛ информацию заинтересованные лица могут узнать путем обращения за выпиской в регистрирующий орган по месту нахождения соответствующего юридического лица или в любые другие регистрирующие органы. В последнем случае, а также при обращении к различным сервисам, например, как на сайте nalog.ru или в приложениях к бухгалтерским программам сдачи отчетности, сведения черпаются из общего электронного информационного ресурса: федеральной базы ЕГРЮЛ. Федеральная база и сведения регистрирующего органа по месту нахождения юридического лица, на практике, увы, в своем содержании относительно конкретного юридического лица могут различаться.

Записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решений о государственной регистрации, принятых регистрирующим органом на основании представленных заявителями в регистрирующий орган документов. Как правило, регистрирующий орган «находится рядом», ведь государственная регистрация проводится в регистрирующем органе по месту нахождения юридического лица и сложностей с отражением сведений о записях в ЕГРЮЛ не возникает. Так происходит при распространенных регистрационных действиях: создании юридических лиц, изменениях в учредительных документах, изменениях в составе участников и руководителей и.т.п.

Сложнее, если представленные заявителем документы предполагают совершение регистрационных действий в отношении двух и более юридических лиц. Так бывает при государственной регистрации реорганизации в форме слияния и присоединения.

В случае проведения реорганизации юридического лица в форме слияния два или более юридических лица прекращают свое существование с возникновением одного нового юридического лица – правопреемника, а в случае присоединения происходит прекращение одного или более присоединившихся юридических лиц с продолжением существования присоединившего их юридического лица. Для таких случаев закон предусматривает особые правила относительно территориального расположения регистрирующих органов, вносящих записи о реорганизации в ЕГРЮЛ:

— подать документы о начале процедуры реорганизации в форме слияния или присоединения можно в регистрирующий орган по месту нахождения одного из участвующих в реорганизации юридических лиц (определенного решением о реорганизации или последним принявшим решение о реорганизации);

— подавать документы для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации нужно в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, подавшего документы для государственной регистрации начала процедуры реорганизации в форме слияния (такие – изменения появились в 129-ФЗ с декабря 2011 г.)

— для государственной регистрации в форме присоединения документы подаются в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение.

Естественно, участвующие в реорганизации юридические лица могут находиться в сфере деятельности разных регистрирующих органов на просторах нашей Родины.

В силу особого характера ряда сделок на отечественном рынке слияний и поглощений, записи о начале процедуры реорганизации в форме слияния или присоединения или о прекращении деятельности путем реорганизации, в большинстве своем, вносятся регистрирующими органами, находящимися вне и подальше, чем находится место нахождения реорганизуемого юридического лица.

Такие записи, вносимые надлежащими, но отдаленными от места нахождения реорганизуемого юридического лица регистрирующими органами могут:

а) отражаться в ЕГРЮЛ не сразу в день внесения записи, а через некоторое время (измеряемое днями, месяцами и более);

б) не отражаться вовсе.

Причина такого краткого или длительного сокрытия сведений о реорганизации в большинстве случаев – это банальный технический фактор, когда информация не доходит куда надо, и, соответственно, не отражается ни у родного регистрирующего органа по месту нахождения реорганизованного юридического лица ни, тем более, в федеральной базе ЕГРЮЛ.

Ведь как должно быть: при проведении государственной регистрации по началу процедуры реорганизации или прекращению деятельности путем реорганизации регистрирующий орган наряду с бумажным выполнением регистрации с выдачей свидетельств о внесении записей, сообщает информацию о внесенной записи в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица путем отправки ему по их специальным телекоммуникационным каналам связи электронного информационного контейнера. Регистрирующий орган по месту нахождения должен принять информацию, разнести ее у себя в базе и отправить в свое региональное управление для выгрузки на федеральный уровень – для появления ее в федеральной базе ЕГРЮЛ.

А бывает: либо информацию отправили некорректно, либо при поступлении информация не расшифровалась, либо не была замечена, либо на федеральный уровень ее забыли выгрузить, либо при передаче произошел еще какой-то незаметный и необъяснимый технический сбой.

В итоге, если интересоваться состоянием конкретного юридического лица, реорганизуемого в форме слияния или присоединения, то возможны ситуации, когда даже при фактическом нахождении этого юридического лица в состоянии реорганизации или уже состоявшемся внесении записи о прекращении его деятельности путем реорганизации, ни в регистрирующем органе по месту его нахождения, ни в федеральной базе ЕГРЮЛ, нет сведений о реальном состоянии данного юридического лица – о том, что оно прекратило деятельность.

2. Как узнать о реорганизации юридического лица, если в ЕГРЮЛ (в регистрирующем органе по месту нахождения или в федеральной базе) такие сведения не видны?

Посторонние лица, заинтересованные в получении информации о состоянии юридического лица, например, его кредиторы, могут отслеживать и сопоставлять другую доступную информацию, чем «Сведения, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц» и получать в результате самостоятельно проводимого анализа собранной информации представление о состоянии юридического лица. Тут пригодиться могут два сервиса из серии «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?» на сайте nalog.ru.

1) Сервис «Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20 % уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации» (http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr) позволяет получить информацию о наличии в журнале Вестник государственной регистрации – официальном издании для опубликования сведений юридических лиц, публикаций о реорганизации, проводимой соответствующим юридическим лицом: если такая публикация есть, значит, очень велика вероятность, что в ЕГРЮЛ уже внесена запись о начале процедуры реорганизации с участием данного юридического лица, поскольку публикации должны делаться только после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.

Из текста публикации можно узнать, где проводится реорганизация, какая организация предполагается правопреемником и в какие сроки возможно завершение реорганизации.

2) Сервис «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации» (http://service.nalog.ru/uwsfind.do) сообщает о представленных в отношении данного юридического лица в течение года документах для государственной регистрации и принятых по ним решениях.

Там можно увидеть, что было представлено заявление формы Р12003 – если принято решение о регистрации, значит, в ЕГРЮЛ внесена запись о начале процедуры реорганизации с участием данного юридического лица. Или заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица формы Р16003 – если принято решение о регистрации по такому заявлению, значит, в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности соответствующего юридического лица путем присоединения.

Правда, в самом деле, пресловутый технический фактор проявляется и в работе «Сервиса о представленных документах..»: там порой нет информации о подаче Р12003 относительно всех участвующих в реорганизации юридических лиц, а может быть указана эта информация только по юридическому лицу, подававшему данную форму.

Также при подаче форм Р16003 в некоторых регистрирующих органах информация в этом сервисе отражается избирательно: вначале с даты подачи формы и до даты внесения записи о регистрации, информацию можно увидеть путем введения в поле для запроса ОГРН присоединяемого юридического лица, а после принятия решения о регистрации по форме Р16003 информация по ОГРН присоединяемого перестает показываться, зато становится видна при введении ОГРН присоединяющего юридического лица – правопреемника.

3. Как действовать для отражения в ЕГРЮЛ сведений о скрытой реорганизации?

Более заинтересованным лицам, например, участникам юридического лица или руководителю, в случае отсутствия в ЕГРЮЛ сведений о проводимой, а особенно, проведенной реорганизации, гораздо сложнее. Ведь им обычно мало знать о том, что реорганизация проведена, им необходимы официальные документы, подтверждающие факт внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, а главное – признание факта проведения реорганизации регистрирующим органом (налоговым органом) по месту нахождения юридического лица и отражение сведений о реорганизации в федеральной базе ЕГРЮЛ.

Дело в том, что родной регистрирующий орган (налоговый орган) часто игнорирует предъявляемые ему документы о состоявшейся реорганизации, которые в установленном порядке выданы регистрирующим органом по месту регистрации прекращения деятельности данного юридического лица путем реорганизации, указывая, мол, у нас таких данных нет, ваше юридическое лицо действующее. В результате прекратившему свою деятельность юридическому лицу направляются требования об уплате штрафов за не сдачу отчетности, начисляются пени и проводятся налоговые проверки.

Конечно, можно дойди до суда и доказать правоту реорганизованного юридического лица, однако, обращение в суд, увы, дело хлопотное и длительное.

Простым и доступным средством тут оказывается обращение в регистрирующий орган с соответствующим заявлением, в котором сообщается о состоявшейся реорганизации с приложением подтверждающих документов и высказывается просьба отразить соответствующие сведения в ЕГРЮЛ надлежащим образом.

Аргументация такая: ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом и должен содержать сведения о реорганизации юридических лиц (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). ЕГРЮЛ ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами. Территориальные налоговые органы составляют единую централизованную систему (Правила ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (ред. от 22.12.2011) и ст. 2 Закона «О налоговых органах Российской Федерации»).

Отсюда следует вывод, что лицо, заинтересованное в отражении в ЕГРЮЛ достоверной информации о состоянии реорганизованного юридического лица вправе обратиться как в регистрирующий орган, вносивший соответствующую запись, так и в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица.

Для заинтересованного лица (участника, руководителя) важно обращение именно в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица.

Так как из-за отсутствия информации о проведенной реорганизации именно у этого регистрирующего органа, а следом и у территориального налогового органа и возникают претензии к заинтересованным лицам относительно выполнения несуществующих обязательств прекратившего деятельность юридического лица.

Формальным основанием для такого обращения является Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: в соответствии с данным законом граждане вправе обращаться в государственные органы в том числе, с просьбами о содействии в реализации их прав. Положения данного Закона, как указал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2012 г. № 19-П применяются и к отношениям с участием юридических лиц.

После того, как опубликуются и вступят в силу, можно будет ссылаться на положения:

— Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по осуществлению личного приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденного Приказом Минфина России от 15.02.2012 N 25н;

— Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н.

В случае отсутствия положительного ответа можно подать жалобу в управление Федеральной налоговой службы по субъекту федерации.

Сведения о реорганизации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *