Существенное ухудшение двух и более коэффициентов

С 2015 года у граждан России появился еще один законный способ разобраться со своими долговыми проблемами – с этого времени, если возможности погасить задолженность нет, а кредитное бремя стало слишком тяжелым, можно объявить себя банкротом. Процесс признания своей несостоятельности достаточно сложный и длительный, однако после его завершения все имеющиеся у человека долги аннулируются.

При этом кредиторы теряют права их взыскивать уже после первого судебного заседания в арбитражном суде, таким образом, чем раньше будет принято решение о признании себя банкротом и чем быстрее будут собраны документы и подано заявление в арбитражный суд – тем быстрее должник окажется под законной защитой от взыскателей и коллекторов. И, как показывает статистика, эта мера с каждым годом становится все популярнее, кроме того, совершенствуются и оптимизируются ее условия и состав. И многие россияне уже смогли успешно разрешить свои долговые трудности.

В то же время нередко возможность признать свою неспособность рассчитаться с кредиторами используется незаконно – речь идет про так называемое фиктивное банкротство, при котором должник, обладая достаточными для погашения долгов ресурсами, стремится доказать свою несостоятельность и тем самым уклониться от расчета по взятым обязательствам без наличия достаточных условий. Такие действия являются общественно опасным деянием, и виновное лицо подвергается административному или даже уголовному наказанию.

ВАЖНО: конкретная мера наказания определяется в каждом случае индивидуально и зависит от многих факторов, прежде всего, от суммы понесенного кредиторами ущерба.

Кроме того, в отдельных случаях недобросовестное физлицо-должник может преднамеренно довести себя до неплатёжеспособности и инициировать процедуру банкротства. Это также незаконная попытка списать свои долги без объективных оснований, однако оно имеет ряд особенностей, объясняющих сущность данного противоправного действия.

Признаки преднамеренного и фиктивного банкротства

Прежде всего, нужно разобраться в том, чем отличаются друг от друга данные виды признания себя несостоятельным:

  • фиктивное банкротство физлица – заведомо ложное объявление гражданином либо ИП о своей невозможности рассчитаться по текущим долгам, сопровождающееся сокрытием имеющегося имущества и финансов;
  • преднамеренное банкротство физических лиц – намеренное усугубление своего финансового положения, в частности, избавление от принадлежащего должнику имущества по объективно заниженной стоимости, передача прав собственности на те или иные объекты другим лицам.

Таким образом, ключевое отличие между преднамеренным и фиктивным банкротством заключается в характере оснований для признания физлица неплатежеспособным: в первом случае они созданы специально, а во втором случае вообще отсутствуют.

Различаются и признаки фиктивного банкротства и преднамеренного снижения собственной платежеспособности. В частности, к признакам, указывающим на преднамеренный характер банкротства, относятся:

  • замена принадлежащего должнику ценного имущества на аналоги с меньшей ценностью;
  • переводы финансовых средств на счета аффилированных лиц;
  • продажа дорогостоящего имущества по специально сниженной стоимости;
  • участие в заведомо невыгодных сделках.

Для того же, чтобы предотвратить попытку физлица объявить себя банкротом, достаточно доказать, что у него в собственности имеется имущество, а также финансовые средства в достаточном количестве для расчета с кредиторами по долгам.

Выявление признаков фиктивного банкротства

Ключевую функцию в обнаружении признаков такого правонарушения выполняет финансовый управляющий. Это лицо, которое назначается Арбитражным судом и помогает должнику разобраться с его долговыми обязательствами. Это наиболее важная фигура, от действий которой зависит успешность проведения всей процедуры банкротства.

ВАЖНО: нужно учитывать, что управляющий занимает нейтральное положение и обеспечивает исполнение прав и интересов как потенциального банкрота, так и его кредиторов.

Согласно Закону о банкротстве в функции финансового управляющего входят следующие задачи:

  • выявление и обеспечение сохранности всего принадлежащего должнику имущества;
  • анализ финансового положения потенциального банкрота;
  • ведение реестра кредиторов;
  • выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • контроль деятельности физлица по осуществлению утвержденного плана действий по урегулированию долговой ситуации.

Таким образом, именно финансовый управляющий в рамках своих полномочий проверяет ситуацию своего подопечного на предмет наличия признаков правонарушения. Для этого он может использовать различные инструменты.

В частности, определить факт наличия у должника в собственности объекта недвижимости либо автомобиля позволяет подача соответствующего запроса в государственные регистрирующие органы – Росреестр и ГИБДД.

Отследить наличие у заявителя финансовых средств возможно путем запроса в кредитные организации. При этом нужно учитывать, что финуправляющий анализирует платежеспособность своего подопечного за период в три последних года.

И если будут выявлены те или иные подозрительные операции, в частности, переход права собственности на другое лицо или подозрительные и необоснованные банковские операции, то они могут быть оспорены – и возвращенное в собственность имущество будет направлено на погашение имеющихся долгов.

Кроме того, анализируются показатели текущей и абсолютной ликвидности, обеспеченности принимаемых обязательств теми или иными активами. И, если управляющий определяет уменьшение как минимум по 2 показателям, инициируется дополнительная, более глубокая проверка. Также могут проводиться некоторые другие действия.

В случае выявления таких противоправных действий должника финансовый управляющий обязан сообщить о данном факте в правоохранительные органы.

Последствия фиктивного банкротства

Если доказан фиктивный характер заявления физического лица о своей несостоятельности, то к нему может быть применен целый комплекс санкций, которые затронут не только непосредственного виновника, но и с большой вероятностью его родственников и связанных с ним людей:

  • если за последние 3 года были проведены какие-либо сделки с дорогостоящим имуществом, принадлежащим должнику, включая продажу, обмен и дарение, то они могут быть признаны недействительными;
  • для погашения задолженности перед кредиторами суд может постановить частично изъять имущество, принадлежащее должнику и его супруге, детям либо другим лицам на правах совместной собственности.

В последнем случае может быть изъята только та часть, которая принадлежит непосредственно должнику. Однако в случае с неделимым имуществом, в частности, с квартирой и другой недвижимостью это зачастую означает продажу всего объекта собственности и выплаты другим собственникам причитающейся им доли полученных средств.

К другим отрицательным последствиям, к которым приведет попытка физического лица провести фиктивное банкротство, также относятся:

  • невозможность устройства на работу в государственные структуры;
  • проблемы при трудоустройстве на должности с высоким уровнем ответственности, в частности, в банки, промышленные предприятия, работающие с оборонными заказами, и т.д.;
  • запрет на выступление в качестве поручителя либо гаранта.

Кроме того, если будет доказан необоснованный характер заявления о собственной несостоятельности, долги гражданина не будут списаны – соответственно, проблемы с кредиторами только усугубятся. Также нужно учитывать, что фиктивное банкротство носит преступный характер и карается в соответствии с положениями КоАП и УК. Строгость наказания напрямую зависит от размера ущерба, который такие действия нанесли кредиторам.

Уголовная ответственность за фиктивное банкротство гражданина

Если в ходе работы органов предварительного следствия, инициированной на основании заключения финансового управляющего, было выявлено, что гражданин, требующий признать себя неспособным рассчитаться по долгам, в действительности обладает достаточными для этого ресурсами, он признается виновным в совершении преступления экономического характера. И если сумма ущерба, который был бы нанесен кредиторам при признании такого субъекта банкротом, превышает 2 250 000 рублей, то данный ущерб признается крупным, что влечет за собой наложение наказания в соответствии с Уголовным кодексом.

Статья 197 УК РФ устанавливает следующие виды ответственности за данное преступление:

  • штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей;
  • штраф в размере зарплаты либо другого официального дохода виновного лица за период от 1 до 2 лет;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 6 лет.

ВАЖНО: если суд приговаривает осужденного за фиктивное банкротство к лишению свободы, то дополнительно может быть наложен штраф в сумме до 80 тыс. рублей либо в размере зарплаты, либо другого официального дохода виновного лица за период до 6 месяцев. Применение дополнительных мер наказания зависит от индивидуальных обстоятельств и тяжести совершенного преступления.

Административная ответственность за фиктивное банкротство физлица

В КоАП наказание граждан за заведомо ложное объявление себя банкротом закреплено в статье 14.12. Согласно ее тексту, если совершенное преступление не квалифицируется как уголовно наказуемое, то на виновного накладывается штраф в сумме от 1000 до 3000 рублей.

Кроме того, к виновному лицу могут быть применены нормы ст. 14.13 КоАП. В частности, если гражданин пытался скрыть наличие у него имущества, которое могло быть использовано для погашения требований кредиторов, равно как и сведений о нем, либо определенных имущественных прав и обязанностей, то на него может быть наложен штраф в сумме от 4000 до 5000 рублей. Аналогичное наказание следует за умышленное уничтожение либо отчуждение должником принадлежащего ему имущества.

На сегодняшний день судебная практика по фактам фиктивного банкротства физических лиц еще относительно скудная, однако имеющиеся прецеденты подтверждают, что даже искусно сфабрикованные ситуации могут быть раскрыты. Поэтому эксперты Юридического бюро №1 настоятельно не рекомендуют пытаться сфальсифицировать собственное банкротство, т.к. это:

  • приведет к применению административных либо уголовных мер наказания;
  • будет препятствием при попытках устройства в государственные учреждения и компании с высоким уровнем ответственности;
  • не позволит списать долги.

Следовательно, положение должника не только не улучшится, но и дополнительно ухудшится, поскольку помимо уже имеющихся долгов он должен будет выплатить наложенные штрафные санкции, а также покрыть судебные издержки. А в случае крупного размера ущерба возможно наказание в виде длительного лишения свободы. Чтобы не допустить такого развития событий, следует заручиться поддержкой компетентных специалистов, имеющих многолетний опыт проведения процедур банкротства физических лиц.

Такие услуги предлагает Юридическое бюро №1. Мы помогаем гражданам в законном порядке признать себя несостоятельными с 2015 года, когда был принят Закон о личном банкротстве. За прошедшее с этого момента время мы наработали достаточный практический опыт, который позволяет нам объективно оценивать ситуацию каждого нашего клиента. И уже по результатам первичной консультации мы выносим заключение, подходит ли данный способ списания долгов в конкретном случае.

Оставьте свою заявку на нашем сайте прямо сейчас – и специалисты Юридического бюро №1 свяжутся с вами, чтобы согласовать дату и время проведения бесплатной консультации!

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Председатель Правительства Российской Федерации

М. Фрадков

Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства

I. Общие положения

1. Настоящие Временные правила определяют порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее — проверка).

2. При проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства (далее — исследуемый период) исследуются:

а) учредительные документы должника;

б) бухгалтерская отчетность должника;

в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника;

г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;

д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;

е) список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;

з) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;

к) сведения об аффилированных лицах должника;

л) материалы судебных процессов должника;

м) материалы налоговых проверок должника;

н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.

3. Необходимые для проведения проверки документы запрашиваются арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц.

4. В случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

II. Порядок определения признаков преднамеренного банкротства

5. Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.

6. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.

На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.

В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение 2 и более коэффициентов, арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника за весь исследуемый период.

8. В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.

9. К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся:

а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;

в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;

г) сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.

Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.

10. По результатам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника делается один из следующих выводов:

а) о наличии признаков преднамеренного банкротства — если руководителем должника, ответственным лицом, выполняющим управленческие функции в отношении должника, индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) должника совершались сделки или действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника;

б) об отсутствии признаков преднамеренного банкротства — если арбитражным управляющим не выявлены соответствующие сделки или действия;

в) о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства — при отсутствии документов, необходимых для проведения проверки.

III. Порядок определения признаков фиктивного банкротства

11. Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.

12. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

13. В случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.

В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.

IV. Подготовка заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства

14. По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства включает в себя:

а) дату и место составления заключения;

б) сведения об арбитражном управляющем и саморегулируемой организации, членом которой он является;

в) наименование арбитражного суда, номер дела, дату вынесения определения (решения) арбитражного суда о введении соответствующей процедуры банкротства и дату принятия определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего;

г) полное наименование и иные реквизиты должника;

д) вывод о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;

е) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства;

ж) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину);

з) обоснование невозможности проведения проверки (при отсутствии необходимых документов).

15. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания — в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования. Одновременно с заключением о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства арбитражный управляющий представляет в указанные органы результаты финансового анализа, проводимого в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также копии документов, на основании которых сделан вывод о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Существенное ухудшение двух и более коэффициентов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *