Субсидии на выполнение государственного задания

Основные положения и правовая основа

Для того чтобы организации бюджета смогли осуществлять закупки в рамках 44 ФЗ, они должны иметь на это средства. Основа финансирования госзакупок бюджетных и ряда автономных учреждений — субсидии на выполнение государственного муниципального задания.

Определяется размер субсидирования в государственных, муниципальных заданиях (ГЗ, МЗ). Госзадание — это документ, определяющий требования к главным характеристикам государственных услуг: составу, качеству, объему, порядку оказания, результативности. Форма и правила ее заполнения утверждены в ПП РФ № 671 от 02.09.2010. Действия бюджетных и автономных учреждений в части реализации госзаданий регулируется ст. 69.2 БК РФ.

Объем выделяемого субсидирования впоследствии будет распланирован бюджетной организацией по статьям затрат. Одна часть денежных средств пойдет на зарплату и налоги, другая — на закупки. Заказчик должен приобретать товары, работы и услуги в рамках 44 ФЗ с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Субсидирование госзадания не всегда полностью покрывает затраты организации. В некоторых случаях госзакупки финансируются за счет средств местного бюджета. Также БУ, АУ могут использовать и внебюджетные источники финансирования и проводить закупки по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ, например за счет доходов от предпринимательской деятельности.

ВАЖНО! Согласно п. 6 ст. 9.2 7-ФЗ, бюджетные учреждения не имеют права отказываться от исполнения госзадания.

В 2019 году будут действовать новые сроки формирования ГЗ, МЗ. Теперь документы должны быть подготовлены не позже 15 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, после получения информации о выделенных ЛБО учреждение составляет план финансово-хозяйственной деятельности и госзадание. После утверждения документов вышестоящими органами (ГРБС) ответственный специалист в течение 10 рабочих дней формирует план и план-график закупок товаров, работ и услуг, на основании которых и будут осуществляться госзакупки по 44 ФЗ. Если БУ, АУ также осуществляет закупки в рамках 223 ФЗ, то такой организации-заказчику надлежит подготовить отдельный план закупок по закону № 223.

Субсидирование государственного задания

Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания — это денежные средства, которые выделяются из бюджета на исполнение госуслуг. Позднее часть этих денег будет направлена на закупки по 44 ФЗ с целью обеспечения потребностей государственных, муниципальных учреждений, реализующих услуги населению. Государство финансирует организации в соответствии со ст. 69.2 и 78.1 БК РФ.

В настоящее время размер субсидирования определяется путем суммирования нормативных затрат на оказание госуслуг, нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного недвижимого имущества (из этих средств и осуществляются госзакупки). При расчете показателей специалисты должны учитывать рекомендации, закрепленные в Приказе Минфина, Минэкономразвития № 137н/527 от 29.10.2010.

Код субсидии на выполнение государственного задания зависит от вида финансового обеспечения. В 2019 г. совокупный объем финансирования будет складываться из следующих статей:

  • нормативные затраты на оказание каждой услуги по госзаданию, умноженные на объем этой услуги;
  • нормативы на выполнение каждой работы, умноженные на ее объем;
  • расходы на уплату налогов и коэффициент платных услуг (объект налогообложения — имущество организации).

Закупочная деятельность

БУ вправе как оказывать госуслуги в пределах установленного ГЗ, так и проводить госзакупки по 44 ФЗ на приобретение товаров, работ и услуг, необходимых для реализации целей госзадания. Субсидирование должно рассчитываться с учетом планируемых затрат на закупки. Цель субсидий прописывается в соглашении. Заказчику запрещено проводить закупки по 44 ФЗ, не соответствующие целям ГЗ, МЗ.

Отдельно регулируется ситуация по госзакупкам в рамках 44 ФЗ у автономных организаций. В Письме Минфина № 02-02-04/68092 от 29.12.2014 указано, что если АУ субсидируются за счет средств бюджета, а целью субсидии являются капитальные вложения, то они обязаны осуществлять закупки и закупочную деятельность в соответствии с законом 44 ФЗ. Это означает, что все остальные бюджетные субсидии АУ, а также все виды доходов, полученные за счет осуществления предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, могут расходовать на закупки по нормам закона № 223. Такие разъяснения дал Минфин в отдельном Письме от 21.03.2014 № 02-02-09/12591.

Но есть исключения. Если автономное госучреждение не разместит соответствующее положение о проведении закупок по нормам закона 223 ФЗ на очередной финансовый период, то вести закупочную деятельность придется по нормам 44 ФЗ. Причем в данной ситуации источник финансирования уже не будет иметь никакого значения. Следовательно, автономное учреждение без размещенного (опубликованного) положения о закупках по 223 ФЗ обязано работать по 44 ФЗ по всем видам субсидий (ч. 4 ст. 8 закона 223-ФЗ).

Правовые основы

Возможность возврата средств субсидии, предоставленной учреждению на выполнение задания, предусмотрена Федеральным законом № 301-ФЗ (вступил в силу в ноябре 2015 года). В частности, его ст. 3 вносит изменения в ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ. Согласно этой поправке не использованные в текущем финансовом году остатки названной субсидии учреждение может расходовать в очередном финансовом году на цели, ради которых оно создано, только если достигнет показателей задания, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги или работы. Аналогичная норма начала действовать в отношении бюджетных учреждений – ст. 4 Федерального закона № 301-ФЗ внесла изменения в ч. 17 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ.

Поправки определяют и сам механизм, благодаря которому органы власти вправе осуществлять возврат средств в объеме, соответствующем недостигнутым автономным или бюджетным учреждением показателям государственного (муниципального) задания. Такое условие может быть предусмотрено в федеральных законах, законах субъектов РФ, муниципальных правовых актах представительных органов муниципальных образований.

Для федеральных АУ и БУ обязательность возврата остатков субсидии на выполнение государственного задания, образовавшихся в связи с недостижением показателей объема, а также остатков субсидии на иные цели, потребность в которых не была подтверждена, установлена ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 301-ФЗ. Аналогичные меры предприняла в отношении подведомственных АУ и БУ часть субъектов РФ. Например, Московская и Свердловская области предусмотрели в своих законах о бюджете нормы о возврате части субсидии на выполнение госзадания при недостижении его показателей, а Ростовская область, помимо данной нормы, указала в соответствующем законе еще и на необходимость возврата остатков целевой субсидии.

Отметим, что в отношении субсидий на иные цели правило о возврате автономными учреждениями неподтвержденных остатков действовало и раньше. Основанием для этого являются ч. 3.17, 3.18 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ, а также Приказ Минфина РФ № 82н. А вот положения о возврате средств субсидии на выполнение задания появились в федеральном законодательстве только сейчас.

Важен еще один момент. Хотя публично-правовым образованиям предоставлено право предусматривать в своих законах и правовых актах норму о возврате подведомственными автономными и бюджетными учреждениями остатков названной субсидии (то есть часть субъектов РФ и муниципальных образований может не воспользоваться этим правом), совершенствование федерального законодательства направлено на то, чтобы перейти к обязательности установления данной нормы. Об этом, в частности, свидетельствуют поправки, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 № 406-ФЗ в ст. 69.2 БК РФ. Данная статья дополнена п. 5, который регламентирует содержание порядков формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения, утверждаемых Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования. В числе прочего указанные порядки должны определять правила возврата субсидии в объеме, эквивалентном недостигнутым показателям задания.

Нормы БК РФ распространяются на все публично-правовые образования, а значит, органам власти (органам местного самоуправления) потребуется привести свои порядки в соответствие новым требованиям бюджетного законодательства. В свою очередь, это создаст основу для более широкого применения нормы о возврате части субсидии на выполнение задания.

Причины возврата

Изменения, внесенные в ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ, определяют конкретные основания, по которым учреждению придется возвращать средства субсидии на выполнение задания. Главная причина – недостижение объемных показателей (неизрасходованные остатки названной субсидии теперь разрешается использовать в очередном финансовом году только при выполнении задания в полном объеме). Однако формулировки приведенной нормы позволяют указывать в числе оснований и недостижение показателей качества (органам власти и органам местного самоуправления предоставлено право осуществлять возврат средств в объеме, соответствующем любым недостигнутым показателям задания). Кроме того, о показателях в целом говорится в п. 5 ст. 69.2 БК РФ, устанавливающем требования к правилам возврата средств рассматриваемой субсидии.

В связи с этим складывается самая разнообразная практика. На федеральном уровне основанием для возврата автономными и бюджетными учреждениями средств субсидии является только недостижение показателей объема (см. ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 301-ФЗ), в то время как на региональном уровне могут встречаться оба варианта. В частности, закон о бюджете Московской области содержит общую формулировку о недостигнутых показателях государственного задания, а в законе о бюджете Ростовской области упоминаются только показатели объема.

Таким образом, чтобы выяснить, какие именно причины для возврата установлены в отношении конкретного учреждения, потребуется изучить следующие акты:

1. Закон (решение) о бюджете либо иной правовой акт, в силу ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ устанавливающий возможность осуществления возврата.

2. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения, который должен быть приведен в соответствие с п. 5 ст. 69.2 БК РФ.

3. Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на выполнение задания, заключенное между органом-учредителем и автономным (бюджетным) учреждением.

Сроки возврата

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 301-ФЗ норма о возврате федеральными автономными и бюджетными учреждени­ями остатков рассматриваемой субсидии имеет временный характер и охватывает только 2016 год. Однако поправки федеральных законов № 174-ФЗ и 83-ФЗ позволяют применять данную норму и в течение более длительного периода. К тому же поправки вполне соответствуют принципам нормативного финансирования, установленным п. 2, 4 ст. 69.2 БК РФ: показатели задания АУ и БУ используются для определения объема субсидии на его выполнение, а этот объем рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуг.

В отношении федеральных АУ и БУ сроки возврата установлены Постановлением Правительства РФ № 1456. Согласно его п. 33 учреждения до 1 июля 2016 года должны вернуть часть субсидий, предоставленных им в 2015 году. Это касается следующих видов средств:

— остатки субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, образовавшиеся в связи с недостижением установленных им показателей объема государственных услуг (работ);

— остатки субсидии на иные цели, в отношении которых наличие потребности в направлении их на те же цели в 2016 году не подтверждено в установленном порядке.

Субъекты РФ и муниципальные образования должны определить сроки возврата в своих нормативных актах.

Источники возврата

О том, за счет каких источников денежных средств автономные и бюджетные учреждения должны производить возврат, в Федеральном законе № 301-ФЗ ничего не сказано. Ответ на этот вопрос следует искать в скорректированных порядках формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения и иных нормативных актах учредителей.

Органы-учредители могут предусмотреть два основных варианта возврата средств в бюджет соответствующего уровня:

1. За счет неиспользованных остатков субсидии, выданной на выполнение задания в 2015 году. Данный вариант возможен в тех случаях, когда средства субсидии полностью не израсходованы из-за уменьшения объема предоставленных услуг либо снижения их качества, а значит, и стоимости (по сравнению с установленным нормативом затрат). Представляется, что это наименее болезненный способ возврата денежных средств.

2. За счет средств от приносящей доход деятельности. Данный источник придется задействовать, если средства субсидии по итогам 2015 года потрачены полностью, а установленные в задании показатели объема и (или) качества все равно не достигнуты (иными словами, имеет место неэффективное расходование денежных средств).

Однако на практике может возникнуть и такая ситуация, в которой у учреждения нет ни остатков субсидии на выполнение задания, ни доходов от внебюджетной деятельности. Некоторые субъекты РФ предусмотрели и этот вариант. Например, Правительство Свердловской области в своем постановлении указало: при отсутствии двух названных источников возврат осуществляется в течение периода, необходимого для полного возмещения излишне израсходованных средств субсидии. То есть предполагается, что в будущем у учреждения появятся необходимые средства – либо за счет более экономного расходования субсидии, выданной на текущий год, либо за счет появления доходов от платной деятельности.

Процедура возврата

Моментом, с которого может быть запущен механизм возврата части средств субсидии, является предоставление автономным или бюджетным учреждением органу-учредителю отчета о выполнении государственного (муниципального) задания на 2015 год. В частности, об этом говорится в абз. 2 п. 33 Постановления № 1456. Конкретный алгоритм действий должен быть прописан в нормативном правовом акте, утвержденном соответствующим учредителем.

Рассмотрим процедуру возврата средств субсидии на примере Свердловской области (обновленный порядок предоставления субсидий подведомственным АУ и БУ утвержден Постановлением № 1214-ПП). После того, как учреждение представило годовой отчет о выполнении государственного задания, а учредитель установил факт выполнения данного задания в меньшем объеме или с недостаточным качеством, последний должен принять заключение об объемах субсидии, подлежащих возврату, и в течение 30 календарных дней после получения годового отчета учреждения направить ему письменное требование о возврате средств субсидии. Автономному (бюджетному) учреждению необходимо будет в течение 10 календарных дней с момента поступления письменного требования органа-учредителя вернуть соответствующую часть субсидии в областной бюджет.

Представим данный алгоритм действий на схеме.

Интересен и опыт Свердловской области по определению сумм, подлежащих возврату в бюджет. Постановление № 1214-ПП содержит методику расчета и несколько формул, позволяющих высчитать объем возвращаемых средств. Например, в расчетах участвуют коэффициент соответствия фактического объема оказания услуги (выполнения работы) государственному заданию и коэффициент соответствия государственной услуги (работы) установленным требованиям к качеству. Эти показатели определяются по результатам мониторинга исполнения задания, проводимого в рамках рассмотрения учредителем годового отчета учреждения, и иных контрольных мероприятий.

Расчеты осуществляются в отношении всех подведомственных учреждений. По их результатам как раз и должны быть определены конкретные АУ и БУ, которые обязаны вернуть часть средств субсидии, и точные суммы возврата.

Поправки, внесенные в федеральное (а затем и в региональное) законодательство, стали очередным шагом во внедрении принципа нормативного финансирования и способом сократить неэффективные расходы бюджета. Учредители получили правовые основания для более тщательного контроля за результативностью использования подведомственными АУ и БУ средств субсидии. Органы власти и органы местного самоуправления теперь могут реагировать на факты отклонений от показателей, установленных государственными (муниципальными) заданиями, требуя от учреждений возврата части средств.

Однако учреждениям необходимо учесть следующий нюанс. Если в нормативном акте учредителя, государственном (муниципальном) задании или соглашении об условиях и порядке предоставления субсидии на его выполнение указаны допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей, в их пределах задание считается выполненным. А значит, обязанность возвращать средства субсидии у автономного учреждения не возникает. Возврат осуществляется только при превышении установленного диапазона отклонений от показателей задания.

Федеральный закон от 03.11.2015 № 301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год».

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

См. статью 55 Закона Московской области от 03.12.2015 № 213/2015-ОЗ «О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» и ст. 32 Закона Свердловской области от 03.12.2015 № 138-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год».

См. часть 3 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 21.12.2015 № 473-ЗС «Об областном бюджете на 2016 год».

Приказ Минфина РФ от 28.07.2010 № 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям».

Постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год».

Постановление от 28.12.2015 № 1214-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 77-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания и примерной формы соглашения о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» (далее – Постановление № 1214-ПП).

54. Субсидии на выполнение учреждениями муниципального задания и на иные цели.

Предоставление услуг подведомственными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется на основании задания, формируемого для каждого учреждения на оказание соответствующих услуг. На финансовое обеспечение выполнения задания предоставляются субсидии из соответствующего бюджета.

Для казенных учреждений формирование задания не является обязательным, оно составляется в случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности (выполнения задания, в случае, если задание сформировано) казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы (статьи 69.2, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Важнейшей задачей учредителя в отношении подведомственных учреждений является формирование и доведение задания, а также соответствующее финансовое обеспечение его выполнения в форме субсидии.

Поскольку размер субсидии непосредственно связан с объемом оказываемых услуг, бюджетное и автономное учреждение заинтересовано в увеличении этого объема, а также спроса на услуги за счет повышения их качества. В связи с тем, что субсидия предоставляется бюджетному и автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на основании натуральных показателей, у учредителя должны появляться новые инструменты и направления контроля, ориентированные на результат деятельности подведомственных учреждений.

Важно также отметить, что органы власти, наряду с формированием задания для учреждений, входящих в подведомственную сеть, вправе:

— разместить государственный заказ на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с целью заключения государственного (муниципального) контракта на оказание соответствующих услуг (выполнение работ). Исполнителем по контракту на оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, в этом случае, может стать любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (статья 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ). В данном случае услуги (работы) исполнителя будут оплачиваться не путем предоставления субсидий, а в порядке, предусмотренном для оплаты государственного (муниципального) контракта;

— предоставить субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на оказание указанными организациями в соответствии с договорами (соглашениями) государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам (статья 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Органы власти вправе самостоятельно решать, какой из этих двух способов выбрать.

Помимо субсидий на оказание услуг бюджетным и автономным учреждениям могут быть предоставлены субсидии на иные цели (абзац второй части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Примером таких субсидий могут являться гранты, субсидии на капитальный ремонт имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями, субсидии на погашение кредиторской задолженности этих учреждений (несмотря на то, что субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений исключена, учредитель вправе оказать помощь подведомственным учреждениям для расчетов с кредиторами) и другие.

Порядок определения объема и условия предоставления этих субсидий в соответствии с вышеуказанной статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, соответственно для бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных и автономных учреждений.

Кроме этого, из соответствующих бюджетов бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться бюджетные инвестиции — капитальные вложения в основные средства учреждений (средства на приобретение оборудования, реконструкцию, модернизацию имеющегося имущества, строительство новых объектов) (статья 6, часть 5 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Порядок предоставления бюджетных инвестиций также определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Энциклопедия решений. Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Критерии оценки целевого характера расходов

Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Критерии оценки целевого характера расходов

Для определения целевого характера расходов средств субсидии на выполнение задания, как правило, применяются два основных критерия:

1. Направленность расходов на выполнение государственного (муниципального) задания (см., например, решения Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 02.02.2017 по делу N 12-133/2017, от 02.02.2017 по делу N 12-134/2017, решения суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 01.04.2016 по делу N 12-140/2016, от 07.05.2015 по делу N 12-562/2015, от 25.05.2016 по делу N 7-653/2016, постановления Судебного участка N 3 Октябрьского судебного района г. Архангельска (Архангельская область) от 24.06.2016 по делу N 4-481/2016 *(1) и от 24.06.2016 по делу N 4-479/2016 *(2)).

2. Соблюдение иных условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных:

— порядком предоставления субсидии, установленном в публично-правовом образовании в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ;

— соглашением о предоставлении субсидии (см., например, решения Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 31.03.2016 по делу N 12-181/2016, Волгоградского областного суда от 17.04.2015 по делу N 07-450/2015).

Нецелевым использованием средств субсидии может быть признано расходование средств на выплату заработной платы работникам, трудовая функция которых не связана с выполнением государственного (муниципального) задания, а также на иные цели, не связанные с выполнением задания (см., в частности, постановления Верховного Суда Республики Калмыкия от 28.11.2016 по делу N 4А-146/2016, от 28.11.2016 по делу N 4А-146/2016, решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26.02.2016 по делу N 12-145/2016, решения Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 18.06.2015 по делу N 12-34/2015, Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14.10.2015 по делу N 12-1140/2015, Октябрьского районного суда г. Иваново от 08.10.2015 по делу N 12-229/2015, от 08.10.2015 по делу N 12-230/2015). Кроме того, нецелевым использованием средств субсидии на госзадание могут быть признаны документально неподтвержденные расходы (см., в частности, постановление Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 23.11.2016 по делу N 5-1058/2016).

Обычно не возникает проблем с подтверждением направленности на выполнение задания тех расходов, которые осуществляются за счет субсидии на выполнение задания и в явном виде учитывались при определении размера этой субсидии. Данное правило относится и к расходам на содержание имущества.

Пример

На федеральном уровне нормативные затраты на содержание неиспользуемого для выполнения госзадания имущества применяются при расчете объема финобеспечения на 2016, 2017 и 2018 годы. (п. 6 постановления Правительства РФ от 26.06.2015 N 640). Речь идет о недвижимости и особо ценном движимом имуществе, закрепленных за учреждением или приобретенных за счет предоставленных учредителем средств. Соответственно, при направлении учреждением средств субсидии на выполнение задания на содержание такого имущества до 2019 года у контролирующих органов претензий не будет.

С другой стороны, для подтверждения факта использования имущества при выполнении задания достаточно представить документы, согласно которым планировалось провести ремонт (реконструкцию, перепланировку) для приведения имущества в состояние, пригодное для выполнения задания (постановление Тринадцатого ААС от 20.01.2014 N 13АП-25263/13). При этом судьи указывают: отсутствие в помещении персонала само по себе не означает, что такое помещение не используется учреждением в деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг.

Если же при определении размера субсидии какие-то расходы в явном виде не учитывались, дело обстоит сложнее… А такие расходы время от времени возникают в каждом учреждении. И это может быть что угодно: от затрат на проведение внепланового выездного мероприятия до дистанционного зондирования земельного участка, не закрепленного за учреждением…

В подобных ситуациях желательно располагать документами, подтверждающими:

— направленность расходов на выполнение задания;

— наличие текущей экономии средств субсидии.

Подобная рекомендация обусловлена следующими обстоятельствами.

Средства субсидии на выполнение задания не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (п. 12 Требований, утв. приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н). Специалисты финансового ведомства указывают, что осуществление незапланированных расходов возможно за счет экономии средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания с внесением соответствующих изменений в План ФХД (см. например, письма Минфина России от 31.12.2014 N 02-01-11/69294, от 30.12.2014 N 02-07-10/69030, от 24.06.2013 N 02-13-10/23799, от 28.06.2013 N 02-13-11/24924, от 07.08.2012 N 02-03-06/3073, от 09.08.2012 N 02-13-06/3106). Осуществление таких расходов само по себе не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств (постановление Тринадцатого ААС от 09.02.2015 по делу N 13АП-306/15, решения Первомайского районного суда г. Омска от 01.06.2015 по делу N 12-126/2015, от 05.03.2015 по делу N 12-61/2015).

Отсутствие документального подтверждения наличия экономии средств субсидии на выполнение задания на момент осуществления расходов может стать одним из аргументов проверяющих при квалификации расходов учреждения в качестве нецелевого использования бюджетных средств (см. решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.08.2015 по делу N А17-2519/2015). Не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств недовыполнение задания по одним видам услуг и перевыполнение по другим с одновременным перераспределением экономии средств выделенной субсидии между услугами (постановление Седьмого ААС от 22.05.2015 N 07АП-3673/15).

Вопрос о том, каким образом может быть «зафиксирована» экономия, запланированная и достигнутая учреждением в течение года, в настоящее время остается открытым — проблема должна быть урегулирована на уровне локальных актов организации.

Направленность расходов на выполнение задания обычно определяется на момент осуществления расходов. Так, например, имущество может быть приобретено за счет субсидии, но по объективным причинам уже после приобретения отпадет необходимость в его использовании для выполнения задания и имущество начинает использоваться для оказания платных услуг. В этом случае с высокой долей вероятности учреждение сможет обосновать правомерность расходов.

Внимание

По завершении финансового года для обоснования целевого характера расходов, не учитываемых в явном виде при определении размера субсидии на выполнение задания, появляется дополнительный аргумент. Подтверждением соблюдения учреждением целей предоставления этой субсидии является достижение установленных заданием показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы) (письмо Минфина России от 19.02.2015 N 02-02-07/7996). Осуществляется такое подтверждение на основании отчета о выполнении задания, предоставляемого органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя.

Можно уверенно констатировать: даже временное отвлечение средств субсидии на осуществление расходов, связанных с приносящей доход деятельностью, контролирующие органы будут пытаться квалифицировать в качестве нецелевых расходов. Не факт, что учреждению поможет даже ссылка на письмо, в котором специалисты финансового ведомства допускали возможность такого отвлечения с последующим восстановлением расходов за счет средств от приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 04.09.2012 N 02-06-10/3517)…

А вот если речь идет о расходах ПРОШЛЫХ ЛЕТ, возможны такие аргументы:

1) на момент проверки (рассмотрения дела в суде) установлено, что задание выполнено в полном объеме и с должным качеством;

2) положения ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ позволяют учреждению расходовать остатки субсидии, в т.ч. и в рамках приносящей доход деятельности.

Есть даже пример решения, в котором эти аргументы были приняты во внимание судьями (см. постановление Тринадцатого ААС от 09.02.2015 по делу N А56-41232/2014).

Примечание

Если условиями доведения субсидии на выполнение задания не предусмотрено запрета, средства такой субсидии могут быть размещены автономным учреждением на депозитном счете в кредитной организации (письмо Минфина России от 11.11.2016 N 02-07-10/66248). Дело в том, что при размещении свободных остатков средств на депозите цели их использования не могут быть определены и, соответственно, эти операции надо рассматривать как форму сохранения, а не расходования средств. Принимая подобное решение, следует оценить сопутствующие риски — оно не должно повлиять на объем и качество оказываемых в рамках задания услуг (выполняемых работ).

На практике возможна такая ситуация. Заданием оказание определенной услуги (выполнение определенной работы) прямо не предусмотрено (возможно, по «недосмотру» отдельных должностных лиц). Учреждение оказывает (выполняет) ее безвозмездно. В таких ситуациях следует помнить, что речь все равно идет о приносящей доход деятельности и, следовательно, все связанные с этой услугой (работой) расходы не могут быть произведены за счет субсидии на выполнение задания*(3).

Важное значение имеет организация раздельного учета кассовых и фактических расходов по видам деятельности в разрезе каждой оказываемой услуги (выполняемой работы). В некоторых случаях при отсутствии раздельного учета контролирующие органы могут пытаться квалифицировать в качестве нецелевых всю сумму расходов даже в том случае, когда часть расходов относится к деятельности по выполнению задания.

Объекты имущества могут частично использоваться в приносящей доход деятельности. Расходы по их содержанию целесообразно распределять между субсидией на выполнение задания и приносящей доход деятельностью на основании экономически обоснованных показателей. Если данный вопрос не урегулирован учредителем, его целесообразно решить в локальном правовом акте учреждения. Тем самым будет выполняться основное целевое предназначение средств субсидии — финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на определенный период.

Кроме того, в целях корректировки (уменьшения) объема финобеспечения федеральных учреждений применяется коэффициент платной деятельности (п.п. 12 , 33, 35 Положения N 640).

Субсидия, предоставляемая учреждениям согласно положениям абзаца первого п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, имеет строгое целевое назначение — она предназначена для финансового обеспечения выполнения задания. А если толковать ст. 78.1 БК РФ буквально, то только для выполнения задания соответствующего (текущего) года.

Таким образом, оплата за счет субсидии текущего года кредиторской задолженности прошлых лет, пусть и образовавшейся в рамках деятельности по выполнению задания, отдельными контрольными органами и судами трактуется как нецелевой расход (см. постановление Волгоградского областного суда от 28.03.2016 по делу N 4А-337/2016, решения Волгоградского областного суда от 04.08.2016 по делу N 07-1031/2016, от 18.03.2015 по делу N 07-333/2015, Камышинского городского суда Волгоградской области от 29.02.2016 по делу N 12-54/2016, Кировского районного суда г. Волгограда от 13.04.2015 по делу N 12-82/2015). Поэтому погашать такую задолженность лучше за счет остатков субсидий прошлых лет или за счет средств от приносящей доход деятельности. Наконец, учредитель может предоставить для этого целевую субсидию…

Учитывая вышеизложенное, учреждениям желательно без крайней необходимости не производить за счет субсидии текущего года оплату, в том числе перечисление аванса, контрагентам за услуги (товары, работы), необходимые для выполнения задания следующего года…

Федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами теперь может быть предусмотрен возврат в бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Бюджетными и автономными учреждениями должен быть возвращен не весь остаток средств, а только сумма, соответствующая не достигнутым показателям задания (см. новую редакцию ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ).

Возможна иная ситуация: задание учреждением не выполнено, но требование о возврате в бюджет остатка субсидии в публично-правовом образовании не предусмотрено. Раньше и в такой ситуации остаток субсидии на выполнение задания можно было потратить на любые цели, ради которых создано учреждение, в т.ч. в рамках приносящей доход деятельности. Теперь же при расходовании этого остатка придется строго соблюдать те требования по целевому использованию, которые были установлены при предоставлении субсидии.

У некоторых бухгалтеров возникает вопрос: может ли рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств превышение расходов по отдельным направлениям над соответствующими показателями Плана ФХД?

Учитывая последние разъяснения специалистов финансового ведомства, с большой долей уверенности можно дать ответ: Нет. Не может. Такой вывод можно сделать, например, из содержания письма Минфина России от 19.02.2015 N 02-02-07/7996*(4). В то же время нет сомнений в том, что несоответствие кассовых операций показателям утвержденного Плана ФХД является финансовым нарушением. В связи с этим в Минфине России обсуждается возможность включения в КоАП РФ специальной нормы, предусматривающей административный штраф за подобные нарушения.

Порядок применения кодов КОСГУ и иных кодов бюджетной классификации не применяется для определения целевого характера расходования средств субсидии на выполнение (государственного) муниципального задания. Конечно, если иное не было оговорено сторонами при подписании соглашения о предоставлении этой субсидии.

В отдельных случаях контролирующие органы все-таки пытаются использовать КБК для квалификации расходов за счет субсидии на выполнение задания в качестве нецелевых, однако суды их, как правило, не поддерживают (см., например, решение Магаданского областного суда от 23.10.2015 по делу N 7-89/2015).

Иногда органы финансового контроля при выявлении в бюджетных и автономных учреждениях нецелевого использования субсидии на выполнение задания оформляют предписания с требованием о перечислении суммы нецелевых расходов в доход бюджета. Чаще всего такая практика встречается на муниципальном уровне.

Подобные требования являются обоснованными только в том случае, если контролирующему органу, опираясь на положения п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ, удастся доказать наличие ущерба, нанесенного публично-правовому образованию (см. также решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.04.2015 по делу N А43-27408/2014)*(5). То есть необходимо будет показать причинно-следственную связь между нецелевым расходованием средств и возникшими в связи с этим дополнительными расходами бюджета. А в случае нецелевого использования средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания это весьма затруднительно. Дело в том, что в соответствии со ст. 78.1 БК РФ размер этой субсидии определяется с учетом нормативных затрат. Поэтому сумма субсидии зависит от объемных и качественных показателей государственного (муниципального) задания и, соответственно, нецелевое расходование этих средств не влечет увеличение размера этой субсидии (бюджет не несет дополнительных расходов). При этом действующим законодательством предусмотрен механизм возврата в бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в сумме, соответствующей не достигнутым показателям задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ).

В то же время требование о перечислении суммы нецелевого расхода в бюджет будет правомерно в следующих случаях:

1) в соглашении о предоставлении субсидии и (или) правовых актах, являющихся правовым основанием предоставления указанных средств, предусмотрено условие о перечислении сумм нецелевых расходов в доход бюджета;

2) если будет обоснован ущерб публично-правовому образованию (например, если в связи с направлением средств субсидии на цели, не связанные с выполнением задания, учреждением была получена и израсходована субсидия на иные цели согласно абзацу второму п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

*(1) С текстом судебного акта можно ознакомиться, пройдя по ссылке: http://3okt.arh.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=9296069& delo_id=1500001;

*(2) С текстом судебного акта можно ознакомиться, пройдя по ссылке: http://3okt.arh.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=9296071& delo_id=1500001.

*(3) См. п. 4 Раздела «Результаты контрольного мероприятия» Отчета о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности в 2012-2013 годах и истекшем периоде 2014 года (совместно с ФСБ России)» (контрольное мероприятие проведено согласно п. 2.8.11.1 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2014 год).

*(4) Указание на возможность квалификации в подобных ситуациях нецелевого использования бюджетных средств встречается крайне редко. Например, в достаточно давнем письме Минфина России от 08.11.2012 N 02-11-08/4694.

*(5) См. также ответ на вопрос С.С. Бычкова, заместителя директора Департамента бюджетной методологии Минфина России.

Документы, регулирующие порядок выделения субсидий

Основными документами, регулирующими порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания, являются:

  • Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Положение N 671);
  • Постановление Правительства РФ от 18.03.2008 N 182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Положение N 182).

Указанными документами установлено, что субсидии на выполнение государственного задания выделяются бюджетным и автономным учреждениям их учредителями.

Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным или автономным учреждениями или приобретенного за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки (п. 10 Положения N 671, п. 9 Положения N 182).

Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества федеральных государственных учреждений для отдельных учреждений культуры и искусства установлен следующими Приказами Минкультуры:

  • от 21.02.2012 N 127 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание Госфильмофондом России государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества»;
  • от 05.12.2011 N 1122 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание театрами, цирковыми организациями, организациями в сфере народного творчества, библиотеками, музеями, концертными организациями, самостоятельными творческими коллективами, филармониями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества»;
  • от 29.12.2011 N 1259 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание образовательными, научно-исследовательскими и иными учреждениями в сфере культуры, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание их имущества».

Кроме вышеуказанных документов, Письмом Минкультуры России от 28.12.2011 N 8949-01-39/01-АА доведен Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг федеральными государственными (муниципальными) учреждениями культурно-досугового типа, подведомственными органам управления культуры субъектов Российской Федерации (муниципальным образованиям), и нормативных затрат на содержание их имущества.

Перечень федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минкультуры, которым с 01.01.2012 предоставляются субсидии на выполнение государственного задания, утвержден Приказом Минкультуры России от 02.12.2011 N 1112.

Заключение соглашения о предоставлении субсидии

Согласно п. 15 Положения N 671 и п. 10 Положения N 182 предоставление учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого федеральным учреждением и учредителем. Типовая форма соглашения, заключаемого в отношении:

  • федеральных бюджетных учреждений, утверждена Приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 138н/528 «Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания»;
  • федеральных автономных учреждений, — Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 423 «Об утверждении типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ)».

Соглашением определяются порядок и условия предоставления учредителем субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее — государственное задание). В нем указываются обязанности и права сторон. Перечислим их в таблице.

Обязанности Права
Учредителя бюджетного учреждения
Определение размера субсидии и
перечисление ее в соответствии с
графиком перечисления.
Рассмотрение предложения учреждения
по вопросам, связанным с исполнением
соглашения, и сообщение о результатах
их рассмотрения
Изменение размера субсидии,
предоставляемой в соответствии с
соглашением в течение срока
выполнения государственного задания
в случае внесения соответствующих
изменений в государственное
задание
Бюджетного учреждения
Осуществление использования субсидии
в целях оказания государственных
услуг (выполнения работ) в
соответствии с требованиями,
определенными в государственном
задании.
Своевременное информирование
учредителя об изменении условий
оказания государственных услуг
(выполнения работ), которые могут
повлиять на размер субсидии
Обращение к учредителю с
предложением об изменении размера
субсидии в связи с изменением в
государственном задании показателей
объема (содержания) оказываемых
государственных услуг (выполняемых
работ) и (или) показателей качества
(в случае их установления)
Учредителя автономного учреждения
Расчет субсидии на выполнение
государственного задания и
перечисление ее на счет, открытый в
кредитной организации, или на счет
территориального ОФК по месту
открытия лицевого счета учреждению.
Осуществление финансового
обеспечения развития учреждений в
рамках программ, утвержденных в
установленном порядке.
Осуществление финансирования
выполнения государственного задания
ежеквартально.
Недопущение сокращения размера
субсидий при выполнении учреждением
государственного задания.
Осуществление контроля за
выполнением учреждением
государственного задания
Уточнение и дополнение соглашения с
учетом отраслевых особенностей.
Изменение размера предоставляемых
по соглашению субсидий в случае:
— изменения в государственном
задании показателей,
характеризующих качество и (или)
объем (содержание) оказываемых
услуг (выполняемых работ);
— в иных случаях, предусмотренных
законодательством РФ.
Принятие решения об изменении
государственного задания в случае
фактического исполнения
государственного задания в большем
объеме, чем это предусмотрено.
Сокращение размера субсидий и (или)
требование частичного или полного
возврата предоставленных субсидий,
если фактически исполненное задание
меньше по объему, чем это
предусмотрено.
Недопущение предоставления субсидии
в случае сдачи в аренду недвижимого
имущества и особо ценного движимого
имущества
Автономного учреждения
Оказание услуги (выполнение работы) в
соответствии с государственным
заданием за счет субсидий,
направляемых учредителем.
Возвращение субсидий или их части в
случае, если фактически исполненное
государственное задание меньше по
объему, чем это предусмотрено
государственным заданием, или не
соответствует качеству услуг (работ),
определенному в задании.
Недопущение покрытия части
нормативных затрат за счет субсидий,
если учреждением осуществляется
деятельность, связанная с оказанием
услуг (выполнением работ) частично за
плату
Самостоятельное расходование
субсидии.
Обращение к учредителю (при
необходимости) с предложением об
изменении в государственном задании
показателей, характеризующих
качество и (или) объем (содержание)
оказываемых услуг (выполняемых
работ)

Субсидии перечисляются в установленном порядке на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному и автономному учреждениям.

Бухгалтерский учет

Представим в таблице корреспонденцию счетов по отражению операций по поступлению и расходованию субсидий, выделенных для выполнения государственного задания, используя при этом положения Инструкций N N 174н <1>, 183н <2>.

<1> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Дебет Кредит Дебет Кредит
В учете бюджетного
учреждения
В учете автономного
учреждения
Начисление субсидии,
выделенной на
выполнение
государственного
задания (п. 93
Инструкции N 174н,
п. 96 Инструкции
N 183н)
4 205 81 560 4 401 10 180 4 205 80 000 4 401 10 180
Поступление субсидии
на лицевой счет
(п. 94 Инструкции
N 174н, п. 97
Инструкции N 183н)
4 201 11 510 4 205 81 660 4 201 11 000 4 205 80 000
Отражение расходов,
осуществляемых за
счет средств
субсидий:
— формирующих
себестоимость работ,
услуг (готовой
продукции),
оказываемых
учреждением в рамках
государственного
(муниципального)
задания (п. п. 60,
61, 65 Инструкций
N 174н, N 183н)
4 109 60 XXX
<**>
4 109 70 XXX
4 109 80 XXX
4 109 90 XXX
4 302 XX 730
<*>
4 104 XX 410
4 208 XX 660
4 303 XX 730
4 105 XX 440
4 101 XX 410
4 109 60 XXX
4 109 70 XXX
4 109 80 XXX
4 109 90 XXX
4 302 XX 000
4 104 XX 000
4 208 XX 000
4 303 XX 000
4 105 XX 000
4 101 XX 000
— не формирующих
себестоимость работ,
услуг (готовой
продукции),
оказываемых
учреждением в рамках
государственного
(муниципального)
задания (п. 153
Инструкции N 174н,
п. 181 Инструкции
N 183н)
4 401 20 262
4 401 20 263
4 401 20 290
4 401 20 273
4 109 80 XXX
4 208 62 660
4 208 63 660
4 208 91 660
4 210 01 660
4 302 62 730
4 302 63 730
4 302 91 730
4 303 XX 730
4 401 20 262
4 401 20 263
4 401 20 273
4 401 20 290
4 109 80 XXX
4 208 62 000
4 208 63 000
4 208 91 000
4 210 01 000
4 302 62 000
4 302 63 000
4 302 91 000
4 303 XX 000

<*> Вместо символа «XX» указывается соответствующий аналитический код.
<**> Вместо символа «XXX» указывается соответствующий код КОСГУ.

Пример. Автономному учреждению выделена субсидия на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного задания, в сумме 1 500 000 руб. За счет этих средств произведены следующие расходы:

а) начислена заработная плата сотрудникам — 300 000 руб.;

б) начислены страховые взносы (30,2%) всего — 90 600 руб., в том числе:

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) — 8700 руб.;
  • на обязательное медицинское страхование в ФФОМС — 15 300 руб.;
  • на пенсионное страхование — страховая часть — 50 000 руб.;
  • на пенсионное страхование — накопительная часть — 16 000 руб.;
  • на травматизм — 600 руб.;
  • оплачена стоимость приобретенных материалов (прочие материальные запасы — иное движимое имущество) и списанных на себестоимость оказываемых услуг — 50 000 руб.;
  • произведена оплата оказанных коммунальных услуг (в части, относящейся к выполнению государственного задания) — 80 000 руб.

Лицевой счет учреждению открыт в ОФК.

В учете учреждения эти операции следует отразить следующим образом.

————————————-T————T————T———-¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Отражено начисление дохода в виде ¦4 205 80 000¦4 401 10 180¦ 1 500 000¦
¦субсидии, предоставленной на ¦ ¦ ¦ ¦
¦выполнение государственного задания ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Поступила субсидия на лицевой счет, ¦4 201 11 000¦4 205 80 000¦ 1 500 000¦
¦открытый в ОФК ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Списаны на себестоимость оказываемых¦ ¦ ¦ ¦
¦услуг расходы, произведенные за счет¦ ¦ ¦ ¦
¦субсидии на выполнение ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственного задания: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- по заработной плате; ¦4 109 60 211¦4 302 11 000¦ 300 000¦
¦- по страховым взносам в ФСС; ¦4 109 60 213¦4 303 02 000¦ 8 700¦
¦- по страховым взносам в ФОМС; ¦4 109 60 213¦4 303 07 000¦ 15 300¦
¦- по страховым взносам в Пенсионный ¦4 109 60 213¦4 303 10 000¦ 50 000¦
¦фонд (страховая часть); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- по страховым взносам в Пенсионный ¦4 109 60 213¦4 303 11 000¦ 16 000¦
¦фонд (накопительная часть); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- по коммунальным услугам (в части ¦4 109 60 223¦4 109 70 223¦ 80 000¦
¦суммы, отнесенной на себестоимость ¦ ¦ ¦ ¦
¦оказываемых услуг в рамках ¦ ¦ ¦ ¦
¦выполнения государственного задания,¦ ¦ ¦ ¦
¦после распределения накладных ¦ ¦ ¦ ¦
¦расходов) ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Приобретены материалы ¦4 105 36 000¦4 302 34 000¦ 50 000¦
+————————————+————+————+———-+
¦Списана на себестоимость оказываемых¦4 109 60 272¦4 105 36 000¦ 50 000¦
¦услуг стоимость материалов ¦ ¦ ¦ ¦
L————————————+————+————+————

Учет средств субсидий при расчете налога на прибыль

В ст. 251 НК РФ перечислены доходы, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Из пп. 14 п. 1 этой статьи следует, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям.

Порядок учета субсидий в целях обложения налогом на прибыль организаций зависит от целей создания получателей субсидий, предусмотренных законодательством РФ и уставными документами, а также условий предоставления и предназначения субсидий.

При применении норм пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ нужно учитывать следующее.

Из положений п. п. 3, 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» следует, что основная деятельность бюджетного и автономного учреждений, связанная с выполнением работ, оказанием услуг, осуществляется в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, которое устанавливает для него учредитель, последний осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным и автономным учреждениями учредителем или приобретенных ими за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Из ст. 78.1 БК РФ также следует, что финансовое обеспечение деятельности этих учреждений осуществляется в форме субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Из этого следует, что субсидии, выделенные бюджетному и автономному учреждениям для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг в рамках государственного задания, не учитываются при исчислении налога на прибыль.

Аналогичные разъяснения приведены в Письмах Минфина России от 22.02.2012 N 03-03-06/4/11, от 30.05.2011 N 03-07-11/151, от 05.03.2011 N 03-03-06/4/17.

И.Зернова

Эксперт журнала

«Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

При выполнении государственного (муниципального) задания у учреждения может образоваться остаток субсидии. Является ли это свидетельством того, что с заданием учреждение не справилось? Попробуем разобраться в этом вопросе. А также рассмотрим, за счет каких мероприятий может образоваться экономия по субсидии и каковы особенности ее расходования.

Нормативная база

Финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета, в т. ч. на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) согласно государственному (муниципальному) заданию (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ), ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ), п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ)).

Согласно ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее -Закон № 83-ФЗ), ч. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии используются в очередном финансовом году учреждением для достижения целей, ради которых оно создано.

Порядок взыскания неиспользованных остатков средств при отсутствии потребности в направлении их на те цели устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, установленных Минфином России (ч. 19 ст. 30 Закона №83-ФЗ).

Резерв экономии

Экономия по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания может образоваться в результате:

  • оптимизации затрат на производство и оказание услуг;
  • тендерного снижения при проведение госзакупок;
  • мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению;
  • мероприятий, проводимых в целях эффективного использования государственного (муниципального) имущества (например, в результате установления норм расходов материальных запасов: мягкого инвентаря, бумаги, моющих средств и т. д.);
  • оптимизации кадрового потенциала учреждения (сокращение работников в случае отсутствия потребности в содержании конкретной штатной единицы ввиду ее незначительной нагрузки);
  • передачи функции по ведению учета и составлению отчетности централизованной бухгалтерии;
  • заключения договора с транспортной компанией на оказание транспортных услуг взамен содержания собственного автопарка и т. п.

Соглашение

Порядок составления соглашения о предоставлении субсидии законодательством не урегулирован, поэтому учредитель, используя утвержденные типовые формы, вправе их уточнять и дополнять с учетом отраслевых особенностей, если дополнительные условия не противоречат действующему законодательству.

Такой вывод следует из п. 10 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Постановление № 182), п. 2.2.1 Приложения, утв. приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 № 423 «Об утверждении типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ)» (далее -Приказ № 423). Несмотря на то, что такие положения установлены в отношении автономных учреждений, учредитель вправе применять их в аналогичном порядке и в отношении бюджетных учреждений.

Таким образом, при составлении соглашения учредитель может преду смотреть особенности расходования остатка субсидии как в очередном финансовом году, так и в текущем периоде. Например, целесообразно закрепить право учреждения на самостоятельное перераспределение средств субсидии в случае выявления экономии при выполнении государственного (муниципального) задания в текущем финансовом году на цели, ради которого оно создано.

Условие о сокращении, частичном (полном) возврате субсидии, использованной не по целевому назначению при невыполнении задания федеральным автономным учреждением, в частности, предусмотрено п. 2.2.4 Типового соглашения, утв. Приказом № 423. Аналогичное условие учредитель вправе установить и при заключении соглашений с бюджетными учреждениями.

Кроме того, в соглашении целесообразно закреплять порядок распоряжения средствами субсидии в случае установления учредителем в текущем году спада спроса на государственные (муниципальные) услуги либо отсутствия потребности в них (см. п. 3.3. Соглашения, утв. постановлением Администрации г. Новоал-тайск от 27.06.2011 № 1141 «Об утверждении формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии муниципальному бюджетному (автономному) учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)»).

Направления использования

Документом, определяющим направления использования бюджетными и автономными учреждениями субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, является план финансово-хозяйственной деятельности (далее — План ФХД). Порядок его составления утвержден приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее — Приказ № 81н).

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением государственного

(муниципального) задания, формируются учреждением с учетом утвержденных учредителем нормативных затрат (п. 4 ст. 69.2 БК РФ, п. 6 ч. 9.2 Закона № 7-ФЗ, п. 12 Приказа № 81н).

Законы № 83-ФЗ, 174-ФЗ не устанавливают запрета на направление средств субсидии на выполнение госзадания на иные выплаты в зависимости от потребности учреждения.

В свою очередь, в Приказе № 81 н отсутствует требование о соответствии плановых показателей по выплатам в Плане ФХД объему и назначениям, утвержденным учредителем нормативным затратам. Аналогичные разъяснения в отношении бюджетных учреждений приведены в письмах Минфина России от 08.10.2012 № 02-13-06/4132 и от 12.07.2012 № 02-13-06/2703. Для внесения изменений в План ФХД в случае необходимости его уточнения получать согласие учредителя не нужно (п. 19 Приказа № 81н).

В случае достижения экономии в ходе выполнения государственного (муниципального) задания средства субсидии могут быть направлены на иные выплаты учреждения, не противоречащие целям его создания, в т. ч. на выплату зарплаты сотрудникам, командировочные расходы и т. д. Однако такое перераспределение не должно повлиять на выполнение показателей объема и качества услуг, утвержденных в задании. Об этом сказано в письмах Минфина России от 08.10.2012 № 02-13-06/4132 и от 12.07.2012 № 02-13-06/2703.

Экономию, достигнутую учреждением в результате мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению, оно вправе направить на иные выплаты, в т. ч. на увеличение заработной платы. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 30.12.2010 № 02-03-06/5448 и реализованы в региональных актах (например, п. 3.5. Порядка, утв. постановлением администрации города Томска от 22.08.2011 № 909 «Об утверждении Порядка учета и использования экономии средств, достигнутой за счет дополнительного, по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований, снижения потребления энергоресурсов»).

Критерий выполнения

В соответствии с п. 4 Комплексных рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 16.05.2011 № 12-0822/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»» (далее — Комплексные реко

мендации), объем задания — это переменная величина, зависящая от планируемых результатов деятельности учреждения, качества оказываемых услуг, иных факторов, установленных учредителем. Таким образом, объем услуги (работы) определяется как количественный показатель, который необходим для определения нормативных затрат на ее оказание (п. 10.1 Комплексных рекомендаций).

Госзадание для федеральных учреждений устанавливает показатели, характеризующие в т. ч. объем госуслуги, а также порядок ее оказания (абз. 1 п. 2 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее -Постановление № 671), абз. 2 п. 3 Положения, утв. Постановлением № 182).

Таким образом, задание признается выполненным при оказании учреждением определенного учредителем объема услуги.

В соглашении о выделении субсидии из бюджета учредитель может предусмотреть допустимые отклонения показателей объема услуг, а также финансового обеспечения, в пределах которых задание считается выполненным, а также условия досрочного прекращения выполнения задания (абз. 2 п. 15 Положения, утв. Постановлением № 671, абз. 3 п. 3 Положения, утв. Постановлением № 182).

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Субсидии на выполнение государственного задания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *