Ступени управления налогами

О проекте модернизации налоговых органов АИС «Налог 3»

О проекте модернизации налоговых органов АИС «Налог 3»

В основу статьи положен доклад О.Г. Богатырева, первого заместителя генерального директора ГНИВЦ ФНС России. Доклад посвящен проекту модернизации налоговых органов. Идея модернизации возникла в связи с необходимостью оптимизации бизнес-процессов (внутренних, управления, взаимодействия налогоплательщиков, государственных и муниципальных органов) и организационных структур, а также информационной системы. В статье рассматриваются не только новеллы в IT-проекте.

Основные цели проекта

Определены основные цели проекта модернизации налоговых органов АИС «Налог 3»:
1. Оптимизация снижения трудоемкости и ресурсоемкости исполнения бизнес-процессов будут достигнута за счет повышения уровня оптимизации рабочих процессов и создания подразделений, на которые будут возложены функции по отдельным процедурам обработки и подготовки налоговой информации.
2. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам. Здесь речь идет о расширении, фактически о переводе в электронный вид процедуры взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизации системы интернет-сайтов, создании единого контакт-центра ФНС России, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.
3. Комплексное использование накопленной на сегодня ФНС России информации. В рамках налоговой службы объем информации, который подлежит обработке, составляет уже порядка 200 терабайт и будет только расти. Поэтому необходимы механизмы интеграции информации: должна быть создана взаимосвязь, которая потребуется для процедуры налогового администрирования и для процедур контрольной работы.
4. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов: соблюдения регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством. Должен быть обеспечен постоянный мониторинг индикативных показателей, которые характеризуют эффективность деятельности ФНС России.

Рисунок 1. Модернизация архитектуры

Модернизация архитектуры системы

Для разработки концепции модернизации сотрудники ГНИВЦ ФНС России провели анализ существующих в IT-области новых тенденций и технологий, которые в ближайшие 10 лет будут определять облик информационных систем. С учетом этих особенностей была разработана новая архитектура системы (см. рис. 1). Следует заметить, что новая система будет строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая будет сосредоточена в центрах обработки данных (ЦОДах). В налоговых инспекциях никакой серверной инфраструктуры хранения данных не будет. В этих ЦОДах будут использоваться средства и технологии виртуализации и в дальнейшем облачных вычислений для того, чтобы обеспечить устойчивость системы к динамически изменяемой нагрузке. Это особенно важно в секторе оказания внешних электронных услуг. Далее будет создаваться единая централизованная система баз данных, с которой будут работать пользователи всех уровней.
Работа пользователей представляет собой терминальный доступ и доступ через «тонкого клиента» к единой централизованной базе. Это потребует модернизации системы телекоммуникаций, создания устойчивых каналов связи с большей пропускной способностью, чем сегодня с резервированием. Необходимо также создание централизованной системы информации, поскольку налоговые данные собраны в едином массиве и подлежат отдельному уровню защиты, а значит требуют соответствующей системы поддержки и управления. Реализация проекта потребует поэтапной модернизации существующей струкуры ФНС России, создания большого ЦОДа, где будет размещаться эта инфраструктура. Одновременно будут модернизироваться существующие ЦОДы, в которые будут переноситься инфраструктура и данные из системы электронного обмена данными (ЭОД).

Рисунок 2. Федеральное хранилище данных

Основной ЦОД примет на себя вычислительную нагрузку, а существующие ЦОДы станут резервными.

Федеральное хранилище данных

«Сердцем» новой системы будет являться федеральное хранилище данных всей налоговой информации (см. рис. 2). Федеральное хранилище данных (далее — ФХД) представляет собой логически целостное хранилище полной, очищенной, непротиворечащей, юридически значимой, актуальной информации, необходимой налоговым органам и налогоплательщикам для исполнения налогового законодательства и обеспечения налогового администрирования. Структурное ФХД состоит из двух сегментов: — транзакционный сегмент — в нем формируются и обрабатываются основные данные по процедурам налогового администрирования (сейчас они хранятся в налоговых органах в программном комплексе ЭОД); — аналитический сегмент — в него поступают данные из внешних источников, из транзакционного сегмента и проходят дополнительную обработку, осуществляется их связывание. По сути, это источник информации для работы аналитических подсистем и контрольного блока. ФХД должно строиться на единой централизованной и нормативно-справочной информации. Помимо информационных справочников (см. рис. 2) предусматривается два технических реестра — налогоплательщиков и объектов имущества. Это тоже базовая нормативно-справочная информация. Реестр налогоплательщиков будет строиться на основании информации ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП. В него планируется включать только идентификационные характеристики, которые позволят построить чистый реестр. На основании чистого реестра в дальнейшем проводится остальная информация по налоговому администрированию.

Рисунок 3. Подсистемы внешнего взаимодействия

Подсистема внешнего взаимодействия

Следующая часть АИС «Налог 3» — это подсистема внешнего взаимодействия (см. рис. 3). Она реализует три функции:
— взаимодействие с внешними информационными системами;
— электронное взаимодействие — обработка информации для работы внутри основных систем налогового администрирования;
— электронное взаимодействие с налогоплательщиками.

Массовый ввод, печать и рассылка

Рассмотрим подсистему массового ввода печати и рассылки налоговой информации. Проектом модернизации налоговых органов АИС «Налог 3» предусмотрено преобразование существующих ЦОДов в специализированные подразделения, которым будут переданы функции массового ввода по всем налоговым инспекциям. Это означает, что в ИФНС не останется функций и работы по массовому переводу информации с бумажных документов в электронный вид. Выделение функции массового ввода призвано решить две задачи:
— снизить общую трудоемкость ввода информации в систему, т.к. им будет заниматься меньшее количество людей;
— обеспечить своевременность и качество перевода информации. В ЦОДах применяются комбинированные технологии распознавания информации и ввода. Получается, что двойной ввод фактически сводит к нулю количество ошибок, которое появляется на выходе, и информация фактически готова для автоматической обработки.
Функционирование такой системы потребует изменений в действующем нормативном обеспечении:
— необходимо узаконить правовой статус Центра по подготовке и вводу информации (внести изменения в Положение о ФНС России, в Положение о территориальных органах ФНС, возможно — уточнить формулировки первой части Налогового кодекса РФ);
— следует законодательно закрепить возможность использования электронного образца подписи руководителя и печати налогового органа либо исключить обязательность подписи и заверение гербовой печати налогового органа для отдельных видов документов.
С точки зрения модернизации бизнес-процессов, потребуется провести большую работу по организации доставки документов из налоговых инспекций и управлений в центр, где они будут переводиться в электронный вид.

Личный кабинет

Следующий блок электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками — это личный кабинет. Цель этой подсистемы подразумевает полное исключение очного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговыми органами планируется показывать налогоплательщику практически всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом. А также в планах направление налогоплательщику уведомления. Будет дана возможность осуществлять коммуникации в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи, без личного присутствия в ИФНС. В этом случае также потребуется внесение ряда изменений в НК РФ. Должна быть закреплена возможность направления налоговыми органами налогоплательщику практически всех видов документов, которые сегодня формируются в электронном виде. Аналогичную работу нужно проделать для того, чтобы определить порядок реализации налогоплательщиком своих прав при взаимодействии с налоговыми органами в электронном виде.

Подсистема налогового администрирования

Подсистема налогового администрирования (см. рис. 4) — это тот функционал, который есть сегодня в рамках ЭОД. Предполагается принципиально изменить подход к реализации этого блока, т.е. в рамках каждого бизнес-процесса выделить блоки обработки информации, которая будет происходить без участия человека и технологических процедур (принятие решения, определение данных, интерактивная работа с данными).
В данной подсистеме существует два блока: налоговый автомат и интерактивные сервисы.
Налоговый автомат — система обработки информации по заданным алгоритмам. Сюда можно отнести такие блоки, как расчет налогов, формирование карточек расчетов с бюджетом, направление документов налогоплательщику. На этот блок будет возложена нагрузка по отслеживанию сроков выполнения регламентных процедур. Интерактивные сервисы обеспечивают работу пользователя по точечным воздействиям. Такое разделение системы позволит возложить на нее выполнение рутинных операций и во многом организовать работу пользователя. Например, налоговый автомат будет готовить задание пользователя для выполнения. Это поможет значительно снизить трудоемкость обработки информации по всем бизнес-процессам, обеспечить соблюдение регламентных сроков. Поскольку эта функция будет выполняться в центре обработки данных, потребуется внести изменения в Положение о территориальных органах ФНС России. В этом случае функциональная обязанность ЦОД дополняется функциями по расчету налогов, подготовке и направлению налоговой информации. Для работы налогового автомата нужна качественная информация, которую будут готовить как раз подсистемы массового ввода (регистрационные, учетные данные, данные по декларациям, которые поступают в электронном виде, данные по истребованным документам в части, которая потребует систематизированной обработки).

Рисунок 4. Подсистемы налогового администрирования

Обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы

Рассмотрим еще две части архитектуры — обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы. В обеспечивающих подсистемах присутствуют два компонента: управление документами и ведение электронного/бумажного архива. По прогнозам специалистов налоговых органов, к 2014 году в ФНС России на хранении будет находиться порядка 8 млрд. листов бумажных документов. Это налоговая и бухгалтерская отчетность, истребованные документы, учетно-регистрационные дела, документы, которые поступают в порядке документооборота. Управление таким огромным массивом данных требует создания отдельной системы.
Как видно, значительное место в системах АИС занимает электронный документооборот. Перед налоговыми органами стоит задача по упорядочению этих двух подсистем (управление документами и ведение электронного архива) и стандартизации работы с бумажными документами, обеспечение хранения и доступа к бумажным и электронным документам пользователей как этих, так и других подсистем, которые входят в состав АИС. Потребуется также провести работу, чтобы узаконить правовой статус центра по ведению и хранению бумажных/ электронных документов, по подготовке специализированных центров хранения бумажных документов и доставке их в места постоянного хранения.
Информационно-аналитические подсистемы — мозг будущей общей системы. Сотрудники будут заниматься контрольной работой, управлением производственного процесса. Работа аналитических подсистем связана с формированием комплекса индикаторов и ключевых, интегральных показателей деятельности ФНС России, с автоматическим формированием отчетности и информационно-аналитической поддержкой налогового администрирования.

Ответ от Вровень
В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Согласно ст. 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях) , не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях) , используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся в том числе торговые автоматы.
К развозной торговле относится розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится в том числе торговля с использованием передвижных торговых автоматов.
Таким образом, к передвижным торговым автоматам относятся торговые автоматы, применяемые только с транспортным средством.
На основании п. 3 ст. 346.29 Кодекса при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, в том числе через торговые автоматы, не являющиеся передвижными торговыми автоматами, для исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется физический показатель «торговое место», если площадь торгового места не превышает 5 кв. м. Если площадь одного торгового места превышает 5 кв. м, то применяется физический показатель «площадь торгового места в квадратных метрах».
При осуществлении розничной торговли через объекты развозной торговли, в том числе через передвижные торговые автоматы, при исчислении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».

Управление налогами в современном мире

• определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за струженные товары и позволяет иметь реальный источник уплаты НДС. С практической точки зрения управление налогами включает в себя три ступени:

  1. организацию надежного налогового учета;
  2. контроль за правильностью расчетов налогов;

3) минимизацию налогообложения в рамках действующего законодательства.

Работы на первых двух ступенях могут быть выполнены силами самого предприятия, юна как оптимизация налогообложения может потребован, привлечения квалифицированных сторонних специалистов. Консультирование предпринимателей и руководителей достаточно крупных компаний по вопросам легального уклонения от налогов превратилось в последние годы в процветающую самостоятельную отрасль бизнеса, охватывающую сотни мелких юридических фирм и тысячи частнопрактикующих экспертов из числа экономистов или юристов.

Выделяют моральные, политические, экономические и технико-юридические причины налоговой минимизации. Под налоговой оптимизацией понимают уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Оптимизация налогообложения — это реализация закрепленного в части первой Налогового кодекса Российской Федерации положения о том, что нее неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, осуществляемая посредством специфических форм планирования деятельности, найма рабочей силы и размещения финансовых средств налогоплательщика для максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств.

Оптимизировать налогообложение можно путем: а) воздержания ОТ совершения тех сделок, исполнение по которым ведет к необходимости платить налоги. Например, если при бартерной сделке у налоговых органов возникает право контроля над применяемыми организацией ценами и соответственно есть возможность увеличить налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль, то замена двустороннего договора мены на два договора купли-продажи с последующим зачетом взаимных требований к росту налоговых баз не приводит;

б) получения дохода в тех формах, по которым установлены
льготы. Например, получение доходов в виде дивидендов не подле-
жит обложению единым социальным налогом и взносом на обязательное пенсионное страхование;

в) выезда налогоплательщика из страны для изменения налогового резидентства;

г) выбора (при возможности) таких сделок, которые влекут
меньшие налоговые последствия. Так, плательщикам НДС целесообразно вступать в договорные отношения с плательщиками НДС,
так как в этом случае действует механизм возмещения НДС. Также
определенные преимущества могут иметь экспортные сделки по
сравнению с реализацией на внутреннем рынке.

Схемы, используемые налогоплательщиками для оптимизации налоговых платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, можно разделить на две группы.

  1. «Простые» схемы, реализация которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К этой группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы и т.д. Большинство предпринимателем решают вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческого проекта.
  2. «Сложные» схемы, требующие для их реализации материальных затрат, например по их обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов. К этой группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, использование офшорных зон.

Легальное уклонение от уплаты налогов — весьма сложное явление, в котором находят свое отражение многие проблемы и противоречия современных рыночных экономических систем. Так, по некоторым оценкам, в России от 20 и более 40% всех налоговых поступлений теряется из-за применения предпринимателями современных методов оптимизации налогов.

Таким образом, налогоплательщик имеет право лишь на действия, которые не запрещены законодательством. Отсюда вытекает основной предел налогового планирования — налогоплательщик имеет право только на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери налогоплательщика, банкротство или лишение свободы.

В заключение контрольной работы необходимо сформулировать следующие выводы и обобщения.

При решении основных задач налогового процесса можно выделить три этапа: прогнозирование; планирование с обязательным законодательным утверждением планов; исполнение и контроль за их выполнением.

Этап прогнозирования налогового процесса, который является одной из важнейших его составляющих, обеспечивающей научную объективность, достоверность и, в конечном счете, выполнимость, включает в себя более детализированные задачи. Одна из них — прогнозирование основных макро- и социально-экономических показателей развития национальной экономики, к которым относятся валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личные доходы населения, средняя процентная ставка, платежный баланс, численность населения и др.

Завершающей задачей прогнозирования результативности налогового процесса является определение в налоговом (бюджетном) периоде достижимого объема государственных доходов как в целом, так и за счет отдельных источников. Формирование экономической стратегии развития, концептуальных основ бюджетной и налоговой политики, их практическая реализация — сложнейшие и актуальнейшие проблемы для каждого субъекта Российской Федерации.

Основное требование к моделям прогнозирования доходов (налоговых) в г. Анжеро-Судженске заключается в том, что они должны давать достаточно точные, состоятельные прогнозы на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Краткосрочными прогнозами обычно называют такие, которые «заглядывают» не больше чем на год вперед. Поэтому используемые в них модели должны обладать повышенной способностью «улавливать» информацию, содержащуюся во временных рядах, тогда как структурным параметрам, определяющим процесс генерирования доходов, при краткосрочном прогнозировании уделяется, как правило, меньше внимания.

Управление налогами в организации представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий по исполнению налоговых обязательств при учете необходимости оптимизации налогообложения с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование в организации является составной частью стратегического, финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Список использованной литературы

1 Ермак Л.А. Налоги с предприятий. – М.: Экономич.образование, 2005. – 406 с.

2. Окунев Л.П. Налоги и налогообложение в России. – М.: АО «Финстатинформ», 2006. – 384 с.

3. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / под ред. акад. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 527 с.

4. Романовский М.В., О.В. Врублевский. Налоги и налогообложение. 4-е изд. /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2003. – 576 с.

Ступени управления налогами



СОДЕРЖАНИЕ

Ступени управления налогами

3

Задача

9

Список использованной литературы

12

СТУПЕНИ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГАМИ

Налоговое планирование — законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Его сущность заключается в признании права налогоплательщика применять все допустимые приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов. В налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика .

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает многообразие методов для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы.

Сущность налогового планирования — признание права налогоплательщика применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможны различные модели поведения налогоплательщика. Поэтому принято разграничивать понятие «налоговое планирование» от таких понятий, как «уклонение от уплаты налогов» и «обход налогов». Необходимость налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета в стране. Если удельный вес налогов не превышает 15% общего чистого дохода предприятия, то потребность в налоговом планировании минимальна. В такой ситуации за состоянием налоговых платежей вполне может следить главный бухгалтер или его заместитель.

При уровне налогового гнета в пределах 20-35% в мелких и средних фирмах целесообразно иметь специалиста, а в крупных фирмах — группу специалистов, ориентированных исключительно на контроль за налоговыми обязательствами. Для новых проектов обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.

Если налоги забирают 40-50% и более, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы.

С практической точки зрения управление налогами включает в себя три ступени:

 организация надежного налогового учета;

 контроль за правильностью расчетов налогов;

 минимизация налогов в рамках действующего законодательства .

Рассмотрим каждую ступень подробнее.

1 ступень — организация надежного налогового учета. В настоящее время на наших предприятиях применяется такая модель налогового и бухгалтерского учета, которая предполагает существование и ведение параллельно как бухгалтерского, так и налогового учета. При организации налогового учета налогоплательщики могут взять за основу регистры бухгалтерского учета. Однако если в этих регистрах содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщики вправе самостоятельно оснащать их дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета. В то же время никто не запрещает налогоплательщику вести самостоятельные регистры налогового учета.

Во многих фирмах главная книга и отчетные формы приспособлены для ведения налогового учета. Для большинства небольших предприятий более удобным является ведение бухгалтерских записей на основе того же метода учета, который необходим для начисления налогов. Таким образом, расходы по уплате налогов, приведенные в отчете о прибылях и убытках, будут равны сумме налогов, которые необходимо уплатить налоговым органам.

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, — это организация бухгалтерского учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. С этих позиций рассматривается общая схема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях – это различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, выполненных специалистами предприятия.

Текущее налоговое планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля.

В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле предприятия, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных элементов.

После этого специалистами предприятия анализируются все представленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в предпринимательской деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Затем согласно уставу предприятия и на основе Гражданского кодекса РФ формируется система договорных отношений предприятия. В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п.

Для этого подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию; разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок; выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок. Из оптимальных блоков составляется журнал хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

То есть, надзор за налоговыми вопросами осуществляется на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. При этом ни один серьезный проект не должен внедряться без предварительной экспертизы внешних налоговых консультантов .

2 ступень — контроль за правильностью расчетов налогов. Ошибки в налоговых расчетах, которые со стороны налоговых органов караются огромными финансовыми санкциями, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб предприятия. По некоторым оценкам, 75% ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета и только оставшаяся часть — результат несовершенства российского законодательства .

Причинами налоговых ошибок, возникающих в практической деятельности предприятий, являются:

 отсутствие либо неправильное оформление (с позиций налогообложения) первичных документов;

 ошибки, обусловленные неверным толкованием действующего налогового законодательства;

 несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении, особенно в местном;

 арифметические и счетные ошибки;

 несвоевременное представление отчетной налоговой документации;

 просрочка уплаты налогов.

Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Всякая технология предусматривает разработку документов и документооборота, технологических схем и карт, а также процедур их реализации.

Важными принципами технологий внутреннего контроля являются следующие:

 в рамках технологий внутреннего контроля все решения по налогам принимаются с помощью определенных процедур, что позволяет исключить субъективизм в принятии налогового решения;

 все налоговые решения уже зафиксированы на этапе внедрения технологий, и никакой субъект (включая руководителя и главного бухгалтера) не может принять ни одного другого решения. При изменении ситуации налоговое решение принимает группа экспертов (комиссия);

 предприятие должно обозначить круг лиц, имеющих право выполнять определенные действия и процедуры в отношении налогов;

 любая финансово-хозяйственная операция должна сопровождаться письменным документом определенного образца;

 для уменьшения риска возникновения налоговой ошибки максимально используются стандартизованные документы. При этом ни один документ не должен существовать в единственном экземпляре;

 повседневному контролю подлежит обоснованность применения налоговых льгот к каждой сделке; все бухгалтерские проводки и налоговые расчеты производятся лишь на основе «Таблицы типовых хозяйственных ситуаций» (операций). В первичных документах и бухгалтерских проводках делается ссылка на номер операции в этой таблице;

 нетиповая ситуация требует оформления «Карты налоговых решений», которую заполняет только специальная экспертная комиссия по налогообложению .

Из вышесказанного можно сделать вывод: воплощение в жизнь технологии внутреннего контроля налоговых расчетов — основа налогового планирования на любом предприятии.

3 ступень — минимизация налогов в рамках действующего законодательства. Если работы на первых двух ступенях могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как минимизация налогов требует, как правило, привлечения квалифицированных сторонних специалистов.

Пути минимизации налогообложения необходимо оценивать с учетом тактики и стратегии развития предприятия. Сегодняшняя экономия может завтра обернуться финансовыми потерями и снижением конкурентоспособности (например, включение всех затрат в себестоимость продукции не только снижает налоговую базу, но и приводит к повышению цен).

Уменьшение налоговых платежей — способ улучшения финансового состояния предприятия и повышения инвестиционной привлекательности. Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли.

Уменьшение налогов в ряде случаев достигается за счет ухудшения финансовых показателей. Поэтому, прежде чем применять любой способ минимизации, следует оценить его с точки зрения финансовых последствий для предприятия.

Последствия применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы для разных объектов и даже для условий работы предприятия в разные периоды. Применению конкретной рекомендации обязательно должны предшествовать расчеты остающейся в распоряжении предприятия и свободной прибыли.

Уменьшение налога на прибыль путем использования чистой прибыли на льготируемые цели экономически обосновано лишь в случае роста балансовой прибыли в последующие периоды .

Таким образом, процесс управления налогами состоит из нескольких взаимосвязанных между собой ступеней, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика.
2. Задача. Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, объектом выбрал «доходы, уменьшенные на расходы». Определить при каком методе оценки материалов налоговая нагрузка будет наименьшей. Известно:

8 февраля поступило 30ед по цене 200 руб.

15 февраля — 20 ед. по цене 205 руб.

18 февраля оплачено 17 ед. из первой партии и 12 из второй партии.

В феврале со склада в производство передано 24 ед. материала.

Решение

Для определения размера материальных расходов налогоплательщик для целей налогообложения прибыли должен закрепить в своей учетной политике метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг. Для целей определения стоимости приобретения товаров в учетной политике также закрепляется метод оценки покупных товаров при их реализации. Методы оценки сырья и материалов закреплены в пункте 8 статьи 254 Налогового кодекса. Заметим, что Налоговый кодекс не раскрывает содержания методов, а только перечисляет их список. Так, для расчета стоимости товара, сырья и материалов существующими методами следует руководствоваться ПБУ 5/01. В настоящее время бухгалтер может использовать следующие методы оценки:

 по себестоимости каждой единицы;

 по средней себестоимости;

 метод ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов).

С 1 января 2008 года бухгалтерам запрещено при списании материалов пользоваться методом ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения материалов). Подтверждается она приказом Минфина России от 26 марта 2007 г. № 26н.

Определим общую стоимость материалов за месяц:

Ступени управления налогами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *