Страховые взносы срок исковой давности

Содержание

Какие категории попадают под списание долгов по налогам и страховым взносам в рамках налоговой амнистии у ИП, применяющего УСН?
Долги каких периодов попадают под амнистию?
Как правильно составить запрос в налоговый орган, чтобы узнать, почему долги налогоплательщика не были списаны в рамках этой амнистии?

25 апреля 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговая амнистия предусматривает списание недоимки по страховым взносам, исчисленным ПФР исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, образовавшейся у ИП за периоды, истекшие до 01.01.2017. Также предусматривается списание задолженности по пеням и штрафам в отношении этой недоимки.
Кроме того, предусматривается списание недоимки по страховым взносам и задолженностей по пеням и штрафам, образовавшихся до 01.01.2017, если сроки принудительного взыскания, установленные НК РФ, в отношении указанных сумм истекли в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи сальдо между фондами и налоговыми органами.
В рамках налоговой амнистии также предусмотрено списание недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, задолженности по штрафам, образовавшихся за ИП на 01.01.2015.

Обоснование позиции:
Налоговая амнистия предусмотрена Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 436-ФЗ).

Задолженность по страховым взносам

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями (ИП), адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус ИП или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Как разъясняет финансовое ведомство в письме Минфина России от 26.01.2018 N 03-11-11/4394, установленная для списания задолженность возникла не вследствие уклонения от обложения страховыми взносами, а из-за особенностей законодательства о страховых взносах, которое предусматривало, что в случае непредставления налоговой отчетности ИП (то есть даже если он не вел никакой деятельности и не получал никаких доходов) сумма страховых взносов рассчитывалась в повышенном размере — как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов. После передачи функций по администрированию страховых взносов налоговым органам и активизации работы по взысканию задолженности многие предприниматели, которые уже давно не вели никакой деятельности, обнаружили за собой долги по взносам в сотни тысяч рублей.
В целях списания, в том числе, упомянутой задолженности, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда, был принят Закон N 436-ФЗ.
Решение о признании вышеуказанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФР, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (ч. 2 ст. 11 Закона N 436-ФЗ) (смотрите также письма Минфина России от 08.02.2018 N 03-15-05/7506, от 07.02.2018 N 03-15-05/7145, от 06.02.2018 N 03-15-05/6891).
По нашему мнению, из прямого прочтения положений ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ и представленных разъяснений Минфина России следует, что безнадежной может быть признана только недоимка по страховым взносам, исчисленным ПФР в соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
В отношении же недоимки по страховым взносам, исчисленным самим предпринимателем в общеустановленном Законом N 212-ФЗ порядке (взносы которые ИП начислял на заработную плату своих сотрудников или фиксированные взносы (за себя), рассчитанные исходя из однократного размера МРОТ или 1% от 300 000 рублей и т.д.), но по каким-то причинам не уплаченным в бюджет (частично неуплаченным) до 2017, положения ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ не применяются.
Данный вывод подтверждается и тем, что решение о признании недоимки безнадежной принимается, в том числе, на основании сведений из ПФР, подтверждающих основание возникновения недоимки и задолженности.
Фраза «В целях списания, в том числе упомянутой задолженности, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда…», приведенная в разъяснении финансового ведомства, на наш взгляд, означает, что Законом N 436-ФЗ установлен еще ряд оснований для списания задолженностей по налогам и взносам.
В связи с этим, по нашему мнению, ИП может рассчитывать на списание по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ, только недоимки по взносам, исчисленным ПФР исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, образовавшейся у ИП за периоды, истекшие до 01.01.2017. Также подлежит списанию задолженность по пеням и штрафам в отношении этой недоимки.
Подтверждается наше мнение и информацией, размещенной сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn33/news/tax_doc_news/7207606/).
Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (ИП) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию (ч. 3 ст. 11 Закона N 436-ФЗ).
Иными словами, решение о списании недоимки и задолженностей принимает налоговый орган без участия плательщика страховых взносов. Каких-либо заявлений предпринимателю для этого подавать не требуется. Однако сроки принятия решений о признании рассматриваемых недоимок и задолженностей безнадежными и сроки их списания нормы Закона N 436-ФЗ не устанавливают.
Отметим также, что, статья 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Закон N 243-ФЗ) с 29.01.2018 дополнена частью 3.1 (п. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 14 Закона N 436-ФЗ) следующего содержания: «В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФР и органами ФСС РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета ИП) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».
Из прямого прочтения нормы ч. 3.1 ст. 4 Закона N 243-ФЗ, на наш взгляд, следует, что недоимки по взносам и задолженности по пеням и штрафам, образовавшиеся до 01.01.2017 и переданные фондами налоговикам, будут признаны безнадежными и списаны только в том случае, если установленные ст.ст. 46, 47 НК РФ сроки принудительного взыскания указанных сумм истекли в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи сальдо между фондами и налоговыми органами (ч. 2 ст. 4 Закона N 243-ФЗ), так как в этом случае налоговый орган утрачивает право взыскать недоимки, пени и штрафы (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Как следует из проекта Приказа ФНС России «Об утверждении Порядка списания налоговыми органами недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи» (подготовлен ФНС России 16.03.2018), решение о признании недоимки и задолженностей, указанных в ч. 3.1 ст. 4 Закона N 243-ФЗ, будет принимать налоговый орган по месту учета ИП, на основании протокола комиссии налогового органа об установлении факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам и справки налогового органа по месту учета ИП о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам, подлежащих списанию.
Положения ч. 3.1 ст. 4 Закона N 243-ФЗ, по нашему мнению, приняты в связи тем, что налоговый орган должен был уже с 01.01.2017 предпринимать попытки взыскать недоимки и задолженности по пеням и штрафам в принудительном порядке, но не мог этого сделать ввиду отсутствия у налогового органа соответствующей информации до подписания акта приема-передачи сальдо.
Что же касается иных сумм недоимок по страховым взносам и задолженностей по пеням и штрафам (не указанным в ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ и ч. 3.1 ст. 4 Закона N 243-ФЗ), в том числе образовавшихся до 01.01.2017, то безнадежными они могут быть признаны только по основаниям, предусмотренным ст. 59 НК РФ, даже если налоговым органом утрачено право на принудительное взыскание этих недоимок (ч. 3 ст. 4 Закона N 243-ФЗ, постановление Девятого ААС от 16.03.2018 N 09АП-5268/18, п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Обратите внимание, что сроков исковой давности для уплаты налогов и взносов НК РФ не установлено.
Одним из оснований для списания задолженностей по взносам и налогам является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).
Инициировать судебное разбирательство, по итогам которого может быть принят необходимый судебный акт, вправе не только налоговый орган, обращающийся в арбитражный суд в порядке, установленном главой 26 АПК РФ, с исковым заявлением о взыскании обязательных налоговых платежей, но и налогоплательщик (плательщик страховых взносов), в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление плательщика страховых взносов подлежит рассмотрению судом по общим правилам искового производства (постановления Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 10534/12, Пятнадцатого ААС от 04.09.2015 N 15АП-13462/15, Третьего ААС от 27.08.2015 N 03АП-4178/15, Десятого ААС от 04.09.2013 N 10АП-7188/13 (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 11.11.2013 N Ф05-14349/13 по делу N А41-6350/2013), ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2012 N Ф02-2259/12 по делу N А78-8254/2011, ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 N Ф07-1486/11 по делу N А21-3041/2011, решение АС Свердловской области от 10.03.2011 N А60-43724/2010).
После вступления в силу решения суда налоговый орган должен немедленно исключить суммы задолженности из лицевого счета плательщика страховых взносов (абзац 4 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Задолженность по налогам

Статьей 12 Закона N 436-ФЗ установлено, что:
— признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии со ст. 12 Закона N 436-ФЗ решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням (ч. 1 ст. 12 Закона N 436-ФЗ);
— признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 01.01.2015, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии со ст. 12 Закона N 436-ФЗ решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за ИП, а также за лицами, утратившими статус ИП до даты принятия такого решения (ч. 2 ст. 12 Закона N 436-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 12 Закона N 436-ФЗ решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в ч.ч. 1 и 2 ст. 12 Закона N 436-ФЗ, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета ИП) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в ч.ч. 1 и 2 ст. 12 Закона N 436-ФЗ, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию (ч. 4 ст. 12 Закона N 436-ФЗ).
Таким образом, могут быть признаны безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся за ИП на 01.01.2015.
Положения Закона N 436-ФЗ не конкретизируют, что следует понимать под днем образования недоимки по налогам, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам.
В силу п. 1 ст. 1 НК РФ Закон N 436-ФЗ входит в состав законодательства РФ о налогах и сборах. В свою очередь, п. 2 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах под недоимкой понимается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (письмо Минфина России от 08.07.2015 N 03-03-06/1/39307).
Статус недоимки задолженность приобретает после наступления срока уплаты налога (смотрите также п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Налог по УСН уплачивается ИП не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21, пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
В связи с этим полагаем, что положения ч. 2 ст. 12 Закона N 436-ФЗ могут распространиться на суммы Налога по УСН, подлежащие уплате за 2013 год (срок уплаты не позднее 30.04.2014) и ранее (2012, 2011 и т.д.).
Сроки принятия решений о списании недоимок по налогам Законом N 436-ФЗ также не установлены.
На сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn33/news/tax_doc_news/7207606/) сказано, что решение о списании недоимки, пеней и штрафов в указанных в Законе N 436-ФЗ случаях будет приниматься налоговым органом самостоятельно без участия налогоплательщика после реализации соответствующего порядка списания.
При этом несмотря на то, что Законом N 436-ФЗ установлено, что налоговые органы принимают решение о списании недоимки без участия налогоплательщика (плательщика страховых взносов), ИП вправе обратиться в налоговый орган с запросом о разъяснении причин несписания рассмотренных выше задолженностей.
Данное право установлено пп. 1 п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 21 НК РФ, согласно которым налогоплательщик (плательщик взносов) вправе получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Кроме того, налогоплательщик (плательщик взносов) имеет право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах (к которым относится, в том числе, Закон N 436-ФЗ) при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (пп. 10 п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 21 НК РФ) и обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц (пп. 12 п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 21 НК РФ).
Указанным правам налогоплательщиков (плательщиков взносов) корреспондируют обязанности налоговых органов, предусмотренные пп. 1 и пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Налогоплательщик (плательщик взносов) имеет право направить в налоговый орган письменный запрос, который может быть представлен непосредственно в налоговый орган, направлен по почте, передан в электронной форме без электронной подписи через сеть «Интернет», например через личный кабинет налогоплательщика (п. 90 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, далее — Регламент).
Форма письменного запроса приведена в приложении N 6 к Регламенту. Индивидуальное информирование на основании письменного запроса осуществляется в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в инспекции ФНС России (п. 93 Регламента).
При обращении по ТКС или через личный кабинет с использованием электронной подписи запрос подается по форме, приведенной в приложении N 7 к Регламенту.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

О списании невозможной к взысканию задолженности по взносам по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года

Списание невозможной к взысканию задолженности по страховым взносам по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года, осуществляют органы ПФР и ФСС РФ.

В связи с передачей Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования РФ в ФНС России невозможной к взысканию задолженности по страховым взносам сообщается следующее.

Органы ПФР и ФСС РФ осуществляют списание невозможной к взысканию задолженности (недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам) по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года, а также задолженности, по которой по состоянию на 1 января 2017 года утрачена возможность взыскания в связи с истечением установленного срока ее взыскания, и, следовательно, суммы такой задолженности не могут быть переданы для ее администрирования в ФНС России.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 ноября 2017 г. N 03-15-07/76149

Минфин России во исполнение пункта 1 перечня поручений по итогам еженедельного Оперативного совещания с заместителями Министра и директорами Департаментов у Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 30.10.2017 и пункта 1 раздела III протокола совещания у Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 11.10.2017 N 13, а также в связи с обращением ФНС России от 20.10.2017 N ГД-4-8/21214@ о передаче Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации в ФНС России невозможной к взысканию задолженности по страховым взносам, сообщает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Закон N 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (далее — задолженность по страховым взносам), образовавшихся по состоянию на 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ), начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС).

Применение налоговыми органами дальнейших мер взыскания задолженности по страховым взносам в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, принятой органами ПФР и ФСС, может быть осуществлено только по факту анализа сведений о задолженности по страховым взносам, образовавшейся на 1 января 2017 года.

В связи с чем в рамках межведомственного взаимодействия необходимо обеспечить передачу и принятие информации о соответствующих мерах по взысканию упомянутой задолженности по страховым взносам.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Закон N 250-ФЗ) списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами ПФР, ФСС в следующих случаях:

  • по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ);
  • в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам (далее — задолженности) в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.

Вместе с тем отмечается, что в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ, списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам осуществлялось в соответствии с Законом N 212-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям» (далее — Постановление N 820).

Пунктом 4 Постановления N 820 устанавливается перечень документов, при наличии которых ПФР и ФСС принимают решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам. В частности, к таким документам относится в том числе копия акта суда, в соответствии с которым органы ПФР и ФСС утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Исходя из изложенного, органы ПФР и ФСС осуществляют списание невозможной к взысканию задолженности (недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам) по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года, а также задолженности, по которой по состоянию на 1 января 2017 года утрачена возможность взыскания в связи с истечением установленного срока ее взыскания, и, следовательно, суммы такой задолженности не могут быть переданы для ее администрирования в ФНС России.

И.В.ТРУНИН

Вводная информация

Налоговой амнистии в законе от 28.12.17 № 436-ФЗ посвящены статьи 11 и 12, а детали ее применения зафиксированы в статье 14. Статья 11 Закона № 436-ФЗ регулирует порядок списания с ИП долгов по страховым взносам, статья 12 — порядок списания долгов по налогам как с предпринимателей, так и с физических лиц, не обладающих статусом ИП. Остановимся на каждой из статей подробнее.

Как спишут долги предпринимателям

Итак, статья 11 Закона № 436-ФЗ гласит: для предпринимателей признается безнадежной и подлежит безусловному списанию задолженность (недоимка) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, которая возникла за расчетные или отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. То есть речь идет о взносах, уплачиваемых по правилам Закона от 24.07.

09 № 212-ФЗ, о чем прямо сказано в п. 1 ст. 11 Закона № 436-ФЗ: размер списываемой недоимки определяется по правилам ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ. Напомним: данная норма регламентировала порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями, на основании сведений, предоставляемых в органы ПФР и ФСС налоговиками.

Суммы, указанные именно в таких требованиях, и попали под амнистию. Помимо собственно недоимки, списанию подлежит и задолженность по начисленным на нее пеням и штрафам. При этом в п. 11 ст. 14 Закона № 436-ФЗ особо оговаривается, что амнистия применяется только к фактически не уплаченным (не взысканным) до 29.12.17 (т.е.

до дня вступления в силу Закона № 436-ФЗ) суммам. Во-первых, это означает, что вернуть обратно уплаченную или взысканную по состоянию на 28.12.2017 года задолженность, которая по закону № 436-ФЗ является безнадежной, не получится. Во-вторых, такая оговорка с 29 декабря фактически лишает налоговые органы и органы внебюджетных фондов возможности осуществлять взыскание этих сумм. Так что все действия по взысканию таких задолженностей с начисленными на них пенями и штрафами, должны быть прекращены.

Отдельное внимание законодатели уделили перечню субъектов, чья задолженность по страховым взносам подлежит списанию. В п. 1 ст. 11 Закона № 436-ФЗ прямо указано, что списывается задолженность не только действующих ИП, но и тех физических лиц, которые на момент образования задолженности имели таковой статус, а впоследствии его утратили.

То есть, старые долги спишут и тем гражданам, которые больше предпринимательской деятельностью не занимаются. Помимо предпринимателей (действующих и бывших) под амнистию по страховым взносам попали и прочие категории самозанятых граждан — адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, детективы и т.п.

А вот под амнистию по налогам самозанятые граждане не подпадают. Право на освобождение от налоговой задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года, имеют только ИП (как действующие, так и бывшие). Им списывается «старая» задолженность по всем налогам, кроме НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через госграницу.

Заметим также, что в этой части Закон № 436-ФЗ не содержит оговорки о неприменимости положений ст. 12 к задолженности, уплаченной или взысканной после его вступления в силу (т. е. после 29 декабря 2017 года и позже). А значит, подобные суммы должны признаваться излишне уплаченными или излишне взысканными с применением к ним положений ст.

Решение о списании задолженности по страховым взносам в отношении предпринимателей (как действующих, так и бывших), а также иных самозанятых граждан будут принимать налоговые органы по месту их жительства. Суммы недоимки, пеней и штрафов при этом будут определяться на основании сведений, которые были переданы налоговикам внебюджетными фондами в начале 2017 года. Также предусмотрен механизм запроса в органах ПФР сведений, подтверждающих основания возникновения и наличие задолженности.

Отдельно в п. 3 ст. 11 и п. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ оговорено, что решение о списании может составляться в произвольной форме с указанием ФИО и ИНН налогоплательщика, а также сведений о списываемой задолженности. Это, по идее, должно исключить волокиту на местах при списании задолженности со ссылками на отсутствие утвержденной ФНС формы решения о списании задолженности.

В то же время, сроки, в которые налоговики должны принять решение о списании задолженности, законодательно не установлены. А значит, инспекции могут принимать такое решение сколь угодно долго. Бороться с этим (если налогоплательщик по каким-то причинам заинтересован в скорейшем списании задолженности), можно несколькими способами.

Так, в части страховых взносов можно рекомендовать проявить инициативу и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Ведь когда речь идет о взносах, Закон № 436-ФЗ этого не возбраняет (а относительно налоговой задолженности в п. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ прямо сказано, что списание осуществляется без участия налогоплательщика).

При подаче заявления будут применяться нормы профильного закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.06 № 59-ФЗ, статья 12 которого гарантирует рассмотрение письменного обращения в 30-тидневный срок.Этот срок можно сократить, если обратиться к налоговикам с заявлением о проведении сверки (пп. 5.1. п. 1 ст.

21 НК РФ), срок формирования акта по которой не может превышать 15 рабочих дней (п. 3.1.2 регламента, утв. приказом ФНС России от 09.09.05 № САЭ-3-01/444@). В части же налоговой задолженности вариант с проведением сверки остается единственно возможным для ускорения процедуры списания задолженности.

Приложение. Порядок признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания

Амнистию для физических лиц, не являющихся ИП, регламентирует п. 1, 3 и 4 ст. 12 Закона № 436-ФЗ. Тут подлежит списанию как безнадежная к взысканию недоимка по трем налогам: транспортному, налогу на имущество физлиц и земельному. «Дата отсечения» такая же, как и у предпринимателей — 1 января 2015 года.

При этом, как уже отмечалось выше, в части «налоговой амнистии» Закон № 436-ФЗ не содержит оговорки о невозвратности сумм, уплаченных или взысканных после 29 декабря 2017 года. Так что если физлицо после этой даты уплатило (или с него была взыскана) задолженность по транспортному, земельному или «имущественному» налогу, образовавшаяся до 01.01.

2015, то уплаченную (взысканную) сумму можно вернуть или зачесть в счет исполнения других налоговых обязанностей. Для этого необходимо обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.Как и в случае с «предпринимательской» амнистией, решение о списании принимает налоговый орган либо по месту жительства физлица, либо по месту нахождения соответствующего объекта налогообложения (машины, квартиры, земельного участка).

Решение принимается в произвольной форме с указанием данных о налогоплательщике и списываемой задолженности. При этом сроков принятия такого решения налоговым органом законодатель также не установил. А значит, если задолженность по каким-то причинам нужно списать быстро, налогоплательщику придется инициировать сверку платежей в порядке, который был описан выше.

В целях реализации статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст.4183; 2018, N 1, ст.20) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемый Порядок признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правления ПФР Петрову Н.В.

Председатель

А.Дроздов

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

24 апреля 2018 года,

регистрационный N 50878

Приложение

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правления ПФР

от 12 февраля 2018 года N 49п

1. Настоящий Порядок признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания (далее – Порядок) определяет правила признания территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности, и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату доплаты к пенсии (далее – недоимка), задолженности по пеням и штрафам, числящихся за плательщиками страховых взносов по состоянию на 1 января 2017 года, и их списания.

2. Признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням и штрафам в случае утраты на 1 января 2017 года возможности их взыскания в связи с истечением срока их взыскания, установленного Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”, и отсутствием акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

3. При наличии оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и списания территориальные органы ПФР оформляют справку о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков их взыскания, по каждому плательщику страховых взносов.

а) документы, подтверждающие применение мер по взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, либо акт об уничтожении документов в связи с истечением сроков их хранения;

б) справка о принятых мерах по обеспечению взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

в) справка о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков их взыскания, по каждому плательщику страховых взносов.

5. Документы, указанные в пункте 4 Порядка, направляются на рассмотрение комиссии по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности (далее – Комиссия), созданной территориальными органами ПФР на постоянной основе.

6. Положение о Комиссии и ее состав утверждаются руководителем территориального органа ПФР.

7. Заседание Комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее половины членов состава Комиссии.

8. Комиссия проводит заседания по мере необходимости.

9. Срок рассмотрения Комиссией документов, указанных в пункте 4 Порядка, не должен превышать трех рабочих дней.

10. Решение Комиссии принимается путем открытого голосования простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим.

11. По итогам заседания Комиссии оформляется протокол, который подписывается присутствующими членами Комиссии, и не позднее следующего рабочего дня после проведения заседания Комиссии готовится проект решения о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании (далее – проект решения).

12. На основании проекта решения территориальные органы ПФР принимают решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР и главным бухгалтером территориального органа ПФР.

Приложение 1

к Порядку признания безнадежными к взысканию

сумм недоимки по страховым взносам,

задолженности по пеням и штрафам и их списания,

утвержденному постановлением Правления ПФР

Рекомендуемый образец

Место штампа территориального органа

на

г.

(полное наименование организации, фамилия, имя, отчество, дата рождения индивидуального предпринимателя, физического лица)

Регистрационный номер в ПФР

ИНН

КПП

Адрес места нахождения организации (обособленного подразделения)/адрес места жительства индивидуального предпринимателя, физического лица

1. Недоимка:

на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации

за расчетные периоды 2002-2009 гг.

в размере

рублей, копеек;

в том числе:

на страховую часть трудовой пенсии

в размере

рублей, копеек;

на накопительную часть трудовой пенсии

в размере

рублей, копеек;

за отчетные (расчетные) периоды с 2010 г.

в размере

рублей, копеек;

в том числе:

на страховую часть трудовой пенсии

в размере

рублей, копеек;

(с 1 января 2015 г. – на страховую пенсию)

на накопительную часть трудовой пенсии

в размере

рублей, копеек;

(с 1 января 2015 г. – на накопительную пенсию)

в Федеральный фонд обязательного

медицинского страхования

в размере

рублей, копеек;

на дополнительное социальное обеспечение

организаций угольной промышленности

в размере

рублей, копеек;

организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации

в размере

рублей, копеек.

2. Пени:

в Пенсионный фонд Российской Федерации

на недоимку за расчетные периоды 2002-2009 гг.

в размере

рублей, копеек;

в том числе:

на страховую часть трудовой пенсии

в размере

рублей, копеек;

на накопительную часть трудовой пенсии

в размере

рублей, копеек;

на недоимку за отчетные (расчетные) периоды с 2010 г.

в размере

рублей, копеек;

в том числе:

на страховую часть трудовой пенсии

в размере

рублей, копеек;

(с 1 января 2015 г. – на страховую пенсию)

на накопительную часть трудовой пенсии

в размере

рублей, копеек;

(с 1 января 2015 г. – на накопительную пенсию)

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

в размере

рублей, копеек;

на дополнительное социальное обеспечение

организаций угольной промышленности

в размере

рублей, копеек;

организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации

в размере

рублей, копеек.

3. Штрафы:

в Пенсионный фонд Российской Федерации

за расчетные периоды 2002-2009 гг.

в размере

рублей, копеек;

за расчетные периоды с 2010 г.

в размере

рублей, копеек;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

в размере

рублей, копеек;

на дополнительное социальное обеспечение

организаций угольной промышленности

в размере

рублей, копеек;

организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации

в размере

рублей, копеек.

4. Реквизиты документа, подтверждающего принятие последней меры по взысканию

(наименование документа, номер и дата)

5. Дата истечения срока взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам:

Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР

(подпись)

(фамилия, инициалы)

Главный бухгалтер

территориального органа ПФР

(подпись)

(фамилия, инициалы)

(Должность специалиста, составившего справку)

(подпись)

(фамилия, инициалы)

Место печати

территориального органа ПФР

Налоговая амнистия 2018 или списание страховых взносов индивидуальных предпринимателей

Уважаемые предприниматели, в связи с большим количеством вопросов в отношении сроков списания задолженности по налогам и страховым взносам сообщаем следующее:

По информации официального сайта ФНС России налоговыми органами завершена основная работа по списанию задолженности физических лиц по имущественным налогам и задолженности индивидуальных предпринимателей по налогам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

Проверить наличие налоговой задолженности можно с помощью «Личного кабинета» на официальном сайте ФНС России или через портал «Госуслуги».

В настоящее время продолжается работа по списанию задолженности, в том числе по страховым взносам.

Напоминаем, что не все суммы страховых взносов подлежат списанию!

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» списанию подлежит сумма задолженности по страховым взносам, образовавшаяся за расчетные периоды до 01.01.2017, в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда (8 МРОТ), тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.
Справочно:

  • в 2014 год МРОТ составлял 5 554 руб.;
  • в 2015 году МРОТ составлял 5 965 руб.;
  • в 2016 году МРОТ составлял 6 204 руб.

Таким образом, неуплаченные страховые взносы ИП подлежат списанию только в одном случае: если предприниматель не сдавал необходимую отчетность в ИФНС, из-за чего ПФР, не получив сведений о доходе за отчетный период, начислил ему взносы в максимальном размере на основании п. 11 ст. 14 действовавшего ранее закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Не попадают под налоговую амнистию-2018 для индивидуальных предпринимателей:

— страховые взносы, уплачиваемые предпринимателем за наемных работников;

— страховые взносы, исчисленные в «фиксированном размере»;

— уплаченные, взысканные или списанные до 29.12.2017 г. недоимки, штрафы, пени по страховым взносам.

Налоговая амнистия для ИП в 2019 году: кому спишут долги

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 436-ФЗ) в 2019 г. продолжается налоговая амнистия для ряда налогоплательщиков, в том числе для индивидуальных предпринимателей (ИП).

Работу по списанию задолженности ИП перед бюджетом и внебюджетными фондами проводили весь 2018 г., однако многие предприниматели еще не разобрались, какие налоги им должны простить, какие все-таки придется уплатить. Это неудивительно, поскольку у предпринимателя налогооблагаемая база формируется в двух плоскостях:

  • имущество и результаты его коммерческой деятельности как бизнесмена;
  • имущество и доходы физического лица, не связанные с ведением предпринимательской деятельности.

Амнистии подлежат суммы задолженности, образовавшиеся по налогам и сборам по состоянию на 01.01.2015, а по отчислениям во внебюджетные фонды — за периоды до 01.01.2017. Некоторые налоги индивидуальных предпринимателей не подлежат амнистии, долги по ним списывать не будут.

Из всего сказанного понятно, что вопрос налоговой амнистии для предпринимателей требует внимательного рассмотрения.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ ДЛЯ ИП

Налоговая амнистия для физических лиц и индивидуальных предпринимателей была инициирована Президентом РФ во время ежегодной пресс-конференции 14.12.2017, а 28 декабря того же года Государственная Дума приняла Федеральный закон № 436-ФЗ. В соответствии с этим законом под налоговую амнистию попадают следующие категории налогоплательщиков:

  • граждане РФ — в части налогов на имущество, транспорт и землю;
  • индивидуальные предприниматели — в части налогов УСН, ЕНВД, УСХН, НДФЛ, имущества, патентов и страховых взносов в ПФР;
  • лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, арбитражные управляющие, адвокаты) — в части страховых сборов в ПФР, рассчитанных по ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу 01.01.2017; далее — Федеральный закон № 212-ФЗ);
  • юридические лица — в части долгов по страховым сборам в ПФР, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017.

Законодательство предусматривает для разных категорий налогоплательщиков различные подходы к условиям налоговой амнистии (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительная таблица по налоговой амнистии в 2019 г.

Задолженность

Физические лица

ИП

Лица, занятые частной практикой

Юридические лица

Налоги

Долги по состоянию на 01.01.2015

Долги по состоянию на 01.01.2015

Нет

Нет

Пени по налогам

По долгам до 01.01.2015

По долгам до 01.01.2015

Нет

Нет

Взносы в ПФР

Долги по состоянию на 01.01.2017

Долги по состоянию на 01.01.2017 по взносам ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ

Долги по состоянию на 01.01.2017

Пени по взносам

По долгам до 01.01.2017

По долгам до 01.01.2017 по взносам ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ

По долгам до 01.01.2017

Согласно данным табл. 1 индивидуальным предпринимателям в рамках налоговой амнистии спишут долги как по налогам, так и по задолженности в Пенсионный фонд РФ. Предпринимателям частной практики и юридическим лицам повезет меньше: амнистия у них распространяется только на взносы в ПФР.

Хотя Федеральный закон № 436-ФЗ предусматривает, что списание задолженностей налоговые инспекции производят самостоятельно, конкретные сроки для выполнения этой работы законодательно не установлены. Следовательно, чтобы ускорить списание или убедиться, что оно произведено, налогоплательщику-должнику целесообразно в 2019 г. инициировать сверку с налоговой инспекцией по числящимся за ним долгам.

НАЛОГИ ИП, ПОДЛЕЖАЩИЕ АМНИСТИИ, И ПОРЯДОК ИХ СПИСАНИЯ

Закон о налоговой амнистии предписывает налоговой инспекции списывать ИП старые долги по одним категориям налогов, но сохраняет обязанность для уплаты долгов по другим категориям.

Рассмотрим, какие налоги предпринимателям спишут по указанным выше периодам и какие долги по налогам не попадают под амнистию.

  1. К списанию подлежат долги по налогам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности: налог по упрощенному режиму налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), патенты на ведение деятельности.
  2. К списанию подлежат долги по налогам, связанным с использованием ИП своего имущества в предпринимательских целях, — транспортный налог и налог на имущество.
  3. К списанию подлежат долги по налогам, связанным с получением доходов, — НДФЛ и НДС.
  4. Не подлежат списанию в рамках налоговой амнистии долги по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизам, таможенным сборам.
  5. Не подлежит списанию НДС по товарам, импортируемым ИП из-за границы.
  6. Сохраняется обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате долгов по указанным в пп. 1–3 налогам за периоды после 01.01.2015.
  7. Подлежат списанию штрафы и пени ИП за непредставление деклараций по налогам за периоды до 01.01.2015.
  8. Сохраняется обязанность ИП по уплате штрафов и пеней за непредставление налоговых деклараций за период после 01.01.2015.
  9. Подлежат списанию долги по страховым сборам во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ТФОМС), образовавшиеся на 01.01.2017. Важный момент: поскольку все долги по фонду социального страхования и фонду медицинского страхования на эту дату были переданы в Пенсионный фонд, эта структура и должна списать все долги предпринимателей по взносам на указанную дату.
  10. Подлежат списанию штрафы и пени за непредставление деклараций по страховым взносам за периоды до 01.01.2017.
  11. Сохраняется обязанность ИП по уплате штрафов и пеней за непредставление деклараций по страховым взносам в периоды после 01.01.2017.
  12. Сохраняется обязанность ИП по уплате долгов по страховым сборам за период после 01.01.2017.

К СВЕДЕНИЮ

Налоговая амнистия распространяется не только на действующих предпринимателей, но и на физических лиц, которые ранее вели предпринимательскую деятельность и у них по состоянию на 01.01.2015 по налогам и на 01.01.2017 по страховым взносам числятся долги, штрафы и пени.

По аналогичным долгам, образовавшимся после указанных периодов, начисленные налоги, штрафы и пени подлежат уплате физическим лицом, которое прекратило предпринимательскую деятельность.

Еще раз подчеркнем, что закон о налоговой амнистии не регламентирует для налоговой службы сроки списания долгов, а это означает, что в 2019 г. для ИП не будет лишним выяснить, числится ли у него в ИФНС задолженность по налогам и сборам, которая подпадает под действие налоговой амнистии. Если такая задолженность обнаружится, рекомендуем написать письмо в ИФНС с просьбой о ее списании в рамках налоговой амнистии. Это действие значительно уменьшит риск, что данному предпринимателю по каким-либо причинам не спишут долги.

В таблице 2 сгруппированы долги по налогам и страховым взносам, подлежащие списанию в рамках налоговой амнистии, и те, что не подпадают под действие Федерального закона № 436-ФЗ.

Таблица 2. Анализ перечня налогов ИП, подлежащих амнистии в 2019 г.

Вид налога

Амнистия

Пояснения

УСН

Да

Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним

ЕНВД

Да

Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним

ЕСХН

Да

Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним

Патенты

Да

Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним

НДФЛ

Да

Долги на 01.01. 2015, пени и штрафы по ним

НДС

Да

Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним

Штрафы и пени по налогам в связи с непредставлением деклараций

Да

Суммы пеней и штрафов, начисленных на 01.01.2015

НДС по импорту

Нет

Согласно Федеральному закону № 436-ФЗ амнистия не распространяется

Транспортный налог

Да

Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним, относящиеся к транспорту ИП, используемому в предпринимательских целях

Налог на имущество

Да

Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним, относящиеся к имуществу ИП, используемому в предпринимательских целях

Акцизы

Нет

Согласно Федеральному закону № 436-ФЗ амнистия не распространяется

НДПИ

Нет

Согласно Федеральному закону № 436-ФЗ амнистия не распространяется

Таможенные сборы

Нет

Согласно Федеральному закону № 436-ФЗ амнистия не распространяется

Взносы в ПФР

Да

Долги на 01.01.2017, пени и штрафы по ним

Взносы в ФСС

Да

Долги на 01.01.2017, пени и штрафы по ним

Взносы в ТФОМС

Да

Долги на 01.01.2017, пени и штрафы по ним

Штрафы и пени по страховым взносам в связи с непредставлением деклараций

Да

Суммы пеней и штрафов, начисленных на 01.01.2017

Кроме общих положений о налоговой амнистии для ИП в 2019 г. важно принимать во внимание отдельные нюансы ее проведения, чтобы не попасть в ситуацию, когда предприниматель считает, что задолженность ему спишут в полном размере, а потом окажется, что часть задолженности он должен был оплатить. В этом случае на данную часть долгов по налогам и взносам ему продолжат начислять пени и штрафы и в 2019 г.

НЮАНСЫ НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Если, к примеру, по состоянию на 01.01.2019 предприниматель добровольно погасил недоимки, пени и штрафы по налогам и взносам за периоды, подлежащие налоговой амнистии, то возврата денежных средств со стороны ИФНС закон не предусматривает.

Это ставит законопослушных налогоплательщиков в невыгодное положение по сравнению с теми, кто не погасил задолженность к 2019 г. Такой вывод можно сделать из письма Минфина России от 25.04.2018 № 03-15-05/28136. В нем прямо указано, что нормы Федерального закона № 436-ФЗ не действуют на уплаченные, взысканные и списанные недоимки, пени и штрафы, относящиеся к амнистируемым периодам.

В рамках налоговой амнистии предпринимателям должны списать даже те долги, документы по которым уже отправлены в суды, банки, судебным приставам. В соответствии с письмом ФНС России от 16.04.2018 № КЧ-4-8/7146 инспекторы должны произвести следующие действия в отношении недоимок, пеней и штрафов, подлежащих налоговой амнистии:

  • отозвать поручение о списании денег с коммерческого счета предпринимателя;
  • отменить решение о блокировке счета предпринимателя в банке;
  • отозвать исковое заявление из судебных инстанций;
  • отправить судебным приставам информацию об отмене взыскания долга.

Необходимо учитывать следующий нюанс: налоговой амнистии подлежат только те суммы пеней и штрафов, которые были начислены на недоимку по налогам и взносам на дату амнистии. Суммы пеней и штрафов, начисленных на эту недоимку после даты амнистии, должны быть погашены в 2019 г.

ПРИМЕР 1

По состоянию на 01.01.2019 за предпринимателем числится недоимка по транспортному налогу в сумме 20 000 руб. При этом долг в 10 000 руб. образовался на 01.01.2015. На 01.01.2019 по данной недоимке начислено пеней на сумму 2000 руб., из которых на 01.01.2015 было начислено 700 руб.

В рамках налоговой амнистии предпринимателю спишут долг в сумме 10 000 руб. и пени в сумме 700 руб.

Оставшаяся сумма долга по налогу в размере 10 000 руб. подлежит уплате. Также подлежит уплате часть пени по налогу, которая относится к периоду после 01.01.2015, и часть пени, относящейся к списываемой задолженности в 10 000 руб., но начисленной в период с 01.01.2015 по 01.01.2019. То есть в 2019 г. предприниматель должен полностью погасить пени в размере 1300 руб. (2000 – 700).

Максимальную сумму задолженности по страховым взносам, подлежащую списанию в рамках налоговой амнистии, рассчитывают по формуле:

Задолженность к списанию = 8 × МРОТ × Тариф страхового взноса × Период осуществления предпринимательской деятельности в месяцах до 01.01.2017 + Сумма пени, начисленной за период просрочки уплаты взносов.

Для точности расчета здесь нужно учитывать, что МРОТ (минимальный размер оплаты труда) законодательно до 01.01.2017 был разным: в 2014 г. — 5554 руб. в месяц, в 2015 г. — 5965 руб. в месяц, а в 2016 г. — 6204 руб. в месяц.

ПРИМЕР 2

За предпринимателем числится непогашенная задолженность по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 в размере 378 304 руб. Из них 7418 руб. составляет пеня по недоимкам.

За период с 01.01.2017 по 01.01.2019 по этой задолженности начислено еще 4500 руб. пеней. При этом предприниматель перестал уплачивать страховые взносы с 01.07.2014 и прекратил коммерческую деятельность с 01.09.2016.

После 01.01.2017 предприниматель добровольно погасил недоимку по страховым взносам в размере 50 000 руб. за периоды до 01.01.2017.

Рассчитаем сумму недоимки по страховым взносам, которые могут быть списаны с предпринимателя в рамках налоговой амнистии (табл. 3).

Таблица 3. Расчет сумм амнистии по взносам для ИП, руб.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Итого

МРОТ

5554

5965

6204

Количество месяцев неплатежа

6

12

8

Ставка взноса, %

30

30

30

30

Сумма взносов

79 978

171 792

119 117

370 886

Сумма пени

1600

3436

2382

7418

Всего недоимка

81 577

175 228

121 499

378 304

Уплачено после 01.01.2017

50 000

Пени после 01.01.2017

4500

Налоговая амнистия

31 577

175 228

121 499

328 304

К уплате в 2019 г.

4500

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Выделим основные моменты, связанные с проведением налоговой амнистии для ИП в 2019 г.

  • законодательство четко определяет периоды действия положений Федерального закона № 436-ФЗ;
  • законодательство не устанавливает для налоговой службы сроки окончания работ по налоговой амнистии;
  • законодательство устанавливает исчерпывающий перечень налогов и сборов, по которым применяются положения закона о налоговой амнистии, и тех, которые не попадают под амнистию;
  • налоговой амнистии по налогам и страховым взносам подлежат только те пени и штрафы, которые были начислены на дату периодов, подлежащих амнистии (01.01.2015 и 01.01.2017), и не подлежат пени и штрафы, начисленные за недоимки по указанным периодам, но после дат этих периодов;
  • чтобы гарантированно воспользоваться возможностью списать в 2019 г. задолженности перед ИФНС в рамках налоговой амнистии, предпринимателям нужно инициировать сверку задолженности по состоянию на 01.01.2019.

С 1 января 2017 года в сфере страховых взносов произошли глобальные изменения – теперь контролировать уплату страховых взносов и своевременную сдачу отчетности будет налоговая инспекция. С начала 2017 года Закон № 212-ФЗ утратил силу. В налоговый кодекс были внесены изменения, согласно которым правоотношения в части страховых взносов регулируются главой 34 НК РФ.

Говоря о сроке давности по страховым взносам, зачастую плательщики имеют ввиду срок, в течение которого пенсионный фонд (а с 2017 года — налоговая инспекция) могут взыскать задолженность по уплате. Ранее порядок взыскания страховых взносов определялся Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Срок давности для взыскания взносов Пенсионным фондом складывался из следующих сроков:

  • Если была выявлена недоимка, то в течение 90 дней (трех месяцев) со дня ее обнаружения, фонд отправлял должнику требование об уплате;
  • Плательщик должен был исполнить требование, направленное фондом, в течение десяти дней (календарных);
  • В срок до 60 дней (двух месяцев) после дня уплаты, который был указан в требовании, фонд мог постараться взыскать неуплаченные взносы в досудебном порядке;
  • В течение полугода после истечения срока Пенсионный фонд мог обязать должника заплатить, обратившись в суд с заявлением.

Срок давности по страховым взносам-2017

Но с 1 января 2017 года контроль за уплатой страховых взносов осуществляют налоговики. Соответственно, порядок взыскания неуплаченных взносов и срок давности по страховым взносам изменился. Исключение составляют взносы «за травматизм» — они по-прежнему относятся к ФСС и порядок уплаты взносов, санкции за неуплату остаются прежними.

Срок, когда ФНС может взыскать с должника неуплату, состоит из совокупности нескольких сроков.

  1. При обнаружении задолженности по уплате инспекция направляет должнику требование. Срок, в который будет отправлено требование, зависит от суммы задолженности, способа обнаружения задолженности:
  • Требование должно быть отправлено должнику в срок не более 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по итогам проверки;
  • Требование должно быть направлено в течение 90 дней (трех месяцев) со дня выявления неуплаты взносов. При выявлении неуплаты налоговой инспекцией должен быть составлен документ;
  • В случае, если недоимка, в совокупности с остальными задолженностями не превышают сумму 500 рублей, то срок отправки требования может составлять до года.
  1. После получения требования у плательщика есть восемь дней (рабочих, не календарных), на его исполнение. На уплату задолженности может быть предусмотрен и более длительный срок.
  2. С момента окончания срока, указанного в требовании, но не позднее 60 дней (двух месяцев) должно быть сформулировано решение о взыскании неуплаченных взносов или штрафов в досудебном порядке. Вынесенное инспекцией решение является основанием для взыскания.
  3. Если долги плательщика не могут быть погашены с помощью денежных средств, то инспекция должна принять решение о погашении долга при помощи другого имущества. Такое решение инспекция может вынести в течение года после окончания срока исполнения требования об уплате взносов.
  4. Если задолженность предполагается взыскать с должника в суде, то налоговая инспекция должна подать заявление.
  • Если инспекция пропустила срок вынесения решения о взыскании в досудебном порядке, то срок для подачи такого заявления составляет не более полугода со дня, когда закончился срок исполнения требования об уплате.
  • Если инспекция пропустила срок принятия решения о погашении долга за счет имущества предприятия, то срок для подачи заявления не должен превышать двух лет со дня окончания срока исполнения требования об уплате взносов.

Таким образом, срок давности по страховым взносам, в течение которого налоговая инспекция может взыскать недоимку, не установлен Налоговым кодексом и может различаться из-за сроков проведения различных процедур.

Понятие срока давности недоимки по страховым взносам ИП

Многие предприниматели ошибочно считают, что срок давности недоимки страховые взносы ИП равен 3 годам, как указано в гражданском кодексе Российской Федерации относительно штрафных санкций. Но в письме № 03-02-07/1-57 от 11.02.2010, опубликованном министерством финансов и налоговых поборов, подробно разъяснен данный пункт и указано, что выявленный факт недоимки по платежам в пенсионный фонд не может иметь срока давности. Даже если пройдет 5-10 лет с момента сдачи последней отчетности, страховые платежи ИП продолжает уплачивать (точнее, они ему начисляются).

В каких случаях рассчитывается недоимка по страховым взносам

Чаще всего недоимка по страховым взносам у индивидуального предпринимателя возникает, если он фактически прекратил свою деятельность и не получает прибыль, но при этом юридически предприятие не было закрыто или оформлены так называемые налоговые каникулы. В налоговую инспекцию в этом случае сдается только нулевая декларация, но в пенсионный фонд предприниматель обязан своевременно уплачивать страховые взносы. Необходимо заметить, что если ИП не сдавал отчетов в ПФ, то его могут обязать уплатить полную сумму пенсионной издержки, это порядка 300 тысяч рублей за год. Кроме того, на него накладываются штрафные санкции:

  • по 5 % за месяц (но не более 30 % от суммы недоимки);
  • 1000 рублей за факт просрочки;
  • расчетная пеня (на усмотрение контролирующих органов по факту установленного процента).

Итого, если предприниматель не закрыл официально ИП, но не ведет деятельности, то за несколько лет ему набежит приличная сумма. Более простой вариант – если он использовал упрощенную систему налогообложения, а не ОСНО или ЕНВД. В этом случае в долг засчитывается фиксированная сумма (это относится и к тем ситуациям, когда предприниматель функционирует по патентной системе). И главное – срок давности по уплате страховых взносов ИП не учитывается. Сколько бы времени не прошло с момента прекращения деятельности или отсутствия платежей в пользу пенсионного фонда – предприниматель будет обязан выплатить сумму задолженности. Если он отказывается это делать, государство подаст в суд, после чего придется оплатить также судебные издержки.

Юридические аспекты спора между ИП и ПФ

Необходимо заметить, что существуют варианты противоборства индивидуального предпринимателя, получившего требование от ПФ по уплате страховых платежей. Сама справка должна быть ему направлена не позднее 3 месяцев с момента фиксирования задолженности. Если ИП отказывается выполнять заявленные требования (перечислить страховые фиксированные платежи), то представительство пенсионного фонда получает возможность подать в суд, но только по истечении 6 месяцев с момента факта передачи заявления на наличие недоимки в страховых взносах. Если ПФ не соблюдает это правило, всего его претензии к индивидуальному предпринимателю аннулируются и считаются незаконными. Это единственная законная возможность избежать уплаты задолженности в пенсионный фонд.

Все это указано в ст. 70 Налогового Кодекса Российской Федерации, что и выступает главным аргументом защиты налогоплательщика в суде. Таким образом государство защищает индивидуального предпринимателя от ситуаций, когда с момента выявление недоимки прошло несколько лет и ПФ требует за весь этот период уплатить штраф.

Какие «подводные камни» здесь есть? Если предприниматель не имеет отношение к заявленному ранее месту регистрации ИП (юридическому адресу) или сменил место жительства, не уведомив об этом пенсионный фонд, то он не может выдвигать встречные претензии о том, что он не получил первичное предупреждение по неуплате страховых платежей. В этом случае ему придется полностью погасить свой долг.

Необходимо упомянуть о понятии срока давности недоимки в налоговом кодексе Российской Федерации, это действительно 3 года. Но этот срок никоим образом не относится к пенсионному фонду, ведь его работа регулируется иными аспектами (пенсионное законодательство РФ).

Применяется ли срок давности к штрафам

За нарушение сроков уплаты страховых взносов предусмотрены штрафы. На них срок давности действительно распространяется. Ведь это – административное правонарушение, но это касается только штрафа, а не пени за просрочку. Однако, ПФ имеет право потребовать от предпринимателя уплатить штрафные санкции за последние 3 года.

То есть, если он не уплачивал взносы в течении 5-10 лет, то с него потребуют полную сумму задолженности по платежам, а также штраф за последние 3 года (в том числе и пени). Итоговый размер санкций не может превышать 20 или 40 % от общей суммы задолженности, в зависимости от выбранной формы деятельности и категории налогоплательщика.

Допустимый срок взыскания недоимки по страховым взносам не ограничен.

Даже если индивидуальный предприниматель поздно вышел на пенсию, за ним все равно будет числиться задолженность, независимо от места проживания, наличия у него нового открытого предприятия и т.п.

Итого, срок давности по недоимке страховых взносов у ИП и других предпринимателей нулевой. То есть, долг ему не спишут ни в коем случае.

Частично будет аннулирован лишь штраф. Чтобы предотвратить такую ситуацию, следует сразу же после прекращения своей деятельности полностью закрывать предприятие и отчитаться об этом в пенсионный фонд и налоговую инспекцию.

В противном случае регистрируется административное правонарушение, а дело передается в суд.

Вопросв о расчете срока исковой давности по страховым взносам в ПФР и ФСС

Вопрос:

Как рассчитывается срок исковой давности по страховым взносам в ПФР и ФСС, правильно (без ошибок) начисленным, но не уплаченным компаний в связи с отсутствием денежных средств и имущества?

Ответ:

Законом N 212-ФЗ не установлен общий срок давности выявления недоимки по страховым взносам.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» ст. 196 ГК РФ с 01.09.2013 изложена в новой редакции. Пункт 1 данной статьи предусматривает, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ, п. 2 данной статьи закрепляет, что срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.

Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пунктом 16 ст. 2 Закона N 212-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о страховых взносах — Закон N 212-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Законодательством не предусмотрена возможность применения ст. 196 ГК РФ при определении предельного срока взыскания органом контроля (за исчислением и уплатой страховых взносов) страховых взносов и пеней.

Таким образом, трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ) при определении предельного срока взыскания с организации — плательщика страховых взносов органом контроля (за исчислением и уплатой страховых взносов) страховых взносов и пеней не применяется.

Кроме этого, стоит учитывать следующее. В Письме от 14.01.2013 N 03-02-07/1-5 Минфин России сообщил, что Налоговым кодексом РФ не установлен общий срок давности выявления недоимки.

По аналогии можно утверждать, что Законом N 212-ФЗ также не установлен общий срок давности выявления недоимки по страховым взносам. Статья 45 Закона N 212-ФЗ устанавливает только срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения, то есть недоимки по страховым взносам и пеней по ним не затрагивает.

При этом ч. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ установлено, что решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

На основании ч. 3 ст. 20 Закона N 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Частью 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 данной статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Как отмечено в ч. 3 ст. 22 Закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Какие-либо предельные сроки на выявление недоимки по страховым взносам ч. 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ, а равно иные положения данного Закона не устанавливают.

При этом ч. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ установлено, что в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.

Страховые взносы срок исковой давности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *