Ставка преподавателя вуза

УДК 37.088

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ГОДОВОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Голева Е.В., аспирант кафедры экономики и финансов Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ

Расчет объема годовой учебной нагрузки является одним из важнейших вопросов нормирования труда профессорско-преподавательского состава вузов. В настоящее время отсутствует методика определения данного показателя, а относительно его численного значения законодательно установлена только верхняя граница. Данные факты обусловили выбор темы исследования.

Ключевые слова: высшее образование, профессорско-преподавательский состав, нормирование труда, годовая учебная нагрузка, численность студентов, передача знаний, производство знаний, трудозатраты, нормы времени, структура учебной нагрузки.

Economy and Public Administration

На современном этапе своего развития российская экономика вынуждена отвечать вызовам глобальной конкуренции. Данный факт стимулирует страну к решению вопроса формирования и развития инновационной экономики, экономики знаний, что, в первую очередь, обосновывается эффективным использованием нематериальных ресурсов с привлечением большей численности населения в процесс внедрения существующего мирового опыта, а также инновационного производства не только продуктов и услуг, но и знаний и идей.

Анализируя опыт развития стран мира, можно отметить, что одним из факторов усиления их конкурентных позиций в экономике знаний является эффективная работа системы высшего образования, которая выполняет не только социальные функции, способствуя повышению уровня жизни населения, но и является важнейшим фактором повышения эффективности деятельности предприятий различных отраслей экономики через подготовку высококвалифицированных кадров.

Известно, что на протяжении нескольких последних лет система высшего образования в Российской Федерации держит ориентацию «на Запад», что выражается в осуществлении ряда преобразований, к которым можно отнести переход на двухуровневую систему образования, внедрение и совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, индивидуализацию образования и т.д.Сложившиеся к настоящему времени условия спровоцировали изменение роли профессорско-преподавательского состава в процессе обучения студентов. Если ранее его основной функцией было аккумулирование и передача большего объема имеющейся информации студенту посредством чтения лекций и проведения практических занятий, то сейчас преподаватель является своего рода организатором и координатором работы обучающихся по формированию у последних навыков в рамках компетенций, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки, а также достижению ими определенных уровней профессионального развития в процессе самостоятельного поиска и изучения материалов.

Совершенно очевидно, что в связи с этим вузам необходимо особое внимание уделить системе нормирования труда педагогических работников, которое представляется как процесс установления количественных и качественных норм, способствующих совершенствованию процессов передачи и производства знаний, а также повышению эффективности планирования, учета и контроля индивидуального годового бюджета рабочего времени профессорско-преподавательского состава вуза. Состав данного бюджета обусловлен функциональными обязанностями рассма-

триваемой категории работников и включает следующие группы работ: учебная, учебно-методическая, организационная, научно-исследовательская, воспитательная.

В данном случае нормирование труда выступает как комплексный показатель, учитывающий интересы трех заинтересованных сторон: работника (преподавателя), работодателя (вуза) и потребителя услуг (студента). Рост эффективности выполнения профессорско-преподавательским составом возложенных на него функций непременно ведет к повышению эффективности деятельности вуза и дает возможность определения соответствующего уровня оплаты труда, что представляется важным с учетом Указа Президента РФ, согласно которому показатель средней заработной платы педагогических работников высшего образования на протяжении 2012-2018 гг. должен показывать стабильную динамику роста по отношению к средней заработной плате по региону .

Важным показателем в совершенствовании системы нормирования труда является оптимизация соотношения трудозатрат и оплаты труда преподавателя, что, в свою очередь, приведет к правильной дифференциации нормативов численности профессорско-преподавательского состава. Данная цель может быть достигнута путем оптимизации норматива годовой учебной нагрузки педагогических работников.

В настоящее время в большинстве образовательных организаций высшего образования указанный норматив устанавливается их руководителями, исходя из имеющегося штатного расписания и объема учебной нагрузки, рассчитанного на основании утвержденных учебных планов реализуемых образовательных программ. Таким образом, в разных вузах может быть установлен различный размер годовой учебной нагрузки преподавателей, что, соответственно, приведет к различиям в оплате труда. Данный факт входит в противоречие с теорией равенства, некогда провозглашенной С. Адамсом. Так, к примеру, согласно нормам времени, утвержденным в некоторых образовательных организациях высшего образования с развитой филиальной сетью, педагогические работники головного вуза и каждого филиала зачастую имеют отличные друг от друга размеры годовой учебной нагрузки. В связи с чем можно утверждать, что важной задачей является достижение прозрачности процесса нормирования годовой учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава вуза.

При планировании педагогических штатов образовательные организации высшего образования сталкиваются с рядом актуальных вопросов, требующих незамедлительного решения. Поскольку во многих вузах расчет общей учебной нагрузки происходит на основе учебных планов образовательных программ, можно отметить нерациональность данного подхода,так как при составлении

указанных планов деканаты и кафедры, реализующие данные образовательные программы, заинтересованы в увеличении в них количества дисциплин для обеспечения учебной нагрузкой «своих» преподавателей. В связи с чем нередки ситуации искусственного увеличения трудоемкости реализации направлений подготовки и роста количества дисциплин, читаемых одним преподавателем, что может негативно сказаться на качестве образования.

Годовой объем работ, выполняемый каждым преподавателем, работающим на 1,0 ставку, на основании данных производственного календаря на 2014 год составляет 1455,6 часов (с учетом 36-ти часовой недели). Занятость ППС в рамках указанных часов принято делить на «занятость первой и второй половины дня», каждая из которых имеет свои характеристики. Так, к первой принято относить образовательную (учебную) деятельность, а ко второй — научно- исследовательскую, организационную, учебно-методическую и воспитательную. Отметим, что данные виды работ согласно действующим нормативным актам обязаны выполнять абсолютно все категории профессорско-преподавательского состава.

В свою очередь, каждый указанный вид деятельности включает в себя определенный перечень работ.

В рамках данной статьи наибольший интерес вызывает состав образовательной (учебной) деятельности преподавателей по программам высшего образования (без учета аспирантуры), представляющий собой структуру учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, которая может быть разделена на две категории:

2. Производство знаний (руководство некоторыми видами работ студентов: курсовыми работами и проектами, выпускными квалификационными работами, научно-исследовательской работой и др.)

Отметим, что трудозатраты по каждому из указанных видов согласно действующим документам имеют свои нормативно установленные значения.

Установление примерных норм времени для расчета учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава вуза берет свое начало с Приказа Минвуза СССР от 01.08.1977 N 805 «Об улучшении организации труда профессорско-преподавательского состава вузов» . В настоящее время действующим нормативным документом в данной области является письмо Минобразования России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15 , в котором установлены примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. Анализ указанных документов позволяет отметить, что значительных изменений в установленных нормативах не произошло, несмотря на достаточно большой интервал времени и изменение системы высшего образования в целом.

Важным нормативом деятельности профессорско-преподавательского состава является соотношение численности студентов и преподавателей. В настоящее время данный норматив установлен на уровне 10:1 по очной форме обучения, то есть на

одного преподавателя приходится 10 студентов. Согласно проектам новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3+), предлагаемых к внедрению Министерством образования и науки РФ, данный норматив будет устанавливаться отдельно по каждой основной образовательной программе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По словам профессора В.Н. Кабанова «в отечественной литературе не удалось встретить работ, описывающих влияние норматива численности студентов на одного преподавателя на норматив объема годовой учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, определяемого руководством высших учебных заведений» . Однако, стоит отметить, что зависимость данных показателей друг от друга все-таки существует.

В настоящее время имеется необходимость оценки вклада преподавателя в обучение студентов, что может быть определено с помощью индивидуальных затрат труда преподавателя на обучение одного студента.

Большое внимание в данном вопросе стоит уделить структуре труда, под которой подразумевается совокупность аудиторной и внеаудиторной нагрузки. Стоит отметить, что увеличение в структуре учебной нагрузки доли аудиторной вызывает рост затрат труда преподавателя на обучение одного студента.

В свою очередь, численность студентов в группе (согласно действующим нормативным документам под академической группой принято понимать группу численностью 25 человек) и затраты труда ППС на обучение каждого из них находятся в обратно пропорциональной зависимости: с ростом численности студентов в группе снижаются трудозатраты профессорско-преподавательского состава на обучение каждого из них.

На основании вышеизложенного можно отметить, что формирование оптимальных с точки зрения рентабельности студенческих групп является одним из важных вопросов успешной деятельности практически каждого вуза, поскольку это позволяет ему максимизировать финансовый результат.

Рассмотрим зависимость затрат труда преподавателя на обучение одного студента в год от численности студентов в группе и доли аудиторной нагрузки в структуре реализации ООП с использованием примерного учебного плана подготовки бакалавра по направлению 080100.62 «Экономика», ФГОС (Рис. 1).

Знание зависимостей, графически представленных на Рис. 1, дает возможность руководству вузов рационализировать и оптимизировать размер годовой учебной нагрузки преподавателей. Данный вопрос продолжает оставаться наиболее острым и актуальным на протяжении длительного времени.

Отметим, что действующие в настоящее время нормативные акты регламентируют только максимальный размер годовой учебной нагрузки педагогических работников высшей школы, который устанавливается на уровне 900 часов в год. Фактический же размер годовой учебной нагрузки в настоящее время устанавливается руководителями вузов и не всегда носит объективный характер.

Отсутствие методики расчета ставит под сомнение учет многих нормативов, установленных действующими нормативными актами.

Так, используя установленные нормативы соотношения численности студентов и преподавателей, а также структуру учебной нагрузки преподавателей, представляется возможным вычислить раз-

— Численность студентов в группе, чел.

-Доля аудиторной нагрузки, %

Затраты труда преподаавтеля на обучение 1 студента в год, час. Рис. 1. Зависимость затрат труда преподавателя на обучение 1 студента в год от численности студентов в группе и доли аудиторной

нагрузки

мер средней по вузу годовой учебной нагрузки ППС по формуле:

А+Е хN5

где V — средний по вузу объем годовой учебной нагрузки ППС,

А — объем аудиторной (групповой) нагрузки ППС,

№ — численность студентов, обучающихся по ООП,

Е — объем внеаудиторной (индивидуальной) нагрузки ППС на 1 студента,

к — коэффициент соотношения численности ППС и студентов, установленный МОН РФ (в отдельных случаях учреждением, в ведомстве которого находится вуз).

Проведя некоторые математические преобразования, полу-

V=

л +Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2)

Стоит отметить, что числитель представленной формулы представляет собой трудозатраты преподавателя на обучение одного студента в группе, который напрямую зависит от ее численности.

Таким образом, представленная формула позволяет сделать ряд выводов:

1. Чем больше численность студенческой группы (нормативно установлен максимальный размер 25 человек), тем меньше трудозатраты преподавателя на обучение одного студента, соответственно, при неизменном к, это дает возможность уменьшить размер средней по вузу годовой учебной нагрузки ППС (V).

2. Наибольшее влияние на размер средней по вузу годовой учебной нагрузки оказывает численность студентов в группе, поскольку уменьшение численности студентов ведет к росту размера аудиторной учебной нагрузки, что, в свою очередь, ведет к уменьшению внеаудиторной нагрузки на одного студента. Данные факторы обуславливают рост числителя дроби, а, соответственно, и размера средней по вузу годовой учебной нагрузки.

3. Чем больше размер аудиторной учебной нагрузки (А), тем

больше трудоемкость, что при неизменном к приводит к увеличению размера средней по вузу годовой учебной нагрузки ППС (V), а увеличение внеаудиторной нагрузки, наоборот, приводит к ее уменьшению.

4. Чем больше коэффициент к (при неизменном числителе), тем больше средний по вузу размер годовой учебной нагрузки ППС (V)

Таким образом, можно предположить, что применение на практике предложенных в данной работе методик позволит сделать систему нормирования труда педагогических работников более прозрачной и открытой.

Литература:

3. О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования: Письмо Минобразования России от 26.06.2003, № 14-55-784 ин/15// Информационно-правовой портал «Гарант» / Справ.-правовая система ГАРАНТ-Практик. Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 24.08.2014)

РАСЧЕТ РАЗМЫВОВ ПЕРЕХОДОВ КОММУНИКАЦИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ

НИЖЕ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

Федотов Г.А., д.т.н., профессор, Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический Университет (МАДИ-ГТУ) Кхуат Зуи Тханг, аспирант, кафедры геодезии и геоинформатики, Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический

Университет (МАДИ-ГТУ)

В статье рассмотрены вопросы расчета размывов переходов коммуникаций, расположенных ниже мостовых переходах. Общие размывы развиваются на многие километры вверх и, особенно, вниз по течению от мостов.

Ключевые слова: мостовые переходы, ниже, деформации русел.

CALCULATION OF COMMUNICATIONS BLURRING THE COMMUNICATIONS TRANSITIONS LOCATED BELOW THE BRIDGE CROSSING

Keywords: Deformations channels, general scour, communication.

В настоящей работе использованы математическая модель и программа «Гидрам-3», являющиеся универсальной методикой комплексного расчета деформаций русел и свободной поверхности потока и предназначенной для подробных гидравлических и русловых расчетов мостовых переходов и других гидротехнических сооружений на реках с различными типами руслового процесса, в том числе и для прогноза размывов переходов коммуникаций у мостовых переходах.

Основа методики — одновременное решение в конечных разностях трех дифференциальных уравнений, представляющих собой математическую запись самых общих законов природы — законов сохранения материи, энергии и количества движения: уравнения баланса наносов Экснера

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
Учебные планы МБОУ СШ № 42 г. Липецка являются частью основных образовательных программ (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования), определяют общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план:
• фиксирует максимальный объем учебной нагрузки учащихся;
• определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
• распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Учебный план для учащихся 1-5 классов состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Учебный план для 6-11 классов состоит из 2-х частей:
 инвариантная часть включает обязательные для изучения учебные предметы федерального компонента базисного учебного плана, максимальный объем учебного времени, отводимого на изучение программ общего образования и обеспечение государственных образовательных стандартов по всем уровням общего образования.
 вариативная часть определяет объем учебного времени и перечень учебных предметов, предметных курсов регионального компонента и компонента ОУ учебного плана, обязательных для изучения.
В МБОУ СОШ № 42 обучение в 1-11 классах ведется по триместрам. Продолжительность учебного года составляет 35 недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Продолжительность урока в основной школе составляет 45 минут. В 1 классах (сентябрь-декабрь) по 35 минут.
Начальная школа
Пояснительная записка к учебному плану МБОУ СШ №42 г. Липецка на 2018-2019 учебный год
для 1, 2, 3, 4 классов, реализующих ФГОС НОО.
Недельный учебный план для учащихся 1 классов МБОУ СОШ № 42 г. Липецка,
реализующих ФГОС НОО.
Недельный учебный план для учащихся 2 классов МБОУ СШ № 42 г. Липецка,
реализующих ФГОС НОО.
Недельный учебный план для учащихся 3 классов МБОУ СШ № 42 г. Липецка,
реализующих ФГОС НОО.
Недельный учебный план для учащихся 4 классов МБОУ СОШ № 42 г. Липецка,
реализующих ФГОС НОО.
Основная школа
Недельный учебный план для учащихся V классов МБОУ СШ № 42 г. Липецка,
реализующих ФГОС ООО на 2018 – 2019 учебный год.
Недельный учебный план для учащихся VI классов МБОУ СШ № 42 г. Липецка, осваивающих образовательные программы основного общего образования, в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов, утверждённых приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 на 2018 – 2019 учебный год
Недельный учебный план для учащихся VII классов МБОУ СШ № 42 г. Липецка, осваивающих образовательные программы основного общего образования, в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов, утверждённых приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 на 2018 – 2019 учебный год
Недельный учебный план для учащихся VIII классов МБОУ СШ № 42 г. Липецка, осваивающих образовательные программы основного общего образования, в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов, утверждённых приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 на 2018 – 2019 учебный год
Недельный для учащихся IX классов МБОУ СШ № 42 г. Липецка, осваивающих образовательные программы основного общего образования, в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов, утверждённых приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 на 2018 – 2019 учебный год
Средяя школа
Недельный учебный план для учащихся X классов МБОУ СШ № 42 г. Липецка, осваивающих образовательные программы основного общего образования, в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов, утверждённых приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 на 2018 – 2019 учебный год
Недельный учебный план для учащихся XI классов МБОУ СШ № 42 г. Липецка, осваивающих образовательные программы основного общего образования, в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов, утверждённых приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 на 2018 – 2019 учебный год

Г.Н. Сапожников, канд. техн. наук, доцент, Уральский технический институт связи и информатики (филиал), Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики,

г. Екатеринбург, Россия, sgn1941@rambler.ru

ОПЛАТА ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА —

ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Экономика развивается путем систематической смены технологических укладов. Специалистов для освоения нового уклада, основанного на базе нано- и биотехнологий, должна готовить система высшего образования. Готова ли она к этому? После распада Советского Союза престиж преподавателей высшей школы упал, в большой степени из-за утраты прежнего относительно высокого уровня оплаты труда, который поддерживался на протяжении столетий и который пока так и не восстановлен. Также негативно повлияло на состояние высшего образования многократное увеличение числа вузов, что привело к снижению конкурса при приеме студентов. Автор статьи предлагает вернуться к государственному регулированию оплаты труда преподавателей вузов, при этом в основе системы должна быть тарифная ставка по конкретным должностям — без ориентации на среднюю по вузу и по региону зарплату. Для учета региональных особенностей существуют районные коэффициенты к заработной плате и северные надбавки. Премии и стимулирующие надбавки не должны превышать четверти тарифной ставки. Также необходимо регулировать число студентов, чтобы обеспечить потребность в специалистах и сохранить конкурс при приеме. Только решение этой двуединой задачи — повышение качества преподавателей и студентов, по мнению автора, обеспечит квалифицированными специалистами переход к новому технологическому укладу.

Ключевые слова: преподаватель вуза, оплата труда, качество преподавания, средняя зарплата, тарифная ставка, районный коэффициент, конкурсный отбор, технологический уклад.

Развитие мировой экономики происходит в виде систематической смены технологических укладов; нынешний, сформированный на базе микроэлектроники и информационных технологий, заменяется новым технологическим укладом, основанным на нано- и биотехнологиях. Подготовку соответствующих специалистов должна обеспечить высшая школа. Качество этих специалистов в большой степени определяется уровнем научно-педагогических кадров, ко -торый, в свою очередь, зависит от престижности работы преподавателя вуза, от размеров оплаты его труда.

В России подготовке кадров для высшей школы всегда уделялось первостепенное внимание, особенно наиболее прогрессивными правителями. Так, Петр I, при ограниченных финансовых возможностях страны, приглашал крупных ученых из Европы. В последующие 200 лет по всей стране, не только в Москве и Санкт-Петербурге, создавались высшие учебные заведения, которые готовили в том числе и научно-педагогических работников. И последний из династии Романовых, Николай II, многое сделал для подготовки образованных специалистов. В 1914 году по его указу в Екате-

ринбурге был открыт Горный институт, чем было положено начало высшему образованию на Урале. Зарплата научно-педагогических работников в Российской империи в период его царствования -была значительно выше, чем в других сферах деятельности. Так, оплата труда университетского профессора в 1913 году составляла 3000-5000 р. в год в зависимости от вуза — на уровне депутата Государственной Думы (4200 р.). В эту сумму не входили гонорары за научную, учебно-издательскую и лите-

Низкая зарплата преподавателей является результатом не только недостаточного финансирования вузов, но и реализации так называемой новой системы оплаты

труда. Как следствие, низкая заработная плата снижает привлекательность педагогического труда, что приводит к падению профессионального уровня преподавателей, а соответственно, и качества выпускников вузов.

ратурную деятельность. Для сравнения, годовая зарплата промышленного рабочего тогда была 300-350 р., то есть в 10-15 раз меньше. Чтобы ориентировочно сравнить приведенные зарплаты с нынешними, их надо умножить на 1000.

Очень серьезное внимание уделялось подготовке специалистов и при Советской власти. Обеспечение учебных заведений высшего профессионального образования преподавательскими кадрами было поставлено на поток (аспирантура и докторантура), конкурентные условия отбора в эту сферу определялись, в немалой степени, и высокой зарплатой научных работников и преподавателей вузов. Вузовские преподаватели в большинстве учебных заведений занимались и научно-исследовательской работой, за что получали дополнительное вознаграждение как совместители. Оплата труда была, конечно, ниже аналогичной у научного работника в США или Европе, но все же она оставалась в три-пять раз выше зарплаты в промышленности.

Для повышения престижности труда этой категории работников применялись и другие методы. Известно, что в Советском Союзе была низкая обеспеченность жильем. Для научных работников в этой части были предусмотрены дополнительные льготы — они имели право на кабинет или дополнительную площадь 20 кв. м, за которую не нужно было платить в двойном размере не достигла средней.3 Пытается исправить

как за лишнюю жилплощадь.2 Кроме того, при отсутствии возможностей эмиграции из-за закрытия границ высшие учебные заведения и научно-исследовательские организа-— ции были укомплектованы квалифицированными научными кадрами. Эффективность подготовки специалистов подтверждается высокими достижениями в экономическом и научно-техническом развитии нашей страны в те годы.

С перестройкой отлаженная система высшего образования была нарушена. Зарплата на-= учных работников и вузовских преподавателей еще долгое время после начала перестройки не индексировалась, хотя инфляция в начале 1990-х годов составляла сотни (в 1992-1993 годах — тысячи) процентов в год, что сделало зарплату преподавателя не только не престижной, но даже недостаточной для выживания. Низкая зарплата и открытие границ привели к массовому отъезду лучших специалистов за рубеж. В интервью газете «Аргументы и факты» (№ 30 за 2006 год) известный ученый, профессор С.П. Капица говорит: «Два года назад я посетил штаб-квартиру «Майкрософт» и встретился со всей верхушкой. Три четверти людей, занимающих высшие посты в этой корпорации, — русские, воспитанники наших университетов».

Покинули родину в эти годы сотни тысяч, если не миллионы специалистов. Попытки предотвратить массовый отъезд квалифицированных научных работников и инженеров за границу предпринимались. Так, 11 июля 1991 года Президентом России Б.Н. Ельциным был принят указ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», предусматривающий двукратное повышение должностных окладов профессорско-преподавательского состава вузов по отношению к средней заработной плате в стране. Но указ этот не был выполнен. Зарплата вузовского преподавателя даже

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

ситуацию и нынешнее руководство. По указу Президента В.В. Путина от 7 мая 2012 года ректоры федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования к концу года должны были довести среднюю зарплату своих преподавателей до средней по региону, а к 2018 году средняя зарплата преподавателей и научных сотрудников должна быть поднята до 200 процентов от средней в регионе. Но фактически зарплата в вузе остается крайне низкой, не достигая средней по экономике региона4, отсутствуют и другие формы поощрения. Например, за публикации автору сейчас не только не платят, он их оплачивает сам, хотя публикации нужны как самому научному работнику, так и научному сообществу.

Чтобы улучшить свое материальное положение, преподаватель сегодня работает на полторы-две ставки, часто в нескольких учебных заведениях, а на занятия научной деятельностью у него времени не остается. Такая ситуация не стимулирует привлечение к научной и преподавательской деятельности молодежи, для этого достаточно посмотреть на возрастной состав преподавателей вузов, где большинство часто пенсионного или предпенсионного возраста. В уже упо-

мянутом интервью С. П. Капица как бы иллюстрирует эту ситуацию. Его внук закончил факультет прикладной математики МГУ и был приглашен в аспирантуру со стипендией 1500 р. в месяц. Выпускник химфака того же года подал заявку в Колумбийский университет и получил аспирантскую стипендию 1500 долларов. Кстати, в последние десятилетия Советской власти аспирантская стипендия была 100 р., что по нынешнему курсу превышает 10 000 р.

Низкая зарплата преподавателей является результатом не только недостаточного финансирования вузов, но и реализации так называемой новой системы оплаты труда (НСОТ). По НСОТ, бюджетное учреждение (школа, больница, вуз и т.д.) самостоятельно распределяет выделенные ему из бюджета деньги, а сэкономленные средства выплачивает сотрудникам в виде надбавок и премий. В результате «сэкономленные средства» могут большей частью идти на выплаты руководству учреждений. То есть чем меньше руководитель заплатит своим работникам, тем больше сможет заплатить себе и своим близким. Не случайно доходы многих руководителей вузов превосходят зарплаты рядовых профессоров и доцентов даже не в разы, а на порядки.5

В результате, низкая заработная плата снижает привлекательность педагогического труда, что приводит к падению профессионального уровня преподавателей, а соответственно, и качества выпускников вузов. Нобелевский лауреат академик Ж. И. Алферов считает: «Если власти наука нужна, находятся деньги

и возможности ее раз- _

вивать».6 Действительно, от того, чтобы обеспечить конкурентное преимущество в оплате труда в пользу научно-технических специалистов, Советскую власть не остановила даже коммунистическая идеология, которая провозглашала рабочий класс правящим. Конечно, чтобы удержать от отъезда наиболее талантливых, одной зарплаты недостаточно, кроме зарплаты нужны условия для научной деятельности, но все же многие останутся. «Уезжают из всех стран. Из Германии, Франции, Англии все едут в США… Исследованиями там заниматься лучше, результаты ученых востребованы. Наука интернациональна, а доход от нее — национальный».7 Ученые вырастают не в одиночестве, а в научном сообществе. В США существуют признанные научные школы. Не случайно почти 70% нобелевских лауреатов по экономике — американцы. Даже нобелевский лауреат 1973 года В.В. Леонтьев, русский по национальности, -воспитанник американской научной школы. Для целей развития отечественной науки необходимо возродить, а там где их не было, создать научные школы. Этот инструмент развития науки сократит отток ученых и повысит стимулы к возвращению ранее уехавших.

Наряду с падением престижности преподавательского труда на ухудшение качества выпускников нашей высшей школы повлияло и многократное увеличение числа высших учебных заведений, когда чуть ли не все профтехучилища в одночасье стали коммерческими высшими учебными заведениями.

Чтобы удержать от отъезда наиболее талантливых, одной зарплаты недостаточно, кроме зарплаты нужны условия для научной деятельности.

Наряду с падением престижности преподавательского труда на ухудшение качества выпускников нашей высшей школы повлияло и многократное увеличение числа высших учебных заведений.

Прием студентов порой превышал число выпускников школ. О конкурсном отборе вопрос уже не ставился, главное — набрать необходимое число любого качества. А всем набранным и проучившимся надо обязательно выдать диплом, иначе никто в этот вуз больше не пойдет. Поэтому проводимое реформирование, направленное на формализацию оценки знаний с помощью ЕГЭ и стандартизацию системы обучения, не решает проблем повышения качества образования. Высшая школа должна «учить учиться», уметь привить навыки творческого саморазвития, необходимые в связи с быстрым прогрессом во всех областях знаний, что плохо совместимо со стандартизацией. Любое реформирование не следует начинать с революционного разрушения существующей системы, необходимо беспристрастно и объективно оценить ее и сохранить имеющиеся у нее достоинства.

Снижение уровня оплаты труда преподавателей связывают с переходом нашей страны к рыночной экономике, так как ее сторонники считают, что она способна к саморегулированию и снижение оплаты труда якобы является объективным следствием саморегулирования. Но даже защитники капитализма видят необходимость государственного регулирования экономики (например, такие выдающиеся экономисты, как Д.М. Кейнс, В.В. Леонтьев и их последователи). Саморегулирование подразумевает реакцию на существующую ситуацию без оценки последствий и будущего. Негативные результаты саморегулирования некоторых значимых сторон экономической деятельности часто проявляются не сразу. Например, снижение привлекательности научно-педагогической деятельности и почти полное отсутствие конкурса при приеме студентов приведет к катастрофическим последствиям

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Ц

через годы, когда естественным путем уйдут старые опытные преподаватели. То есть падение качества выпускников вузов происходит постепенно, хотя оно уже становится заметным. Так, во время делового обеда у Г.О. Грефа на Сочинском инвестиционном форуме 2014 года глава Дагестана Р.Г. Аб-дулатипов сказал: «Говорят, у нас больше всего людей с высшим образованием. Это не так — у нас больше всего людей с дипломом о высшем образовании». К сожалению, задержка во времени проявится и при возрождении системы: результаты деятельности по воссозданию престижа педагога высшей школы и восстановлению конкурентного отбора студентов проявятся тоже через годы.

Таким образом, рыночные методы организации оплаты труда преподавателей высшей школы, по мнению автора, не являются эффективными, необходимо восстановить механизмы государственного регулирования заработной платы в вузе, при этом основной должна стать тарифная ставка по конкретным преподавательским и административным должностям, без ориентации на среднюю по вузу или по региону оплату труда; размер стимулирующих надбавок и премий должен иметь вспомогательное значение, он не может превышать четверти тарифной ставки. Оплата труда преподавателей должна сравниваться не со средней по региону; она должна превосходить самые высокие средние зарплаты по отраслям и сферам деятельности в стране, включая финансовый сектор. Для корректировки зарплаты с учетом специфики регионов достаточно использовать существующие районные коэффициенты к заработной плате и северные надбавки. Их можно откорректировать в большую сторону, чтобы развернуть сформировавшийся вектор оттока населения из северных и восточных территорий в центр. Только так можно привлечь талантливую молодежь на преподавательскую работу.

Также необходимо регулировать, хотя бы на уровне индикативного планирования, число выпускников вузов по регионам и специальностям, исходя из потребностей и наличия достаточного числа выпускников

средней школы, чтобы был обеспечен конкурсный отбор, чтобы заложить высокий потенциал качества будущих специалистов. Это сделать достаточно просто, поскольку ежегодное количество выпускников средней школы гораздо больше, чем реальные потребности в дипломированных специалистах с высшим образованием.

Регулироваться должно общее количество выпускников вузов, а не только бюджетных мест. Поскольку все получают дипломы одного образца, прием на платное обучение фактически без конкурса снижает среднее качество всех специалистов и, как следствие, успехи страны в экономическом развитии.

Успешное освоение нового технологического уклада зависит от качества наших специалистов, которых готовит высшая школа. Поэтому высшее образование должно быть укомплектовано лучшими научно-педагогическими кадрами. Для этого оплата труда преподавателей вуза должна быть выше, чем в других сферах деятельности, как это было в России на протяжении столетий. ‘jjj

Литература

1. Тишин И.В. Эволюция проблем заработной платы преподавателей вузов. Тверь, 2016. 6 с.

2. Постановление Совета народных комиссаров и ЦИК СССР «Об улучшении жилищных условий научных работников» № 503 от 27 марта 1933 г.

7. Там же.

UNIVERSITY LECTURERS’ WAGES AS A SIGNIFICANT FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF ECONOMY

Yekaterinburg, Russia, sgn1941@rambler.ru

form/zarplata/index.php?id_region=27. (accessed: 25.07.17).

скачать фото оригинального размера скачать фото оригинального размера скачать фото оригинального размера

Проект краевого бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов принят на сессии Законодательного Собрания края в первом чтении. Депутаты проголосовали за концепцию проекта бюджета, прогноз социально-экономического развития края на ближайшие три года, основные направления бюджетной и налоговой политики, а также параметры главного финансового документа.

Выступая перед депутатами, заместитель председателя Правительства края — министр финансов края Владимир Бахарь рассказал, что в основу расчета доходов краевого бюджета положен прогноз социально-экономического развития края, предполагающий незначительный рост цен на бюджетообразующие металлы. В 2019 году курс доллара запланирован на уровне 63,9 рубля, цена на нефть – на уровне 63,4 доллара.

С учетом данного сценария налоговые и неналоговые доходы в 2019 году прогнозируются в сумме около 200 млрд рублей, с дальнейшим ростом на 3-5% ежегодно. Основой роста экономики станет реализация крупных проектов в добывающем секторе, металлургии, нефтепереработке, лесном комплексе. Объем инвестиций в крае в 2019 году увеличится до 450,8 млрд рублей, к концу прогнозного периода достигнет около 500 млрд рублей.

Как отметил Владимир Бахарь, во внесенном проекте краевого бюджета объем дотаций и целевых средств из федерального бюджета предусмотрен ниже, чем в текущем году. Это связано с завершением мероприятий по подготовке к Универсиаде, а также тем, что значительные объемы федеральных средств еще не распределены между регионами.

Расходы краевого бюджета сформированы по программному принципу, т.е. предполагают финансирование 22 государственных программ. Безусловным приоритетом является выполнение всех социальных обязательств и гарантий, предусмотренных действующим законодательством. Проиндексирован целый ряд социально значимых расходов.

«Проект бюджета предусматривает рост расходов на обеспечение увеличенного с 1 сентября 2018 года минимального размера оплаты труда и его повышение с 1 января 2019 года до 18 048 рублей в центральных и южных районах края с учетом дифференциации по территориям края. Продолжится выполнение достигнутых целевых показателей по заработной плате работников бюджетной сферы, обозначенных в указах Президента. Также с 1 октября 2019 года запланирована индексация зарплаты всех остальных работников – тех, кто не подпадает под указы и повышение МРОТ – на 4,3%. Дополнительная нагрузка на краевой бюджет в связи с увеличением заработной платы в 2019 году составит около 9,5 млрд рублей», – отметил вице-премьер.

После проведения Универсиады акценты бюджетной политики сместятся в сторону городов и районов края. «Новой задачей бюджетной политики является содействие устойчивому развитию муниципальных образований края. Управленческие и финансовые ресурсы мы направим на поддержку территорий и развитие локальной экономики», – рассказал Владимир Бахарь.

В проект бюджета включены социальные объекты, в том числе те, строительство которых в предыдущие годы откладывалось. В ближайшие три года будут строиться 15 школ, 9 детских садов и 4 спортивных зала в школах. Начнется строительство нескольких спортивных объектов в территориях. Планируется возведение 41 ФАПа, начало строительства поликлиники и двух родильных домов. Предусмотрено продолжение реставрации объектов культурного наследия в Енисейске к 400-летию города. Планируется обновление двух судов речного флота, ремонт аэропорта в Хатанге. Возобновляется программа переселения граждан из аварийного жилья.

По словам вице-премьера, новацией бюджетной политики на предстоящий период станет выполнение стратегических задач развития страны, поставленных в новом майском указе Президента. «На сегодняшний день краю уже выделены дополнительные федеральные средства на национальные проекты, которые учтены в представленной Правительством края поправке, – подчеркнул Владимир Бахарь. – С учетом этого доходы и расходы краевого бюджета увеличиваются в 2019 году на 9,7 млрд рублей, в 2020 году – на 5,3 млрд рублей, в 2021 году – на 12 млрд рублей». Дополнительно выделенные средства будут распределены ко второму чтению проекта бюджета.

Параметры проекта главного финансового документа на 2019 год с учетом поправки выглядят следующим образом: доходы – 223,7 млрд рублей, расходы – 237,1 млрд рублей. Дефицит бюджета составит 13,4 млрд рублей. «Важно, что мы продолжаем политику снижения дефицита. В 2020 году он составит 8,9 млрд рублей, а в 2021 году планируется выход на бездефицитный бюджет», – отметил Владимир Бахарь.

После обсуждения депутаты Законодательного Собрания края проголосовали за предложенные изменения. Дальнейшее постатейное рассмотрение проекта краевого бюджета на 2019-2021 годы продолжится в профильных комитетах парламента. Второе и окончательное чтение документа состоится 6 декабря на сессии Законодательного Собрания края.

Дополнительная информация для СМИ по телефонам: + 7 (391) 222-14-15, Леся Заплетняк; + 7 (391) 222-13-73, Лада Безручко.

«Нагрузка — объем работы, который приходится на одного работника и который необходимо выполнить за определенный период времени» Современный экономический словарь

Основные виды педагогической нагрузки преподавателя НИУ ВШЭ:

  • Учебная (аудиторная и внеаудиторная);
  • Учебно-методическая;
  • Научно-исследовательская;
  • Организационно-методическая.

Индивидуальная учебная нагрузка:

  • Планируется в индивидуальном плане учебно-методической работы преподавателя;
  • Рассчитывается заведующим кафедрой/руководителем департамента;
  • Согласовывается с главным экспертом Управления организации учебного процесса;
  • Составляет (для штатного преподавателя) от 900 (максимум) до 375 часов (минимум) в год;
  • Является обязательным документом при оформлении на работу и прохождении конкурса.

Пошаговое оформление индивидуального плана учебной работы преподавателя в системе АСАВ:

Шаг первый «Расчет учебной нагрузки»

Менеджер кафедры/департамента совместно с заведующим кафедрой/руководителем департамента или его заместителем рассчитывает учебную нагрузку кафедры (факультета, департамента), менеджер кафедры/департамента формирует в АСАВ индивидуальную нагрузку каждого преподавателя кафедры/департамента, используя нормы времени по видам контактной работы, установленные ежегодно издаваемым приказом «Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников НИУ ВШЭ»; утвержденные рабочие учебные планы (РУП).

Количество часов планируемой нагрузки должно соответствовать занимаемой должности претендента. В отдельных случаях учебная нагрузка конкретного преподавателя может быть установлена ниже указанного минимума приказом ректора по представлению учёного совета вуза.

Учебная нагрузка штатного преподавателя университета может составлять до 900 часов в учебный год (в пределах должностного оклада).

Индивидуальные планы преподавателей хранятся в АСАВ, распечатываются только при устройстве на работу, после прохождения конкурса и в иных случаях, предусмотренных локальными нормативными актами НИУ ВШЭ.

Для профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ устанавливается следующий объем учебной нагрузки:

Должность ППС

Категория объема учебной нагрузки

Все департаменты кроме кафедры физвоспитания

Кафедра физвоспитания

Средний объем

Верхний предел

Средний объем

Верхний предел

Декан

Пониженная

Профессор

Стандартная

Повышенная

Пониженная

Доцент

Стандартная

Повышенная

Пониженная

Старший преподаватель

Стандартная

Повышенная

Пониженная

Преподаватель, ассистент

Стандартная

Повышенная

Пониженная

Шаг второй «Подписание индивидуального учебного плана»

Претендент на должность подписывает индивидуальный учебный план, указывает дату подписания и визирует его у заведующего кафедрой/руководителя департамента.

Шаг третий «Проверка индивидуального учебного плана»

Претендент на должность или менеджер кафедры/департамента представляет подписанный индивидуальный учебный план, заявление о приеме на работу, резюме и список трудов для проверки главному эксперту Управления организации учебного процесса Чекмаревой Татьяне Алексеевне (тел. внутр. 27850 с 10.00 до 17.00 в будние дни, адрес: Покровский бульвар, 11, к.L — 406).

Полный комплект документов представляется в Управление персонала при оформлении на работу в первый раз http://www.hse.ru/org/hse/handbook/new_job.

КАФЕДРАЛЬНАЯ НАГРУЗКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Сроки подготовки расчетов планируемой учебной нагрузки ППС кафедр (факультетов, департаментов, школ) на 2019-2020 учебный год в АСАВ до 30 мая 2020 г.

Расчет планируемой нагрузки делается в системе АСАВ на основании утвержденных рабочих учебных планов и нормативов для расчета учебной нагрузки по видам учебной работы, утвержденных ежегодно издаваемым приказом «Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников НИУ ВШЭ».

Для формирования планируемой учебной нагрузки ознакомьтесь с руководством: http://techmill.ru/current/documentation/university/index.html
После окончания формирования расчета нагрузки ознакомьтесь с инструкцией, как согласовать расчет: Согласование планов нагрузки

Нормативные локальные акты НИУ ВШЭ, регламентирующие объем учебной нагрузки НПР на ставку по определенной должности, об установлении норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося, прочее:
На 2020-2021 учебный год:
Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогичеких работников на ставку по определенной должности в НИУ ВШЭ на 2020/2021 учбный год — Приложение 1 к приказу от 12.05.2020 № 6-18.1-01/1205-10 Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2020/2021 учебный год.
Порядок установления норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2020/2021 учебный год — Приложение 2 к Приказу.
Регламент подтверждения выполнения учебной нагрузки научными работниками Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2020/2021 учебный год- Приложение 3 к Приказу.
Нормативы для расчета дополнительной учебной нагрузки, выполняемой научными работниками, не являющимися одновременно работниками профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», на 2020/2021 учебный год — Приложение 4 к Приказу.
На 2019-2020 учебный год
Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогических работников на ставку по определенной должности в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год — Приложение 1 к приказу от 30.09.2019 № 6.18.1-01/3009-13 Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год (с изменениями, приказ от 18.12.2019 г. № 6.18.1-01/1812-09 О внесении изменений в Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогических работников на ставку по определенной должности в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год) (далее — Пиказ).
Порядок установления норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год — Приложение 2 к Приказу.
Регламент подтверждения выполнения учебной нагрузки научными работниками НИУ ВШЭ на 2019/2020 учебный год — Приложение 3 к Приказу.
Нормативы для расчета дополнительной учебной нагрузки, выполняемой научными работниками, не являющимися одновременно работниками профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», на 2019/2020 учебный год — Приложение 4 к Приказу.

Приказ об организации присутственных часов 2016

Ставка преподавателя вуза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *