Статья телевизионный оратор

Особенности теле- и радиориторики

Огромную роль в современной информационной среде играют радио и телевидение. Большинство людей охотнее смотрит и слушает электронные СМИ, нежели читает газеты и журналы. Юристу, бизнесмену, политику, литератору, педагогу, любому общественному деятелю может представиться шанс высказаться в эфире. Что следует иметь в виду, выступая перед микрофоном в студии? (См. рис. 18).

Рис. 18. Телерадиориторика
1. Универсальность адресата. Ваши слушатели в своей массе — это среднестатистические граждане, многие из которых просто случайно наткнулись на передачу. И если ваша речевая цель предполагает массовый охват публики, то следует в первую очередь удержать тех, кто вольно или невольно начал вас слушать, усилив в выступлении моменты, общие для наиболее широкого круга адресатов. Данный принцип можно условно назвать принципом ромашки, когда
выделяется тематическая сердцевина и 5-6 важнейших групповых интересов («лепестков»)1. Причем говорить следует четче и ярче, чем в обычной речи, поскольку здесь никто не попросит уточнить высказанные положения, а повторяться в эфирной речи — значит не только тратить драгоценное время, но и производить на слушателей крайне дурное впечатление. Любая ошибка в эфирном выступлении воспринимается слушателями в 4-5 раз критичнее, чем со сцены зала. Если вы наделали массу мелких лексических или даже концептуальных ошибок в беседе с публикой в аудитории, их могут и не заметить, особенно если тема весьма актуальна, а слушатель не слишком квалифицирован, но малейшая ваша оплошность в эфире пойдет гулять по народным устам с насмешливыми комментариями, заслоняя подчас самую суть сказанного. Все дело в оценочном стереотипе публики: на сцене оратор — обычный собеседник, мало чем отличающийся от сидящих в зале, и спрос с него соответствующий. В эфире его сравнивают уже с дикторами — профессионалами слова. Поэтому готовить эфирную речь надо гораздо тщательнее, чем обычную. Следует избегать малейшего разбавления речи любыми малосодержательными вставками и лирическими отступлениями: утеряв внимание слушателя, вы уже не вернете его. Введение должно быть не более одной фразы, в коей следует моментально брать быка за рога. Материал излагается плотно, лаконично; каждые 30-40 секунд вбрасывается освежитель внимания — яркий троп, эпитет или риторическая фигура, поговорка, пословица, афоризм или короткий анекдот (особенно из свежих), которые не только оживляют интерес публики к теме, но и позволяют быстро перейти от одного вопроса к другому. К тому же все эти «цветы красноречия» заметно снижают изначально высокий критицизм эфирного слушателя. Фразы должны быть существенно короче, чем в обычной речи с кафедры. Концовка должна быть бодрой, энергичной, непременно оптимистичной, состоящей из одной-двух подчеркнуто завершающих фраз или лозунгов, как, например, в предвыборной речи кандидата: «Я буду добиваться трудоспособным — работы, работающим — зарплаты, пенсионерам и инвалидам — социальной помощи и всем — бесплатного медицинского обслуживания».

Подробнее о принципе ромашки см. тему 8.
Эмоциональные всплески следует передавать не увеличением громкости голоса и не повышением его тона, что подчас уместно в речах со сцены, а усилением выразительности, т.е. углублением интонационных перепадов и изменением тембра (звуковой окраски). Голос может делаться более проникновенным, взволнованным, доверительным, задушевным, решительным, чем обычно. Эту тембровую палитру надо использовать сполна, но нельзя ни кричать, ни шептать в микрофон. Не следует также «мычать», причмокивать, кряхтеть. Весьма часто подобные ошибки происходят от элементарного волнения, но могут производить впечатление речевого бескультурья. Их надо преодолеть в процессе репетиции и психологической самонастройки. Ни на радио, ни на телевидении не следует стесняться читать речь по бумажке, если только вы не обладатель идеальной памяти или виртуоз слова. В конспекте следует выделить опорные слова и фразы подчеркиванием или значками на полях. Подобная запись называется внутренним конспектом. Ранжируйте смысловые кванты и блоки эфирного речевого материала по важности и отметьте в конспекте, чем вы можете пожертвовать, если попадете в цейтнот, и что можете добавить при избытке времени. И то, и другое в любом случае — второстепенный материал (резервный текст); главное должно прозвучать при любых обстоятельствах. Сидя перед телекамерой, примерно треть всего времени следует глядеть в конспект, еще треть — в объектив и еще столько же уместно «побегать глазами по сторонам», градусов на 10-15 вправо — влево от объектива. Это неплохая имитация естественного поведения, вполне приемлемая для новичка, но, очевидно, излишняя для завсегдатая телестудий. Эфирные выступления следует репетировать в 3-4 раза дольше, чем обычные, и делать это надо с использованием магнитофона в присутствии сведущих в риторике лиц. 7-8-минутную речь надо прочесть не менее 30 раз, учитывая абсолютно все, в том числе самые пристрастные замечания. Не возражайте и не оправдывайтесь, даже если в корне не согласны с критиками: вам предстоит выступать перед предельно широкой аудиторией, которая всегда права, и нужно не подставивать ее под себя, а самому подлаживаться к ней. Это, естественно, касается лишь формы выступления, содержа-
Подготовка к выступлению:
внеречевой инструментарий ораторского искусства
ние же, как и всегда, определяется наложением речевых целей оратора и аудитории. Многие ораторы, особенно новички, замечают при репетиции удивительный эффект: 10-минутная речь при повторном чтении превращается в 8-минутную, при третьем — в 7-минутную и далее не меняется. Причиной этого является сокращение пауз размышления, затрачиваемых на осмысление и эмоциональное усвоение малознакомого текста. Если, тщательно отрепетировав речь, отложить ее на несколько дней, то обнаружится, что она вновь удлинится почти до исходной величины. Поэтому необходимо проводить последние репетиции непосредственно перед визитом в студию. В самой же студии, ожидая очереди в эфир, ничего репетировать уже не надо: следует сосредоточиться и успокоиться. Подготовив текст выступления, полезно разметить его интонационными знаками, отмечающими паузы, повышения и понижения тона, и пользоваться им как на репетиции, так и в студии. Подобный эскиз выглядит следующим образом:


Интонационный эскиз не следует отягощать опорными словами и выражениями во избежание путаницы. Выберите тот тип записи, который вам больше подходит. Главные критерии выбора — уверенность и легкость чтения. На теле-диспуте в прямом эфире не старайтесь обострять полемику, и так неизбежно возникающую между принципиальными соперниками. В глазах телерадиоаудитории солиднее смотрится не тот, кто разносит в пух и в прах всех и вся, а тот, кто сможет порадовать публику чем-то позитивным. Как правило, чем менее сведущ слушатель в предлагаемой теме, тем больше значения имеет в его оценке выступления чисто личностный аспект — имидж оратора.
Если вы выступаете в эфире как представитель какого- либо сообщества или организации, то имейте в виду, что в большинстве случаев вы будете «тащить» ваш коллектив, а не он вас. Именно по вашей речи будут судить обо всем сообществе, поскольку вы удостоились всенародно представлять его по воле его руководства. Случайных людей к микрофону не подпускают — таков, в общем, справедливый оценочный стереотип телерадиоаудитории. В эфире вы работаете на команду, за исключением тех случаев, когда команда выдвигает вас кандидатом на выборный пост. «Кто паровоз, а кто вагон» — это надо весьма четко, но корректно дать понять слушателям.
Следует помнить, что хорошо режиссированное эфирное слово обладает большей внушающей силой, чем печатное.
В целом о подготовке устных выступлений любого жанра следует сказать, что это необходимый этап работы для оратора любой квалификации; если оратор очень сильный, то от него и ждут многого. И если вы очень занятой человек и речи вам пишет кто-то другой, то психологическую самонастройку и репетицию за вас не выполнит никто.>Глава 7

ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

7.1.Публичное выступление: оратор, аудитория, обстановка речи

Ораторское искусство — это искусство подготовки и публичного произнесения речи, цель которой — информировать слушателей, воздействовать на них, сформировать в них убеждения, которые станут затем мотивами поведения людей.

Основу каждого ораторского выступления составляет общая речевая культура. Она определяется следующими факторами:

  1. эрудицией и мировоззрением;

  2. культурой мышления;

  3. языковой культурой;

  4. владением техникой речи;

  5. психологической культурой;

  6. коммуникативной культурой.

В процессе живой речи все эти факторы взаимодействуют и проявляются соответственно в:

  • содержании речи;

  • точности формулировок и ясности построения выступления;

  • понятности, грамотности, яркости, образности языка выступления;

  • четкости, чистоте, выразительности и красоте звучания речи;

  • исполнительском мастерстве;

  • соответствии эмоциональной окрашенности речи ее содержанию, соответствии настроения оратора цели речи;

  • умении оратора общаться с аудиторией.

Установление и поддержание контакта с аудиторией — ключевая проблема публичного выступления.

Существенной чертой речи считается диалогичность по содержанию, которая «предполагает реализацию равноправных (субъект — субъектных) отношений между говорящим и адресатом, что применимо и к формально монологической речи» .

Если контакта с аудиторий нет, если не реализуются субъект — субъектные отношения, то теряется смысл выступления, заключающийся в воздействии на слушателя и реакции на это воздействие.

Работа по установлению и поддержанию контакта оратора с аудиторией многопланова.

Взаимовлияние лектора и аудитории.

Оно возникает не одновременно с установлением зрительного контакта, т.е. в тот мо­мент, когда лектор предстал перед слушателями и сам воочию увидел их, а уже с того момента, когда он начал обдумывать свою лекцию, мысленно представляя себе будущую аудиторию, свое воздействие на нее и ее возможную ответную реакцию.

На этом исходном этапе лектору особенно важно знать систему интересов, ценностных ориентаций, установок его будущей аудитории. Только учитывая их, можно наилучшим образом подготовить и провести лекцию, достигая поставленную перед собой цель и тем самым обеспечивая наибольшую действенность выступления.

Аудитория может быть однородна и неоднородна по различным параметрам: социально-профессиональному составу (учащиеся школ, учителя, врачи, рабочие), культурно-образовательному уровню (начальное, среднее, высшее образование), возрасту, полу, национальности и т.д. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление. Тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией. Практика показывает, что весьма сложная аудитория — молодежная. У молодых людей «с одной стороны, преобладает объективное отношение к действительности, положительные оценки людей, с другой — крайний субъективизм, отрицание всего сущего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи» . Выступая перед взрослой аудиторией, оратор должен во главу угла ставить логическое развитие мысли, аргументированность, доказательность изложения.

Оратору следует учитывать мотивы, которые привели слушателей на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Чаще всего слушатели хотят получить какую-либо новую информацию, иногда посещают публичные выступления по обя­занности, по приглашению; реже — с целью доставить себе эстетическое удовольствие. Более эффективной речь оратора будет перед аудиторией, объединенной интеллектуальными интересами.

Количественный состав слушателей определенным образом влияет на содержание речи оратора и форму преподнесения материала. Практика показывает, что выступающему легче управлять малочисленной аудиторией, но в этом случае он должен быть весьма компетентным в проблеме, о которой идет речь, и говорить свободно, не смотря в написанный текст. Для создания атмосферы непринужденности в такой аудитории легче выступать не с трибуны, а за столом. Если слушателей много и зал большой, оратор обычно выступает с трибуны, что позволяет видеть всех, чувствовать реакцию слушателей, и пользуется микрофоном. Для работы с микрофоном оратору нужны навыки, иначе микрофон будет «сковывать» выступающего. Перед большой аудиторией при выступлении с трибуны допустимо «чтение с листа».

Читать или говорить? Вопрос о том, следует ли читать текст или выступать устно, в истории ораторского искусства решался неоднозначно. Читать текст принято в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать, если оратор плохо себя чувствует, если материал весьма объемный и новый для выступающего. Устная живая речь, которую оратор произносит «не по бумаге», во время которой смотрит на слушателей и наблюдает за их реакцией, производит более сильное впечатление на аудиторию и способствует успеш­ному достижению воздействующей цели ораторского выступления. Искусство «живой речи», свободного, подчас импровизированного, выступления приобретается не сразу, а в процессе длительной работы оратора над своим мастерством.

Особенность устного выступления — возможность импровизации, которая может быть обусловлена контактом с аудиторией, ее реакцией на слова выступающего, ассоциациями, возникающими в ходе выступления или просто «полетом мысли» оратора.

Импровизация придает речи живость, непринужденность, помогает удерживать внимание слушателей. Главное, чтобы она не уводила от основной идеи выступления.

От того, сможет ли оратор с самого начала выступления установить контакт с аудиторией и затем поддерживать его, зависит успех речи. Помешать установлению контакта может возникновение барьеров восприятия. Чтобы не возник «барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспринимать его слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положительную установку» . Если оратора некому представить, следует начать выступление с саморекламы, но без хвастовства. Важно продумать свой имидж: внешний вид, манеры поведения, интонация должны импонировать аудитории.

Личностный, эмоциональный и познавательный контакты.

Для оратора важно установление личностного контакта со слушателями. Этот тип об­щения предполагает при работе с аудиторией строить речь так, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте, одновременно четко обозначая свою позицию. Доброжелательное, уважительное отношение к слушателям вызывает, как правило, ответные чувства.

Если выступление намечено на конец напряженного рабочего дня, когда люди уже устали, если накануне выступления произошло какое-то неординарное событие, взволновавшее будущую аудиторию, может возникнуть барьер отрицательных эмоций . Чтобы этого не произошло, оратору следует заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Можно сказать несколько слов по поводу произошедшего накануне или рассказать подходящую к данному случаю историю. Когда оратор и слушатели во время выступления испытывают сходные чувства, принято говорить об эмоциональном сопереживании.

Тема выступления должна быть интересна аудитории. В этом случае не появятся познавательные барьеры , а возникнет познавательный контакт. Если оратор и аудитория заинтересованы одной и той же проблемой, решают одни и те же вопросы, они заняты совместной мыслительной деятельностью, которую ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

Таким образом, «контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания» .

Оратор способен организовать совместную со слушателями мыслительную деятельность, когда он ведет мысль аудитории за собой. Это возможно при логической организации речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушате­лей привлекает такое изложение, при котором возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Важнейшее условие поддержания внимания аудитории — содержательность выступления, подача новой информации. Выступление должно быть понятным, доходчивым, т.е. доступным для данной аудитории. Хорошо действует на слушателей непринужденная манера изложения, которая проявляется в позе, жестах, мимике, звучании голоса.

Внимание слушателей привлекает выразительная речь: яркие образы, меткие выражения, меняющаяся интонация, четкая дикция. В речи обязательны паузы, во время которых идет осмысление сказанного.

«Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам» .

Очень важна убежденность оратора в предмете речи.

Каждая речь — это проявление индивидуальности, и чем крупнее фигура оратора, тем ярче проявляется эта индивидуальность. Имеется в виду не экстравагантное поведение, а взвешенный подход к делу, к использованию слова, к своему поведению на трибуне.

Начинающие ораторы нередко допускают ошибки. Одни ораторы недостаточно тщательно готовятся к выступлению и с точки зрения содержания, и с точки зрения коммуникации речи, говорят расплывчато, слушателю трудно уловить главное в вы­ступлении. Другие говорят штампами, не чувствуют аудитории, не задаются вопросом, как выглядит их речь со стороны, как она воспринимается. Третьи не умеют себя вести во время выступления, держатся скованно, не могут перестроиться, теряются, если надо ответить на вопросы.

Выработке успешной стратегии поведения оратора могут помочь советы специалистов в области речевой коммуникации. Так, в книге Бербеля и Хайнца Швальбе «Личность, карьера, успех» приведены советы выступающему с публичной речью.

Упражнение 91.

  1. Обобщающее упражнение
  2. Упражнение 1. Вставьте нужное личное местоимение. Переведите предложения.
  3. Упражнение 1. Определите, в каких предложениях глагол werden служит для образования Futurum. Переведите предложения.
  4. Упражнение 1.5.
  5. Упражнение 1.6.
  6. Упражнение 1.9.
  7. Упражнение 125.
  8. Упражнение 149.
  9. Упражнение 2. Выпишите из следующих предложений распространенные определения вместе с определяемым словом.
  10. Упражнение 24.

На улице ветрено. Путано отвечать. Ответы путаны и неясны. Доказательства истинны. Документы подлинны. Дорога пустынна. Его интересы ограничены его работой. Их взгляды очень ограниченны. Решение разумно и обоснованно. Временно отсутствовать. Искренне сожалеть. Дочери воспитаны в уважении к труду. Погода безветренна. Бойцы молчаливы и сосредоточенны. Войска сосредоточены у границы. Аудитория была взволнована выступлением оратора. Дети капризны и избалованны. Волосы расчесаны набок. Слова звучали торжественно. Двигаться медленно. Держаться мужественно. Обращаться гуманно. Подлинно научный анализ. Площадка недавно заасфальтирована. Удары молота были медленны и вялы. Бешено мчаться. Эти дома не так давно построены. Глаза у нее были заплаканны и красны. Все продумано и предусмотрено заранее.

Упражнение 92.

Избушка брошена. Варя была чем-то рассержена. Конференция проходила организованно, выступление каждого оратора было всесторонне обдумано. Картошка недоварена, яичница пережарена. Семечки рассыпаны по полу. Девушки непосредственны и искренни. Ты поступила ветрено и необдуманно. Поездка в горы сейчас рискованна. Сыновья его неорганизованны и невоспитанны. Вечера хорошо организованы. Обои плохо наклеены. Сдержанно возражать. Вести себя легкомысленно. Трава не скошена. Лена испуганно вскрикнула. Девочка испугана громом. Волосы ее спутанны. Ноги лошади спутаны вожжами. Договоры не заключены. Заключенные вами договоры недействительны. Стихи не выучены. Исправления еще не внесены. Кушанья были вкусны и изысканны. Изысканы новые средства. Она выглядела изысканно.

Упражнение 93.

Площадь пустынна. Подпись подлинна. Аргументы истинны. Рассуждения путаны. Девушка умна и воспитанна. Решение обоснованно и разумно. Ночь безветренна. Его поведение ветрено и легкомысленно. Их убеждения косны и ограниченны. Его интересы ограничены узким кругом повседневных забот. Войска были сосредоточены у переправы. Бойцы были молчаливы и сосредоточенны. Аудитория была взволнована выступлением оратора. Девочка была весела и взволнованна. Дети приучены к труду. Они неаккуратны и разболтанны. Его решение обосновано доказательствами. Погода ветрена. Силы не восстановлены. Люди тайги сдержанны. Незаслуженно упрекал. Эти награды им не заслужены. Любовь к книге воспитана в нем с детства. Манеры сдержанны и изысканны. Бешено мчаться. На улице ветрено.

Упражнение 94.

Путано ответил. Временно отсутствовать. Эти дома недавно построены. Искренне сожалеть. Обдуманно отвечать. Взволнованно говорить. Озеро не измерено, его берега не исследованы. Двигаться медленно и степенно. Держаться мужественно. Вы избалованы вашими родителями. Малыши капризны и избалованны. Обращаться гуманно. Рьяно приняться за работу. Смущенно отвернуться. Волосы зачесаны набок. Сдержанно возражать. Явиться нежданно-негаданно. Юноши молчаливы и сдержанны. Все хорошо продумано и предусмотрено. Вести себя легкомысленно и ветрено. Шептать рассеянно. Подлинно научный анализ. Жизненно важное решение. Обои плохо наклеены. Они увенчаны славой. Их позы скованны и неловки. Площадка заасфальтирована. Слова звучали торжественно. Движения медленны и вялы. Она говорила взволнованно и громко.

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 66; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
Упражнение 75 (контрольное). | Упражнение 125.

Подготовка к публичному выступлению. Поведение оратора в аудитории

Упражнение 1. Каждое нижеприведенное понятие разделите на 6-7 составляющих, т.е. проблем. Выберите из них три проблемы в рамках темы, которую вы хотели бы осветить. По каждой из этих проблем напишите свой тезис и в качестве репетиции расскажите на базе этих тезисов, какой теме будет посвящено ваше будущее выступление.

«Рыночная экономика в России»; «Студенческая семья»; «Рост разводов в современном обществе»; «Положение пенсионеров в стране»; «Реформа коммунальной сферы»; «Проблема платного здравоохранения»; «Проблема платного образования»; «Современная мода»; «Алкоголь в России»; «Современная реклама»; «Компьютер в нашей жизни».

Упражнение 2. Составьте план-конспект вашего выступления на тему «Психологическая и физическая подготовка к выступлению». Используйте правила подготовки конспекта.

Ваше мнение

Почему слушателям нравится, когда оратор выступает без конспекта?

Упражнение 3. Начните свое выступление с одного из нижеприведенных приемов. Затем продолжите, выбрав тему из предложенных.

Приемы: Обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту, противоречиям; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами; цитирование знакомого; цитирование, упоминание мнения знаменитости; исторический эпизод; ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; риторический вопрос.

Темы выступлений для выполнения задания: «За что я люблю наш техникум, вуз»; «За что я люблю отдых в палатке (на байдарке, на юге, на турбазе, “дикарем”)», «Друг познается в беде».

Образец. Тема «За что я люблю свой город?».

Прием: «Обращение к событию, времени, месту».

«Каждый из нас живет в своей квартире, на улице, в районе. Но мы все с вами живем в одном городе — Воронеже, ходим по его улицам, гуляем в его парках и скверах, сидим в уютных дворах. Нам всем знакомы и близки проспект Революции, площадь Ленина, Кольцовский сквер и многие другие места, известные каждому воронежцу. Если мы уезжаем, нам всегда приятно возвращаться в свой город. Почему? Что в нем такого особенного?».

Прием: «Возбуждение любопытства».

«Я был в двух десятках городов — и больших, и маленьких, массу городов я видел по телевизору, и недавно, наконец, понял, какой город самый лучший. Как вы думаете, какой?».

Прием: «Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям».

«Москвичи убеждены, что лучший город страны — это Москва, петербуржцы — что это Петербург. Спор между Москвой и Петербургом идет уже несколько столетий. А теперь к ним присоединился Нижний Новгород, который стал претендовать на звание «третьей столицы». Кто же прав в этом споре? Какой город самый лучший? Посмотрим на это с точки зрения воронежцев».

Прием: «Демонстрация какого-либо предмета».

«Вот у меня в руках старый значок. Ему не менее 30 лет. На нем изображен лежащий на склоне горы кувшин, из которого вытекает вода. А внизу надпись: «Воронеж». Это один из первых значков нашего города — сейчас он стал редкостью, за ним охотятся коллекционеры. У меня он сохранился случайно. Почему же сейчас мы не видим в продаже воронежских значков? Что, мы уже разве не гордимся своим городом? Разве нам нечем гордиться? Это же совершенно те так».

Прием: «Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами».

«У нас в семье все коренные воронежцы. Отец, дедушка и бабушка, мама, все другие мои родственники родились и выросли в Воронеже. Дедушка уходил из Воронежа на войну, потом восстанавливал разрушенный Воронеж, здесь он познакомился с бабушкой. Папа и мама тоже познакомились здесь. Мы жили в разных местах города, в разных районах, вся жизнь нашей семьи прошла здесь, в родном городе. И вся история города прошла на наших глазах. Наверно, поэтому мы все очень любим наш Воронеж. Его действительно есть за что любить».

Прием: «Цитирование знаменитости, исторический эпизод».

«Великий русский царь, реформатор России Петр I не случайно выбрал Воронеж для строительства флота — ему понравилось место, где расположен город, он поверил в возможность жителей построить для России боевые корабли. И не ошибся — корабли были построены, а Воронеж стал важным русским военным и промышленным центром. Мы можем гордиться своими предками, жившими на Воронежской земле. Но еще в большей мере мы можем гордиться нашим современным городом».

Прием: «Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации».

«Вчера опять по центральному телевидению показывали наш город. И это не случайно — Воронеж играет все большую роль в жизни страны. Мы можем по праву гордиться своим городом».

Прием: «Риторический вопрос».

«Кто из нас не любит свой родной город? Наверно, таких нет. А за что мы его любим? Наверно, каждый любит свой город за что-то свое, особенное, важное для него».

Упражнение 4. Предложите начало выступления, построенное на антитезе (противопоставление двух противоположных мыслей или образов); сформулируйте проблему выступления.

Образец. Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и… — Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и пропасть безынициативным. Так ли это? Давайте разберемся.

1. Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а… 2. В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а… 3. Наука воздействует на наш разум, а… 4. Одним учеба доставляет радость, другим… 5. Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие…

Упражнение 5. Придумайте начало к следующим концовкам

  • 1. … правильно говорят в народе: семь раз отмерь, один раз отрежь; … людским речам вполовину верь; … кто про кого за глаза говорит, тот того боится; … у кого что болит, тот о том говорит; … сперва подумай, а потом скажи; … по речи узнают человека; … слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
  • 2. … Я думаю, что на примере этой истории мы все убедились еще раз в правильности русской поговорки: петь хорошо вместе, а говорить порознь; … слово — серебро, молчание — золото; … говорить, не думая, что стрелять, не целясь; … не просящему не дают: … кто языком штурмует, немного навоюет.

Ваше мнение

Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слушали внимательно?

Упражнение 6. Закончите фразы, данные ниже.

1. Иван Грозный как оратор отличался тем, что… 2. А. В. Луначарский как оратор отличатся тем, что… 3. И. И. Мечников как оратор отличался тем, что… 4. Д. И. Менделеев как оратор отличался тем, что… 5. К. А.Тимирязев как оратор отличался тем, что… 6. В. И. Ленин как оратор отличался тем, что… 7. И. В.Сталин как оратор отличался тем, что… 8. Н. С. Хрущев как оратор отличался тем, что… 9 Ф.Кастро как оратор отличается тем, что… 10. М. С. Горбачев как оратор отличается тем, что… 11. В. В. Жириновский как оратор отличается тем, что… 12. А. В. Лебедь как оратор отличался тем, что… 13. В. В. Путин как оратор отличается тем, что…

Упражнение 7. Что надо делать в следующих случаях?

1. В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 3. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору. 4. Некоторые слушатели встают и уходят. 5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. 7.С места раздаются громкие реплики несогласия. 8. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 9. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы. 10. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить. 11. Стало душно. 12. Погас свет. 13. Выключился микрофон. 14. В аудиторию доносится сильный шум из коридора.

Ваше мнение

Как вы могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность ваших преподавателей? В чем, по вашему мнению, ваша индивидуальность как оратора?

Задания по теме «подготовка к публичному выступлению».

Какие утверждения правильные?

Опытные лекторы предпочитают выступать экспромтом.

Опытные лекторы предпочитают выступать по плану-конспекту.

Заучивание выступления наизусть — лучшая форма подготовки.

Надо иметь при себе записи, но пользоваться ими как можно реже.

При подготовке выступления надо сначала почитать по теме.

При подготовке выступления надо сначала записать собственные мысли, а потом читать.

Надо обсуждать основные мысли выступления со знакомыми до выступления.

Наиболее эффективна подготовка к выступлению за один раз — это обеспечит целостность выступления.

Тема выступления должна быть увлекательной и не раскрывать основной проблемы.

  • 10. Тема выступления должна явно или скрыто содержать вопрос, на который будет дан ответ.
  • 11. Слушатели не должны ощущать структуру выступления, так

как это будет отвлекать их внимание.

Слушатели должны ощущать структуру выступления, они привыкли к трехчастной композиции.

План выступления оратору лучше написать на доске.

Слушателей раздражает, когда оратор говорит во-первых, во-вторых, в-третьих…

Важную информацию надо располагать в начале фразы.

Важную информацию надо располагать в середине фразы.

Важную информацию надо располагать в конце фразы.

Задавая вопросы, мы приобретаем опыт публичных выступлений.

Надо репетировать выступление целиком.

Выступление лучше репетировать перед зеркалом.

Задания по теме «Начало выступления»

Какие утверждения правильные?

Оратор должен позаботиться о свежем воздухе в аудитории.

Лучше выступать на ярком фоне.

Лучше выступать с трибуны.

Лучше выступать стоя рядом с трибуной.

Нельзя, чтобы за спиной во время выступления были движущиеся предметы или люди.

Эффективно выступление на фоне букета с цветами.

Если впереди есть свободные места, всех слушателей с задних рядов надо пересадить вперед.

Если слушатели сели в задние ряды, надо подойти к ним.

Оратор может сидеть за столом во время выступления.

  • 10. В малоподготовленной аудитории вступление должно быть развернутым.
  • 11. В высокообразованной аудитории вступление должно быть

развернутым.

Зачин нужен в малоподготовленной аудитории.

Зачин нужен в тех случаях, когда аудитория не знает лектора.

В завязке обозначается проблема и увязывается с интересами слушателей.

В зачине обозначается проблема и увязывается с интересами слушателей.

Возбуждение любопытства — универсальный способ привлечения внимания.

17. Обращение к конфликту, борьбе — универсальный способ привлечения внимания.

18. Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно в любой аудитории.

Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно в компетентной аудитории.

Эффективно начинать выступление с шутки.

Задания по теме «Поведение оратора в аудитории».

Какие утверждения правильные?

  • 1. Около 50% информации в публичной речи передается через зрительный канал.
  • 2. Около 25 % информации в публичной речи передается через зрительный канал.

Яркая индивидуальность оратора понижает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

Яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

Позиция советчика — лучшая ораторская позиция в любой аудитории.

Позиция советчика — лучшая ораторская позиция в подготовленной аудитории.

  • 7. Внешность оратора должна быть привлекательной в пределах нормы.
  • 8. Одежда ярких цветов снижает доверие к оратору.
  • 9. Очки снижают доверие к оратору.
  • 10. Энергичным должно быть выступление от начала до конца.
  • 11 Энергичными должны быть отдельные части выступления.
  • 12. Двигаться по аудитории надо как можно меньше.
  • 13. Двигаясь по аудитории, не следует заходить вглубь аудитории.
  • 14. Не следует задерживаться в аудитории после завершения выступления.
  • 15. Оратор не должен сидеть, он должен стоять и двигаться.

Надо выбрать симпатичное лицо и смотреть на этого человека во время выступления.

Смотреть надо на отдельные секторы зала, не задерживая взгляд на отдельных людях.

Жесты должны быть немногочисленными и разнообразными.

  • 19. Жесты оратора должны быть взволнованными и высоко эмоциональными.
  • 20. Громкость и тембр речи оратора должны сохраняться на протяжении всего выступления.

Наилучший темп речи в публичном выступлении — средний.

Громкость выступления должна быть такой, чтобы оратор чувствовал, что он говорит громче, чем в обычной речи.

Поведение оратора в аудитории

При устном публичном выступлении наибольшую трудность доставляют проблемы, связанные с тем, как себя держать, как двигаться в аудитории, как отвечать на вопросы и реагировать на какие-либо неполадки.

Организационный момент в аудитории.

Организовать выступление – дело не оратора, а организатора, но оратор должен быть также заинтересован в правильной подготовке выступления.

Советы:

– нужно позаботиться и проследить, чтобы в аудитории был свежий воздух, если душно – проветрить, даже за счет выступления;

– позаботиться о приятном фоне; самый благоприятный – темно-синий занавес из тяжелой ткани, т.к. способствует концентрации внимания слушателей на ораторе;

– позади оратора должно быть минимум мебели, каких-л. предметов (отойти подальше), не должно быть мебели по бокам (отойти вперед);

– стоять в одиночестве – все внимание будет на вас;

– нельзя иметь за спиной что-либо движущееся (людей, президиум, форточку);

– нельзя стоять среди слушателей, только перед;

– не стоять на фоне цветов, особенно красных – отвлекают и возбуждают;

– слушателям должна быть не видна входная дверь (опаздывающие, заглядывающие);

– перед началом лучше не показываться публике: не садиться на виду у всех, если предложат сесть; лучше отказаться сесть в президиум. Д. Карнеги: «Лучше

появиться в виде нового экспоната, чем старого»;

– до объявления оратор должен вести себя как посторонний, ничего не организовывать. К заминкам, томительному ожиданию вы отношения не имеете;

– взяв микрофон, не выпускайте из рук, кто-то хочет взять – не давать, пусть изложит суть вам, вы решите – давать или нет микрофон;

– никогда не объявлять ничего за администратора или организатора, даже если просят, закончите мысль, отдайте микрофон;

– начиная ни в коем случае не демонстрировать недовольство (численностью слушателей, подготовкой помещения, опаздывающими);

– никогда не делайте замечания аудитории в целом;

– никогда не начинайте с ходу, дайте аудитории время рассмотреть себя, привыкнуть, составить впечатление (1–2 мин.) (поправьте стул, трибуну; разложите записи; закройте или откройте форточку; поправьте или проверьте микрофон; подождите, пока не стихнет шум; кивните кому-либо в аудитории, даже если никого не знаете);

– идите навстречу интересам слушателей – если просят, выразите готовность работать без перерыва, закончите пораньше, отпустите кого-нибудь, это настраивает аудиторию в пользу оратора;

– если все сели назад, совет Д. Карнеги: перед началом собрать всех слушателей вместе, пересадить всех вперед. «Пустые кресла негативно действуют на слушателей, аудиторию не расшевелить, если она рассеяна по залу». Но это трудновыполнимо, является насилием над аудиторией и может ее настроить против вас. Кроме того, в коллективе могут быть свои места, это займет время, следовательно, оратору лучше подойти к основной массе, если кто-то совсем в стороне, им можно предложить сменить место, т.к. им придется перейти назад, а не вперед. Оратор идет на уступки, а не ждет их;

– следите за освещенностью – свет должен быть направлен вам в лицо, оратор должен находится в самом освещенном месте зала, т.к. аудитория хочет видеть мельчайшие подробности;

– лучше стоять перед аудиторией, не скрываясь за трибуной – аудитория хочет видеть оратора в полный рост. Трибуну, эстраду, возвышение использовать как можно меньше. Искусственно возвышаясь, оратор демонстрирует официальное превосходство, что противоречит правилу интимности общения. П. Сопер: «Если слушателей менее 75 человек, то оратор должен разговаривать с ними внизу, а не с эстрады».

Расположение и движение в аудитории:

– необходимо стоять;

– в процессе выступления нужно обязательно двигаться;

Неподвижным ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими, движение повышает доверие и симпатию аудитории к оратору. Приближаться к слушателям: спускаться в зал, ходить по аудитории (медленно и не постоянно), ходить не перед аудиторией, а вглубь зала (на 1/3 длины аудитории), но не нужно доходить до последних рядов, т.к. передние будут чувствовать себя неуютно, будут оборачиваться. Возвращаясь обратно, не оборачиваться спиной. – наклоняйтесь к слушателям; если выступаете с возвышения – подходите к его краю, выходите из-за кафедры / стойте рядом, а не за нею.

– походка должна быть ровной, размеренной, без ускорений, медленнее, чем обычно – тогда она разнообразит выступление, а не будет отвлекать от него;

– руки при ходьбе не должны быть статичными, должны двигаться;

Подбородок вверх – создает впечатление уверенности оратора. Не держать руки или руку в карманах, это показывает скрытность, неуверенность. Не раскачиваться при ходьбе – отвлекает.

– нельзя вертеть в процессе выступления мелкие предметы (ручки, ключи), лучше взять указку или мел.

Взгляд:

– если оратор смотрит на аудиторию, люди думают, что их мнения и оценка для него важны, поэтому слушают более активно и внимательно. Если смотрит мало, считают, что плохо к ним относится (даже не взглянул), пренебрегает. Смотрит много – рассматривают как вызов или демонстрацию хорошего отношения или интереса.

– взгляд не должен быть на одного, туда посмотрит и аудитория;

– смотреть на всех попеременно, не выделяя никого персонально;

– можно при формулировании мысли ненадолго отводить взгляд от аудитории;

– не глядеть в пространство – вызывает недоверие и раздражение;

– не смотреть на пол, окно, потолок, рассматривать посторонние предметы – ведет к утрате контакта;

– переводя взгляд на аудиторию, делать это медленно;

– ощущать зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи;

– смотреть дружелюбно, как на друзей, делайте вид, что рады взглянуть на каждого, что вам это приятно;

– глядя на человека, смотрите в глаза – выражение симпатии, интереса, но не долго. Длительный, интенсивный взгляд в глаза вызовет чувство беспокойства, давления.

– в большой аудитории разбейте слушателей на сектора, переводите взгляд с одного на другой, не оставляя без внимания ни один.

Чтение оратором аудитории.

Выступая, оратор должен постоянно считывать информацию о состоянии, настроении аудитории, ее отношении к оратору и информации и корректировать свое вступление. Это приходит с опытом, но нужно развивать в общении со знакомыми людьми, развивать наблюдательность.

О внимании к оратору говорят:

– взгляд на оратора;

– положение тела: корпус наклонен в сторону оратора, сидят на краешке стула (хотят быть ближе к оратору);

– наклон головы вбок выражает заинтересованность.

О невнимании, неудовлетворенности говорят:

– взгляд в сторону;

– тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу – имитация внимания;

– голова прямая, позвоночник выпрямлен;

– голова выпрямляется, плечи опускаются и поднимаются, взгляд блуждает по сторонам – потеря мысли и внимания;

– тело подается к выходу;

– ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед – несогласие;

– голова подпирается всей рукой;

– пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, пальцами по чему-л.;

– рисование на бумаге посторонних предметов;

– отсутствие движения глаз – немигающий взгляд (имитация внимания);

– легкое поглаживание носа;

– крепко сцепленные руки;

– поглаживание шеи, застегивание пиджака (у мужчин);

– поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-л. в сумочке (у женщин);

– рука дотрагивается до уха, до губ и опускается (скрываемое желание возразить, перебить).

Голос и интонация оратора.

Голос должен быть энергичным, в нем должен быть напор, чувствоваться призыв следовать за мыслью. К 1956 г. в Америке проводился национальный конкурс пастухов по подзыванию свиней с дальних дистанций. Победитель так объяснил свои успех: «В твоем голосе должна быть не только сила, но и напор. Ты убеждаешь свиней, что у тебя для них кое-что припасено». Нужно найти оптимальную громкость, которая зависит от размера аудитории: говорить слишком тихо – аудитория делает вывод о неуверенности, громко – об агрессивности. Перед важным местом, мыслью понизить голос.

Интонация.

1. Не должна быть монотонной, ее нужно менять на протяжении выступления.

2. Должна быть естественной, соответствовать содержанию речи, для этого говорить энергично. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей, вызывает недоверие к словам, создает комический эффект.

Темп должен быть средним, избегать больших пауз – они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. Паузы до и после важных мест (готовят к восприятию информации и призывают обдумать).

Приемы борьбы с волнением во время выступления.

Причины для волнения.

1. Боязнь незнакомой аудитории – несколько раз произнесите вслух фразу: Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать. Говорите громче, чем обычно, или громче, чем собирались. Найдите знакомые или симпатичные лица и обращайтесь в начале выступления только к ним, они поддержат вас.

2. Ощущение плохой или недостаточной подготовки – имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что знаете.

3. Творческая взволнованность – придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.

Технические приемы борьбы с волнением:

– повысьте эмоциональность речи;

– повысьте громкость;

– усильте энергичность;

– дышите ртом и носом одновременно;

– шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;

– возьмитесь за стул, трибуну, край стола;

– зажмите в кулак монету;

– возьмите мел, указку;

– пишите что-л. на доске, даже если это не очень нужно (тему, разделы плана, термины, цитаты);

– не извиняйтесь за мелкие оговорки – слушатели не заметят, если сами на них не укажите; меньше извиняйтесь – усиливает волнение.

Рекомендуемые страницы:

Статья телевизионный оратор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *