Статья 168 НК РФ

Как получить освобождение от НДС при операциях с ноу-хау и ПО?

Подпункт 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусматривает освобождение от НДС при передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. При этом важным условием для получения льготы, особенно если лицензионный (сублицензионный) договор заключается с иностранным лицензиаром (сублицензиаром), считается место предоставления этих прав. От НДС будут освобождаться операции, совершенные исключительно на территории РФ. Минфин также считает правомерным предоставлять налоговую преференцию российским организациям, получающим на территории РФ неисключительные права на программы по лицензионному договору от иностранных лиц (письма от 13.08.2013 № 03-07-08/32852, от 02.03.2012 № 03-07-08/58). Следует отметить, что освобождение от НДС «работает» только в отношении прав на указанные в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ объекты интеллектуальной собственности. Если даже местом реализации услуг признана территория РФ, лицензионный договор составлен по правилам ГК РФ, но по нему передаются права на иные объекты, такие операции подлежат налогообложению по общеустановленным правилам. На льготу по НДС также не смогут рассчитывать и отечественные налогоплательщики, которые заключают лицензионный договор и приобретают на территории РФ услуги по передаче прав, указанных в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК Р у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах. В этом случае покупатель выступает в качестве налогового агента, поэтому обязан исчислить и уплатить НДС в бюджет страны (статья 161 НК РФ, письмо Минфина России от 15.02.2013 № 03-07-08/4142).

Применяется ли НДС, если российская организация приобретает услуги у иностранной фирмы, но местом их реализации является Россия?

Да, НДС в этом случае применяется. Только уплачивает его не продавец, а приобретать услуги. Если услуги реализуются иностранным лицом, которое не зарегистрировано в России как налогоплательщик, но при этом осуществляются они на территории нашей страны, то НДС в российский бюджет уплачивает налоговый агент, приобретающий эти услуги. Налоговая база при этом составляется из суммы дохода от реализации услуги и суммы НДС, предусмотренной в договоре. Если договор российской организации с иностранной фирмой не предусматривает сумму НДС, то российский агент НДС определяет налоговую базу сам. То есть он увеличивает стоимость услуг на сумму налога. Как налоговый агент, уплативший НДС, российская организация имеет право на налоговый вычет.

Кто признается налоговым агентом по НДС при продаже органами местного самоуправления муниципального имущества?

По п 3 ст 161 НК РФ в случае продажи имущества, составляющего часть муниципальной казны городского или сельского поселения, которое не закреплено за какими-либо учреждениями, налоговыми агентами будут признаны покупатели этого имущества. Именно они обязаны уплатит НДС в бюджет. Исключение составляют физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность. Деньги, вырученные за продажу такого имущества, зачисляются на лицевой счёт органа самоуправления как бюджетные средства, поступающие в его временное распоряжение. Если покупателем муниципальной собственности всё же будет являться физическое лицо, не занимающееся предпринимательской деятельностью, то выплаченная им сумма также зачисляется на лицевой счёт. Сумма налога в этом случае переводится со счёта органа местного самоуправления на счёт органа Федерального казначейства. Это происходит в рамках распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ. В последствии НДС перечисляется в соответствующий бюджет.

Можно ли засчитать переплату налогоплательщика в счёт уплаты им налога в качестве налогового агента по НДС?

Налоговые агенты также как и обычные налогоплательщики наделены правом на своевременный зачёт или возврат излишне уплаченных сумм. Сумма переплаты по налогам засчитывается в счёт будущих платежей по этому или по иным налогам, либо за её счёт погашаются пени, недоимки и штрафы за налоговые нарушения. Также эта сумма может быть возвращена плательщику. Если налоги делятся на федеральные, региональные и местные, то и переплата засчитывается по соответствующим группам. Однако вопрос — можно ли зачесть переплату налогоплательщика НДС в счёт суммы, подлежащей уплате этим же лицом в качестве налогового агента, — является спорным. Официальной позиции по этому поводу нет, поэтому мнения экспертов делятся на две группы. По одному из мнений переплата налогоплательщика по НДС не может быть зачтена в счёт суммы уплаты им налога в качестве агента. Обосновывающие эту позицию судьи ссылаются на разграничение обязанностей налоговых агентов и налогоплательщиков. Они считают, что если законодательством прямо не предусмотрена возможность такого зачёта, то и осуществить его лицо как налоговый агент не вправе. Поэтому, как налоговый агент, организация или предприниматель должны отчислять НДС в бюджет независимо от своих функций налогоплательщика. Но есть и противоположное мнение, по которому подобный зачёт излишне уплаченного налога считается допустимым. Приверженцы этой позиции отмечают, что НДС в российском законодательстве представлен как налог, пополняемый различными способами. Он может удерживаться с налогового агента или уплачиваться самим налогоплательщиком. И так как не существует прямой нормы, запрещающей такой взаимозаменяемый зачёт, то его осуществление некоторыми судами допускается. Практика применения судами как одной, так и второй позиции достаточно обширна, поэтому приведенный вопрос остаётся открытым и спорным.

Перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК РФ)

В соответствии со ст. 161 НК РФ лицо (организация или индивидуальный предприниматель), состоящее на учете в налоговых органах, признается налоговым агентом по НДС в том случае, если оно:

  • приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в качестве налогоплательщика на территории РФ, с целью их последующей реализации на территории РФ (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ);
  • осуществляет операции (аренду, покупку, передачу) с имуществом, принадлежащим органам государственной власти Российской Федерации, субъектам, муниципалитетам и органам местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);

Подробнее — в материале «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом».

  • продает имущество по решению суда (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • реализует конфискованное имущество, бесхозяйные и скупленные ценности, клады и ценности, принадлежащие государству на праве наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • ведет посредническую деятельность по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и участвует в расчетах с иностранными лицами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.10.2018 — при предоставлении на территории РФ железнодорожного подвижного состава или контейнеров на основании договоров поручения, комиссии или агентских договоров (п. 5.1 ст. 161 НК РФ);
  • владеет судном на 46-й календарный день после перехода права собственности на него, если оно в течение 45 дней с момента перехода права собственности не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2018 — покупатели сырых шкур животных, лома и отходов черных (цветных) металлов, вторичного алюминия и его сплавов (п. 8 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2019 — покупатели макулатуры (п. 8 ст. 161 НК РФ).

НДС у налогового агента: проводки

Одна из наиболее распространенных ситуаций, когда организация или ИП становится налоговым агентом, — ­это аренда имущества у органов государственной власти. НДС у налогового агента – проводки в этой ситуации могут быть сформированы следующим образом:

Дт

Кт

Сумма

90 000

Перечислен аванс арендодателю за квартал

76НА

16 200

Налоговым агентом начислен НДС и выставлен счет-фактура по выданному авансу

16 200

Перечислен НДС налоговым агентом

30 000

Начислена арендная плата за месяц

76НА

5 400

Налоговым агентом выделен входной НДС со стоимости аренды за месяц

30 000

Зачтен аванс

5 400

Принят НДС к вычету

где:

60.01 – расчеты с поставщиками;

60.02 – расчеты с поставщиками по авансам выданным;

76НА – расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента;

68.32 – НДС при исполнении обязанностей налогового агента;

68.02 – расчеты с бюджетом по НДС;

19.04 – НДС по приобретенным работам, услугам.

Уплата НДС налоговым агентом

Перечень обязанностей налогового агента по НДС установлен Налоговым кодексом РФ (п. 3 ст. 24 НК РФ).

Главная обязанность агентов заключается в исчислении, удержании и перечислении в бюджет налога (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). Для реализации основной функции налоговый агент по НДС должен удержать налог из денежных средств налогоплательщика, находящихся в его распоряжении.

ВАЖНО! За лиц, не признаваемых плательщиками НДС, уплачивать налог не нужно. Так, налог не уплачивается при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не являющегося предпринимателем (письмо Минфина России от 05.03.2010 № 03-07-08/62), а также при реализации арестованного имущества физического лица (письмо Минфина России от 18.11.2010 № 03-07-14/81).

Если в данном налоговом периоде выплаты в пользу налогоплательщика не производились, удержание налога невозможно. В такой ситуации вместо удержания НДС налоговый агент обязан предоставить сведения о невозможности удержания сумм налога на выплаты налогоплательщика с указанием суммы задолженности по неисполненным перед бюджетом обязательствам (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Эти сведения представляются в течение месяца со дня обнаружения факта невозможности удержания НДС.

Представление декларации по НДС

Еще одной обязанностью налогового агента по НДС является представление декларации по НДС независимо от того, является компания налогоплательщиком НДС или нет (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если налоговому агенту по НДС приходится одновременно исполнять обязанности плательщика этого налога по характеру своей деятельности либо в силу п. 5 ст. 173 НК РФ, то декларация должна представляться в электронном виде (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если налоговый агент по НК РФ не является плательщиком НДС или освобожден от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, то в определенных случаях он может подавать декларацию и на бумажном носителе (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

О заполнении декларации по НДС налоговым агентом читайте в статье «Как правильно заполнить налоговому агенту раздел 2 декларации по НДС?».

Как получить вычет в отчетном году налоговому агенту

НК РФ в ст. 171 содержит норму, согласно которой налоговому агенту по НДС предоставлено право на получение вычета в размере уплаченной суммы. Право на вычет возникает при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. Налоговый агент состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ).

Налоговые агенты, применяющие спецрежимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентную систему налогообложения) или освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 , 145.1, 149 НК РФ, удержанный НДС принять к вычету не могут, так как не исполняют обязанности налогоплательщика по НДС.

При аренде имущества для операций, местом реализации которых территория РФ не является, уплаченные суммы к вычету нельзя (письмо Минфина России от 24.02.2009 № 03-07-08/41).

Не имеют права на вычет удержанного и уплаченного НДС налоговые агенты, которые реализуют (п. 3 ст. 171, пп. 4, 5 ст. 161 НК РФ):

  • конфискованное имущество;
  • имущество, реализуемое по решению суда (за исключением реализации имущества должников-банкротов);
  • бесхозяйные ценности, клады, скупленные ценности;
  • ценности, перешедшие по праву наследования государству;
  • в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете

Нередко встает вопрос о том, нужно ли налоговому агенту получать вычет в отчетном периоде или можно перенести его на более поздний период. Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письмах от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 09.04.2015 № 03-07-11/20290. В них разъяснено, что вычет «агентского» НДС можно заявить только в том квартале, в котором выполнены условия для этого вычета. Переносить вычет на более поздние периоды нельзя.

Налоговый агент может заявить вычет после уплаты налога в бюджет при условии соблюдения остальных условий для вычета (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.) В общем случае уплата налоговым агентом удержанного НДС производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Следовательно, удержанный и уплаченный НДС может быть поставлен к вычету только по итогам того периода, в котором налоговый агент перечислил налог в бюджет (то есть не раньше квартала, следующего за кварталом, за который подана декларация, где определена налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате налоговым агентом).

Однако в случае приобретения у иностранного продавца работ и услуг есть свои особенности, прочитать о которых вы можете в статье «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца».

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если организация не выполняет обязанности налогового агента по НДС, то она может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа. Данная норма распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрена ст. 119, 119.1, 123, 126 НК РФ. При возникновении недоимки на сумму задолженности налоговому агенту начисляются пени (пп. 1, 2, 7 ст. 75 НК РФ).

При совершении некоторых операций организации и ИП становятся налоговыми агентами по НДС, обязанными удержать налог у налогоплательщика, перечислить его в бюджет и подать декларацию в налоговые органы. В большинстве случаев, налоговые агенты могут заявить удержанный НДС после уплаты к вычету из бюджета, но из этого правила есть исключения, рассмотренные в данной статье. Вычет НДС, удержанного налоговым агентом, можно заявить только в том периоде, когда возникло право на него, перенести его на будущее нельзя.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

1. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога (абзац дополнен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 119-ФЗ.

В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 настоящего Кодекса (абзац дополнительно включен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ).

3. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При исчислении суммы налога в соответствии с пунктами 1-3 статьи 161 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 161 настоящего Кодекса, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса.

При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 настоящего Кодекса (абзац дополнительно включен с 1 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 245-ФЗ).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ.

5. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 420-ФЗ.

6. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

7. При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ; дополнен с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ; действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Комментарий к статье 168 НК РФ

При осуществлении товарообменных операций, взаимозачетов, а также при использовании в расчетах ценных бумаг сумма НДС, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств.

Согласно пункту 5 статьи 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик, пользующийся освобождением в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса РФ, оформляет расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Если же такой налогоплательщик, уступив просьбе покупателя, выделит в счете-фактуре НДС, этот налог придется перечислить в бюджет. Этого требует пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ.

Если организация в такой ситуации откажется от уплаты НДС, ей грозит штраф. Согласно статье 122 Налогового кодекса РФ налогоплательщик за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога будет оштрафован в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. А если нарушение совершено умышленно, штраф составит 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

Тем не менее в арбитражной практике есть прецеденты, когда налогоплательщику, пользующемуся освобождением и при этом выделившему в счете-фактуре НДС, удавалось избежать уплаты налога. Это случается в тех случаях, когда налоговый орган не может предъявить суду указанные счета-фактуры (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2005 г. N А33-5517/04-С6-Ф02-2746/05-С1).

Консультации и комментарии юристов по ст 168 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 168 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

В случае получения налогоплательщиком (налоговыми агентами, указанными в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик (налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не применяются при реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

2. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком (налоговыми агентами, указанными в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 настоящей статьи цен (тарифов).

3. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При исчислении суммы налога в соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 161 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 161 настоящего Кодекса, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса.

При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

4. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2009 г.

5. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

При реализации налогоплательщиками товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

6. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется.

7. При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Комментарий к Ст. 168 НК РФ

В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.

В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму НДС, исчисленную в порядке, установленном п. 4 ст. 164 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Если же такой налогоплательщик, уступив просьбе покупателя, выделит в счете-фактуре НДС, этот налог придется перечислить в бюджет. Этого требует п. 5 ст. 173 НК РФ. Если организация в такой ситуации откажется от уплаты НДС, ей грозит штраф. Согласно ст. 122 НК РФ налогоплательщик за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога будет оштрафован в размере 20% от неуплаченных сумм налога. А если нарушение совершено умышленно, штраф составит 40% от неуплаченных сумм налога.

ФНС России обратила внимание, что в силу положений п. п. 6 и 7 ст. 168 и п. 5 ст. 173 НК РФ возникает вопрос о необходимости уплаты в бюджет НДС на том основании, что налогоплательщик при осуществлении деятельности сам определял соответствующую сумму налога расчетным путем, получал ее от покупателей в составе цены за товары и отражал ее в налоговой декларации.

В связи с указанным ФНС России разъяснила, что п. 6 ст. 168 НК РФ предписывает включать в цену (тариф) товара (работы, услуги) при его реализации населению сумму НДС, не выделяя эту сумму на выставляемых ярлыках, ценниках, а также в чеках и в других документах, выдаваемых покупателю, а п. 7 ст. 168 НК РФ приравнивает выдачу покупателю кассового чека или иного документа установленной формы при реализации товаров за наличный расчет населению к исполнению общих требований по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, предусматривающих выделение в счете-фактуре отдельной строкой соответствующей суммы налога (Информация ФНС России «О разъяснении актуальных вопросов по НДС, возникающих при рассмотрении жалоб налогоплательщиков», текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.nalog.ru по состоянию на 18 августа 2014 г.).

Таким образом, согласно мнению ФНС России розничные продавцы считаются выполнившими предъявляемые к плательщикам НДС требования по выставлению счета-фактуры даже без выделения суммы данного налога в цене товара, а потому вправе претендовать на налоговые вычеты, которые компенсируют включение соответствующих сумм налога в цену поставленного им товара, в дальнейшем реализуемого непосредственно населению.

При этом предписания ст. 168 НК РФ, в том числе ее п. п. 6 и 7, адресованы именно плательщикам НДС и не содержат оговорок о возможности их распространения на лиц и на операции, которые от уплаты этого налога освобождены в силу закона.

Пункты 6 и 7 ст. 168 НК РФ не дают оснований для вывода о том, что приравненная для целей обложения налогом на добавленную стоимость к выставлению счетов-фактур выдача покупателям кассовых чеков (иных документов установленной формы) при розничной реализации товаров (работ, услуг) обязывает продавца таких товаров (работ, услуг) как плательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности исчислять и уплачивать НДС.

Плательщики ЕНВД не признаются по общему правилу плательщиками НДС. Вместе с тем п. 5 ст. 173 НК РФ возлагает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость на лиц, не являющихся его плательщиками, или на плательщиков данного налога, освобожденных от исполнения обязанностей, связанных с его исчислением и уплатой, при условии выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога.

Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении

от 3 июня 2014 г. N 17-П, положения п. п. 6 и 7 ст. 168 НК РФ и п. 5 ст. 173 НК РФ не должны пониматься в правоприменительной практике как допускающие признание лица, которое не является плательщиком НДС в силу абз. 3 п. 4 ст. 346.26 НК РФ и не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС, обязанным уплатить этот налог в бюджет только на том основании, что такое лицо, полагая необходимым использование общей системы налогообложения, указывало его в своей налоговой декларации, исчисляя при розничной реализации товаров (работ, услуг) сумму налога расчетным путем.

По результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков с учетом конкретных фактических обстоятельств и складывающейся судебной практики делается вывод, что реализация товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость в результате неправильного применения налогоплательщиком общей системы налогообложения не порождает у них налогового обязательства перед государством и не влечет изъятия суммы налога в доход бюджета.

Одновременно, по мнению ФНС России, следует учитывать, что налоговое законодательство допускает возможность выбора налогоплательщиком того или иного метода учетной политики, применения налоговых льгот или отказа от них, однако указанная диспозитивность не должна использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями.

Такой подход при рассмотрении жалоб налогоплательщиков обусловлен разъяснениями,

отраженными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 17-П.

Да, счет-фактуру составьте с кодом операции «26», содержащие сводные данные, например, за квартал или месяц. Покупатель «Физические лица» или «Население»…это делается только для регистрации в книге продаж.

Разъяснения:

! Счет-фактуру мы можем не выставлять только в случае, если:

1) ваши покупатели не являются плательщиками НДС или освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика. НДС к вычету они не принимают и счет-фактура им не нужен. В этом случае вам нужно оформить письменное соглашение с вашим покупателем (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ);

2) ваши покупатели — физлица (не ИП), которым вы реализуете товары, работы, услуги за наличный или безналичный расчет либо безвозмездно.

Однако регистрировать такие операции в книге продаж и в НДС-декларации продавцу необходимо. Соответственно, придется указывать, в частности, и код этих операций. Для этого вы можете составить суммарный счет-фактуру с кодом операций «26», содержащие сводные данные, например, за месяц или квартал.

Срок составления 5 календарных дней со дня отгрузки или получения предоплаты (аванса). Не составляются в отношении операций, которые не облагаются НДС. Если составляются в более поздние сроки (например, по окончанию налогового периода), то формируется дополнительный лист книги продаж. Форма счета-фактуры и Правила его заполнения приведены в Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Для справки, также обратите внимание:

! Вы не должны составлять счет-фактуру:

Но при этом обязательно заполните разд. 7 декларации по НДС:

— если необлагаемые НДС операции, то в графе 1 укажите соответствующий код не облагаемой операции, а в графе 2 — выручку по данной операции. Графы 3 и 4 не заполняйте (п. 44.2 Порядка заполнения декларации).

— если вы указываете в графе 1 операции, освобождаемые от налогообложения, то напротив соответствующих кодов операций заполните показатели в графах 2, 3 и 4.

2) когда территория РФ не признается местом реализации товаров, работ, услуг (ст. 147, ст. 148 НК РФ);

Случаи, когда счет-фактура составляется обязательно и неотвратимо:

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента, исчисленных сумм налога к вычету (ст.169 НК РФ).

! Составлять счета-фактуры должны:

1) все плательщики НДС, если операция, которую они осуществляют, признается объектом налогообложения по правилам ст. 146 НК РФ (п. 3 ст. 169 НК РФ);

2) вы получили аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п. 3 ст. 168 НК РФ);

3) налоговые агенты (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ),

4) вы пользуетесь освобождением от НДС по ст. ст. 145, 145.1 НК РФ и совершаете операции, не освобожденные от налога. В этом случае счета-фактуры составляют с пометкой «Без НДС» (п. 5 ст. 168 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.05.2013 № 03-07-09/18686).

Получается, что даже если вы применяете освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ, вы обязаны выставлять счет – фактуру по облагаемым НДС операциям (если бы не использовали освобождение), только в счете-фактуре указываете реализацию с пометкой «Без НДС».

5) вы — комиссионер или агент, который от своего имени приобретает или реализует товары (работы, услуги, имущественные права) в интересах заказчика — плательщика НДС;

6) вы — застройщик (заказчик, выполняющий функции застройщика), который организует строительство с привлечением подрядчиков, или экспедитор, который организует перевозку с привлечением третьих лиц (п. 3.1 ст. 169 НК РФ, п. п. 1 — 2(1) Правил заполнения счета-фактуры, п. 1 Правил ведения журнала учета счетов-фактур);

7) вы экспортируете в страны ЕАЭС товары, освобожденные от НДС по ст. 149 НК РФ (пп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Статья 168 НК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *