1. Исключительное право на товарный знак может реализовываться путем распоряжения товарным знаком, в том числе путем полной или частичной передачи этого права юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю.
Отчуждение исключительного права означает, что после вступления договора в силу исключительное право на данный товарный знак переходит к новому правообладателю.
2. В статье особо отмечается, что исключительное право на товарный знак может передаваться в отношении всех либо части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован. То есть если товарный знак зарегистрирован в отношении товаров 9-го и 13-го классов МКТУ, исключительное право может передаваться для индивидуализации товаров, относящихся как к обоим обозначенным классам, так и к одному из них либо их части (при условии соблюдения п. 2 комментируемой статьи).
Пункт 1 статьи не содержит каких-либо специальных требований к договору об отчуждении исключительного права на товарный знак. Из содержания комментируемой нормы только следует, что, во-первых, такой договор должен относиться лишь к зарегистрированным (исходя из положений других норм Кодекса — охраняемым) товарным знакам; во-вторых, исключительное право может быть передано сразу двум другим приобретателям (одному передается исключительное право в отношении одного класса товаров, а другому — в отношении оставшихся классов товаров и услуг, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак); в-третьих, объем отчуждаемого права может не совпадать с объемом охраняемого исключительного права.
3. Общее ограничительное правило содержится в п. 2 комментируемой статьи: отчуждение исключительного права не должно являться причиной введения потребителя в заблуждение. При этом ГК не раскрывает, что именно может пониматься под введением потребителя в заблуждение, и не содержит перечня тех случаев, которые могут рассматриваться как вводящие в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
Принимая во внимание тот факт, что правовое регулирование отношений, связанных с передачей (отчуждением) исключительных прав на товарные знаки, значительно не изменилось, можно руководствоваться подходами, использовавшимися в ранее действовавшем законодательстве. Исходя из этого договор об отчуждении исключительного права на товарный знак может рассматриваться как вводящий в заблуждение относительно товара или его изготовителя в случаях, когда товарный знак содержит:
государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.);
сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;
официальное контрольное, гарантийное и пробирное клейма, печати, награды и другие знаки отличия;
их узнаваемые части или имитации, которые были включены в качестве неохраняемого элемента на основании согласия соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации, если исключительное право на товарный знак отчуждается в пользу лица, которому такое право не предоставлено;
обозначение, указывающее на место производства или сбыта товара и включенное в товарный знак как неохраняемый элемент, если исключительное право на товарный знак отчуждается в пользу лица, находящегося в другом географическом объекте;
обозначение, воспроизводящее официальное наименование и изображение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также изображение культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях, фондах, если исключительное право на товарный знак отчуждается в пользу лица, не имеющего согласия собственника.
Отчуждение исключительного права на товарный знак также может быть признано как вводящее в заблуждение, когда оно осуществляется относительно:
части товаров, являющихся однородными с товарами, в отношении которых правообладатель товарного знака сохраняет за собой право на товарный знак;
товарного знака, признанного в установленном порядке общеизвестным;
товарного знака, воспроизводящего промышленный образец, право на который принадлежит лицу, отчуждающему исключительное право на товарный знак, но сохраняющему за собой исключительное право на промышленный образец;
товарного знака, воспроизводящего фирменное наименование (или его часть), право на которое принадлежит лицу, отчуждающему исключительное право на товарный знак, но сохраняющему за собой исключительное право на фирменное наименование.
4. В отличие от значительного числа оснований, вошедших в вышеприведенный перечень, но не содержащихся в самом ГК, одно из возможных оснований п. 3 комментируемой статьи выделяет, учитывая при этом особую природу такого средства индивидуализации, как наименование места происхождения товара.
В Российской Федерации зарегистрировано значительное число товарных знаков, в которые в качестве неохраняемых элементов включены зарегистрированные в стране наименования мест происхождения товаров. Безусловно, их регистрация была осуществлена с соблюдением закона о возможности регистрации таких товарных знаков только на имя лиц, имеющих свидетельство на право пользования тем или иным наименованием места происхождения товара. Очевидно, что последующая бесконтрольная передача подобных товарных знаков лицам, не имеющим права пользования наименованием места происхождения товара (в настоящее время — исключительного права на наименование места происхождения товара), не только вводила бы потребителей в заблуждение, но и по сути нарушала бы п. 2 ст. 7 Закона о товарных знаках. Таким образом, установление п. 3 комментируемой статьи преследует две цели — защиту интересов потребителей и предотвращение «опосредованного» нарушения закона.
+Читать далее…