Статья 145 НК РФ

Получаем освобождение от НДС по статье 145 НК РФ

Статья 145 НК РФ предоставляет возможность организациям и предпринимателям сложить с себя обязанности плательщика НДС при соблюдении двух условий:

  • выручка за предшествующие освобождению три месяца не должна превышать 2 млн руб. (без налога);
  • в течение этих месяцев не должно быть операций по реализации подакцизных товаров.

Что касается последнего условия, наложенное им ограничение оказалось для некоторых налогоплательщиков настолько важным, что судебные прения по данному вопросу закончились Определением КС РФ от 10.11.2002 N 313-О, где было указано, что получить освобождение можно при наличии раздельного учета выручки по реализации подакцизных товаров и прочих. Эта позиция нашла отражение и в более позднем Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, подтвердившем, что доходы от реализации подакцизных товаров не нужно учитывать при определении порога выручки для применения освобождения по ст. 145 НК РФ. Однако, прежде чем брать на вооружение эти судебные решения, следует принять во внимание, что суды рассматривали очень узкий, конкретный вопрос об определении размера выручки, но подводные камни для налогоплательщика не заканчиваются на п. 2 рассматриваемой статьи Налогового кодекса. Согласно п. 5 налогоплательщик, получивший право на освобождение, утратит его сразу после проведения операции по реализации подакцизных товаров. На это обстоятельство указал Минфин России в Письме от 31.10.2013 N 03-07-14/46542. В обозначенном Письме приведены положения ст. 145 НК РФ и высказано однозначное мнение, что толковать их следует буквально: реализация подакцизных товаров означает утрату права на освобождение независимо от наличия раздельного учета. Полагаем, следует прислушаться к этому разъяснению, поскольку Минфин — основное ведомство, уполномоченное разъяснять для налогоплательщиков налоговую политику и определять корректную позицию при применении ее положений, тем более что частичное освобождение от уплаты НДС сводит на нет основные плюсы от его применения — возможность не представлять налоговые декларации и уменьшить документооборот.

Какие выгоды можно получить, освободившись от обязанностей налогоплательщика? Прежде всего, не нужно начислять НДС при реализации товаров, работ и услуг. «Входящий» НДС будет учитываться в стоимости товаров, права на применение налоговых вычетов в этом случае нет, следовательно, вести книгу покупок не нужно. Декларация по НДС также не представляется.

Какие дополнительные действия придется совершить при использовании права на освобождение? Главное — до начала работы по новым правилам восстановить НДС, принятый ранее к зачету, со стоимости материально-производственных запасов, не использованных к этому моменту. Аналогичное правило действует в отношении не полностью самортизированных основных средств (п. 8 ст. 145 НК РФ).

Обратите внимание! С 01.01.2015 п. 8 ст. 145 действует в новой редакции с уточнением периода восстановления НДС при применении освобождения от обязанностей налогоплательщика со второго или третьего месяца квартала. В этом случае следует восстановить НДС не в предыдущем отчетном периоде, а в периоде использования этого права до начала осуществления операций в новых условиях.

В дальнейшем потребуется постоянно контролировать соблюдение условия по объему выручки за каждые последовательные три месяца в течение всего периода освобождения. И нельзя забывать о книге продаж. Ее ведение обязательно. На это обращено внимание в Письме ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@: лица, использующие освобождение, выставляют счета-фактуры с надписью «Без налога (НДС)», записывают их в книге продаж и представляют выписку из данной книги при подтверждении соблюдения условий для использования права.

Кроме упомянутой выписки для получения освобождения налогоплательщики должны представить в налоговую инспекцию по месту регистрации выписку из бухгалтерского баланса с указанием выручки за три последних месяца. Выписка составляется в свободной форме и заверяется руководителем организации. Эти две выписки являются приложением к уведомлению по форме, утвержденной Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342. Ее используют при первоначальном уведомлении и при уведомлении о продлении права.

Утверждено
Приказом МНС России
от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342

В Межрайонную ИФНС по Московской обл.
От ООО «Аптека-плюс»
ИНН 5047060380 / КПП 504701001
Московская обл., г. Химки,
Юбилейный проспект, 60,
8-495-793-20-84

УВЕДОМЛЕНИЕ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРАВА НА ОСВОБОЖДЕНИЕ
ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, СВЯЗАННЫХ
С ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации уведомляю об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, Обществом с ограниченной ответственностью «Аптека-плюс» на двенадцать последовательных календарных месяцев начиная с 01.05.2015

1. За предшествующие три календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) составила в совокупности 1800 тыс. рублей, в том числе за февраль 2015 г. — 600 тыс. руб., за март 2015 г. — 600 тыс. руб., за апрель 2015 г. — 600 тыс. руб.

2. Документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, прилагаются на 2 листах:

2.1. Выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации) (в выписке должна быть отражена сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), заверенная печатью организации, подписями руководителя и главного бухгалтера) на 1 листах.

2.2. Выписка из книги продаж на 1 листах.

2.3. Выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели) на — листах.

2.4. Копии журналов полученных и выставленных счетов-фактур на — листах.

3. Деятельность по реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья в течение 3-х предшествующих последовательных календарных месяцев отсутствует.

Руководитель организации,
индивидуальный предприниматель: Иванова С.И.
М.П.

Главный бухгалтер Петрова М.Т.

Дата 18 мая 2015 г.

—————————————————————-
отрывная часть

Отметки налогового органа о получении уведомления и документов:

«Получено документов» __________________ М.П.

«__» __________ 200_ г. __________________________________________

Несмотря на то что Налоговый кодекс определенно устанавливает дату представления документов (20 мая в нашем случае), было много споров о последствиях несоблюдения этой даты. ФНС долгое время настаивала на том, что при пропуске положенного срока налогоплательщик может не получить право на освобождение. Однако не согласные с этой позицией налогоплательщики неоднократно обращались за поддержкой в суды. В результате в уже упомянутом Постановлении от 30.05.2014 N 33 ВАС РФ заявил, что при наличии условий для применения права налогоплательщик уведомляет налоговый орган о его использовании, а не обращается за разрешением, при этом последствия нарушения срока уведомления не определены. В 2015 г., в очередной раз отвечая на подобный вопрос от налогоплательщика, ФНС России согласилась с позицией ВАС и признала, что лицам, фактически использующим право на освобождение в соответствии с условиями ст. 145 НК РФ, не может быть отказано в этом праве по мотиву непредставления уведомления в установленный срок (Письмо от 16.03.2015 N ГД-4-3/4108@).

И последнее, о чем следует знать, используя возможность освобождения от НДС по ст. 145, — порядок действий при нарушении условий поименованной статьи. Обратимся за комментариями к Письму Минфина России от 06.05.2010 N 03-07-14/32. Итак, с 1-го числа месяца, в котором произошло превышение предельного значения выручки от реализации (по совокупности за три последовательных месяца), нужно по всем операциям реализации исчислить сумму НДС. Отдельно отмечено, что расчетные ставки в этом случае применять нельзя, то есть начислить «сверху» на всю сумму выручки, причем уплатить налог придется из своих средств, поскольку крайне редко покупатель соглашается на увеличение суммы сделки при обозначенных обстоятельствах.

Завершая наш обзор, напомним, что налогоплательщик, использующий право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, не может отказаться от данного права в течение последующих 12 месяцев (за исключением нарушения условий применения), поэтому решение должно быть взвешенным, учитывающим плюсы и минусы работы в таком режиме.

Кто имеет право на освобождение по статье 145 НК РФ?

Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (далее — освобождение), если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

На практике спорным является вопрос, что включать в выручку для расчета двухмиллионного лимита. Дело в том, что организации могут вести несколько видов деятельности и при этом осуществлять как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции.

Минфин в своих разъяснениях указывает, что в расчет должна включаться вся выручка от реализации товаров (работ, услуг) вне зависимости от того, облагается она НДС или нет. Например, в Письмах от 15.10.2012 N 03-07-07/107, от 20.09.2012 N 03-07-07/94 говорится, что выручка от реализации земельного участка, не являющаяся согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС, подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения ст. 145 НК РФ.

В другом Письме (от 29.01.2013 N 03-07-11/1592) было отмечено, что нормами названной статьи не предусмотрено исключений в отношении выручки, полученной от реализации услуг, местом реализации которых для целей НДС территория РФ не признается в соответствии со ст. 148 НК РФ. Таким образом, данная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в п. 1 ст. 145 НК РФ.

Однако судьи с таким подходом не соглашаются. Как отметил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27.11.2012 N 10252/12, по смыслу нормы институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только для операций по реализации, облагаемых НДС. (Изложенный подход — применение показателя выручки только в отношении операций, облагаемых НДС, поскольку только в отношении их и испрашивается соответствующее освобождение, — корреспондирует с правовой позицией Президиума ВАС РФ, отраженной в Постановлении от 18.03.2003 N 9579/02: при расчете указанной выручки не учитываются не облагаемые НДС обороты по реализации товаров, совершенные в рамках деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде ЕНВД).

Примечание. Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ является правом, а не обязанностью.

Отметим, что если раньше в арбитражной практике встречались примеры, когда судьи разделяли минфиновский подход — в расчет включается вся выручка, в том числе и по операциям, не облагаемым НДС (см., например, Постановление ФАС ПО от 10.11.2011 N А06-1875/2011), — то теперь суды, ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ N 10252/12, приходят к выводу, что в целях применения ст. 145 НК РФ в расчет берется выручка по операциям, облагаемым НДС (см. Постановления ФАС СЗО от 17.04.2013 N А13-372/2012, ФАС ЗСО от 15.03.2013 N А70-60/2012).

Обратите внимание! При определении размера выручки для освобождения по ст. 145 НК РФ не учитываются:

  • суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), указанные в ст. 162 НК РФ;
  • суммы оплаты (частичной оплаты), полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) (Письмо УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 N 16-15/43541).

На практике нередко налоговые органы отказывают организациям или индивидуальным предпринимателям в освобождении (продлении освобождения) по ст. 145 НК РФ в случае отсутствия у них выручки от реализации в течение 3 последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, с начала которого применяется освобождение. По мнению Минфина России, такой отказ правомерен (Письмо от 28.03.2007 N 03-07-14/11). В то же время московские налоговики считают, что отсутствие выручки за 3 предшествующих последовательных календарных месяца не лишает организацию права на применение такого освобождения (Письмо от 04.09.2006 N 19-11/077487). Данный подход разделяют некоторые арбитры (Постановления ФАС СЗО от 08.11.2007 N А52-1084/2007, от 15.09.2006 N 56-35928/2005, ФАС УО от 02.05.2007 N Ф09-3020/07-С2).

Когда право на освобождение не может быть использовано?

Теперь перечислим ситуации, когда налогоплательщики не смогут воспользоваться правом на освобождение от НДС.

Во-первых, положения ст. 145 НК РФ не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение 3 предшествующих последовательных календарных месяцев (п. 2 ст. 145 НК РФ). Однако если налогоплательщик ведет раздельный учет реализации подакцизных и неподакцизных товаров, то в отношении последних он может воспользоваться правом на освобождение (такой вывод следует из Определения КС РФ от 10.11.2002 N 313-О).

Во-вторых, положения ст. 145 НК РФ не распространяются на организации, получившие статус участника проекта «Сколково». Такие организации могут воспользоваться правом на освобождение, но по специальным правилам, установленным ст. 145.1 НК РФ.

В-третьих, освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих обложению НДС в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ.

В-четвертых, нет права на освобождение у вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (они могут воспользоваться этим правом по истечении 3 полных месяцев с момента регистрации).

Используете право на освобождение? Соблюдайте формальности!

Для использования данного права налогоплательщику нужно соблюдать правила, предусмотренные ст. 145 НК РФ.

Правило первое — уведомить налоговую инспекцию.

В соответствии с п. 3 ст. 145 НК РФ лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган по месту своего учета:

  1. соответствующее письменное уведомление по форме, утвержденной Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342;
  2. документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, которые подтверждают право на такое освобождение:
  • выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписку из книги продаж;
  • выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с УСНО на ОСНО, подтверждающим документом является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО (соответственно, для ИП, перешедших на ОСНО с ЕСХН, — выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН).

Примечание. Освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ носит уведомительный характер, то есть разрешения от налогового органа налогоплательщику не требуется.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ) <1>. Например, если налогоплательщик планирует не платить НДС с 01.01.2014, то документы должны быть представлены не позднее 20.01.2014.

<1> Дополнительный материал о сроках подаче заявления читайте в статье «Применение ЕНВД признано неправомерным. Можно ли «освободиться» от НДС?» на с. 65.

На основании п. 7 ст. 145 НК РФ налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается 6-й день со дня направления заказного письма.

Правило второе — использовать освобождение непрерывно в течение 12 месяцев.

Согласно п. 4 ст. 145 НК РФ налогоплательщики не могут отказаться от освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев (за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с п. 5 данной статьи).

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы (лично или по почте):

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки (без учета налога) не превышала 2 млн руб. в совокупности за каждые 3 последовательных календарных месяца (например, с января по март, с февраля по апрель, с марта по май включительно и т.д.);
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права. Форма для этих уведомлений не утверждена. Значит, применяется произвольная форма или используется форма «первичного» уведомления.

Правило третье — восстановить «входной» НДС.

Согласно п. 8 ст. 145 НК РФ суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ до использования им права на освобождение, по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления путем уменьшения налоговых вычетов.

Напомним, что восстановление «входного» НДС, ранее принятого к вычету, по имуществу, используемому для осуществления операций лицами, освобожденными от исполнения обязанностей плательщика НДС, предусмотрено также пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ.

В соответствии с данной нормой восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении ОС и НМА — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Суммы НДС, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НМА, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Права и обязанности налогоплательщиков на период освобождения

На основании п. 5 ст. 168 НК РФ при освобождении налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога» («Без НДС»).

Согласно п. п. 3 и 6 ст. 145 НК РФ лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган выписку из книги продаж, копию журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

С учетом изложенного налогоплательщики, применяющие в соответствии со ст. 145 НК РФ освобождение, выставляют счета-фактуры с надписью «Без НДС» и регистрируют их в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также в книге продаж в общеустановленном порядке. Такое мнение высказала ФНС России в Письме от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@.

По вопросу регистрации счетов-фактур в книге покупок налоговики в названном Письме обратили внимание на следующее.

На основании положений ст. ст. 170 и 171 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение, права на применение налоговых вычетов по НДС не имеют.

Согласно п. п. 1 и 2 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС <2>, книга покупок, в которой регистрируются счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные), ведется в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению), покупателем.

<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

Поскольку организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение, не имеют право на вычеты сумм НДС, указанные лица вправе книгу покупок не вести.

Что касается представления деклараций по НДС, то организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение и в период данного освобождения не выставляющие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, а также не исполняющие обязанности налогового агента по данному налогу, в налоговый орган по месту своего учета декларацию по НДС не представляют.

На практике возможны ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель в период действия освобождения выставляют своим контрагентам счета-фактуры с выделенными суммами НДС. В этом случае в силу положений п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, указанная в счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

При этом, как разъяснил Минфин России в Письме от 31.05.2007 N 03-07-14/16, уплата в бюджет сумм НДС не будет являться основанием для утраты права на освобождение по ст. 145 НК РФ.

Обратите внимание! С 01.01.2014 лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Что делать, если право на освобождение утрачено?

Пунктом 5 ст. 145 НК РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели могут утратить право на освобождение, если в течение периода, в котором эти лица используют право на освобождение:

  • сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 млн руб.;
  • реализованы подакцизные товары.

Право на освобождение утрачивается налогоплательщиком начиная с 1-го числа месяца, в котором имели место данные случаи, и до окончания периода освобождения <3>.

<3> То есть вновь использовать право на освобождение можно только после окончания срока, на который было получено освобождение (при соблюдении соответствующих условий).

Сумма НДС за месяц, в котором имело место упомянутое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае если налогоплательщик не представил документы, указанные в п. 4 ст. 145 НК РФ (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган выявил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, предусмотренные п. п. 1, 4, 5 ст. 145 НК РФ, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Как отметил Минфин России в Письме от 29.05.2001 N 04-03-11/89, термин «восстановление» означает исчисление сумм НДС в соответствии со ст. 166 НК РФ за период начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место превышение.

Исходя из смысла данного Письма исчисление НДС производится по ставкам в размере 10 или 18% от стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), то есть расчетная ставка 18/118 не применяется. При этом, считают чиновники, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, не должна уменьшать сумму налога на прибыль. В связи с чем НДС уплачивается либо за счет прибыли организации, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, либо за счет средств покупателей товаров (работ, услуг) в случае произведенной ими доплаты на сумму налога.

Кроме того, налогоплательщику, утратившему право на освобождение, следует помнить, что в силу п. 8 ст. 145 НК РФ суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным до утраты права и использованным после утраты права, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. ст. 171 и 172 НК РФ (при осуществлении операций, признаваемых объектами обложения НДС).

Обращаем ваше внимание: по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 06.09.2011 N 03-07-11/240, норма п. 8 ст. 145 НК РФ не действует в отношении основных средств. Чиновники считают, что сумма НДС, включенная в стоимость ОС, приобретенного организацией в период применения права на освобождение и используемого после утраты права на освобождение при осуществлении операций, признаваемых объектом обложения НДС, к вычету не принимается.

Пример. Организация с 01.01.2013 воспользовалась правом на освобождение от уплаты НДС. Она отслеживала обороты за каждые 3 последовательных месяца и пришла к выводу, что в июне право на освобождение утратила.

Месяц

Выручка, руб.

Сумма выручки за 3 последовательных календарных месяца, руб.

Январь

500 000

1 920 000

Февраль

700 000

1 960 000

Март

720 000

1 910 000

Апрель

540 000

2 080 000

Май

650 000

Июнь

890 000

Реализованный в июне товар приобретался с марта по май 2013 г., то есть в период, когда действовало освобождение. Стоимость товара составила 590 000 руб. (в том числе НДС 18% — 90 000 руб.).

В бухгалтерском учете организации будут отражены следующие проводки:

Ст. 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Главная>Налоговый кодекс часть 2>Раздел VIII>Глава 21>Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Применение льготы по статье 145 НК РФ

Мы считаем, что для использования права на освобождение от обязанностей плательщиков НДС компания должна считать выручку только по облагаемым этим налогом операциям. Но сразу скажем, что контролирующие органы придерживаются иной позиции. Объясним нашу точку зрения.

Организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. за три предшествующих последовательных календарных месяца. Об этом говорится в п. 1 ст. 145 НК РФ.

Для получения освобождения в инспекцию налогоплательщик должен подать соответствующее уведомление и документы, предусмотренные названной статьей. Освобождение предоставляется на 12 месяцев, при условии, что будет соблюден критерий, установленный п. 1 ст. 145 НК РФ, а по истечении этого срока организация уведомляет налоговую инспекцию о продлении использования права на освобождение или об отказе от использования такового.

Казалось бы, ничего сложного. Вот только в главе 21 НК РФ нигде не сказано о том, считается ли сумма выручки для целей освобождения по всей деятельности компании или только по операциям, облагаемым НДС.

Налоговики, конечно же, настаивают на том, что выручка берется совокупная, и неважно, включаются ли поступления в базу по НДС или нет. Такая позиция изложена в письме УФНС России по г. Москве от 07.06.2005 № 19-11/40890. Как видите, разъяснения налоговики по данному вопросу давали достаточно давно, и приведенная в них логика рассуждений основана на Методических рекомендациях по применению главы 21 НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447. И хотя этот документ давно уже признан недействующим, подход проверяющих к рассматриваемой проблеме остался прежним, что подтверждает судебная практика. Приведем аргументацию, которую используют налоговые органы.

Во-первых, в ст. 145 НК РФ не сказано, что при определении выручки не учитываются операции, освобожденные от обложения НДС. Во-вторых, объектом налогообложения по НДС согласно положениям п. 1 ст. 146 НК РФ признается реализация товаров (работ, услуг), в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению отступного и новации, а также передача имущественных прав. В-третьих, нормы ст. 149 НК РФ не регулируют порядок определения объекта налогообложения по НДС, а значит, определение лимита выручки для целей ст. 145 НК РФ производится исходя из поступлений по всем операциям, в том числе и освобождаемым от обложения данным налогом.

Более поздних разъяснений налоговых органов по данному вопросу нет, да и Минфин России не высказывал по этой проблеме свою точку зрения. Зато есть богатая судебная практика, но она до недавнего времени не отличалась единообразием.

Некоторые арбитры поддерживали налоговые органы. Они указывали, что в п. 2 ст. 153 НК РФ сказано, что при определении базы по НДС выручка от продажи товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех связанных с их оплатой доходов налогоплательщика. Эта норма обязательна для всех организаций и бизнесменов, в том числе использующих право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в порядке ст. 145 НК РФ. А значит, выручку нужно считать по всем продажам: и облагаемым НДС,

и освобождаемым от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Поволжского округа от 10.11.2011 № А06-1875/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 21.02.2012 № ВАС-810/12) и Северо-Западного округа от 07.07.2005 № А26-2984/04-29.

В то же время в арбитражной практике есть и противоположная точка зрения: поскольку операции, названные в ст. 149 НК РФ, не подпадают под продажи, облагаемые НДС, то соответствующие суммы не принимаются во внимание при расчете выручки для освобождения организации от обязанностей, связанных с уплатой данного налога. Аргументируется такая позиция следующим образом.

Пункт 2 ст. 153 НК РФ устанавливает правила определения налоговой базы по НДС с выручки от реализации товаров (работ, услуг) и поэтому ссылаться на него в данном случае нельзя. Ведь поступления от операций, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации, не учитываются при формировании налоговой базы и исчислении НДС к уплате. То есть в указанной норме не идет речь о поступлениях в рамках таких операций. Это следует из положений п. 2 ст. 162 НК РФ. А значит при определении предельного размера выручки для целей применения положений ст. 145 НК РФ учитывать нужно только суммы выручки, которые формируют налоговую базу, то есть являются основой для исчисления и уплаты НДС.

Приведенная выше точка зрения содержится в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 20.03.2012 № А45-11287/2011, Восточно-Сибирского округа от 18.01.2011 № А19-9447/10 и др. 27 ноября 2012 г. Президиум ВАС РФ1 поставил точку в споре. Арбитры решили, что право на освобождение от НДС по ст. 145

НК РФ зависит только от суммы выручки по облагаемым НДС операциям, а не от совокупных поступлений организации. Так что теперь компании при определении критерия для применения освобождения от НДС могут не учитывать выручку от операций, не подлежащих налогообложению на основании норм ст. 149 НК РФ. Даже если налоговики предъявят претензии, отстоять свою правоту в суде с учетом позиции Президиума ВАС РФ будет несложно.

Статья 145 НК РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *