В связи с многочисленными обращениями граждан, поступающими в Комитет по государственному строительству и законодательству относительно рассмотрения проекта федерального закона № 73983–5 «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» (по вопросу зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы) полагаем необходимым отметить следующее.
Сообщаем, что законопроект № 73983–5 касается существенных изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и требует необходимых согласований с заинтересованными министерствами и ведомствами. В частности, законопроект касается порядка зачета времени содержания лица под стражей (до вступления приговора суда в законную силу) в срок отбывания наказания в виде лишения свободы. Новый порядок зачета основывается на применения коэффициента (величиной не менее единицы) при исчислении срока отбывания наказания, а также вида исправительного учреждения, назначаемого судом.
Вместе с тем, законопроект не предусматривает распространение предлагаемого порядка на лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений, преступлений, связанных с террористической деятельностью, а также при рецидиве, опасном рецидиве или особо опасном рецидиве преступлений, которым в соответствии со статьей 58 Уголовного кодекса Российской Федерации отбывание лишения свободы назначается в тюрьме, исправительных колониях особого и строгого режима, поскольку они представляют наибольшую опасность для общества.
В законопроекте предлагается также не применять указанный повышающий коэффициент в период нахождения осужденного, отбывающего наказание в исправительной колонии общего режима, воспитательной колонии или колонии-поселении, в строгих условиях, в штрафном либо дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа в соответствии со статьями 115 и 136 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. (в случае применения мер взыскания к осужденным).
Исходя из вышеизложенного, вышеуказанный законопроект № 73983–5 будет включен в план рассмотрения законопроектов Государственной Думой после согласования между всеми заинтересованными министерствами и ведомствами в части объемов финансирования мероприятий связанных с реализацией положений законопроекта. Рассмотрение указанного законопроекта не включено в план работы Государственной Думы на осеннюю сессию 2016 года.
Федеральный закон от 03.07.2018 N 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Установлено, в частности, что время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в сроки содержания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за полтора дня (ранее — один день за один день), принудительных работ и ареста — из расчета один день за два дня (ранее — один день за один день).
Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы (за исключением отдельных категорий осужденных, например, при особо опасном рецидиве преступлений и др.) из расчета один день за:
один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима;
полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима;
два дня отбывания наказания в колонии-поселении.
Время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы.
Установлен порядок исполнения новых положений Закона.
7.6. О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ
СТ.72 УК РФ В КОНТЕКСТЕ ТЕМПОРАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА
Аннотация: В статье исследуются отдельные положения ст. 72 УК РФ, с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 июля 2018 года № 186-ФЗ, в ракурсе действия уголовного закона во времени. На основе проведённого исследования сформулированы конкретные выводы и предложения относительно толкования новых положений уголовного закона в контексте его темпорального действия.
Ключевые слова: зачёт времени содержания лица под стражей, обратная сила уголовного закона, темпоральное действие уголовного закона, уголовное наказание.
ABOUT SOME ASPECTS OF ART. 72 OF THE CRIMINAL
CODE IN THE CONTEXT OF TEMPORAL ACTION OF THE CRIMINAL LAW
Федеральным законом от 3 июля 2018 года № 186-ФЗ были внесены существенные изменения и дополнения в ст. 72 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), установившие новый порядок зачёта периода нахождения лица под стражей в срок отбывания наказания. Данные законодательные новеллы обусловили возникновение ряда вопросов теоретического и прикладного характера, в том числе касающихся действия соответствующих положений уголовного закона во времени.
В пояснительной записке к законопроекту, внесённому в Госдуму РФ ещё 20 июня 2008 г. и выступившему основой для рассматриваемого Федерального закона , в частности, отмечается, что он направлен на компенсацию издержек, возникающих в связи с отсутствием в России возможности для того, чтобы привести условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в полное соответствие с имеющимися международными стандартами. Также авторы законопроекта указали, что его положения предусматривают применение повышенного коэффициента кратности, зависящего от вида исправительного учреждения, определяемого судом для отбывания назначенного наказания в виде лишения свободы. Это нововведение, по мнению разработчиков
проекта, имело своей направленностью восстановление тех прав и законных интересов лиц, осуждённых к лишению свободы, которые были нарушены во время их содержания под стражей в период предварительного расследования.
Действительно, условия содержания под стражей, существующие на сегодняшний день в России, не соответствуют европейским стандартам, и преимущественно уступают условиям отбывания наказания в виде лишения свободы в большинстве видов колоний, имеющихся в России. То есть лицо, пока ещё официально не признанное виновным в совершении преступления, при его заключении под стражу во время предварительного расследования и рассмотрения дела в суде, чаще всего претерпевает больше лишений, чем осуждённый, отбывающий наказание в колонии-поселении, воспитательной колонии или колонии общего режима.
Новые положения уголовного закона предписывают судам засчитывать время, проведённое лицом под стражей, в срок отбывания назначенного лишения свободы с учётом определённого пропорционального соотношения периодов применения соответствующих меры пресечения и вида наказания, если последнее назначено с отбыванием в колонии-поселении (2 дня содержания под стражей за 1 день в данной колонии), воспитательной колонии или колонии общего режима (1,5 дня за 1 день соответственно).
Для осуждённых к содержанию в дисциплинарной воинской части предусмотрено такое же пропорциональное соотношение, как и для последних двух видов колоний, тогда как применительно к колониям строгого и особого режимов, а равно к тюрьме сохранён прежний порядок зачёта времени содержания под стражей в срок отбывания лишения свободы, то есть день за день. Измененный порядок не применяется и к осуждённым при особо опасном рецидиве, а также к тем, кому смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет, а также к тем, кто признан виновным в совершении преступлений террористической направленности.
Поскольку изменения и дополнения ст. 72 УК РФ направлены на улучшение положения определённых категорий лиц, содержавшихся под стражей до вступления обвинительного приговора суда в законную силу, данные положения уголовного закона в соответствии со ст. 10 УК РФ имеют обратную силу, причём не только в отношении лиц, отбывающих наказание, но и лиц, отбывших его либо освобождённых от него, когда пропорциональный порядок зачёта времени нахождения под стражей может улучшить их положение (например, сократить период судимости).
Следует отметить, что несмотря на общую позитивную направленность рассматриваемых новых положений ст. 72 УК РФ, они не обладают необходимой полнотой, системностью и определённостью, в том числе не регламентируют порядок осуществления зачёта времени содержания лица под стражей, не учитывают возможность применения данной меры пресечения после вступления приговора суда в силу .
Отсутствие единой концептуальной линии в рассматриваемых новых положениях уголовного закона проявляется и в том, что они одновременно имеют разную направленность: наряду с улучшением положения лица, совершившего преступление, они также могут ухудшить его положение в случаях применения к такому лицу меры пресечения в виде домашнего аре-
5’2018
Пробелы в российском законодательстве
ста вплоть до начала судебного заседания, когда соотношение времени нахождения под таким арестом по отношению к сроку лишения свободы составляет два дня домашнего ареста за один день отбывания данного вида наказания либо содержания под стражей (ч. 34 ст. 72 УК РФ). До соответствующих законодательных изменений время нахождения лица под домашним арестом вплоть до вступления приговора суда в законную силу засчитывалось из расчёта день за день. Поэтому новые положения уголовного закона в той части, в которой они регламентируют изменившийся порядок зачёта времени домашнего ареста до начала судебного разбирательства, не должны иметь обратную силу. В связи с этим суду при разрешении вопросов, связанных с применением новых положений ст. 72 УК РФ, необходимо одновременно учитывать их направленность на улучшение и (или) ухудшение положения соответствующего лица.
Например, Судебная коллегия Верховного Суда РФ, рассмотрев дело в кассационном порядке, в своём определении, в частности, указала, что из материалов дела следует, что М. с 25 апреля 2016 г. (со дня взятия его под стражу в зале суда) до вступления приговора в законную силу 29 июня 2016г. содержался под стражей, поэтому этот период с учётом новых требований закона подлежит зачёту в срок наказания из расчёта 1 день содержания под стражей за 1,5 дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Вместе с тем положения ч. 34 ст. 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 г. № 186-ФЗ ухудшают положение осуждённого, поэтому решение суда о зачёте в срок наказания М. времени нахождения под домашним арестом с 19 ноября 2015 г. по 19 марта 2016 г. из расчёта 1 день содержания под домашним арестом за 1 день лишения свободы не подлежит пересмотру .
Определенные вопросы вызывают положения новой части 33 ст. 72 УК РФ, согласно которым время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчёта 1 день за 1 день в отношении срока нахождения осуждённого, отбывающего наказание в строгих условиях в воспитательной колонии или исправительной колонии общего режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа, в случае применения мер взыскания к осуждённому в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ. При буквальном и логическом толковании содержания ч. 33 ст. 72 УК РФ можно сделать вывод, что по закону лицу, направляемому, например, для отбывания наказания в виде лишения свободы в колонию общего режима, льгота при зачёте времени содержания под стражей должна быть применена сразу при постановлении приговора (суд должен указать об этом в приговоре), однако в дальнейшем данную льготу могут пересмотреть, если осуждённый подвергался взысканиям в период отбывания наказания. Другими словами, анализируемые положения обусловливают зачёт времени содержания лица под стражей до вступления приговора в законную силу поведением этого лица в период отбывания наказания.
Таким образом, пропорциональный порядок, имеющий льготный характер, установленный в ч. 31 ст.72 УК РФ, потенциально может быть признан условным, зависящим от поведения лица во время отбывания наказания. Отмену назначенной ранее по приговору суда льготы может вызвать нарушение режима, за которое к лицу были применены меры взыскания, уста-
новленные Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Несмотря на то, что за допущенные нарушения режима отбывания наказания осуждённый уже был подвергнут взысканию, за эти же нарушения его могут лишить предоставленной ранее льготы при зачёте времени содержания под стражей. Представляется, что это противоречит генеральной направленности изменений и дополнений ст. 72 УК РФ, а также Рекомендации № Rec (2006)13 Комитета министров Совета Европы, на которой была основана соответствующая законодательная инициатива , и принципу запрета двойной ответственности за одно и то же нарушение закона.
Полагаем, что противоречивость содержания ч. 33 ст. 72 УК РФ обусловлена тем, что при разработке новых положений уголовного закона не были учтены рекомендации Правового управления Госдумы РФ , согласно которым сам по себе факт водворения осуждённого в указанные изоляторы и помещения и нахождения в них в течение определённого срока не может являться основанием для изменения размера наказания, установленного приговором суда. В связи с этим более обоснованным было бы распространить положения новой ч. 33 ст. 72 УК РФ только на случаи изменения приговоров, по которым лица уже отбывают наказание в виде лишения свободы и в период последнего подвергались соответствующим взысканиям, что непосредственно необходимо было регламентировать в законе.
Таким образом, очевидно, что новые положения ст. 72 УК РФ, несмотря на значительный срок их разработки, не обладают в полной мере необходимыми системностью и определённостью, что может негативно сказаться на их применении, в том числе при разрешении сложных вопросов действия уголовного закона во времени. По мнению автора, данные положения нуждаются в дальнейшей доработке, а для оперативного реагирования на возникшие проблемы правоприменения целесообразно подготовить соответствующие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
Список литературы:
1. См.: Рекомендация № Rec (2006)13 Комитета министров Совета Европы «Об использовании меры пресечения в виде заключения под стражу, условиях содержания под стражей и гарантиях против злоупотреблений» (принята 27 сентября 2006 г. на 974-ом заседании представителей министров) // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 25.08.2018).
2. См.: Федеральный закон от 3 июля 2018 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 28. Ст. 4150.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
3. См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона № 73983-5″О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» (по вопросу зачёта времени содержания лица под стражей до вступления приговора в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы), внесённому депутатом Госдумы РФ Крашенинниковым П.В. // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ: URL: http://sozd.parliament. gov.ru/bill/73983-5 (дата обращения: 25.08.2018).
5. См.: Заключение Правового управления Аппарата Госдумы Федерального Собрания РФ от 11 февраля 2015 г. № 2.2-1/609 «По проекту Федерального закона № 73983-5 «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» (повторно к первому чтению) // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ: URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/73983-5 (дата обращения: 25.08.2018).
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста — 89,56%.
С принятием Федерального закона от 3 июля 2018 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 186-ФЗ) только федеральной службой исполнения наказаний в суды направлены более 100 тысяч материалов о пересчете срока наказания, по которым 10 402 осужденных были освобождены из мест лишения свободы1. Столь активная правоприменительная практика выявила ряд проблем законодательного определения исчисления сроков наказаний и зачета наказания.
Законодатель изменил «конечную точку» отсчета времени (содержания лица под стражей), подлежащего зачету в срок назначенного наказания, «привязав» ее к дате вступления приговора в законную силу (а не к началу судебного разбирательства, как это было установлено ранее) (ч. 3 ст. 72 УК РФ); изменил пропорции сроков исчисления наказания при переводе к одному дню лишения свободы (ч. 3); дифференцировал сроки зачета содержания под стражей в зависимости от вида исправительного учреждения, определяемого судом при назначении наказания в виде лишения свободы (ч. 31), и условий содержания в них (ч. 33). В соответствии с действующим законодательством срок, подлежащий зачету, поставлен также в зависимость от вида рецидива осужденного, назначения и замены в порядке помилования смертной казни, а также характера преступного деяния, за совершение которого осужден виновный (ч. 32). В появившейся в результате дополнений ч. 34 норме законодатель определил порядок зачета времени нахождения лица под домашним арестом в сроки лишения свободы2.
Несмотря на внесенные изменения, до настоящего момента отсутствуют соответствующие коррективы в п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 58, по- прежнему предписывающий исчислять срок отбытия наказания со дня постановления приговора.
Кроме того, в сегодняшней редакции ч. 3 ст. 72 УК РФ отсутствует указание на зачет в наказание отдельных видов содержания под стражей на срок до 30 суток (п. 18, 181 ст. 397 УПК РФ), несмотря на активность применения судами данных мер пресечения: в 2018 году судами удовлетворено 3 734 ходатайства о заключении под стражу осужденного к лишению свободы, уклоняющегося от прибытия в колонию-поселение для отбывания наказания, и 1 559 ходатайств о заключении под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, не связанного с лишением свободы3.
Помимо этого законодатель оставил без внимания ряд складывающихся на практике ситуаций, явно требующих регулирования ст. 72 УК РФ.
Так, у осужденного, отбывающего наказание в виде реального лишения свободы в колонии-поселении, исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме, но оставленного либо переведенного в следственный изолятор для участия в следственных действиях в порядке, установленном ст. 771 УИК РФ, отсутствует возможность для льготного исчисления сроков его наказания. Таким образом, осужденный содержится в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», то есть в условиях, ущемляющих его права по сравнению с местом отбытия наказания, где он должен его отбывать.
На сегодняшний день ст. 72 УК РФ не распространяет свое действие на процедуру помещения лица в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы, регламентированной ст. 203 УПК РФ, в соответствии с которой подозреваемый или обвиняемый, не содержащийся под стражей, помещается в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на основании судебного решения. Вместе с тем при постановлении приговора в отношении виновного лица помимо прочих разрешается и вопрос о зачете времени пребывания осужденного лица в лечебном стационаре на основании ст. 72, 103, 104 УК РФ, в порядке п. 11 ст. 397 УПК РФ. В данном случае законодатель справедливо указал, что необходимо учитывать особые условия содержания в медицинском стационаре, сопоставимые с условиями содержания в следственном изоляторе, однако ст. 72 не предусматривает ее применения во всех случаях принудительного содержания лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.
После внесения настоящих изменений в ст. 72 УК РФ по-прежнему нет ясности при определении момента начала течения времени, учитываемого судом как подлежащее зачету в срок назначенного наказания. Иллюстрацией данному тезису служит приговор Красноуфимского районного суда Свердловской области от 16 октября 2017 г., из которого следует, что А. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы на срок 8 лет с отбыванием наказания в колонии общего режима. Срок отбывания наказания исчисляется с 16 октября 2017 г., при этом в срок отбытия наказания зачтен период задержания и применения меры пресечения в виде заключения под стражу. В ходе апелляционного производства судебная коллегия по уголовным делам Свердловского областного суда своим определением от 22 февраля 2018 г. признала заслуживающими внимания доводы осужденного А. о его фактическом задержании в 16 часов 00 минут 27 февраля 2017 г., когда он был доставлен в отдел полиции для ожидания прибытия следователя Следственного комитета РФ. Задержание следователем в порядке ст. 91–92 УПК РФ произведено только в 00 часов 30 минут 28 февраля 2017 г. Далее в период с 28 февраля 2017 г. до 1 марта 2017 г. А. содержался под стражей, пока в отношении него не была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, продлившегося до момента постановления приговора, когда А. вновь был взят под стражу. При этом в период с 1 июня 2017 г. по 30 июня 2017 г. А. находился в психиатрическом стационаре в связи с проведением в отношении него комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Судом первой инстанции период времени с момента фактического задержания А. (27 февраля 2017 г.) и время нахождения А. в психиатрическом стационаре в срок наказания не зачтены, в связи с чем приговор в данной части был отменен апелляционной инстанцией с указанием, что необходимо исчислять срок отбывания наказания с момента фактического лишения человека права свободного передвижения, то есть фактического задержания правоохранительными органами, а также необходимо учитывать время содержания лица в условиях психиатрического стационара при проведении стационарных судебных экспертиз4.
Неразрешенным к настоящему времени остался и вопрос о том, как поступать суду первой инстанции в ситуации продления при вынесении приговора осужденному содержания под стражей или срока домашнего ареста. В момент постановления приговора суду неизвестно, когда будет начато и, соответственно, окончено апелляционное производство по данному делу и когда постановленный приговор вступит в законную силу. Особенно остро эта проблема встает при рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным группой лиц, когда не все осужденные обжалуют приговор. Верной представляется точка зрения Курченко В.Н., указывающего, что более правильно с точки зрения завершенности процесса правосудия суду первой инстанции разрешать и вопрос о зачете срока нахождения осужденного под стражей с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и до вступления приговора в законную силу, несмотря на то что суд первой инстанции не сможет в силу объективных причин указать точный срок содержания лица в следственном изоляторе до момента вступления приговора в законную силу. Это полностью соответствует п. 9 ч. 1 ст. 308 УПК РФ. Например, возможно использовать при постановлении приговора точную формулу исчисления для ее последующего применения органами исполнения наказания с учетом срока вступления приговора в законную силу: «зачесть <ЛИЦО> в окончательное наказание время его содержания под стражей в следственном изоляторе в период с момента его фактического задержания <ДАТА> и до вступления приговора в законную силу с учетом соответствия 1 дню лишения свободы 1,5 дня содержания под стражей в следственном изоляторе»5.
Вызывает споры применение ст. 72 УК РФ к группе преступлений, законодательно определенных как исключения из правила о зачете в наказание срока примененной к осужденному меры пресечения, что несправедливо выводит из сферы применения обозреваемой нормы лиц, осужденных за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 228, ст. 228.1, ст. 229 УК РФ6. Представляется, что перечисленные составы преступлений по своей общественной опасности несопоставимы с преступлениями террористической и коррупционной направленности, а также шпионажем. При этом исключения, которые сегодня указаны в ч. 32 ст. 72 УК РФ, не охватывают такие общественно опасные преступления, как контрабанда наркотиков (ст. 229.1 УК РФ), склонение к потреблению наркотиков (ст. 230 УК РФ), организация либо содержание притонов для их потребления (ст. 232 УК РФ).
Таким образом, несмотря на крайнюю прогрессивность новой редакции ст. 72 УК РФ, наблюдается недостаточная проработка изменений, вносимых в уголовный закон.
1 Пресс-релиз Пресс-бюро ФСИН России «В ФСИН России подведены итоги по выполнению закона о кратном зачете времени содержания в СИЗО в срок отбытия наказания» // официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации URL: http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=455023 (дата обращения: 01.05.2019).
2 Скрипченко Н.Ю., Шаталов Д.В. Вопросы, возникающие при реализации новых правил зачета меры пресечения в виде заключения под стражу в срок назначенного судом наказания // Уголовное право. 2019. № 1. С. 117–121.
3 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции сводных статистических сведений о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2018 год // официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891(дата обращения: 01.05.2019).
6 Зачет дней, проведенных в СИЗО, в срок наказания: адвокаты высказывают свое мнение о поправках в УК, которыми был принят новый порядок зачета времени содержания в СИЗО в срок наказания // Официальный сайт органа Федеральной палаты адвокатов РФ – Адвокатской газеты URL: https://www.advgazeta.ru/diskussii/zachet-dney-provedennykh-v-sizo-v-srok-nakazaniya/ (дата обращения: 01.05.2019).
Госдума приняла поправки в УК о зачете времени в СИЗО. Изменения в ст. 72 УК РФ
один день в СИЗО должен приравниваться к:
полутора дням в дисциплинарной воинской части;
двум дням в случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста;
трем дням для исправительных работ и ограничений по военной службе;
восьми часам обязательных работ.
В случае же лишения свободы один день в следственном изоляторе засчитают как:
один день при отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях особого и строгого режима;
полтора дня при отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии;
два дня при отбывании наказания в колонии-поселении.
Кроме того, два дня под домашним арестом предлагается приравнять к одному дню в СИЗО.
Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; осужденных за преступления, предусмотренные статьями 205 — 2055, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, частями второй и третьей статьи 228, статьями 2281, 229, 275, 276, 361 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277 — 279 и 360 настоящего Кодекса.