Ст 26 о банках

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Кредитная организация — юридическое лицо, которое создано с целью извлечения прибыли. Она обладает специальным разрешением Центрального банка РФ, благодаря которому у нее есть возможность осуществлять различные банковские транзакции. Кредитная организация создается на основе формы собственности в виде хозяйственного общества.

Банк — это вид кредитной организации, которая может осуществлять определенные банковские операции:

  • Привлекать денежные вклады физических и юридических лиц;
  • Передавать денежные средства в банковские ячейки от своего имени;
  • Переводить денежные средства на условиях платности, возвратности, срочности.

Если банк обладает универсальной лицензией, он может проводить банковские операции, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона.

Если у банка есть разрешение в виде базовой лицензии, он с ограничениями может проводить банковские тайные транзакции, которые перечислены в статье 5 настоящего Федерального закона. Ограничения представлены в статье 5.1 настоящего Федерального законодательства.

Банк или кредитная организация гарантирует каждому клиенту тайность информации о проведенных транзакциях и наличии счетов. Сотрудники банковской организации обязаны хранить тайну о счетах, операциях и вкладах корреспондентов и клиентов. Более подробная информация об этом представлена в статье 26.

Содержание

Статья 26 «Банковская тайна»

Статья 26 гласит о том, что за разглашение банковской тайны некоторые лица несут ответственность. К методам ответственности относится и возмещение нанесенного ущерба, положения о котором предусматривает настоящий Федеральный закон.

Операторы (сотрудники банка) не могут раскрывать тайную информацию третьим лицам. Речь идет о транзакциях по счетам участников — клиентов и их платежных систем. Но существуют исключения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Сведения могут быть переданы организации для формирования кредитной истории в порядке условий, которые предусматриваются договором в соответствии с Федеральными законами «О кредитных историях» и «банковских тайнах».

Должностные или руководящие лица, список которых определяется Президентом Российской Федерации, не могут передавать третьим лицам тайную информацию об операциях, о вкладах и счетах физических лиц.

Данные и документы о проведении тайных транзакций, открытии и ведении счетов передаются в орган валютного рынка, налоговые и таможенные органы. В этом случае они выступают в виде агентов валютного контроля. Объем и порядок валютного перечисления указан в Федеральном законе.

Органам валютного контроля запрещается раскрывать полученную от кредитных организаций информацию третьим лицам. Однако существуют исключения, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Кто согласно закону может получить информацию по операциям и счетам?

Тайная информация в письменном виде о проведенных транзакциях предпринимателей и юридических лиц может предоставляться:

  • Им самим;
  • Арбитражным судам;
  • Налоговым органам;
  • Счетной палате РФ;
  • Пенсионному фонду РФ;
  • Фонду социального страхования РФ;
  • Органам принудительного исполнения судебных актов;
  • Должностным лицам и другим органам в ситуациях, которые предусмотрены законодательными актами об их деятельности.

Тайная информация по счетам и вкладам физических лиц может быть представлена:

  • Им самим;
  • Органам принудительного исполнения судебных актов;
  • Судам;
  • Организациям, которые осуществляют процедуру по обязательному страхованию вкладов;
  • Органам предварительного следствия.

Наказание за разглашение банковской тайны

Если банковская тайна разглашается третьим лицам, то должностные граждане несут ответственность в виде наказания, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» не может разглашать информацию третьим лицам, если данные относятся к статусу «банковская тайна». Если ООО передаст информацию третьим лицам, то сотрудники компании понесут ответственность за нанесенный ущерб.

Если третьи лица заполучили информацию, которая является банковской тайной при помощи похищения, угроз или подкупа, накладывается штраф. Его сумма — 500 тысяч рублей или сумма заработных плат за 12 месяцев или исправительные работы на срок до одного года. В виде наказания предусматривается и лишение свободы сроком на 24 месяца.

Если тайно полученная информация используется без согласия владельца, предусматривается штраф в размере — до одного миллиона рублей или сумма заработной платы за 24 месяца. Дополнительно сотрудник не сможет занимать определенные должности сроком до трех лет или лишается свободы на аналогичный срок.

Если подобные действия были совершены по корыстным мотивам и они причинили организации крупный ущерб, размер штрафа составит 1,5 миллиона рублей с лишением права занимать некоторые должности или заниматься работой сроком до трех лет. Альтернативой служит наказание в виде исправительных работ сроком до пяти лет или лишение свободы на аналогичный срок.

Скачать ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Кредитная организация работает по собственным нормативным актам. Со стороны государства обязательства на банк не действуют, ровно как и наоборот. Органы исполнительной и законодательной власти не могут вмешиваться в работу кредитных организаций. Но настоящий Федеральный закон предусматривает исключения в работе данной системы.

В соответствии с заключенным между кредитной организацией и государственным учреждением договором «О банковской тайне» она может выполнять определенные поручения Правительства РФ или органов исполнительной власти. В список поручений входит осуществление тайных операций с использованием средств федерального бюджета или местных бюджетов. Кредитная организация должна вести контроль над целевым использованием бюджетных средств. Подобные денежные средства выделяются региональными и федеральными программами. Заключенный между сторонами контракт должен содержать взаимные обязательства с двух сторон и предусматривать ответственность в случае их невыполнения или разглашения тайной информации.

Хотите скачать Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» с внесенными в последнюю редакцию изменениями и дополнениями? Перейдите по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Закон Республики Молдова от 16 марта 2018 года № 1
О небанковских кредитных организациях

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.02.2020 г.)

См о внесении изменений Закон Республики Молдова от 11.09.20 г. № 178 (вступает в силу с 1 июля 2023 года)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет и цель закона

Статья 2. Правовая основа

Статья 3. Основные понятия

Статья 4. Цель и принципы деятельности небанковских кредитных организаций

Глава II. Небанковская кредитная организация

Статья 5. Правовой статус небанковской кредитной организации. Осуществление операций

Статья 6. Внутренняя документация

Статья 7. Конфиденциальная информация о клиенте

Статья 8. Деятельность небанковской кредитной организации

Статья 9. Запреты

Глава III. Создание и регистрация небанковской кредитной организации

Статья 10. Наименование и местонахождение

Статья 11. Создание и государственная регистрация

Статья 12. Требования к администраторам и учредителям (акционерам/участникам)

Статья 13. Заключение для государственной регистрации

Статья 14. Рассмотрение заявления о выдаче заключения и выдача заключения

Статья 15. Основания для отклонения заявления

Статья 16. Информирование небанковской кредитной организации. Запрещение внесения изменений в утвержденные документы

Статья 17. Капитал

Статья 18. Регистр авторизованных небанковских кредитных организаций

Статья 19. Регистрация небанковских кредитных организаций в Регистре

Статья 20. Приостановление деятельности и исключение из Регистра

Глава IV. Бухгалтерский учет, финансовая отчетность и специализированные отчеты, аудит

Статья 21. Бухгалтерский учет, финансовая отчетность и специализированные отчеты

Статья 22. Обязательный аудит

Глава V. Регулирование и надзор за деятельностью небанковских кредитных организаций

Статья 23. Регулирование и надзор за деятельностью небанковских кредитных организаций

Статья 24. Неправомерные действия и санкции

Глава VI. Реорганизация и ликвидация небанковской кредитной организации

Статья 25. Реорганизация небанковской кредитной организации

Статья 26. Ликвидация небанковской кредитной организации

Глава VII. Переходные и заключительные положения

Статья 27. Переходные положения

Статья 28. Заключительные положения

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет и цель закона

(1) Предметом настоящего закона является регулирование условий доступа к небанковской кредитной деятельности, установление правового статуса и особенностей создания и деятельности небанковских кредитных организаций, обеспечение условий для защиты прав и законных интересов кредиторов, доноров, клиентов, а также учредителей, акционеров и участников небанковских кредитных организаций.

(2) Целью настоящего закона является обеспечение развития области небанковского кредитования, в том числе посредством предотвращения чрезмерных рисков в рамках системы, а также расширение доступа физических и юридических лиц к финансовым источникам.

Закон о банковской тайне — в российском законодательстве нет правового акта с таким названием. Из нашей статьи вы узнаете о действующих нормативных документах отечественного законодательства, связанных с вопросами банковской тайны.

Банковская тайна в статье 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Расшифровке этого понятия посвящена ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1, согласно которой банковской тайной признается регламентируемое законом неразглашение служащими кредитной организации информации:

  • об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов;
  • иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией (если это не противоречит федеральному закону).

О размещенном на сайте ЦБ РФ новом информационном ресурсе узнайте из сообщения «Проверить надежность банков станет проще».

Ст. 26 закона № 395-1 раскрывает:

  • список лиц, которым может предоставляться содержащая банковскую тайну информация;
  • указание на НПА, в рамках которых она может истребоваться;
  • запрет на раскрытие информации, составляющей банковскую тайну, и последствия такого разглашения.

Кому доступна составляющая банковскую тайну информация, показано на следующей схеме:

Сведения выдаются банкирами по специальным запросам, которые оформляются в особом порядке, описанном в ст. 26 закона № 395-1. Запросить сведения вправе только сами вкладчики (владельцы счетов), а также определенный круг должностных лиц в рамках выполнения ими своих обязанностей.

Помимо ст. 26, о которой рассказано в данном разделе, в российском законодательстве есть еще одна целиком посвященная банковской тайне статья — подробнее о ней поговорим в следующем разделе.

Статья 857 ГК РФ о банковской тайне

Банковская тайна в ГК РФ упомянута в ст. 857, в п. 1 которой сказано, что банк гарантирует тайну:

  • банковского счета и вклада;
  • операций по счету;
  • сведений о клиенте.

П. 2 ст. 857 ГК РФ в сжатой форме отражает положения ст. 26 закона о банковской деятельности и устанавливает, что составляющие банковскую тайну сведения могут быть предоставлены:

  • самим клиентам или их представителям;
  • в бюро кредитных историй;
  • госорганам (в исключительных случаях в порядке, установленном федеральными законами).

Завершает ст. 857 ГК РФ абзац, закрепляющий право клиента (при разглашении банком составляющих банковскую тайну сведений) требовать от банкиров возмещения причиненных убытков.

Как и для чего банки идентифицируют своих потенциальных клиентов, узнайте из материала «Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ».

Последствия разглашения банковской информации в 2016-2017 годах

Отечественное законодательство предусматривает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за разглашение составляющих банковскую тайну сведений и некорректное обращение с информацией о клиентах банков.

По ст. 183 УК РФ виновного в разглашении банковской тайны могут оштрафовать на сумму до 1,5 млн руб. или лишить свободы на срок до 7 лет — наказание определяется с учетом тяжести последствий от незаконного получения и разглашения банковской тайны. Указанная статья предусматривает ответственность:

  • за собирание составляющей банковскую тайну информации;
  • распространение и использование вышеуказанных сведений.

Отдельно выделены ситуации, когда эти же деяния совершены из корыстного интереса, с причинением серьезного ущерба или повлекли тяжкие последствия.

Если по вине банка произойдет утечка сведений, составляющих банковскую тайну, пострадавшие в таком случае владельцы счетов и вкладчики вправе потребовать от банка возмещения причиненного ущерба (компенсацию имущественного и морального вреда) — это право предоставляет им ст. 857 ГК РФ, о которой шла речь в предыдущем разделе.

Административная ответственность при утечке сведений, составляющих банковскую тайну, может наступить по ст. 13.14 и 13.11 КоАП:

  • по ст. 13.14 — за разглашение сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом (кроме случаев, по которым наступает уголовная ответственность), в виде штрафа от 500 до 5 000 руб., наложить который могут на физлицо, получившее доступ к банковской информации в связи с выполнением служебных обязанностей (к таким лицам относятся служащие банков, Бюро кредитных историй, правоохранительных, налоговых, таможенных и иных органов);
  • по ст. 13.11 — за нарушение законодательно определенного порядка сбора, хранения и распространения информации о клиентах банка под штраф от 500 до 10 000 руб. могут попасть любые пользователи банковской тайны, допустившие такое нарушение.

Итоги

Понятие банковской тайны в российском законодательстве расшифровано в ГК РФ и законе «О банковской деятельности». Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть доступны только самим вкладчикам и раскрываются иным лицам в исключительных случаях по специальным запросам.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статьи 8 и 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

Проект N 116590-4

Вносится депутатом
Государственной Думы

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 26 Федерального закона
«О банках и банковской деятельности» и статьи 8 и 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

1) часть вторую изложить в следующей редакции:
«Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям). Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, а также на основании решения суда — органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном законодательством об оперативно-розыскной деятельности.»;

2) часть четвертую изложить в следующей редакции:
«Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, а также на основании решения суда — органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном законодательством об оперативно-розыскной деятельности.»;

3) дополнить частью двенадцатой следующего содержания:
«Служащие кредитной организации не вправе разглашать сведения о фактах предоставления органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информации об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов.».
Статья 2. Внести в Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3349; 1999, № 2, ст. 233; 2001, № 13, ст. 1140) следующие изменения:

1) статью 8 изложить в следующей редакции:
«Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, связанных с наведением справок в кредитных организациях по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, счетам и вкладам физических лиц, допускается на основании пункта 6 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, а также на основании судебного решения и при наличии информации, предусмотренной пунктами 1 и 2 части второй настоящей статьи.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.
В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 — 11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8 — 11 части первой статьи 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.»;

2) в статье 9:
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан и банковской тайны при проведении оперативно-розыскных мероприятий»;
б) части первую и вторую изложить в следующей редакции:
«Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также о наведении справок в кредитных организациях по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, счетам и вкладам физических лиц осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий, месту нахождения кредитных организаций или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.
Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, а также о наведении справок в кредитных организациях по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, счетам и вкладам физических лиц является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.»;
в) часть четвертую изложить в следующей редакции:
«По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, или связано с наведением справок в кредитных организациях по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, счетам и вкладам физических лиц, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.»;
г) часть шестую изложить в следующей редакции:
«В случае, если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, или связано с наведением справок в кредитных организациях по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, счетам и вкладам физических лиц, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.».

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статьи 8 и 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

Одним из необходимых условий существования терроризма как явления является его финансовое обеспечение. Как показывает практический опыт правоохранительных органов, для финансирования террористических организаций используются как средства, добытые в результате преступной деятельности, так и легально заработанные.
С целью повышения эффективности правоохранительных усилий в борьбе с терроризмом и всеми видами пособничества Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 205-1 («Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению»), которой криминализовано финансирование акта терроризма либо террористической организации, независимо от чистоты используемых при этом средств.
Выявление источников средств, идущих затем на финансирование террористических организаций, выявление каналов поступления этих средств в такие организации, а также непосредственным исполнителям актов терроризма — важнейшие задачи, стоящие перед правоохранительными органами при осуществлении ими как уголовно-процессуальной, так и оперативно-розыскной деятельности. Для решения этих задач необходим доступ к документации кредитных организаций, отражающей движение денежных средств юридических и физических лиц, проверяемых на причастность к финансированию терроризма.
Однако существующая в настоящее время норма, закрепленная в статье 26 (банковская тайна) Федерального закона «О банках и банковской деятельности», предусматривает представление правоохранительным органам сведений о движении денежных средств только при наличии возбужденного уголовного дела. Поскольку в подавляющем большинстве случаев вопрос о возбуждении уголовного дела может быть решен только после изучения финансовой деятельности проверяемого субъекта, такое положение влечет за собой низкую эффективность борьбы с финансированием терроризма. Эти же причины снижают эффективность борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией.
Действующая норма также не дает возможности получать в кредитных организациях информацию, составляющую банковскую тайну, что часто бывает необходимо для исполнения запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Такое положение существенно снижает эффективность оказания международной правовой помощи в рамках борьбы с международной организованной преступностью и терроризмом, в частности его финансированием.
Действующая редакция статьи 26 указанного Закона, закрепляя описанную норму в отношении банковской тайны как права клиента кредитного учреждения, необоснованно ставит это право на ступеньку выше конституционных прав, например тайны личной жизни, почтовой переписки, телефонных переговоров, неприкосновенности жилища, которые в соответствии с действующим законодательством при определенных условиях и с соблюдением определенной процедуры могут быть ограничены при решении задач оперативно-розыскной деятельности.

Необоснованность абсолютизации данного права определяется тем, что денежные средства, находящиеся на счету юридического либо физического лица, всегда являются результатом уже совершенного социального акта, взаимодействия (которое может быть и недобросовестным, неправомерным) этого лица с другими лицами — обществом. Неправомерным и преступным может быть и распоряжение этими средствами. Поэтому в целях защиты интересов общества условие ограничения банковской тайны должно быть менее (по крайней мере, не более) жестким, чем при ограничении указанных выше конституционных прав.
Предлагаемым законопроектом предлагается уравнять условия ограничения банковской тайны с условиями ограничения конституционных прав, разрешив органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в пределах их полномочий на основаниях, условиях и в порядке, предусмотренных законодательством об оперативно-розыскной деятельности, по судебному решению получать в кредитных организациях справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также справки по счетам и вкладам физических лиц.
Принятие данного проекта федерального закона приведет к повышению эффективности борьбы с финансированием терроризма, экономической преступностью и коррупцией, а также позволит российским правоохранительным органам выполнять международные запросы в порядке оказания международной правовой помощи.
Реализация норм настоящего законопроекта не потребует дополнительных расходов бюджетных средств.

Текст документа сверен по:
рассылка

27 апреля, 2020, 13:01 30981

28 апреля вступает в силу закон о финмониторинге, который устанавливает новые нормы идентификации клиентов банков, а также меняет некоторые правила для банков и их клиентов. AIN.UA разбирался, что изменит этот закон для банков, бизнеса, бухгалтеров и простых украинцев.

Что за закон и зачем он нужен

Закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» проголосовали в Раде 6 декабря 2019 года. Он регулирует такую сферу, как финансовый мониторинг.

Ранее мы подробно рассказывали о том, что это такое. Если коротко, это правила и процессы, по которым банки проверяют денежные переводы на предмет их нелегальности. Предприниматели сталкиваются с ним в жизни, когда при переводе крупной суммы денег банки блокируют перевод (а иногда заодно и карту) и требуют предоставить документы о происхождении средств и целях их использования.

Закон о финмониторинге адаптирует украинское законодательство к европейским нормам финмониторинга. Он нужен, чтобы в будущем претендовать на членство в ЕС.

Какие операции регулирует закон о финмониторинге

Все операции своих клиентов, вне зависимости от суммы и назначения счета (личный, предпринимательский, счет компании и т.п.), банки теперь обязаны идентифицировать. А именно:

  • установить личность плательщика,
  • сопроводить перевод средств необходимым перечнем данных про плательщика и получателя.

Скорей всего, этих процессов пользователи на себе не ощутят, так как у банков уже есть все необходимые сведения о клиентах. Что касается получателей, некоторые банки уже запрашивают имя и фамилию получателя, на счет которого переводятся деньги, если он не является клиентом банка.

В то же время операции на сумму свыше 400 000 грн (раньше — свыше 150 000 грн) подпадают под обязательный финмониторинг. То есть, банки должны будут удостовериться в происхождении средств — для этого у клиента попросят соответствующие документы. В некоторых случаях операции и на меньшую сумму могут требовать проведения финмониторинга в той или иной форме.

Какие операции не попадают под действие закона

НБУ также опубликовал перечень операций, которые не попадают под данный закон:

  • оплата коммунальных услуг, налогов, штрафов, других обязательных сборов и платежей независимо от суммы,
  • уплата кредита в сумме до 30 000 грн,
  • оплата товаров и услуг картой (или с помощью другого электронного платежного средства), если ее номер сопровождает перевод — независимо от суммы,
  • все наличные переводы в пределах Украины в сумме до 5000 грн (раньше — до 15 000 грн),
  • снятие средств с личного счета.

Эти операции не считаются рисковыми. Поэтому компетенции финмониторинга на них не распространяются.

Пункт о переводах вызвал немало волнений: пошли слухи, что из-за этого с 28 апреля перестанут работать платежные системы для наличных переводов, которые не смогут обеспечить такую идентификацию. В результате украинцы не смогут заплатить за коммуналку или внести средства за кредит.

Однако в НБУ заявили, что этого не произойдет — регулятор заблаговременно порекомендовал банкам и другим финансовым организациям настроить их автоматизированные системы таким образом, чтобы обеспечить сопровождение денежных переводов необходимой информацией о плательщике и получателе.

Что реально изменит закон о финмониторинге для бизнеса и простых украинцев

Редактор AIN.UA попросила партнера ЮК Sayenko Kharenko Алину Плющ прокомментировать изменения, которые бизнес и простые украинцы реально ощутят на себе после вступления закона в силу:

«Я бы назвала три вещи, которые будут заметны большинству украинцев и бизнесу.

Повышение порога обязательного финансового мониторинга. До вступления нового закона в силу обязательный финмониторинг применялся к операциям от 150 000 грн (то есть банк в любом случае требовал предоставить документы, подтверждающие законность средств. — ред.). Теперь же эта сумма повышается до 400 000 грн.

На практике, это означает, что для большинства клиентов банков случаи общения по вопросам источников происхождения средств и подтверждающим их документам вряд ли участятся. Будем объективными: даже в среде высокооплачиваемых профессионалов транзакции на такую сумму — скорее исключение, что уж говорить о населении в целом.

Что касается переводов от 5000 грн – речь идет о переводе средств в наличной форме.

То есть, если вы осуществляете перевод или получаете перевод на 6000 грн наличными, при переводе у вас в большинстве случаев попросят копию паспорта (из нее возьмут ФИО, номер документа и адрес проживания). Раньше такое требование тоже существовало, но применялось для сумм от 15 000 грн.

К наличным в финмониторинге внимание всегда было повышенным, так как по своей природе они проще всего позволяют скрыть реального выгодополучателя.

При этом, обращу внимание, что в случае с переводом средств выше речь идет скорее об установлении личности инициатора и получателя перевода, а не об источниках происхождения средств, за счёт которых этот перевод осуществляется.

Обновление информации о бенефициарах компаний. Украина одной из первых в мире внедрила реестр бенефициарных собственников. В отличие от множества других стран (включая страны ЕС и США) любой обыватель может зайти на сайт ЕДР и посмотреть, кому принадлежит компания.

Однако, вопрос всегда касался качества информации в ЕДР. Не все компании предоставили информацию о своих бенефициарах, множество существующих записей не обновлялись в течение нескольких лет.

Новый закон требует, чтобы компании ежегодно обновляли информацию о своих бенефициарах, за неподачу информации грозит штраф до 51 000 грн.

На практике, это станет еще одной маленькой проблемой бухгалтеров/юристов для тысяч небольших компаний и, вероятнее всего, поможет с установлением реальных собственников компаний.

Удаленная верификация. Свершилось то, чего так ждали: банки и другие финучреждения смогут удаленно верифицировать клиентов и открывать для них счета без их физического присутствия.

Новый закон обновил требования по проверке личности потенциального клиента и привел их в соответствие с европейскими нормами. НБУ уже представил концепцию того, как может работать удаленная верификация, и в ближайшее время подготовит детальные положения на этот счёт.

Таким образом, разрешается парадоксальная, на мой взгляд, ситуация. По качеству услуг, удобству и инновационности украинские банки часто могут дать фору своим европейским собратьям. С другой стороны, клиенты даже самых инновационных банков должны были писать бесконечные «копія вірна» на десятке копий своего паспорта, кода налогоплательщика и других документов».

Какие риски несет в себе закон о финмониторинге

Закон вводит риско-ориентированный подход для банков, почтовых операторов, нотариусов, адвокатов, аудиторов и других субъектов первичного финансового мониторинга. Это означает, что подозрительных клиентов будут проверять дотошно, а надежных — меньше.

«В идеале это работает на пользу и клиентов, и бизнеса, их обслуживающего: банки, финкомпании и другие субъекты финмониторинга могут устанавливать более мягкие требования для клиентов, чьи операции не вызывают у них сомнения, не тратя лишние ресурсы на формальные проверки. Ответственность за качество проверки клиентов во все большей степени ложится на самих субъектов финансового мониторинга, — комментирует Алина Плющ.

Опасения обычно вызывает внедрение такого подхода в наших реалиях. Скептики заявляют, что банки и финансовые учреждения будут использовать риск-ориентированный подход как повод отказаться от клиента при малейшем (читай – надуманном) риске или заблокировать его счет «на всякий случай».

Вместе с другими страшилками (будет как в ЕС – за каждую копейку нужно отчитаться) эти аргументы составляют едва ли не основу критики нового закона.

На эти фразы можно возразить двумя контраргументами.

Во-первых, риск-ориентированный подход уже год используется в валютном законодательстве со вступлением в силу Закона Украины «О валюте и валютных операциях». По этому закону на банки была возложена ответственность за проверку валютных операций клиентов.

Ухудшило ли это ситуацию клиентов? Не думаю. На фоне проводимой валютной либерализации физические лица за 2019 год официально вывели за рубеж более 85 млн евро. Эта сумма ушла со счетов физических лиц, средства прошли банковскую проверку.

Во-вторых, со многими европейскими правилами финансового мониторинга клиенты украинских банков уже неформально встречались на практике. Особенно это касается клиентов банков с западным капиталом. Дело в том, что у этих банков на уровне центрального офиса существуют более-менее универсальные политики финансового мониторинга, внедряемые во всех странах.

И несмотря на эти правила, иностранные банки регулярно занимают первые места в списке учреждений, где клиенты предпочитают хранить мало-мальски значимые суммы. И никакой финмониторинг этому стремлению не помеха».

Решит ли закон проблему с отмыванием денег в Украине

«С одной стороны, закон о финмониторинге внедряет многие практики и знания европейских коллег, обладающих большим опытом работы в борьбе с отмыванием средств и финансированием терроризма. Предполагается, что он поможет сфокусировать внимание на тех транзакциях, которые несут наибольшие риски, и упростит избыточные административные процедуры, — комментирует юрист.

С другой стороны, в 2018 году MONEYVAL (европейская институция, занимающая вопросами борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма) в своей оценке рисков Украины, связанных с финмониторингом, обратила внимание, прежде всего, на коррупцию, а не на недостатки существующего закона. И это логично: секрет успешности законов часто лежит в «разумном фанатизме» при их реализации, а не в частоте их обновления».

# банки # законодательство # НБУ

Ст 26 о банках

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *