Ст 17 ФЗ 135

Содержание

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений

1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

2. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

4. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. Антимонопольный орган в соответствии с настоящей частью вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

MorozovaAA wrote: KRENDE1EK wrote:Мы являясь арендодателями и арендаторами одновременно пользуемся положениями п.9 ст. 17.1 135-ФЗ и продлеваем наши договоры без проведения торгов. Я прочитал в интернете, что преимущественным правом на перезаключение договора аренды можно воспользоваться всего один раз. после чего договор аренды заключается на общих основаниях.
Если кто-то сможет поясните мне насколько это высказывание верно
ой-ой, впервые такое слышу) интересно)
Здравствуйте, мне тоже интересно — ЧТО ПЬЮТ ИЛИ КАКУЮ ТРАВУ КУРЯТ люди :))) , которые пишут это :))):
Разъяснения ФАС России от 05.06.2012 г. по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ) и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.10.2011 № 732 и от 30.03.2012 № 203)
13. Заключение на новый срок (пролонгация) договоров
1. Согласно части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
В соответствии с частью 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, за исключением следующих случаев:
1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;
2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.
Таким образом, договор аренды государственного или муниципального имущества может быть продлен в порядке, установленном частями 9-10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в случаях, если такой договор был заключен в соответствии с законодательством Российской Федерации, иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставление прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества возможно без проведения торгов на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставление прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом возможно без проведения торгов в порядке, установленном главой 5 указанного закона.
При этом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции при принятии решения о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган может ввести ограничения путем установления предельного срока предоставления такой преференции. Если такое ограничение установлено, преференция не может быть предоставлена (использована) после окончания указанного срока.
Кроме того, срок предоставления государственной или муниципальной преференции должен быть установлен актом соответствующего органа, которым такая преференция предоставлена.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставление прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом возможно без проведения торгов лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта.
Согласно части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.
Таким образом, максимальный срок договора аренды, заключенного по основаниям, установленным пунктами 9 — 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, ограничен законодательством и не может быть изменен (продлен) по правилам, предусмотренным частями 9 — 11 указанной статьи.

Порядок заключения договоров аренды муниципального имущества на новый срок

Договор аренды заключается на определенный сторонами срок. По его окончании арендатор обязан возвратить имущество арендодателю (ст. 622 Гражданского кодекса РФ). Но если арендатор продолжает пользоваться объектом аренды и арендодатель против этого не возражает, договор считается продленным на согласованных в нем условиях на неопределенный срок (п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ). В то же время многие объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам только на основании торгов. Например, такой порядок установлен для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ).

Высший судебный орган также признал конкурсный порядок единственным законным способом продлить договор аренды на новый срок. ВАС РФ указал, что договор аренды муниципального земельного участка, заключенный на новый срок без торгов, ничтожен (ст. 168 Гражданского кодекса РФ) как и соглашение о продлении такого договора. На основании постановления ВАС сформировалась судебная практика. Суды признавали договоры аренды муниципального имущества, продленные без торгов, ничтожными, а дополнительные соглашения о продлении таких договоров недействительными. Примеры – постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2015 г. № Ф05-11373/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2013 г. по делу № А65-18635/2012.

Антимонопольные органы с судьями соглашаются. Заключение договоров аренды муниципального имущества допускается на торгах (ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ). Нарушение этого правила ФАС рассматривает как ограничение конкуренции. Таким ограничением она считает в том числе продление договора аренды муниципального имущества на неопределенный срок. Орган местного самоуправления либо главу местной администрации могут привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 14.49 КоАП РФ, выдать предписания об устранении нарушений требований закона (решение Владимирского областного суда от 2 сентября 2014 г. № 11-291/2014).

  • Запреты, ограничения и новые требования к муниципальным служащим

Когда мунипалитет может продлить договор аренды

Чтобы понять, можно ли продлить договорные отношения с арендатором без торгов и избежать негативных последствий, обратите внимание на дату заключения основного договора аренды. ВАС РФ в постановлении № 73 указал, что продление договоров аренды на неопределенный срок без проведения торгов допустимо, если основной договор стороны заключили до вступления в силу норм об обязательном заключении договоров в отношении публичного имущества на торгах Закона № 135-ФЗ. Эти нормы были установлены статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ. Она введена Федеральным законом от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ, который вступил в силу с 2 июля 2008 года.

Позицию ВАС РФ поддерживают и суды общей юрисдикции.

Пример 1. Антимонопольная служба привлекла орган местного самоуправления к административной ответственности. Орган местного самоуправления продлил договор аренды муниципального имущества (нежилого помещения) на неопределенный срок без торгов. По мнению ФАС, тем самым местные власти предоставили арендатору незаконную преференцию. Это противоречит статье 15 Закона № 135-ФЗ.

Муниципалитет не согласился с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности и обратился в суд. Суды установили, что договор аренды был заключен до 2 июля 2008 года. Поэтому положения статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ к спорным правоотношениям неприменимы. Суд удовлетворил требования муниципалитета и признал незаконным постановление ФАС.

Порядок заключения договоров аренды муниципального имущества и признание его ничтожным

Договор аренды может быть признан ничтожным и расторгнут, если он заключен после вступления в силу положений Закона № 135-ФЗ об обязательном заключении таких договоров на торгах. Это правило действует, даже если арендатор продолжает пользоваться объектом аренды после истечения срока его действия и ни одна из сторон не заявила о желании прекратить договорные отношения.

Полезно знать

Чтобы заявить о намерении прекратить договорные отношения и потребовать возврата имущества, направьте арендатору письменное уведомление

Пример 2. Муниципалитет потребовал, чтобы компания вернула ранее переданное в аренду имущество по акту приема-передачи. Арендатор отказался. Аргумент: срок действия ранее заключенного договора аренды истек и ни одна из сторон не заявила о намерении прекратить договорные отношения. В связи с этим договор должен быть продлен на неопределенный срок.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали органу местной власти в иске. Но кассация судебные акты отменила и поддержала требования муниципалитета. Договор в установленном порядке не продлевался и прекратил свое действие в связи с истечением срока, на который он был заключен (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 августа 2016 г. № Ф09-7143/16 по делу № А71-6860/2015).

  • Оценка профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих

Договор аренды и безвозмездного пользования муниципального имущества может быть продлен на неопределенный срок

Если стороны заключили договор безвозмездного пользования (ссуды), то на ссудополучателя возлагается обязанность содержать полученное имущество (ст. 695 Гражданского кодекса РФ). В отношении договора ссуды муниципального имущества допускается его продление на неопределенный срок. Судебная практика это подтверждает.

Пример 3. Орган местного самоуправления до вступления в силу Закона № 135-ФЗ заключил договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом. Когда срок действия договора истек, муниципалитет продлил его без проведения конкурса. Это произошло после 2 июля 2008 года. Но орган местного самоуправления руководствовался пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ.

ФАС усмотрела в действиях муниципалитета нарушение федерального законодательства о защите конкуренции и обратилась в суд. Она потребовала признать дополнительное соглашение недействительной сделкой и возвратить имущество в казну муниципального образования. Часть требований суд удовлетворил. Он признал дополнительное соглашение недействительной сделкой. Судьи указали, что положения статьи 621 Гражданского кодекса РФ нельзя истолковать как создающие возможность обхода правил об обязательности торгов в установленных законом случаях. Это выводило бы определенный круг хозяйствующих субъектов из сферы действия антимонопольного законодательства, создавая неравные условия хозяйствования, и не отвечало бы целям Закона № 135-ФЗ. Но в требовании о возврате муниципального имущества в казну муниципального образования судьи отказали. Ссудополучатель продолжает пользоваться имуществом, и требования о его возврате заявлены не были. Поэтому основной договор ссуды считается пролонгированным на неопределенный срок. Президиум ВАС РФ поддержал нижестоящие суды (постановление от 28 декабря 2010 г. № 9143/10).

Выводы

  1. Не подписывайте дополнительные соглашения о продлении срока действия договора, который вы заключили до 2 июля 2008 года. Контролеры признают это нарушением федерального законодательства о защите конкуренции. Регистрирующий орган может отказать в регистрации дополнительных соглашений (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2015 г. № 13АП-1619/2015).
  2. Если необходимо сохранить отношения с действующим арендатором или ссудополучателем, а основной договор был заключен до вступления в силу Закона № 135-ФЗ, тактика умолчания сработает. Не нужно совершать никаких действий, чтобы продлить срок договора. Он будет считаться продленным на неопределенный срок на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ. Любая из сторон вправе отказаться от договора аренды, заключенного на неопределенный срок, исходя из положений пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса РФ.
  3. Если договор был заключен после 2 июля 2008 года, пролонгировать его на определенный или на неопределенный срок в обход конкурентных процедур нельзя. Орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления, допустившие такое нарушение, могут быть привлечены к административной ответственности.

Пользование и владение имуществом

Право владения

  • это возможность фактически обладать имуществом, так сказать, физическое «господство» над ним. Право владения в отношении арендаторов позволяет им во-первых, определять различные условия доступа к имуществу и если это необходимо, то физически воздействовать на него. Например, перемещать арендуемое имущество в пространстве (при условии что оно движимое).

Это важное обстоятельство позволяет арендатору более рационально использовать имущество. В зависимости от текущих потребностей, в нужном месте и в нужное время арендатор может без простоев использовать арендованное имущество по своему усмотрению. Это подтверждается и сложившейся судебной практикой.

Право пользования имуществом

  • это право извлекать из имущества его полезные свойств. Относительно арендных отношений, пользование имуществом должно осуществляться согласно условиям заключенного договора. Так согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Обратите внимание, пользование арендованным имуществом является главной целью всего договора аренды.

Именно за возможность арендатора пользоваться имуществом, взятого им в аренду и взимается арендная плата. Владение имуществом здесь является как ни странно вторичным, основным правом при аренде является, конечно же, возможность пользоваться имуществом. Ключевым словом здесь является слово «возможность». В действительности арендатор может и не пользоваться имуществом, важно, чтоб у него такая возможность была. А будет он реализовывать свою возможность или нет — это уже его право. Это очень важный момент.

Арендатор по сути не обязан уплачивать арендодателю обусловленную договором арендную плату за период, в который он фактически лишен возможности пользоваться арендованным имуществом. Арендатор вправе требовать с арендодателя возврата внесенных им за этот период денежных средств (арендных платежей).

Данная правовая позиция подтверждается и судебной практикой.

Право распоряжения имуществом

  • Обеспеченная законом возможность определять юридическую судьбу вещи. Распоряжение осуществляется посредством совершения юридических актов, т.е. действий, направленных на достижение юридических последствий. Распоряжаясь вещью, собственник ее продает, дарит, передает в аренду и т.д.

Иногда право распоряжения имуществом может принадлежать и несобственнику. Так, арендатор (наниматель) при определенных условиях может сдать вещь, полученную им по договору аренды (найма), в субаренду (поднаем) (ст. 615 ГК РФ). Но несобственник никогда не наделяется правом распоряжения вещью в полном объеме.

Чем отличается владение от пользования

Как правило, данная категория неразрывно связано с и распоряжением вещью. Право владения подтверждается документально и может быть ограничено (прекращено) только на основании решения суда или нормативного акта. Пользование – вид имущественного права, которое даёт возможность лицу использовать объект по назначению либо потреблять его.

Прекращается по истечении договора аренды, добровольного отчуждения имущества, по решению суда, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Разница между владением и пользованием Для лучшего осознания категории необходимо понимать триаду права собственности: владение, распоряжение.

В свою очередь, объем прав и обязанностей зависит от того, какую конструкцию договора аренды выберут для себя стороны. Наиболее востребованным и встречаемым вариантом передачи имущества при аренде является, конечно же, передача во временное владение и пользование.

Для понимания природы договора необходимо в первую очередь разобрать терминологию. Право владения — это возможность фактически обладать имуществом, так сказать, физическое «господство» над ним.

Следует еще раз подчеркнуть, что указанные правомочия (владения, пользования, распоряжения) собственник реализует по своему усмотрению (своей властью в своем интересе). Если он делегирует эти полномочия (все или их часть) кому-либо, то это лицо действует властью собственника.

Временное пользование имуществом

Временное пользование имуществом — действие, по которому одна сторона передает другой вещь. Человек, который ей пользуется, должен вернуть ее в состоянии, в каком она была получена. Хотя следует учитывать ее износ или состояние, обусловленное соответствующим договором.

Под правом пользования имуществом подразумевается право брать из него наиболее полезные свойства. Что касается арендных отношений, то оно должно осуществляться по условиям заключенного договора.

Стороны

Сторонами предаваемого имущества во временное пользование вправе выступать граждане и юридические лица. Но, для коммерческих предприятий установлено ограничение на передачу имущества для пользования их имуществом учредителям, членам органа контроля, или управления, или руководителям.

Имущество, передаваемое во временное пользование

В качестве имущества могут выступать непотребляемые вещи или индивидуально-определенные. Например, недвижимое имущество (предприятия, земельные участки, обособленные природные объекты, имущественные комплексы, сооружения, здания, сооружения и прочее) соответствует данным требованиям. Хотя важно обращать внимание на определенные моменты. В документе важно обозначать сведения, позволяющие установить имущество, которое подлежит передаче ссудополучателю как объекта безвозмездного использования. Если такие данные отсутствуют, то документ будет считаться не согласованным сторонами.

Сроки временного пользования

Срок является важным условием временного пользования, поскольку он может быть определенным или неопределенным. Если одна из сторон решила отказаться от пользования, то необходимо об этом уведомить другую сторону, хотя бы за один месяц, в случае, когда договором не предусматривается другой период извещения.

Права стороны, пользующейся имуществом

Следует использовать переданное имущество согласно условиями заключенного договора. Если же такое в документе не обозначено, то согласно с назначением имущества. Важно, чтобы пользователь поддерживал полученную вещь в исправном состоянии, следил за ее текущим и капитальным ремонтом. Доходы, которые образовались в связи с использованием недвижимости, нужно учитывать при расчете налога на прибыль. И, соответственно, расходы, связанные с его содержанием, включить в состав затрат в качестве налогообложения прибыли.

Поделиться с друзьями>РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Е.В. Баланцев,
директор консалтингового центра
Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова,
г. Ярославль

Статья 298 Гражданского кодекса РФ определяет границы полномочий учреждения по распоряжению закрепленным за ним имуществом: некоторым имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, остальным (недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество; в отношении казённого учреждения – любое имущество) – только с согласия его собственника. На практике встречаются различные ситуации, когда учреждение по тем или иным причинам желает избежать необходимости получения согласия собственника на заключение договора, связанного с распоряжением закрепленным им имуществом.

Формы распоряжения имуществом

Как известно, в соответствии со статьей 296 ГК РФ имущество, закрепленное собственником за учреждением (в том числе государственным и муниципальным), принадлежит ему на праве оперативного управления. Это ограниченное вещное право, и, в отличие от собственника имущества, оперативный владелец ограничен во владении, пользовании имуществом<*> и особенно в распоряжении им.

<*> В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.
Существует несколько форм распоряжения имуществом – связанные с переходом права собственности к другому лицу (купля-продажа, мена, дарение) и не связанные с таким переходом (аренда, передача во временное безвозмездное пользование). Независимо от объема передаваемых прав соответствующие полномочия учреждения ограничены статьей 298 ГК РФ: в соответствующих случаях для заключения договора требуется согласие собственника.

Документ : Особенности аренды государственного и коммунального имущества

Особенности аренды государственного
и коммунального имущества

На сегодняшний день немало объектов, находящихся в государственной и коммунальной собственности, являются привлекательными для предпринимателей. Однако, с учетом формы собственности данных объектов, вопросы их аренды детально регламентируются действующим законодательством.

Основные нормы, которыми сторонам необходимо руководствоваться при аренде государственного и коммунального имущества, содержатся в ХК Украины.

Так, ч. 1 ст. 287 ХК Украины определяет круг субъектов, которым предоставлено право быть арендодателями. В частности, арендодателями по государственному и коммунальному имуществу являются:

1) Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения — по целостным имущественным комплексам предприятий, их структурным подразделениям и недвижимому имуществу, которое является государственной собственностью, а также другому имуществу в случаях, предусмотренных законом;

2) органы, уполномоченные Верховной Радой Автономной Республики Крым или местными советами управлять имуществом, — соответственно по имуществу, которое принадлежит Автономной Республике Крым или имеется в коммунальной собственности;

3) государственные (коммунальные) предприятия — по отдельному индивидуально определенному имуществу, а с разрешения арендодателей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, — также по целостным имущественным комплексам, их структурным подразделениям и недвижимому имуществу.

В соответствии с ч. 2 ст. 287 ХК Украины организационные и имущественные отношения, связанные с передачей в аренду целостных имущественных комплексов государственного сектора экономики, а также целостных имущественных комплексов, являющихся коммунальной собственностью, регулируются законодательством в соответствии с ХК Украины.

Так, помимо ХК Украины, центральным законом, определяющим основные положения аренды объектов государственной и коммунальной собственности, является Закон об аренде государственного и коммунального имущества.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 данного Закона не могут быть объектами аренды объекты государственной собственности, имеющие общегосударственное значение и не подлежащие приватизации в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о приватизации государственного имущества.

В части 2 ст. 5 Закона о приватизации государственного имущества определены критерии отнесения объектов к объектам общегосударственного значения. В частности общегосударственное значение имеют:

“а) объекты, которые обеспечивают выполнение государством своих функций, обеспечивают обороноспособность государства, его экономическую независимость, и объекты права собственности Украинского народа, имущество, которое составляет материалъную основу суверенитета Украины”.

В частности к такому имуществу относится имущество органов государственной власти, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, правоохранительных и таможенных органов.

Тем не менее, как указано в Письме № 10-16-9324, не все имущество, которое находится на балансах указанных органов, отвечает указанному критерию отнесения к имуществу общегосударственного значения.

Так, в зданиях министерств и ведомств есть вспомогательные и другие не приспособленные для непосредственной работы аппарата и техники министерств и ведомств помещения. Такие помещения (или их части) используются балансодержателями, например, для размещения столовых и буфетов. С целью размещения учреждений питания, а также аптечных, газетных и книжных киосков, учреждений связи, бытового обслуживания и т.п. они могут передаваться в аренду.

Указанные помещения могут быть объектами аренды при условии предоставления органом, уполномоченным управлять соответствующим иму- ществом, заключения, что указанные объекты не подпадают под критерии отнесения к объектам общегосударственного значения, определенного в ч. 2 ст. 5 Закона о приватизации государственного имущества, а также разрешения на аренду и предусмотренных ст. 9 Закона об аренде государственного и коммунального имущества выводов относительно условий договора аренды.

Далее представим основные нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы заключения договора аренды имущества государственной и коммунальной собственности, в виде таблицы.

Нормативно-правовой акт Содержание
ХК Украины ст. 287 Определяет круг арендодателей имущества государственной и коммунальной собственности
Закон об аренде государственного и коммунального
имущества
Определяет:
— объект договора, круг арендодателей и арендаторов;
— существенные условия договора аренды;
— процесс передачи в аренду объектов государственной и коммунальной собственности
Методика расчета и порядок использования платы за аренду государственного имущества Содержит механизм расчета платы за арен-ду целостного имущественного комплекса государственного предприятия, организации, их структурных подразделений (филиалов, цехов, участков) и отдельного индивидуально определенного имущества государ-ственного предприятия, закрепленного за военными частями, имущества, которое не вошло в уставный фонд хозяйственного об-щества, созданного в процессе приватизации, а также размеры арендных ставок за использование целостных имущественных комплексов госпредприятий и арендных ставок за использование недвижимого имущества
Методика оценки стоимости объекта аренды, утвержденная Постановлением КМУ от 10.08.1995 г. № 629 Определяет методику оценки стоимости объектов аренды госпредприятий, организаций, а также предприятий, основанных на имуществе, принадлежащем Автономной Республике Крым или находящемся в ком-мунальной собственности, с целью опреде-ления их стоимости в соответствии с поло-жениями (стандартами) бухгалтерского учета и использования ее для расчета арендной платы
Положение о порядке и условиях предоставления льгот по арендной плате арендаторам имущества государственных предприятий, утвержденное Постановлением КМУ от 29.02.1996 г. № 271 Содержит порядок и условия получения льгот по арендной плате арендаторам целостных имущественных комплексов государственных предприятий, организаций, их структурных подразделений (филиалов, цехов, участков) с целью предотвращения их банкротства, улучшения финансового состояния и повышения конкурентоспособности продукции
Порядок проведения конкурса на право аренды государственного имущес-тва, утвержденный прика-зом Фонда государствен-ного имущества Украины от 13.10.2004 г. № 2149 Определяет порядок проведения конкурса, его условия, создание конкурсной комиссии
Перечень документов, предоставляемых арендодателю для заключения договора аренды государственного имущества, утвержденный приказом Фонда государственного имущества Украины
от 14.11.2005 г. № 2975
Содержит перечень документов, которые предоставляются арендодателю для заключения договора аренды государственного имущества
Приказ Фонда государственного имущества Украины от 23.08.2000 г. № 1774 “Об утверждении договоров аренды” Содержит Типовой договор аренды целостного имущественного комплекса государственного предприятия (структурного подразделения предприятии), Типовой договор аренды индивидуально определенного имущества (недвижимого или иного) и Примерный договор о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предостав-ление коммунальных услуг арендатору

Анализируя содержание ст. 287 ХК Украины, можно прийти к выводу, что особенностью арендных отношений является их комплексный характер, что и отражают ч. 2 ст. 287 ХК Украины и ст. 1 Закона об аренде государственного и коммунального имущества, который регулирует:

1) организационные отношения, связанные с передачей в аренду имущества государственных предприятий и организаций, предприятий, основанных на имуществе, принадлежащем Автономной Республике Крым или находящемся в коммунальной собственности их структурных подразделений;

2) имущественные отношения между арендодателями и арендаторами по хозяйственному использованию государственного имущества, имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым или находящегося в коммунальной собственности.

Далее остановимся подробнее на некоторых положениях нормативно-правовых актов, касающихся вопросов аренды объектов государственной и коммунальной собственности.

При составлении договора аренды имущества государственной и коммунальной собственности необходимо использовать типовые формы. Законодатель предусмотрел четкое разграничение этих форм: для аренды имущества государственной формы собственности типовые договоры утверждены приказом Фонда государственного имущества Украины от 23.08.2000 г. № 1774 “Об утверждении договоров аренды”, а для аренды имущества коммунальной собственности они разрабатываются органами местного самоуправления.

Напоминаем, что, согласно ст. 179 ХК Украины, хозяйственный договор может быть основан:

— на примерном договоре, рекомендуемом органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию изменить отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнить его содержание;

— на типовом договоре, утвержденном Кабинетом Министров Украины, или в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия.

Существенные условия договора аренды

Договор аренды имущества государственной и коммунальной собственности должен содержать все существенные условия договора в соответствии с требованиями ст. 284 ХК Украины и ст. 10 Закона об аренде государственного и коммунального имущества:

— объект аренды (состав и стоимость имущества с учетом ее индексации);

— срок, на который заключается договор аренды;

— арендная плата с учетом ее индексации;

— порядок использования амортизационных отчислений;

— восстановление арендованного имущества и условия его возврата;

— исполнение обязательств;

— обеспечение исполнения обязательств — неустойка (штраф, пеня), задаток, гарантия и т.д.;

— порядок осуществления арендодателем контроля за состоянием объекта аренды;

— ответственность сторон;

— страхование арендатором арендованного имущества;

— обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендованного имущества.

Заключенный договор аренды в части существенных условий должен соответствовать типовому договору аренды соответствующего имущества.

Таким образом, при заключении договора аренды государственного или коммунального имущества предусмотрены одиннадцать существенных условий, при не соблюдении хотя бы одного из которых договор может быть признан не заключенным.

Хотелось бы обратить внимание на условие обязательного страхования объекта аренды. При этом обязанность страхования возлагается на арендаторов, независимо от их формы собственности и хозяйствования. Согласно ст. 24 Закона об аренде государственного и коммунального имущества арендованное имущество страхуется арендатором в пользу той стороны договора, которая берет на себя риск случайной гибели или повреждения объекта аренды. Следует указать, что в вопросе страхования, объектов аренды судебная практика не всегда однозначна. Так, на вопрос, будет ли считаться не заключенным договор аренды, если в нем не указать обязанность о страховании имущества, Высший хозяйственный суд Украины отвечает по-разному. Например, в постановлении ВХСУ от 12.04.2005 г. было указано, что “при рассмотрении исковых требований о взыскании ущерба нужно учитывать норму ч. 1 ст. 10 Закона об аренде государственного и коммунального имущества, которой страхование арендованного имущества является одним из существенных условий договора аренды, без достижения согласия относительно которого договор аренды нельзя считать заключенным”. В то же время другой коллегией ВХСУ 27 марта 2003 года было принято постановление, в котором отмечалось, что “не может иметь правового значения и отсутствие в оспариваемом договоре соответствующих положений относительно страхования арендованного имущества”.

Также особое внимание хотелось бы уделить приказу Фонда государственного имущества Украины от 09.08.2007 г. № 1329 “О внесении изменений в Типовой договор аренды индивидуально определенного (недвижимого или другого) имущества, которое относится к государственной собственности”.

Указанным нормативным актом были внесены следующие изменения в Типовой договор аренды индивидуально определенного (недвижимого или другого) имущества, которое относится к государственной собственности:

1) пунктом 2.1 раздела 2 “Условия передачи арендованного имущества арендатору” предусмотрено, что в случае аренды недвижимого имущества на срок не менее трех лет арендатор вступает в срочное платное пользование имуществом не ранее даты государственной регистрации договора и акта приема-передачи имущества;

2) пункт 3.6 раздела 3 “Арендная плата” предполагает возможность сторон договора определять соотношение перечисления арендной платы в государственный бюджет;

3) пунктом 4.1 установлено, что предусмотренные законодательством амортизационные отчисления на арендованное имущество начисляются его балансодержателем и используются для полного восстановления арендованных основных фондов, а в случае аренды зданий и сооружений данный пункт должен излагаться в такой редакции: “предусмотренные законодательством амортизационные отчисления на арендованное имущество начисляются арендатором и в первоочередном порядке используются им на полное восстановление арендованных основных фондов”;

4) для получения согласия арендодателя на осуществление улучшений арендатор подает заявление и материалы согласно Порядку предоставления арендатору согласия арендодателя государственного имущества на осуществление неотъемлемых улучшений арендованного государственного имущества, утвержденному приказом Фонда государственного имущества Украины от 03.10.2006 г. № 1523;

5) в разделе 5 “Обязанности арендатора” установлено, что арендатор обязан за свой счет своевременно осуществлять капитальный, текущий и другие виды ремонтов арендованного имущества. Это условие договора не рассматривается как разрешение на осуществление улучшений арендованного имущества и не влечет за собой обязательство арендодателя относительно компенсации стоимости улучшений. Также следует учитывать то, что если арендатор подает заявление на согласование арендодателем осуществления неотъемлемых улучшений арендованного имущества, он обязан предоставить экспертное заключение на проектно-сметную документацию на осуществление неотъемлемых улучшений. А в случае если объект аренды подлежал экологическому аудиту и в отчете об экологическом аудите указано на определенные несоответствия требованиям законодательства и выдвинуты определенные требования или даны рекомендации, в договор должен быть включен специальный пункт “в течение определенного периода (установленного договором) необходимо осуществлять мероприятия по устранению несоответствий требованиям действующего законодательства, выявленных экологическим аудитом, согласно рекомендациям (требованиям), предоставленным в отчете об экологическом аудите”.

В рассматриваемом Типовом договоре установлено, что в случае изменения счета, названия предприятия, телефона или юридического адреса арендатор обязан сообщать об этом арендодателю в недельный срок.

Также установлен срок в 15 рабочих дней, в течение которых после подписания настоящего договора арендатор обязан заключить с балансодержателем арендованного имущества договор о возмещении затрат балансодержателя на содержание арендованного имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору.

Таким образом, оплата стоимости коммунальных услуг не является составляющей арендной платы и осуществляется на основании отдельного договора. (Примерная форма договора о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору утверждена приказом Фонда го имущества Украины от 23.08.2000 г. № 1774) Оплату за потребленные услуги коммунальным предприятиям от своего имени производит арендодатель, а арендатор возмещает (компенсирует) ему эти расходы.

Арендодателями по отдельному индивидуально определенному имуществу имеют право выступать предприятия. В соответствии с абзацем. 4 ст. 5 Закона об аренде государственного и коммунального имущества предприятия имеют право выступать арендодателями по отдельному индивидуально определенному имуществу и недвижимому имуществу площадью до 200 м2, а для того, чтобы предприятие имело право передать в аренду структурное подразделение (филиал, цех, участок) или недвижимое имущество (здание, сооружение, помещение) площадью свыше 200 м2, оно (предприятие) должно получить разрешение Фонда государственного имущества Украины, его регионального отделения, представительства. Если имущество находится в собственности Автономной Республики Крым или в коммунальной, то такое разрешение может быть предоставлено органами, уполномоченными Верховным Советом Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления управлять имуществом.

Рассматривая вопрос аренды целостных имущественных комплексов государственных предприятий, необходимо отметить, что Закон об аренде государственного и коммунального имущества предусматривает ряд дополнительных требований к ее оформлению. Согласие ст. 4 указанного Закона целостным имущественным комплексом является хозяйственный объект с завершенным циклом производства продукции (работ услуг) с предоставленные ему земельным участком на котором он размещен, автономными инженерными коммуникациями, системой энергоснабжения. Таким образом, целостным имущественным комплексом могу быть цех, все предприятитие и другие объекты социальной сферы, находящиеся на балансе государственного предприятия. При аренде вышеуказанного имущества дополнительно необходимо:

составить разделительный баланс;

уведомить трудовой коллектив о намерении заключить договор аренды.

Арендная плата

Относительно арендной платы Методикой расчета и порядка использования платы, за аренду государственного имущества установлено, что:

— арендная ставка за использование целостных имущественных комплексов государственных предприятий установлена в зависимости от сферы деятельности этих предприятий и колеблется в пределах от 5 до 10 % остаточной стоимости основных средств;

— арендная ставка за использование недвижимого имущества зависит от целевого назначения арендованного имущества, и колеблется от 1 до 100 % стоимости недвижимого имущества, определенной экспертным путем.

Пунктом 7 Методики расчета и порядка использования платы, за аренду государственного имущества установлено, что размер годовой арендной платы в случае аренды отдельного индивидуально определенного имущества (кроме недвижимого) устанавливается по соглашению сторон, но не менее 10 % стоимости арендованного имущества, а в случае, когда арендатором является субъект малого предпринимательства, — не менее 7 % стоимости арендованного имущества.

Пунктом 2 указанной Методики определено, что в случае определения арендатора на конкурсных основах условиями конкурса может быть предусмотрен больший размер арендной платы.

Согласно ч. 2 ст. 19 Закона об аренде государственного и коммунального имущества методика расчета и порядок использования арендной платы для объектов, которые принадлежат Автономной Республике Крым, определяются органами, уполномоченными Верховным Советом Автономной Республики Крым, а для объектов, которые находятся в коммунальной собственности, — органами местного самоуправления.

Часть 4 ст. 19 Закона об аренде государственного и коммунального имущества предусматривает возможность предоставления льгот по арендной плате с целью предотвращения банкротства и улучшения финансового состояния, что регламентируется Положением о порядке и условиях предоставления льгот по арендной плате арендаторам имущества государственных предприятий, утвержденным Постановлением КМУ от 29.02.1996 г. № 271. Указанные льготы предоставляются арендаторам в случае, если в течение последних 6 месяцев (в агропромышленном комплексе — 12 месяцев) до заключения договора аренды государственное предприятие было убыточным или уровень рентабельности был ниже 25 % от среднего по отрасли, а также в случае, если объект аренды имеет важное социальное значение. При этом льготы могут быть предоставлены сроком до двух лет.

Список использованных нормативно-правовых актов

ХК Украины — Хозяйственный кодекс Украины

Закон об аренде государственного и коммунального имущества — Закон Украины от 10.04.1992 г. № 2269-ХII “Об аренде государственного и коммунального имущества” в редакции от 14.03.1995 г. № 98/95-ВР

Закон о приватизации государственного имущества — Закон Украины от 04.03.1992 г. № 2163-ХII “О приватизации государственного имущества” в редакции от 19.02.1997 г. № 89/97-ВР

Методика расчета и порядок использования платы за аренду государственного имущества — Методика расчета и порядок использования платы за аренду государственного имущества, утвержденная Постановлением КМУ от 04.10.1995 г. № 786

Письмо № 10-16-9324 — Письмо Фонда государственного имущества Украины от 29.06.2006 г. № 10-16-9324 “Об аренде отдельных видов имущества органов государственной власти”

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 43 (669),
27 октября 2008 г.
Подписной индекс 40783

Ст 17 ФЗ 135

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *