Ст 165 НК РФ

Октябрь — 2018: правила для экспортеров скорректированы

Зайцева С. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Товары, вывезенные в таможенной процедуре экспорта, облагаются НДС по ставке 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

В случае если реализация производится в страны ЕАЭС, ориентироваться нужно также на Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол), согласно которому (п. 3 и 4) к экспорту товаров в страны ЕАЭС применяется нулевая ставка, если в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представлены соответствующие документы.

Поговорим о таких документах подробнее, тем более что с октября 2018 года нормы о документальном подтверждении скорректированы – см. Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ.

Экспорт товаров в страны дальнего зарубежья

Договор (контракт) с российской организацией

Договор (контракт) с иностранным лицом на поставку товаров за пределы РФ является базовым документом, подтверждающим экспорт. (Заметим, особых требований к порядку его оформления не определено – ориентируясь на гражданское законодательство, стороны согласовывают здесь основные условия: о наименовании товара, его стоимости, сроках поставки и пр.) Поскольку речь идет о контракте именно с иностранной компанией, до сих пор экспортеры были лишены возможности применять нулевую ставку при вывозе товара в режиме экспорта зарубежным обособленным подразделениям российских организаций («иностранного» контракта-то не было, см. Письмо Минфина России от 01.10.2013 № 03-07-15/40626, направленное для сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18594@).

С 01.10.2018 ситуация урегулирована: в отношении отгрузки товаров филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению российской организации, находящемуся за пределами ЕАЭС, подтвердить «экспортную» ставку можно контрактом с российской организацией (скорректирован абз. 1 пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Причем новые правила для подтверждения нулевой ставки НДС, а также налоговых вычетов по операциям реализации сырьевых товаров, указанных в абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ, применяются для всех случаев, перечисленных в пп. 1 и (или) 8 п. 1 ст. 164 НК РФ (что следует из абз. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Норма п. 1 ст. 164 НК РФ

Абзац 2 пп. 1

Реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта

Абзац 3 пп. 1

Реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ)

Абзац 4 пп. 1

Реализация товаров, вывезенных при реэкспорте, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов, остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки товаров, помещенных под обозначенную таможенную процедуру

Абзац 5 пп. 1

Реализация товаров, вывезенных при реэкспорте, ранее помещенных под таможенные процедуры СТЗ, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под обозначенные таможенные процедуры

Подпункт 8

Реализация припасов (топлива и ГСМ, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания), вывезенных с территории РФ

Этот же подход наблюдается и в отношении реализации товаров через посредника (комиссионера, поверенного или агента) по посредническому договору (комиссии, поручения или агентскому соответственно). Иными словами, для подтверждения нулевой ставки, а также вычетов НДС по операциям реализации сырьевых товаров в налоговые органы представляют (пп. 2 п. 2 ст. 165 НК РФ в новой редакции):

  • контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку товаров или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с посредническим договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории ЕАЭС и (или) припасов за пределы территории РФ;

  • контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с посредническим договором), с российской организацией на поставку товаров ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории ЕАЭС.

Транспортные (товаросопроводительные) документы

С октября 2018 года для подтверждения ставки 0% копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, представлять не надо, что следует из обновленного пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ.

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика на поставку таких товаров за пределы ЕАЭС;

  • таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении товаров, ранее ввезенных в РФ, под таможенные процедуры СТЗ, свободного склада или переработки на таможенной территории;

  • таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении под таможенную процедуру реэкспорта указанных товаров.

Не нужны транспортные документы и для подтверждения экспорта товаров, если налогоплательщик представит реестры этих документов в электронной форме (см. следующий раздел консультации). Налоговики сами получат информацию о вывозе у таможенников.

Однако сразу прощаться с транспортными документами не стоит, ведь налоговые органы при определенных обстоятельствах (в частности, при обнаружении несоответствия представленных налогоплательщиком и полученных от таможенников сведений) вправе истребовать копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, предусмотренных абз. 2, 4 и 5 пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, за пределы таможенной территории ЕАЭС (новый п. 1.2 ст. 165 НК РФ).

Для справки: в целях проверки налоговыми органами обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, в том числе по ввезенным товарам, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на контроль и надзор в области налогов и сборов, сведения в электронной форме (п. 17 ст. 165 НК РФ).

Требования налоговиков нужно исполнить в течение 30 календарных дней с даты их получения, принимая во внимание особенности, представленные в таблице ниже (абз. 2 – 5 п. 1.2 ст. 165 НК РФ).

Способ вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта)

Способ подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС

Через морские порты, в том числе в случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа

В налоговые органы представляются:

– копия поручения на отгрузку грузов с указанием порта разгрузки. В случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию РФ в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию РФ, копию поручения представлять в налоговые органы не нужно;
– копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема товара к перевозке, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории ЕАЭС

Воздушным транспортом

В налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории ЕАЭС

Железнодорожным транспортом

Истребуемые транспортные документы могут представляться в электронной форме по формату, утвержденному совместно федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на контроль и надзор в области налогов и сборов и таможенного дела. Указанные документы представляются в налоговый орган
в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор в области налогов и сборов

Срок для представления документов из реестров

Участники внешнеэкономической деятельности в целях подтверждения нулевой ставки вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных (транспортных) документов (разумеется, если таковые требуются) вправе направить в налоговый орган электронные реестры этих документов (п. 15 ст. 165 НК РФ).

Но если налоговый орган выявит между «реестровыми» и «таможенными» сведениями несоответствия, он вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие сведения, по которым выявлены несоответствия.

До сих пор на представление таких документов экспортеру было отведено 20 календарных дней с даты получения требования от налогового органа (абз. 15 п. 15 ст. 165 НК РФ). К копиям документов предъявлялось условие о наличии соответствующих отметок таможенников.

Документ

Требования ст. 165 НК РФ

Таможенная декларация (ее копия)

Наличие отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов

Отметки таможенных органов мест убытия, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории

Компетентные органы подчеркивали:

  • на истребуемых согласно п. 15 ст. 165 НК РФ документах должны быть проставлены отметки в соответствии с Порядком о таможенном декларировании (Письмо ФНС России от 10.01.2018 № АС-4-15/56@);

  • в случае если в таможенных декларациях, распечатанных налогоплательщиком с использованием специализированного программного средства ФТС, отсутствует какая-либо из отметок таможенных органов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, получение таких отметок налогоплательщиком у таможенных органов является обязательным (Письмо Минфина России от 05.07.2018 № 03-07-08/46762).

С 01.10.2018 рассматриваемая норма (п. 15 ст. 165 НК РФ) скорректирована. Во-первых, срок на представление «реестровых» документов налоговикам продлили с 20 до 30 календарных дней. Во-вторых, копии таможенных деклараций, сведения из которых включены в реестр, могут представляться без отметок российских таможенных органов места убытия.

К сведению: при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории ЕАЭС, копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в соответствующие реестры, представленные в налоговый орган в электронной форме, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия.

Если по требованию налоговиков «реестровые» документы не представлены, обоснованность применения нулевой ставки в соответствующей части считается неподтвержденной.

В случае если экспорт (реэкспорт) за пределы таможенной территории ЕАЭС по представленным налогоплательщиком документам не подтверждается сведениями, полученными от таможенников, об этом сообщается налогоплательщику. Последний вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у него документы, подтверждающие вывоз указанного товара (новый абз. 18 п. 15 ст. 165 НК РФ).

Пояснения и документы (если таковые были представлены налогоплательщиком в налоговый орган согласно абз. 18 п. 15 ст. 165 НК РФ) налоговая служба включает в запрос, направляемый в ФТС. Если на основании этого запроса таможня так и не подтвердит вывоз товаров, обоснованность применения нулевой ставки в соответствующей части будет считаться неподтвержденной.

Повторное представление контрактов

Если контракты (договоры) ранее были представлены в налоговый орган для обоснования применения нулевой налоговой ставки или обоснования освобождения от уплаты акциза за предыдущие налоговые периоды, их повторное представление не требуется.

Обратите внимание: данное нововведение касается всех налогоплательщиков, применяющих нулевую ставку НДС (то есть экспортеров товаров в ближнее и дальнее зарубежье).

Вместо контрактов в налоговый орган нужно направить уведомление с обозначением реквизитов документа, которым были представлены указанные документы, и наименования налогового органа, в который они были представлены. Это сказано в новом абз. 2 п. 10 ст. 165 НК РФ.

Экспорт товаров в страны ЕАЭС

В главу 21 НК РФ внесены технические поправки, определяющие право на применение ставки 0% при вывозе товаров на территорию ЕАЭС. В частности, п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен пп. 1.1, согласно которому налогообложение по ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных из России в страны ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), в случаях, предусмотренных Договором о ЕАЭС.

Для подтверждения нулевой ставки, а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров из абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ в налоговые органы представляются документы, предусмотренные Договором о ЕАЭС, но с учетом обозначенных новым п. 1.3 ст. 165 НК РФ особенностей. Напомним, что Протокол среди подтверждающих экспорт документов называет:

  • договор (контракт), на основании которого осуществляется экспорт товаров;

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов, освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств (либо перечень таких заявлений);

  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;

  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

К сведению: при экспорте товаров с территории РФ на территорию государств – членов ЕАЭС представление таможенной декларации (ее копии) не требуется (Письмо ФНС России от 27.04.2017 № СД-4-3/8126@).

Иначе обстоят дела, если продукция помещается под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада (пп. 3 п. 4 Протокола). В этом случае вместо заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов нужна копия таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под указанные таможенные процедуры (Письмо Минфина России от 06.03.2017 № 03-07-13/1/12524).

Но транспортные (товаросопроводительные) документы экспортерам ближнего зарубежья можно не представлять. Копии этих документов могут быть заменены на перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налоговой в электронной форме(абз. 2 п. 1.3 ст. 165 НК РФ).

К сведению: предусмотренный п. 15 ст. 165 НК РФ реестр, подтверждающий обоснованность применения налоговой ставки 0%, к рассматриваемой ситуации неприменим. Иными словами, налогоплательщик не может представить такие реестрывместо копий транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории РФ на территорию государств – членов ЕАЭС (письма ФНС России от 03.08.2018 № СД-4-3/15160@, от 27.04.2017 № СД-4-3/8126@).

Вместе с тем налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе выборочно истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Истребуемые документы (их копии) представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа.

В случае если по требованию налоговиков документы не представлены, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной.

Экспорт услуг (работ)

Для полноты картины стоит также отметить: Федеральный закон № 302-ФЗ внес и другие изменения – в частности, в ст. 165 НК РФ ввел п. 20, в котором представлены особенности подтверждения экспортной ставки НДС и налоговых вычетов при реализации работ (услуг). Но эта норма (в отличие от рассмотренных выше) будет применяться с 01.04.2019 (п. 9 ст. 4 закона).

Итак, согласно п. 20 ст. 165 НК РФ при железнодорожных перевозках вместо копий документов в налоговый орган могут быть представлены транспортные и перевозочные документы, составленные в электронной форме по установленному формату. В таблице ниже показано, о реализации каких услуг (работ) идет речь, а также обозначена норма НК РФ, в которой перечислены документы, «заменяемые» на электронные.

Услуги

Статья 165 НК РФ (о документах)

Услуги по международной перевозке, оказанные в отношении товаров, вывозимых железнодорожным транспортом в таможенной процедуре экспорта (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ)

Подпункт 3 п. 3.1

Транспортно-экспедиционные услуги, а также услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемые российскими организациями (ИП), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, при условии что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ)

Подпункт 3 п. 3.7

Услуги по перевозке или транспортировке экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, перечисленных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ

Работы (услуги), связанные с такой перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых (реэкспортируемых) товаров

Услуги и работы, оказываемые и выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте (пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ)

Абзац 4 п. 5

Указанные в п. 20 ст. 165 НК РФ документы представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор в области налогов и сборов.

Представленные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ.

* * *

Мы рассмотрели скорректированные законодателем (Федеральный закон № 302-ФЗ) нормы гл. 21 НК РФ, которые нужно взять на вооружение участникам внешнеэкономической деятельности в ближайшее время.

Если вкратце:

  • при экспорте товаров российской организации можно применить ставку 0%, подтверждением права на нее является контракт с российской организацией;

  • для подтверждения нулевой ставки при экспорте могут не понадобиться транспортные документы;

  • продлен срок для представления документов из реестров;

  • копии таможенных деклараций, сведения из которых включены в реестр, могут представляться без отметок российских таможенных органов места убытия;

  • контракт для подтверждения нулевой ставки НДС представлять повторно не надо.

Перечисленные изменения вступили в силу 01.10.2018, но применяются в отношении операций по реализации товаров, совершенных начиная с указанной даты (п. 2 и 8 ст. 4 Федерального закона № 302-ФЗ). Это означает, что по старым (до 01.10.2018) экспортным поставкам изменения применяться не будут, даже если подтверждение нулевой ставки произойдет по ним после указанной даты. Вместе с тем официальных разъяснений по этому поводу пока не последовало.

Статья 165 НК РФ. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов

В соответствии со статьей 165 Таможенного кодекса РФ экспорт — это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.

Принцип обложения налогом на добавленную стоимость товаров, отгружаемых на экспорт, а также работ и услуг, связанных с экспортом товаров, — это принцип, согласно которому налогообложение происходит в стране назначения товара.

Подтверждением применения ставки 0% является фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 24 сентября 2004 г. N 03-04-08/73 «Об исчислении НДС при реализации товаров на экспорт».

Согласно действующему порядку применения нулевой ставки НДС, установленному положениями главы 21 Налогового кодекса РФ, 180-дневный срок представления документов, подтверждающих правомерность указанной ставки налога при реализации товаров на экспорт, считается с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов. При этом 180-дневный срок представления документов исчисляется в календарных днях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса РФ при реализации товаров на экспорт для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
  • выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке. В случае если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица — покупателя указанных товаров (припасов). Если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации. При осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование. В случае если выручка от реализации товара (припасов) иностранному лицу поступила на счет налогоплательщика от третьего лица, в налоговые органы наряду с выпиской банка (ее копией) представляется договор поручения по оплате за указанный товар (припасы), заключенный между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей (осуществившем) платеж;
  • таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее — пограничный таможенный орган). При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров. В случаях и порядке, определяемых Минфином России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области экономического развития и торговли, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации.

При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации.

При вывозе товаров, не происходящих с территории Российской Федерации, в таможенном режиме экспорта на территорию государства — участника Таможенного союза, на границе с которым таможенный контроль отменен, в налоговые органы представляются:

  • таможенная декларация (ее копия) с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей факт помещения товаров под таможенный режим экспорта;
  • копия заявления об уплате налога при ввозе товаров на территорию государства — участника Таможенного союза, на границе с которым таможенный контроль отменен, с отметкой налогового органа этого государства, подтверждающей факт уплаты налога;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:

  • копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации;
  • копия коносамента, морской накладной либо любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, могут не представляться в случае вывоза товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания.

В случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа, для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик представляет в налоговые органы следующие документы:

  • копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров, а также с отметкой пограничного таможенного органа, подтверждающей вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации;
  • копию коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

При вывозе товаров, не происходящих с территории Российской Федерации, в таможенном режиме экспорта на территорию государства — участника Таможенного союза, на границе с которым таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Если товары помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, представляются контракт (копия контракта) с резидентом особой экономической зоны, платежные документы об оплате товаров, копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом, а также таможенная декларация с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

Указанные документы представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации (п. 10 ст. 165 Налогового кодекса РФ). Согласно новой редакции пункта 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ, начиная с 2006 года, налогоплательщик должен указывать в учетной политике для целей исчисления НДС порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются НДС по нулевой ставке.

Момент определения налоговой базы при реализации товаров на экспорт изложен в пункте 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ.

При реализации товаров на экспорт также выставляется счет-фактура в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ, при этом в счете-фактуре (графа 7) указывается ставка налога 0%.

Обратите внимание, суммы, указанные в счете-фактуре, могут быть выражены как в рублях, так и в иностранной валюте.

Хотелось бы посоветовать бухгалтерам при подготовке документов в налоговые органы проверить правильность оформления документов, руководствуясь Таможенным кодексом РФ, Приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. N 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации», Приказом ГТК России от 12 сентября 2001 г. N 892 «Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами», статьей 169 «Счет-фактура» Налогового кодекса РФ и др.

Если организация подтверждает реализацию товаров на экспорт, то она имеет право на возмещение налога на добавленную стоимость, предъявленного поставщиками по товарам, работам, услугам, приобретенным для операций, облагаемых по ставке 0%.

Вычеты налога, предъявленного поставщиками по товарам, работам, услугам, приобретенным для операций, облагаемых по ставке 0%, производятся только при предъявлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ. Вместе с документами в налоговый орган представляется отдельная декларация, утвержденная Приказом Минфина России от 28 декабря 2005 г. N 163н.

Порядок предоставления налоговых вычетов (возмещения налога) изложен в пункте 4 статьи 176 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым суммы, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 — 6 и 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Налогового кодекса РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Налогового кодекса РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ.

Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Налогового кодекса РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ.

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.

Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решение об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

Если налоговым органом принято решение о возмещении при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.

Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса РФ, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

При нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.

Исчисление НДС в случае, если право на применение ставки 0% не подтверждено

Документы, подтверждающие фактический экспорт, должны быть представлены в налоговые органы в соответствии с требованиями, установленными статьей 165 Налогового кодекса РФ.

Отсутствие какого-либо из документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ, или неправильное оформление документов не позволяет налогоплательщику подтвердить свое право на применение ставки 0% и налоговые вычеты.

Не подтвердив документально свое право на применение ставки 0% по экспортным операциям в течение 180 дней, налогоплательщик должен уплатить НДС по указанным операциям по соответствующим налоговым ставкам 10% или 18%.

Если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ, не собран на 181-й день, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ, то есть как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

Таким образом, если полный пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, операции по реализации указанных товаров подлежат включению в декларацию по ставке 0% за налоговый период, на который приходится день отгрузки товаров. При этом налогоплательщик уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории РФ (включая реализацию товаров на экспорт), производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 174 Налогового кодекса РФ). Следовательно, в случае отсутствия на 181-й день документов, подтверждающих фактический экспорт товаров, пени будут начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате НДС, начиная с 21-го числа месяца, следующего за тем месяцем, на который приходится день помещения товаров под таможенный режим экспорта.

В пункте 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ говорится, что если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов, налогоплательщик не представил необходимые документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам 10% или 18%.

Порядок бухгалтерского учета в рассматриваемом случае разъяснен в письме Минфина России от 27 мая 2003 г. N 16-00-14/177, в котором говорится, что на сумму НДС, исчисленную согласно пункту 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ по истечении 180 дней, производятся записи по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «НДС к возмещению», в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «НДС к начислению», и соответственно по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «НДС к начислению», с кредитом счета 51 «Расчетные счета» при перечислении в бюджет.

Одновременно налогоплательщик может уменьшить сумму, подлежащую уплате в бюджет, на соответствующие налоговые вычеты НДС, уплаченного поставщикам при производстве и реализации экспортного товара.

Налогоплательщик может впоследствии представить в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%. При этом уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Налогового кодекса РФ.

Суммы НДС, подлежащие возврату (возмещению) организации в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса РФ, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 51 «Расчетные счета» (68 «Расчеты с бюджетом») с кредитом счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «НДС к возмещению» (письмо Минфина России от 27 мая 2003 г. N 16-00-14/177).

Экспорт товаров в Беларусь

При реализации российских товаров, вывезенных с территории России на территорию Белоруссии, применяется нулевая ставка НДС. Правда, 165 статья Налогового кодекса РФ тут не применяется. Чтобы воспользоваться нулевой ставкой, в налоговые органы надо представить вместе с налоговой декларацией следующие документы:

  • договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;
  • выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от покупателя на счет налогоплательщика;
  • третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства);
  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;
  • иные документы, предусмотренные российским законодательством.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 90 дней со дня отгрузки (передачи) товаров.

Если договором предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговые органы представляется выписка банка (копия выписки), подтверждающая внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя товаров. А при бартере налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию России и их принятие на учет. В письме Минфина России от 20 сентября 2005 года N 03-04-08/247 сказано, что такими документами являются накладная белорусского поставщика, заявление о ввозе товаров, а также регистры бухгалтерского учета, из которых видно, что белорусский товар принят на учет. При этом индивидуальные предприниматели и организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, вместо регистров бухгалтерского учета представляют товаросопроводительные документы, подтверждающие, что белорусский поставщик передал товары покупателю. Налоговый орган производит проверку обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

При непредставлении документов, подтверждающих факт экспорта белорусских товаров, НДС подлежит уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров. При этом продавец может воспользоваться правом на вычет налога по приобретенным (принятым на учет) товарам, выполненным работам и оказанным услугам, которые были использованы для производства или реализации товаров.

Если документы, подтверждающие экспорт, будут представлены по истечении 90 дней (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате НДС), уплаченная сумма НДС подлежит возврату в порядке, установленном статьей 176 Налогового кодекса РФ. При этом пени, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты НДС, возврату не подлежат. Напомним, что согласно статье 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога. При этом процентная ставка пени равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Отметим, что пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

5. При реализации перевозчиками на железнодорожном транспорте услуг по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются:

реестр выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные работы (услуги) на счет российского налогоплательщика в российском банке. В случае, если расчеты за указанные в настоящем пункте работы (услуги) осуществляются в соответствии с договорами, заключенными российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте с железными дорогами иностранных государств, или международными договорами Российской Федерации, в налоговые органы представляются документы, предусмотренные указанными договорами;

реестр перевозочных документов, оформляемых при перевозках товаров в международном сообщении, с указанием в нем наименований или кодов входных и выходных пограничных и (или) припортовых железнодорожных станций, размера провозной платы, а также вида сообщения.

В случае истребования налоговым органом отдельных перевозочных документов или выписок банка, включенных в реестры, копии указанных документов представляются перевозчиками на железнодорожном транспорте в течение 30 дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Перевозочные документы, включенные в реестр, должны иметь отметки таможенных органов о перевозке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта или транзита.

При реализации перевозчиками на железнодорожном транспорте услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в налоговые органы представляются:

реестры единых перевозочных документов, оформляемых при перевозках пассажиров и багажа в прямом международном сообщении, определяющих путь следования с указанием пунктов отправления и назначения, или иные документы, предусмотренные договорами, заключенными российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте с железными дорогами иностранных государств, или международными договорами Российской Федерации.

Статья 165. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов. Налоговый кодекс РФ

1. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза (далее в настоящем Кодексе — таможенная территория Таможенного союза) и (или) припасов за пределы Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции).

При вывозе реализуемых товаров (припасов) в целях использования их в деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на морском месторождении углеводородного сырья, представляется контракт (копия контракта) налогоплательщика с налогоплательщиком, осуществляющим деятельность по поиску, оценке, разведке и (или) разработке указанного месторождения, на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы Российской Федерации, а также копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров (припасов) в пункт назначения, находящийся на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;

2) утратил силу.

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (далее в настоящей статье — российский таможенный орган места убытия).

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством — членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

Абзац утратил силу.

При вывозе с территории Российской Федерации припасов представляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов за пределы Российской Федерации (в случае, если таможенное декларирование предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза).

Абзацы шестой — восьмой утратили силу.

В порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налогоплательщик может представить:

реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками российского таможенного органа места убытия вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абзацем первым настоящего подпункта;

реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающих факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абзацами вторым и третьим настоящего подпункта;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:

копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации. В случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации, такая копия поручения налогоплательщиком в налоговые органы не представляется;

копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством — членом Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, могут не представляться в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

При вывозе с территории Российской Федерации припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, содержащих в том числе сведения о количестве припасов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Таможенного союза и (или) за пределы территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река — море) плавания.

В случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта судами осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа, для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:

копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров, а также с отметкой российского таможенного органа места убытия, подтверждающей вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации;

копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

Абзац утратил силу;

5) в случае, если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, представляются:

контракт (копия контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны или с участником свободной экономической зоны;

копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или копия свидетельства о включении участника в реестр участников свободной экономической зоны, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

утратил силу;

таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны либо при ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта или при вывозе припасов, таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, и таможенного органа, который уполномочен на совершение таможенных процедур и таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны и в регионе деятельности которого расположена портовая особая экономическая зона;

документы, предусмотренные подпунктом 1 настоящего пункта, в случае ввоза в портовую особую экономическую зону товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта или при вывозе припасов.

1.1. При реализации товаров, указанных в подпункте 2.9 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика на поставку товаров в пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);

2) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров в пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

2. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 или 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;

2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы Российской Федерации;

3) утратил силу;

4) документы, предусмотренные подпунктами 3 — 5 пункта 1 настоящей статьи.

3. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в счет погашения задолженности Российской Федерации и бывшего СССР или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) копия соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством соответствующего иностранного государства об урегулировании задолженности бывшего СССР (Российской Федерации) или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам;

2) копия соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и налогоплательщиком о финансировании поставок товаров в счет погашения государственной задолженности или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам;

3) утратил силу;

4) документы, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи или в случае, если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, документы, предусмотренные подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи.

3.1. При реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг. В случае вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного союза и заключения налогоплательщиком контракта на оказание указанных услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, помимо указанного контракта (копии контракта) представляется копия контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами;

2) утратил силу;

3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в том числе с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, морским или речным судном, судном смешанного (река — море) плавания в налоговые органы представляются:

копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа места убытия;

копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товара к перевозке документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.

В случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе товаров морским судном или речным судном, судном смешанного (река — море) плавания осуществляются вне региона деятельности российского таможенного органа места убытия, в налоговые органы представляются:

копия поручения на отгрузку товаров с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров, а также с отметкой таможенного органа места убытия, подтверждающей вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации;

копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.

При ввозе товаров морским, речным судном, судном смешанного (река — море) плавания с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, в котором в графе «Порт погрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.

При вывозе товаров за пределы территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, воздушным транспортом в налоговые органы представляется копия грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки (перегрузки), находящегося за пределами таможенной территории Таможенного союза.

При ввозе товаров воздушным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия грузовой накладной с указанием аэропорта погрузки (перегрузки), находящегося за пределами таможенной территории Таможенного союза.

При вывозе товаров автомобильным транспортом за пределы таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей вывоз товара за пределы территории Российской Федерации.

При ввозе товаров автомобильным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского таможенного органа, подтверждающего ввоз товара на территорию Российской Федерации.

При вывозе товаров железнодорожным транспортом за пределы таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой таможенного органа, подтверждающей вывоз товара за пределы территории Российской Федерации либо помещение товара под таможенную процедуру, предполагающую убытие товара с таможенной территории Таможенного союза.

При ввозе товаров железнодорожным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой таможенного органа, подтверждающего ввоз товара на территорию Российской Федерации.

В случае вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного союза морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с указанием места разгрузки или места погрузки (станции назначения или станции отправления), находящегося на территории другого государства — члена Таможенного союза.

При выполнении работ (оказании услуг) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих факт вывоза углеводородного сырья из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт наз

Ст 165 НК РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *