Ст 149 НК РФ

Содержание

Что такое НДС?

Для покупателя налог на добавленную стоимость – это надбавка к цене товара, изымаемая государством. Продавец реализует товар с учетом надбавки. Часть выручки в виде налога он перечисляет в бюджет.

Однако для продавца этого объяснения недостаточно. Дело в том, что в процессе создания блага (товара или услуги) обычно участвуют несколько субъектов. Чтобы продать табуретку, вначале нужно срубить дерево, сделать из него доски, собрать при помощи гвоздей, покрасить, привезти в магазин. НДС уплачивается каждым участником цепочки:

  1. Лесозаготовительное предприятие перечислит НДС в казну при реализации бревен.
  2. Лесопилка – после продажи досок (проценты с разницы стоимости бревен и досок).
  3. Мебельная фабрика – после отправки продукции магазину (проценты с разницы стоимости досок и мебели).
  4. Грузовая компания – получив оплату за перевозку груза и т. д.

Каждый последующий производитель уменьшает сумму налога на добавленную стоимость со своей продукции на размер НДС, уплаченный предыдущими звеньями.

То есть фактически платеж рассчитывается только на ту часть стоимости, на которую увеличивается ценность блага в результате хозяйственной деятельности предпринимателя.

Другими словами, НДС – это налог, изымаемый в бюджет на всех стадиях производства продукции, работ, услуг, по мере их реализации.

Ставки НДС по России

Размер налога установлен статьей 164 Налогового Кодекса РФ. В 2018 году действуют:

  1. основная ставка — 18% на большую часть товаров и услуг;
  2. 10% — ставка для социально значимой продукции (некоторые продукты питания, детские товары, лекарства);
  3. 0% — для экспортеров, для внутренних межрегиональных перевозок.
  4. Есть операции не облагаемые НДС, но в этом случае невозможно его возмещение. Подробности по этому пункту смотрите в приведенном ниже видео.

С 1 января 2019 года планируется повышение НДС с 18 до 20 процентов. Закон об увеличении налога уже принят Государственной Думой и подписан президентом.

Формула и пример расчета налога на добавленную стоимость

Формула расчета налога:

НДС = S * 18/100

где, S – цена без налога,

18% – действующая до 1 января 2019 года ставка НДС, используемая для большинства товаров, работ, услуг, кроме оговоренных выше.

Обозначим конечную стоимость товара вместе с налогом буквой Т.

Т = S + НДС
Т = S + S * 18/100
Т = S * 118/100

Путем простейших математических преобразований можно вывести формулу выделения НДС из суммы стоимости товара с налогом (Т):

S = Т *100 / 118
НДС = Т *100/118 * 18/100
НДС = Т *18 /118

Если ставка налога – 10%:

НДС = S *10/100
НДС = Т * 10/110

Ставки налога 18/118 и 10/110 называются расчетными.

Пример: как вычислить НДС 18% с продаж в интернет-магазине

Допустим, интернет-магазин продает рубашки по 1500 рублей (количество неважно). Поставщику он платит за продукцию по 1 тыс. рублей. Для удобства расчетов будем считать, что это цены без НДС. Ставка НДС – 18% (напомню, что с начала 2019 года она станет 20%).

Цена рубашки для конечных покупателей на сайте составит:

НДС: 1500*18/100 = 270

Сумма с НДС: 1500 +270 = 1770

Магазин заплатит оптовому продавцу:

НДС: 1000*18/100 = 180

Сумма с НДС: 1000 + 180 = 1180 руб.

Покупатель оплатит НДС в полном размере – 270 рублей. Интернет-магазин перечислит в бюджет 90 рублей (270-180). Показанный процесс называется налоговыми вычетами, и благодаря ему в некоторых случаях даже можно получить деньги из бюджета.

Дело в том, что указанные 180 рублей налога государство получит от предыдущих звеньев цепочки.

В итоге мы получаем, что 90 рублей – это и есть наш налог с увеличения стоимости рубашки именно магазином:

(1500 — 1000) *18/100 = 90

Таким образом, НДС рассчитывается только с добавленной стоимости продукта. Полная его сумма в бюджет государства поступит частями в разное время от разных участников цепочки.

Естественно, что одного примера недостаточно, но и статью расширять до бесконечности не хотелось бы. Выход есть — посмотрите это получасовой видеоролик и только что полученные вами знания твердо улягутся по своим полочкам:

Как снизить бремя НДС для своей компании

Понятно, что для снижения налога на добавленную стоимость (итогового) нужно повышать входящий НДС (который входит в платеж оптовому продавцу в нашем примере). Тогда вычитаться из суммы исходящего НДС (который входит в платеж вашего покупателя) будет большая сумма и итоговый налог снизится.

Для это есть масса способов и один из них это лизинг. Ваша компания, например, может не покупать грузовые или легковые автомобили, а брать их в лизин. По сути, это мало чем отличается от того, как если бы вы покупали эти автомобили в кредит (те же выплаты растянутые на несколько лет и процент за пользование услугой).

Но услуга лизинга включает в своей стоимости НДС, а он для вашей компании будет входящим, а значит снизит налоговое бремя. Любая лизинговая компания подробно вам распишет, сколько именно вы сэкономите на этом деле (именно это и есть их главный козырь, который делает лизинг выгодными предпринимателям с общей системой налогообложения).

Более подробно данный пример описан в этом видео (прям по полочкам разложил автор):

Вообще, при должном подходе такие вещи помогают существенно экономить, а некоторым компанию позволяют выжить в сложные для них времена. Погуглите на тему.

История появления НДС, кто и в каких странах его платит

Налог на добавленную стоимость фактически является модификацией налога с продаж, который взимался со всей выручки. Он уплачивался только с финальной коммерческой сделки. Для покупателя эти виды фискальных платежей не отличаются, представляя собой увеличение стоимости блага из-за взносов в казну.

НДС считается более прогрессивной формой налогообложения. При его расчете учитывается результат предпринимательской деятельности конкретного плательщика, в то время, как выручка – это итог работы всех звеньев цепи, участвующих в создании продукта.

Налог с продаж взимается с финальной коммерческой сделки. Однако из-за недочетов в законах может возникнуть каскадный эффект, когда одна и та же стоимость облагается несколько раз. С НДС такая ситуация минимизирована.

Для государства выгода заключается в том, что от уплаты налога на добавленную стоимость плательщику сложнее уклониться. Если один из участников цепочки не платит НДС, сумма будет получена с последующих торговцев, ибо они не смогут произвести положенные вычеты.

Впервые НДС ввела Франция в 1958 году. Протестировав систему на своей колонии Кот-д’Ивуар, французы признали опыт успешным и распространили на всю страну. В настоящее время налог применяют 137 государств.

В России НДС появился в 1992 году. Вначале его регулирование осуществлялось согласно закону «О налоге на добавленную стоимость. С 2001 года налоговые платежи вносятся в соответствии с 21 Главой НК РФ.

Интересный факт. В 2017 году более трети доходов федерального бюджета получены от взимания НДС. А вот уже без учета нефти и газа – доля этого налога в бюджетных поступлениях около 55%. Более половины всех доходов страны. Вдумайтесь!

Почему НДС нет в США?

Соединенные Штаты Америки считают себя консервативным государством. Они придерживаются политики единства налогообложения на протяжении всего периода предпринимательской деятельности. Нельзя менять условия в процессе игры – основной принцип работы правительства. Поэтому все новшества проходят со скрипом. Все попытки ввести НДС оканчивались провалом.

Также следует учитывать, что взимание НДС возможно только в централизованной налоговой системе. Оно подразумевает бумажную волокиту и большую армию чиновников, контролирующих процесс.

В США нет громоздкой централизованной системы сбора фискальных платежей. На уровне государства здесь взимается только подоходный налог, который требует меньшего администрирования. За счет высоких заработков граждан сборы казны немалые. В других странах, не имеющих высоких зарплат, формирование бюджета только прямыми налогами невозможно.

Кто же в итоге платит налог на добавленную стоимость?

Согласно Налоговому кодексу РФ плательщиками НДС являются юридические лица и предприниматели, занимающиеся коммерческой деятельностью и реализующие товары, работы, услуги на территории России. Также налог должны уплачивать лица, импортирующие товары в страну.

Однако, потребитель оплачивает продавцу стоимость продукции, работ, услуг вместе с НДС, фактически он несет бремя обложения налогом. То есть, по сути, торговец является лишь сборщиком НДС. В экономической литературе налог, сумма которого перекладывается на покупателя путем включения в продажную стоимость, называется косвенным.

Считаем на онлайн-калькуляторе разницу между 18 и 20% НДС

С 2019 года ставка НДС увеличивается с 18 до 20%. Многие люди считают, что их это не касается. Бытует мнение, что больше платить будут предприниматели, а для обычного человека ничего не изменится. На самом деле это не так. Бизнес не работает себе в убыток. Бремя налогообложения ложится на конечного потребителя, то есть на нас с вами.

На каждом этапе производства продукта продавец добавляет налог к рассчитанной стоимости и продает товар по цене, в которую включен НДС. Повышение ставок налога приводит к инфляции (что это такое?). Рассмотрим этот процесс на примере популярного гаджета.

Согласно данным ритейлеров (кто это?), самой покупаемой в России моделью айфона является iPhone SE. В интернет-магазине известной федеральной сети стоимость смартфона с памятью 32 Гб составляет 18490 руб.

Для того чтобы выделить НДС в цене товара воспользуемся онлайн-калькулятором. Таких программ много в сети, можно посчитать по любой. Для расчета в поле «Сумма» указываем общую стоимость телефона – 18490 руб. Во втором поле нужно указать ставку НДС — 18%. Она стоит по умолчанию, так как распространяется на большинство товаров и услуг и действительна для сотовых телефонов. Галочка должна стоять напротив операции «выделить НДС».

По окончании ввода нажимаем кнопку «Вычислить». Приложение выдаст результат расчета.

Это значит, что без налога цена продавца составляет 15 669,49 рубля. А государство получило с товара 2 820,51 рубля. Если купить один телефон, именно эта сумма должна быть выделена в кассовом чеке.

Теперь изменим ставку НДС на 20%. Такое повышение предусмотрено с 1 января 2019 года. Рассчитаем, сколько будет стоить телефон по новым правилам, если цена продавца (без НДС) не изменится.

Посчитать можно на том же калькуляторе. Только теперь операция будет называться «начислить НДС». В поле «Сумма» укажем цену смартфона без налога – 15 669,49 руб., а ставку изменим на 20%.

Кликнув по кнопке «Вычислить», получаем новую цену.

Это значит, что при тех же равных условиях покупатели в 2019 году заплатят за iPhone SE на 313 рублей больше. Эту сумму получит бюджет России — 3133,9 рубля вместо 2820,51. Если прибыль продавца оставить неизменной, то в итоге заплатят за повышение покупатели.

Конечно, условия не могут оставаться неизменными. При повышении цен уменьшается спрос, производители снижают рентабельность (что это?), ищут пути сокращения расходов. Возможно, что часть из этой разницы будет таким образом компенсирована. В любом случае, время покажет. Осталось лишь немного подождать.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • МираЛинкс — платят за размещение статей
  • ГоГетЛинкс — монетизация сайтов
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • МоеМнение — бонусы за прохождение опросов
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Расшифровка 340 КОСГУ

На статью КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относят расходы по оплате договоров на объекты, которые относятся к материальным запасам, в том числе:

  • медикаментов и перевязочных средств;
  • медицинской техники, вживляемой в организм пациента;
  • продуктов питания;
  • горюче-смазочных материалов;
  • строительных материалов;
  • мягкого инвентаря, в том числе, имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону;
  • запасных или составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п.;
  • спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • кухонного инвентаря;
  • молодняка всех видов животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел, независимо от их стоимости, подопытных животных, скота для убоя;
  • кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
  • саженцев многолетних насаждений (посадочного материала), включая плодово-ягодные насаждения всех видов до достижения ими эксплуатационного возраста или до наступления плодоношения;
  • материальных запасов в составе имущества казны и государственного материального резерва;
  • бланочная продукция (кроме бланков строгой отчетности);
  • другие аналогичные расходы.

К какой именно категории отнести имущество – основным средствам или материальным запасам, решает комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Свое решение члены комиссии принимают, опираясь:

  • на положения Инструкции к Единому плану счетов № 157н;
  • на предназначение, сроки и порядок использования материальных ценностей;
  • на положения учетной политики – в ней прописывают точный список имущества, которое в учете учреждения относят к основным средствам или материальным запасам.

Решение комиссии может не совпадать с мнением проверяющих. Но если оно основано на положениях учетной политики, то опасаться ответственности не нужно. Ведь порядок, который прописан в учетной политике, обязано применять как само учреждение, так и контролирующие ведомства при проверке учета

Изготовление баннера

Код КОСГУ зависит от предмета договора. Если это рекламные услуги, когда исполнитель сам готовит и размещает баннер без передачи заказчику, применяйте подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Если вы покупаете рекламный баннер, уличную растяжку – КОСГУ 310, если баннер соответствует критериям основного средства, или статья КОСГУ 340 – соответствует критериям матзапасов.

А если договор на размещение электронного баннера в Интернете – подстатья КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». Применять подстатью КОСГУ 221 нельзя, так как это рекламные услуги, а не услуги связи.

Такой вывод следует из раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

Огнетушители

Перезаряжаемые огнетушители относите к основным средствам, а одноразовые – к материальным запасам.

Огнетушители бывают двух видов неперезаряжаемые – одноразового пользования и перезаряжаемые. Перезаряжаемые огнетушители после использования заряжают снова, и их можно хранить дальше. Отнесите их на статью расходов КОСГУ 310.

С одноразовыми огнетушителями не все так однозначно. Если этот срок полезного использования больше 12 месяцев, огнетушитель можно отнести к ОС. Если же нет, то к материальным запасам.

Такой порядок закрепите в учетной политике, согласовав его с учредителем. Ведь ответственность за правильность принятого решения несет учреждение.

Шторы и жалюзи

Шторы и жалюзи включите в состав основных средств и отнесите на статью расходов КОСГУ 310. В бухучете главный критерий ОС – срок полезного использования. Он должен превышать 12 месяцев. Шторы и жалюзи служат более 12 месяцев. Если и остальные критерии соблюдены, относите их к основным средствами.

Еще один аргумент. В состав материальных запасов включают ценности, которые используют в деятельности учреждения. Шторы и жалюзи в деятельности не участвуют, а носят декоративный характер. Их используют для управленческих нужд. А значит, отражать расходы по КОСГУ 340 не нужно.

Изготовление печатей

Печати можно отнести и к основным средствам и к материальным запасам. Определите срок, в течение которого вы будете использовать печать или штамп, и для каких целей.

Печати со сроком полезного использования больше одного года относите на КОСГУ 310. Но только если они соответствуют остальным критериям. По целям: гербовая печать учреждения всегда будет ОС. С ее помощью заверяют важные документы: договоры, контракты, банковские документы и т.д. Хранят у руководителя или другого ответственного лица. Кроме того, срок ее службы больше 12 месяцев.

Печати и штампы учитывайте как матзапасы, если срок полезного использования меньше 12 месяцев. Его установит производитель в технической документации и комиссия по поступлению и выбытию НФА. В этом случае отражайте их по статье расходов КОСГУ 340.

Изготовление плана эвакуации

Код КОСГУ зависит от того, что заказчик получает от исполнителя: план или схему эвакуации на материальном носителе или план действий при эвакуации без материального объекта.

Если подрядчик изготовит план или схему эвакуации на материальном носителе, расходы проведите по группе КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов».

Расходы в учете отразите по статьям КОСГУ:

  • 310 «Увеличение стоимости основных средств» – готовые схемы соответствуют критериям основного средства;
  • 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» – схемы соответствуют критериям матзапасов.

Если заказываете разработку плана действий при эвакуации без материального носителя, расходы проведите по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Светильник

К материальным запасам, независимо от срока полезного использования, относится оборудование, которое нужно монтировать или устанавливать требующее. В состав такого оборудования включаются и материальные ценности для строительно-монтажных работ.

Согласно пункту 118 Инструкции № 157н к категории строительных материалов относят:

  • электротехнические материалы (кабели, лампы, патроны, ролики, шнуры, провода, предохранители, изоляторы и т.п.);
  • готовые к установке строительные конструкции и детали (для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и других систем).

То есть светильники отражайте в составе материальных запасов по статье 340 КОСГУ.

Изготовление табличек

Если таблички на дверь или вывески учитываете как материальные запасы, расходы отразите по статье КОСГУ 340. Решили учесть такое имущество как ОС – применяйте статью КОСГУ 310. Если подрядчик изготавливает таблички и вывески из материалов заказчика, расходы распределите.

Аргументы, чтобы отнести таблички и вывески к материальным запасам, такие. Информационная табличка крепится на дверь или стену. Самостоятельно отдельно от поверхности табличку использовать не получится. Поэтому нет оснований учитывать ее как основное средство. Таблички отнесите к материальным запасам и отразите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Комиссия учреждения может принять другое решение и включить таблички или вывески в ОС. Например, подвесные таблички, которые не крепят к поверхности, или фасадные вывески. Расходы на такие таблички проведите по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Изготовление печатной продукции

Расходы на издание тиража журнала или брошюры из материалов подрядчика проведите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». По этой статье отражают расходы на материальные запасы. Печатную продукцию, если она не для библиотечного фонда и не периодическая, отнесите к матзапасам, расходы проведите по статье КОСГУ 340.

Дорожные знаки

Дорожные знаки относите к материальным запасам на статью КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Инструкция № 157н рекомендует использовать классификацию объектов ОС, установленную ОКОФ. Согласно новому классификатору ОК 013-2014 (СНС 2008) и переходным ключам между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014, дорожные знаки не являются основными фондами. Поэтому расходы на приобретение дорожных знаков следует отразить по статье КОСГУ 340.

Изготовление ключа

Код КОСГУ зависит от того, из каких материалов подрядчик готовит ключи – своих или заказчика.

Если подрядчик делает ключи из своих материалов, расходы проведите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Если подрядчик готовит дубликаты из материалов заказчика, расходы распределите:

  • материалы для дубликатов ключей – статья КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;
  • услуги по изготовлению дубликатов – подстатья КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Флаги

Флаги и знамена относятся к основным средствам, так как срок полезного использования у них более 12 месяцев. Расходы на приобретение относят на статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Противогазы

Расходы на спецодежду (в том числе противогазы) в бухучете и отчетности относите на статью КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Электрический счетчик

Расходы на покупку и установку электросчетчиков в бухучете и отчетности распределите так:

  • если заключили один договор с подрядчиком на покупку и установку счетчика – статья КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • если сами покупаете счетчик – статья КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», подрядчик его устанавливает – подстатья КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Если меняете старый счетчик на новый, расходы отразите так же. Ведь счетчик учета – это отдельный объект нефинансовых активов. И когда он сломается, вы его спишете, а другой счетчик установите как новый объект.

Коммутатор

Расходы на приобретение коммутатора отнесите на статью расходов КОСГУ 310. Срок полезного использования коммутатора более 12 месяцев. В соответствии с ОКОФ коммутатор включен в группу «Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации (код по ОКОФ – 320.26.30.11.110).

Дырокол

Дырокол относится к канцтоварам. По общему правилу канцтовары нужно включать в состав МЗ. Об этом прямо сказано в пункте 118 Инструкции № 157н. Но срок полезного использования дырокола превышает 12 месяцев. Поэтому расходы на его приобретение дырокола относите в учете на статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Аккумулятор

Расходы на аккумуляторы проведите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Аккумуляторы — это расходные материалы, поэтому учтите их в составе МЗ (п. 118 Инструкции №157н), а при замене спишите в расходы.

Зарядное устройство

Зарядное устройство относится к запасным комплектующим, которые учитываются в составе МЗ. Расходы на приобретение зарядного устройства отражайте по подстатье КОСГУ 340.

Пошив костюма

Сценические костюмы, срок полезного использования для которых установлен более 12 месяцев, включайте в состав основных средств. Если же срок полезного использования для костюма установлен менее 12 месяцев, относите их к материальным запасам.

Расходы на изготовление сценических костюмов отражайте по подстатьям КОСГУ 310 или 340, исходя из срока полезного использования.

Спецодежда

В бухучете и отчетности расходы на спецодежду (комбинезоны, халаты, респираторы, противогазы и т. д.) относите на статью КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Об этом сказано в письме Минфина России от 08.11.2016 № 02-05-11/65288.

Аптечка

Автомобильные аптечки надо отражать по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

В аптечку входят перевязочные средства и медицинские материалы. По ОКПД2 аптечка – самостоятельная категория медицинской продукции и не относится к перевязочным средствам или медикаментам (код 21.20.24.170). Поэтому в бухучете автомобильные по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Системный блок

Составные части компьютера, без которых он не может работать, нужно учесть как единый объект основных средств – компьютер. Составными частями компьютера являются монитор, системный блок, клавиатура, мышь, колонки и т. п. По общему правилу каждая из них выполняет свои функции в составе комплекса, а не самостоятельно. Так, клавиатура и мышь являются устройствами ввода информации (ввод команд, текста), а монитор – это устройство ее вывода. Поэтому эти предметы нужно учесть в составе единого объекта ОС по КОСГУ 310.

В соответствии с ОКОФ компьютер включен в группу «Машины офисные прочие» (код по ОКОФ – 330.28.23.23). По Классификации код 330.28.23.23 – это вторая амортизационная группа. Срок полезного использования – три года (п. 44 Инструкции № 157н).

Если приобретаете отдельно системный блок, отнесите его на статью расходов КОСГУ 340. Так как он не может функционировать отдельно, вы проводите замену составной части компьютера.

Модем

Оборудование, предназначенное для выполнения определенных самостоятельных функций, признается объектом ОС. Внешний модем самостоятельно выполняет свои функции, то есть используется с тем компьютером, к которому его подключили. Поэтому в учете затраты на приобретение модема относите на статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Картриджи

Картридж – это запасная часть к принтеру, ксероксу, сканеру, то есть расходный материал. Поэтому в бухучете его нужно отразить в составе материальных запасов по статье КОСГУ 340. А вот услуги по замене картриджа – по статье расходов КОСГУ 225.

Жесткий диск

Если вы приобретаете жесткий диск, как запасную часть к компьютерной технике для дальнейшей его замены, отражайте расходы по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». А если вы приобретаете съемный жесткий диск, то применяйте статью расходов КОСГУ 310, так как срок его полезного использования более 12 месяцев и он может функционировать отдельно от компьютера.

Источник бесперебойного питания

Расходы на приобретение источника бесперебойного питания отражают по подстатье КОСГУ 310, так как срок полезного использования ИБП превышает 12 месяцев и его используют в деятельности учреждения.

Отдельные вопросы по учету канцелярских товаров (Зарипова М.)

Все учреждения без исключения при осуществлении своей деятельности используют канцелярские принадлежности. В статье рассмотрим их учет, а также порядок приобретения и списания.

Калькулятор: ОС или МЗ?

Канцелярские товары — это изделия и принадлежности, используемые для переписки и оформления документации. Они составляют отдельную статью в расходах любого учреждения. Нередко, покупая офисную бумагу, ручки, скрепки, ластики и линейки, учреждение приобретает и калькуляторы. Современные производители предлагают различные модели — от бюджетных до самых дорогих. Можно ли калькуляторы учитывать в составе материальных запасов?

Пунктом 38 Инструкции N 157н <1> установлено, что материальные объекты имущества принимаются к учету в качестве основных средств, если:

— независимо от стоимости, их срок полезного использования — более 12 месяцев;

— они предназначены для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

К основным средствам не относятся предметы, служащие менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, в соответствии с п. 99 Инструкции N 157н относящиеся к материальным запасам. Срок полезного использования объектов основных средств определяется в силу п. 44 Инструкции N 157н.

Отметим, что объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям классификации основных средств, которая установлена ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (п. п. 45, 53 Инструкции N 157н). На основании данного Классификатора калькуляторы относятся к оргтехнике. В свою очередь, оргтехника и вычислительная техника являются информационным оборудованием. Таким образом, независимо от стоимости, калькуляторы учитываются в составе основных средств.

В силу Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации <2> расходы на приобретение материальных запасов отражаются по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», а расходы на приобретение основных средств — по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Поэтому расходы на приобретение калькулятора необходимо отнести на статью 310 КОСГУ.

<2> Утверждены Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Пример 1. Работнику бюджетного учреждения спорта был выдан аванс в сумме 5000 руб. на приобретение канцелярских принадлежностей (бумаги для принтера, степлера, ручек, карандашей, ластиков).

Им был представлен авансовый отчет на общую сумму 4640 руб. В соответствии с приложенными документами были приобретены:

— ручки — на сумму 150 руб.;

— карандаши — 165 руб.;

— бумага для принтера — 1050 руб.;

— калькулятор — 3275 руб.

Все расходы произведены за счет средств, полученных от платных услуг.

Исходя из условий примера денежные средства из кассы учреждения были выданы по статье 340 КОСГУ на приобретение канцтоваров. Работник вместо материальных запасов приобрел основное средство (калькулятор), таким образом, по статье 310 КОСГУ имеется перерасход на сумму покупки, а по статье 340 — остаток неизрасходованных средств. Следовательно, работник должен вернуть в кассу учреждения 3635 руб. (5000 — 1365 (150 + 165 + 1050)). Одновременно на основании принятого руководителем решения учреждению следует возместить сотруднику расходы, понесенные им при покупке калькулятора, в сумме 3275 руб.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 174н <3> будут сделаны следующие записи.

<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выданы денежные средства из кассы учреждения под отчет

2 208 34 560

2 201 34 610

Оприходованы канцелярские товары согласно представленному авансовому отчету

2 105 36 340

2 208 34 660

Оприходован калькулятор на основании представленного авансового отчета

2 106 31 310

2 101 34 310

2 208 31 660

2 106 31 310

Отражено внесение остатка денежных средств в кассу учреждения по статье 340 КОСГУ

2 201 34 510

2 208 34 660

Отражена выдача из кассы денежных средств на возмещение расходов на покупку калькулятора

2 208 31 560

2 201 34 610

Как определить срок полезного использования у дырокола?

Исходя из определения, приведенного в п. 38 Инструкции N 157н, в состав основных средств включается не только калькулятор, но и дырокол, а также канцелярские ножницы, поскольку они используются в деятельности учреждения более года.

Как правило, гарантийный срок использования (срок эксплуатации) канцелярского товара (в данном случае — дырокола), рекомендуемый изготовителем, указывается на его упаковке либо в соответствующих сертификатах на товар, поэтому при приобретении товара следует внимательно изучить инструкцию по его использованию, а также иные данные о товаре, прописанные изготовителем.

Если сведения о сроке полезного использования отсутствуют и в документах производителя, его можно установить комиссионно с учетом ожидаемого срока использования этого товара.

Кроме того, в учетной политике можно закрепить положение о том, что все дешевые канцелярские товары (к примеру, стоимостью до 1000 руб.) следует признавать материальными запасами. Также можно привести перечень канцелярских товаров, в отношении которых учреждение установило срок полезного использования более 12 месяцев (то есть товаров, относящихся к объектам основных средств).

Напомним, что на объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. амортизация не начисляется и при вводе в эксплуатацию они списываются с балансового учета и отражаются на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации» (п. п. 50, 92 Инструкции N 157н). Инвентарный номер таким основным средствам не присваивается.

Как списывать офисную бумагу и ручки с учета?

Как уже было отмечено выше, канцелярские товары — это изделия и принадлежности, используемые для переписки и оформления документации, поэтому такие товары, как бумага, ручки, карандаши, переходят в разряд материальных запасов. Они списываются по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Один из указанных способов применяется в течение финансового года непрерывно (п. 108 Инструкции N 157н). Основанием для списания с учета являются:

— ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);

— акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). Если расходование материальных запасов производится на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, указанные документы прилагаются к акту. Акт составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем учреждения.

На практике чаще всего интерес вызывает не сам процесс списания, а нормативы списания данных материальных запасов. Отметим, что законодательно нормы расхода канцелярских принадлежностей не установлены. Потребность в том или ином виде материалов (бумаге, ручках, карандашах и т.д.) определяют, как правило, на основании сложившейся за предыдущие годы практики, но учреждение вправе рассчитать свой норматив. Он основывается на данных, полученных путем замера. Например, в учетной политике учреждения спорта может быть установлено следующее: канцелярские товары приобретаются централизованно и передаются на нужды учреждения через склад. Принятие к учету осуществляется на основании документов от поставщика (товарных накладных, товарных чеков (при оплате через подотчетное лицо)). Передача материальных запасов, не превышающих 3000 руб. за единицу учета, со склада в структурные подразделения производится на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) по мере необходимости в соответствии с установленными в учреждении нормами расходования материальных запасов на нужды учреждения. В случае если стоимость одной единицы учета превышает 3000 руб., их списание оформляется актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) в установленном порядке (на основании решения комиссии) по фактической стоимости каждой единицы.

В учетной политике может быть установлено, что канцелярские товары приобретаются непосредственно материально ответственными лицами в соответствующих подразделениях. Поступление и выбытие таких товаров отражаются в учете на основании указанных выше документов.

Аналитический учет канцелярских товаров должен вестись по их группам (видам), наименованиям, количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения, с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями, на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) (п. 119 Инструкции N 157н). Напомним, что заполнение карточки начинается с переноса остатков на начало года. Записи ведутся на основании первичных учетных документов, приложенных к журналам операций (ф. 0504071), в количественном и стоимостном выражении и составляются отдельно по каждому материально ответственному лицу.

Пример 2. Автономным учреждением спорта через подотчетное лицо была приобретена офисная бумага. Оплата осуществлялась за счет средств субсидии на выполнение государственного задания с использованием корпоративной банковской карты посредством электронного терминала. Приобретено 100 пачек бумаги «Снежинка» по цене 220 руб. за пачку. Учетной политикой установлено, что выдача бумаги осуществляется по норме 2 пачки на месяц. В текущем месяце бумага была выдана 4 отделам (то есть в количестве 8 пачек).

Списание выданных работникам канцелярских товаров для использования в рамках выполнения государственного задания производится на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 183н <4> будут сделаны следующие записи.

Необходимость восстановления налогового учета

Утрата или искажение налоговых данных служат веской причиной для запуска процедуры восстановления НУ. Следует помнить и о возможности налоговой проверки: камеральной и выездной. В ходе этих проверок ФНС требует предоставления достоверных налоговых данных в установленные законом, достаточно короткие сроки. Восстановить недостающие документы в период, когда данные уже запрошены, как правило, налогоплательщик не успевает: это масштабная и скрупулезная работа. Лучше позаботиться о наведении порядка в учете заблаговременно.

На практике необходимость в восстановлении возникает как следствие ряда проблем, указанных ниже.

Утрата налоговых данных по причинам, не зависящим от налогоплательщика: сбой в электронной системе хранения и обработки, техногенные, природные катаклизмы, форс-мажор разного рода.

Утрата или искажение данных по вине налогоплательщика и его должностных лиц:

  • игнорирование изменений налогового законодательства по той или иной причине;
  • непрофессионализм учетных работников, ошибочное применение норм НК РФ и подзаконных актов, рекомендаций, писем и разъяснений контролирующих органов;
  • намеренная порча налоговых данных, как следствие конфликта с уволенным работником;
  • полное отсутствие какого-либо учета, сдача налоговых деклараций на основе несуществующих данных.

Последнее может иметь место на предприятиях малого бизнеса, руководители которых ошибочно считают, что статус МП поможет им избежать налоговой проверки и ответственности.

Период восстановления налогового учета

ИФНС имеет право проводить выездные налоговые проверки за 3 года перед годом вынесения решения о проверке. Берется в расчет, согласно НК РФ, ст. 89-4, именно предшествующие календарные годы. Следовательно, существует необходимость восстановления налогового учета минимально за трехлетний период, не считая текущего времени. Выездная проверка может проводиться как по одному налогу, так и комплексно.

Кроме того, при подаче уточненного варианта декларации по налогу ИФНС имеет право осуществить проверку за период, который охвачен декларацией (ст. 89-4 НК РФ).

Убыток по результатам деятельности компании, включаемый в расчет налоговой базы, на уменьшение в текущем периоде должен быть подтвержден документально. Документы следует хранить до тех пор, пока налогоплательщик уменьшает налоговую базу на сумму убытков (ст. 283-4 НК РФ, ст. 346.18 -7 НК РФ). В этом случае налоговые работники имеют право потребовать документы и за иные периоды, а значит, они подлежат обязательному восстановлению.

На заметку! Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется (ст. 89 НК РФ), т.е. проверка может проводиться в любое время, внезапно, если ФНС усмотрит для нее законный повод. Указанное обстоятельство – дополнительное основание для восстановления налогового учета и отражения в дальнейшем корректных данных по нему.

Порядок восстановления налогового учета

Восстановление НУ можно осуществить по-разному:

  1. Поручить сотрудникам компании. Это могут быть как прежние работники, так и принятые после увольнения штата. Риск велик: в первом случае сотрудники уже скомпрометировали себя, а во втором – еще не успели показать профессионализм. Однако при отсутствии дополнительных средств на оплату сторонних услуг способ имеет место.
  2. Поручить частному лицу, имеющему опыт таких работ, по договору. Целесообразно в отношении малого предприятия, ИП с небольшим документооборотом, применяющего спецрежимы.
  3. Поручить аудиторам-профессионалам, по договору. Плюсы очевидны: специалисты компании, глубоко знающие теорию и практику налогового законодательства, качественно восстановят налоговый учет компании, полностью или частично. Стоимость на рынке подобных слуг достаточно высока, но если компания применяет ОСНО, обращение к профессионалам является лучшим решением проблем недостоверности НУ.

На заметку! Цены на услуги аудиторов зависят не только от объема документооборота, выбранного налогового режима, но и от наличия ВЭД, количества видов деятельности компании. Совмещение налоговых режимов также увеличивает стоимость услуг.

В работе исполнитель использует не только данные налоговых документов и регистров (счетов-фактур, расчетов, книг учета), деклараций, но и бухгалтерских. Используется также учредительная документация.

Восстанавливают НУ, придерживаясь определенной последовательности. Предполагается, что бухгалтерские данные предварительно откорректированы, сверены, верны и на них можно опираться в расчетах:

  • сверка с ИФНС по данным уплаты налогов;
  • проверка правильности начисленных компанией налоговых сумм;
  • выявление несоответствий в декларациях, налоговой документации;
  • исчисление недоимок по налогам и отслеживание процесса их погашения;
  • создание отсутствующих или дополнительных регистров НУ при необходимости;
  • формирование корректировочных деклараций, отчетности при необходимости и их подача в ИФНС.

Ответственность налогоплательщика

Восстановление налогового учета напрямую отвечает интересам налогоплательщика. Нарушение налоговой дисциплины карается в соответствии с законом: от мелких штрафов до уголовной ответственности.

Так, при проведении камеральной проверки ФНС вправе запросить любой налоговый или бухгалтерский документ, имеющий отношение к содержанию проверки. Его необходимо предоставить в течение 5 рабочих дней после получения требования (ст. 88-3 НК РФ). В ином случае компании грозит штраф 200 рублей за каждый непредоставленный экземпляр документа (ст. 126-1 НК РФ).

Документально не подтвержденные расходы грозят доначислением налога со стороны ФНС, а также штрафами и пенями за его неуплату (ст. 75, ст. 122-1 НК РФ).

Отсутствие учета как такового может привести к тому, что ИФНС рассчитает и начислит налоги компании самостоятельно (ст. 31-1-7 НК РФ), добавив к ним расчет пеней и штрафов. Может быть применена ст. 120 НК РФ, предусматривающая ответственность за грубое нарушение правил учета. В ней в зависимости от тяжести деяния фигурируют штрафы от 10 до 40 тыс. руб. и выше.

Кроме того, может последовать наказание по ст. 199 УК РФ.

Недостоверные сведения, отраженные в налоговой декларации, или ее отсутствие как таковой грозят штрафом 100-300 тыс. руб. и выше. Применяются обязательные, принудительные работы и другие виды наказаний. Срок лишения свободы за налоговые преступления по указанной статье может достигать 6 лет.

Главное

  1. Восстановление налогового учета и его корректное ведение в дальнейшем – насущная необходимость для налогоплательщика. Для проведения этой процедуры используются внутренние резервы и сторонние аудиторы.
  2. Восстанавливаются данные минимум за 3 предшествующих проверке календарных года. В отдельных случаях ФНС имеет право требовать документацию и за другие периоды.
  3. Восстановление должно проводиться комплексно и последовательно.
  4. За искажение, непредоставление вовремя данных, неуплату налогов законодательно закреплены наказания от мелких штрафов до значительных сроков лишения свободы.

Ст 149 НК РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *