Обращение взыскания на имущество должника включает в себя, в том числе его реализацию.
Согласно ст. 87 ФЗ-229 при отсутствии спора между сторонами исполнительного производства о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 рублей, должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно, а взыскатель вправе ходатайствовать об оставлении за собой имущества в счет взыскания. В соответствии со статьей 87.1. ФЗ «Об исполнительном производстве» должник в 10-дневный срок со дня его извещения об оценке имущества, произведенной судебным приставом-исполнителем, вправе направить ходатайство судебному приставу-исполнителю о самостоятельной реализации имущества стоимостью до 30 тыс.рублей.
Взыскатель также вправе направить такое ходатайство судебному приставу-исполнителю об оставлении за собой имущества стоимостью до 30 тыс.рублей в счет погашения взыскания и при получении постановления об оценке арестованного имущества, не дожидаясь итогов самостоятельной реализации имущества должником. Такое ходатайство должно быть направлено судебному приставу не позднее 10 дней с момента извещения об оценке имущества. В случае если ходатайство от должника о самостоятельной реализации отсутствует либо должник не реализовал самостоятельно в 10-дневный срок имущество, стоимостью до 30 тыс.рублей, при наличии ходатайства взыскателя о принятии такого имущества, судебный пристав-исполнитель передает взыскателю имущество на основании постановления о передаче имущества не реализованного должником самостоятельно в счет долга и по акту приема-передачи.
Передача взыскателю нереализованного имущества должником самостоятельно в порядке ст.87.1 ФЗ-229 оформляется постановлением о передаче нереализованного имущества и актом приема-передачи.
Если же взыскатель отказался принять такое имущество либо у судебного пристава отсутствует ходатайство о принятии имущества, данное имущество подлежит принудительной реализации в установленном законом порядке.
Принудительная реализация арестованного имущества осуществляется двумя способами: на комиссионных началах и путем проведения торгов. Реализация недвижимого имущества, ценных бумаг, имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает 500 тыс.рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением, дебиторской задолженности при отсутствии согласия взыскателя или невнесении дебитором на депозитный счет подразделения судебных приставов, осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Иное имущество реализуется путем комиссионной продажи.
Согласно ст. 87 Закона об исполнительном производстве реализация имущества должника, если иное не установлено данным Законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.
Для осуществления принудительной реализации судебный пристав-исполнитель выносит постановление о передаче арестованного имущества на реализацию в срок не ранее десяти и не позднее двадцати дней с момента оценки, произведенной судебным приставом-исполнителем, с которым надлежащим образом ознакамливает стороны исполнительного производства и передает в территориальное управление Росимущества. Территориальное управление Росимущества не позднее семи рабочих дней со дня поступления уведомления о готовности с пакетом документов на реализацию принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о привлечении специализированных организаций, о чем не позднее следующего дня извещает профильный отдел территориального органа службы судебных приставов.
Передача Росимуществу (специализированной организации) арестованного имущества для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи В случае невозможности передать имущество в натуре (недвижимость и т.д.) передаются правоустанавливающие и иные документы, о чем также составляется акт.
Если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на 15%, которое направляется в Росимущество (специализированную организацию). Если же имущество должника не было реализовано в течение одного месяца и после снижения цены, то на основании уведомления о возврате арестованного имущества с реализации в связи с истечением срока реализации и отсутствием покупательского спроса судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой.
Порядок реализации имущества на торгах предусмотрен ст.448-449.1 ГК РФ.
Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором на официальном сайте Правительства РФ (www.torgi.gov), не позднее, чем за 30 дней их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях имущества, о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, сведения о начальной цене, а также указание на собственника имущества. Кроме того, извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте службы судебных приставов в информационной системе.
Начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества.
Торги признаются не состоявшимися, если заявки на участие в торгах подали менее двух лиц, на торги не явились участники торгов либо явился один из участников торгов, из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества, либо лицо, выигравшее торги, в течение 5 дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме.
Организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги.
В случае признания вторичных торгов судебный пристав-исполнитель направляет предложение взыскателю о принятии нереализованного имущества в счет долга независимо от причин признания вторичных торгов несостоявшимися.
Содержание
- Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков
- Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков
- Новые записи:
Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2002 года N 808
Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков
В соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
2. Установить, что до разграничения государственной собственности на землю:
а) организация и проведение торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее именуются — торги) осуществляются применительно к утвержденным настоящим постановлением Правилам;
б) организатором торгов выступает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, или специализированная организация, действующая на основании договора с ними;
в) орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков:
определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении торгов в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка и средства массовой информации, в которых подлежит опубликованию извещение о проведении торгов;
заключают договоры купли-продажи или аренды земельного участка.
3. Установить, что при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, за исключением земель, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, а также земель, предоставленных Управлению делами Президента Российской Федерации и его подведомственным организациям, организатором торгов является Российский фонд федерального имущества (его отделения) (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053; дополнен с 29 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2011 года N 776.
Установить, что при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков организатором торгов является Министерство обороны Российской Федерации (его уполномоченные органы) (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053).
Установить, что при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков, предоставленных Управлению делами Президента Российской Федерации и его подведомственным организациям, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков организатором торгов является Управление делами Президента Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 29 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2011 года N 776).
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года N 2 «Об утверждении Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 263).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 ноября 2002 года N 808
(с изменениями на 15 сентября 2011 года)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее именуются — торги).
2. Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы.
Торги проводятся в форме конкурса в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка.
3. При продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков Министерство имущественных отношений Российской Федерации, в отношении земель, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, — Министерство обороны Российской Федерации, а в отношении земель, предоставленных Управлению делами Президента Российской Федерации и его подведомственным организациям, — Управление делами Президента Российской Федерации (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053; в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2011 года N 776:
а) принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или вносит в Правительство Российской Федерации предложения по проведению торгов в форме конкурса и условиям конкурса;
б) определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка;
в) определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона;
г) заключает договоры аренды земельных участков по результатам торгов.
Правительство Российской Федерации принимает решение о проведении торгов в форме конкурса и определяет существенные условия договоров купли-продажи и аренды земельных участков, заключаемых по результатам конкурса, а также условия конкурса.
4. При продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков организатор торгов:
а) определяет место, даты и время начала и окончания приема заявок об участии в торгах (далее именуются — заявки), место, дату и время определения участников торгов, место и срок подведения итогов торгов;
б) организует подготовку и публикацию извещения о проведении торгов (или об отказе в их проведении), а также информации о результатах торгов;
в) выдает необходимые материалы и соответствующие документы юридическим и физическим лицам, намеревающимся принять участие в торгах (далее именуются — претенденты);
г) принимает заявки и документы от претендентов, а также предложения при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, организует регистрацию заявок в журнале приема заявок, обеспечивает сохранность представленных заявок, документов и предложений, а также конфиденциальность сведений о лицах, подавших заявки и предложения, и содержания представленных ими документов до момента их оглашения при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы;
д) организует осмотр земельных участков на местности;
е) проверяет правильность оформления документов, представленных претендентами;
ж) принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске к участию в торгах по основаниям, установленным настоящими Правилами, и уведомляет претендентов о принятом решении;
з) определяет победителя торгов и оформляет протокол о результатах торгов;
и) готовит проекты договоров купли-продажи земельных участков;
к) подписывает от имени собственника договоры купли-продажи земельных участков по результатам торгов;
л) осуществляет иные предусмотренные настоящими Правилами функции.
5. При продаже находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков функции организатора торгов определяются соответственно полномочным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
6. Задаток для участия в торгах определяется в размере не менее 20 процентов начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы.
7. Решение об отказе в проведении торгов может быть принято организатором торгов в сроки, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации, о чем он извещает участников торгов не позднее 5 дней со дня принятия данного решения и возвращает в 3-дневный срок внесенные ими задатки.
Последствия отказа от проведения торгов определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
8. Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения:
а) форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы;
б) срок принятия решения об отказе в проведении торгов;
в) предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные;
г) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;
д) наименование организатора торгов;
е) начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, «шаг аукциона», размер задатка и реквизиты счета для его перечисления;
ж) форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах;
з) условия конкурса;
и) место, дата, время и порядок определения участников торгов;
к) место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов;
л) срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка;
м) дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности;
н) проект договора купли-продажи или аренды земельного участка;
о) сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
9. Извещение об отказе в проведении торгов публикуется не позднее 5 дней со дня принятия решения об отказе в проведении торгов в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов.
II. Условия участия в торгах
10. Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой — у претендента.
Один претендент имеет право подать только одну заявку на участие в торгах.
При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.
Юридическое лицо дополнительно прилагает к заявке нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также выписку из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент).
Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируется организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.
11. Заявка, поступившая по истечении срока ее приема, вместе с документами по описи, на которой делается отметка об отказе в принятии документов с указанием причины отказа, возвращается в день ее поступления претенденту или его уполномоченному представителю под расписку.
12. Претендент имеет право отозвать принятую организатором торгов заявку до окончания срока приема заявок, уведомив об этом (в письменной форме) организатора торгов. Организатор торгов обязан возвратить внесенный задаток претенденту в течение 3 банковских дней со дня регистрации отзыва заявки в журнале приема заявок. В случае отзыва заявки претендентом позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников торгов.
13. Для участия в торгах претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет (счета) организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов.
14. В день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах, с указанием оснований отказа.
15. Претендент не допускается к участию в торгах по следующим основаниям:
а) заявка подана лицом, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
в) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.
16. Организатор торгов обязан вернуть внесенный задаток претенденту, не допущенному к участию в торгах, в течение 3 банковских дней со дня оформления протокола о признании претендентов участниками торгов.
17. Претенденты, признанные участниками торгов, и претенденты, не допущенные к участию в торгах, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.
18. Претендент приобретает статус участника торгов с момента оформления организатором торгов протокола о признании претендентов участниками торгов.
19. При проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, предложение представляется:
а) претендентом в день подачи заявки или в любой день до дня окончания срока приема заявок в месте и час, установленные в извещении о проведении торгов для подачи заявок;
б) участником торгов непосредственно в день проведения торгов, но до начала рассмотрения предложений.
20. В случае если:
а) претендент при подаче заявки заявит о своем намерении подать предложение в любой день до дня окончания срока приема заявок или непосредственно перед началом проведения торгов, организатором торгов делается отметка в журнале приема заявок и выдается претенденту соответствующая выписка;
б) участник торгов отзовет принятую организатором торгов заявку, предложение считается неподанным.
21. Отказ претенденту в приеме заявки на участие в торгах лишает его права представить предложение.
III. Порядок проведения торгов
22. Торги проводятся в указанном в извещении о проведении торгов месте, в соответствующие день и час.
23. Аукцион, открытый по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, проводится в следующем порядке:
а) аукцион ведет аукционист;
б) аукцион начинается с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы, «шага аукциона» и порядка проведения аукциона.
«Шаг аукциона» устанавливается в размере от 1 до 5 процентов начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы и не изменяется в течение всего аукциона;
в) участникам аукциона выдаются пронумерованные билеты, которые они поднимают после оглашения аукционистом начальной цены или начального размера арендной платы и каждой очередной цены или размера арендной платы в случае, если готовы купить земельный участок или заключить договор аренды в соответствии с этой ценой или размером арендной платы;
г) каждую последующую цену или размер арендной платы аукционист назначает путем увеличения текущей цены или размера арендной платы на «шаг аукциона». После объявления очередной цены или размера арендной платы аукционист называет номер билета участника аукциона, который первым поднял билет, и указывает на этого участника аукциона. Затем аукционист объявляет следующую цену или размер арендной платы в соответствии с «шагом аукциона»;
д) при отсутствии участников аукциона, готовых купить земельный участок или заключить договор аренды в соответствии с названной аукционистом ценой или размером арендной платы, аукционист повторяет эту цену или размер арендной платы 3 раза.
Если после троекратного объявления очередной цены или размера арендной платы ни один из участников аукциона не поднял билет, аукцион завершается. Победителем аукциона признается тот участник аукциона, номер билета которого был назван аукционистом последним;
е) по завершении аукциона аукционист объявляет о продаже земельного участка или права на заключение договора его аренды, называет цену проданного земельного участка или размер арендной платы и номер билета победителя аукциона.
24. Конкурс или аукцион, закрытый по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, проводится в следующем порядке:
а) организатор торгов принимает предложения от участников торгов, которые пожелали представить их непосредственно перед началом проведения торгов.
Организатор торгов разъясняет участникам торгов их право на представление других предложений непосредственно до начала проведения торгов. На торгах рассматривается предложение, которое участник торгов подал последним;
б) перед вскрытием запечатанных конвертов с предложениями в установленные в извещении о проведении торгов день и час организатор торгов проверяет их целость, что фиксируется в протоколе о результатах торгов.
При вскрытии конвертов и оглашении предложений помимо участника торгов, предложение которого рассматривается, могут присутствовать остальные участники торгов или их представители, имеющие доверенность, а также с разрешения организатора торгов представители средств массовой информации.
Предложения должны быть изложены на русском языке и подписаны участником торгов (его представителем). Цена или размер арендной платы указывается числом и прописью. В случае если числом и прописью указаны разные цены или размеры арендной платы, организатор торгов принимает во внимание цену или размер арендной платы, указанные прописью. Предложения, содержащие цену или размер арендной платы ниже начальных, не рассматриваются;
в) победителем конкурса признается участник торгов, предложивший наибольшую цену или наибольший размер арендной платы при условии выполнения таким победителем условий конкурса, а победителем аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, — участник торгов, предложивший наибольшую цену или наибольший размер арендной платы.
При равенстве предложений победителем признается тот участник торгов, чья заявка была подана раньше;
г) организатор торгов объявляет о принятом решении в месте и в день проведения торгов, а также письменно извещает в 5-дневный срок всех участников торгов о принятом решении.
IV. Оформление результатов торгов
25. Результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов. Протокол о результатах торгов составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов. В протоколе указываются:
а) регистрационный номер предмета торгов;
б) местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок;
в) предложения участников торгов;
г) имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина);
д) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы;
е) срок уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа);
ж) порядок, сроки и размеры платежей, если земельный участок продается в рассрочку (график платежей).
26. Протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Договор подлежит заключению в срок не позднее 5 дней со дня подписания протокола.
27. Внесенный победителем торгов задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка или в счет арендной платы.
Организатор торгов обязан в течение 3 банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить задаток участникам торгов, которые не выиграли их.
28. Последствия уклонения победителя торгов, а также организатора торгов от подписания протокола, а также от заключения договора определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
29. Информация о результатах торгов публикуется в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов, в месячный срок со дня заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка. Информация включает в себя:
а) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;
б) наименование организатора торгов;
в) имя (наименование) победителя торгов;
г) местоположение (адрес), площадь, границы, кадастровый номер земельного участка.
V. Признание торгов несостоявшимися
30. Торги по каждому выставленному предмету торгов признаются несостоявшимися в случае, если:
а) в торгах участвовало менее 2 участников;
б) ни один из участников торгов при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет;
в) ни один из участников торгов при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, в соответствии с решением организатора торгов не был признан победителем;
г) победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
31. Организатор торгов обязан в течение 3 банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить внесенный участниками несостоявшихся торгов задаток. В случае, предусмотренном подпунктом «г» пункта 30 настоящих Правил, внесенный победителем торгов задаток ему не возвращается.
32. Организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия. Организатор торгов может снизить начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы и уменьшить «шаг аукциона» не более чем на 15 процентов без проведения повторной оценки.
В случае если организатором торгов выступает специализированная организация, условия конкурса, начальная цена или начальный размер арендной платы, «шаг аукциона» могут быть изменены в порядке, установленном для их утверждения.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»
1. Под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
2. Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом.
3. Должник, взыскатели и лица, имеющие права на имущество, продаваемое на публичных торгах, вправе на них присутствовать.
4. Извещение о проведении публичных торгов опубликовывается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 448 настоящего Кодекса, а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа.
Извещение должно содержать наряду со сведениями, указанными в пункте 2 статьи 448 настоящего Кодекса, указание на собственника (правообладателя) имущества.
5. В публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.
6. В протоколе о результатах публичных торгов должны быть указаны все участники торгов, а также предложения о цене, которые они вносили.
7. В случае неуплаты победителем торгов покупной цены в установленный срок договор с ним считается незаключенным, а торги признаются несостоявшимися. Организатор торгов также вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.
См. все связанные документы >>>
1. Комментируемая статья, регламентирующая процедуру проведения публичных торгов, является новой. Хотя в ранее действовавшей редакции ГК РФ упоминалось о публичных торгах, однако само их определение отсутствовало. В п. 1 комментируемой статьи этот пробел был восполнен.
Под публичными торгами согласно п. 1 ст. 449.1 ГК РФ понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Так, например, на публичных торгах может реализовываться заложенное имущество на основании исполнительного листа.
В п. 1 комментируемой статьи сделана ссылка на положения ст. ст. 448 и 449 ГК РФ, регулирующих обычные торги. По общему правилу положения указанных статей применяются и к публичным торгам, однако иное может быть установлено ГК и процессуальным законодательством.
Перечень исполнительных документов, о которых идет речь в нем, установлен в ст. 12 Закона об исполнительном производстве. В ней названы: исполнительные листы, судебные приказы, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии, акты органов, осуществляющих контрольные функции о взыскании денежных средств, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, постановления судебного пристава-исполнителя и др.
Согласно п. 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» «с иском в суд о признании публичных торгов недействительными может обратиться любое заинтересованное лицо (пункт 1 статьи 449, часть 1 статьи 449.1 ГК РФ). В частности, такими лицами могут быть: участники торгов; лица, не имевшие возможности участвовать в публичных торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушений правил их проведения; стороны исполнительного производства; судебный пристав-исполнитель; иные лица, обосновавшие свой интерес в оспаривании публичных торгов.
Лицо может быть заинтересовано в оспаривании публичных торгов и в том случае, когда исполнительное производство, в ходе которого проводились эти торги, окончено фактическим исполнением.
Ответчиками по требованиям о признании публичных торгов недействительными по общему правилу являются организатор торгов и/или привлекаемые им специализированные организации и лицо, выигравшее публичные торги».
О судебной практике по делам, связанным с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства», в п. 5 которого указано, что при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
2. В п. 2 комментируемой статьи дается определение организатора публичных торгов. Основным признаком публичных торгов является их публичный (общественный) характер, поэтому в качестве организатора публичных торгов в соответствии с п. 2 комментируемой статьи выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом.
Победителем публичных торгов считается лицо, предложившее максимальную покупную цену, которую он должен внести в установленный срок. В противном случае договор с ним считается незаключенным, а торги признаются несостоявшимися. Организатор торгов также вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.
Под лицом, уполномоченным в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, понимается Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которому в соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» предоставлено право организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организатором публичных торгов может также выступать — организатор торговли — лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об организованных торгах»).
3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает право должника, взыскателей и лиц, имеющих права на имущество, продаваемое на публичных торгах, присутствовать на торгах.
Нельзя не обратить внимания на то, что в п. 5 комментируемой статьи содержится запрет на участие должника в публичных торгах. Таким образом, должнику можно присутствовать на публичных торгах только в качестве зрителя.
4. Как указано в п. 4 комментируемой статьи, извещение о проведении публичных торгов публикуется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 448 ГК РФ (см. комментарий к нему), а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство.
Согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Согласно п. 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» информация о проведении торгов, включая публичные, подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов (адрес официального сайта — www.torgi.gov.ru — утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909).
Кроме того, извещение о проведении публичных торгов должно быть размещено на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство по адресу http://fssprus.ru/torgi.
Иными законами могут быть установлены дополнительные к общеобязательному порядку правила размещения информации о проведении публичных торгов.
Например, Законом об ипотеке (часть 3 статьи 57 Закона об ипотеке) предусмотрено, что информация о публичных торгах по продаже заложенного недвижимого имущества помимо ее размещения в сети Интернет в установленном порядке подлежит публикации в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества. Если в субъекте Российской Федерации установлен свой государственный язык, то публикация информации в официальном информационном органе должна быть осуществлена на этом языке и на государственном языке Российской Федерации — русском языке.
Порядок опубликования информации о публичных торгах считается соблюденным при одновременном выполнении требований части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве и пункта 4 статьи 449.1 ГК РФ, а в отношении заложенного недвижимого имущества — дополнительно и требований части 3 статьи 57 Закона об ипотеке.
5. В п. 5 комментируемой статьи содержится исчерпывающий перечень лиц, которым запрещено участвовать в публичных торгах. В частности, в публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.
Понятие члена семьи в ГК РФ не определено, поэтому надо руководствоваться положениями п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
6. Особое требование, предъявляемое к оформлению протокола по итогам торгов, о котором идет речь в п. 6 комментируемой статьи, состоит в том, что в протоколе о результатах публичных торгов должны быть указаны все участники торгов, а также предложения о цене, которые они вносили.
7. При неуплате победителем публичных торгов покупной цены в установленный срок договор с ним считается незаключенным, а сами торги признаются несостоявшимися. В этом случае организатор публичных торгов вправе требовать от «несостоявшегося» победителя возмещения причиненных убытков.
Самостоятельная реализация имущества должником в рамках фз «об исполнительном производстве»
Самостоятельная реализация имущества должником в рамках ФЗ «Об исполнительном производстве» Самостоятельная реализация имущества должником – это одна из процедур, применяемая судебным приставом-исполнителем при обращении взыскания на имущество должника по исполнительному производству.
Более того, самостоятельная реализация имущества является правом должника, гарантированным ему Федеральным законом «Об исполнительном производстве», однако такое право может быть реализовано должником только при соблюдении некоторых условий.
Такая процедура будет иметь место только в том случае, когда стоимость имущества составляет не более 30 000 рублей. В иных случаях – реализация имущества возможна только специализированной организацией на торгах.
Стоимость имущества указывается судебным приставом-исполнителем в акте о наложении ареста (описи имущества), однако если общая стоимость арестованного имущества составляет явно больше 30 000 рублей, то оценивать стоимость такого имущества будет оценщик, а не судебный пристав-исполнитель.
Более того, если мы имеем дело с недвижимостью, ценными бумагами, имущественными правами, драгоценными металлами и камнями, коллекционными денежными знаками в рублях и иностранной валюте, предметами, имеющими историческую или художественную ценность, то оценивать их имеет право только оценщик.
Оценка, произведенная как судебным приставом-исполнителем, так и оценщиком, может быть оспорена в вышестоящий орган или в судебном порядке сторонами исполнительного производства в течение 10 дней со дня извещения их о произведенной оценке.
В случае, если ходатайство должника о самостоятельной реализации удовлетворено судебным приставом исполнителем и им вынесено постановление об отложении применения мер принудительного исполнения, то сумма, вырученная от реализации, а она должна быть не меньше той, которая указана в акте о наложении ареста (описи имущества), должна быть в течение 10 дней переведена на депозитный счет подразделения ФССП РФ.
Самостоятельную реализацию имущества должником, если говорить простым языком, можно назвать выкупом имущества должником. ФЗ «Об исполнительном производстве» не запрещает должнику выкупить это имущество, а не продавать кому-то, хоть и без проведения торгов. Таким образом, и судебный пристав-исполнитель получит исполнение требований исполнительного документа, даже частичное, и должник вернет себе свое имущество.
Если вдруг так получится, что все имущество, переданное на самостоятельную реализацию, не будет продано должником, то оставшаяся часть имущества может быть предложена взыскателю, если же он откажется от таковой, то судебный пристав-исполнитель направляет его на принудительную реализацию.
За незаконные действия в отношении переданного имущества для самостоятельной реализации должник может быть привлечен к административной ответственности по ст. 17.14 КоАП РФ.
Таким образом, самостоятельная реализация имущества должником является достаточно удобной возможностью вернуть себе свое имущество, арестованное судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного исполнительного производства.
Если Вам необходима помощь или у Вас остались вопросы позвоните по телефону 8-925-00-11-872 или оставьте свой вопрос для получения консультации по данному вопросу.