Срок разрешения на строительство

Напомним, что Агентство наделено полномочиями давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его сфере деятельности. Предлагаем ознакомиться с ответами, которые УАСИ планирует руководствоваться в своей деятельности наряду с нормативной документацией.

Вопрос 1. Если здание или сооружение уже частично или полностью выстроено, но не эксплуатируется.

Должен ли орган местного самоуправления при подаче застройщиком или техническим заказчиком заявления о выдаче разрешения на строительство и документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдать разрешение или должен отказать в выдаче разрешения на строительство?

Ответ. Выдача разрешений на строительство регламентируется статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — кодекс).

В соответствии с частью 2 упомянутой статьи кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

Выдача разрешения на строительство при наличии частично или полностью построенного здания (сооружения) не предусмотрена статьей 51 кодекса.

Таким образом, в случае если здания, сооружения не относятся к объектам, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 кодекса, лицо, осуществляющее строительство без указанного разрешения, подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со статьей 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а построенный объект определяется как самовольная постройка и подлежит сносу в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вопрос 2. Согласно Градостроительному кодексу РФ внесение изменений в разрешение на строительство осуществляется только в случае перехода прав на земельные участки или при образовании земельных участков путем раздела, перераспределения или выдела.

Имеет ли право орган местного самоуправления вносить изменения в разрешение на строительство, в случае внесения застройщиком или техническим заказчиком изменений в проектную документацию, предусмотренном ст. 52 Градостроительного кодекса РФ?

Ответ. В случаях необходимости получения разрешения на строительство, предусмотренных статьей 51 кодекса, для получения такого разрешения необходимо представлять, в том числе материалы проектной документации.

В соответствии с частью 7 статьи 52 кодекса отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений.

Таким образом, после внесения изменений и утверждения застройщиком (техническим заказчиком) откорректированной проектной документации ее параметры не соответствуют параметрам, приведенным в разрешении на строительство, выданном до корректировки, что противоречит положениям статьи 51 кодекса.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что статья 51 кодекса не содержит запретов на внесение изменений в разрешение на строительство (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части 21.15 статьи 51 кодекса), орган местного самоуправления может вносить изменения в выданное разрешение на строительство для приведения такого разрешения в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой ведется строительство.

Частью 21.16 статьи 51 кодекса предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в разрешение на строительство органом местного самоуправления указанный орган уведомляет о таких изменениях застройщика.

Вопрос 3. Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не предусмотрено. Имеет ли право орган местного самоуправления по объектам капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, при предоставлении застройщиком откорректированного заключения государственной экспертизы в части сметной стоимости вносить изменения в разрешения на ввод объекта в эксплуатацию?

Ответ. В соответствии с частью 1 статьи 55 кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.

Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после окончания строительства объекта. Это означает, что любое представляемое застройщиком (техническим заказчиком) откорректированное заключение государственной экспертизы может быть выдано органом государственной экспертизы в рамках реконструкции объекта, при проведении которой необходимо получать разрешение на строительство в соответствии со статьей 51 кодекса, а после ее окончания разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Внесение изменений в выданное разрешение на ввод объектов в эксплуатацию не предусмотрено кодексом.

Вопрос 4. Если разделы проектной документации, представляемые застройщиком или техническим заказчиком, для оформления разрешения на строительство объектов капитального строительства, проектная документация которых, согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, не подлежит экспертизе, по своему составу и содержанию не соответствуют требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Может ли орган местного самоуправления отказать в выдаче разрешения на строительство?

Ответ. В соответствии с частью 13 статьи 48 кодекса состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, проектная документация, вне зависимости от необходимости ее представления на экспертизу, должна соответствовать требованиям Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.

В то же время положениями статьи 51 кодекса не предусмотрена проверка органами местного самоуправления соответствия проектной документации указанному Положению.

При этом следует учитывать, что в соответствии с частью 5 статьи 48 кодекса лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.

Вопрос 5. Для инженерного обеспечения объекта капитального строительства за­стройщиком иногда используются модульные котельные, КТПН (комплектная трансформаторная подстанция наземная) и другие объекты, имеющие заводскую готовность и технический паспорт завода изготовителя, по которым зачастую должны устанавливаться санитарно-защитные зоны.

Необходимо ли по указанным объектам в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ получать разрешения на строительство?

Ответ. В случае использования для инженерного обеспечения объекта модульных установок заводской готовности, изготовленных по технической документации завода-изготовителя, такие установки рассматриваются в качестве оборудования.

При этом в случае если их установка предусматривается в составе общего проекта объекта капитального строительства, то их параметры включаются в раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно- технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. В этом случае разрешение на строительство выдается применительно ко всему объекту капитального строительства.

В случае если модульные установки заводской готовности устанавливаются самостоятельно, вне участка, выделенного для строительства объекта капитального строительства, то проектная документация должна быть разработана для производства земляных работ, устройства фундаментов, сетей инженерного обеспечения, представлены технические условия на присоединение к имеющимся сетям инженерного обеспечения, обоснованы границы санитарно-защитных зон и т. п.

В этом случае необходимость выдачи разрешения на строительство определяется требованиями статьи 51 кодекса.

Вопрос 6. Разрешение на строительство объектов капитального строительства выдается на срок, указанный в проекте организации строительства, которое, в соответствии с ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, по заявлению застройщика может быть продлено.

Сколько раз по заявлению застройщика разрешение на строительство может быть продлено, если строительство начато?

Ответ. Статьей 51 кодекса^ не регламентируется количество продлений разрешения на строительство при условии, что строительство объекта было начато.

Вопрос 7. Согласно инструкции (утвержденной приказом Министерства Регионального Развития РФ от 19.10.2006 № 121) о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указываются проектные характеристики объекта капитального строительства.

Однако органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию прав собственности на объекты недвижимого имущества, отказываются регистрировать право собственности на объекты, так как проектные характеристики объекта и характеристики объекта, после проведенной технической инвентаризации уполномоченными органами в большинстве случаев не соответствуют. Технический план, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 01.03.2013 № 175 для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не содержит в полном объеме сведений, указываемых в разрешении, а именно, отсутствуют:

— количество и площадь встроенных нежилых помещений в многоквартирных домах,
— количество и площадь квартир по типу (однокомнатные, двухкомнатные и т. д.),
— строительный объем, в том числе надземной части здания, и так далее.

Может ли орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию по проектным характеристикам, внести в него изменения, если характеристики объекта, указанные в техническом плане, подготовленном кадастровым инженером, не будут соответствовать фактическим характеристикам?

Ответ. Позиция Госстроя по указанному вопросу заключается в том, что в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию указываются параметры объекта, определенные по заключению органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта проектной документации.

При этом необходимо исключить формальный подход к выдаче заключений о соответствии органами государственного строительного надзора, а также установить возможные погрешности при определении параметров объекта, которые будут учитываться соответствующими органами при государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества.

Вопрос 8. При выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, проектная документация которых согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ не подлежит государственной экспертизе, и государственный надзор не осуществляется, орган местного самоуправления уполномочен проводить осмотр объекта, на соответствие его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации (что подтверждается исполнительной документацией). Однако полномочиями проверять их на соответствие требованиям технических регламентов (норм и правил), включая проверку наличия и соответствия исполнительной документации требованиям нормативных документов ни на объекте при строительстве, ни при вводе его в эксплуатацию, органы местного самоуправления не наделены.

Имеет ли право орган местного самоуправления при осмотре объекта капитального строительства проводить проверку исполнительной документации, подтверждающей соответствие объекта требованиям технических регламентов и проектной документации?

Ответ. В соответствии с частью 3 статьи 55 кодекса для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик (технический заказчик) направляет в уполномоченный орган местного самоуправления пакет документов, в том числе:

документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим \ строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

Положения статьи 55 кодекса не предусматривают проверку органами местного самоуправления исполнительной документации, подтверждающей соответствие объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

Вопрос 9. Согласно СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» подземные стоянки автомобилей допускается размещать на незастроенной территории (под проездами, улицами, площадями, скверами и др.), которая является территорией общего пользования.

Может ли орган местного самоуправления отказать в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, если основное здание размещено в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка, а встроено-пристроенная подземная автостоянка размещена под территорией общего пользования за границами земельного участка?

Ответ. Статья 51 кодекса определяет, что выдача разрешения на строительство предусматривает наличие у застройщика правоустанавливающих документов на земельный участок.

Орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство Объекта за пределами земельного участка, отведенного для строительства.

Содержание

Документы для продления разрешения на строительство — перечень

Заявление — главная, но не единственная бумага, необходимая для прохождения государственной процедуры. В перечень документов, необходимых для продления разрешения на строительство, входит:

  • Заявка, оформленная с учетом требований законодательства.
  • Подлинник ранее предоставленного разрешения.
  • Проект организации строительных работ (копия). В нем должно быть пояснение причин, вызвавших необходимость продления разрешения (это требование не касается объектов ИЖС).

Если требуется внести изменение в выданное ранее разрешение, в уполномоченный орган передаются следующие бумаги:

  • Заявление.
  • Разрешение на строительство (подлинник).
  • ГПЗУ участка, где планируется возведение объекта.
  • Правоустанавливающий пакет бумаг (если требуется внесение изменений в название компании застройщика).
  • Постановление о формировании ЗУ посредством разделения или объединения надела.
  • Позитивное решение экспертизы, подтверждающее соответствие откорректированного проекта действующим требованиям и возможность его применения.
  • Распоряжение об изменении адреса (при наличии такой ситуации).

Документы для продления разрешения на строительство принимаются при условии, если они передаются в полном объеме. При отсутствии какой-либо бумаги в приеме отказывается.

Уполномоченный орган в течение десяти суток со дня приема заявки должен дать ответ (в случае отказа) с пояснением причины такой позиции. Если принимается положительное решение, на подготовку нового разрешения (с учетом продления) также даются отмеченные выше 10 суток.

Как продлить разрешение на строительство через портал Госуслуг?

Получение услуги через Интернет позволяет сэкономить время. Для продления разрешения стоит придерживаться такой инструкции:

  • Изучаем тонкости получения услуги на сайте.
  • Авторизуемся на портале.
  • Оформляем заявление в электронной форме. Для этого вносим сведения из уже выданного ранее разрешения на строительство, указываем название сооружения и данные о нем. Здесь же прописываем сведения о ЗУ, причине продления, варианте получения результата (в электронном виде или на бумаге).
  • Прикрепляем сканированную документацию, которая требуется уполномоченным органом для продления. Здесь важно учесть требования, касающиеся формата и размера прикрепляемых файлов (как правило, последние должны иметь размер до 1 Гб).
  • Подписываем заявку и документацию электронной цифровой или обычной подписью.
  • Отправляем заполненное заявление после рассмотрения с помощью специальной кнопки.
  • Дожидаемся сообщения по e-mail или уведомления в личном кабинете о приеме документации к рассмотрению. Здесь же указывается номер принятого электронного заявления.
  • Контролируем процесс оформления услуги. Это можно сделать посредством информации, которая проходит по e-mail, через личный кабинет на сайте, в разделе проверки статуса или через мобильное приложение (здесь можно выбрать подходящий для себя вариант).
  • Получаем сообщение о результате продления, а также необходимый документ. Он выдается в электронном виде и в формате pdf. Документы подписаны ЭЦП. В распоряжении заявителя разрешение на строительство (в нем сделана пометка о продлении) или сообщение об отказе с пояснением причин.

Если при подаче заявки был выбран бумажный вариант получения документов, на почтовый ящик или в личный кабинет приходит уведомление, когда и куда прийти за бумагами.

Когда возможен отказ?

Основания для отказа при продлении разрешения на строительства через портал Госуслуг следующие:

  • Отсутствие сведений или документации, необходимой для получения услуги.
  • Строительство (реконструкция) не начаты до срока завершения действия заявления.
  • Нет договора поручительства финансового учреждения за добросовестное выполнение строительной компании взятых на себя обязательств (для застройщиков, работающих по ДДУ).

Заявитель вправе обжаловать решение уполномоченного органа при нарушении сроков продления или регистрации запроса, при требовании дополнительных бумаг (если таковых нет в перечне), в случае отказа в оказании услуги, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Жалоба может подаваться в письменной форме лично, направляться по почте или отправляться в электронном виде. В первом случае с собой необходимо иметь документ, подтверждающий личность. Если бумаги передаются в электронной форме, потребуется их утверждение с помощью ЭЦП. В документе необходимо указать название исполнительного органа, ФИО и данные о заявителе, информацию об обжалуемых решениях и доводы. В результате принимается решение об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении.

Продление разрешения на строительство

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Службой, должностными лицами Службы, государственными гражданскими служащими Службы в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителей документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Службы, должностного лица Службы, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • договор, в том числе договор между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, решение собрания, содержащие указания на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при предоставлении государственной услуги;
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем

При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе, непосредственно в Службу, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме в Службу с использованием сети Интернет, официального сайта Службы, федерального Портала, Портала.

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через структурное подразделение МФЦ. При поступлении жалобы в структурное подразделение МФЦ обеспечивает ее передачу в Службу в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Службой, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги структурным подразделением МФЦ рассматривается Службой. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Службе.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Службы, ее должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Службой.

Жалобы на решения, принятые начальником Службы, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Службы в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 № 14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга, уполномоченный на ее рассмотрение, и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение исполнительном органе государственной власти Санкт‑Петербурга.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица государственного органа, либо государственного гражданского служащего исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга, либо государственного гражданского служащего исполнительного органа государственной власти;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга, либо государственного гражданского служащего исполнительного органа государственной власти. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Службу, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом Службы, наделенным полномочием по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случае обжалования отказа Службы, должностного лица Службы в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Служба принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Службой опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование государственного органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается начальником Службы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления, должностное лицо Службы, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Служба отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с нормативными требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Служба вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов в следующих случаях;

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае если в обращении (жалобе) содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение (жалобу), о недопустимости злоупотребления правом.

О данном решении гражданин направивший жалобу уведомляется тем государственным органом или должностным лицом, в адрес которых поступила указанная жалоба.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Служба в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Службы (справочно‑информационная служба Правительства Санкт‑Петербурга 315‑98‑83, справочная информация о непосредственно координирующем и контролирующем деятельность Службы размещена на сайте администрации Санкт‑Петербурга www.gov.spb.ru), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Службы, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Какие документы необходимы?

Как продлить разрешение на строительство, если постройка еще не завершена? Для этого необходимо предоставить в Отдел архитектуры и градостроительства следующие документы:

  1. гражданский паспорт собственника;
  2. первоначальное разрешение на строительство;
  3. акт о ведущемся строительстве;
  4. заявка о продлении срока строительства объекта;
  5. нотариальную доверенность, если от имени собственника действует доверенное лицо.

Основным документом является акт о ведущемся строительстве. Без одобрения комиссии из районной администрации продлить работы не получится.

Если стало понятно, что вы не уложитесь в установленные сроки, не стоит оттягивать обращение к ответственному лицу. Согласно действующему законодательству, заявление с просьбой об увеличении срока необходимо подать не позже 10 дней до того, как текущий срок истечет. Если вы подадите заявление позже, можно получить отказ.

Если вы начали строительные работы в период действующего разрешения и подаете документы на продление своевременно, у уполномоченного лица не будет оснований для отказа в просьбе. Главное, чтобы строительство не было признано незаконным.

Продление срока действия

С 2018 года из списка объектов, на которые обязательно должно быть получено разрешение на строительство, были исключены малоэтажные дома, построенные на землях ИЖС и ЛПХ. Теперь лишь требуется уведомление о начале и завершении строительства. Уведомление включает в себя основные характеристики объекта, поэтому этот документ позволяет местным властям решение о том, может ли он быть построен на участке.

Подтвердить, что на участке можно строить – это далеко не единственная цель документа. Помимо того, что он дает право на застройку, он еще и определяет сроки, когда объект должен быть введен в эксплуатацию. Законодательные нормы, касающиеся получения разрешения на строительство, регламентирует ст. 51 Градостроительного кодекса. Но здесь нужно помнить, что закон наделяет местные власти правом принимать собственные правовые акты. Эти акты могут дополнять и расширять регламенты.

Строительство не закончено в срок?

Эта проблема знакома многим застройщикам. И чем ближе подходит срок прекращения действия разрешения, тем больше встает вопрос – что делать, когда документ станет недействительным. Многие застройщики ошибочно полагают, что в этом случае единственный выход – получать новые документы. На самом деле, закон наделяет застройщиков более широкими правами.

Действует документ 10 лет, но это касается не всех объектов. Для некоторых могут устанавливаться собственные сроки. В этом случае отдел архитектуры во время экспертизы проекта учтет архитектурные особенности, материалы, технологии, строительные нормы, особенности участка и другие параметры.

Федеральный закон и местные регламенты

Изменения графика работ уже во время стройки – не редкое явление. Даты могут переноситься неоднократно. В результате в определенный момент становится понятно, что полностью построить объект до того момента, как выйдет срок действия разрешения, невозможно. Пролонгировать срок действия можно, но в законе есть нюансы, незнание которых легко может привести к тому, что вместо завершения работ придется заново собирать все разрешительные документы.

Основной правовой документ, которым руководствуются местные власти – Градостроительный кодекс (ст.51). Но на местах могут быть приняты и собственные местные регламенты, которые также регулируют работу отдела архитектуры и градостроения. Обычно местные регламенты устанавливают требования:

  • К заявлению, его форме и содержанию.
  • Дополнительным документам, которые нужно представить вместе с заявлением.

Когда требования закона и регламенты соблюдаются, продлить срок действия разрешения на строительство быстро и просто. Но прежде чем обращаться с заявлением, рекомендуем или изучить местные регламенты или сразу обращаться за помощью к специалистам. Например, может отличаться состав пакета документов. В результате вы предоставляете неполную документацию и получаете обоснованный отказ в продлении.

Заявление на продление

Форма и содержание заявления устанавливаются местными регламентами. Единой формы не существует. Тем не менее, есть требования по его содержанию. Неполные данные в заявлении влекут отказ в его приеме и регистрации. А так как до конца срока действия документов времени, как правило, остается немного, такая задержка может привести к тому, что вместо пролонгации вы получите отказ по причине пропущенных сроков. Поэтому лучше воспользоваться типовым бланком или обратиться за помощью.

Обязательным пунктом в заявлении будут причины задержки строительства. Важно!! Когда указываете причины, не стоит ссылаться на финансовые сложности. Это не считается уважительной причиной.

Образцы заявлений для скачивания с сайта ГосУслуги

Скачать утвержденный образец Заявление о продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию (для юридических лиц).

Скачать пример заполнения Заявление о продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию (для юридических лиц).

Скачать утвержденный образец Заявление о продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию (для физических лиц, индивидуальных предпринимателей).

Скачать пример заполения Заявление о продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию (для физических лиц, индивидуальных предпринимателей).

Получили отказ: что делать?

Когда местные власти отказывают продлевать действие документа, вы получаете мотивированное решение. В документе указаны причины, по которым вам отказали. К сожалению, встречаются ситуации, когда отказ не обоснован с точки зрения закона. В этом случае можно попробовать обжаловать отказ. Основания для обжалования:

  • Нарушение сроков со стороны местных властей, затягивание процедуры.
  • Отказ на основании того, что были представлены не все документы, но как недостающая указана документация, которой нет в регламентах.
  • Власти отказали вам в оказании услуги.

Что делать, если отказали?

Сразу после получения отказа можно подать жалобу. Ее оформляют на бумажном или электронном носителе. Если вы направляете электронную жалобу, она должна быть заверена ЭЦП. В жалобе указываются аргументы, почему вы не согласны с решением местных властей.

Если обращение с жалобой не помогло, можно обратиться в суд. Прежде чем подавать исковое заявление и начинать тяжбу, нужно учитывать, что суд не всегда встает на сторону истца. Суд примет решение в вашу пользу, если:

  • Выявлены нарушения со стороны должностных лиц.
  • Вы пропустили срок подачи заявления, но подали его еще до того, как разрешение стало недействительным.

Не получится обжаловать отказ даже через суд в следующих случаях:

  • Вы подали заявление после истечения срока действия.
  • Стройка не была начата.
  • В процессе строительства сильно изменились характеристики объекта (в проект были внесены изменения).

Это абсолютные основания для отказа. Если вы оказались в одной из таких ситуаций, проще и быстрее получить новые документы.

Если стройка не начиналась, скрыть этот факт невозможно. Вам придется заново пройти все этапы, включая подготовку документов, проекта или эскизов, планов коммуникаций и пр. Здесь есть один нюанс, который все же нужно знать.

Закон однозначно говорит о том, что продлить разрешение, если строительство не было начато, невозможно и единственный выход – получение новых документов. Но в законе нет указаний на то, на какой стадии должно находиться строительство. То есть, если вы начали работы непосредственно перед тем, как подать заявление, у властей нет законных оснований отказать вам. Но прежде чем пользоваться этим методом, оцените риски. Разрешение нельзя продлевать бесконечно. С момента его пролонгации у вас будет 3 года, чтобы полностью завершить работы. Иногда проще получить новое разрешение.

Срок действия разрешения на строительство

Разрешение на строительство – нормативный документ, которым удостоверяется, что проектная документация возводимого здания или сооружения соответствует действующим в отношении данного земельного участка градостроительным требованиям, сервитутам и ограничениям (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

В 2018 году ГрК РФ были внесены изменения: из списка объектов, для возведения которых требуется разрешительная документация, были исключены индивидуальные жилые строения (ИЖС).

Разрешение на строительство необходимо оформить тем застройщикам, которые занимаются возведением зданий и сооружений, относящимся к объектам капстроительства.

Важно! Для возведения объектов вспомогательного назначения, временных сооружений, навесов, киосков и подобных им построек оформлять разрешение на строительство документ не нужно.

Документы, сроки действия которых вызывают вопросы, лучше переоформлять заранее. Для этого можно самостоятельно изучить законодательную базу или обратиться в аутсорсинговую компанию за консультацией.

Читайте также: Выбираем коды ОКВЭД для строительной компании

Срок действия разрешения на строительство устанавливается в каждом конкретном случае на основании информации, приведенной в проектной документации. При расчете срока, в течение которого будет возведен строящийся объект, проектировщики учитывают:

  • действующие строительные нормативы;
  • используемые материалы;
  • применяемые технологии.

Пока идет строительство, запланированные даты его завершения по различным причинам могут быть нарушены и сдвинуты. Если застройщику стало ясно, что окончание строительных работ откладывается, заново оформлять разрешение не потребуется – его нужно продлить. Процедура оформления продления разрешения на строительство регламентируется ч. 21 ст. 51 ГрК РФ.

Важно! Если сменился собственник возводимого объекта или право на земельный участок перешло другому лицу, продлевать разрешение на строительство не требуется.

Как продлить разрешение на строительство

Полномочия по выдаче и оформлению разрешительной документации на возведение объектов капстроительства органы исполнительной власти предоставляют специализированным организациям. Как правило, это региональные департаменты (или управления) архитектуры и градостроительства. Они же оформляют и продление разрешения на строительство.

Читайте также: В каких случаях не требуется разрешение на строительство

Органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать правила оформления разрешительных документов в сфере строительства на подконтрольных им территориях. Своими нормативными актами они утверждают административные регламенты, по которым предоставляется эта муниципальная услуга. Регламентами также устанавливаются формы заявлений и перечни документов на продление разрешения на строительство, которые должен представить застройщик. Поэтому прежде, чем начать оформление, необходимо ознакомиться с местным административным регламентом, узнать все нюансы предоставления услуги и подготовить все требуемые документы. готовить документы можно самостоятельно или отдать этот сектор работы на аутсорсинг.

Для того чтобы застройщик смог продлить разрешение на строительство, должны соблюдаться три условия:

  • заявление на продление разрешения на строительство должно быть зарегистрировано уполномоченной организацией не позже, чем за 10 календарных дней до того, как истекает действующий срок;
  • к заявлению должны быть приложен весь пакет документов, оговоренных административным регламентом;
  • в срок за 10 дней до окончания действия разрешения на строительство возведение объекта уже должно вестись.

Читайте также: Допуск СРО: что это и для каких видов строительных работ он нужен

Законом не оговорено, какими документами должен подтверждаться факт ведения строительных работ. То есть, доказательством того, что объект уже строится, могут служить любые документы, свидетельствующие о выполнении объемов строительства – формы КС-2 и КС-3, акты, договоры подряда и прочее.

Важно! Если застройщик обязан в письменном виде уведомлять органы Госстройнадзора о начале строительных работ, отсутствие такого уведомления может стать причиной отказа в продлении разрешения на строительство.

Работодателю-застройщику приходится решать множество проблем, непосредственно связанных со спецификой деятельности предприятия. Но некоторые функции, например, ведение бухгалтерской отчетности, он вполне может передать на аутсорсинг, обеспечив при этом дополнительную юридическую поддержку.

Как оформить заявление на продление разрешения на строительство

Несоответствие формы, по которой заполнено заявление, также может стать причиной отказа в его приеме. Поэтому нужно ориентироваться на типовые бланки, которые приводятся в административных регламентах.

В текстовой части заявления обязательно указываются причины невыполнения установленных сроков. Отсутствие финансирования не может рассматриваться как уважительная причина невыполнения обязательств, взятых на себя застройщиком. В заявлении обязательно нужно привести перечень документов, из которых сформирован пакет приложений. Список обязательных документов перечислен в административных регламентах.

Документы, необходимые для продления разрешения на строительство

Как правило, от застройщика вместе с заявлением, требуется представить:

  • заверенную копию правоустанавливающего документа на земельный участок (свидетельство на право собственности, аренды, бессрочного пользования и пр.);
  • оригинал разрешения на строительства, действие которого необходимо продлить;
  • копию проектной документации с корректировками, касающимися изменения сроков строительства;
  • скорректированный график производства работ по завершению возведения объекта капитального строительства с новыми сроками, согласованный и утвержденный в установленном порядке.

Документация, прилагаемая к заявлению, не должна иметь повреждений и исправлений, внесенных в неустановленном порядке или не позволяющих однозначно истолковывать содержание.

Читайте также: Строительный контроль: что это и зачем его проводить

Заявление и документы-приложения застройщик, обратившийся за предоставлением муниципальной услуги, может подать через многофункциональный центр. Документация может быть подана как в бумажном, так и в электронном виде, как это предусматривается действующими законами.

Сроки оформления продления разрешения на строительство

Согласно поправками, внесенными в ГрК РФ в августе 2018 года, сроки оформления продления сокращены до семи рабочих дней. По их истечению застройщику либо продлевается срок действия разрешения на строительство, либо он получает на руки мотивированный отказ в письменном виде.

К основным причинами отказа относится:

  • несоблюдение сроков подачи заявления,
  • представление недостоверной информации об объемах выполненных работ.

У застройщика есть право обратиться в судебные органы и оспорить решение, принятое исполнительным органом власти.

Известно, что закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. При этом нередки случаи, когда администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные тяжбы. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.

Продлить нельзя отказать

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.

Оба ли этих условия должны выполняться одновременно? Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?

В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 №  136-ПЭК16 по делу №  А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 №  Ф05-10272/2016 по делу №  А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 №  Ф03-6140/2013 по делу №  А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 №  09АП-28920/2016 по делу №  А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 №  10АП-7448/2016 по делу №  А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 №  08АП-8211/2016 по делу №  А46-2430/2016 и др.

Обратите внимание
Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 №  Ф05-10272/2016 по делу №  А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.

Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.

Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.

Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.

Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 №  Ф04-27933/2015 по делу №  А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу №  А82-18126/2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором — признали действия администрации законными. Как такое возможно?

Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.

Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 №  304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу №  А82-18126/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.

В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.

В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.

Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

Обратите внимание
Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу №  А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:

  • 100% земляных работ;
  • 90% работ по созданию фундамента;
  • 20% работ по прокладке инженерных сетей;
  • 10% работ по возведению каркаса здания.

Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат — отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу №  307-ЭС15-223).

Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 №  308-ЭС16‑4400 по делу №  А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.

Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 №  Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу №  А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  1. принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  2. отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  3. расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  4. прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 №  306-КГ16‑10277 по делу №  А12-33006/2014, от 14.09.2015 №  306-КГ15‑10973 по делу №  А55-15700/2014, от 08.09.2015 №  306-КГ15‑10973 по делу №  А55-15700/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 №  07АП-6957/2016 по делу №  А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Некоторые выводы

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.

Федеральный закон от 06.10.2013 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Отмена разрешения на строительство при наличии нарушений
градостроительного законодательства
Применительно к первой ситуации практику судов нельзя назвать окончательно сложившейся.
Долгое время суды признавали возможность отзыва разрешения на строительство на основании следующей логики.
Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 N 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространен арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т.ч. и на разрешение на строительство.
Достаточным основанием для отзыва разрешения на строительство, по мнению судов, было нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 ГрК РФ, регулирующей правила выдачи такого разрешения.
Вместе с тем в 2011 году ст. 51 ГрК РФ была дополнена п. 21.1, который предусматривает несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено:
1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки;
4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
После появления этой нормы у судов возник следующий вопрос: может ли быть прекращено действие разрешения на строительство в иных, помимо указанных в п. 21.1, случаях?
Анализ актуальной практики арбитражных судов кассационной инстанции свидетельствует о том, что мнения судов разделились. В судебной практике представлено две позиции:
— отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству. Анализ практики Верховного Суда РФ <1> и арбитражных судов ряда округов свидетельствует о том, что они придерживаются этой позиции <2>;
— п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых разрешение на строительство может быть отозвано. При этом в решении уполномоченного органа должна быть ссылка на одно из обстоятельств, указанных в п. 21.1, в противном случае решение об отзыве является незаконным. В частности, такую позицию занимает Арбитражный суд Волго-Вятского округа <3>.
———————————
<1> См.: Определение ВС РФ от 10.02.2015 N 305-КГ14-2820 по делу N А40-167282/2013.
<2> См., например: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.08.2014 по делу N А33-11788/2013; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.04.2015 по делу N А51-22644/2014; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.07.2015 по делу N А41-68895/14; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.09.2015 по делу N А12-43998/2014; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.06.2015 по делу N А25-1603/2014.
<3> См.: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.09.2015 по делу N А82-16899/2014; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.08.2015 по делу N А82-17231/2014.
Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства. Соответствующее решение может быть принято на любом этапе строительства.
Применительно к последствиям отзыва разрешения на строительство следует обратить внимание на позицию Верховного Суда РФ о невозможности выдачи разрешения на строительство после фактического начала работ <1>. Соответственно, застройщик, у которого правомерно отозвали разрешение на строительство, рискует получить отказ в выдаче нового разрешения на строительство, если какие-то работы уже велись.
———————————
<1> См.: Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2015 N 309-КГ15-209 по делу N А07-7616/2014.
С учетом этого при реализации строительного проекта особое внимание необходимо уделить:
1) анализу проектной документации на соответствие утвержденной градостроительной документации, данным кадастра недвижимости, сведениям об объектах культурного наследия и т.п.;
2) анализу соответствия подготовленной проектной документации требованиям утвержденной градостроительной документации;
3) получению всех согласований, которые являются обязательными с учетом правового режима застраиваемого земельного участка.

Срок разрешения на строительство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *