Срок действия лицензии не может быть менее

Содержание

Статья 8. Срок действия лицензии. Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Комментарий к статье 8
1. Конкретный срок действия лицензии всегда устанавливается в положении о лицензировании определенного вида деятельности, утвержденном Правительством РФ.
Наиболее часто Правительство РФ устанавливает срок в 5 лет. Но есть и исключения. В частности, Положением о лицензировании деятельности по производству элитных семян (семян элиты), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2002 г. N 415, срок действия лицензии установлен в 10 лет.
Бессрочное действие лицензии на данный момент предусмотрено только одним положением о лицензировании конкретного вида деятельности, принятого во исполнение настоящего Закона, — Положением о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 546.
Иногда бессрочное действие лицензии при определенных условиях предусматривается при продлении действия лицензии. Например, в Положении о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 394, установлено следующее правило: лицензия на осуществление деятельности инвестиционных фондов предоставляется на пять лет. При продлении срока действия лицензии она действует бессрочно либо в течение срока, указанного в заявлении о продлении срока действия лицензии.
2. В ранее действовавшем Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 1998 г. предусматривались несколько иные правила при установлении сроков действия лицензии.
Во-первых, минимальный срок, на который предоставлялась лицензия, составлял три года, а не пять лет, как теперь.
Во-вторых, предусматривалось получение лицензии на срок менее трех лет по заявлению соискателя лицензии. Теперь у соискателя лицензии нет права просить предоставить ему лицензию на срок меньше минимального в пять лет.
В-третьих, в положении о лицензировании отдельного вида деятельности могло быть предусмотрено, что лицензия не продлевается по заявлению лицензиата после истечения срока ее действия. Соответственно после истечения срока действия лицензии необходимо было получать новую лицензию.
В-четвертых, лицензирующий орган вправе был отказать в продлении действия лицензии, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий. Теперь продление лицензии по заявлению лицензиата является безусловной обязанностью лицензирующего органа независимо от того, допускал ли лицензиат нарушение лицензионных требований и условий.
Как указано выше, комментируемым Законом, в отличие от ранее действовавшего, не предусмотрено предоставление лицензии на срок менее установленного минимального срока в пять лет. Но, например, в Положении о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174, установлено, что «лицензия на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений выдается на 5 лет, если в заявлении соискателя не указан меньший срок». Представляется, что данная норма настоящего Положения противоречит Закону, поскольку минимальный срок действия лицензии в пять лет является установленным императивно и не может быть уменьшен по инициативе соискателя лицензии или лицензирующего органа.
3. Согласно общему правилу, установленному в абз. 2 настоящей статьи, продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления лицензии (см. комментарий к ст. 11 Закона).
При этом существенным для процедуры продления действия лицензии является своевременная подача соответствующего заявления лицензиата с приложением всех необходимых документов. Своевременным является подача заявления до момента истечения срока действия лицензии. В противном случае продление срока действия лицензии будет невозможным, поскольку сама лицензия уже будет отсутствовать и юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо получать (а не продлевать) лицензию в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона. В некоторых положениях о лицензировании конкретных видов деятельности такие правовые последствия предусмотрены прямо. К примеру, согласно абз. 5 п. 8 Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 394, «заявление о продлении срока действия лицензии должно быть представлено лицензиатом в лицензирующий орган не менее чем за 10 дней до окончания этого срока. В ином случае продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее предоставления».
В ряде положений о лицензировании конкретных видов деятельности установлены отдельные сроки осуществления некоторых действий в рамках процедуры продления действия лицензии. В частности: 1) срок уведомления лицензиата о продлении действия лицензии (Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Постановлением Правительства от 21 июня 2002 г. N 454; Положение о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств и Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 501); 2) срок осуществления лицензирующим органом продления действия лицензии (Положение о лицензировании оценочной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 395); 3) срок подачи лицензиатом заявления о продлении действия лицензии до дня истечения действия лицензии (Положение о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 394, Положение о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 495).
4. Истечение срока действия лицензии означает прекращение права лица, получившего лицензию, на осуществление соответствующего вида деятельности. Одновременно настоящее лицо утрачивает статус лицензиата, поскольку вместе с истечением срока действия лицензии прекращаются сами лицензионные отношения между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и государством.

Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет.

  • Срок действия лицензии и квалификационного аттестата специалиста профессиональною участника рынка ценных бумаг

    Лицензия на осуществление действий профессионального участника рынка ценных бумаг предоставляется не менее чем на пять лет. Однако срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. При этом лицензия действует бессрочно либо в течение срока, указанного в заявлении о продлении…
    (Рынок ценных бумаг. Теория и практика)

  • Содержание и срок действия аттестата аккредитации

    В аттестате аккредитации указываются: — наименование аккредитованного органа по оценке соответствия; — наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения — для юридического лица, получившего аккредитацию; — фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа,…
    (Метрология, стандартизация и сертификация)

  • Срок действия брачного договора

    Брачный договор может быть заключен на определенный срок (срочный договор) и без указания срока (бессрочный договор). Срок действия такого договора может быть также установлен в зависимости от наступления (ненаступления) определенных условий (и. 2 ст. 42 СК РФ). Правовой режим имущества супругов, нажитого…
    (Семейное право)

  • Срок действия исключительного права на произведение

    1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет,…
    (Справочник адвоката)

  • Ставки и сроки действия защитных пошлин

    По общему правилу защитные пошлины устанавливаются в таком размере и действуют в течение такого периода, которые необходимы для ликвидации причиненного существенного ущерба отрасли экономики или для предотвращения угрозы его причинения и адаптации отрасли к условиям конкуренции. Законодательство ограничивает…
    (Коммерческое право)

  • Срок действия контракта

    В разделе контракта, посвященном срокам его действия, констатируется факт вступления договора в силу и уточняется, что каждая из сторон имеет право на расторжение контракта путем направления письменного уведомления контрагенту в случае неисполнения последним своих обязательств в полном объеме. Стороны…
    (Внешнеторговое финансирование и гарантийный бизнес)

  • Истечение срока действия и существующее законодательство

    Гарантия может завершиться или путем исполнения обязательства, или путем предъявления претензии. Исполнение обязательств происходит, как правило, при наступлении дня истечения срока или если бенефициар предоставляет уведомление (извещение) об отзыве, аннулировании (Cancellation) гарантии. Истечение…
    (Внешнеторговое финансирование и гарантийный бизнес)

  • Срок действия договора. Надлежащее и ненадлежащее исполнение договора

    Большое значение имеет также вопрос о начале и окончании действия договора. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (ст. 425 ГК РФ). Вместе с тем стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим…
    (Правовое обеспечение профессиональной деятельности)

  • Решение общего собрания акционеров; срок действия, обжалование

    Действие решения высшего органа управления по общему правилу сроком не ограничивается, однако: 1) для некоторых случаев закон устанавливает императивные правила о сроке действия управленческого акта (см., например, п. 6 ст. 83 Закона об АО); 2) временные пределы могут быть заданы самим решением:…
    (Акционерное право России)

Лицензионные требования и условия

Лицензионные требования и условия для фармацевтической деятельности и производства лекарственных средств в соответствии с Положениями N 415 и N 416 во многом схожи, однако некоторые различия все же существуют.

Для наибольшей наглядности сравним их:

Деятельность по производству
лекарственных средств
(п. 4 Положения N 415)
Фармацевтическая деятельность
(п. 4 Положения N 416)
Требования, имеющие различия:
— наличие у соискателя лицензии
(далее — лицензиата)
необходимых для осуществления
лицензируемой деятельности
и принадлежащих ему на праве
собственности (или на ином
законном основании) зданий,
помещений и оборудования
или только оборудования,
принадлежащих организациям —
производителям лекарственных
средств;
— соблюдение лицензиатом
утвержденных в соответствии
со ст. 13 Федерального закона
от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ
«О лекарственных средствах»
(далее — Закон N 86-ФЗ) правил
организации производства и
контроля качества лекарственных
средств в формах, разрешенных
для производства;
— наличие у лицензиата законных
оснований для производства
патентованных или оригинальных
лекарственных средств и их
продажи в соответствии
с патентным законодательством
РФ и Законом РФ от 23 сентября
1992 г. N 3520-1 «О товарных
знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест
происхождения товаров»;
— наличие в штате лицензиата
специалистов, ответственных
за производство, качество
и маркировку лекарственных
средств, имеющих высшее или
среднее спецобразование
(химико-технологическое,
биотехнологическое,
фармацевтическое или
медицинское) и стаж работы
по специальности не менее трех
лет
— наличие у лицензиата
принадлежащих ему на праве
собственности или ином законном
основании помещений
и оборудования, соответствующих
установленным требованиям для
осуществления фармацевтической
деятельности;
— соблюдение лицензиатом,
осуществляющим оптовую торговлю
лекарственными средствами,
требований ст. 29 Закона N 86-ФЗ
и правил оптовой торговли
лекарственными средствами;
— соблюдение лицензиатом,
осуществляющим розничную
торговлю лекарственными
средствами, требований ст. 32
Закона N 86-ФЗ и правил продажи
лекарственных средств,
утверждаемых в соответствии со
ст. 26 Закона РФ от 7 февраля
1992 г. N 2300-1 «О защите прав
потребителей»;
— соблюдение лицензиатом правил
изготовления лекарственных
средств, утверждаемых в
соответствии со ст. 17 Закона
N 86-ФЗ, и требований к контролю
их качества при изготовлении
в аптечных условиях;
— наличие у руководителя —
лицензиата, деятельность
которого непосредственно связана
с приемом, хранением, отпуском,
изготовлением или уничтожением
лекарственных средств, высшего
фармацевтического образования,
стажа работы по специальности
не менее трех лет и сертификата
специалиста;
— наличие у индивидуального
предпринимателя — лицензиата
высшего или среднего
фармацевтического образования и
сертификата специалиста;
— наличие у лицензиата
работников, ответственных за
изготовление, прием, хранение,
отпуск и продажу лекарственных
средств, имеющих высшее или
среднее фармацевтическое
образование и сертификаты
специалиста
Общие требования:
— соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи
лекарственных средств, пришедших в негодность, с истекшим сроком
годности, фальсифицированных и незаконных копий лекарственных
средств, зарегистрированных в РФ, а также об уничтожении таких
средств в соответствии со ст. 31 Закона N 86-ФЗ;
— повышение квалификации специалистов не менее одного раза
в пять лет

Срок действия лицензий и порядок лицензирования

Изменился срок предоставления лицензий на осуществление фармацевтической деятельности. Если ранее лицензии на осуществление данного вида деятельности выдавались от 3 до 5 лет, то сейчас Положением N 416 установлен единовременный срок выдачи лицензии на 5 лет.

Претерпела изменения и сама процедура получения лицензий. В отличие от старого порядка новые Положения предусмотрели для лицензиата возможность направить или представить в лицензирующий орган заявление и документы (или их копии), перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 128-ФЗ).

Такими документами являются:

  • копии учредительных документов;
  • документ об оплате госпошлины;
  • документы, перечень которых определен положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В заявлении лицензиата должны быть указаны ИНН налогоплательщика и данные о постановке на учет в налоговом органе, а также планируемый лицензируемый вид деятельности.

В заявлении лицензиата, если он является юридическим лицом, в обязательном порядке указываются полное, сокращенное и фирменное наименование, а также организационно-правовая форма, местонахождение и место осуществления лицензируемой деятельности, данные о записях в ЕГРЮЛ.

Индивидуальный предприниматель должен сообщить Ф.И.О., место жительства, данные о записях в ЕГРЮЛ, адреса мест, где будет осуществляться лицензируемая деятельность.

Дополнительно к указанному пакету документов налогоплательщику необходимо представить:

Для получения лицензии на
осуществление деятельности
по производству лекарственных
средств
Для получения лицензии
на осуществление
фармацевтической деятельности
— перечень лекарственных
средств, которые соискатель
лицензии готов производить;
— описание основных
технологических процессов,
обеспечивающих качество
лекарственных средств;
— согласие органов местного
самоуправления на размещение
производства лекарственных
средств на соответствующей
территории;
— копии патентов РФ и (или)
лицензионных договоров,
разрешающих производство и
продажу патентованных и (или)
оригинальных лекарственных
средств;
— копии выданного
в установленном порядке
санитарно-эпидемиологического
заключения о соответствии
производства лекарственных
средств требованиям санитарных
правил;
— копии документов,
подтверждающих соответствующую
лицензионным требованиям
и условиям квалификацию
специалистов, ответственных
за производство, качество
и маркировку лекарственных
средств
— копии документов,
подтверждающих право
собственности или иное законное
основание использования
помещений и оборудования для
осуществления лицензируемой
деятельности;
— копии выданного
в установленном порядке
санитарно-эпидемиологического
заключения о соответствии
помещений требованиям санитарных
правил;
— копии документов о высшем
или среднем фармацевтическом
образовании, о стаже работы
по соответствующей специальности
и сертификата специалистов

Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала. Иных документов, указанных в Законе N 128-ФЗ и Положениях N 415 и N 416, лицензирующие органы требовать не вправе. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) лицензиату.

Далее лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о лицензиате, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения им лицензионных требований и условий (п. п. 8 Положений N 415, N 416).

Проверка проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В этом заключается отличие от предыдущих Положений, которые предусматривали лишь возможность проведения такой проверки.

Размещение лицензионной информации и лицензионный контроль

Сведения, относящиеся к осуществлению лицензируемой деятельности по производству лекарств, а также фармацевтической, размещаются в официальных электронных или печатных СМИ, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа.

Лицензионный контроль осуществляется на основании Закона N 134-ФЗ.

В целом новые Положения N 415 и N 416 максимально соответствуют Закону N 128-ФЗ, несмотря на то что они не содержат общих норм, устанавливающих порядок лицензирования рассматриваемых видов деятельности.

В них предусмотрены только специальные нормы, учитывающие специфику производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности.

И.В.Богачева

Юрист

Источник: Актуальная бухгалтерия

Экспертиза статьи: Вячеслав Горностаев, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор; Алексей Александров, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт В ноябре вступит в силу новый закон о лицензировании. Он предусматривает сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Сами же лицензии станут бессрочными, что упростит порядок их учета.

Российское законодательство не стоит на месте: принят новый Федеральный закон (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ)), который заменит действующий закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее — Закон № 128-ФЗ)). Большинство положений Закона № 99-ФЗ вступит в силу 3 ноября 2011 года.

Среди главных изменений — сокращение перечня лицензируемых видов деятельности (со 105 до 49 видов), объединение нескольких видов деятельности, для которых раньше требовалось получение отдельных лицензий, в один, а также неограниченный срок действия новых лицензий. Кроме того, полномочия лицензирующих органов заметно «урезали» и более детально прописали права и обязанности их должностных лиц (ч. 2 ст. 5, ст. 7 Закона № 99-ФЗ).

Сроки действия лицензий

Сама процедура получения лицензии по сравнению с Законом № 128-ФЗ практически не изменилась. Основания для отказа в выдаче лицензии тоже остались прежними. Но зато правила взаимодействия компаний и органов, выдающих лицензии, теперь изложены более детально, что, скорее всего, позволит снизить количество споров между ними. Также сведения о конкретной лицензии теперь будут предоставляться всем желающим бесплатно (по Закону № 128-ФЗ плата составляла 100 руб.) (ч. 8 ст. 21 Закона № 99-ФЗ).

Но, пожалуй, самым важным для бухгалтеров изменением в порядке лицензирования является изменение срока действия лицензий. В отличие от старого закона, который предусматривал выдачу лицензий на 5 лет, в соответствии с Законом № 99-ФЗ полученные лицензии будут действовать бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона № 99-ФЗ).

«Старые» лицензии на виды деятельности, по которым лицензирование будет отменено, прекращают действовать с даты вступления в силу нового закона. В большинстве случаев этим днем будет являться 3 ноября 2011 года. Но есть и исключения (например, деятельность по тушению пожаров, производству и обслуживанию медтехники и др.), для которых установлены другие сроки (ч. 5—7 ст. 22, ч. 4 ст. 24 Закона № 99-ФЗ).

Если же наименование вида деятельности изменилось, а также если в «старой» лицензии не указан перечень работ или услуг, которые выполняются в составе конкретного вида деятельности, то эти лицензии по истечении срока действия нужно переоформить. После этого они становятся бессрочными (ч. 4 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Что касается остальных лицензий, которые компания получила до вступления в силу Закона № 99-ФЗ, то они действуют бессрочно (ч. 3 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Обратите внимание: все эти изменения не распространяются на «особые» лицензии, в отношении которых действует отдельный порядок регулирования. Например, лицензии на производство и оборот этилового спирта, страховую, клиринговую, банковскую деятельность и др. (ч. 2, 3 ст. 1, ч. 2 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Отражаем расходы в учете

В связи с нововведениями у бухгалтера может возникнуть ряд вопросов. Например, как теперь списывать стоимость бессрочной лицензии, что делать с «недосписанной» стоимостью лицензии на те виды деятельности, по которым лицензирование отменено?

Раньше в бухгалтерском учете затраты на приобретение лицензии учитывались на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списывались в состав расходов по обычным видам деятельности в течение срока ее действия. Соответственно, если лицензия уже не нужна, ее «остаточную» стоимость, которая числится на счете 97, можно полностью списать в состав прочих расходов текущего периода (п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

В налоговом учете эти расходы списываются в аналогичном порядке: на дату прекращения действия лицензии ее стоимость единовременно включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письмо Минфина России от 25.02.2010 № 03-03-06/1/89).

Пример:

Организация занималась изготовлением протезно-ортопедических изделий по заказам граждан. В соответствии с Законом № 99-ФЗ лицензирование этой деятельности отменено. В бухгалтерском и налоговом учете осталась «недосписанная» стоимость лицензии — 1000 руб.

На дату вступления в силу закона (03.11.2011) бухгалтер сделает проводку:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 97

— 1000 руб. — списана оставшаяся стоимость лицензии.

В налоговом учете на эту же дату организация единовременно отнесет стоимость «недосписанной» лицензии в состав прочих расходов.

Этот же порядок учета применяется и в отношении переоформленных лицензий, а также лицензий, которые получены «по-старому», но после вступления в силу Закона № 99-ФЗ станут бессрочными.

Что касается новых лицензий, которые теперь будут выдаваться на неограниченный срок, то их учитывать станет проще.

Ведь отражать стоимость лицензий на счете 97 как расходы будущих периодов не имеет смысла. Во-первых, у лицензии теперь нет срока действия, в течение которого ее можно было бы списывать в состав расходов по обычным видам деятельности. Во-вторых, в бухгалтерском учете с этого года (п. 65 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010 № 186н)) затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим, учитываются так же, как и активы этого вида (подробнее об этом см. в «Актуальной бухгалтерии» № 4, 2011 на с. 14). А в нормативных актах по бухгалтерскому учету не указано, что расходы на лицензирование следует отражать как расходы будущих периодов.

То есть стоимость лицензии, которая будет действовать бессрочно, теперь можно учесть в составе расходов текущего периода единовременно в месяце их возникновения. Причем это касается не только бухгалтерского, но и налогового учета.

Пример:

В соответствии с Законом № 99-ФЗ производственная организация получила лицензию на фармацевтическую деятельность.

Стоимость лицензии (допустим, 15 000 руб.) в бухгалтерском учете она полностью спишет в состав расходов по обычном видам деятельности в месяце их возникновения:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 76

— 15 000 руб. — стоимость лицензии отражена в составе расходов.

На эту же дату расходы на приобретение лицензии в полном объеме отражаются и в налоговом учете как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Проверки станут разнообразнее

Изменения коснулись и порядка проведения лицензионного контроля, который в новом законе изложен более подробно (ст. 19 Закона № 99-ФЗ). Причем этот порядок действует уже с 1 июля 2011 года.

Проводить проверки лицензиатов и соискателей лицензии будет, как и прежде, лицензирующий орган. Но сам порядок их проведения теперь стал более унифицированным.

В Законе № 99-ФЗ предусмотрено проведение документарных, внеплановых выездных, а также плановых проверок (только в отношении лицензиата).

Плановые проверки будут проводиться в соответствии с ежегодным планом, разработанным лицензирующим органом. Компания-лицензиат может попасть в него, если:

— прошел один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии или ее переоформления;

— прошло три года со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

— истек срок, который установлен Правительством РФ, со дня окончания последней плановой проверки лицензиата (для деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере).

Что касается внеплановых выездных проверок лицензиата, то они могут проводиться по следующим основаниям:

— при прекращении срока, в течение которого нужно было исполнить ранее выданное лицензирующим органом предписание об устранении нарушения;

— при обращениях и заявлениях граждан, организаций, органов власти и т. д. о фактах грубых нарушений компанией лицензионных требований;

— при истечении срока, на который было приостановлено действие лицензии;

— по ходатайству самого лицензиата, если он досрочно исполнил предписание лицензирующего органа;

— при наличии приказа или распоряжения, изданного лицензирующим органом по поручению Президента России или Правительства РФ.

Закрытый перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается отдельно для каждого вида деятельности.

Мнение:

Ирина Полозова, генеральный директор ПБК «Главный бухгалтер»

Фирма может выбрать порядок списания расходов

В соответствии с новым законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» все полученные лицензии будут действовать бессрочно. Но как определить период, в течение которого необходимо списать затраты на приобретение «новой» лицензии в бухгалтерском учете?

На основании пункта 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы должны обоснованно распределяться между отчетными периодами, если в результате доходы планируется получать в течение нескольких отчетных периодов или связь между доходами и расходами не может быть четко определена. Таким образом, организация должна самостоятельно определить порядок списания этих расходов и утвердить его в своей учетной политике.

Что касается налогового учета, то здесь ситуация следующая.

Расходы на приобретение лицензий, как и раньше, признаются прочими расходами. Они уменьшают базу по налогу на прибыль с учетом положений пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса.

То есть расходы признаются в периоде их возникновения или фирма распределяет их самостоятельно (если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем).

В случае невозможности определения конкретного срока использования полученной лицензии период признания расходов на получение лицензии необходимо установить самостоятельно и утвердить в учетной политике. Но при этом должен соблюдаться принцип равномерности признания доходов и расходов.

Отдельный порядок учета будет у «недосписанных» расходов на лицензии, действие которых будет отменено после вступления в силу нового закона.

В связи с изменением условий, на основании которых расходы распределялись между отчетными (налоговыми) периодами, остаток суммы расходов на приобретение лицензии может быть отнесен организацией в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно (письма Минфина России от 25.02.2010 № 03-03-06/1/89, ФНС России от 21.01.2010 № 3-2-13/6@).

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Бессрочный характер лицензии

Вопрос:

Согласно 99-ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности в части 1 статьи 24 говорится, что лицензии, полученные организациями до 3.11.2011, являются бессрочными. Организация получила лицензию по микробиологии и патогенности 11.02.2010. Следовательно, ее лицензия является бессрочной и не подлежит продлению?

Ответ:

Если вид деятельности, на который организация получила лицензию, подлежит лицензированию по условиям Закона N 99-ФЗ, указанная в вопросе лицензия имеет бессрочный характер.

Обоснование:

В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) лицензии на указанные в части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ, действуют бессрочно.

Данное положение имеет императивный характер.

Однако следует иметь в виду, что часть 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ не предусматривает такого вида деятельности, как «микробиология и патогенность».

Здесь следует учитывать положения частей 1 и 4 статьи 22 Закона N 99-ФЗ:

Лицензирование видов деятельности, не указанных в части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, прекращается со дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ, за исключением лицензирования видов деятельности, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 99-ФЗ.

Предоставленные до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Закона N 99-ФЗ, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

ООО «Центр методологии бухгалтерского

учета и налогообложения»

Срок действия лицензии не может быть менее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *