Сплошное статистическое наблюдение

    Уважаемые респонденты!

    Учитывая поступающие от Вас обращения информируем, что переход на применение в статистической практике новых версий Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКДП2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) будет осуществляться начиная с 1 января 2017 г. в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 6 ноября 2015г. № АД-П10-7562 и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТА) от 10.11.2015 № 1745-ст, в связи с чем в некоторые формы федерального статистического наблюдения внесены изменения приказами Росстата от 03.12.2015 № 611 и от 03.12.2015 № 613.

  • Приказы (постановления) Росстата об утверждении статистического инструментария
    • с 2016 года
    • с 2010 года
    • архив за 2005-2009 годы
    • архив за 1998-2004 годы
  • Приказы Росстата об утверждении Указаний по заполнению форм статистического наблюдения (с 2008 года)
  • Архив порядков (инструкций) по заполнению и представлению форм федерального статистического наблюдения (1998-2007гг.)
  • Табель (перечень) форм федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе Федеральной службы государственной статистики,
    на 2019 год (по состоянию на 21.03.2019)
  • Табель (перечень) форм федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе Федеральной службы государственной статистики,
    на 2018 год (по состоянию на 24.09.2018)
  • Табель (перечень) централизованных в органах Росстата форм федерального статистического наблюдения по видам экономической деятельности и типам предприятий на 2018 год
  • Альбом форм федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе Федеральной службы государственной статистики, на 2019 год
  • Альбом форм федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе Федеральной службы государственной статистики, на 2018 год
  • Бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций, представляемая в органы государственной статистики по месту государственной регистрации организации
  • Статистический инструментарий для организации статистического наблюдения за сферой закупок (обновлено 20.05.2015г.)
  • Статистический инструментарий для организации статистического наблюдения за выполнением федеральных целевых программ (подпрограмм) (обновлено 02.03.2016г.)
  • Сплошной учет объема розничной продажи алкогольной продукции

1. Организация статистического наблюдения

Статистическое наблюдение – это организованная работа по сбору первичных сведений об изучаемых массовых явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение проводится организованно и по заранее разработанным программе и плану.

Начальной стадией экономико–статистического исследования является статистическое наблюдение. Использование объективной и полной информации, которую получают в ходе статистического наблюдения, на последующих этапах исследования обеспечивает научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.

Объектом статистического наблюдения выступает совокупность, в пределах которой проводится наблюдение. Единица статистического наблюдения – это элемент изучаемого объекта, который представляет необходимые первоначальные сведения Черты и свойства единиц совокупности называют признаками. Для того чтобы получить сведения, нужно разработать программу наблюдения. Программа статистического наблюдения должна содержать перечень признаков, которые будут характеризовать отдельные единицы совокупности.

Процесс проведения статистического наблюдения состоит из следующих этапов:

1) программно – методологическая подготовка проведения наблюдения. На данном этапе определяются цели и объекты наблюдения, признаки, подлежащие регистрации, разрабатываются документы для сбора данных, определяются методы и средства получения данных и другое;

2) организационная подготовка проведения наблюдения Этот этап подразумевается следующие виды работ: подбор и подготовка кадров; составление календарного плана работ по подготовке и проведению статистического наблюдения обрабатываются материалы, которые будут использованы в статистического наблюдении;

3) на третьем этапе выбирают форму, способ и вид статистического наблюдения. Важнейшим этапом в проведении статистического наблюдения – является сбор данных наблюдения, накапливание статистической информации;

4) контроль данных статистического наблюдения;

5) на последней ступени статистического наблюдения делаются выводы и предложения по проведению статистического наблюдения.

Результаты, полученные в ходе статистического наблюдения, подвергают контролю со стороны их достоверности, полноты и возможности допущенных ошибок или неточностей.

Существуют следующие требования, которым должно отвечать статистическое наблюдение:

1) наблюдаемые явления должны иметь ценность и выражать определенные социально–экономические типы явлений;

2) сбор статистических данных должен обеспечить полноту фактов, которые рассматриваются в изучаемом вопросе;

3) для того чтобы обеспечить достоверность статистических данных, нужно тщательно и всесторонне проверить качество собираемых объектов – это является одной из самых важнейших характеристик статистического наблюдения;

4) для того чтобы создать хорошие условия для получения объективных материалов, необходимо научно организовать статистическое наблюдение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

3.Основные принципы организации статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение-это начальная стадия экономико-статистического исследования. Она представляет собой научно организованную работу по собиранию массовых первичных данных о явлениях и процессах общественной жизни.

Любое статистическое наблюдение осуществляется с помощью оценки и регистрации признаков единиц изучаемой совокупности в соответствующих учетных документах.

Статистическое наблюдение должно отвечать следующим требованиям:

1.наблюдаемые явления должны иметь научную или практическую ценность, выражать определенные социально-экономические типы явлений.

2.Непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, так как явления находятся в постоянном изменении, развитии. В том случае, если отсутствуют полные данные, анализ и выводы могут быть ошибочными.

3.Для обеспечения достоверности статистических данных необходима тщательная и всесторонняя проверка (контроль) качества собираемых фактов, что является одной из важнейших характеристик статистического наблюдения.

4.Научная организация статистического наблюдения необходима для того, чтобы создать наилучшие условия для получения объективных материалов. В свою очередь наблюдение должно проводиться по заранее разработанным системе, плану, программе, которые обеспечивают научное решение программно-метологических и организационных вопросов наблюдения.

4.Формы, виды и способы статистических наблюдений.

Статистическое наблюдение осуществляется в двух формах: путем предоставления отчетности и проведения специально организованных статистических наблюдений.

Отчетность — основная часть гос. статистики и устанавливается для конкретных субъектов рынка. Её особенности это обязательность представления на унифицированных формах, по установленной программе в определен. сроки и в определен. адреса.

Форма №П-1 » Сведения о производстве и отгрузке Т и У» Эта форма предусматривает отражение данных об V производства по всем видам экономической деятельности, т.е. материальному производству товаров и оказанию услуг. К услугам относятся такие виды деятельности, как оптовая или розничная торговля, ремонт, транспорт и связь, исследование и коммерческая деятельность, коммунальные услуги, здравоохранение и образование.

Форма №П-2 » Сведения об инвестициях » Инвестиционная деятельность-это приобретение ресурсов способных обеспечить получение доходов в будущем. В этой форме раздельно приводят данные по финансовым активам (акции, облигации) и нефинансовым активам (здания, машины, земля). Данные об источниках инвестиций позволяют определить долю собственных средств (особенно прибыли предприятия, вовлеченной в процесс инвестирования)

Интегральным показателем характеризующим эффективность деятельности предприятия явл. его финансовое положение. Оно находит отражение в Форме №П-3 » Сведения о финансовом состоянии организации» Составляют сведения о прибыли и убытках за период с начала года. Данные представленные в этой форме сопоставляют структуру дебиторской и кредиторской задолженности, а также общую сумму оборотных средств. В целом в форме №П-3 предусмотрены сведения, необходимые для анализа финансовой устойчивости предприятия.

Форма №П-4 Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Приводят численность работников с разбивкой по категории (штаты совместит). Фонд назначения з/пл и выплат специального характера, данные об эффективности использования раб времени, движении работников, числе раб мест.

В том случае, если в отчетности недостаточно материала проводят статистические наблюдения. Виды стат наблюдений различают по времени регистрации данных и по степени охвата единицы сов-ти.

По времени: текущее(непрерывное) статистическое наблюдение при котором регистрацию факта производят по мере его совершения. Мониторинг (пример- кассовый аппарат), кроме мониторинга сущ-ют прерывные(периодические) статистические наблюдения, которые повторяются через определ промежутки времени. Единовременные (разовые) наблюдения, кот проводят по мере возникновения необходимости (все маркет исследования)

По степени охвата единиц статистической сов-ти: сплошное наблюдение при котором все статистические единицы проходят контроль, не сплошное наблюдение проходит за ранее установленной части единиц совокупности и по рез-там такого исследования дают обобщенную характеристику всей сов-ти. Среди методов несплошного наблюдения выделяют методы основного массива, выборочный, монографический. Монографический представляет подробное обследование некоторых единиц сов-ти, кот заметно отличаются по основным характеристикам от основной массы людей. Метод основного массива предполагает обследование только той части един сов-ти, которая дает основной вклад в наблюд явлений -грузооборот, цена, биржевые индекс. Наиболее часто использую выборочные методы, при которых хар-ку всей сов-ти дают по результатам обследования её части, отображ в случ порядке.

Формы государственного статистического наблюдения и отчетности

Объектом статистического наблюдения в сфере охраны окружающей среды («экологической статистики») являются окружающая среда в целом, ее природные и антропогенные компоненты, оказывающие неблагоприятное воз­действие на природу и человека. Цель экологической статистики обеспечить государственные и муниципальные органы экологического управления, всех юридических лиц (хозяйствующих субъектов), общественных объединений и граждан достоверной и систематизированной информацией экологического характера для принятия соответствующих решений.

Для достижения этой цели необходимо решение комплекса задач: определение способов и организация получения учитываемой информации (ее сбор, обработка и анализ); разработка системы показателей и методов их исчисления; характеристика наличия, качества, состояния, размещения (территориальная привязка) природных ресурсов, источников воздействия на ОС и ущербов, ей наносимых, эффективности природоохранных мероприятий, а также прямых и косвенных последствий антропогенной деятельности для природы и здоровья жизнедеятельности людей.

Государственное статистическое наблюдение ведется под руководством Федеральной службы государственной статистики (Росстата), осуществляющего межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики совместно с иными специально уполномоченными в области охраны окружающей среды государственными органами, которым учитываемую информацию предоставляют как юридические лица-природопользователи, так и государственные органы по принадлежности.

Росстат и его территориальные подразделения собирают экологически значимую информацию по утверждаемым этой Федеральной службой формам статистического наблюдения, которых в сфере природопользования и охраны ОС сегодня насчитывается более 60, из, них число приоритетно используемых – около 30 (в зависимости от отрасли природопользования или вида деятельности хозяйствующего субъекта). Перечень этих форм госстатнаблюдения (отчетности) Росстата и Рослесхоза приводится далее. Формы Росстата:

1. Форма № 4-ос. Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах.

2. Форма № 1-экофонд. Сведения о начисленных платежах за загрязнение окружающей среды и движении средств государственных экологических фондов.

3. Форма №2-тп-воздух (годовая). Сведения об охране атмосферного воздуха.

4. Форма № 2-тп-воздух (срочная). Сведения об охране атмосферного

воздуха.

5. Форма № 2-тп (токсичные отходы). Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления.

6. Форма № 1-заповедник. Сведения о государственных природных заповедниках и национальных парках.

7. Форма № 01-гр. Сведения о геологоразведочных работах.

8. Форма № 2-тп (охота). Сведения об охотничьих хозяйствах.

9. Форма № 1-п (рыба). Сведения об улове рыбы, Добыче других водных биоресурсов и производстве рыбной продукции.

10. Форма №2-ос. Сведения о выполнении водоохранных работ на вод­ных объектах.

11. Форма № 5-ос (рыбвод). Сведения об охране и воспроизводстве ценных промысловых рыб.

12. Форма № 6-ос Сведения о загрязнении окружающей среды при авариях на магистральных трубопроводах.

13. Форма № 1-лх. Сведения о проведении лесовосстановительных работ.

14. Форма № 2-лх: Сведения по отпуску древесины, мерам ухода за лесом, подсочке и побочным пользованиям.

15. Форма № 3-лх. Сведения о рубках ухода и санитарных рубках леса.

16. Форма № 4-лх. Сведения об остатках древесины на лесосеках и очистке мест рубок.

17. Форма № 5-лх. Сведения о лесных пожарах.

18. Форма № 12-лх. Сведения о лесозащите.

19. Форма №1-рлх (Чернобыль). Сведения о лесовосстановлении и залесении территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

20. Форма № 2-тп (радиоактивные вещества). Сведения о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоактивных веществ, радионуклидных источников.

21. Форма № 2-тп (радиоактивность). Сведения о радиоактивных отходах, поступлении радионуклидов в окружающую среду и загрязненных территориях.

22. Форма № П (Чернобыль). Сведения об изменении численности и возрастно-половом составе населения в зонах радиоактивного загрязнения,

Формы Рослесхоза:

23. Форма № 5-кс Сведения об использовании капитальных вложений по источникам финансирования.

24. Форма № 1-парк. Сведения о выполнении работ по благоустройству территорий национальных парков и проведении рекреационных мероприятий.

25. Форма № 19-лх (охота). Сведения по ведению охотничьего хозяйства.

26. Форма № 20-лх. Сведения о ведении хозяйства в кедровых лесах.

27. Форма № 22-лх (защита). Сводная ведомость инвентаризации очагов вредителей и болезней.

28. Форма № 23-лх (защита). Сведения о нарушениях санитарных правил и мерах наказания.

29. Форма № 24-пх (защита). Сведения о санитарных рубках.

30. Форма № 5-лесхоз. Сведения о лесонарушениях.

31. Форма № 18-лесхоз. Сведения о государственном контроле за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов в Российской Федерации.

32. Форма № 2-РО. Сведения о ревизиях обходов.

Наиболее часто в деятельности большинства предприятий используются только 5 форм. Это:

1. Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной сре­ды, экологических и природоресурсных платежах – форма № 4-ОС (годовая, утв. постановлением Госкомстата от 24.07.2000 № 68). Форма предоставляется до 25 января местному органу госстатистики – юридическими лицами, их обособленными подразделениями, имеющими очистные сооружения, а также осуществляющими природоохранные мероприятия. Отчет включает данные о идущих затратах по, охране природы, затратах на капитальный ремонт основных природоохранных фондов, их среднегодовой стоимости, а также сведения об экологических платежах за загрязнение окружающей среды и плате за природные ресурсы.

2. Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления – форма № 2-тп (токсичные отходы), годовая, (утв. постановлением Госкомстата от 11.09.98 № 95. Форма предоставляется до 20 января местному органу госстатистики, Ростехнадзору и органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики-юридическими лицами, их обособленными подразделениями, на которых образуются токсичные отходы (по перечню, установленному органами госстатистики). Отчет включает данные о наименовании (видах и классах опасности) отходов, их наличии, образовании на предприятии и поступлении от других предприятий, а также об и (пользовании, обезвреживании и передаче отходов другим предприятиям (дни использования, обезвреживания, хранения или захоронения) с подведением итога о суммарном наличии отходов на предприятии.

3. Сведения об охране атмосферного воздуха – формы № 2-тп-воздух (годовая) и № 2-тп-воздух (срочная), за 1 полугодие (утв. постановлением Роскомстата от 27.07.2001 г. ,№53 и 03.08.98 г. №81). Формы предоставляются до 12 января (годовая) и до 20 июня (срочная) местному органу госстатистики в субъекте РФ, а последняя также Ростехнадзору — юридическими лицами и их обособленными подразделениями, имеющими стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха (по перечню, установленному органами госстатистики). Отчет включает разделы: 1) выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу, их очистка и утилизация (т/год); 2) выбросы в атмосферу специфических ЗВ (т/год); 3) источники выбросов ЗВ в атмосферу; 4) выполнение мероприятий по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферу.

4. Сведения об использовании воды – форма № 2-тп (вода), годовая (утв. постановлением Роскомстата от 04.11.97 № 74).

Форма предоставляется до 10 января местному органу госстатистики и субъекте РФ, местному органу Федерального агентства водных ресурсов и органу, осуществляющему госрегулирование в соответствующей отрасли экономики — юридическими лицами всех форм собственности, их филиалами и представительствами, осуществляющими водопользование. При этом Росводресурсы, в свою очередь, до 30 мая отчитывается перед Росстатом по coгласованной программе. Отчет включает следующие разделы: 1) забрано из природных источников, получено от других предприятий (организаций), использовано и передано воды; 2) водоотведение.

5. Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов форма № 18-КС, годовая (утв. постановлением Госкомстата от 21.07.98 №73, см, также Инструкцию по заполнению данной формы, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 3 октября 1996 г. № 123). Форма предоставляется до 4 февраля после отчетного года местному органу госстатистики в субъекте РФ – юридическими лицами и их обособленными подразделениями (кроме субъектов малого предпринимательства). Отчет включает данные о вводе в действие мощностей и разнообразных объектов природоохранной сферы (например, очистных сооружений, систем оборотного водоснабжения, установок для сбора нефти и мусора с акваторий, рекультивации земель и т.д.), а также об инвести­циях в них за счет всех источников финансирования.

Таким образом, в настоящее время из указанных в начале форм экологического учета наиболее широко применяются, формы кадастрового и статистического учета. Другие формы учета – паспорта, например, паспорт предприятия-природопользователя или паспорт токсичного отхода, применяются значительно реже и здесь не рассматриваются. Тоже самое можно отметить и в отношении геоинформационных систем и различных электронных банков и без данных, которые еще только входят в практику природоохранной работы.

Сплошное статистическое наблюдение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *