Списание компьютеров в бюджетном учреждении

Содержание

Как учитывать компьютеры и комплектующие

ФСБУ «Аренда» Вебинар в Контур.Школе. Разбор практических ситуаций. Зарегистрироваться

С точки зрения Инструкций по бухгалтерскому учету в учреждениях госсектора, компьютер является «обособленным комплексом конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы».

Ранее в письмах Минфина не раз разъяснялось, что комплектующие, являющиеся составными частями компьютера, не могут выполнять свои функции по отдельности. Следовательно, компьютер должен учитываться как основное средство, единый инвентарный объект, а монитор, системный блок, клавиатура, мышь, до сборки компьютера, как материальные запасы.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства» содержит такое же определение: «объектом основных средств признается обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы».

Пример

На балансе учреждения числится инвентарный объект — компьютер стоимостью 108 000 ₽., приобретенный в 2016 году.

Компьютер состоит из:

  • системного блока — стоимостью 63 000 ₽
  • монитора — стоимостью 35 000 ₽
  • блока питания, клавиатуры, мыши — стоимостью 10 000 ₽

В 2018 г. системный блок сломался. На момент замены системного блока сумма начисленной амортизации на компьютер составила 72 000 ₽.

В соответствии с методологией бюджетного учета системный блок, монитор, блок питания, клавиатура, мышь приобретались учреждением в 2016 г. как материальные запасы, принимались к учету на счет 105 36. Сборка компьютера отражалась на счете 106 31, и уже собранный компьютер учитывается на счете 101 34.

При списании неисправного системного блока происходит ликвидация части объекта основного средства.

Учреждению следует не списывать компьютер полностью, а списать лишь системный блок, пришедший в негодность, а затем включить в инвентарную карточку компьютера новый системный блок.

Алгоритм списания системного блока

Шаг 1. Сторонняя экспертная организация составляет акт о том, что системный блок сломан и восстановлению не подлежит.

Шаг 2. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов:

  • определяет стоимость системного блока в общей стоимости компьютера, рассчитывает сумму амортизации, приходящуюся на него;
  • составляет акт о частичной ликвидации объекта основных средств, оформляет актом операцию доукомплектации компьютера;
  • утверждает акты у руководителя учреждения.

Шаг 3. Бухгалтерия оформляет проводками:

  • частичное списание системного блока;
  • доукомплектацию компьютера;
  • вносит изменения в инвентарную карточку.

Почти все перечисленные операции производятся бухгалтерией и действия распределены в данном случае в соответствии с авторством подписи, стоящей в документе.

Частичное списание системного блока

Проводки по частичному списанию основных средств есть в Инструкциях 174н, 183н, 162н. Например в п. 12 Инструкции 174н говорится: «ликвидация части объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация», счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета «010100000».

Сумма амортизации, приходящаяся на системный блок, в момент его частичного списания составила:

72 000 /108 000 * 63 000 = 42 000 ₽.

Остаточная стоимость системного блока:

63 000 — 42 000 = 21 000 ₽.

Бухгалтерские проводки:

  • частичное списание стоимости компьютера на сумму остаточной стоимости системного блока: Дт 0 401 10 172 Кт 0 101 34 410 21 000 ₽.
  • частичное списание стоимости компьютера на сумму начисленной амортизации системного блока: Дт 0 104 34 411 Кт 0 101 34 410 42 000 ₽.

Если решение о дальнейшем использовании системного блока, изъятого из компьютера не принято, то отразить его следует на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». На этом счете системный блок учитывают до принятия решения о его дальнейшем использовании (реализации, утилизации) (письмо Минфина России от 28.02.2018 № 02-06-10/12969).

Документ, которым можно оформить разукомплектацию компьютера в инструкциях не установлен. Нужно утвердить в учетной политике самостоятельно разработанный документ.

Обязательные реквизиты первичного документа предусмотрены п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

Доукомплектация компьютера

Согласно п. 27 ФСБУ «Основные средства» при замене отдельных составных частей основного средства, затраты по такой замене могут увеличивать стоимость объекта с одновременным уменьшением стоимости ОС на стоимость выбывающих частей. Учреждению нужно закрепить в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений 27 пункта ФСБУ «Основные средства» в отношении групп основных средств.

Алла Жукунова, эксперт Контур.Школы: Напишите в учетной политике, в отношении каких групп основных средств, отдельных видов объектов вы будете применять положения п. 27 стандарта «Основные средства». Можно использовать стоимостные критерии. Например, установить в учетной политике, что положения п. 27 стандарта «Основные средства» учреждение будет применять только при замене частей, имеющих существенную стоимость.

Существенность стоимости части объекта имущества учреждение так же определяет самостоятельно. Это можно прописать в учетной политике, как процентное соотношение. Например, стоимость части объекта имущества считается существенной, если составляет 30 и более процентов от общей стоимости ОС.

Новый системный блок приобретен за 65 000 ₽ по статье 340 КОСГУ. Стоимость его является существенной. Принято решение увеличить первоначальную стоимость компьютера на стоимость системного блока.

Бухгалтерские проводки:

  • отражены капитальные вложения в связи с дооборудованием компьютера:
    Дт 0 106 31 310 Кт 0 105 36 440 65 000 ₽
  • увеличена первоначальная стоимость компьютера:
    Дт 0 101 34 310 Кт 0 106 31 310 65 000 ₽

Оформить операцию доукомплектации компьютера нужно Актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств ф.0504103. Изменения комплектации компьютера обязательно отражаем в Инвентарной карточке ф.0504031.

Если в учетной политике не установить порядок учета замены составных частей объекта ОС, имеющих существенную стоимость, а списать стоимость сломанного системного блока в расходы или, наоборот, увеличить стоимость компьютера на стоимость нового системного блока, не уменьшив на остаточную стоимость вышедшей из строя части, то можно получить замечание проверяющих. Ведь в таких случаях балансовая стоимость компьютера может оказаться либо заниженной, либо завышенной.

В нашем примере после замены системного блока изменится стоимость компьютера:

108 000 — 63 000 + 65 000 = 110 000 ₽

Изменится и амортизация, которую предстоит начислить на компьютер с новым системным блоком:

108 000 — 72 000 — 42 000 + 65 000 = 59 000 ₽

Стандарт «Основные средства» не дает ответ на вопрос, как начислять амортизацию при замене частей основного средства. Пропишите это в учетной политике. Например, можно действовать так:

  • если амортизация линейным способом начислена по компьютеру не полностью — при определении новой ежемесячной суммы амортизации равномерно распределяйте увеличившуюся остаточную стоимость на протяжении оставшегося срока полезного использования;
  • если по компьютеру начислена амортизация 100% — доначисляйте амортизацию доукомплектованного ОС до 100% единовременно.

Новое, что предлагает ФСБУ «Основные средства» по учету основных средств:

Инвентарным объектом может признаваться часть объекта имущества, в отношении которой можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала. Но при этом должны выполняться условия:

  • часть объекта имущества, имеет отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала);
  • стоимость части объекта имущества составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества, т.е. является существенной.

Такая единица учета основных средств определяется как отдельный инвентарный объект, независимо от того, можно ее физически обособить от других частей объекта ОС или нельзя.

В нашем примере стоимость нового системного блока является существенной, срок его полезного использования отличается от остальных частей компьютера и тогда вместо доукомплектации компьютера новым системным блоком, можно принять к учету этот системный блок как отдельное основное средство. Необходимо присвоить ему инвентарный номер и завести отдельную инвентарную карточку.

Но такой вариант учета должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

Что нового в учете компьютерной техники

При учете компьютеров в 2018 году, необходимо принять во внимание вступившие в силу с 1 января 2018 года приказы Минфина России от 31.12.2016 года:

  • № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»
  • № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»

Данные федеральные стандарты обязательны к применению учреждениями. При этом продолжают действовать инструкции по учету № 157н, 162н, 174н, 183н.

В настоящее время учреждения госсектора могут использовать два подхода к учету компьютера как основного средства:

  1. Учитывать компьютер как комплекс конструктивно сочлененных предметов, включающий системный блок, монитор, клавиатуру, мышь и т.д.;
  2. Учитывать системный блок и монитор как самостоятельные основные средства. При этом клавиатура, мышь и другие части являются составными частями системного блока.

Обязательно установите в учетной политике, способ учета компьютера как инвентарного объекта и какая стоимость части компьютера будет для вашего учреждения существенной. От этого зависит учет замены вышедшей из строя или устаревшей части компьютера.

По классификации ОС компьютеры, принтеры и серверы отнесены ко второй амортизационной группе как машины офисные прочие — код ОКОФ 330.28.23.23. Таким образом, эти ОС являются имуществом со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно (Письмо от 11.09.2012 № 02-06-10/3621).

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 33 онлайн-урока: теория и практика

Порядок списания оргтехники

Практически в каждом учреждении есть компьютеры, кондиционеры, другое электрооборудование. При их списании могут возникнуть проблемы. Какие и как их избежать? Рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, Ю. А. Кошелева.

Списание основных средств включает в себя:

  • определение технического состояния каждой единицы основных средств;
  • оформление необходимой документации;
  • получение разрешения на списание;
  • демонтаж, разборку;
  • утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации; списание с балансового (забалансового) учета.

Определяем техническое состояние

Нормативно-правовые акты Российской Федерации не обязывают учреждения привлекать специализированные организации для представления технического заключения о состоянии компьютерного и электрооборудования и необходимости его списания. Такое решение может принять комиссия1, состоящая из сотрудников учреждения с соответствующей квалификацией. В компетенцию комиссии входит:

  • непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации и данных бюджетного учета;
  • установление целесообразности (пригодности) его дальнейшего использования, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации и т. д.);
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта, внесение предложений об их привлечении к ответственности, установленной законодательством;
  • определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
  • контроль за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их веса и сдача на соответствующий склад, а впоследствии — в организацию по приему вторсырья;
  • составление актов о списании объектов основных средств.

Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств. И только в случае, если обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждению необходимо заключить соответствующий договор.

Согласовываем

По результатам проведенных мероприятий комиссия комплектует пакет документов, которые необходимы для согласования списания основных средств. Перечень таких документов должен быть установлен ГРБС. Применительно к списанию оргтехники понадобятся:

  • копия приказа руководителя о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств;
  • копии инвентарных карточек учета основных средств;
  • заключения о техническом состоянии, выданные специализированными организациями, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию (при отсутствии в штате учреждения специалистов необходимой квалификации);
  • копии технических паспортов;
  • выписки из реестра муниципального имущества;
  • копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба;
  • справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия;
  • документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов публично-правового образования и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Конкретные документы, которые должны прилагаться к акту о списании основных средств, утверждается органом власти, уполномоченным представлять интересы собственника по управлению имуществом.

Оформленные документы представляются руководителю учреждения для принятия соответствующего решения. В зависимости от установленного нормативным актом порядка списания данного основного средства руководитель учреждения вправе:

  • самостоятельно утвердить акт о списании основных средств. Такая возможность, к примеру, предусмотрена для федеральных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России в приказе от 28 апреля 2010 г. № 306н (далее — Приказ № 306н). Там, в частности, сказано, что при списании федерального имущества (кроме объектов недвижимости и автотранспорта), первоначальная стоимость которого не превышает двухсот тысяч рублей, право принятия решения об их списании предоставляется руководителям учреждений. При этом они несут персональную ответственность за соблюдение процедур списания федерального имущества в соответствии с законодательством;
  • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства;
  • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства по согласованию с органом по управлению муниципальным имуществом.

Вернемся к Приказу № 306н, где прописан перечень необходимых в последних случаях документов. Понадобятся:

  • письмо учреждения на бланке, содержащем полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию. В перечне указываются:
    • номер по порядку;
    • наименование объекта основных средств;
    • инвентарный номер объекта основных средств (а также государственный регистрационный номер, тип, марка в отношении автотранспорта);
    • год выпуска объекта основных средств;
    • первоначальная стоимость объекта основных средств;
    • остаточная стоимость объекта основных средств на момент списания;
    • срок полезного использования, установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;
    • краткое обоснование причин списания и нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств;
  • акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003, ф. 0306004, ф. 0306033) в двух экземплярах;
  • копия инвентарной карточки учета основных средств;
  • копия заключения о техническом состоянии объекта основных средств, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате учреждении — копия указанного заключения, выданного организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, с приложением копий лицензий);
  • копия протокола постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств о невозможности восстановления объекта либо нецелесообразности их восстановления;
  • копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств организации.

При списании объектов основных средств, по которым срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо указанных документов также нужны:

  • акт проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании/хранении объекта основных средств с указанием виновных лиц;
  • письмо о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, с приложением копий подтверждающих документов (в случае выявления виновных лиц);
  • копии постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела (при его наличии);
  • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба;
  • справка учреждения о возмещении ущерба виновными лицами;
  • письмо с подробным пояснением причины, вызвавшей списание объекта основного средства до истечения срока полезного использования (в случае отсутствия виновных лиц).

При списании объектов основных средств, пришедших в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, кроме вышеперечисленных документов понадобятся:

  • копия акта о причиненных повреждениях;
  • копия справки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций;
  • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба.

Копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения. В представляемых документах не допускается наличия помарок, подчисток, исправлений.

Драгметаллы

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять их поступление, движение, инвентаризацию и выбытие.

Учреждение вправе (п. 3.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (далее — Инструкция № 68н)):

  • самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) собранный лом, содержащий драгоценные металлы;
  • реализовывать лом, содержащий драгоценные металлы;
  • передавать на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке, для дальнейшего производства и аффинажа.

Как правило, в учреждениях нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). А мониторы могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация. В этих случаях законодательство запрещает самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524). Поэтому учреждения должны планировать расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972 «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и Перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов». Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор, в котором указываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):

  • наименование, массу и количество драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
  • метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные модели (паспортам, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т. п.) — по данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажная организация представляет учреждению акт (паспорт) аффинажа, в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость. Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями. Поэтому в первичные документы вносят соответствующие исправления (зачеркивают первоначальные записи и проставляют над ними сведения, указанные в акте (паспорте) аффинажа) (п. 6.20 Инструкции № 68н).

Пример 1

Учреждение произвело списание морально устаревшего и физически полностью изношенного оборудования (монитор компьютера), приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (остаточная стоимость — 7000 руб.). Силами учреждения основные средства были демонтированы. После демонтажа были извлечены детали, содержащие драгоценные металлы. В чистом виде их масса составила 40 г на сумму 4000 руб. Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов — 35 г на сумму 3500 руб. (в т. ч. НДС — 534 руб.). Данная сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытый ему в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Заметим, в этом случае в поле «Назначение платежа» платежного поручения указывают наименование источника образования дохода или пункта Генерального разрешения, выданного учреждению. При поступлении денежных средств на лицевой счет по приносящей доход деятельности учреждение должно перечислить указанные средства в доход федерального бюджета на счет 40101. В поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу» с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом. А в поле «Назначение платежа» указывается код 000 3 02 02010 01 0000 440 и основание перечисления: «Перечисление в доход федерального бюджета доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении». В этом случае Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, должно содержать указания на источник образования поступающих на лицевой счет доходов: «Реализация лома и отходов цветных металлов и (или) доходы от аффинажа, с последующим перечислением полученных источников в доход федерального бюджета».
Впоследствии учреждение перечислило средства в доход федерального бюджета.
Бухгалтеру нужно сделать такие записи:

Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 101 04 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования»
— 7000 руб. — списано основное средство;

Дебет 2 105 06 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— 4000 руб. — оприходованы детали, содержащие драгоценные металлы;

Дебет 2 105 06 340 (аффинажная организация)
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит 2 105 06 340 (склад)
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
— 4000 руб. — переданы детали аффинажной организации (основание — акт передачи);

Дебет 2 205 09 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»
Кредит 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— 3500 руб. — начислен доход от реализации драгоценных металлов (основание — паспорт аффинажной организации);

Дебет 2 201 01 510
«Поступления денежных средств учреждения на счета»
Кредит 2 205 09 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»
— 3500 руб. — поступили денежные средства на лицевой счет учреждения;

Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
— 534 руб. — начислен НДС;

Cторно:
Дебет 2 105 06 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— 500 руб. — произведена коррекция по содержанию драгоценных металлов в деталях методом «красное сторно»;

Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 105 06 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»
— 3500 руб. — произведено списание деталей (узлов) при их реализации;

Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— 3500 руб. — начислена задолженность в бюджет;

Дебет 2 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
— 534 руб. — перечислен НДС в бюджет;

Дебет 2 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
— 3500 руб. — перечисление в бюджет начисленной задолженности от утилизации материальных ценностей.

Обратите внимание: администратор, за которым закреплено администрирование указанных платежей, должен произвести следующие записи:

Дебет 1 210 02 440
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов»
Кредит 1 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— поступление в бюджет дохода от утилизации материальных ценностей.

Пример 2

Воспользуемся примером № 1, с той лишь разницей, что организация, принявшая отходы цветных металлов, перечисляет денежные средства непосредственно в доход федерального бюджета на счет 40101. При этом в поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу» с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом.
В этом случае записи по получению средств от аффинажной организации будут такими:

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 205 09 660
«Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»
— 3500 руб. — отражена зачисленная в бюджет сумма, поступившая от специализированной организации (запись делают после получения выписки органа казначейства из сводного реестра поступлений).

Администратор поступлений в бюджет, за которым закреплено администрирование указанных доходов, делает запись:

Дебет 1 210 02 440
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов»
Кредит 1 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
— 3500 руб. — поступление в бюджет дохода, перечисленного организацией, специализирующейся на утилизации материальных ценностей.

Эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
А. Н. Суховерхова,
Ю. А. Кошелева.
Статья опубликована в журнале
«Бюджетный учет» № 7 июль 2010

1 Порядок ее работы может быть установлен в учетной политике или отдельным приказом по учреждению.

Учёт общим блоком или по-отдельности?

Это следующий вопрос. Основная комплектация компьютера включает:

  • системный блок;

  • источник бесперебойного питания;

  • монитор;

  • клавиатура;

  • мышь.

Так как эти составляющие самостоятельно функционировать не могут, их следует учитывать единым инвентарным объектом. А вот принтер, особенно если это МФУ можно учитывать отдельно, ведь он может работать независимо от компьютера.

Для определения относить ли в этом случае объект к основным средствам в учет берётся общая стоимость приобретенной техники. Чтобы было понятнее, разберём пример.

Пример 1.

Компанией «Вереск» была приобретена следующая техника:

Наименование Цена, руб.
Системный блок 25 000,00
монитор 11 000,00
источник бесперебойного питания 3 500,00
клавиатура 1 000,00
мышь 500,00
Всего 41 000,00
  • В учетной политике предельная стоимость объектов, при которой они принимаются к учету как основные средства, установлена 40 000,00 рублей.

  • Компьютер приобретён для начальника отдела сбыта, следовательно, использоваться будет для управленческих нужд и не предназначен для перепродажи.

  • Все составляющие будут собраны в один компьютер.

Таким образом, учитывать приобретенную технику следует как единый инвентарный объект, более того, если для наладки компьютера будет приглашен сторонний программист, которому будут оплачены услуги, эти расходы также следует включить в итоговую стоимость компьютера. Данные услуги рассматриваются как «доведение до состояния годного к эксплуатации».

Как видим, общая стоимость составляет 41 000,00 рублей, а значит это основные средства.

Для документального оформления поступления применяются следующие унифицированные формы документов:

  • акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1);

  • заполняется инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма N ОС-6);

  • инвентарная книга учета объектов основных средств (форма N ОС-6б).

Бухгалтерские проводки по учет компьютера как основных средств:

Корреспонденция счетов Наименование операции Сумма, руб Документ-основание
Д 08 — К 60 Стоимость комплектующих включена в первоначальную стоимость компьютера 41 000,00 Счёт/фактура
Д 01 — К 08 Компьютер принят к учету в качестве ОС 41 000,00 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1)
Д 20 (26) — К 02 Начислена и включена в состав расходов амортизация по компьютеру 684,70 рублей Ведомость начисления амортизации

*Срок службы 5 лет. Годовая норма амортизации 20% (100%/5 лет). Норма в месяц — 1,67 % (20% / 12 месяцев).

Пример 2.

Той же компанией «Вереск» был приобретен ещё один компьютер, но с меньшей производительностью, а следовательно и дешевле:

Наименование Цена, руб.
Системный блок 15 000,00
монитор 8 000,00
источник бесперебойного питания 2 500,00
клавиатура 1 000,00
мышь 500,00
Всего 27 000,00
  • В учетной политике предельная стоимость объектов, при которой они принимаются к учету как основные средства, установлена 40 000,00 рублей.

  • Компьютер приобретён для бухгалтера, использоваться будет для управленческих нужд и не предназначен для перепродажи.

  • Все составляющие будут собраны в один компьютер.

Не смотря на то, что на первый взгляд ситуация та же, что и с первым компьютером, но из обязательных условий для отнесения к основным средствам, не соблюдена стоимость – она ниже установленного порога. Следовательно, компьютер необходимо учитывать в составе материально-производственных запасов.

Для документального оформления поступления применяются в этом случае следующие унифицированные формы документов:

  • акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1);

  • заполняется инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма N ОС-6);

  • инвентарная книга учета объектов основных средств (форма N ОС-6б).

Бухгалтерские проводки по учет компьютера как основных средств:

Корреспонденция счетов Наименование операции Сумма, руб. Документ-основание
Д 10 — К 60 Приобретены комплектующие 27 000,00 Счёт/фактура
Д 20 (26) — К 10 Стоимость комплектующих компьютера включена в затраты при передаче в эксплуатацию 27 000,00 Требование-накладная, ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения

Ремонт или модернизация?

Рано или поздно возникает ситуация, когда необходимо либо отремонтировать, либо усовершенствовать имеющуюся технику.

Если приобретаются комплектующие, предназначенные для замены уже имеющейся в организации компьютерной техники, это однозначно материально-производственные запасы и им не нужно присваивать инвентарные номера.

Тогда возникает вопрос: «В чем разница между ремонтом и модернизацией?» (в плане учёта). Разница в том ,что модернизация увеличивает стоимость основных средств, которые подлежат усовершенствованию, а ремонт – нет.

Необходимо четко определять характер расходов, так как на остаточную стоимость основных средств начисляется налог на имущество организации, следовательно, если необоснованно отнести расходы на ремонт к расходам на модернизацию и увеличить стоимость компьютера, вырастут расходы на уплату имущественного налога.

Итак, ремонт – это замена вышедшей из строя составляющей части компьютера на аналогичную по характеристикам (блок питания, монитор на такие же).

Если учет комплектующие учитываются как отдельные объекты, то при замене списываются пришедшие в негодность. Необходимо будет составить Акт списания. Если же заменяются части компьютера, который стоит на балансе как основное средство, то списывается стоимость установленных комплектующих.

Затраты списываются в месяце, когда они были понесены.

Пример 3.

Сгорел источник бесперебойного питания компьютера, который является основным средством.

Бухгалтерская проводка

Выжимаем максимум из учета компьютерной техники. Часть 1

Грамотно настроенный учет компьютерной техники защитит вас от факапов в инфраструктуре и сохранит десятки часов рабочего и личного времени. О том, как добиться такого результата, читайте в этой статье.

Сразу хочу предупредить, что все изложенное ниже это не вычитанный в книгах best practice, а выжимка моего, порой не всегда удачного опыта. Поэтому с благодарностью приму конструктивную критику.

Итак, начнем. Зачем ИТ-службе нужно вести свой учет компьютерного оборудования? Ведь вся компьютерная техника учитывается на счетах организации и данные об оборудовании уже есть в бухгалтерской системе. Зачем тогда отвлекать технических специалистов от разработки софта/администрирования систем/ремонта оборудования и грузить их «бухгалтерской» работой?
Дело в том, что собранные в бухгалтерской системе данные не спасут вас от проблем, например, при вирусной атаке.

«Заразить компьютер в корпоративной сети, поднять привилегии, получить доступ к домену администратора и одной кнопкой остановить деятельность компании любого размера» — так описал специфику работы вируса WannaCry его автор.

Чтобы остановить этого проныру как минимум нужно знать местоположение зараженных компьютеров. В бухгалтерской системе будет указана кладовая, в которой числится компьютер, и пользователь (но это не точно). Фактическое местоположение компьютера и его IP-адрес вы не узнаете.

Чем больше времени будет потрачено на выяснение, в какому закутке стоит зараженная машина, тем ниже шансы остановить распространение вируса и деградацию инфраструктуры. Как вы понимаете, финансовые и репутационные потери от остановки бизнес-процессов будут на порядок выше затрат на ведение учета ИТ-оборудования. Впрочем, wannacry это еще цветочки. Есть угроза и посерьезней…

Помните старую шутку, что зима в Россию всегда приходит неожиданно, поэтому коммунальные службы не успевают к ней подготовиться? Аналогичная беда с подготовкой бюджета на следующий год – вроде все знают о сроках, но почему-то заявки на замену техники подают в самый последний момент. И крайним обычно остается ИТ-специалист, отвечающий за распределение оборудования – не предусмотрел, не предпринял должные меры, не проявил настойчивости и т.д. и т.п. Если вирусная атака может обойти вас стороной, то наезды из-за не вовремя выделенной техники точно прилетят вам в голову.

Но выход есть: прекратите собирать заявки на замену техники. Начните вести учет параметров, по которым техника должна попадать в программу модернизации (например, объём HDD, диагональ монитора, скорость печати принтера и т.д.). В этом случае вы сможете формировать перечни техники на замену автоматически из своей учетной системы. Нет заявок – нет проблем.

Чем еще поможет налаженная система учета ИТ-оборудования? Тем, что на любой, даже самый каверзный вопрос руководства вы сможете дать ответ уже через 5-15 минут, а не в «завтра с самого утра». Например, финансовый директор спрашивает: «сколько принтеров у нас в кладовке, сколько в ремонте, сколько у пользователей, сколько было утилизировано в этом году, в каких отделах принтера простаивают?». Если у вас учитываются стадии жизненного цикла ИТ-оборудования, то на все (!) эти вопросы вы дадите ответ в течении 15 минут. В противном случае придется собирать данные из разных источников в течении 2-3 часов (если не больше).

Полагаю, с вопросом «зачем нужен свой учет ИТ-оборудования» разобрались. Это меньшее из зол по сравнению с ситуацией, когда у вас только разрозненные данные бухгалтерского учета и сырые отчеты SCCM.

Давайте теперь спроектируем такую систему учета ИТ-оборудования, которая поможет решить обозначенные выше проблемы. Нам потребуется:

  1. определить границы учетной системы;
  2. разработать справочник категорий оборудования;
  3. разработать модель жизненного цикла;
  4. определиться с правилами идентификации оборудования;
  5. разработать атрибутную модель.

Шаг 1. Определить границы учетной системы

Не стоит распылять усилия и пытаться наладить учет сразу и везде. Изучите данные по инцидентам/проблемам и найдите «бутылочное горлышко», т.е. группы оборудования, которые доставляют вам больше всего хлопот. Начните налаживать учет именно в этих группах.

По моему опыту чаще всего в «застревают в бутылочном горлышке» компьютеры и оргтехника. Реже всего комплектующие и расходные материалы (как правило по ним хватает данных складского учета).

Шаг 2. Разработать справочник категорий оборудования

Чтобы было удобнее формировать отчеты, каждую группу техники нужно разделить по категориям. Например, вы решили наладить учет пользовательского оборудования. Берем группу «компьютеры». Из каких категорий она будет состоять? Персональный компьютер, ноутбук, планшет и т.д. Затем берем следующую группу – «устройства отображения» и делим на категории ее. В итоге у вас получится примерно вот такой справочник категорий:

Группа Категория
Компьютеры Персональный компьютер, ноутбук, планшет
Устройства отображения Монитор, телевизор
Оргтехника Принтер, копир, сканер

Благодаря этому делению вы сможете быстро делать выборки из базы данных и получать отчеты как по группе «компьютеры», так и по каждой из категорий этой группы.

Шаг 3. Разработать модель жизненного цикла оборудования

Чтобы оперативно получать информацию о том, в каком статусе находится оборудование нужно разработать т.н. «модель жизненного цикла оборудования».

Советую начать с простой модели и детализировать ее по мере необходимости:

Событие Статус Что отслеживает статус?
Новое оборудование поступило на склад, неиспользуемое оборудование вернулось на склад Хранение на складе Отслеживает фактический складской запас
Оборудование передано ИТ-специалистам для настройки, ремонта, апгрейда Настройка/Ремонт Отслеживаем нагрузку на персонал ИТ-службы
Оборудование передано пользователю Эксплуатация Отслеживаем фактическое количество техники в работе
Пользователь уволился, но оборудование осталось на рабочем месте (ждут нового сотрудника) Хранение в подразделении Отслеживаем скрытые резервы
Оборудование снято с рабочего места, как непригодное к эксплуатации Подготовка к утилизации Отслеживаем хлам, который нужно утилизировать
Передали оборудование на утилизацию подрядчику Утилизация Отслеживаем выполнение договора на утилизацию

По моему опыту самый быстрый способ повысить эффективность системы учета ИТ-оборудования, это начать отслеживать статусы жизненного цикла. Не пренебрегайте этим шагом!

Шаг 4. Определить способ идентификации оборудования

Поскольку вам придется заниматься поиском и инвентаризацией оборудования, нужно заранее определить, как вы будете идентифицировать найденную технику. Мне известно пять способов идентификации:

Способ идентификации Преимущества Недостатки
Бирка с номером. На оборудование приклеивается бумажная бирка с учетным номером или учетный номер наносится маркером. Низкие затраты на расходные материалы и оборудование для маркировки Достаточно высокие трудозатраты на актуализацию данных и учет перемещений оборудования. Низкая износостойкость бумажных бирок.
Серийные номера производителя. Используются нанесенная при изготовлении оборудования этикетка с SN и штрихкодом. Нет затрат на оборудование и расходные материалы для маркировки Не подходит для идентификации «самосборных» ПК. Высокие трудозатраты на актуализацию данных и учет перемещений, т.к. серийные номера находятся в труднодоступных местах.
Этикетка со штрих-кодом. На оборудование наносится износостойкая этикетка с учетным номером и штрих-кодом. Низкие затраты на оборудование для маркировки и расходные материалы. Сокращение трудозатрат на актуализацию данных и учет перемещения оборудования. Явных недостатков не выявил.
RFID-метка. На оборудование наносится радиометка. Значительное сокращение трудозатрат на инвентаризацию и учет перемещения большого количества оборудования. Высокая стоимость оборудования и расходных материалов. Невозможность идентифицировать оборудование без использования RFID-сканера.
Штрих-код + RFID. На оборудование наносится радиометка с напечатанным на ней штрих-кодом и учетным номером Значительное сокращение трудозатрат на инвентаризацию и учет перемещения большого количества оборудования. Высокая стоимость оборудования и расходных материалов.

Оптимальным способом я считаю маркировку техники этикетками со штрихкодом. Кстати, Yurich еще в 2013 году написал пошаговую инструкцию по изготовлению этикеток. Крайне рекомендую его статью к прочтению.

Шаг 5. Разработать атрибутную модель

Вот теперь давайте приступим к самому важному – к разработке атрибутной модели. Мой список рекомендуемых к учету атрибутов, с указанием для чего они нужны, приведен ниже. Используйте его как отправную точку при разработке своей атрибутной модели.

  • Общепринятое наименование производителя и модели оборудования. Обратите внимание, что в накладных наименования производителя и модели могут быть искажены. Старайтесь записывать именно общепринятые наименования, чтобы техническую информацию о модели было проще найти на сайте производителя.
  • Номенклатурный номер, под которым модель оборудования заведена в справочнике материалов бухгалтерской системы. Его стоит учитывать для быстрого поиска однотипного оборудования.
  • Инвентарный номер, присвоенный оборудованию при постановке на бухгалтерский учет. Его стоит учитывать для поиска оборудования в бухгалтерской базе. Обратите внимание, что по правилам бухгалтерского учета инвентарный номер может быть одинаковым у нескольких устройств (например, у ПК, монитора и принтера в составе лабораторной установки). Кроме этого, инвентарный номер обязательно присваивают только основным средствам, т.е. оборудованию стоимостью выше 40 000 рублей (подробнее в ПБУ 5/01, ПБУ 6/01). Поэтому у подавляющего количества компьютерной техники в вашей организации инвентарного номер может и не быть. Взамен его может использоваться сложно-составной номер, например <номер кладовой>/<количество этой номенклатуры на учете в кладовой>.
  • Учетный номер, присвоенный ИТ-подразделением при принятии оборудования на обслуживание. Во многих организациях ИТ-службе удобнее присваивать оборудованию свой ID, чем использовать инвентарные номера.
  • Серийный номер, присвоенный производителем оборудования. Стоит учитывать на случай гарантийного ремонта и как запасной идентификатор при невозможности определить инвентарный/номенклатурный/учетный номера оборудования.
  • Почтовый адрес здания, название или номер строения (если по одному адресу находится несколько строений), номер кабинета (или название участка и строительные оси здания, если это производственное помещение). Такой набор реквизитов поможет найти технику, в каком бы закутке она не находилась.
  • Подразделение, в котором работает пользователь, ФИО и телефон пользователя. Контакты пользователя нужны чтобы получить физический доступ к оборудованию. Подразделение, вам пригодится для группировок в отчетах и для выхода на руководителя, если пользователь окажется недоступен. Также полезно знать табельный номер и … дату увольнения пользователя. По табельному номеру удобно строить сводные отчеты, если нужно посмотреть, какие еще ТМЦ числятся за сотрудником. Дата увольнения поможет выявить бесхозное оборудование.
    В моей практике был забавный случай. На небольшом заводе начальник одного из подразделений несколько недель добивался выделения ему более производительного компьютера. Бюджета на технику не было, поэтому приняли решение поискать простаивающую технику в подразделениях. Два дня поисков и более мощный компьютер нашли … в кабинете этого начальника, за соседним столом. Компьютер остался после увольнения сотрудника. О том, что это более производительная машина проситель не знал. А ИТ-службу не предупредили об увольнении пользователя этого компьютера.
  • Технические атрибуты, по которым вы сможете принять решение о модернизации оборудования. Например, такие:

Группа Технические характеристики
Компьютеры Hostname, IP-адрес, тип и частота CPU, тип, количество и объём HDD, тип и объем RAM
Устройства отображения Диагональ, разрешение, видеовыходы
Оргтехника Цветность, возможность сканирования, скорость печати, формат, наличие USB, RJ-45, WiFi

На первый взгляд атрибутов слишком много и у персонала уйдет уйма времени на поддержание системы учета в актуальном состоянии. Давайте проверим, так ли это.

В зависимости от интерфейса учетной системы на первичную регистрацию каждого устройства потребуется 5-10 минут, на актуализацию данных 1-2 минуты. Предположим у вас в организации 350 пользователей, устройств для учета 1 000 штук. В год заменяется 20% парка техники (из расчета срока службы 5 лет), 10% парка проходит ремонт и модернизацию. Значит каждый год вам нужно будет:

  • внести в систему 200 новых записей (200×10 = 2000 минут);
  • два раза обновить статусы у 200 новых устройств (200x2x2 = 800 минут);
  • два раза обновить статус у 200 выводимых из эксплуатации устройств (200x2x2 = 800 минут);
  • два раза обновить статусы у 100 попавших в ремонт устройств (100x2x2= 400 минут).

Итого вы потратите 4 000 минут в год. Накинем еще 10% на непредвиденные перемещения. Получим 4 400 минут в год или 17 минут в день. Полагаю, это вполне приемлемые трудозатраты для поддерживания в актуальном виде системы учета на 1 000 единиц техники.

К тому же их можно сократить до 10-12 минут: технические атрибуты забирать из SCCM, данные о пользователе из кадровой системы. Но это вопросы архитектуры, их я планирую раскрыть во второй части статьи. Также во второй части я покажу, как оперативно организовать внедрение спроектированной системы учета. Пока же давайте сделаем паузу.

Дилемме о том, как следует вести учет компонентов персональных компьютеров — раздельно или совместно, посвящены многочисленные статьи специалистов по бюджетному учету. Но споры по этому вопросу не утихают. Дело в том, что формулировки в нормативных документах расплывчаты и опираются на термины, для которых нет однозначного толкования. Данная статья адресована тем, кто хочет разобраться в требованиях законодательства, принять обоснованное решение и уметь его отстоять перед проверяющими органами. А также грамотно организовать учетную политику учреждения.

Обратимся к законодательству

Для решения вопроса, вместе или врозь учитывать компоненты персонального компьютера, обратимся к п. 41 Инструкции № 157н. Согласно приведенной в нем формулировке основным средством является:

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • либо отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • либо обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Кроме того, в п. 41 Инструкции № 157н приведено разъяснение термина «комплекс конструктивно-сочлененных предметов». Это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Из Указаний № 180н к обсуждаемой теме имеет отношение формулировка в комментариях к статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Согласно ей на статью 340 относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, в т. ч. запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т. п.

Терминология по ощущениям

Для экспертов, комментирующих положения законодательства, характерна избирательная логика, когда одни и те же принципы учета в отношении компьютерной техники и иного оборудования трактуются прямо противоположным образом.

Яркий пример этого — трактовка понятия «самостоятельный». Так, если монитору для функционирования необходим источник сигнала от компьютера — значит, этот объект «не самостоятельный». При этом, скажем, телевизору тоже требуется источник сигнала: антенна, DVD-плеер и т. п. Но телевизор все равно «самостоятельный».

Такая подмена терминов связана с неправильным толкованием законодательства. Речь в Инструкции № 157н идет не о том, что объект «может самостоятельно функционировать», а том, что объект «выполняет самостоятельную функцию». Разница существенная. Норма закона отвечает на вопрос: «Что делает?», а некорректная цитата — «Как делает?» «Функция» в данном случае — это назначение. Под «самостоятельной», очевидно, имеется ввиду, что определенный объект выполняет только ему присущую работу. В комплекте компьютерной техники функцию вывода визуального изображения выполняет только монитор. А функцию вывода изображения и текста на бумагу — только принтер.

Распространена непоследовательная трактовка и в отношении термина «общее управление». Рассмотрим это подробней:

Фактическое положение дел

Вывод экспертов

Системный блок передает информацию на монитор и принтер

Следовательно, системный блок «управляет» монитором и прин­тером. А значит, системный блок, монитор и принтер образуют «комплекс, имеющий общее управление», и должны учитываться как единый объект основных средств

Аналогия

При соединении компьюте­ров в сеть один системный блок может записывать/из­менять/удалять информа­цию на другом системном блоке, а также отправлять информацию на другие принтеры

Следовательно, один системный блок «управляет» по сети другим системным блоком и другим принтером. А значит, все системные блоки, мониторы, принтеры, соединенные в сеть, должны учиты­ваться как единый объект основных средств. Однако возможности современных компьютерных технологий гораздо шире. Компьютеры могут «управлять» друг другом не только в рамках локальной офисной сети, но и за сотни километров через Интернет. Получается, что весь мир — один объект основных средств?

Фактическое положение дел

Вывод экспертов

Системный блок соединен с другими компонентами кабелями

Следовательно, системный блок, монитор и все остальные пери­ферийные устройства образуют «конструктивно-сочлененный комплекс предметов» и должны учитываться как единый объект основных средств

Аналогия

Системный блок соединен кабелем в локальную сеть с другими системными бло­ками, которые соединены кабелем со своими монито­рами и принтерами. Также системный блок соединен кабелем с источником бесперебойного питания и удлинителем

Следовательно, имеет место «конструктивное сочленение» всех компьютеров, а также удлинителей и источников бесперебойного питания. А это значит, все системные блоки, мониторы, принтеры, соединенные в сеть, как и источники бесперебойного питания и удлинители должны учитываться как единый объект основных средств.

Однако возникает вопрос, почему в пределах одного рабочего ме­ста соединение кабелем является «конструктивным сочленением», а дальше — от компьютера к розетке — нет?

Приведенные аналогии выглядят абсурдно. Но они всего лишь логическое развитие распространенных рассуждений и выводов.

Зачастую из норм законодательства «вырываются» отдельные фразы и комментируются в нужном контексте. Так, п. 41 Инструкции № 157н определяет пять признаков «комплекса конструктивно-сочлененных предметов»:

  1. конструктивное сочленение;
  2. общие приспособления и принадлежности;
  3. общее управление;
  4. смонтированные на одном фундаменте;
  5. самостоятельное выполнение функций.

Стоит применить все пять критериев к автоматизированному рабочему месту, как все сомнения исчезнут сами собой:

  1. Конструктивное сочленение. Под этим искусственным термином, от¬сутствующим в толковых и технических словарях, очевидно, имелось в виду механическое соединение — на болтах, гайках, сварке, клепке, петлях, по аналогии с тем, как соединен монитор ноутбука с остальной его частью, как дверь со зданием или котел с газопроводом.
  2. Общие приспособления и принадлежности — в персональном компьютере отсутствуют. Даже если считать мышку и клавиатуру принадлежностями, они не имеют отношения ни к монитору, ни к принтеру. Аналогично и удлинитель не может считаться общей принадлежностью. Ведь кроме системного блока и монитора в него можно включить чайник или зарядку для сотового телефона.
  3. Общее управление. Кто сможет определить, что в компьютере чем управляет? Что движет курсор на экране монитора — системный блок или мышка в руках человека?
  4. Смонтированные на одном фундаменте. Если офисный стол — это «общий фундамент», то на нем также «смонтированы» калькулятор, степлер, телефон и много еще чего другого.

Таким образом, комплекс конструктивно-сочлененных предметов в терминах Инструкции № 157н составляют не те предметы, которые изначально, по своей природе, не способны к самостоятельному функционированию. А те, которые потеряли такую способность в результате того, что их соединили вместе, условно говоря, болтами и подключили к общему блоку управления.

Мораль сей басни

Как и во всех случаях, когда законодательство не дает четкого руководства к действию, вопрос следует решать в рамках учетной политики учреждения. В этом ключе имеет смысл обратиться к письмам Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 и от 05.02.2010 № 02-05-10/383 .

Отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основным средствам или материальным запасам) является компетенцией получателя бюджетных средств (ПБС). Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, не имеет правовых оснований для отказа ПБС в санкционировании оплаты денежного обязательства, по статьям 310 «Увеличение стоимости основных средств» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, если мнение сотрудника органа федерального казначейства (ОФК) не совпадает с мнением бухгалтера учреждения.

Такое разъяснение исходит из того, что:

  • отнесение объекта к основным средствам или материальным запасам зависит от ряда параметров (срок полезного использования, отнесение к составным частям или самостоятельным объектам), которые прямо в нормативных документах не зафиксированы, но решаются в учреждении: инвентарной комиссией, учетной политикой;
  • для подтверждения правоты при выборе статей 310 или 340 КОСГУ бухгалтеру пришлось бы предоставлять в ОФК протокол заседания инвентарной комиссии или учетную политику, что не предусмотрено нормативными документами (приказ Минфина России от 13.08.2009

Данные письма утратили силу вследствие принятия новых приказов о порядке применения бюджетной классификации, однако, они имеют важные разъяснения, которые не утратили актуальности и сейчас.

№ 88н);

  • исходя из документов, предоставление которых в ОФК обязательно, не всегда можно проконтролировать выбор статей 310 или 340 КОСГУ;
  • отказ в санкционировании оплаты денежного обязательства при сомнении в правильности выбора статей 310 или 340 КОСГУ, когда прямых указаний в законодательстве нет, является незаконным.

Ключевые определения

Рекомендуется дать в учетной политике учреждения определения ключевых терминов и описание соответствующего порядка учета.

Пример

Компоненты персональных компьютеров могут классифицироваться как:

  • самостоятельные объекты основных средств;
  • составные части автоматизированных рабочих мест (АРМ);
  • принадлежности.

1. Компоненты персональных компьютеров, относящиеся к самостоятельным основным средствам:

приобретаются за счет статьи 310 КОСГУ;

списываются с соблюдением норм п. 51 Инструкции № 157н, предусматривающего принятие решения о порядке уничтожения списанного объекта.

2. Компоненты персональных компьютеров, относящиеся к составным частям АРМ:

  • служат для комплектации АРМ;
  • приобретаются за счет статьи 340 КОСГУ;
  • в инвентарной карточке АРМ указывается полный перечень составных частей с указанием технических характеристик и заводских номеров;

на каждую составную часть наносится инвентарный номер соответствующего АРМ;

  • в случае, когда приобретенная составная часть списывается на замену вышедшей
  • из строя составной части АРМ, стоимость списываемой части относится на затраты;
  • в случае, когда составная часть АРМ списывается на замену аналогичной исправной (на модернизацию АРМ), стоимость списанной составной части относится на увеличение стоимости АРМ. Снятая исправная часть принимается к учету по рыночной цене, балансовая стоимость АРМ уменьшается на ее стоимость;
  • в случае, когда составная часть списывается на дооборудование АРМ (установка составной части, которой ранее в составе АРМ не было), стоимость списанной части относится на увеличение стоимости АРМ;
  • в случае, когда приобретается комплект составных частей и принадлежностей для комплектации нового АРМ, приобретение составных частей производится за счет статьи 340 КОСГУ, приобретенные составные части списываются на вложения в основные средства;
  • в случае обмена аналогичных по функциональному назначению составных частей между разными АРМ факт замены отражается в инвентарных карточках соответству¬ющих АРМ путем корректировки данных о составе компонент без изменения балансовой стоимости АРМ.

3. Компоненты персональных компьютеров, относящиеся к принадлежностям:

  • могут включаться как в состав АРМ, так и в состав самостоятельного объекта компьютерной техники;
  • приобретаются за счет статьи 340 КОСГУ;
  • в инвентарной карточке АРМ (самостоятельного объекта) указывается полный перечень принадлежностей с техническими характеристиками и заводскими номерами;
  • на каждый объект наносится инвентарный номер АРМ (самостоятельного объекта);
  • в случае, когда приобретенная принадлежность списывается на замену вышедшей из строя принадлежности соответствующего АРМ (самостоятельного объекта), стоимость списываемой принадлежности относится на затраты;
  • в случае, когда в состав АРМ (самостоятельного объекта) включается принадлеж¬ность, которой ранее не было, стоимость списанной принадлежности относится на увеличение стоимости соответствующего АРМ;
  • в случае, когда приобретается комплект составных частей и принадлежностей для комплектации нового АРМ, приобретение принадлежностей производится за счет статьи 340 КОСГУ, приобретенные принадлежности списываются на вложения в основные средства;
  • в случае обмена аналогичных по функциональному назначению принадлежностей между разными АРМ (самостоятельными объектами), факт замены отражается в инвентарных карточках соответствующих объектов путем изменения данных о составе компонент объекта без изменения его балансовой стоимости.

Что есть что

В учетной политике следует классифицировать все возможные виды компьютерной техники. Даже если на момент составления учетной полити¬ки какого-либо вида техники в учреждении нет, решение все равно необхо¬димо принять заранее. И безоговорочно его соблюдать. Классифицировав мониторы как составные части, недопустимо до внесения изменений в учет¬ную политику приобретать их как основные средства.

Пример

Компоненты вычислительной техники классифицируются следующим образом

Компонент

Самостоятельное основное средство

Составная часть АРМ

Принадлеж­ность

Системный блок

да

Моноблок (устройство, сочетающее в себе монитор и системный блок)

да

Монитор

да

Принтер

да

Сканер

да

МФУ (многофункциональное устройство)

да

Источник бесперебойного питания

да

Колонки

да

Внешний модем

да

Внешний модульWi-Fi

да

Web-камера

да

ВнешнийTV-тюнер

да

Внешний приводCD/DVD

да

Внешний приводFDD

да

Кард-ридер

да

USB-разветвитель

да

Манипулятор мышь

да

Клавиатура

да

Дигитайзер

да

Наушники

да

Соединительные кабели (силовые, ин­терфейсные)

да

Проблема выбора

Любой вариант классификации компонент персонального компьютера -как самостоятельных объектов или как составных частей — одинаково допустим, поскольку прямые указания в законодательстве на этот счет отсутствуют. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы:

Отдельное основное средство

Составная часть, принадлежность

Приобретается за счет статьи 310 КОСГУ, что часто затруднительно ввиду ограниченности средств

Приобретается за счет статьи 340 КОСГУ, что более доступно

Списание должно производиться с соблюдени­ем требований п. 51 Инструкции № 157н

Специальные требования к списанию в рамках федерального законодательства отсутствуют

Списание может потребовать согласования в уполномоченном органе по управлению иму­ществом или у распорядителя (главного распо­рядителя) бюджетных средств

Как правило, специальное согласование для списания не требуется

На территориальном или ведомственном уров­не могут быть установлены дополнительные требования по учету и списанию

Как правило, на территориальном или ведомст­венном уровне дополнительные требования по учету и списанию не устанавливаются

Обеспечивается более строгий контроль за счет индивидуального инвентарного учета (при цене свыше 3000 руб.) или учета на забалансо­вом счете 21

Контроль за составными частями и принадлеж­ностями, как правило, ведется путем записей в инвентарных карточках инвентарных объек­тов, в которые они включены

Из прошлого в настоящее

В предшествующие годы в учреждении мог действовать иной порядок учета компьютерной техники. В таком случае необходимо определить, как быть с объектами прежних лет поступления, отраженными в учете иначе, чем в текущем году.

Пример

Если ранее был предусмотрен раздельный учет компонент как самостоятельных объектов основных средств, а с нового года — в составе АРМ:

Вариант 1. Компоненты компьютерной техники, отраженные до­­­­_____г. в учете

как самостоятельные объекты основных средств, с­­_____г. подлежат комплектации

в АРМ. Комплектацию проводят по данным инвентаризации по состоянию на 1 января.

Вариант 2. Компоненты компьютерной техники, отраженные до ____г. в учете

как самостоятельные объекты основных средств, в_____г. продолжают отражаться

в учете, как и ранее.

Если ранее был предусмотрен учет компонент компьютерной техники в составе АРМ, а с нового года — раздельный учет компонент как самостоятельных объектов ос­новных средств:

Вариант 1. Компоненты компьютерной техники, отраженные до ____г. в учете

в составе АРМ, с ____г. подлежат разукомплектации на самостоятельные объекты

основных средств. Разукомплектацию следует провести по данным инвентаризации по состоянию на 1 января.

Вариант 2. Компоненты компьютерной техники, отраженные до _____г. в учете в

составе АРМ, в_____ г. продолжают отражаться в учете, как и ранее.

Источник: журнал «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение». Главный журнал для бухгалтера казенного учреждения. Практические разъяснения по всем вопросам финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения.

В автономном учреждении закуплена веб-камера для оснащения компьютера, установленного в помещении кассы учреждения, и используется для регистрации процесса инкассации денежных средств.
По какой статье КОСГУ необходимо произвести оплату расходов на приобретение веб-камеры?

25 октября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В зависимости от конечной цели использования веб-камеры расходы на ее приобретение могут быть отнесены:
— на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, если производится оплата нефинансового актива, относящегося к основному средству или в рамках договора на модернизацию (дооборудование) ранее приобретенного основного средства;
— на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, если закупаемый нефинансовый актив относится к материальным запасам.

Обоснование вывода:
Порядок классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) установлен разделом V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н). В них указано, что:
— на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств;
— на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ расходы по оплате договоров на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам.
Таким образом, при определении КОСГУ для оплаты нефинансового актива (в рассматриваемом случае это веб-камера) необходимо определить конечную цель производимой закупки.
В рассматриваемом случае веб-камера может быть учтена в бухгалтерском учете как:
— отдельный инвентарный объект основных средств;
— материальная ценность, закупаемая в целях дооборудования, приобретенного ранее основного средства (компьютер);
— материальный запас.
Принятие решения об отнесении закупаемого имущества к той или иной группе нефинансовых активов осуществляет комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения (п. 34 Инструкции N 157н). В своей работе она руководствуется нормами Инструкции N 157н, а также федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее СГС «Основные средства»).
При этом отнесение имущества:
— в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 38, 39 Инструкции N 157н, п.п. 7, 8 СГС «Основные средства»;
— к материальным запасам в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н.
Веб-камера, как нефинансовый актив, представляет собой устройство, предназначенное для фиксирования изображения в реальном масштабе времени и дальнейшей передачи его по компьютерным сетям. Для работы веб-камеры в компьютерной сети, как правило, не предполагается использование специальных устройств. Полученную информацию можно просмотреть на любом техническом устройстве, предназначенном для работы с изображением в цифровом формате, используемом веб-камерой. Это может быть отдельно стоящий компьютер или группа компьютеров, объединенных сетью, а также, в зависимости от технических параметров, и сама веб-камера.
Если при принятии решения профильной комиссией учреждения будет установлено, что закупаемая веб-камера:
— соответствует критериям отнесения к отдельному инвентарному объекту учета, то есть в хозяйственной деятельности учреждения будет использоваться как самостоятельное устройство, может даже закрепленное на другом нефинансовом активе (основном средстве или какой-то составной части основного средства), но неразрывно с ним не связана;
— срок полезного использования составит более 12 месяцев,
то тогда может быть принято вполне обоснованное решение об учете веб-камеры в качестве самостоятельного объекта в составе основных средств. Такая хозяйственная ситуация подлежит отражению по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Если профильной комиссией учреждения будет сделан вывод, что веб-камера является «новым» дополнительным устройством ввода информации для компьютерного устройства, установленного в кассе учреждения, и при этом улучшит его качественные или технические характеристики, то рассматриваемая закупка может быть классифицирована как дооборудование уже имеющегося основного средства. Тогда расходы по приобретению веб-камеры должны будут увеличить стоимость первоначально приобретенного имущества (компьютера) (п. 19 СГС «Основные средства», абзац 2 п. 27 Инструкции N 157н). В этом случае, если учреждением будет заключен договор на модернизацию (модернизацию с дооборудованием) конкретного компьютера, то расходы следует отнести в целях бухгалтерского учета по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
В то же время, если приобретаемые камеры являются комплектующими для проведения модернизации основного средства (компьютера) хозяйственным способом, их оплату следует отразить в бухгалтерском учете по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. С применением данной статьи следует отразить расходы и в случае, если профильной комиссией учреждения будет принято решение об учете камер в составе материальных запасов при установлении срока полезного использования веб-камеры менее 12 месяцев.
Также следует отметить, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом технических характеристик, специфики и предполагаемых условий эксплуатации объектов. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Если компьютер устарел

Для правильной работы современных программных средств требуются все более мощные и быстродействующие вычислительные машины. К сожалению, наступает момент, когда модернизация оборудования под все возрастающие потребности программ уже невозможна. В таком случае причиной списания компьютера будет его моральный износ.

Но устаревание компьютера должно быть подтверждено фактами. Среди них могут быть такие:

  • при норме обработки базы данных в 1 час компьютер «справляется» с ней за 3 (4, 5. ..) часа;
  • для корректной работы приобретенной программы требуется определенная версия операционной системы, которую невозможно установить на компьютер с устаревшими параметрами, и пр.

Кроме того, должны быть изложены причины невозможности модернизации. Например, не производятся комплектующие, совместимые с существующей конфигурацией компьютера, которые могли бы увеличить быстродействие или оперативную память.

Если эту технику невозможно использовать на другом участке работы, то придется произвести списание компьютеров и утилизировать их.

Причем, если закончился установленный производителем срок службы такой морально устаревшей техники, компьютер может выйти из строя в любой момент. И трудно предсказать, каковы будут последствия.

Если не работает системный блок

Невозможность использования компьютера вследствие его поломки также является причиной списания компьютерной техники. Примерами неисправностей могут служить:

  • перегорание нескольких дорогостоящих комплектующих системного блока вследствие скачка напряжения (попадания влаги, пыли и т.д.),
  • физическая деформация корпуса системного блока, приведшая к поломке расположенных внутри него элементов,
  • разгерметизация батареи Bios и разлитие электролита на микросхемы,
  • выход из строя стабилизатора напряжения, приведший к выгоранию микросхем, и пр.

При наличии таких неисправностей списание компьютерной техники осуществимо только в том случае, когда ремонт невозможен либо стоимость ремонта сопоставима со стоимостью приобретения аналогичного нового оборудования.

Заключение о причинах поломки, а также о возможности ремонта и его стоимости организация может составить самостоятельно, если в ее штате есть специалисты, обладающие необходимой квалификацией. В ином случае заключение для списания и утилизации компьютеров и оргтехники предоставляет специализированная организация.

Списание компьютеров в бюджетном учреждении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *