Специальный режим налогообложения

Содержание

Особенности применения специальных налоговых режимов

Понятие специальных налоговых режимов прописано в ст. 18 НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кто может применять спецрежимы

УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

Спецрежимы ориентированы в основном на малый бизнес. Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

УСН

Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

  • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
  • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
  • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
  • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
  • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом коэффициента-дефлятора, в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

ЕСХН

ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

ЕНВД

При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

  • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

От чего зависит ставка УСН?

Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

  • доходы по ставке 6 %;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. 346.16 НК РФ.

При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

Бухгалтеру на заметку

Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда.

Особенности перехода на спецрежимы

Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Региональные особенности

Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС на 2015–2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя от 14.11.2014 № 77-ЗС), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя от 14.08.2014 № 57-ЗС). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя от 26.11.2014 № 85-ЗС.

Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/. В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном сайте ФНС России в разделах «Действующие в РФ налоги и сборы» и «Специальные налоговые режимы».

Читайте также статью «Налоговый режим: инструкция по выбору».

Специальные налоговые режимы в 2020 году (виды и нюансы)

Что такое спецрежимы

Какие режимы относятся к специальным

Общие черты специальных режимов налогообложения

Принципиальные особенности спецрежимов

Отличия налогообложения при спецрежимах

Итоги

Что такое спецрежимы

Зарегистрировавшись в ФНС в качестве ООО или ИП, налогоплательщик по умолчанию применяет общую систему налогообложения (ОСНО). Данная система имеет самую высокую налоговую нагрузку и большой список отчетности. Небольшим бизнесам с определенными видами деятельности разрешено применять специальные режимы, которые снижают налоговую нагрузку на малый бизнес и предусматривают меньший объем отчетности.

Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:

  • Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
  • Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
  • Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
  • В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.

Какие режимы относятся к специальным

В перечне специальных налоговых режимов в 2020 году изменений не произошло. Он полностью приведен в п. 2 ст. 18 НК РФ. Это системы:

ВНИМАНИЕ! ЕНВД с 2021 года отменен на всей территории РФ. Ряд субъектов уже отказались от спецрежима. Подробности см. .

Несмотря на то что с начала 2015 года каждой из этих систем коснулся ряд новшеств, внесенных в НК РФ, их принципиальные положения остались прежними. Главным изменением в отношении специальных налоговых режимов УСН и ЕНВД стало введение обязанности по уплате налога на имущество по объектам, стоимость которых определена как кадастровая.

Общие черты специальных режимов налогообложения

Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве принципиальных различий между собой имеют и ряд общих черт. При этом они разбиваются на следующие группы по отношению:

  • К масштабам деятельности лиц, применяющих эти режимы: ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН предназначены для малых предприятий, а СРП могут применять только полноценные налогоплательщики.
  • Кругу налогоплательщиков. ЕСХН, УСН и ЕНВД доступны как организациям, так и ИП. СРП можно применять только организациям, а ПСН — только ИП.
  • Объекту применения. ЕСХН, ЕНВД, СРП и ПСН возможны только при определенных видах деятельности, а УСН — при большинстве (за некоторыми исключениями).
  • Набору налогов, вместо которых начисляется спецналог. При ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН он заменяет налог на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество (кроме налога, рассчитываемого от кадастровой стоимости) и НДС. Для СРП спецналога как такового нет, а применяется система льгот по большинству существующих налогов, допускающая полную отмену некоторых из них.
  • Совместимости друг с другом и ОСНО. СРП не совмещается ни с каким из режимов. ОСНО, ЕСХН и УСН совмещать друг с другом нельзя, но можно применять вместе с ЕНВД или ПСН. При этом ЕНВД и ПСН также совместимы.

Подробнее о возможности совмещения режимов читайте в статьях:

  • «Какие особенности совмещения ОСНО и УСН?»;
  • «Распределение расходов при совмещении ЕНВД и УСН».

Принципиальные особенности спецрежимов

Вместе с тем каждому из специальных налоговых режимов присущ свой набор индивидуальных характеристик. Самые важные их них приведены в таблице 1.

Таблица 1

Скачать таблицу индивидуальных характеристик

Отличия налогообложения при спецрежимах

Специальные налоговые режимы существенно различаются с точки зрения налоговых баз, к которым применяется ставка спецналога. База может быть:

  • Переменной, зависящей от фактического объема дохода (или иного объекта налогообложения при СРП), — для ЕСХН, УСН, СРП. При этом для УСН существуют 2 базы с разными ставками: «доходы минус расходы» с основной ставкой 15% и «доходы» с основной ставкой 6%.
  • Постоянной (при условии неизменности исходных параметров, от которых устанавливается ее величина) вне зависимости от объемов выручки — для ЕНВД и ПСН.

Набор показателей, характеризующих основные особенности налогообложения при каждом из спецрежимов, приведен в таблице 2.

Таблица 2

Скачать таблицу наборов показателей

О наиболее часто применяемых системах подробнее читайте в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Итоги

В РФ действует 5 спецрежимов. Все они имеют своей целью снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков и уменьшение количества отчетности.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

В результате изучения данной главы студент должен:

  • • знать понятие и виды специальных налоговых режимов; особенности применения и круг плательщиков системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога); особенности перехода на упрощенную систему налогообложения; особенности специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; особенности применения системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • • уметь использовать теоретические положения о специальных налоговых режимах для самостоятельного формулирования своей правовой позиции по налогово-правовым вопросам;
  • • владеть понятийным и терминологическим аппаратом в части специальных налоговых режимов, совокупностью методологических приемов анализа правовой сущности налогово-правовых актов, касающихся применения специальных налоговых режимов, а также навыками самостоятельной работы с юридической литературой по этой тематике.

Понятие и виды специальных налоговых режимов

Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах и иными актами законодательства о налогах и сборах. Порядок установления специальных налоговых режимов регулируется положениями части первой НК (ст. 18 НК). При установлении законодателем специальных налоговых режимов в особом порядке могут определяться обязательные элементы налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, ведь установление данных режимов для отдельных категорий хозяйствующих субъектов либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики, как правило, бывает продиктовано мотивами стимулирования и улучшения регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов (например, субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и т.д.).

В соответствии с положениями НК к специальным налоговым режимам отнесены:

  • • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • • упрощенная система налогообложения;
  • • патентная система налогообложения;
  • • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (применительно до 31 декабря 2017 г.);
  • • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) установлена гл. 26.1 части второй НК, вступившей в силу с 1 января 2002 г. Она ранее вводилась в действие на территории конкретного субъекта законом этого субъекта РФ об едином сельскохозяйственном налоге. Однако установленный правовой режим единого сельскохозяйственного налога не отвечал интересам организаций агропромышленного комплекса, не предоставляя реальных существенных послаблений налогового бремени по сравнению с общей системой налогообложения. Вопреки имевшимся первоначальным прогнозам аналитиков, этот налоговый режим не получил распространения в регионах, поэтому зимой 2003 г. рассматриваемая глава части второй НК была принята в новой редакции, которая действует с 1 января 2004 г.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) применяется наряду с иными режимами налогообложения. Переход па уплату единого сельскохозяйственно- го налога или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в уведомительном порядке, предусмотренном НК.

Переход организации па уплату единого сельскохозяйственного налога предусматривает освобождение от обязанности по уплате трех налогов: налога па прибыль организаций (за исключением некоторых доходов); налога па имущество организаций; НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (далее – «таможенный НДС»), и др.).

Переход индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога предусматривает замену следующих налогов: налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением некоторых доходов); НДС (за исключением «таможенного НДС» и др.); налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Другие налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с иными режимами налогообложения.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются перешедшие на уплату этого налога сельскохозяйственные товаропроизводители:

  • – организации;
  • – индивидуальные предприниматели.

При этом сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-Φ3 «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.

Кроме того, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:

  • 1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • 2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:
    • а) если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек;
    • б) если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
    • в) если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);
  • 3) сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы), которые удовлетворяют условиям, указанным выше в подп. «б» и «в» п. 2.

Не могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • 1) производители подакцизных товаров;
  • 2) организации игорного бизнеса;
  • 3) казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы. Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговый период – календарный год (до 1 января 2004 г. налоговым периодом был квартал). Отчетным периодом является полугодие.

Налоговая ставка установлена в размере 6%.

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

Уплаченные авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода. Уплата единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа по нему производится по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если плательщик единого сельскохозяйственного налога в установленном порядке, до окончания календарного года уведомил налоговые органы о прекращении им предпринимательской деятельности в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, то налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем подачи такого уведомления о сложении с себя рассматриваемого специального налогового режима.

Налогоплательщики также обязаны по истечении налогового периода подавать в налоговые органы налоговые декларации. Организации представляют их по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели – но месту своего жительства.

Специальные налоговые режимы

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Общие положения » Специальные налоговые режимы

Существуют, так называемые, специальные режимы налогообложения, которые, по сути, являются льготными по отношению к общей системе налогообложения.

Понятие специальных режимов в налоговом праве

Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве – это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

Виды и характеристика специальных налоговых режимов

В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

  • патенты;
  • раздел продукции;
  • налог на вмененный доход;
  • сельское хозяйство;
  • система упрощенного вида.

Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

  • определенное количество сотрудников у ИП;
  • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.

Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

  • деятельности банков и банковских агентов;
  • страховых компаний и агентов;
  • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
  • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
  • ломбарды и скупки цветного металла;
  • сельскохозяйственные организации и ИП.

Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.

Общий и специальные режимы налогообложения

Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных НК и подлежащих уплате всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, считают общим режимом налогообложения(традиционной системой налогообложения).

В то же время наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах, существуют особые, отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных или местных налогов. Следовательно, если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет специальный налоговый режим, можно говорить о том, что она исполняет налоговые обязательства по общей системе налогообложения.

В соответствии со ст.18 НК специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов. Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных НК.

С 2013 года применение всех специальных налоговых режимов является добровольным, т.е. сам налогоплательщик должен определить для себя выгодность применения того или иного режима.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН) – Глава 26.1 НК;

2) упрощенная система налогообложения (УСН) – Глава 26.2 НК;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) – Глава 26.3 НК;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – Глава 26.4 НК;

5) патентная система налогообложения (патент) – Глава 26.5 НК.

Первый специальный налоговый режим могут выбрать организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 346.2 НК.

Второй режим могут применять организации и индивидуальные предприниматели, имеющие на это право в соответствии со ст. 346.12 НК.

Третий режим может применяться налогоплательщиками, осуществляющими отдельные виды предпринимательской деятельности, предусмотренные ст. 346.28 НК и облагаемые ЕНВД в соответствии с актами представительных органов местного самоуправления по месту осуществления деятельности.

Четвертый режим применяется организациями, являющимися инвесторами соглашений в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Пятый режим введен с 2013 года для индивидуальных предпринимателей, которые осуществляются виды деятельности по перечню указанному в п.2 ст. 346.43 НК, если в данном субъекте РФ введена патентная система налогообложения.

Сущность основных специальных режимов (ЕСХН, УСН, ЕНВД, патент) состоит в замене уплаты 3 налогов (из которых два – федеральные и один – региональный или местный), уплатой одного «единого» налога.

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ «НАЛОГОВЫХ КАНИКУЛ» С СПЕЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОВЫМ РЕЖИМОМ И НАЛОГОВЫМИ ЛЬГОТАМИ

На сегодняшний день довольно остро стоит проблема стимулирования малого и среднего бизнеса. Основной инструмент государственной политики в этом направлении – формирование благоприятных налоговых условий. В качестве мер применяют специальные налоговые режимы и налоговые каникулы.

Понятие «налоговые каникулы» было введено в действующий Налоговый кодекс РФ Федеральным законом № 477-ФЗ (вступил в силу 01 января 2015 года) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» . Содержание данного понятия в ч. 4 ст. 346.20 НК РФ определяется как возможность установления законами субъекта РФ налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Предполагается, что «налоговые каникулы» будут действовать с 1 января 2015 года и по 1 января 2021 года , т.е. у индивидуальных предпринимателей есть 6 лет для того, чтобы воспользоваться данной льготой.

«Налоговые каникулы» обладают рядом признаков, касающихся их непосредственного применения. К таковым относятся:

  1. «налоговые каникулы» применяются только к отдельным категориям субъектов налогообложения, которые зарегистрированы впервые;
  2. «налоговые каникулы» применяются на определённых территориях – на это указывает Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ, который не ввел налоговые каникулы на всей территории РФ, а предоставил данное право субъектам РФ, при этом Законами субъектов РФ могут быть установлены следующие ограничения:

− ограничения средней численности работников,

− ограничение предельного размера доходов ;

  1. область распространения «налоговых каникул» ограничена – «налоговые каникулы» применяются в отношении определенных видов деятельности: в производстве, услугах и научной деятельности. Более привлекательными для ИП является деятельность в оптово-розничной торговле и по оказанию бытовых услуг, это связано с тем, что такая деятельность требует наименьшего количества затрат для «старта» и положительный результат достигается в кратчайшие сроки . Поэтому следует отметить, что торговая деятельность не является основанием для применения «налоговых каникул»;
  2. «налоговые каникулы» применяются только в отношении отдельных категорий субъектов налогообложения, при выполнении ими определённых налоговых обязательств.

В то же время специальный налоговый режим представляет собой режимы, которые могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. В связи с этим определением, которое закреплено в ст. 18 НК РФ , возникает вопрос о возможности отнесения «налоговых каникул» к специальным налоговым режимам.

Проанализировав данные категории, мы пришли к выводу о том, что между ними есть как общие, так и отличительные черты. К общим относятся:

  1. назначение специального налогового режима и «налоговых каникул» – это развитие и стимулирование малого и среднего бизнеса;
  2. специальные налоговые режимы и «налоговые каникулы» предоставляют преимущества определенным категориям налогоплательщиков.

Несмотря на наличие общих особенностей специальных налоговых режимов и «налоговых каникул», имеются отличительные черты.

  1. данные правовые явления имеют различный уровень нормативно-правовой регламентации;
  2. существуют различия в сроках применения специальных налоговых режимов и «налоговых каникул»;
  3. специальный налоговый режим и «налоговые каникулы» имеют различный круг субъектов;
  4. данные правовые явления отличаются по способу реализации.

Изучив общие и отличительные черты специального налогового режима и налоговых каникул, мы пришли к выводу о том, что «налоговые каникулы» – это самостоятельный налоговый режим, предполагающий освобождение индивидуальных предпринимателей, организаций от исполнения налоговых обязательств в течение определённого периода времени.

Поскольку «налоговые каникулы» были задуманы как льгота, направленная на поддержание и дальнейшее развитие малого бизнеса, мы решили провести анализ на соотношение данного правового явления и такой категории налогового права как налоговые льготы.

Налоговая льгота – это преимущество, которое предоставляется федеральными органами власти, а в некоторых случаях органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определённой группе налогоплательщиков, тем самым, ставя их в более выгодное положение по отношению к другим налогоплательщикам.

Налоговой льготе характерны следующие особенности:

  1. область распространения налоговой льготы ограничена, то есть её использование связано с определенным налогом, сбором, который предполагает её применение;
  2. налоговая льгота имеет стимулирующую направленность, то есть налоговая льгота предполагает либо уменьшение налоговых обязательств налогоплательщика, либо создание налогоплательщику, в отношении которого применятся определённая налоговая льгота привилегированных условий налогообложения по сравнению с остальными налогоплательщиками;
  3. экстерриториальность налоговой льготы, то есть её использование не имеет каких-либо ограничений по территориальному признаку: она применяется на всей территории РФ, с которой взимается соответствующий налог, сбор;
  4. мобильность налоговой льготы, то есть подразумевается возможность в определенной ситуации изменить условия налогообложения посредством данного действия обеспечивается эффективная реализация регулирующей функции налогообложения .

Таким образом, «налоговые каникулы», как самостоятельный налоговый режим, не в полной мере удовлетворяют всем признакам налоговой льготы, но, тем не менее, носят льготный характер, поэтому данное правовое явление можно считать одним из видов такой категории налогового права как налоговые льготы.

Список литературы:

Специальные налоговые режимы разрабатываются государством для регуляции отдельных отраслей бизнеса, а также упрощения уплаты налогов. Кроме того, они помогают откорректировать налоговую систему и разработать индивидуальные подходы к разным категориям граждан. Какими бывают специальные налоговые режимы, и какие функции они выполняют – посмотрим далее.

Понятие и разновидности специальных налоговых режимов

Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.

Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:

  1. УСН. Упрощенная система уплаты налогов или так называемая “упрощенка”, которая, как правило, используется при ведении бизнеса. Она включает большое количество выплат, которые находятся в рамках медицинского и пенсионного страхования. Такая система не является принудительной, и предполагает две формы, введенные с 2014 года. По УСН, налоговые ставки на доходы составляют 6%. Однако если это доходы, выплачиваемые государству и уменьшенные на размер расходов, ставка составляет 15%.
  2. ЕНВД. Этот вид налогового режима также называют “вмененкой”. Единые налоги на вмененные доходы с 2016 года также стали непринудительными. Такая система, как правило, используется вместе с основной системой налогообложения. Она предназначена для специальных видов деятельности, включая ветеринарные услуги, бизнес по автотранспорту и недвижимостью, рекламу и проч.
  3. ЕСХН. Система налогообложения, регулирующая сельское хозяйство, которая помогает в работе товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Она применяется вместо налога на прибыль, имущество и НДС. С 2017 года ставка с 18% поднялась до 24%.
  4. ПСН. Это патентная система, введенная для регуляции патентной деятельности. Она может быть использована только теми индивидуальными предпринимателями, которые заняты в особых видах деятельности, указанных на сайтах налоговых служб субъектов РФ. Такая система заменяет НДС, налог на имущество физических лиц, НДФЛ. Ставка составляет 6%.
  5. СРП. Такая система применяется редко и актуальна только при уплате налогов во время выполнения соглашения о разделе товаров. Такие правовые отношения возможны, когда заграничные и национальные предприятия занимаются добычей минерального сырья. Ставка рассчитывается индивидуально.

Какими главами НК РФ регламентируются специальные налоговые режимы, кем могут применяться и на каких основаниях, предлагается узнать из таблицы, которую можно скачать тут.

Знать о специальных налоговых режимах обязательно не только для экономиста или бухгалтера, но и для бизнесмена, поскольку это важно для грамотного управления своим делом и оптимизации работы с денежными средствами в рамках предприятия.

Общая характеристика СНР

Специальные налоговые режимы представляют собой особенный свод правил, установленных отдельно для определенных социальных групп, видов деятельности и т.д. Среди основных характеристик специальных режимов налогообложения выделяют следующие:

  • За исключением СПР, все виды специальных режимов могут использоваться только представителями малого бизнеса.
  • УНС, ЕНВД и ЕСХН могут быть использованы предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а СРП – исключительно предприятиями, ПСН – исключительно ИП.
  • Все специальные режимы (кроме УСН) могут быть использованы только для определенных объектов, которые указаны в НК РФ или установлены местными органами самоуправления. УСН используется крупными представителями бизнеса по условиям, прописанным в главе 26.2 НК.
  • При всех системах (кроме СРП) единый специальный налог оплачивается вместо налога на прибыль, имущество и НДС. Что касается СРП, то в этом случае будут действовать определенная льготная системы и спецналог.

Налоговый период определяется в зависимости от конкретной системы. Так, декларация по налогам ЕСХН и УНС подается один раз в год, по ЕНВД – в квартал, по ПСН – в год или в течение действия платежа, СРП – в зависимости от периода каждого налога. С этими и другими характеристиками можно ознакомиться в таблице, скачав тут.

Условия применения специальных налоговых режимов

Какие условия существуют и действуют на сегодняшний день для наиболее популярных специальных налоговых режимов, рассмотрим далее:

Это – единый налог на сельское хозяйство. Здесь предъявляются особые требования к доходу предприятия:

  • Доля дохода именно от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не меньше чем 70% от всей выручки. При этом каких-либо пределов в плане выручки нет – они могут быть абсолютно любыми.
  • Если предприятие занимается ловлей и добычей рыбы, тогда количество сотрудников должно составлять не больше 300 человек.

“Упрощенка” может применяться при соблюдении таких условий:

  • Компания не должна быть казенным либо бюджетным учреждением, а также страховщиком, ломбардом или фондом инвестиций.
  • В уставном капитале может содержаться не более 25% участия сторонних организаций или предприятий.
  • Компания не может заниматься игорным бизнесом или добывать полезные ископаемые.
  • Годовое число сотрудников не может превышать 100 человек.
  • За 9 месяцев года, предшествующего году установления УСН, доход предприятия не был выше 45 миллионов. Данная цифра высчитывается с учетом НДС и инфляций.

Он может использоваться как самостоятельный налоговый режим, так и как дополнительный, например, в сочетании с УСН. Для перехода на ЕНВД компании не нужно как-то ограничивать себя в плане выручки, однако стоит принять следующие правила:

  • Если компания занимается продажами на специально имеющейся для этого площади, то эта площадь не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Количество сотрудников предприятия за текущий и прошлый год не может быть более 100 человек.
  • Виды деятельности, для которых применим ЕНВД, четко отражены в 2 пункте 346.26 статьи Налогового кодекса РФ.

При переходе на определенный налоговый режим необходимо учесть как федеральные, также и региональные особенности перехода. Для уточнения данных особенностей потребуется обращение в местную Налоговую службу.

СНР среди субъектов малого предпринимательства

Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:

  • Для организаций. Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
  • Для индивидуальных предпринимателей. В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.

Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.

Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.

Видео: СНР для субъектов малого налогообложения

При общем изучении налогов и налогообложения тщательное внимание уделяют специальным налоговым режимам. Подробная информация о них с яркими примерами – в следующем видеоролике:

Любой специальный налоговый режим лицо может выбирать полностью самостоятельно. Конечно, важно обращать внимание, какие типы налоговых режимов подходят именно вам, то есть, каким типам вы соответствуете, а каким – нет. В любом случае, это прекрасная возможность, чтобы не уплачивать все или некоторые федеральные налоги.

Переход на специальный налоговый режим НПД с других налоговых режимов

Индивидуальные предприниматели (ИП), применяющие специальные налоговые режимы в виде УСН, ЕСХН, ЕНВД, вправе:

  • отказаться от их применения и

  • перейти на специальный налоговый режим НПД при условии соблюдения требований к налогоплательщикам налога на профессиональный доход.

ч. 3 статьи 15 «Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента» Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)»

Нельзя совмещать специальный налоговый режим НПД с другими специальными налоговыми режимами:

  • индивидуальному предпринимателю для перехода на специальный налоговый режим НПД надо отказаться от любых специальных режимов — УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН;

  • при этом с общим режимом налогообложения (уплатой НДФЛ) специальный налоговый режим НПД для самозанятых граждан совместим;

  • например, можно получать на работе зарплату по трудовому договору, облагаемую НДФЛ, и уплачивать налог на профессиональный доход (НПД) с доходов от сдачи квартиры в аренду.

письма ФНС России от 14.03.2019 N АС-17-3/56 и от 25.01.2019 N СД-3-3/458@ «В отношении применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»»

Самозанятый обязан:

  • в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения УСН, ЕСХН, ЕНВД;

  • в этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение этих специальных налоговых режимов со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД;

ч. 4 статьи 15 «Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента» Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ

  • если уведомление направлено с нарушением установленного срока или не направлено вовсе, то постановка самозанятого на учет в качестве плательщика НПД аннулируется.

ч. 5 статьи 15 «Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента» Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ

Для уведомления налогового органа о прекращении применения указанных специальных налоговых режимов:

  • ФНС России рекомендует применять действующие формы № 26.2-8 «Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН» и № 26.1-7″Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ЕСХН»;

письмо ФНС России от 10.01.2019 N СД-4-3/101@ «О порядке уведомления о прекращении применения специальных налоговых режимов в связи с переходом на уплату налога на профессиональный доход»,
письмо ФНС России от 26.12.2018 N СД-4-3/25577@ «О порядке уведомления о начале и прекращении применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»

  • о прекращении применения ЕНВД в связи с постановкой на учет в качестве налогоплательщика НПД самозанятый уведомляет путем представления в налоговый орган заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД по форме № ЕНВД-4.

Переход на другие режимы налогообложения в случае утраты права на применение специального налогового режима НПД

Граждане, утратившие право на применение специального налогового режима НПД, вправе:

  • вернуться на другие специальные налоговые режимы;

ч. 6 статьи 15 «Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента» Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ

  • для это необходимо уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на УСН или ЕСХН и/или подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД;

  • сделать это необходимо в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (НПД).

В этом случае налогоплательщик признается перешедшим на УСН или ЕСХН и/или подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД с даты:

  • снятия с учета в качестве налогоплательщика НПД — для ИП;

  • регистрации в качестве ИП — для физических лиц, которые на дату утраты права на применение НПД не являлись ИП и зарегистрировались в течение 20 календарных дней с даты утраты такого права.

В письме ФНС России от 26.12.2018 N СД-4-3/25577@ «О порядке уведомления о начале и прекращении применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» разъяснено:

  • как действовать предпринимателю, утратившему право на специальный налоговый режим НПД,

  • чтобы снова перейти на УСН, ЕСХН или ЕНВД.

Для уведомления налогового органа о переходе на УСН ФНС России рекомендует:

  • применять форму № 26.2-1 «Уведомление о переходе на УСН» (форма по КНД 1150001), утвержденную приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@4

  • ИП, переходящий на УСН с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика НПД, в уведомлении указывает код признака налогоплательщика «3» — индивидуальные предприниматели, переходящие с иных режимов налогообложения;

  • в поле «переходит на упрощенную систему налогообложения __, где 1 — с 1 января 20__года» указывает «1» и год перехода на УСН.

ИП, переходящий на УСН с даты регистрации в качестве индивидуального предпринимателя:

  • отражает в уведомлении код признака налогоплательщика «1» — заявители, подающие уведомление одновременно с документами на государственную регистрацию, и

  • переход на УСН «2» — с даты постановки на налоговый учет.

Кроме того, данные налогоплательщики указывают выбранный объект налогообложения:

  • 1 — доходы или

  • 2 — доходы, уменьшенные на величину расходов.

Для уведомления налогового органа о переходе на ЕСХН ФНС России рекомендует:

  • применять форму № 26.1-1 «Уведомления о переходе на ЕСХН» (форма по КНД 1150007), утвержденную приказом ФНС России от 28.01.2013 № ММВ-7-3/41@;

  • ИП, переходящий на ЕСХН с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика НПД, в уведомлении указывает код признака налогоплательщика «3» — индивидуальные предприниматели, переходящие с иных режимов налогообложения:

  • в поле «переходит на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей __, где 1 — с 1 января 20__ года» указывает «1» и год перехода на ЕСХН.

ИП, переходящий на ЕСХН с даты регистрации в качестве индивидуального предпринимателя:

  • отражает в уведомлении код признака налогоплательщика «1» — заявители, подающие уведомление одновременно с документами на государственную регистрацию, и переход на ЕСХН «2» — с даты постановки на учет в налоговом органе.

Для применения ЕНВД индивидуальному предпринимателю следует:

  • подать заявление о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД по форме № ЕНВД-2 (код по КНД 1112012), утв. приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@.

Положениями Федерального закона № 422-ФЗ о самозанятых и главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ:

  • не предусмотрена возможность перехода индивидуального предпринимателя на УСН в случае добровольного отказа в течение календарного года от применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Поэтому ИП, добровольно отказавшийся в течение календарного года от НПД, с доходов от предпринимательской деятельности:

  • должен уплачивать НДФЛ;

  • перейти на УСН он может только с начала следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган по своему месту жительства не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, начиная с которого он переходит на упрощенную систему налогообложения.

письмо Минфина России от 11.03.2019 N 03-11-11/15272 «О налогообложении доходов индивидуального предпринимателя, добровольно отказавшегося в течение календарного года от применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»»

Учет НДС при переходе на специальный налоговый режим НПД с общего режима налогообложения

Самозанятые, применяющие специальный налоговый режим НПД:

  • не признаются плательщиками НДС,

  • за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров в РФ.

ч. 9 статьи 2 «Общие положения» Федерального закона № 422-ФЗ о самозанятых

Согласно ч. 7 статьи 15 «Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента» Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, переходят на специальный налоговый режим НПД с учетом следующих особенностей:

  • суммы НДС, исчисленные плательщиком НДС с сумм предоплаты, полученных до перехода на НПД в счет поставок, осуществляемых в период после перехода на НПД, подлежат налоговому вычету в налоговом периоде перехода налогоплательщика НДС на уплату налога при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям (заказчикам) в связи с переходом на уплату НПД, а если ИП переходит на НПД с начала квартала, — в налоговом периоде, предшествующем переходу. Получается, что для того, чтобы вернуть сумму НДС покупателю, необходимо этот вопрос с ним сначала согласовать путем внесения изменений в договор об исключении НДС из состава цены;

  • суммы НДС, принятые к вычету по товарам (и пр.), не использованным для операций, подлежащих налогообложению НДС, подлежат восстановлению в налоговом периоде перехода на НПД,

  • а если ИП переходит на НПД с начала квартала, — в налоговом периоде, предшествующем переходу.

Порядок учета расходов, связанных с приобретением товаров у лиц, уплачивающих налог на профессиональный доход (НПД)

Расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у самозанятых лиц, являющихся налогоплательщиками НПД:

  • учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН при наличии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 «Порядок передачи сведений при произведении расчетов» Федерального закона № 422-ФЗ о самозанятых;

  • в случае отсутствия чека расходы не учитываются.

части 8-10 статьи 15 «Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента» Федерального закона № 422-ФЗ о самозанятых

Особенностям заключения договоров с самозанятыми гражданами:

  • посвящено письмо ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@ «О применении налога на профессиональный доход».

Как уточнить статус самозанятого

При необходимости уточнить статус самозанятого:

  • можно на сайте ФНС России по адресу npd.nalog.ru/check-status;

  • для поиска нужно заполнить всего два поля — ИНН гражданина и дату, на которую определяется статус.

Страховые взносы при использовании специального налогового режима НПД

Самозанятые, указанные в пп. 2 п. 1 статьи 419 «Плательщики страховых взносов» Налогового кодекса РФ:

  • не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима НПД.

п. 11 статьи 2 «Общие положения» Федерального закона № 422-ФЗ о самозанятых

Если самозанятый перестает быть плательщиком НПД, в том числе в связи с утратой права на применение этого специального налогового режима:

  • то в целях определения фиксированного размера страховых взносов — датой начала расчетного периода является дата утраты права на НПД,

  • а в случае отказа от применения НПД — дата снятия с учета в качестве налогоплательщика НПД.

ч. 1 статьи 15 «Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента» Федерального закона № 422-ФЗ о самозанятых

По мнению Минфина, при переходе самозанятого в течение расчетного периода на специальный налоговый режим НПД:

  • фиксированный размер страховых взносов за этот период определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором осуществлен переход на НПД.

За неполный месяц фиксированный размер страховых взносов определяется:

  • пропорционально количеству календарных дней этого месяца до даты постановки самозанятого на учет в качестве налогоплательщика НПД;

  • в случае перехода самозанятого в течение расчетного периода на НПД и утраты в этом же расчетном периоде права на применение данного специального налогового режима (либо отказа от него) размер страховых взносов за расчетный период определяется совокупно за периоды до и после применения налогового режима НПД.

Поскольку индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату НПД, не утрачивают статус ИП и, соответственно, не снимаются с учета в налоговом органе:

  • в случае утраты ими права на НПД (либо отказа от его применения) в том же расчетном периоде, в течение которого они перешли на специальный налоговый режим,

  • с целью исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС в размере 1% суммы дохода, превышающего 300 000 руб., доходы от ведения предпринимательской деятельности следует учитывать суммарно за весь расчетный период.

Выплаты и иные вознаграждения, полученные самозанятыми гражданами, не являющимися ИП:

  • подлежащие учету при определении налоговой базы по НПД,

  • не признаются объектом обложения страховыми взносами для граждан, производящих такие выплаты, при наличии чека, полученного от такого физлица;

второй абзац ч. 1 статьи 15 «Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента» Федерального закона № 422-ФЗ о самозанятых,
письмо Минфина России от 11.03.2019 № 03-11-11/15357

  • если выплаты производит физическое лицо, то объекта обложения страховыми взносами не возникает независимо от наличия/отсутствия чека.

ч. 2 1 статьи 15 «Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента» Федерального закона № 422-ФЗ о самозанятых

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

САМОЗАНЯТОСТЬ: ПРАВА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН

Виды специальных налоговых режимов (далее СНР)

  • СНР для субъектов малого бизнеса:
    • на основе упрощенной декларации;
    • на основе патента;
    • н использованием фиксированного вычета.
  • СНР для крестьянских или фермерских хозяйств;
  • СНР для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры и сельскохозяйственных кооперативов.

СНР для субъектов малого бизнеса

Не вправе применять СНР для субъектов малого бизнеса налогоплательщики, осуществляющие следующие виды деятельности:

  • Производство подакцизных товаров;
  • Хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;
  • Реализация бензина, дизельного топлива, мазута;
  • Организация и проведение лотерей;
  • Недропользователи;
  • Сбор и прием стеклопосуды;
  • Консультационные услуги;
  • Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита и т.д.

Сравнительная таблица по СНР для малого бизнеса

В таблице указаны основные условия применения налоговых режимов, а так же общая информация по ведению учета, уплате налогов и составлению отчетности по каждому из специальных режимов для малого бизнеса.

СНР / Критерии

Патент

Упрощенная декларация

Фиксированный вычет

Налоговый период

год

полугодие

год

Доход (предел)

3 528 МРП

24 038 МРП

144 184 МРП

Работники

Нет

до 30

до 50

Обязательное применение ККМ

  • до 31.12.2019 — Нет

  • с 01.01.2020 — Да

Да

Да

Бухгалтерский учет

  • Освобождены от обязательного ведения
  • ИП — освобождены от обязательного ведения

  • ТОО – обязаны вести бухгалтерский учет

Первичные документы

  • Обязательно: наличие документов от поставщиков и заполнение «своих»

  • Срок хранения – 5 лет

Налоговый учет

  • Обязательное ведение налогового учета

  • Заполнение налоговых регистров на основании первичных документов

ФНО

912.00

* работники – 200.00 (кв-л)

Срок представления налоговой отчетности

До начала деятельности

  • если факт.доход больше заявленного – дополнительный расчет (доплата налогов)

Отчет за полугодие (итоги и расчет налогов дважды в год)

  • до 15 числа второго месяца, следующего за полугодием

Отчет за год (итоги и расчет налогов за календарный год)

  • до 31 марта следующего года

Объект налогообложения

Заявленный доход

Фактический доход

Налогооблагаемый доход

* (доход — вычеты – доп.фикс.вычет)

Уплата налогов

  • предоплата (доплата в случае превышения заявленной суммы)
  • до 25 числа второго месяца, следующего за полугодием
  • до 10 апреля следующего года

Налоги с дохода

С заявленного дохода:

  • услуги — 1% ИПН

  • торговля — 2% ИПН

Налог с дохода 3% в т.ч.:

  • ½ — ИПН / КПН;

  • ½ — социальный налог

Фиксированный налог:

  • ИП — 10% ИПН

  • ТОО – 20% КПН

Налогообложение по работникам

нет

Не начисляется социальный налог с доходов работников

  • ТОО – Общий порядок

  • ИП – Социальный налог с численности (2 МРП за ИП, 1 МРП за работника)

Уплата социальных платежей и налогов за работников

нет

ежемесячно

ежемесячно

СНР на основе патента

СНР на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, которые:

  • не используют труд наемных работников;
  • предельный доход за год не превышает 3 528 МРП ( до 31.12.2018 года 300 МЗП).

ИП рассчитывают свои налоговые обязательства в форме 911.00 «Расчет стоимости патента». Форма сдается на предстоящий налоговый период — календарный год.

Стоимость патента складывается из подлежащих к уплате индивидуального подоходного налога и социальных платежей.

Индивидуальный подоходный налог исчисляется путем применения ставки налога к объекту налогообложения (Доход):

  • 2% для деятельности в сфере торговли (торговля по безналичному расчету 1%);

  • 1% для деятельности за исключением торговли.

Уплата стоимости патента производится до представления расчета.

Если сумма фактически полученного дохода за период превысит размер дохода, указанного в расчете, ИП представляет дополнительный расчет на сумму превышения и производит оплату налогов с этой суммы.

Исчисление стоимости патента до 2018 года

До 2018 года в соответствии со статьей 432 Налогового Кодекса РК от 10 декабря 2008 года № 99-IV применялся следующий порядок исчисления стоимости патента:

к заявленному доходу применялась ставка 2%:

  • ½ за индивидуальный подоходный налог;
  • ½ за социальный налог.

Важно

Индивидуальные предприниматели, работающие по патенту, с 2020 года обязаны будут использовать ККМ!

  • Патент
  • Как правильно зарегистрировать ИП и получить патент: срок и порядок
  • Форма 911.00. Бланк и правила составления формы
  • Как по патенту (911.00) рассчитывается сумма исчисленных налогов по строке 911.00.002?
  • Переход с Патента на Упрощенную декларацию

СНР на основе упрощенной декларации

Вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

  • Среднесписочная численность работников за период – до 30 человек;
  • Доход за период – не превышает 24 038 МРП (до 31.12.2018 года: 2 044 МЗП).

Налоговый период составляет полугодие. Налогоплательщики, применяющие СНР на основе упрощенной декларации, осуществляют расчет налогов и обязательств и представляют их в декларации 910.00 «Упрощенная декларация для малого бизнеса».

Налоги по упрощенной декларации исчисляются по ставке 3% к объекту налогообложения.

Исчисленная сумма подлежит корректировке в сторону уменьшения в размере 1,5 % за каждого работника, если среднемесячная заработная плата составила у индивидуального предпринимателя – не менее 23-х кратного МРП, у юридических лиц – не менее 29 кратного МРП (до 31.12.2018 года: для ИП не менее 2МЗП, для ТОО не менее 2,5 МЗП). Исчисленная сумма налогов уплачивается следующим образом:

  • ½ от исчисленной суммы – индивидуальный подоходный налог (корпоративный подоходный налог);
  • ½ — социальный налог (за минусом суммы социальных отчислений).

В декларации отображаются сведения по исчисленным суммам пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений на ОСМС за работников и за ИП.

Уплата ИПН и социального налога производится до 25 числа второго месяца, следующего за отчетным:

  • За 1 полугодие — до 25 августа текущего года;
  • За 2 полугодие – до 25 февраля следующего года.

Упрощенная декларация для малого бизнеса представляется в налоговые органы до 15 числа второго месяца, следующего за налоговым периодом:

  • За 1 полугодие — до 15 августа текущего года
  • За 2 полугодие – до 15 февраля следующего года.

В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» реализовано автоматическое заполнение формы 910.00 «Упрощенная декларация для малого бизнеса».

Форма расположена в разделе Отчеты — Регламентированные отчеты.

Перед заполнением формы убедитесь, что в конфигурации выполнены соответствующие настройки.

В регистре сведений Учетная политика (налоговый учет) на закладке Налоги, взносы, отчисления в строке Порядок расчета социального налога необходимо указать – Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации для ИП (Юр лица). При выборе данного порядка расчета, социальный налог будет рассчитываться в форме 910.00 «Упрощенная декларация для малого бизнеса».

Условия применения СНР на основе упрощенной декларации до 2018 года

До 2018 года в соответствии со статьей 433 Налогового Кодекса РК от 10 декабря 2008 года № 99-IV действовали следующие условия применения:

Для индивидуальных предпринимателей:

  • Среднесписочная численность работников за период – до 25 человек (включая ИП);
  • Доход за период – 1 400 МЗП.

Для юридических лиц:

  • Среднесписочная численность работников за период – до 50 человек;
  • Доход за период – 2 800 МЗП.

СНР с использованием фиксированного вычета

Вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

  • Среднесписочная численность работников за период – до 50 человек;
  • Доход за период – 144 184 МРП (до 31.12.2018 года: 12 260 МЗП).

Налоговым периодом является календарный год. Декларация представляется в срок до 31 марта года следующего за отчетным (ФНО 912.00).

В соответствии со статьей 695 Налогового кодекса ставка налога составляет:

  • для юридических лиц — 20%
  • для производителей сельхоз. продукции и продукции аквакультуры – 10%
  • для индивидуальных предпринимателей — 10%

Объектом налогообложения для СНР с использованием фиксированного вычета является сумма полученных доходов (с учетом корректировок) за минусом расходов, принимаемых к вычету.

СНР для крестьянских или фермерских хозяйств

Данный режим вправе применять крестьянские или фермерские хозяйства (далее – к/х или ф/х), при одновременном соответствии следующим условиям:

  • Осуществляют исключительно виды деятельности, на которые распространяется данный СНР;
  • Не являются плательщиками НДС;
  • Совокупная площадь земель сельскохозяйственного назначения не превышает пределов, установленных пунктом 2 статьи НК РК.

Налогоплательщики, применяющие СНР для к/х и ф/х производят уплату единого земельного налога.

Объектом обложения для исчисления единого земельного налога является оценочная стоимость земельного участка. Исчисление налога производится по ставкам, установленным в статье НК РК исходя из совокупной площади земельных участков.

Налогоплательщики освобождаются от уплаты индивидуального подоходного налога, социального налога, платы за эмиссии в окружающую среду, земельного налога, налога на транспортные средства, налога на имущество.

Важно!

Плательщики единого земельного налога с 2018 года освобождены от уплаты социального налога.

До 2018 года сумма социального налога исчислялась по ставке 20% от 1 МРП за каждого работника, а также за главу крестьянского или фермерского хозяйства.

Уплата единого земельного налога и платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников производятся:

  • суммы, исчисленные с 1 января до 1 октября — до 10 ноября текущего года;
  • суммы, исчисленные с 1 октября по 31 декабря – до 10 апреля следующего года.

Уплата иных налогов и социальных платежей производится в общеустановленном порядке ( НК РК).

Важно!

С 2018 года плательщики единого земельного налога ежемесячно уплачивают социальные платежи и индивидуальный подоходный налог с доходов работников.

Налоговый период составляет календарный год. Налогоплательщиками представляется декларация по форме 920.00 «Декларация для плательщиков единого земельного налога» до 31 марта года, следующего за отчетным.

СНР для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов.

Не вправе применять СНР юр. лица, имеющие структурные подразделения, дочерние организации, являющиеся аффилированными лицами других юридических лиц, применяющих СНР, нерезиденты.

СНР не распространяется на деятельность по производству или переработке подакцизных товаров.

Исчисленные суммы КПН или ИПН, социального налога, налога на имущество и налога на транспортные средства подлежат уменьшению на 70%.

При условии ведения раздельного учета, налогоплательщики вправе относить в зачет дополнительную сумму НДС ( НК РК).

Уплата налогов в бюджет и представление отчетности производится в общеустановленном порядке.

Специальный режим налогообложения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *