Специалист охраны труда

«Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах», 2012, N 6

Вопрос: Каковы права уполномоченного (доверенного) лица по охране труда?

Ответ: Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право (ст. 370 ТК РФ):

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

— направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

— осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

— принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

— принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Подписано в печать

Содержание

Кто такой уполномоченный по охране труда – нормативы ТК РФ и правовое регулирование

Российское законодательство уделяет вопросам охраны труда на предприятиях достаточно пристальное внимание и предполагает различные способы проведения надзора за соблюдением установленных нормативов данной сферы. Одним из важнейших надзорных элементов, гарантирующих защиту прав работников, является институт уполномоченных по охране труда. Правовое регулирование деятельности данных лиц обеспечивается следующими положениями действующего законодательства:

  • Статья 370 ТК РФ. Принципы, изложенные в означенной статье, позволяют профессиональным союзам на территории Российской Федерации осуществлять контроль деятельности работодателей. В том числе одним из механизмов организации такового контроля могут выступать уполномоченные лица по различным вопросам, в том числе и по охране труда.
  • Постановление Минтруда РФ №30 от 04.04.1994. Данным документом регулируется организация работы специалистов в сфере надзора за исполнением требований по охране труда в коллективах, а также предоставляются практические рекомендации и инструкции, вместе с основными правами и обязанностями уполномоченных по охране труда.
  • Федеральный закон №10 от 12.01.1996. Положения означенного закона регламентируют общие принципы деятельности профсоюзов на территории РФ, в том числе и в отношении проведения контроля за деятельностью работодателей в вопросах исполнения законодательных требований по охране труда.
  • Постановление исполкома ФНПР №4-3 от 18.10.2006. Данный документ устанавливает форму типового положения об уполномоченном по охране труда, рекомендованную к использованию профсоюзами, однако не являющуюся обязательной для повсеместного применения.

В целом, суммируя сведения, изложенные в означенных нормативных документах, можно сделать вывод, что уполномоченный по охране труда от профсоюза – это выбранное первичным представительным органом работников лицо, обеспечивающее общий надзор и контроль за исполнением требований законодательства в аспектах, касающихся обеспечения безопасности трудовой деятельности. При этом уполномоченный исполняет именно надзорную функцию, а не занимается обеспечением непосредственной безопасности труда. Соответственно, он также не несет ответственности в большинстве случаев за наличие определенных нарушений в данной сфере.

Несмотря на схожесть названия, уполномоченный по охране труда и ответственный за охрану труда на предприятии – это абсолютно разные должности, имеющие множество отличий как в размере прав, так и в объемах возложенных на них обязанностей.

Чем отличается ответственный и уполномоченный по охране труда

Должности ответственного и уполномоченного по охране труда имеют множество отличий, которые следует рассмотреть подробнее, чтобы избежать возможной путаницы или недопонимания в вопросах их прав, обязанностей и полномочий. В частности, к отличиям ответственного и уполномоченного по охране труда можно отнести следующие особенности их деятельности в организациях:

  • Механизм назначения. Ответственный по охране труда – это лицо, напрямую назначаемое работодателем, в то время как уполномоченных выбирает трудовой коллектив и члены профессионального союза сотрудников.
  • Обязанности. Внедрение механизмов охраны труда является обязанностью именно ответственного за неё лица, назначенного работодателем, в то время как основной обязанностью уполномоченного по охране труда является контроль за исполнением требований законодательства.
  • Обязательность наличия в организации. В большинстве организаций, за исключением субъектов малого и микропредпринимательства, должность ответственного по охране труда является обязательной. В то же самое время уполномоченный по охране труда назначается лишь по желанию трудового коллектива или первичной профсоюзной организации.
  • Статус у работодателя. Ответственным по охране труда может быть как простой работник на предприятии, на которого возложены дополнительные обязанности, так и отдельно выделенный сотрудник. Уполномоченный же по охране труда является представителем сотрудников, работающим в данной организации на общих условиях либо привлеченным со стороны специалистом.
  • Оплата деятельности. Деятельность ответственного по охране труда оплачивается отдельно в соответствии со штатным расписанием. При делегировании его обязанностей простым работникам им может производиться доплата. Должность уполномоченного по охране труда работодателем не оплачивается, однако обеспечивать дополнительные выплаты за неё может профсоюзная организация.
  • Ответственность. Ответственное за охрану труда лицо напрямую отвечает за исполнение требований законодательства, при этом оно обязано подчиняться как требованиям правил внутреннего распорядка, так и прямым распоряжениям работодателя и законодательства. Уполномоченный по охране труда подчиняется в первую очередь профсоюзной организации или иным представительным органам работников и обязан исполнять лишь предусмотренные на предприятии внутренние распоряжения по своей деятельности. Ответственность за нарушение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может быть возложена на уполномоченное работниками лицо только в случае полного пренебрежения им своими обязанностями.
  • Механизм увольнения. Уволить ответственного по охране труда работодатель может в общих рамках трудового законодательства, как и любого иного сотрудника предприятия. Увольнение уполномоченного по охране труда в свою очередь потребует от работодателя обязательного согласования данной процедуры с профсоюзом.

Как назначается уполномоченный по охране труда от трудового коллектива

Должность уполномоченного по охране труда от коллектива является выборной – это основная её характеристика. Организуются выборы уполномоченного по охране труда после общего собрания трудового коллектива. При этом кандидатуры уполномоченных лиц могут предлагаться как самими трудящимися, так и профсоюзами, и включать в себя как сотрудников определенной организации, так и не работающих в них лиц, однако являющихся членами действующих профсоюзов.

Уполномоченный по охране труда в организации, в которой работают члены различных профсоюзов, может быть предложен любой из профсоюзных организаций. При этом общее собрание участников трудового коллектива может выбрать не только одного представителя, являющегося уполномоченным по охране труда, но и нескольких, если это предусмотрено коллективным договором или действующими на предприятии иными локальными нормативными актами.

После выборов уполномоченного по охране труда лица, работодатель обязан издать приказ о назначении выбранного человека при наличии его согласия на должность уполномоченного по охране труда. Работодатель не вправе отклонять решение общего собрания трудящихся или назначать своих собственных кандидатов на данную должность, не имеющих поддержки профсоюза или сотрудников.

Приказ о назначении уполномоченного по охране труда должен быть зафиксирован в документообороте предприятия, иметь дату составления, подпись или печать работодателя, а также данные о вступающем в должность уполномоченном.

Срок действия полномочий данного сотрудника составляет два года, по истечении которых сотрудники имеют право перевыбрать уполномоченного на новом общем собрании трудящихся. При этом законодательство не содержит ограничений на количество сроков работы в данной должности или иных препятствий, однако они могут быть предусмотрены коллективным договором или локальными нормативными актами. До окончания двухлетнего периода уволить уполномоченного по охране труда может работодатель только при наличии согласия профсоюза, или же – при наличии решения общего собрания трудящихся, которое постановит прекратить полномочия данного работника.

Если на предприятии не установлено положение об уполномоченных по охране труда, то все процедуры, связанные с их назначением, должностными обязанностями и иными особенностями ведения таковой деятельности проводятся в соответствии с типовым положением, закрепленным в постановлении исполкома ФНПР №4-3, упомянутым ранее.

Права и обязанности уполномоченного по охране труда

Спектр прав и обязанностей уполномоченных по охране труда является достаточно широким, поэтому знать о них будет полезно как самим сотрудникам, работающим на данной должности, так и их работодателя, а также членам профсоюзов и простым работникам организации, так как они имеют возможность реализовывать механизмы собственной защиты через уполномоченного. Для беспрепятственного осуществления своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей, уполномоченный по охране труда имеет следующие права:

  • Осуществление контроля и надзора за исполнением закрепленных в законодательстве основных принципов охраны труда.
  • Участие в работе комиссий, организованных на предприятии для проверки зданий и строений, техники, оборудования и транспорта, а также иных показателей на их соответствие нормативным требованиям.
  • Проведение мероприятий по профилактике несчастных случаев в организации.
  • Фиксация рабочего времени, затрачиваемого работниками, а также сверхурочной, ночной работы по документам работодателя и самих работников для обеспечения эффективного исполнения нормативов, касающихся режима работы и отдыха.
  • Участие в расследовании несчастных случаев на производстве.
  • Информирование работников, профсоюза и контролирующих органов о выявленных у работодателя фактах несоблюдения нормативов охраны труда.

К обязанностям уполномоченных по охране труда в целом можно отнести следующую деятельность:

  • Данный работник должен постоянно участвовать в образовании у работодателя безопасных и соответствующих нормативам условий труда.
  • Уполномоченный обязан контролировать исполнение работодателем требований законодательства в сфере охраны труда и фиксировать имеющиеся нарушения.
  • Уполномоченные по охране труда обязаны представлять именно интересы сотрудников во всех спорных вопросах, затрагивающих обеспечение безопасности ведения трудовой деятельности.
  • При необходимости и в случае личного или коллективного обращения работников, уполномоченный по охране труда обязан предоставлять им консультации относительно нормативов охраны труда и действующей их реализации на предприятии.

Статья 225 ТК РФ. Обучение в области охраны труда

Новая редакция Ст. 225 ТК РФ

Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Государство содействует организации обучения по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Государство обеспечивает подготовку специалистов в области охраны труда.

Комментарий к Статье 225 ТК РФ

Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда. Работники, в том числе руководители, в свою очередь, обязаны пройти это обучение. На это указано в комментируемой статье.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден совместным Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 (далее по тексту комментария к указанной статье — Порядок). При этом учитывается мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для сотрудников, которые переводятся на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны:

— проводить инструктаж по охране труда;

— организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Инструктаж по охране труда

О том, что инструктаж проведен, делается запись в соответствующем журнале, с расшифровкой подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также с указанием даты, когда это было сделано. Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения инструктажей работников отдельных отраслей и организаций определяется соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

Чтобы провести инструктаж работников по охране труда, необходимы:

1) локальные нормативные акты по вопросам охраны труда (инструкции по охране труда, инструкции по технике безопасности отдельных производственных участков (цехов, подразделений, отделов и др.), положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.);

2) программа проведения вводного инструктажа работников по охране труда;

3) приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению вводного инструктажа;

4) журналы проведения инструктажей работников по охране труда;

5) программа проведения первичного инструктажа работников по охране труда;

6) приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению первичного инструктажа;

7) перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа.

Выделяют следующие виды инструктажа:

— вводный;

— первичный инструктаж на рабочем месте;

— повторный;

— внеплановый;

— целевой.

Вводный инструктаж проводится специалистом по охране труда либо работником, специально уполномоченным работодателем на проведение подобного рода инструктажа.

Вводный инструктаж в обязательном порядке проводится для следующих категорий работников:

— лиц, принимаемых на работу, независимо от их образования и стажа работы;

— командированных в организацию лиц;

— работников сторонних организаций, выполняющих работы на выделенном участке;

— обучающихся в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящих в организации производственную практику;

— иных лиц, участвующих в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится непосредственным руководителем либо производителем работ (мастером, прорабом и т.д., прошедшим в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда) до начала выполнения работником самостоятельной работы. Первичный инструктаж на рабочем месте может проводить также руководитель структурных подразделений организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с:

— вновь принятыми в организацию работниками, включая временных (ст. 289 Трудового кодекса РФ), сезонных работников (ст. 293 Трудового кодекса РФ), совместителей (ст. 282 Трудового кодекса РФ) и надомников (ст. 310 Трудового кодекса РФ);

— сотрудниками организации, переведенными из другого структурного подразделения, либо с работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

— командированными работниками сторонних организаций, учащимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и с другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте могут не проходить работники, которые не связаны с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, в соответствии с перечнем профессий и должностей, утвержденным работодателем.

Повторный инструктаж проходят те же категории работников, что и первичный инструктаж на рабочем месте. Срок его — не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводится в случаях, которые предусмотрены пунктом 2.1.6 Порядка при:

— введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

— изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

— нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

— перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев).

А также по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля.

Целевой инструктаж проводят с работниками, которые выполняют разовую работу, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Итак, инструктаж обязателен для тех, кто устраивается на работу или переводится на другую работу.

В ходе инструктажа сотрудников знакомят с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, с требованиями охраны труда, содержащимися в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также с безопасными методами и приемами выполнения работ. Инструктаж также может включать в себя изучение правил пожарной безопасности.

После окончания инструктажа проводят проверку приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы.

Если сотрудники имеют непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, то в течение года после поступления на работу могут не проходить обязательное обучение и проверку знаний требований охраны труда. Это касается работников:

— имеющих квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда;

— федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, государственного надзора и контроля;

— образовательных учреждений, осуществляющих преподавание дисциплины «охрана труда».

Обратите внимание: специальное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ проходят сотрудники, которые будут трудиться на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Обучение таких работников проводится с обязательной стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и последующим периодическим обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда в период работы. На этом настаивает часть 3 статьи 225 Трудового кодекса РФ.

Обучение работников по охране труда

Обучение работников по охране труда направлено на ознакомление их с нормативными требованиями по охране труда, а также с безопасными методами и приемами выполнения работ и правилами оказания первой помощи пострадавшим.

По нашему мнению, обучение работников по охране труда в первую очередь касается организаций, относящихся к отраслям материального производства (промышленности, транспорта, строительства и др.), поскольку именно в таких организациях производственные факторы в большей степени могут создавать угрозу жизни и здоровью работников.

Работники рабочих профессий проходят обучение при поступлении на работу либо при переводе на другую работу в течение месяца после поступления на работу (п. 2.2.1 Порядка).

При поступлении работников рабочих профессий на работу с вредными и (или) опасными условиями труда такие работники проходят обучение в течение первого месяца после назначения на работу с обязательной стажировкой на рабочем месте и последующей сдачей экзаменов.

Обучение работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим осуществляется работодателем периодически: не реже одного раза в год — для работающих лиц и не позднее одного месяца после приема на работу — для вновь принятых работников (п. 2.2.4 Порядка).

На основании п. 2.2.3 Порядка работодателям необходимо самостоятельно определить порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения и проверки знаний работников рабочих профессий в своей организации в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

Поэтому в каждой организации должны быть приняты соответствующие положения о порядке организации и проведения обучения по охране труда работников рабочих профессий.

Специальные требования по прохождению обучения по охране труда для руководителей и специалистов организаций установлены разд. 2.3 Порядка.

Руководители и специалисты организаций проходят обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение по соответствующим программам по охране труда руководители и специалисты организаций могут проходить:

— в самой организации — при наличии специальной комиссии по проверке знаний требований охраны труда (п. 3.4 Порядка);

— в образовательных учреждениях профессионального образования и других обучающих организациях — при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Перечень лиц, которые проходят обучение в специализированных организациях, содержится в п. 2.3.2 Порядка.

К ним, например, относятся руководители организаций, их заместители, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица, руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, специалисты служб охраны труда и другие специалисты.

Однако, как нами было отмечено выше, такие работники альтернативно могут проходить обучение в специальной комиссии, образованной внутри организации.

Комиссия образуется на основании приказа (распоряжения) работодателя (руководителя организации) из числа работников, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, в составе не менее трех человек.

В состав комиссий могут входить руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.).

В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда должна состоять из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

Обучение в комиссии может осуществляться работниками служб охраны труда организаций (ст. 217 ТК), имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда.

Согласно п. 2.3.4 Порядка обучение по охране труда осуществляется:

— обучающими организациями — в соответствии с собственными рабочими учебными планами и программами, разработанными и утвержденными на основе примерных учебных планов и программ, принятых Минтрудом России;

— в организациях — в соответствии с утвержденными работодателем программами обучения, разработанными на основе примерных учебных планов и программ, принятых Минтрудом России.

Перечень документов, необходимых для организации обучения работников по охране труда:

1) положение о порядке организации и проведения обучения по охране труда работников рабочих профессий (в том числе работников, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда);

2) приказ об образовании комиссии по проверке знаний требований охраны труда;

3) положение о комиссии по проверке знаний требований охраны труда;

4) программы обучения по охране труда.

Проверка знаний требований охраны труда

Понятно, что после того, как инструктаж закончен необходимо проверить, как сотрудники их усвоили. Проверка знаний и практических навыков безопасной работы сотрудников рабочих профессий осуществляется непосредственными руководителями работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда (п. 3.1 Порядка).

Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года в соответствующей комиссии.

Если обучение проводилось в своей организации, то и проверка знаний проводится в комиссии, созданной в фирме. Если же тренинг проводила специализированная обучающая фирма, то проверка знаний производится в комиссии, созданной в данной обучающей организации (п. 3.4 Порядка).

В состав комиссий обучающих организаций могут входить руководители и штатные преподаватели этих организаций, а также руководители (специалисты) органов исполнительной власти РФ и субъектов Российской Федерации в области охраны труда, члены профсоюзных или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Результаты проверки знаний работников оформляют протоколом заседания комиссии независимо от того, в какой организации эта комиссия образована (п. 3.6 Порядка).

По результатам успешной проверки знаний работник получает специальное удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Если уже работник не сдал экзамен, то он обязан пройти повторную проверку в срок не позднее одного месяца. Допустимо проводить внеочередные проверки знаний требований охраны труда работников независимо от срока проведения предыдущих проверок (п. 3.3 Порядка).

Перечень документов, необходимых для проведения проверки знаний требований охраны труда:

1) положение об организации и проведении проверок знаний требований охраны труда работников рабочих профессий;

2) журнал учета выданных удостоверений о проверке знаний требований охраны труда.

Ответственность работодателей в сфере охраны труда

Итак, работодатели обязаны обучать сотрудников на предмет охраны труда и проверять усвоенное. Невыполнение таких требований влечет административную ответственность по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно указанной статье нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение на должностных лиц и предпринимателей административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ.

Фирма может быть оштрафована на сумму от 300 до 500 МРОТ. Более того, она может быть подвергнута административному приостановлению деятельности на срок до девяноста суток.

Контроль над соблюдением трудового законодательства осуществляется должностными лицами органов федеральной инспекции труда (гл. 57 Трудового кодекса РФ). Если при проведении проверки работодателя государственный инспектор труда установит, что работники организации не прошли в установленном порядке обучение и проверку знаний, то помимо отстранения таких работников от работы (ст. 357 Трудового кодекса РФ) он вправе выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.

Невыполнение в срок законного предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений на основании статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях может повлечь наложение административного штрафа на:

— граждан — в размере от 3 до 5 МРОТ;

— должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет;

— юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ.

Другой комментарий к Ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Процедуры и сроки проведения инструктажей по охране труда определены Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденным Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 12 января 2003 г. N 1/29 (БМТ РФ. 2003. N 3).

Порядок обучения по охране труда обязателен для исполнения для всех работодателей и работников. На основе данного Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащие требованиям Порядка.

2. Предусмотрены следующие виды инструктажей.

Вводный инструктаж проводится со всеми работниками при приеме на работу, а также с работниками, командированными в организацию, с практикантами и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж проводится на рабочем месте до начала самостоятельной работы с теми же лицами, индивидуально с показом безопасных приемов труда.

Повторный инструктаж проводится для проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда — не реже чем через шесть месяцев работы.

Внеплановый инструктаж проводится при введении в действие или изменении правил по охране труда, замене оборудования, изменении технологического процесса и других факторов, влияющих на безопасность труда.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы, а также при проведении и организации массовых мероприятий.

О проведении первых трех видов инструктажей и о допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п., фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

3. Для работников рабочих профессий работодатель обязан организовать в течение месяца после приема на обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также переводимых на другую работу.

При приеме на работу с вредными и (или) опасными условиями труда работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. В процессе трудовой деятельности для этих работников необходимо проводить периодические обучения по охране труда с проверкой знаний требований охраны труда.

4. Обучение руководителей и специалистов по охране труда проводится в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, а далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам как в самой организации, так и в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности.

5. Проверка теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводится непосредственно руководителями работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Руководители и специалисты организаций проходят проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

Объем и порядок процедуры внеочередных проверок определяется стороной, инициирующей ее проведение.

Внеочередные проверки проводятся: при введении новых или при внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты по охране труда; при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда; при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда; по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления и работодателя при установлении нарушений требований охраны труда; после аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками требований нормативных актов по охране труда; при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Проверка знаний проводится комиссией в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение. Повторная проверка знаний возможна в срок не позднее одного месяца.

Специалист или служба в области охраны труда?

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях (далее – Нормативы численности работников). Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) (п. 3.1.1 Нормативов численности работников, Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2017 г. N 15-2/ООГ-2693).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 ТК РФ).

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в письме Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. «О применении профессиональных стандартов в сфере труда».

Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право»
Оставить заявку

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (ч. 4 ст. 217 ТК РФ), предлагаем пошаговую инструкцию:

1

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

2

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

3

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

4

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

5

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации?

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (абз. 2 преамбулы Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом (ч. 3 ст. 68 ТК РФ);
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (п. 5.2 Методических рекомендаций). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена типовая инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля, постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – типовая инструкция по охране труда для повара.
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»);
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) (ч. 2 ст. 225 ТК РФ, абз. 5 ч. 3 ст. 229.2 ТК РФ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.2, п. 2.1.8 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций);
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. 3 п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты);
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными (приказ Минздрава России от 12 апреля 2011 г. № 302н).
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ).
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.

При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.

Специальная оценка условий труда

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Методика проведения спецоценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.№ 33н. По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( ч. 2 ст. 3 , ч. 1-2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Так, согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете (ч. 5-6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Также согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Перечень вредных или опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83.

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., а на юридических лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Кроме того, повторное нарушение может привести к дисквалификации на срок до 3 лет или административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 ТК РФ).

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб (ч. 3-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Статьей 15.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ).

Документы по теме:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Кодекс об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»
  • Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»
  • Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»
  • Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»
  • Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Специалист охраны труда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *