Создание конкурентной среды

Оценка конкурентной среды

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

В.М. ТИМИРЬЯНОВА

Уфимский институт Российского государственного торгово-экономического университета

В настоящее время предприятия все больше ощущают усиление конкурентной борьбы, им все чаще приходится задумываться о собственной конкурентной позиции и завоевании безусловных преимуществ на рынке. Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он знает законы конкуренции, ее проявления и формы и насколько готов к конкурентной борьбе. Изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества, что является основой управления конкурентоспособностью на предприятии. Оценка ситуации на рынке, анализ влияния сил и факторов среды, определение дальнейшего ее развития важно при разработке стратегии предприятия.

Конкурентная среда — условия, в которых предприятие ведет борьбу за потребителей, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке.

Существует множество разнообразных методик анализа и оценки конкурентной среды, но их объединяет ряд недостатков. В них учитывается слишком много количественных и качественных показателей, характеризующих структуру и форму рынка, совокупность аспектов конкурентоспособности . С одной стороны, это позволяет детально описать состояние конкурентной среды, но с другой стороны, не дает ее общей целостной картины и тем более не позволяет свободно сравнивать конкуренцию на разных рынках. Встречающиеся в методиках оценки конкурентного рынка понятия (уровень, интенсивность конкуренции),

как правило, не конкретизированы и объединяют в себе целую совокупность аспектов конкурентоспособности . В практике хозяйственной деятельности предприниматели предпочитают использовать понятия совершенной и несовершенной конкуренции, которые хотя и отражают суть рынков, но, к сожалению, являются очень общими понятиями, не раскрывающими необходимые особенности каждого случая .

В предлагаемой методике оценки конкурентной среды вся совокупность факторов, влияющих на конкуренцию, представлена в рамках одной модели. Она позволяет сравнивать не только конкурентов между собой, определять месторасположение предприятия относительно конкурентов по оцениваемым параметрам, но и сравнивать рынки по силе и уровню конкуренции на них.

Для оценки состояния конкурентной среды проводится расчетно-аналитическая работа по определению: силы, уровня конкуренции, предприятий-конкурентов и их конкурентоспособности. Затем строится модель конкурентного рынка, где все субъекты рынка распределяются в пространстве с учетом этих трех параметров.

На данный момент точных и достаточно полных определений понятий уровня и силы конкуренции нет. Так же как нет однозначного способа их оценки. Поэтому в первую очередь необходимо конкретизировать эти понятия и описать процедуру их оценки.

Сила конкуренции характеризует напряженность, существующую между конкурентами, остроту борьбы. Она дает информацию о масштабах соперничества существующих сил.

На силу конкуренции влияют:

1) концентрация предприятий, которая может определяться следующими индексами:

— индексом концентрации (7К):

т

1к =1 Р, ‘

I=1

где т — число лидирующих предприятий (1,…, 4);

— рыночная доля /-го лидирующего предприятия.

Как правило, значение индекса исследуется для четырех крупнейших предприятий рынка. Высокое значение индекса говорит о незначительной доле на данном рынке более мелких субъектов и о слабых возможностях для их противодействия рыночной силе крупнейших:

— индекс Херфиндаля (1Н):

1Н=!»,2,

где п — число предприятий на рынке;

а, — рыночная доля /-го предприятия.

Сравнительно небольшое значение этого индекса говорит о большом числе участников рынка и теоретически о небольшом неравенстве в их рыночных долях, т. е. о возможности сильной конкуренции на рынке. Если значение индекса Херфиндаля приближается к 10 000, это означает, что рынок монополизирован;

2) неравенство распределения доходов, которое может оцениваться посредством расчета коэффициента Джини

G=1 +—У1 + 2 У2 + 3уз +.. + пуп),

п п у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где п — число предприятий на рынке;

у — средний для данного числа предприятий доход;

у1, у2, у3,…, уп — индивидуальные доходы в порядке их убывания.

Чем ближе значение коэффициента Джинни к нулю, тем равнее распределяется доход между предприятиями, сильнее конкуренция;

3) число предприятий, определяемое как:

— число всех зарегистрированных хозяйствующих субъектов на 10 000 человек. По сути этот показатель характеризует предпринимательскую активность на рынке. Высокое значение данного показателя говорит о том, что есть свобода предпринимательства, люди охотно открывают предприятия, конкурентов много, что, безусловно, приводит к нарастанию напряженности между ними. На рынке с высокой предпринимательской активностью высока угроза появления новых фирм и продуктов заменителей;

— число зарегистрированных хозяйствующих субъектов, торгующих аналогичными товарами, на

10 000 человек. Данный показатель конкретизирует предыдущий, т. е. могут существовать сегменты рынка, на которых работает сравнительно небольшое число предприятий, и сила конкуренции между ними не так высока. Автором предлагается классифицировать число предприятий на рынке по следующим группам: «очень много», «много», «умеренно», «мало», «очень мало» предприятий на рынке.

Уровень конкуренции характеризует качество конкуренции и развитие рынка. На ее уровень оказывают влияние: зрелость рынка; уровень жизни населения (объем реализации платных услуг, оборот розничной торговли, размер среднемесячной зарплаты); качество потребляемых товаров (размер и структура расходов и доходов населения); влияние цены и уровня обслуживания на покупательские предпочтения; применяемые методы конкурентной борьбы и др. (табл. 1.).

В пределах каждого уровня сила конкуренции может постоянно изменяться — усиливаться или спадать. Чем добросовестней конкуренция, чем более развит и совершенен рынок, чем выше уровень жизни покупателей и выше потребности, тем более высокий уровень конкуренции на рынке. Отсюда возникает сложность в оценке конкурентоспособности отдельного предприятия. Эта сложность связана также и с такими причинами, как разнообразие предприятий, большое количество критериев оценки.

Сила и уровень конкуренции устанавливаются на основе анализа факторов, влияющих на них (табл. 1, 2).

Основываясь на данных о силе и уровне конкуренции, можно построить модель конкурентного рынка, где все субъекты рынка распределяются в пространстве с учетом трех параметров: уровень конкуренции, сила конкуренции, конкурентоспособность субъекта (рис. 1.)

Апробация данного метода проводилась на примере предприятий торговли двух городов Республики Башкортостан: Мелеуз и Уфа. Основные направления деятельности анализируемых предприятий: настройка и установка стандартных компьютеров, продажа офисной периферии (принтеры/сканеры/колонки и т. д.), продажа рабочих станций и ноутбуков, продажа расходных материалов, продажа сетевого оборудования.

Результаты оценки силы и уровня конкуренции на рынках компьютерной, цифровой техники гг. Уфа и Мелеуз представлены в табл. 3 и 4. Согласно расчетам на рынках этих городов примерно одинаковая сила конкуренции, но разный

,=1

Таблица 1

Оценка уровня конкуренции

Наименование Уровень конкуренции

Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Зрелость рынка Развитый Формирующийся

Уровень жизни населения Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Качество потребляемых товаров, влияние цены и уровня обслуживания на покупательские предпочтения Важны: высокое качество, уровень обслуживания, широта и глубина ассортимента Важны: высокое качество, широта и глубина ассортимента, цена Основным является оптимальное соотношение цены и качества Приобретается все, что есть вне зависимости от цены и качества, существование дефицита на товары. Другой вариант, когда основополагающим является цена даже в ущерб качеству

Применяемые методы конкурентной борьбы, форма конкуренции Сложные, многофакторные Применяются ценовые, демпинговые методы, встречается недобросовестная конкуренция Применяются ценовые, демпинговые методы, встречается недобросовестная конкуренция. Высокая криминализация рынка

Таблица 2

Оценка силы конкуренции

Наименование Сила конкуренции

Очень сильная Сильная Умеренная Слабая Очень слабая

Число всех зарегистрированных хозяйствующих субъектов на 10 000 человек Мах в мире Min в мире

Число зарегистрированных хозяйствующих субъектов, торгующих аналогичными товарами, на 10 000 человек Очень много Много Умеренно Мало Очень мало

Индекс Херфиндаля 0 — 100 100 — 1000 1000 — 2000 2000 — 4000 4000 — 10000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент Джини 0 — 0,1 0,1 — 0,2 0,2 — 0,4 0,4 — 0,7 Свыше 0,7

Индекс концентрации для четырех предприятий, % 0 — 5 5 — 15 15 — 40 40 — 80 80 — 100

О)

а.

£ х о ¥

ш ш о

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

•а*

г. Уфа

г. Мелеуз

т

т

Очень слабая

Слабая Умеренная Сильная Очень сильная

Сила конкуренции

Ф предприятия г. Уфа (размер круга характеризует их конкурентоспособность)

Рис. 1. Модель конкуренции

ее уровень. При расчете силы конкуренции учитывались следующие особенности: для рынка г. Мелеуз характерна более низкая рентабельность предприятий, чем в г. Уфе, что связано с уровнем

жизни населения, и более высокая концентрация предприятий, торгующих компьютерной техникой, при низкой компьютеризации населения в целом. При расчете уровня конкуренции учитывалось то, что в г. Уфе уровень жизни, средняя заработная плата, расходы выше чем в г. Мелеуз, население больше обращает внимание на качество, новизну товара, уровень обслуживания и послепродажного сервиса. Но при этом для обоих рынков пока характерно применение демпинговых, ценовых методов конкурентной борьбы.

Оценка конкурентоспособности предприятий гг. Уфа и Мелеуз была проведена методом иерархий, предложенным для оценки торговых предприятий Ли-фицом И. М. (табл. 6, 7). Оценка проводится в четыре этапа.

I предприятия г. Мелеуз (размер круга характеризует их конкурентоспособность)

Таблица 3

Оценка силы конкуренции на рынке компьютерной, цифровой техники в гг. Уфа и Мелеуз

Наименование Сила конкуренции

Очень сильная Сильная Умеренная Слабая Очень слабая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число всех зарегистрированных хозяйствующих субъектов на 100 00 человек1 361 (г. Уфа) 107 (г. Мелеуз)

Число зарегистрированных аналогичных хозяйствующих субъектов на 10 000 человек Умеренно. 5 специализированных магазинов при численности 62 016 человек (г. Мелеуз) Мало. 20 специализированных торговых точек при численности 1 043 426 человек (г. Уфа)

Индекс Херфиндаля 2496 (г. Мелеуз) 2040 (г. Уфа)

Коэффициент Джини 0,29 (г. Мелеуз) 0,48 (г. Уфа)

Индекс концентрации для четырех предприятий, % 79 (г. Мелеуз) 73 % (г. Уфа)

Таблица 4

Оценка уровня конкуренции на рынке компьютерной, цифровой техники в гг. Уфа и Мелеуз

Наименование Уровень конкуренции

Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Зрелость рынка Формирующийся (гг. Уфа и Мелеуз)

Уровень жизни населения Средний (г. Уфа) Ниже среднего (г. Мелеуз)

Качество потребляемых товаров, влияние цены и уровня обслуживания на покупательские предпочтения Важны: высокое качество, широта и глубина ассортимента (г. Уфа) Основным является оптимальное соотношение цены и качества (г. Мелеуз)

Применяемые методы конкурентной борьбы, форма конкуренции Применяются ценовые, демпинговые методы, встречается недобросовестная конкуренция (гг. Мелеуз и Уфа)

Рис. 2. Иерархическое представление проблемы конкурентоспособности предприятия на рынке компьютерной и цифровой техники г. Мелеуз

1 Для справки.: В Великобритании этот показатель составляет 742 зарегистрированных предприятия на 10 000 местного населения, из них 99,3 % — это малые предприятия (численность 0 — 49 человек) . В Литве этот показатель составляет 355 предприятий на 10 000 местного населения, из них 139 предприятий торговли . В Китае 193 частных предпринимателя на 10 000 местного населения . В Тайване этот показатель составляет 548 зарегистрированных предприятий на 10 000 местного населения, из них 292 предприятия торговли . Число предприятий и индивидуальных предпринимателей в США — 848 на 10 000 человек . В Новой Зеландии этот показатель составляет 804 предприятия на 10 000 местного

На первом этапе выделяются три уровня. Первый уровень показывает цель исследования, второй уровень выделяет критерии, по которым будет проводиться исследование, третий уровень — объект исследования (рис. 2).

населения, из них 558 — это малые предприятия . В целом по РБ 142 предприятия на 10 000 человек. В г. Уфе 258, а в г. Мелеуз 88 зарегистрированных хозяйствующих субъектов на 10 000 человек местного населения .

Таблица 5

Шкала относительной важности

Интенсивность относительной важности Определение Объяснения

1 3 5 7 9 2,4,6,8 Обратные величины приведенных выше чисел Равная важность Умеренное превосходство одного над другим Существенное или сильное превосходство Значительное превосходство Очень сильное превосходство Промежуточные решения между двумя соседними суждениями Если при сравнении одного вида деятельности с другими получено одно из указанных чисел (например 3), то при сравнении второго вида деятельности с первым получим обратную величину (1/3) Равный вклад двух видов деятельности в цель Опыт и суждения дают легкое превосходство одного вида деятельности над другим Опыт и суждения дают сильное превосходство одного вида деятельности над другим Одному виду деятельности дается настолько сильное превосходство, что оно становится практически значимым Очевидность превосходства одного вида деятельности над другим подтверждается наиболее сильно Применяются в компромиссных случаях

На втором этапе составляется матрица попарных сравнений для второго уровня — критериев конкурентоспособности — в целях установления относительной важности (коэффициента весомости) каждого критерия. Оценка конкурентоспособности проводится по четырем критериям: качество товаров, ассортимент товаров, культура обслуживания, условия обслуживания.

Пользуясь шкалой относительной важности (табл. 5), проводится попарное сравнение критериев конкурентоспособности между собой.

Затем делается расчет «локальных» приоритетов — векторов приоритетов, которые выражают относительное влияние элемента (критерия) на элемент более высокого уровня — конкурентоспособность. Значения векторов приоритетов рассчитывают по формуле:

I *

i=1

xj =■

J min

i m i*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J=l\ i=1

где Xj — значение j-го вектора приоритетов;

atj — значение попарного сравнения /-го и j-го критериев конкурентоспособности;

m — количество критериев конкурентоспособности;

i, j = (1,…, m).

На третьем этапе составляются матрицы попарных сравнений для третьего уровня, т. е. применительно к предприятиям.

На четвертом этапе локальные приоритеты третьего уровня (приоритеты предприятий) умножают на приоритет соответствующего критерия второго уровня (весомость критерия конкурентоспособности). В результате получают значения обобщенных критериев конкурентоспособности. Чем выше значение обобщенного приоритета, тем выше конкурентоспособность предприятия (табл. 6, 7).

В г. Мелеуз специализированную торговлю компьютерами, ноутбуками, сетевым оборудованием, программным обеспечением осуществляют предприятия «Сервер», «Плазма», «21-й век», «Ферроком», «Максимум».

Кроме них существуют предприятия, которые торгуют компьютерной техникой, но это не является их основным видом деятельности. В таких организациях компьютеры и сетевое оборудование либо дополняют ассортимент («Стеллит», «ТехноАйс-берг», «Эльдорадо»), либо являются дополнением к предоставляемым услугам (Сервисцентрсоюз).

В результате проведенного исследования рынка г. Мелеуз выделена тройка лидеров, обладающая наибольшими значениями обобщенных глобальных приоритетов: «Сервер», «Плазма», «Ферроком». Каждое предприятие имеет свою особенность. «Плазма» занимается продажей уже собранных моделей и в ассортименте больше представляет ноутбуки, дополнительное оборудование, джойстики, а также акустические системы. «Ферроком» и «Сервер» больше ориентируются на покупателя, способного самостоятельно выби-

Таблица 6

Оценка конкурентоспособности предприятий г. Мелеуз

Величины локальных приоритетов Обобщенные или глобальные приоритеты

Магазины Качество товаров Ассортимент товаров Культура обслуживания Условия обслуживания

«Сервер» 0,083 0,043 0,046 0,100 0,272

«Плазма» 0,075 0,130 0,046 0,042 0,294

«21-й век» 0,025 0,043 0,015 0,014 0,098

«Ферроком» 0,083 0,130 0,015 0,038 0,267

«Максимум» 0,025 0,043 0,015 0,014 0,098

Таблица 7

Оценка конкурентоспособности предприятий г. Уфа

Величины локальных приоритетов Обобщенные или глобальные приоритеты

Магазины Качество товаров Ассортимент товаров Культура обслуживания Условия обслуживания

Сеть компьютерных магазинов «Форте» 0,049 0,042 0,019 0,056 0,166

«Аркаим» 0,016 0,006 0,006 0,029 0,057

«Фермо» 0,016 0,016 0,006 0,029 0,067

Сеть магазинов «КОСистем» 0,030 0,016 0,011 0,029 0,086

«Конус» 0,016 0,016 0,006 0,029 0,067

Компьютерный магазин «ЦИФРА» 0,016 0,016 0,011 0,029 0,073

КомпПозиция 0,016 0,016 0,006 0,029 0,067

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КЛОСС СЕРВИСЕЗ КОРПОРЕЙШН 0,016 0,016 0,006 0,029 0,067

Сеть магазинов «КламаС» 0,084 0,016 0,016 0,029 0,145

«Евроком» 0,016 0,006 0,006 0,015 0,042

АРС 0,030 0,006 0,006 0,015 0,056

«Армада» 0,049 0,016 0,011 0,029 0,106

рать комплектацию. «Сервер» в отличие от других компаний занимается также программным обеспечением и ориентируется на юридических лиц. «Ферроком» является предприятием, где наиболее успешно соединены качество и цена товара. Главным преимуществом этих предприятий является более высокое качество товаров, выражающееся в более новых технологиях, комплектациях компьютеров. «Плазма» предоставляет более высокое качество обслуживания. Это единственное предприятие, где предоставлена возможность купить компьютер в кредит прямо на месте и где достаточно консультантов.

В г. Уфе специализированную торговлю компьютерами, ноутбуками, сетевым оборудованием, программным обеспечением осуществляют следующие предприятия: «Аркаим», сеть компьютерных магазинов «Форте», «Фермо», сеть магазинов «КО-Систем», «Конус», «ЦИФРА», «КомпПозиция», «КЛОСС СЕРВИСЕЗ КОРПОРЕЙШН», сеть магазинов «КламаС», «Евроком», «АРС», «Армада».

В других организациях компьютеры и сетевое оборудование либо дополняют ассортимент («М-

видео», «Эльдорадо»), либо являются дополнением к предоставляемым услугам (сервис-центр «Ме-гаселл», группа компаний «Софт-Сервис», центр компьютерного сервиса «Алькон»).

Проведенная оценка конкурентоспособности предприятий торговли методом иерархий показала, что на рынке компьютерной и цифровой техники г. Уфы присутствуют два явных лидера, обладающих наибольшим значением обобщенного приоритета: сети магазинов «Форте» и «Кламас». В тройку лидеров входит «Армада», которая специализируется на продажах компьютеров Apple и предоставляет эксклюзивную продукцию данного предприятия. Четвертое место занимает сеть магазинов «Кос-Систем», магазины которых имеют определенную специфику. Они размещаются на относительно небольших площадях, и каждый из них имеет свою определенную специализацию.

На основе установленных силы, уровня конкуренции и оценки конкурентоспособности предприятий строится модель, характеризующая конкуренцию предприятий в городах Республики Башкортостан (рис. 2.). Как видно, конкуренция в гг Уфа и Мелеуз находится на разных уровнях, но по силе она примерно одинакова. Модель позволяет определить, сколько конкурентов на том или ином рынке, кто является лидером. В частности, в г. Уфе два явных лидера, в г Мелеуз — три. В г Уфе больше конкурентов, но в то же время больше покупателей, больше рынок.

Подобное представление конкурентной среды возможно при рассмотрении конкуренции в любом географическом масштабе, кроме локального. При рассмотрении конкуренции в глобальном масштабе под субъектами будут пониматься страны, в региональном масштабе — города, районы региона. Это связано с тем, что конкуренция на каком-то конкретном локальном рынке будет на определенном уровне для всех предприятий.

Другим вариантом использования данной модели может стать анализ изменения положения

Литература

одного субъекта в динамике. Тогда вместо городов будут анализироваться периоды, даты. В этом случае географический масштаб конкуренции не будет иметь значения. Однако необходимо брать периоды с достаточным интервалом. Эффективна эта модель будет и для транснациональных компаний, работающих в разных странах с разной силой и уровнем конкуренции.

Очень часто применение нестандартных подходов дает наиболее экономичное и результативное решение. Применение данного метода позволяет сравнивать объекты между собой и отвечать на самый сложный вопрос: кто же является лидером, заставляет по-новому взглянуть на проблему конкурентоспособности. Этот несложный в применении метод вполне способен дать ответы на ряд волнующих вопросов, касающихся месторасположения организации относительно конкурентов по оцениваемым параметрам. Основное преимущество метода — это наглядное отражение реального положения вещей (реальной позиции), чего не хватает многим методам оценки конкурентной среды.

1. «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» /Утвержден приказом ГКАП России от 20.12.1996 г. № 169.

2. АзоевГ. Л., Чекленков А П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: Типография «Новости», 2000. — 256 с.

3. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 352 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

4. Яковлев Г. И. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий: теория и практика, диссертация на соискание ученой степени д. э. н., Самара, 2007.

6. Светуньков С. Г. Методы маркетинговых исследований. — СПб.: Изд-во ДНК, 2003.

8. Economic and social development in Lithunia: Monthly bulletin, Vilnius 2007.

9. China’s first national economic survey // russian. china. org. cn/business.

11. Statistics about Business Size (including Small Business) from the U. S. Census Bureau, 2004.

12. SMEs in New Zealand: Structure and Dynamics — 2006 Published on 31 May 2006 // www. med. govt. nz.

13. Социально-экономическое положение муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан: Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа, 2007. — 227 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. — М.: Юрай-М, 2001. — 224 с.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА

Усик Нина Ивановна

доктор экономических наук, профессор. Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий, заместитель декана по научной работе факультета экономики и экологического менеджмента г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: eif1511@yandex.ru

Аннотация. Конкурентная среда — это институциональные условия координации деятельности субъектов рынков. Конкурентная политика состоит из двух элементов: конкурентное законодательство и сфера защиты конкуренции. Модели конкурентной политики определяются политической (административной) или юридической системой. Для защиты общества от власти монополий используется принцип разделения властей (законодательная, судебная, исполнительная). Исследования конкурентной политики государства и формирования конкурентной среды привели нас к пониманию того, что взамен механизма конкуренции сформировалась система экономической координации.

Ключевые слова: конкурентная политика, конкурентная среда; система координации; юридическая система; антимонопольная политика; конкуренция

Код УДК: 330.22

В экономически развитых странах конкурентная среда формировалась эволюционно, в других странах — путем создания условий для конкурентного поведения субъектов экономических отношений с учетом воздействия имеющихся и возникающих структур рынка. К таким странам относятся страны Восточной Европы и Россия. Российские товарные рынки формировались с начала перестройки на базе советской экономики, которая носила объективно монополизированный характер. Поэтому в России возникло множество проблем в управлении процессом формирования рыночной экономики на конкурентной основе.

Политику государства, способствующую эффективному функционированию экономики и повышению благосостояния граждан, можно назвать конкурентной. Конкурентная политика (антимонопольная) формирует конкурентную среду, в которой предприятия добиваются конкурентоспособности своей продукции, работ, услуг. Она представляет собой сферу защиты

конкуренции и конкурентное законодательство. Например, содействие конкуренции путем ее защиты от «протекционистских» наклонностей администраций; регулирование естественных монополий, предупреждение мошеннических заявок на аукционах. Конкурентное законодательство включает запрет антиконкурентным соглашениям, консолидации и злоупотреблениям доминирующим или монопольным положением на рынке (рис 1).

Конкурентная политика

Сфера защиты конкуренции Конкурентное законодательство

Рис. 1. Элементы конкурентной политики

Методы проведения антимонопольной политики во многих государствах основываются, по большей части, на одной из двух ведущих моделей (рис. 2) представлены ведущие модели проведения конкурентной политики за рубежом): 1) административной (политической) системы -когда ответственность за применение закона возлагается на административный орган, часто прикрепленный к министерству экономики, при наличии значительного политического влияния; 2) юридической системы — она предусматривает применение антитрестовского законодательства судебной системой, что позволяет избежать вмешательства по политическим соображениям, а закон может действовать в течение более продолжительного времени, чем смена политического лидера.

Ведущие модели проведения конкурентной политики за рубежом

Используется административная (политическая) система — когда ответственность за применение

закона возлагается на административный орган, часто прикрепленный к министерству

экономики, при наличии значительного политического влияния.

Используется юридическая система, которая предусматривает применение антитрестовского законодательства судебной системой, что позволяет избежать вмешательства по политическим соображениям, а закон может действовать в течение более продолжительного времени, чем смена политического лидера.

Рис. 2. Модели проведения конкурентной политики Журнал «Теоретическая экономика» №4, 2012 www.theoreticaleconomy.info

Модель антимонопольной политики США в целом определяется второй из указанных моделей, но в 1914 г. был создан административный орган (Федеральная торговая комиссия), характерный для первой модели. Таким образом, в США существует уникальная практика по сравнению с другими государствами, когда Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия параллельно несут ответственность в области применения федеральных антитрестовских законов.

Формирование конкурентной среды представляет собой один из элементов конкурентной политики государства.

Следует отметить, что интересам укрепления позиций национальных компаний на мировом рынке во всех развитых индустриальных странах отдается безусловный приоритет перед принципами свободной конкуренции и недопущения монополизма на внутренних рынках. Например, в производстве первичного алюминия США доля компании «Alcoa» составляет почти 74%, в Канаде доля компании «Alcan» превышает 70%, в ФРГ абсолютным монополистом является компания «VAW», во Франции — компания «Pechiney», в Швейцарии — компания «Alusuisse Lonza Group», в Норвегии — компания «Norsk Hydro» .

Конкурентная среда представляет собой институциональные условия координации деятельности субъектов рыночных отношений (рис. 3).

Трактовка понятия «конкурентная среда»

Институциональные условия координации деятельности субъектов рынков

Рис. 3. Авторская трактовка понятия «конкурентная среда»

На рисунке схематично изображено наше определение понятия «конкурентная среда». Оно отличается от определения, данного в послевоенной Германии Вальтером Ойкеном (1947) тем, что он говорил о конкурентном порядке на основе конституирующих и регулирующих принципов, означающих законодательно закрепленные нормы и правила хозяйствования, изменяющиеся под воздействием оперативного мониторинга результатов реализации установленных целей. Наше определение отражает демократический, а не директивный механизм формирования и функционирования конкурентной среды на основе создания и изменения институтов.

В. Ойкеном было выделено, при переходе от командной к рыночной экономике Германии, два конституирующих принципа: политика государства нацелена на роспуск или ограничение экономических властных группировок; политико-экономическая деятельность государства направлена на создание форм экономической среды, а не на регулирование экономического процесса . К сожалению, в послевоенной Германии из-за невозможности ограничения властных группировок, реформа экономики на основе предложенных В. Ойкеном принципов не была осуществлена.

Предложенные им принципы Ойкен сравнивает с принципом разделения властей (законодательная, судебная, исполнительная), указывая на то, что необходимо защитить отдельно взятого человека от превосходящей силы государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация конституирующих принципов путем проведения экономической и правовой политики осуществляет координацию организации человеческой деятельности в государстве, т. е. централизованную координацию. Организации и предприятия в рамках существующих норм и правил осуществляют координацию своей деятельности, которую мы называем децентрализованной координацией. Международные и межгосударственные институты также оказывают определенное влияние как на государства, так и на отдельные организации, регионы. Это воздействие мы называем глобальной координацией.

Из нашего определения конкурентной среды вытекает, что понятие «конкурентная среда» связано с каким-то государственным или региональным образованием, т. е. основывается на географически определенной территории, имеющей развитую инфраструктуру, более или менее унифицированные инструменты бюджетно-налоговой, кредитно-денежной политики и соответствующие институты. Создание институциональных условий, институтов в экономике России позволит субъектам рыночных отношений добиваться конкурентоспособности. Рыночные механизмы должны уравновешивать интересы различных субъектов рынка, поскольку они не являются законами природы, а представляют собой свод правил, разрабатываемых и приводимых в действие человеком. В таком понимании находит выражение сотрудничество как одна из форм конкуренции.

Сущность конкурентной среды, на наш взгляд, заключается в обеспечении механизма конкуренции. Содержание выражается в нормах и правилах функционирования бизнеса в системе экономической координации.

Сущность:

обеспечение механизма конкуренции

Содержание: нормы и правила функционирования

бизнеса в системе экономической координации

Форма проявления:

система экономической координации

Рис. 4. Понятие «конкурентная среда»

Форма проявления конкурентной среды в функционировании элементов системы экономической координации.

На рис. 4 представлены схематично сущность, содержание и форма проявления понятия «конкурентная среда». Обеспечением механизма конкуренции заняты законодательные органы России, а поддержанием в процессе функционирования — подразделения Министерства РФ

первоначально по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (сейчас -Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации). В 2002 г. принята новая редакция Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1), не вполне соответствующая международным стандартам.

Основой нашего исследования выступает методологический подход О. Уильямсона в трактовке понятия «институты». В институционализме существуют два подхода к его определению. Исторически первым (со времен Т. Веблена) и поддерживаемым многими учеными (Д. Норт, Р. Рихтер и др.) является понимание институтов, как «правил игры». Они представляют собой неформальные ограничения на взаимодействия людей (привычки, традиции, кодексы поведения, табу) и формальные нормы (конституции, законы, права собственности). В концепции Уильямсона такая интерпретация соответствует уровню институциональной среды, а сами институты рассматриваются, как механизмы управления контрактными отношениями, что позволило ему перенести центр институционального анализа на уровень отдельных трансакций. Указанная методология позволила О. Уильямсону (1971) обозначить иную основную цель и результат функционирования экономических институтов капитализма в виде минимизации трансакционных издержек, а не максимизации прибыли, как в неоклассической экономической теории.

В связи с этим, В.С. Автономов отмечает, что центральной проблемой для Ф. Найта (1921) было теоретическое объяснение предпринимательской прибыли. Ей не находилось места в модели совершенной конкуренции, где весь доход распределялся без остатка между факторами производства . В нашем исследовании на этой методологической базе мы предлагаем дальнейшую конкретизацию основной цели и результата — максимизацию добавленной стоимости. Суммарная минимизация трансакционных и производственных издержек максимизирует долю добавленной стоимости, служащую основой дохода организации.

Если цель хозяйства, ориентированного на прибыль, — доход ради личного или коллективного обогащения, то этот мотив становится господствующим структурным принципом. Возникают факторы объективной необходимости и принуждения, источник которых лежит не в рациональной структуре хозяйственной деятельности как таковой, а в доминировании мотива обогащения и в соответствующем ему хозяйственном механизме: «Тогда соревнование в условиях рыночной экономики из стимула и регулятора экономического производства и потребления легко вырождается в агрессивную, безудержную конкуренцию, решающим фактором которой оказываются не способности и упорство, а, прежде всего, экономическое господство на рынке, благоприятствующее образованию блоков. Так возникает система принуждения, избежать которого, не подвергая себя риску экономического ущерба или даже катастрофы, отдельные субъекты экономики не в состоянии» .

А. Рих отмечает, что очень часто эту систему принуждения воспринимают как объективную закономерность, хотя, в большинстве случаев, это не что иное, как сумма привычек, правил, соглашений, которые могут быть изменены. Деловое принуждение может быть обусловлено определенными, лежащими в основе хозяйственной структуры и политики ценностными ориентирами, при изменении которых экономическое принуждение ослабевает или устраняется .

Особое положение в исследовании конкурентной среды занимает позиция И.М. Кирцнера, связанная с монопольным владением ресурсами, не разрушающими конкурентного характера рыночного процесса, потому что оно не заменяет роли предпринимателя . Он акцентировал внимание не на анализе равновесия, а на понимании функционирования рынка как процесса .

В своей трактовке понятия «конкурентная среда» мы основывались также на анализе внутренней (внутрифирменной) организации и координации Р. Коуза (1937); концепции фирмы, как

структуры управления Ч. Барнарда (1938); предпочтении О. Уильямсоном трактовки фирмы как структуры управления сделками, а не производственной функции (1975); кластерном подходе М. Портера (1987); сетевых структурах М. Кастельса (1996).

Для российской экономики возможен оптимистический сценарий развития путем преобразования институтов с целью создания определенных условий. К этим условиям относятся социальная, политическая и институциональная инфраструктура, включающие множество элементов, таких, как законы, правила, кодексы и процедуры для разрешения конфликтов, определения прав собственности. В авторской трактовке эти условия представляют собой механизм централизованной экономической координации, так как рынок не решает социальных и экологических проблем. Кроме того, многими учеными признается необходимость государственного регулирования экономики в кризисных и переходных периодах.

Опыт реформ в России и Восточной Европы по рецептам неолиберальной политики дерегулирования рынка и интенсификации конкуренции показал растущие социальные проблемы. Вместе с тем, невзирая ни на что, рыночное «преимущество эффективности» превозносится как гарантия социального мира. Первым из неоклассиков, кто признал этическую неприемлемость идеи максимизации общей выгоды, экономического роста, как такового, был нобелевский лауреат Г. Мюрдаль (1972). Принимать решения в экономической сфере без учета влияния каких-либо ценностей невозможно.

Институционалисты учли опыт и неоклассиков, и кейнсианцев, подведя своеобразный базис под их программы. Формирование человеческого капитала (за который ратовали институционалисты) стало основой для развития конкурентных внутренних рынков (составлявший «конек» неоклассики), которые предопределяют, в свою очередь, стабильную макроэкономику (бывшую в центре внимания кейнсианцев) .

Методологической предпосылкой подхода М. Кастельса в выделении понятия «способ развития», а не «способ производства», служит информационно-технологическая парадигма, в которой гибкость и приспособляемость обеспечиваются одновременно рассеянием и концентрацией пространственных структур. Сами по себе децентрализация и приватизация не обеспечивают экономического развития. М. Кастельс считает, что по мере разворачивания информационной эпохи важность гибкости, как базового механизма, помогающего справиться с трудностями, и важность агломерационного фактора экономии издержек как силы, определяющей размещение, будут увеличиваться .

В условиях развития глобального финансового капитала преимущественным становится именно движение стоимости, появляется возможность чистого образования стоимости в процессе ее движения. Такой процесс определен Ю.М. Осиповым как появление надстоимости, управляющей стоимостью, ее образованием и, в некотором смысле, движением самой экономики . Однако, очевидно, что иного вида образование стоимости невозможно без ее собственного первичного образования на микроуровне. Именно этот процесс подробно исследован в «Капитале» К. Маркса. Процесс первичного образования и накопления стоимости (накопления капитала) в своем развитии определил возможность образования стоимости не только в рамках факторов трудовой теории стоимости, но и в силу ее самодвижения, т. е. самообразования.

Тогда концепция предельной полезности объективно определяет именно форму образования стоимости, возможность перехода от образования стоимости за счет труда к новой форме -самообразованию в процессе движения современной экономики, на финансовых рынках, за счет финансовой формы современного хозяйствования .

Стремясь к эффективной экономике, необходимо учитывать ее фундаментальные цели -обеспечение людей жизненно необходимыми благами с учетом гуманных человеческих

отношений, бережного обращения с окружающей средой. Для развитых стран это означает переход от экономики бесконечного накопления к экономике разумного ограничения. Необходим переход к модели экономики развития, или модели социоэкономики, которую Г.Ю. Дубянская определяет как модель новой экономики, создание которой обусловлено императивами и вызовами будущего, основывающейся на идее взаимозависимого, взаимосвязанного и взаимообусловленного развития для человека и посредством человека. Системообразующей основой в такой экономике выступает многообразие форм собственности, дающее гарантии реального осуществления права на развитие. На такой основе возможно становление государства развития, государства-конкурента и государства-партнера .

Примером эффективного международного законодательства о конкуренции считается законодательство Европейского Союза. Европейская Комиссия по конкуренции осуществляет регулирование четырех сфер деятельности: контроль антиконкурентных соглашений (ограничениями конкуренции) и злоупотреблениями доминирующим положением; контроль над слиянием фирм; либерализация экономических секторов, относящихся к сфере естественной монополии; регулирование государственной помощи (рис. 5).

Европейская Комиссия не вмешивается в антиконкурентную деятельность стран-членов ЕС до тех пор, пока факт нарушений не касается экономической ситуации в ЕС в целом. Следует отметить, что в ЕС структуры надзора в большей степени остались национальными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ЕС — понятие «сила на рынке» определено индивидуально для каждого случая — поблажки невозможны. В РФ — понятие доминирования определено в законе «О защите конкуренции» по отношению к занимаемой доле рынка — поблажки злоупотреблениям возможны. Занимаемая доля рынка в России объективно определялась советской концентрированной экономикой. Поэтому требовать сразу применение норм ЕС в России невозможно, это процесс постепенный.

В Европейском сообществе в основу формировавшегося в 1950-х г.г. правового механизма регулирования конкуренции легло оптимальное сочетание жестких и либеральных принципов. В России в период перестройки 1990-х годов использовались либеральные принципы (табл. 1).

Таблица 1

Основные различия в нормах конкуренции ЕС и РФ

Злоупотребления доминирующим положением

ЕС — понятие «сила на рынке» определено индивидуально для каждого случая -поблажки невозможны. РФ — понятие доминирования определено в Законе по отношению к занимаемой доле рынка — поблажки злоупотреблениям возможны.

Ограничивающие соглашения

ЕС — ограничивающие соглашения запрещены, но могут быть разрешены в случае уважения условий конкуренции. РФ ограничительные соглашения запрещены: «жесткие картели», определенные законом, запрещены; другие картели могут быть разрешены, если компания показывает, что их соглашения соответствуют основным критериям, установленным Законом

В России имеются также различия и в принципах конкуренции (табл. 2). Основными пунктами сравнения норм и принципов конкуренции ЕС и РФ являются: а) законодательство; б) инструменты применения; в) защита граждан и пользователей; г) основные составляющие конкуренции.

К причинам расхождения по уровню конкурентной среды в России и ведущих стран мира можно отнести, по крайней мере, следующие.

1. В России пока не рассматривается, как в США, в качестве основы защиты конкуренции поддержание равновесия между антиконкурентным эффектом (ограничение конкуренции) и эффективной экономикой.

Делая акцент на конкуренции, современная антимонопольная политика в развитых странах сосредоточивается преимущественно на максимизации размера доли общества при распределении глобального экономического «пирога».

Государственный антимонопольный контроль над экономической концентрацией является эффективным средством конкурентной политики и применяется как во многих зарубежных странах, включая страны ЕС, так и в России.

В российской экономике после приватизации, в условиях невозможности накопления капитала из-за высокой инфляции и нестабильности, выходом стали холдинговые и групповые структуры, позволяющие в значительной степени выровнять поток денежных поступлений. Но, вместе с тем, поле конкуренции уменьшалось, антиконкурентный эффект налицо.

2. Основной источник монополизации связан не с действием рынка, а с действием особых факторов переходного состояния экономической системы, которые выпадают из поля зрения регулирующих органов.

Таблица 2

Основные пункты сравнения норм и принципов конкуренции ЕС и РФ

Законодательство

ЕС — специфическое законодательство: ориентировка на особенности каждого рынка; интегрированный подход на рынках; прямое применение. РФ — общее законодательство: общий подход для всех рынков; применение через другие законы.

Инструменты применения

ЕС — особые ведомства регулирования РФ — правительство и правительственные ведомства.

Защита граждан и пользователей

ЕС — особые положения защиты граждан по универсальным услугам, железнодорожная безопасность, правила пользования. РФ — не достает таких разработанных положений.

Основные составляющие конкуренции

ЕС — составляющие конкуренции: универсальные услуги и их финансирование; личные данные и защита пользователей; железнодорожная безопасность; контроль тарифов. РФ — не подпадают под понятия конкуренции: защита пользователей; контроль тарифов, государственное финансирование.

Исследования конкурентной политики государства и формирования конкурентной среды привели нас к пониманию того, что взамен механизма конкуренции сформировалась система экономической координации. В этой системе основным элементом выступает глобальная экономическая координация, когда контрагенты приспосабливаются в своей деятельности к управляющим параметрам. Национальные правительства осуществляют централизованную экономическую координацию (макроэкономика), чтобы достичь цели развития своего государства, учитывая глобальную координацию. Децентрализованная экономическая координация на микроуровне осуществляет адаптацию к поддерживающим средам и рыночным структурам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сайт Федеральной антимонопольной службы РФ . — Режим доступа: http://www.fas.ru.

2. Ойкен В. Основные принципы экономической политики: пер. с нем. / В. Ойкен. — М.: Прогресс, 1995. — 426 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Рих А. Хозяйственная этика: пер. с нем. / А. Рих; под общ. ред. В.В. Сапова. — М.: Посев, 1996. — 88 с.

5. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ. / И.М. Кирцнер. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 30 с.

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. / М. Кастельс. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 359 с.

Создание конкурентной среды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *