Социальные гарантии и компенсации сотрудникам росгвардии

31.03.2016 Просмотров: 15714

I. Денежное довольствие

Денежное довольствие военнослужащих состоит из оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат.

С 1 января 2012 года размеры денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации увеличились, в среднем,
в 2,5-3 раза, а пенсии военных пенсионеров в среднем на 60-70%.

Структура денежного довольствия военнослужащих

Оклад по воинской должности:

1 т.р. — 10000 руб.;

2 т.р. — 11000 руб.;

3 т.р. — 12000 руб.;

4 т.р. — 13000 руб.;

5 т.р. — 15000 руб.;

6 т.р. — 16000 руб.;

7 т.р. — 17000 руб.;

8 т.р. — 17500 руб.;

9 т.р. — 18000 руб.

Оклад по воинскому званию

рядовой

5 000 руб.

ефрейтор

5 500 руб.

младший сержант

6 000 руб.

сержант

6 500 руб.

старший сержант

7 000 руб.

старшина

7 500 руб.

Ежемесячные дополнительные выплаты

— Ежемесячная надбавка за выслугу лет:

а) 10 процентов — при выслуге от 2 до 5 лет;

б) 15 процентов — при выслуге от 5 до 10 лет;

в) 20 процентов — при выслуге от 10 до 15 лет;

г) 25 процентов — при выслуге от 15 до 20 лет;

д) 30 процентов — при выслуге от 20 до 25 лет;

е) 40 процентов — при выслуге 25 лет и более.

— Ежемесячная надбавка за классную квалификацию

(квалификационную категорию):

а) 5 процентов — за третий класс (квалификационную категорию);

б) 10 процентов — за второй класс (квалификационную категорию);

в) 20 процентов — за первый класс (квалификационную категорию);

г) 30 процентов — за класс мастера (квалификационную категорию).

— Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими

государственную тайну:

от 10% — до 25 % от оклада по воинской должности;

— Ежемесячная надбавка за особые условия военной службы.

Иные дополнительные выплаты

— Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей:

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере до 3 окладов месячного денежного содержания военнослужащего в год;

— Ежегодная материальная помощь;

— Подъемное пособие и суточные при служебных перемещениях;

— Повышающие коэффициенты к денежному довольствию, размеры окладов по воинским должностям и дополнительных выплат военнослужащих, проходящих военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах;

— Коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) к денежному довольствию военнослужащих.

Средний размер денежного довольствия военнослужащих по контракту рядового и сержантского состава составляет 23-35 тыс. рублей в месяц.

С учетом всех дополнительных выплат, возрастающих по мере увеличения выслуги лет, должностного уровня, уровня профессионального мастерства (классность), региональных коэффициентов и ежегодной индексации денежное довольствие будет увеличиваться.

II. Проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту проведения основного отпуска и обратно

Военнослужащим, проходящим службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе за Уралом и на Дальнем Востоке, и одному члену его семьи предоставляются воинские перевозочные документы или военнослужащие сами из собственных средств приобретают билеты на себя и членов своих семей на удобные им авиарейсы или поезда, следующие к месту отпуска, а Минобороны России компенсирует эти расходы после возвращения из отпуска.

III. Продовольственное обеспечение

Продовольственное обеспечение производится путем организации питания по месту военной службы для отдельных категорий военнослужащих, и выдачей продовольственного пайка для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

IV. Жилищное обеспечение

Обеспечение служебными жилыми помещениями или общежитиям на период военной службы (получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений).

Обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания по избранному месту жительства (в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов) при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет, а также в случае увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Возможность приобретения жилья по программе накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.

V. Обязательное государственное личное страхование

Бесплатное обследование, лечение и реабилитационное обеспечение в военно-медицинских учреждениях, в том числе ежегодное диспансерное наблюдение. Изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов).

Бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях (учреждениях).

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Члены семей военнослужащих, проходящих службу по контракту (из числа солдат и сержантов) имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами Российской Федерации.

Контактные данные

Пункт отбора на военную службу по контракту (3 разряда),

г. Ханты-Мансийск

628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира д. 20

Законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии установлена система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых должностей, присвоенных воинских (специальных званий), общей продолжительности военной службы (службы), в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы (службы).

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, сотрудников, граждан, уволенных со службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников, руководителей).

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы социального обеспечения военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии, в настоящее время являются:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
  • Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;
  • Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»;
  • Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

другие нормативные правовые акты, изданные в развитие вышеуказанных актов, в том числе постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты Росгвардии и МВД России.

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих

(Одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол №21)

I. Общие положения

1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — Типовой кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.), федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — государственные (муниципальные) служащие).

3. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

4. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (далее — государственная и муниципальная служба), обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

5. Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типового кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.

6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.

7. Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.

8. Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.

9. Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.

11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

  • а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;
  • б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;
  • в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;
  • г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
  • е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;
  • з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
  • и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
  • л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;
  • н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
  • о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
  • п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;
  • р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
  • т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга , за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
  • у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.

18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:

  • а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
  • б) принимать меры по предупреждению коррупции;
  • в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

25. В служебном поведении государственному (муниципальному) служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

26. В служебном поведении государственный (муниципальный) служащий воздерживается от:

  • а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
  • г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

27. Государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные (муниципальные) служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

28. Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение положений Типового кодекса

29. Нарушение государственным (муниципальным) служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Типового кодекса влечет применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности.

Соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Главная Финансово-экономическая деятельность Социальные гарантии Департамент социальных гарантий

Департамент социальных гарантий

Важнейшими задачами, возложенными на Департамент, является реализация в Вооруженных Силах государственной политики в области денежного довольствия военнослужащих, заработной платы лиц гражданского персонала, социальных выплат, пособий и компенсаций личному составу Вооруженных Сил и членам их семей, а также пенсий, пособий, компенсаций и других выплат гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Департаментом разрабатываются и реализуются в установленном порядке законодательные, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и правовые акты Министерства обороны по вопросам денежного довольствия военнослужащих, заработной платы лиц гражданского персонала, единовременной денежной помощи, выплачиваемой военнослужащим и лицам гражданского персонала, социальных выплат, пособий и компенсаций, выплачиваемых личному составу Вооруженных Сил и членам их семей, а также пенсий, пособий, компенсаций и других выплат, выплачиваемых гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, иных расходов, закрепленных за Департаментом.

Ведется подготовка указаний и разъяснений заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию финансового обеспечения войск (сил), и Департамента по вопросам денежного довольствия военнослужащих, заработной платы лиц гражданского персонала, социальных выплат, пособий и компенсаций личному составу Вооруженных Сил и членам их семей, а также пенсий, пособий, компенсаций и других выплат гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, иных расходов, закрепленных
за Департаментом.

Тщательную и детальную проработку проходят поступающие на согласование проекты законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов Министерства обороны, так как практически все они напрямую или косвенно затрагивают вопросы денежного довольствия военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала, а также уровня их социального обеспечения в различных условиях служебной деятельности.

Департаментом проводится постоянный непрерывный анализ уровня материального обеспечения личного состава Вооруженных Сил и на его основе осуществляется подготовка предложений по совершенствованию действующих систем денежного довольствия военнослужащих, заработной платы лиц гражданского персонала, социальных выплат, пособий и компенсаций личному составу Вооруженных Сил и членам их семей, а также пенсий, пособий, компенсаций и других выплат гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Особое внимание в Департаменте уделяется разработке и формированию предложений Министерства обороны в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, точному определению потребности в бюджетных ассигнованиях по расходам, закрепленным за Департаментом. Ведь именно от этого зависит полнота и своевременность обеспечения военнослужащих, гражданского персонала, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей положенными видами выплат.

Важность, сложность и многоплановость задач, стоящих перед Департаментом, требуют от работников максимальной отдачи, постоянного повышения уровня своей квалификации, серьезного и ответственного отношения к своим должностным обязанностям.

Благодаря результатам их труда Департамент твердо и последовательно проводит политику в области денежного довольствия военнослужащих, заработной платы лиц гражданского персонала, социальных выплат, пособий и компенсаций личному составу Вооруженных Сил и членам их семей, а также пенсий, пособий, компенсаций и других выплат гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Так, в результате проведения реформы денежного довольствия военнослужащих с 1 января 2012 года размер денежного довольствия военнослужащих был значительно увеличен (в 2,5-3 раза).

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящей перед Министерством обороны, является недопущение снижения достигнутого, после проведения реформы, уровня денежного довольствия военнослужащих по отношению к уровню оплаты труда работников ведущих отраслей экономики.

Исходя из этой задачи в отношении военнослужащих приняты отдельные решения учитывающие специфику прохождения военной службы, а также требования, предъявляемые к военнослужащим,что позволило установить дополнительные надбавки военнослужащим, привлекаемым к выполнению задач в особых условиях (к участию в миротворческих операциях, к выполнению задач в горной местности, за руководство подразделениями), за физическую подготовку военнослужащих, а также за награждение ведомственными медалями «За боевые отличия», «За воинскую доблесть», «За разминирование».

Эти меры, а также сбалансированная кадровая политика, мероприятия по оптимизации структуры и численности Вооруженных Сил в пределах средств, выделяемых Минобороны России из федерального бюджета, позволили не только сохранить достигнутый уровень денежного довольствия военнослужащих, но и обеспечить его рост.

Также в 2017 году по инициативе Минобороны России постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 1598 размеры окладов по воинским званиям, окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву с 1 января 2018 г. увеличены на 4 процента. Предусматривается и дальнейшее проведение индексации денежного довольствия военнослужащих с 1 октября 2019 г., с 1 октября 2020 г. и с 1 октября 2021 г. на 4,3, на 3,8 и на 4 процента соответственно.

Немаловажной задачей Департамента является осуществление тарификации штатов и проведение единой штатно-тарифной политики в Вооруженных Силах, в том числе согласование в установленном порядке проектов штатов органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и ведение учета штатов органов военного управления, соединений, воинских частей
и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и вносимых в них изменений.

Кроме того, для назначении пенсий генералам, адмиралам и офицерам, уволенным из вооруженных сил государств — участников Содружества Независимых Государств в Российской Федерации, сформирована электронная база их должностей, с установленными по ним тарифными разрядами, применительно к аналогичным воинским должностям, содержащимся в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В настоящее время Департамент организует и обеспечивает выплату пенсий, пособий и компенсаций 1 126 тыс. пенсионерам Минобороны России (43 вида пособий и компенсаций).

Департаментом осуществляется контроль за соблюдением законности при назначении и выплате пенсий, пособий, компенсаций и других выплат, предоставлении социальных гарантий гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Организована работа подразделений социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, как в субъектах Российской Федерации, так и дислоцированных за пределами Российской Федерации.

Департаментом постоянно проводятся мероприятия по обмену опытом работы органов социального обеспечения военных комиссариатов и отделов социального обеспечения, находящихся за пределами территории Российской Федерации, по социальному обеспечению военных пенсионеров, предоставлению мер социальной поддержки ветеранам.

Ведется работа по исчислению совместно с соответствующими кадровыми органами выслуги лет на пенсию представляемым к увольнению военнослужащим центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации.

Во многом благодаря деятельности Департамента пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей ежегодно повышается. Средний размер «военных пенсий» в 1,3 раза превышает уровень пенсионного обеспечения в гражданском секторе экономики.

При этом в 2018 году пенсии были увеличены (проиндексированы) с 1 января на 4 процента одновременно
с повышением денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе.

В 2019 году повышение размеров пенсий планируется осуществлять одновременно с увеличением окладов денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, на 6,3 процента.

Обеспечивая законные права работников на труд, Департамент в своей работе проводит политику безусловного выполнения в отношении гражданского персонала положений трудового законодательства Российской Федерации.

Важнейшим направлением в этой работе является установление гражданскому персоналу воинских частей и организаций условий оплаты труда, вытекающих из задач, стоящих перед Минобороны России.

В рамках выполнения этой задачи Департамент участвует в разработке основных направлений государственной политики в области заработной платы лиц гражданского персонала и подготовке предложений по размерам должностных окладов (тарифных ставок) лиц гражданского персонала с учетом требований к профессиональной подготовке, уровню квалификации и профессиональным стандартам, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности, разрабатывает условия, размеры и порядок осуществления лицам гражданского персонала выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе связанных с работой лиц гражданского персонала в особых условиях (в зонах вооруженных конфликтов, чрезвычайной ситуации и др.), а также единые подходы к установлению размеров районных коэффициентов к заработной плате лиц гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

Учитывая меняющиеся нормы трудового права и проводимые в Минобороны России мероприятия по изменению структуры Вооруженных Сил Российской Федерации, действующие в Минобороны России условия оплаты труда гражданского персонала воинских частей (организаций) постоянно совершенствуются.

Издаются нормативные правовые акты Минобороны России, регулирующие вопросы оплаты труда и ее индексации, доводятся до войск (сил) указания по их правоприменению.

С 1 января 2018 г. должностные оклады (тарифные ставки) увеличены на 4,0 процента. Увеличение оплаты труда работников также планируется с 1 октября 2019 г. на 4,3 процента, с 1 октября 2020 г. – на 3,8 процента, с 1 октября 2021 г. – на 4,0 процента.

Необходимо отметить, что в целях создания дополнительной мотивации работников к исполнению трудовых обязанностей, исходя из объемов бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда гражданского персонала, командиры (руководители) воинских частей (организаций) имеют возможность принимать решения
о материальном стимулировании работников за счет средств экономии фонда оплаты труда на локальном уровне социального партнерства.

В рамках социального партнерства должностные лица Департамента принимают участие в подготовке предложений в отраслевое соглашение между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил и Министерством обороны, по совершенствованию действующих условий оплаты труда лиц гражданского персонала, в том числе по обеспечению установления лицам гражданского персонала особых условий оплаты труда, в заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, внутриведомственных и межведомственных комиссий в области оплаты труда и подготовке заключений по материалам к их заседаниям.

Немаловажную роль в обеспечении военнослужащих играют вопросы обеспечения их различного рода выплатами социального характера. При этом основным направлением работы Департамента в этой области является обеспечение соответствия размеров выплат понесенным военнослужащим затратам.

Так, по инициативе Департамента с 2015 года установлен принципиально новый порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений офицерам и прапорщикам.

Порядок предусматривает определение предельного размера возмещения расходов военнослужащему на наем жилья исходя из состава семьи военнослужащего и стоимости 1 квадратного метра жилья, ежегодно утверждаемого Минтрудом России отдельно для каждого субъекта Российской Федерации.

Анализ применения указанного подхода показывает, что размер выплаты денежной компенсации позволяет в целом компенсировать расходы военнослужащего на наем жилья.

Несмотря на укомплектованность гражданским персоналом, при проведении учений в Минобороны России Департамент принимает непосредственное участие в рассмотрении, анализе, оценке и обобщении представляемых органами военного управления исходных данных и в разработке планов проведения отдельных мероприятий, оценке их обеспеченности необходимыми финансовыми ресурсами.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в условиях экономических и социальных преобразований в стране личный состав успешно решает задачи, возложенные на Департамент, активно используя при этом огромный опыт деятельности финансово-экономических органов Минобороны России (СССР).

В ходе выполнения задач государственные служащие Департамента взаимодействуют с федеральными органами (организациями и учреждениями) законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, занимающимися вопросами социальной защиты военнослужащих, со структурными подразделениями Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации), с судебными и правоохранительными органами в части, касающейся защиты интересов Министерства обороны Российской Федерации.

Работа, проводимая Департаментом по обеспечению функционирования и совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих, заработной платы лиц гражданского персонала, социальных выплат, пособий и компенсаций личному составу Вооруженных Сил и членам их семей, а также пенсий, пособий, компенсаций и других выплат гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, и выполнению государственной социальной политики, является одним из важнейших направлений деятельности Минобороны России и будет продолжена в дальнейшем.

В приоритетном порядке будет осуществляться:

  • полное и своевременное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, денежным довольствием и заработной платой;
  • совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил в соответствии с проводимыми организационными мероприятиями;
  • реализация мер социальной поддержки личного состава Вооруженных Сил путем осуществления выплат, пособий
  • и компенсаций военнослужащим, гражданскому персоналу и членам их семей, а также обучающимся в образовательных организациях Минобороны России;
  • своевременное и в полном объеме обеспечение пенсиями, пособиями и компенсациями «военных пенсионеров».

8. ЭКОНОМИКА ТРУДА. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

8.1. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смирнов Владимир Михайлович, д-р экон. наук, доцент, главный научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, профессор Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

Место работы: Центр отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация: в представленной статье проводится общий анализ системы социального обеспечения военнослужащих с отдельной оценкой реализации права на жилище и права на санаторно-курортное обеспечение военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей. В статье представлен анализ гарантий и компенсаций с учетом категорий военнослужащих, состава семей военнослужащих, а также подробный анализ механизма реализации права на жилище. Рассматривается целый ряд нормативных документов, в которых закреплены гарантии, права и компенсации военнослужащим.

Ключевые слова: социальные гарантии, военнослужащие, военные пенсионеры, состав семьи, социальные льготы, право на жилище.

Повышение привлекательности военной службы в современной России является, безусловно, важным достижением текущей государственной политики последнего десятилетия. Следует отметить, что во все времена существования российской государственности, за исключением коротких промежутков господства наивной веры в ненадобность вооруженных сил и добрые устремления соседних, а в условиях глобализации — ведущих государств мира, военная служба была высоко привлекательной, почетной и уважаемой в обществе, что подкреплялось, но отнюдь не полностью обеспечивалось соответствующим уровнем социальных гарантий, льгот и компенсаций.

Данный тезис, приведен во вступлении в связи с необходимостью четкого указания методологической позиции автора, связанной с постулированием необходимости адекватного и объемного финансирования вооруженных сил страны, что, на наш взгляд, является важнейшей предпосылкой для начала

любого анализа финансирования социальных обязательств государства по отношению к его военнослужащим и военным пенсионерам. Никакие подходы, основывающиеся на «неактуальности» финансирования вооруженных сил, их чрезмерной раздутости и даже бессмысленности военной профессии в современном «развитом» мире, на наш взгляд, не могут быть даже отправной точкой в научной дискуссии, так как в мировоззренческом плане искажают содержание и суть понятия государства, вооруженных сил и суверенитета.

При этом считаем необходимым для оценки эффективности и адекватности военно-социальной политики государства на современном этапе исходить из принципов экономической целесообразности и максимальной оптимальности распределения ограниченных ресурсов, предоставляемых не очень богатой в мировом масштабе отечественной экономикой.

В этой связи военно-социальная политика должна ориентироваться не только на удовлетворение социальных потребно-

Смирнов В. М. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,

ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

стей военнослужащих и иных лиц, но и на стимулирование и обеспечение эффективного выполнения ими своих обязанностей по обеспечению оборонной безопасности государства. Следует отметить, что ряд авторов даже более радикально рассматривают цели военно-социальной политики России1, связывая их исключительно с обеспечение оборонной безопасности. В тоже время в Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации2 в качестве генеральной цели указывается именно «удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» (раздел III Стратегии).

В стратегии структурно излагаются основные направления реализации социальных задач3. Последовательность задач и ряд формулировок представляются спорными в контексте оценки эффективности мер военно-социальной политики. Но данная Стратегия не является документом, обеспечивающим и гарантирующим предоставление установленного уровня социального обеспечения и социальных льгот, в ней скорее идет речь о целеустанавливающих принципах.

Основный набор социальных гарантий и компенсаций представлен во второй главе «Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» (далее — закон о статусе военнослужащих). При этом словосочетание социальные гарантии и компенсации в данном законе упоминаются более 40 раз, указывая на дополнительные нормативные правовые документы и положения, порядки и пр., разрабатываемые Правительством и другими органами государственной власти в рамках детализации положений рассматриваемого закона.

В определении, указанном в законе, отсутствует такая категория военнослужащих, как иностранные граждане, обеспечение социальной защиты которых остается за рамками закона «О статусе военнослужащих». Эта категория военнослужащих должны рассматриваться в исследовании по социальному обеспечению отдельно.

В первую очередь необходимо определить категории граждан, которым в соответствии с законодательством предоставляются социальные гарантии и компенсации. На

1 Например, М.М. Бенедиктова указывает: «военная организация России существует не для «удовлетворения социальных потребностей» военнослужащих и иных лиц, а для обеспечения военной безопасности государства. Именно вклад в осуществление этой основной функции Вооруженных сил должен рассматриваться в качестве критерия эффективности системы мер социального обеспечения членов семей военнослужащих». М.М. Венедиктова. Социальное обеспечение членов семей военнослужащих в России и США: сравнительный анализ. // Вооружение и экономика. № 4 (12). 2010. С. 148-158.

2 Стратегия социального развития Вооруженных сил Российской Федерации. Утверждена решением Коллегии Министерства обороны РФ от 28.03.2008. Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации № 241 от 28 апреля 2008 года.

3 Принципиальным в этой связи представляется построение задач, вытекающих из генеральной цели социального развития Вооруженных сил, а именно: 1) улучшение культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания; 2) совершенствование профессионального образования и подготовки; 3) сохранение и укрепление здоровья; 4) повышение безопасности военной службы; 5) улучшение жилищных условий; 6) повышение размеров и улучшение качества предоставления денежного довольствия, заработных плат и пенсий; 7) обеспечение социальной защиты.

основании пункта 5 статьи 2 закона о статусе военнослужащих выделяются три основные категории4. Таким образом, список категорий граждан, по отношению к которым у государства возникают социальные обязательства, достаточно широк и связан с сохранением взятых в предыдущие исторические периоды обязательств.

Дополнительно оговариваются категории, относящиеся к членам семей военнослужащих и военных пенсионеров5. Интересную группу представляют собой категория «других лиц и членов их семей», на которых в соответствии с указами Президента Российской Федерации распространены социальные гарантии и компенсации, предусмотренные для военнослужащих и членов их семей.

При этом представленный в законе о статусе военнослужащих список категорий граждан является слишком общим и не позволяет с должной мерой четкости детализировать категории получателей конкретных гарантий и компенсаций со стороны государства, что и составляет основной предмет нашего исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установленные социальные гарантии и компенсации для отдельных категорий, таких как ветераны6, усиливаются за счет дополнительных социальных гарантий и компенсаций, которые в основном изложены в Федеральном законе № 5-ФЗ от 5 января 1995 года «О ветеранах». Таким образом, данную категорию граждан необходимо выделить в отдельную группу.

Объем социальных гарантий и компенсаций настолько обширен, что если военнослужащие, военные пенсионеры и члены их семей имеют право одновременно на получение нескольких компенсаций, то устанавливается ограничение, основывающееся на выборе получателя льгот7.

Одним из ключевых прав военнослужащих и соответственно гарантией, предоставляемой государством является право военнослужащих на жилище. Реализация данного права является одной из наиболее острых проблем современной российской социальной политики, которая в значительной мере усугубляется длительным трансформационным периодом перехода от социалистических принципов обеспечения данного права к рыночным. Особенности этого перехода, на наш

4 К указанным категориям относятся: 1) военнослужащие и члены их семей; 2) граждане, уволенные с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, и члены их семей; 3) граждане, уволенные с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

5 К ним относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

6 К ним относятся ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий на территориях других государств, ветераны военной службы, а также ветераны, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

7 Данная норма звучит следующим образом: «При возможности по-

лучения одной и той же социальной гарантии и компенсации по не-

скольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная

гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случа-

ев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

взгляд, наиболее отчетливо отражается применительно к рассмотрению военнослужащих и членов их семей.

В первую очередь, одна из основных дилемм реализации данного права заключается в определении категорий получателей жилья относительно их жилищного статуса8, то есть фактически необходимо четкое определение функции жилищного обеспечения военнослужащих — это является одной из форм поощрения и дополнительных гарантий для любого военнослужащего и направлено на усиление его мотивации к добросовестному исполнению им своих служебных обязанностей или это форма социального обеспечения нуждающихся в жилых площадях. Концептуальный ответ на данный вопрос определяет дальнейшее эффективное построение системы жилищного обеспечения военнослужащих и военных пенсионеров, а также позволяет спрогнозировать финансовые потребности Министерства обороны в рамках данной сферы.

Далее, необходимо разделить в правовом и материальном формате, обеспечение военнослужащих во время несения военной службы (в том числе обеспечение служебным жильем) и жилищное обеспечение после окончания службы с учетом обстоятельств увольнения.

Рассмотрим правовое понятие жилищного обеспечения военнослужащих. Под жилищным обеспечением военнослужащих принято понимать комплекс организационно-правовых мероприятий по реализации субъективных прав военнослужащих на жилище9. Считаем необходимым расширить данное определение10. Именно данная оговорка определяет множественность и сложность ограничения способов обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей жильем. В пункте 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих закрепляются два равнозначных способа жильем11, которые порождают в течение всего постсоветского периода значительное количество вопросов и определяют высокую коррупционную емкость рассматриваемой сферы. Основным вопросом обеспечения военнослужащих жильем или выделение им денежной суммы на приобретение жилья является их семейный статус (наличие супруга (супруги), наличие несовершенно-

8 Возможные категории жилищного статуса: отсутствует жилая площадь на праве собственности, военнослужащих является нуждающимся в жилой площади или просто наличие статуса военнослужащего или военного пенсионера с определенной выслугой лет.

9 Заикин А.В. Правовое регулирование ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Диссертация на соискание уч.степени кандидата юридических наук. М., 2007. Цит. по: Ординарцева Г.П. Особенности социально-правового регулирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в России// Власть. № 9. 2015.

10 Изложив следующим образом: под жилищным обеспечением военнослужащих необходимо понимать комплекс организационно-правовых и финансовых мер и мероприятий по реализации права военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, а также членов их семей на жилище с учетом их вклада в обеспечение обороноспособности страны, длительности воинской службы и качества выполнения ими своих должностных и служебных обязанностей, а также с учетом признания их нуждающимися в жилых помещениях.

11 В форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений.

летних детей), выше мы отмечали особенности определения членов семей военнослужащих12.

Еще одним значимой социальной гарантией является санаторно-курортное обеспечение различных категорий военнослужащих, которое регулируется основными федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, а также Приказом Министра обороны №333 от 15.03.2011 «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации» (далее — Приказ № 333).

Дополнительного правового изучения в части предоставления санаторно-курортного обслуживания требует вышеприве-

13 п

денная категория военнослужащих . В соответствии с пунктом «в» статьи 7 Приказа № 333 для контрактников и призывников рядового состава14 путевки в санаторно-курортные учреждения предоставляются бесплатно. Одновременно в пункте «к» статьи 7 Приказа № 333 указывается, что военнослужащим частей постоянной готовности15 на основании заключения военной врачебной комиссии путевки в санаторно-курортные учреждения предоставляются с оплатой 100 процентов стоимости. Однако в Постановлении Правительства № 423 от 20 августа 2004 года (далее — Постановление № 423) фактически приведены те же нормы, что и в Приказе № 33316.

12 Пункт 1 статьи 15.1 Закона о статусе военнослужащих определяет, что «норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого … в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека», при этом в Постановлении Правительства № 76 от 3 февраля 2014 года «Об установлении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»» норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере: 33 кв.метра — на одиноко проживающего военнослужащего, 42 кв.метра — на семью из 2-х человек, 18 кв.метров на каждого члена семьи -на семью из 3-х и более человек.

13 Интересным представляется пункт «а» статьи 1, в котором вводятся ограничения на отдых в санаторно-курортных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний во время отпуска для военнослужащих, проходящих службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту с 1 января 2004 года (а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), но при этом путевки им предоставляются бесплатно при наличии заключения госпитальной военно-врачебной комиссии (п. 2, п. 7 Приказа № 333).

14 Имеются в виду военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии для продолжения госпитального лечения.

15 Имеются в виду военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 г.

16 Точная формулировка нормы: «военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 года обеспечиваются санаторно-курортным лечением федеральными органами власти, в которых законом предусмотрена военная служба, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. 2. Санаторно-курортное лечение предо-

Смирнов В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предполагает, что контрактники и члены их семей имеют право на обслуживание в санаториях и оздоровительных учреждениях Министерства обороны РФ.17 Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Военнослужащие-контрактники, получившие увечье или заболевшие при исполнении ими их обязанностей, после лечения в стационаре могут воспользоваться правом на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации Министерства обороны РФ. Представляется, вышеуказанные нормативные правовые акты не в полной мере согласуются между собой, что обусловлено изменениями части 4 статьи 16 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Следует также указать на то, что в п. 2 Приказа № 333 (приведено на сайте Министерства обороны Российской Федерации по ссылке: http://sc.mil.ru/social/health/documents/ more.htm?id=10554469@egNPA#txt ) говорится о заключении военно-врачебной комиссии, а в пункте 7 — о заключении военной врачебной комиссии. В Постановлении № 423 говорится также о военно-врачебной комиссии. Вероятно, в данном случае допущена техническая ошибка, которая принципиальным образом не влияет на суть изучаемых документов.

Дополнительного экономического анализа требует деятельность санаторно-курортных учреждений Министерства обороны Российской Федерации (к ним относятся: санатории, дома отдыха и базы отдыха). На сайте Министерства обороны (по ссылке: http://sc.mil.ru/social/health/documents/more.htm?id= 10498885@egNPA ) указывается, что возможно размещение граждан фактически на коммерческой основе18. Однако в данном случае, на наш взгляд имеет место противоречие принципу законности, указанному в Стратегии социального развития Вооруженных сил Россий-

ставляется военнослужащим: при направлении на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях — бесплатно; в иных случаях — за плату в размере 100 процентов стоимости путевки. По желанию военнослужащих они могут приобретать за счет собственных средств путевки для санаторно-курортного лечения в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) по их выбору»

17 Полностью формулировка звучит следующим образом: «Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами».

18 Более точно норма звучит следующим образом: «размещение граждан (в т. ч. детей, внуков), не имеющих отношения к Минобороны России, в санаторно-курортных организациях Минобороны России, являющихся федеральными государственными казенными учреждениями, осуществляется без снижения доступности санаторно-курортного лечения для лиц, имеющих законодательное льготное право на медицинское обеспечение по линии Минобороны России»

ской Федерации, который подразумевает в том числе «недопустимость противоречия законности и целесообразности». В целом, если все места военнослужащими не заняты даже по льготным ценам, то теоретически возникает возможность продажи мест по полной стоимости на свободном рынке. Но возникает противоречие — даже, если с 75 и 50 процентным дисконтом (в соответствии с льготами, установленными законодательством Российской Федерации) путевки не распродаются и остаются свободные места, то вызывает определенные сомнения факт их востребованности на свободном рынке, в то время как при большом спросе на путевки со стороны коммерческих клиентов — возникают вопросы по правомерному соответствующему законности и справедливости принципам отказа желающим льготным категориям военнослужащих. При анализе сайта Министерства обороны, при изучении стоимости услуг санаторно-курортного лечения обращает на себя внимание отказ от такого инструментария рыночного регулирования стоимости услуг, как установление различной стоимости для различных временных периодов в зависимости от востребованности и загруженности санаторно-курортных учреждений. На наш взгляд, требуется подробный дополнительный анализ загруженности санаторно-курортных учреждений в разрезе категорий потребителей услуг, а также оценка механизмов ценообразования на их услуги. В данной сфере, на наш взгляд, существует большой потенциал формирования обособленного специфического рынка санаторно-курортных услуг повышенного качества, основанного на формировании закрытой группы потребителей (военнослужащих и связанных с ними лиц) в соответствии с методологией, предложенной Нобелевским лауреатом по экономике Элвином Элиотом Ротом для повышения эффективности рынков. В настоящее время складывается ситуация, открытости санаторно-курортных учреждений для всех желающих (в частности, граждан, не имеющих отношения к Минобороны России — по терминологии с сайта Министерства обороны), недостаточной четкости ценообразования и зависимости стоимости от сезонного фактора (в том числе для льготных категорий), что снижает значимость возможного к формированию бренда санаторно-курортных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,48%.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ от 27 мая 1998 года.

2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года.

3. Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» № 306-ФЗ от 7 ноября 2011 года.

4. Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» № 31-ФЗ от 26 февраля 1997 года.

5. Федеральный закон «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с исполнением воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации в связи с принятием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»» № 58-ФЗ от 30 марта 2015 года.

6. Федеральный закон «Об обороне» № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года.

7. Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ от 5 января 1995 года.

8. Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» № 52-ФЗ от 28 марта 1998 года.

9. Указ Президента Российской Федерации № 428 от 24 августа 2016 года «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту».

10. Постановление Правительства Российской Федерации № 423 от 20 августа 2004 года «Об обеспечении санаторно-курортным лечением отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности».

11. Приказ Министра обороны №333 от 15.03.2011 «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации».

13. Стратегия социального развития Вооруженных сил Российской Федерации. Утверждена решением Коллегии Министерства обороны РФ от 28.03.2008. Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации № 241 от 28 апреля 2008 года.

14. Заикин А.В. Правовое регулирование ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Диссертация на соискание уч.степени кандидата юридических наук. М., 2007. Цит. по: Ординар-цева Г.П. Особенности социально-правового регулирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в России// Власть. № 9. 2015.

Социальные гарантии и компенсации сотрудникам росгвардии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *