Социальное страхование

Утверждено Постановлением Правительства РФ
от 12 февраля 1994 года 101

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется — Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

2. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 N 166)

3. В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах — аппараты органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях — координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

4. Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

5. Местонахождение Фонда — г. Москва.

II. Задачи Фонда

6. Основными задачами Фонда являются:

обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

III. Средства Фонда

7. Средства Фонда образуются за счет:

страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

8. Средства Фонда направляются на:

выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471, от 19.07.2002 N 541)

оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

оплату проезда к месту лечения и обратно;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется — инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

9. Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда — управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

10. Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

11. Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

12. Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.

IV. Порядок уплаты страховых взносов работодателями

и гражданами в Фонд

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ установлены страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

13. Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

14. Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Порядок регистрации страхователей определяется инструкцией.

15. Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.

16. Начисление, уплата, расходование и учет средств государственного социального страхования осуществляются в соответствии с инструкцией.

17. Работодатели и банки обязаны представлять работникам Фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, в соответствии с законодательством.

18. Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством.

При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

19. Все споры между работодателями, иными плательщиками страховых взносов и региональными, отраслевыми органами Фонда по вопросам начисления страховых взносов и пеней, взыскания недоимки, штрафов и иных финансовых санкций решаются вышестоящим органом Фонда либо в ином порядке, предусмотренном действующим законодательством.

V. Управление Фондом

20. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.

Председатель Фонда имеет пять заместителей, в том числе одного первого.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.1999 N 1431)

21. Председатель Фонда:

руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;

распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда;

вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда;

утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению этой работы. Информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 N 166)

разрабатывает совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда;

открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении;

руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования;

определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 N 166)

рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 N 166)

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318 введена государственная регистрация нормативных актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер, издаваемых ФСС РФ.

издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда;

рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет между органами Фонда;

представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры;

осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников центрального аппарата Фонда, а также назначение на должность и освобождение от должности управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов;

делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам;

определяет направления международного сотрудничества в пределах компетенции Фонда;

осуществляет иные действия в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и инструкцией;

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.2001 N 7-ФЗ Порядок и условия приобретения, распределения, выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для работников и членов их семей определяются Правительством Российской Федерации.

утверждает инструкцию о порядке приобретения, выдачи и учета страхователями путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств социального страхования;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

ежегодно утверждает норматив расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

Положения, инструкции, разъяснения и другие документы Фонда, принятые в установленном порядке для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию, подлежат обязательному исполнению страхователями.

22. Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере необходимости.

Состав правления Фонда численностью 35 человек формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его заместители, 1 из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата Фонда), представительствующих на постоянной основе (3 представителя от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, по 1 представителю от Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (8 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 8 представителей от общероссийских объединений работодателей, 3 — от региональных отделений Фонда, по 1 представителю от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, и общероссийских общественных объединений инвалидов). Ротация членов правления осуществляется не чаще 1 раза в год.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 862)

Члены правления Фонда, представленные председателем Фонда на основании предложений соответствующих министерств, ведомств, органов профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Председатель Фонда является председателем правления Фонда. Решения правления Фонда оформляются Постановлениями или Приказами председателя Фонда.

Заседания правления назначаются председателем Фонда (при его отсутствии — первым заместителем председателя Фонда).

В случае несогласия правления Фонда по основным вопросам деятельности Фонда с решением его председателя последний принимает самостоятельное решение, о чем в 5-дневный срок информирует Правительство Российской Федерации.

Работа членов правления Фонда не является платной. Расходы членов правления Фонда, связанные с работой в правлении (командировочные и другие), оплачиваются за счет средств Фонда.

23. Правление Фонда рассматривает вопросы входящие в его компетенцию, в том числе:

о задачах Фонда и совершенствовании государственного социального страхования;

о формировании и использовании резервных средств;

проекты размера тарифа страховых взносов;

проект бюджета Фонда и его исполнение;

об участии в реализации проектов государственных программ по социальному страхованию;

отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

о контрольно-ревизионной деятельности Фонда;

проекты законодательных и других нормативных актов, правил, инструкций и положений по вопросам государственного социального страхования.

24. Региональные отделения Фонда образуются в субъектах Российской Федерации, а центральные отраслевые отделения Фонда — в отдельных отраслях в порядке, установленном пунктом 21 настоящего Положения.

Руководство региональными и отраслевыми отделениями Фонда осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу.

25. Региональные и центральные отраслевые отделения Фонда и их филиалы:

осуществляют регистрацию страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;

осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли;

устанавливают для страхователей в соответствии с инструкцией нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;

обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов Фонда;

осуществляют аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов принимают решения об использовании свободных денежных средств в соответствии с инструкцией;

разрабатывают проекты бюджетов органов Фонда и смет расходов на содержание и представляют их на утверждение в установленном порядке;

производят расчеты со страхователями, другими органами Фонда и прочими организациями;

осуществляют контроль за расходованием средств страхователями; в случаях, установленных инструкцией, принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке;

осуществляют в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников аппарата региональных, центральных отраслевых отделений Фонда, руководителей подведомственных филиалов;

регулярно информируют о своей деятельности и состоянии социального страхования в регионе Фонд, главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо общероссийские объединения профессионального Союза и работников отраслей.

26. Региональные и отраслевые координационные советы Фонда являются коллегиальными совещательными органами, рассматривающими вопросы деятельности Фонда по социальному страхованию.

Региональные координационные советы Фонда формируются из лиц, входящих в них по должности (управляющий региональным исполнительным отделением Фонда и его заместители), представительствующих на постоянной основе (по одному представителю от органов труда и занятости населения, социальной защиты населения, государственной налоговой службы, финансового органа, учреждений Центрального банка Российской Федерации субъектов Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (представители от объединений профсоюзов, работодателей организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников). Порядок делегирования представителей на ротационной основе определяется правлением Фонда.

Управляющий региональным отделением Фонда является председателем координационного совета. Решения координационного совета оформляются Постановлениями или Приказами управляющего региональным отделением Фонда.

Центральные отраслевые координационные советы Фонда создаются при центральных отраслевых отделениях Фонда и формируются из лиц, входящих в них по должности (управляющий центральным отраслевым отделением Фонда и его заместители, председатель общероссийского объединения профессионального союза), представительствующих на постоянной основе (по одному представителю от Министерства труда Российской Федерации, соответствующего министерства (министерств), а также представительствующих на основе ротации (представители работодателей и региональных отделений (филиалов) Фонда). Порядок делегирования представителей на ротационной основе определяется правлением Фонда.

В случаях несогласия координационного совета с решением управляющего отделением Фонда последний принимает самостоятельное решение, о чем в 5-дневный срок информирует председателя Фонда.

Ротация членов координационных советов осуществляется не реже одного раза в год.

Члены координационных советов утверждаются председателем Фонда по представлению управляющих отделениями Фонда.

Работа членов координационных советов не является платной. Все расходы членов координационных советов, связанные с работой в советах (командировочные и другие), оплачиваются за счет средств Фонда.

Координационные советы региональных и отраслевых органов Фонда рассматривают вопросы, связанные с деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда, в том числе:

предложения страхователей отделений и филиалов Фонда о совершенствовании социального страхования;

проекты бюджетов региональных и отраслевых органов Фонда и их исполнение, предложения по формированию и использованию резервных средств;

отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

предложения органов Фонда по определению размера тарифа страховых взносов.

VI. Контроль за начислением, поступлением

и расходованием средств государственного социального

страхования и финансово-хозяйственной

деятельностью Фонда

КонсультантПлюс: примечание.

Об органах, осуществляющих контроль за уплатой страховых взносов с 1 января 2010 года, см. статью 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

27. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — Фондом с участием профессиональных союзов.

Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда с учетом отчислений, производимых налоговым органом в соответствии с законодательством.

28. Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем Фонда.

29. Работники контрольно-ревизионной службы, осуществляющие контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей Фонда, подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

30. Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) в связи с наступлением страхового случая:

— временной нетрудоспособности застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), необходимость ухода за больным членом семьи, карантин, протезирование, долечивание;

— беременности и родов;

— рождения ребенка (детей);

— ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

— смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Застрахованными гражданами по обязательному социальному страхованию являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, если они:

— работают по трудовым договорам, в том числе являются руководителями организаций, являются единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

— являются государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими;

— замещают государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

— являются членами производственного кооператива, принимающими личное трудовое участие в его деятельности;

— священнослужители;

— лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивать за себя страховые взносы могут адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера.

Выплаты всех видов пособий застрахованным лицам производятся работодателем в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС РФ). При этом, сумма страховых взносов, подлежащая уплате в ФСС РФ, уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения.

Если начисленных работодателем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения в полном объеме, работодатель может обратиться за необходимыми средствами в территориальный орган Фонда социального страхования по месту своей регистрации.

Обращаем особое внимание граждан

Граждане, работающие без оформления трудовых отношений утрачивают право на получение пособий по обязательному социальному страхованию, предусмотренных для работающих граждан. Если гражданин работает по трудовому договору, но получает часть заработной платы «в конверте», то все пособия по обязательному социальному страхованию рассчитываются исходя из суммы официального заработка.

Виды пособий:

1. Пособие по временной нетрудоспособности

2. Пособие по беременности и родам

3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности

4. Единовременное пособие при рождении ребенка

5. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

6. Социальное пособие на погребение

Пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются в зависимости от среднего заработка застрахованного лица, включая все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые были начислены страховые взносы в ФСС РФ, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у другого страхователя (других страхователей).

Средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, руб.

2017 год

755 000

2018 год

815 000

2019 год

865 000

Застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда (далее МРОТ), установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (c 1 января 2019 года — 11 280,00 руб, с 01.05.18 — 11 163руб, с 01.01.18 — 9 489руб).

Для назначения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу необходимо обратиться за ним к работодателю не позднее шести месяцев со дня окончания страхового случая.

Работодатель назначает указанные пособия в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет в ранние сроки беременности представляется одновременно с документами для назначения пособия по беременности и родам.

Если данная справка представлена позже, женщинам указанное пособие назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) справки о постановке на учет в ранние сроки беременности.

Обеспечение пособием по временной нетрудоспособности

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в случаях:

— утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее — заболевание или травма);

— необходимость осуществления ухода за больным членом семьи;

— карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

— осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

— долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения.

Пособие по временной нетрудоспособности в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших а правоотношения по обязательному социальному страхованию) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета ФСС РФ. В остальных случаях пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств бюджета ФСС РФ с 1-го дня временной нетрудоспособности.

Размер пособия по временной нетрудоспособности

1. При утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере:

100% среднего заработка — застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет;

80% среднего заработка — застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет;

60% среднего заработка — застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет.

Если заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежали обязательному социальному страхованию, пособие выплачивается застрахованным лицам в размере 60% среднего заработка.

2. При необходимости осуществления ухода за больным ребенком пособие по временной нетрудоспособности выплачивается:

— при амбулаторном лечении ребенка — за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни в размере 50% среднего заработка;

— при стационарном лечении ребенка — в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица за весь период.

3. При необходимости осуществления ухода за больным членом семьи при его амбулаторном лечении, за исключением случаев ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица.

4. Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный месяц МРОТ (c 1 января 2019 года — 11 280,00 руб, с 01.05.18 — 11 163руб, с 01.01.18 — 9 489руб), с учетом районного коэффициента — в районах и местностях, в которых к заработной плате в установленном порядке применяются районные коэффициенты.

Необходимые документы для назначения пособия:

— листок нетрудоспособности.

Обеспечение пособием по беременности и родам

За весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов работающей женщине по месту работы выплачивается пособие по беременности и родам в размере 100% среднего заработка.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

Если страховой стаж женщины менее 6 месяцев, то пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом районного коэффициента (c 1 января 2019 года — 11 280,00 руб, с 01.05.18 — 11 163руб, с 01.01.18 — 9 489руб+районный коэффициент) за полный календарный месяц.

В случае, если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков.

Необходимые документы для назначения пособия:

— листок нетрудоспособности;

— заявление работницы о предоставлении отпуска по беременности и родам.

Обеспечение единовременным пособием женщин, вставших на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Встав на учет в женской консультации в ранние сроки беременности — до двенадцати недель, работающая женщина имеет право на единовременное пособие в размере с 01.02.2019 — 753,81 руб. (с учетом районного коэффициента), с 01.02.2018 -722,74 руб, с 01.02.2017 — 705,11руб..

Размер пособия ежегодно индексируется.

Пособие выплачивается по месту работы на основании справки медицинской организации о постановке на учет в первые 12 недель беременности одновременно с пособием по беременности и родам.

Обеспечение единовременным пособием при рождении ребенка

При рождении ребенка выплачивается единовременное пособие. Право на него имеет один из родителей, причем не важно, являются ли они работающими или безработными. Если работающие, то пособие выплачивается по месту работы, если нет, то органами социальной защиты населения по месту жительства.

В случае рождения двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка единовременное пособие при рождении ребенка не выплачивается.

Для получения пособия необходимы следующие документы: заявление о назначении пособия; справка о рождении ребенка из органов ЗАГСа; справка с работы второго родителя о том, что такое пособие ему не назначалось.

Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком

После окончания отпуска по беременности и родам и до достижения ребенком возраста полутора лет выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Пособие имеет право получать один из родителей (или иной родственник), находящийся в отпуске по уходу за ребенком.

Неработающим родителям или опекунам, осуществляющим уход за ребенком, а также учащимся образовательных учреждений пособие выплачивается в отделе социальной защиты населения по месту жительства в размерах:

Необходимые документы: заявление о назначении пособия; копия свидетельства о рождении ребенка; справка с работы второго родителя о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособие; приказ о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

Особенности исчисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. Причем каких-либо ограничений в периоде замены только на непосредственно предшествующие календарные годы нет.

В случае, если застрахованное лицо в эти периоды не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

В случае невозможности работодателя выплатить своим работникам пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком в связи с:

  • прекращением деятельности (ликвидации) работодателя на день обращения работника за пособием;
  • невозможностью выплаты пособия в связи с недостаточностью денежных средств на счете работодателя в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ (кроме предприятий находящихся в стадии банкротства);
  • отсутствием возможности установления местонахождения работодателя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким работодателем пособий работнику (в том случае, если имеются акты, постановления службы судебных приставов о невозможности взыскания в связи с отсутствием у работодателя имущества, на которое может быть обращено взыскание).

Выплата указанных пособий осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования по месту регистрации работодателя через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

Социальное страхование выступает как одна из форм социальной защиты населения от рисков, которые могут быть связаны с потерей работы, трудоспособности, доходов.

Определение 1

Социальное страхование — это система мер поддержки нетрудоспособных граждан, которая реализуется государством посредством государственного страхового фонда, а также частных или коллективных страховых фондов.

Так же социальное страхование можно рассматривать как систему отношений, касающихся способа перераспределения национального дохода, где лица, которые не принимают участие в общественном труде, имеют возможность получать содержание из специально созданных фондов.

Выделим источники формирования фондов социального страхования:

  • государственные дотации;
  • страховые взносы, которые оплачивают граждане, занятые трудом и работодатели.

Важная черта социального страхования – его финансирование из внебюджетных фондов, которые формируются за счет целевых взносов работников и работодателей.
Величина страховых выплат зависит от величины трудового вклада и страхового стажа.

Функции и задачи социального страхования

Основная функция социального страхования – создание условий, необходимых для воспроизводства трудовых ресурсов.
Социальное страхование способствует поддержанию социальной справедливости и политической стабильности в обществе.

Основные задачи социального страхования:

  1. Формирование денежных фондов, покрывающих затраты на содержание нетрудоспособных лиц, которые не заняты в трудовом процессе.
  2. Обеспечение структуры воспроизводства трудовых ресурсов.
  3. Уменьшение различия в материальном плане между работающими членами общества и неработающими.
  4. Повышение уровня жизни различных нуждающихся социальных групп в обществе, которые не заняты в трудовом процессе.

Система социального страхования имеет две важные особенности:

  • с одной стороны, она обеспечивает восстановление и сохранение трудоспособности работников;
  • с другой стороны, социальное страхование гарантирует материальное обеспечение населения, которое утратило трудоспособность.

Основной социального страхования, обеспечивающего его материальную составляющую, являются фонды, функционирующие на принципах самоуправления.

Формы социального страхования

Существует две формы социального страхования:

  1. Обязательное страхование;
  2. Добровольное страхование.

Определение 2

Обязательное социальное страхование — это вид государственных социальных гарантий, которые обеспечиваются посредством целевых внебюджетные (государственных или общественных) фондов.

Под обязательным социальным страхованием можно понимать систему социальной защиты граждан, состоящую в страховании работающего населения от изменения социального и/или материального их положения, в частности, по независящим от них причинам. Если расшифровать подробно, сюда относится страхование при наступлении нетрудоспособности в связи с инвалидностью, безработицей, наступлением пенсионного возраста, болезнью, материнства.

В обязательном социальном страховании действует принцип неполного самофинансирования. Если фонд имеет дефицит, то государство помогает фонду средствами государственного бюджета.

Можно выделить несколько проблем, присущих обязательному социальному страхованию в Российской Федерации на сегодняшний день:

  • Во-первых, наблюдается доминирование роли государства в управлении данной системой;
  • Во-вторых, весьма существенная проблема – это несбалансированный характер финансовых ресурсов, которые имеют тенденцию к уменьшению;
  • В-третьих, невысокая степень страховой защиты, которая не соответствует реальному уровню жизни.

Таким образом, необходимо снизить роль государства в управлении обязательным социальным страхованием, для того, чтобы более активно развивать институт негосударственных фондов. Далее, с целью роста финансовых ресурсов, усилить ответственность работодателей за использование нелегальных схем при расчете заработной платы, механизма серых и черных зарплат, повысить прозрачность экономической системы в целом.

Замечание 1

Государство является гарантом устойчивости социальных фондов и программ обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование подразделяется на два вида:

  1. Общее страхование;
  2. Профессиональное страхование.

Общее обязательное страхование – это вид страхования, который имеет сферу распространения на всех лиц, которые работают по трудовому договору / контракту.

Обязательное профессиональное страхование – вид страхования, который распространяется на лиц, работающих в сферах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными условиями труда.

Страховые взносы и материальное обеспечение в обязательном профессиональном страховании значительное выше, чем в обязательном общем страховании.

Определение 3

Добровольное социальное страхование — это вид страхования, которое имеет в своей основе принцип коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.

Черты добровольного социального страхования:

  • демократизм и самоуправление в сфере управления страховыми фондами;
  • социальное партнерство работодателей и наемных работников;
  • тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.

Сегодня фонды добровольного социального страхования чаще всего рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию. Это связано с недостаточным уровнем гарантий со стороны государства в системе обязательного социального страхования и высоким уровнем доходов страхователей. Такое взаимное дополнение фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.

Так же в государстве существуют вид частного страхования как разновидность добровольного личного страхования граждан. Частное страхование действует за счет взносов физических и юридических лиц, частных страховых компаний пенсионных фондов.

Принципы частного страхования:

  • рыночная эквивалентность индивидуальной оценки социального риска;
  • зависимость размера возмещения от индивидуальной платежеспособности застрахованного лица;
  • взаимосвязь программы страхования с размером индивидуального взноса застрахованного лица.

Частным страхованием занимаются обычно коммерческие страховые компании.
В стране с развитой рыночной экономикой система страхования включает в себя государственные, коллективные и частные институты, коммерческие и некоммерческие общества.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Виды социального риска

Социальный риск ведет к потере трудоспособности и дохода. Обозначим основные виды социального риска:

  • болезнь;
  • производственная травма;
  • профессиональное заболевание;
  • несчастный случай;
  • материнство и детство;
  • безработица;
  • старость;
  • смерть кормильца.

Каждому риску соответствует своя форма социального страхования.
Специфика социальных рисков заключается в высокой значимости их последствий не только для отдельной личности, но и для общества.
Чем более развитое общество, тем больше роль социального страхования. Это связано с развитием системы социальной защиты населения, расширением программ страхования, ростом оказываемых услуг.

Социальное страхование является способом реализации конституционных прав граждан, гарантируемых государством.
Размеры выплат зависят от величины трудового (страхового) стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности.

Источники страховых фондов

Фонд социального страхования образуется за счет следующих источников:

  1. Страховые взносы работников;
  2. Страховые взносы работодателей;
  3. Субсидии государства.

Страховые взносы работников – прямой вычет определенной суммы из их дохода. В сущности — целевой подоходный налог. Ставка взноса зависит от валового заработка, устанавливает в процентах, независима от величины дохода. Предусмотрена годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Страховые взносы работодателей взимаются в процентах от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы. Другими словами суммы, которые превышают этот максимум, не учитываются.

Субсидии государства представляют собой взносы в фонды обязательного социального страхования, которые вносят за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Виды средств обязательного социального страхования

Средства обязательного социального страхования могут использоваться в следующих видах:

  • денежные выплаты;
  • финансирование социальных услуг;
  • предоставление льготных благ.

Основными являются денежные выплаты, представленные пенсиями и пособиями в зависимости от контингента получателей.

Финансирование социальных услуг происходит в здравоохранении, учебных заведениях, санаторно-курортных организациях, при проведении профилактических мероприятий и т.д.

Льготные блага связаны с получением определенного материального блага или услуги. Они являются промежуточным звеном между денежным и натуральным распределением, за счет чего увеличивается потребительская возможность некоторых групп населения.

Выплаты и услуги распределяются на следующие группы:

  1. Выплаты и услуги, предназначенные для поддержания жизнедеятельности. Например, пенсии по возрасту и инвалидности, пособия по нетрудоспособности и прочие.
  2. Выплаты и услуги, которые связаны с дополнительными затратами в связи с рождением и воспитанием детей. Например, пособие на рождение ребенка, пособия на детей и т.д.
  3. Выплаты и услуги для восстановления трудоспособности, которые связаны с медицинской реабилитацией инвалидов, безработных, женщин, возвращающихся к труду после декретного отпуска.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Источники формирования и направлениям использования фонда социального страхования РФ

Источниками формирования фонда социального страхования РФ являются:

— страховые взносы работодателей;

— страховые взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности;

— страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование;

— страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на других условиях, кроме работы на производстве и занятия индивидуальной трудовой деятельностью, но имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;

— доходы от инвестирования части свободных средств фонда в ликвидные ценные бумаги и банковские вклады;

— добровольные взносы граждан и юридических лиц;

— другие поступления, возмещаемые страхователями.

К направлениям использования фонда социального страхования РФ можно отнести:

— выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим: на учет в ранние сроки беременности;

— выплаты на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

— оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия;

— оплату путевок, проезд и питание работников и их детей в санаторно-курортных учреждениях в пределах РФ или стран СНГ в случае отсутствия на территории России аналогичных учреждений;

— частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторно-оздоровительных учреждений, имеющих лицензии на право занятия данными видами деятельности;

— создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, его текущей деятельности и содержание аппарата управления фонда;

— финансирование подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту трудовых прав работников и охрану труда;

— проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;

— финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и охраны труда;

— осуществление других мероприятий в соответствии с задачами и планами деятельности фонда.

Средства социального страхования являются централизованными и не зачисляются на личные счета застрахованных. Выплата пособий, оплата путевок в оздоровительные заведения, финансирование других мероприятий осуществляются непосредственно через бухгалтерии работодателей.

Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет непосредственно администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера организации.

Страхователь не вправе приостановить выплату пособий по государственному социальному страхованию даже в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов.

Недостающая сумма возмещается страхователю в десятидневный срок по получении от него расчетной ведомости за отчетный период (квартал) путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

Расходы на санаторно-курортное обслуживание производятся страхователем в пределах нормативов, установленных исполнительным органом фонда на текущий финансовый год.

Страхователи ведут учет:

— сумм начисленных страховых взносов и других платежей в бюджет фонда;

— сумм произведенных расходов по их видам;

— сумм произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов;

— расчетов по средствам социального страхования с исполнительным органом фонда, в котором они зарегистрированы.

Страхователи составляют финансовые отчеты об исполнении бюджета фонда ежеквартально.

Система социального страхования, как и пенсионная система, имеет ряд недостатков в структурном, организационном и функциональном плане.

Основными направлениями реформирования системы социального страхования могут быть следующие:

— совершенствование законодательной базы системы социального страхования в направлении разработки механизма передачи страховых взносов непосредственно страховым фондам предприятий или бюджетам муниципальных образований с определением размеров и порядка использования в соответствии с бюджетной классификацией;

— упрощение структуры системы социального страхования и передачи функций формирования фонда социального страхования непосредственно на предприятиях или в системе муниципального образования и распоряжения этими средствами на местах, что сократило бы бюрократический аппарат, сделало бы систему простой, гибкой, прозрачной и более эффективной;

— сокращение непроизводственных финансовых расходов фонда за счет отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий всех лиц, кроме действительно нуждающимся в лечении;

— создание рынка обязательного социального страхования на альтернативной основе с расширением сети страховых кампаний, но при условии законодательного механизма гарантий гражданам со стороны государства;

— перевод страховых выплат пособий по временной нетрудоспособности и вновь назначенным пособиям по трудовой инвалидности в рамки индивидуального обязательного сохранения жизни, выработки механизма защиты граждан со стороны работодателей и государства;

— снижение размеров выплат по временной нетрудоспособности в рамках обязательного социального страхования, выработки механизма оказания помощи со стороны работодателей всех форм собственности.

1. Зачем предприятию создавать систему негосударственного пенсионного обеспечения своих работников.
Основные выгоды для предприятий от участия в системе негосударственного пенсионного обеспечения следующие:
1.1. Повышение социальной привлекательности предприятия для работников. Руководство предприятия сможет предложить работникам дополнительную пенсию к обязательной государственной пенсии, то есть фактически повысить доходы работников с экономией на уплате налогов. Это будет означать, что предприятие обеспечивает старость работника, дает ему уверенность в будущем. Дополнительную пенсию работник получит и в том случае, если в последующем уволится с предприятия. Предложение работникам негосударственной пенсии дает предприятию дополнительные возможности по привлечению и закреплению высококвалифицированных кадров на любом участке производства, предупреждению социальные конфликты на предприятии.
1.2. Расширение инвестиционных возможностей. Предприятие может привлекать до 5% средств из одного пенсионного фонда в качестве инвестиций через свои ценные бумаги. При этом, получать инвестиции предприятие может и в общем от всей системы негосударственного пенсионного обеспечения, а не только непосредственно от фонда, вкладчиком которого такое предприятие является.
1.3. Уменьшение базы налогообложения. Средства, которые предприятие перечисляет в негосударственные пенсионные фонды в пользу работников, относятся на валовые затраты предприятия в рамках установленного законодательством процента от заработной платы работника. На сегодняшний день – это 15%, но не более 890 гривен в месяц. Эти средства не уменьшают зарплату работника, не включаются в фонд оплаты труда, а значит, из них не осуществляются отчисления в Пенсионный фонд Украины, фонд социального страхования на случай нетрудоспособности, фонд страхования на случай безработицы, фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве.
1.4. Другие выгоды. Внедрение на предприятии негосударственного пенсионного обеспечения позволит параллельно с решением основных задач получить дополнительные выгоды:
• стимулировать повышение производительности труда персонала,
• сформировать положительный имидж предприятия и его руководства, как в сознании работников, так и в представлении широких масс (в том числе, работников других предприятий региона),
• развивать у работников чувство социально партнерства и личной поддержки со стороны руководства предприятия.
2. Как предприятие может создать систему негосударственного пенсионного обеспечения своих работников.
Первый вопрос, который должно решить для себя предприятие, это каким из двух основных способов оно будет создавать для своих работников систему негосударственного пенсионного обеспечения:
1. Создавать свой негосударственный пенсионный фонд.
2. Становится вкладчиком уже существующего негосударственного пенсионного фонда.
Создание своего негосударственного пенсионного фонда требует значительных временных и трудовых затрат. Необходимо выделять профессионально подготовленных людей, которые будут писать устав фонда, разрабатывать пенсионные схемы, проходить процедуру государственной регистрации, обучать людей, которые будут входить в совет фонда и многое другое. Нужно четко для себя определить, есть ли смысл в отвлечении ресурсов на создание и управление фондом.
В то же время, в качестве вкладчика предприятие может участвовать в системе негосударственного пенсионного обеспечения без дополнительных затрат. Все интересующие предприятие условия и нюансы пенсионного обеспечения его сотрудников можно зафиксировать в пенсионных контрактах.
Второй вопрос, который предприятие должно решить для себя, — это какой из типов НПФ выбрать. Для этого нужно проанализировать, что предприятию необходимо будет сделать для того, чтобы начать перечислять взносы в:
• Открытый фонд:
— выбрать любой открытый НПФ
— заключить пенсионные контракты.
• Профессиональный фонд:
— выбрать профессиональный НПФ, соответствующий роду деятельности,
— заключить пенсионные контракты.
• Корпоративный фонд:
— год работать без убытка,
— выбрать корпоративный НПФ,
— признать устав НПФ,
— уведомить о решении стать вкладчиком корпоративного НПФ Госкомиссию по регулированию рынков финансовых услуг,
— заключить договор с Советом НПФ,
— внести изменения в коллективный договор,
— заключить пенсионные контракты.
Важно учесть также еще одну деталь. Для вкладчиков корпоративного фонда обязательным условием является заключение пенсионных контрактов в пользу всех своих работников, причем на одних и тех же условиях взносов. А вкладчик открытого негосударственного пенсионного фонда может, во-первых, заключать контракты только в пользу определенной части работников (например, за исключением временных, сезонных и пр.). Во-вторых, может разбить свой персонал на группы и для каждой группы сформировать свои условия пенсионных взносов (например, для работников на участках с повышенной текучестью сделать взносы выше и поставить в зависимость от стажа, чтобы закрепить кадры).
3. Критерии безопасности участия предприятий в системе негосударственного пенсионного обеспечения.
Если предприятие приняло решение создать систему негосударственного пенсионного обеспечения своих работников и стать вкладчиком негосударственного пенсионного фонда, то оно должно определиться, на основании каких критериев выбирать НПФ.
Прежде всего, необходимо убедится, что негосударственный пенсионный фонд имеет право предоставлять услуги по негосударственному пенсионному обеспечению. Это значит, что фонд должен быть зарегистрирован, как юридическое лицо, зарегистрирован, как финансовое учреждение, должен иметь заключенные договора с банком-хранителем, администратором и компанией по управлению активами, члены совета фонда должны иметь свидетельства о сдаче квалификационного экзамена. Предприятие может потребовать документальное подтверждение выполнения фондом вышеперечисленных условий.
Также предприятию имеет смысл прочесть устав, пенсионные схемы и инвестиционную декларацию негосударственного пенсионного фонда, обращая внимание на разделы, где речь идет о правах и обязанностях фонда, вкладчиков, участников. В инвестиционной декларации обратите внимание на требования фонда к компаниям по управлению активами и на наличие либо отсутствие обязательного анализа инвестиционных рисков. Эти пункты будут свидетельствовать о том, как в фонде будет обеспечиваться сохранность средств и надежность инвестиционных вложений.
Обратите внимание на учредителей НПФ, для них существует ряд ограничений по функциям, которые они могут выполнять.
Учредители открытого НПФ не могут быть:
• хранителями этого НПФ,
• аудиторами этого НПФ.
Учредители корпоративного НПФ не могут быть:
• убыточными на протяжении последнего финансового года,
• хранителями этого НПФ,
• аудиторами этого НПФ,
• компаниями по управлению активами и администраторами этого НПФ кроме таких случаев:
— в случае создания своего корпоративного пенсионного фонда компания по управлению активами или банковское учреждение имеют право осуществлять управление активами такого фонда и администрирование фондом при условии получения соответствующих лицензий в порядке, установленном законодательством,
— в случае создания корпоративного пенсионного фонда единоличным учредителем он может принять решение о самостоятельном администрировании фонда, создав для этого соответствующее структурное подразделение.
Учредители профессионального НПФ не могут быть:
• хранителями этого НПФ,
• аудиторами этого НПФ,
• КУА этого НПФ,
• администраторами этого НПФ.
Учредители НПФ имеют право быть одновременно учредителем не боле одного корпоративного или одного профессионального пенсионного фонда, однако при этом, быть учредителем любого количества открытых пенсионных фондов.
Также стоит посмотреть документы банка-хранителя, администратора и компании по управлению активами того фонда, с которым предприятие намеревается сотрудничать.
У банка-хранителя помимо банковской лицензии должна быть лицензия Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг — депозитарной деятельности хранителя ценных бумаг.
Администратор должен быть зарегистрирован как финансовое учреждение и иметь лицензию Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг на осуществление деятельности по администрированию негосударственных пенсионных фондов.
Компания по управлению активами должна иметь лицензию Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг – деятельности по управлению активами негосударственных пенсионных фондов.
Предприятие может потребовать документальное подтверждение выполнения фондом вышеперечисленных условий.
4. Как убедится, что в негосударственном пенсионном фонде максимально реализованы гарантии сохранности сбережений.
На законодательном уровне закреплен ряд гарантий сохранности сбережений в негосударственных пенсионных фондах. При этом, отдельные из этих гарантий могут реализовываться негосударственными пенсионными фондами и обслуживающими их компаниями по-разному.
Стоит обратить внимание старается ли фонд максимально реализовать гарантии сохранности сбережений.
Так, одной из гарантий защищенности сбережений является распределение функций по ведению текущей деятельности НПФ между несколькими субъектами (администратором, банком-хранителем и компанией по управлению активами). При этом, законодательством предусмотрена возможность совмещать деятельность по администрированию и управлению активами. Более надежным является вариант, когда администратором фонда и компанией по управлению активами выступают разные предприятия, а не одно, поскольку разные предприятия имеют полномочия по взаимному контролю, что снижает риск случайной ошибки или намеренного злоупотребления каждого из них.
Еще одной гарантией сохранности сбережений в НПФ является консервативная политика инвестирования и диверсификация активов фонда. Чем больше в портфеле фонда различных видов активов и инструментов в рамках каждого вида актива, тем ниже риск инвестиционных вложений.
Информационная открытость фонда, готовность предоставлять информацию об учредителях, о результатах деятельности, открытость основных документов фонда (устава, пенсионных схем, инвестиционной декларации) является дополнительной гарантией надежности фонда, поскольку позволяет проводить общественный контроль работы фонда.
Еще одним важным моментом являются применяемые в администраторе НФП стандарты хранения информации о вкладчиках и участниках фонда, а также о накопленных в пользу участников средствах. Обязательно наличие у администратора серьезного программного обеспечения для персонифицированного учета, собственного архива бумажных документов, системы ежедневного резервного копирования информации персонифицированного учета, использование надежных технологий учета средств участников (использование для учета выработанного мировой практикой показателя — единицы пенсионных взносов).
Чем выше требования и стандарты самого фонда и обслуживающих его компаний к обеспечению достоверности, сохранности и конфиденциальности информации о средствах участников, тем более надежно будет обеспечиваться сохранность средств.
5. Стандарты надежного обслуживания предприятий – вкладчиков негосударственных пенсионных фондов, что нужно требовать от НПФ и обслуживающих его компаний.
Для предприятия-вкладчика особенно важным является профессионализм администратора фонда. Именно с ним предприятию придется работать по заключению пенсионных контрактов и осуществлению взносов. Администратор может помогать, облегчать работу, а может и наоборот.
С самого начала организации системы негосударственного пенсионного обеспечения своих работников предприятию стоит привлекать администратора выбранного им фонда к этому процессу. Профессиональный администратор может помочь проанализировать демографическую структуру предприятия, разработать пенсионную программу с учетом возможностей и потребностей предприятия. Такая работа должна выполнятся администратором быстро и профессионально, на основании разработанных им самим методик.
Предприятию имеет смысл запросить у администратора методику взаимодействия по формированию списка участников, сбору необходимых подтверждающих документов, перечень информации, которая должна быть о каждом участнике, методику взаимодействия при изменении состава участников. До начала перечисления взносов предприятию будет полезно отработать в тестовом режиме с администратором процедуры взносов и формирования ведомостей персонификации. В ходе организации системы негосударственного пенсионного обеспечения у предприятия, как правило, возникает множество юридических вопросов, и здесь стоит обратиться к юристам администратора.
Для того, чтобы оценить профессионализм и соблюдение стандартов обслуживания администратором помимо перечисленного выше предприятие может задать администратору такие вопросы:
• Есть ли у администратора пооперационная схема выполнения стандартных процедур? Наличие такой схемы позволяет снизить вероятность ошибок при выполнении этих процедур.
• Используется ли программное обеспечение для ограничения доступа работников администратора к информации в соответствии с их функциями?
• Есть ли у администратора четкие требования к квалификации, опыту, личным качествам работников, существует ли система внутреннего обучения персонала и регулярного повышения квалификации?
• Существует ли внутренняя система ранжирования информации и документов по степени конфиденциальности, а также правила работы с информацией и документами в зависимости от степени конфиденциальности?
• Как администратор собирается разделять документооборот при обслуживании нескольких фондов?
• Кто разработчик программного обеспечения, которое администратор использует для персонифицированного учета? Как оно обеспечивает сохранность и безопасность информации, невозможность несанкционированного доступа к ней, как исключает возможность ошибок. Предоставляет ли администратору НПФ разработчик программного обеспечения услуги по поддержке ПО, сопровождению, доработке?
Сохранность средств в процессе инвестирования обеспечивает компания по управлению активами. Для того, чтобы оценить ее профессионализм, предприятие может задать такие вопросы:
• Каким образом принимается решение о размещении активов? Есть ли формальная процедура или алгоритм?
• Как осуществляется анализ инвестиционных инструментов?
• Как осуществляется анализ эмитентов инвестиционных инструментов?
• Какими базами данных и другими источниками информации пользуется компания для сбора информации об эмитенте?
• Можно ли взять пример анализа какого-нибудь эмитента (возможно, с измененным названием и цифрами, просто, чтобы посмотреть, что именно анализируется)?
• Какими методами компания собирается обеспечивать надежность вложений?
• Есть ли у компании система риск-менеджмента и, в общих чертах, в чем она состоит?
• Есть ли у компании программное обеспечение для управления активами, какое, кто разработчик, какие функции это ПО выполняет?

Социальное страхование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *