Соглашение по охране

Охрана труда – это важный аспект деятельности любого предприятия, учреждения, организации вне зависимости от численности его работников. Она представляет собой систему сохранения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Что за документ Соглашение по охране труда?

Соглашение по охране труда – правовая форма планирования и проведения мероприятий по охране труда с указанием сроков выполнения, источников финансирования и ответственных за их выполнение.

Начиная с 1995 года Соглашение по охране труда являлось самостоятельным правовым документом. Однако приказ Министерства труда от 25.03.2013 года отменил его юридический статус. Тем не менее, необходимость в регулировании сферы охраны труда не отпала, и данный документ стал частью коллективного договора, оформляющейся в виде приложения к нему. Если коллективный договор отсутствует, соглашение по охране труда рекомендуется заключать для защиты интересов как работника, так и работодателя.

Кто разрабатывает Соглашение по охране труда в организации?

Разработку соглашения и соответствующего раздела коллективного договора организует на предприятии, в учреждении, организации комитет (комиссия) по охране труда.

В состав комитета на паритетной основе входят представители работодателя и профсоюза. Представители работодателя и избранные представителя профсоюза утверждаются приказом работодателя.

Комитет собирает информацию и создает банк данных о состоянии охраны труда и безопасности жизнедеятельности на предприятии, в учреждении, организации.

Если в организации нет комиссии по охране труда, то Соглашение по охране труда разрабатывает специалист по охране труда. Если организация менее 50 человек и в штатном расписании отсутствует должность специалиста по охране труда, функцию обеспечения охраны труда берет на себя руководитель, либо другой уполномоченный приказом работник.

Основные источники правового регулирования Соглашения по охране труда

  1. Конституция РФ. В ней закреплено право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям обеспечения безопасности и санитарно-гигиеническим стандартам.
  2. Трудовой кодекс РФ. Определены основные приоритеты государственной политики охраны трудовой деятельности, разъяснены права и обязанности работодателей и работников по соблюдению требований охраны труда.
  3. Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случает на производстве и профессиональных заболеваний». Утвердил обязательный характер страхования от несчастных случаев в процессе осуществления трудовой деятельности, а также при заболеваниях, вызванных вредными условиями труда.
  4. Федеральный закон от 30.03 1999 № 52 –ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Обязывает работодателя организовывать регулярное прохождение работниками медицинских осмотров, а также обеспечивать удовлетворительное состояние рабочих мест с точки зрения санитарных норм.
  5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.2012 N 23513).Рекомендует работодателям иметь перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Какие мероприятия включать в Соглашение по охране труда

Планирование мероприятий по охране труда направлено на предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных рисков и заболеваний, улучшение условий и охраны труда, санитарно-бытового обеспечения работников.

Мероприятия по охране труда оформляются соглашением с учетом предложений Рострудинспекции и других федеральных органов надзора, работодателей, работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, и иных уполномоченных работниками представительных органов. Предложения даются на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам экспертизы технического состояния производственного оборудования, а также с учетом работ по специальной оценке условий труда.

На основе этих данных комитет (комиссия) разрабатывает соглашение по охране труда. Проверяет выполнение мероприятий этого соглашения, правильность использования и расходования средств, определенных соглашением.

Срок заключения Соглашения по охране труда

Соглашение по охране труда заключается ежегодно сроком на один календарный год. По итогам каждого полугодия проводится аудит и составляется акт проверки выполнения соглашения по охране труда.

Это обусловлено необходимостью постоянного улучшения безопасности и условий труда работников в оперативном режиме.

Проверка осуществляется комиссией по охране труда предприятия, учреждения, организации. Если комиссии по охране труда в организации нет, то комиссией созданной в составе: руководитель организации, лиц ответственных за охрану труда и представителей работников.

Рекомендуемые разделы Соглашения по охране труда

Рекомендуются для включения в соглашение по охране труда мероприятия, которые можно разделить на 5 самостоятельных разделов:

  • организационные мероприятия,
  • технические мероприятия,
  • лечебно-профилактические и санитарно- бытовые,
  • мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты
  • мероприятия по пожарной безопасности.

Рекомендуемые мероприятия для включения в Соглашение по охране труда

В таблице ниже представлен развернутый перечень основных мероприятий, рекомендуемых для включения в соглашение по охране труда.

Скачать Перечень основных мероприятий, рекомендуемых для включения в соглашение по охране труда.

По усмотрению работодателей в соглашение могут включаться и другие мероприятия, направленные на оздоровление работников и улучшение условий труда, исходя из потребностей конкретного предприятия, учреждения, организации.

Обязательно ли иметь в организации Соглашение по охране труда?

Государственная инспекция труда при проверках просит предоставить этот документ.

В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса РФ соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношений и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха и иные вопросы, определенные сторонами

В течение довольно длительного времени в России действовало постановление Минтруда РФ от 27.02.1995 № 11, в соответствии с которым работодателю рекомендовалось заключить с организацией, представляющей интересы работника (чаще всего с профсоюзом), соглашение по охране труда. В этом соглашении приводился перечень мероприятий, направленных на повышение безопасности труда, указывались сроки, стоимость их выполнения, а также Ф.И.О. и должности работников, ответственных за реализацию соответствующих мероприятий.

Постановление № 11 было отменено приказом Минтруда РФ от 25.03.2013 № 15, в связи с чем такая юридическая категория, как соглашение по охране труда, была исключена из правового поля. Однако практическая необходимость в заключении подобных соглашений у работодателей осталась.

Так, в соответствии с поправками к ст. 219 ТК РФ, утвержденными законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ, каждый работник, трудящийся во вредных и опасных условиях, имеет право на гарантии и компенсации, установленные Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, или же локальным нормативным актом. Кроме того, в ст. 219 ТК РФ установлено, что работник имеет право на рабочее место, соответствующие требованиям охраны труда.

Специфика предоставления некоторых гарантий и компенсаций работникам регулируется положениями ст. 92, ст. 117 и ст. 147 ТК РФ. В каждой из них сказано о том, что работодатель обязан предоставлять работникам установленные гарантии и компенсации в порядке, закрепленном в коллективном договоре, а в ряде случаев и в соглашениях.

Таким образом, субъектами соглашения по охране труда могут быть работодатель с одной стороны и работники, либо представляющая их интересы организация с другой.

Кроме этого, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков», рекомендует работодателей иметь перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Скачать Форму Соглашения по охране труда организации

Скачать Форму Акта выполнения Соглашения по охране труда

Скачать Примерное Соглашение по охране труда

Скачать Примерную форму выполнения Соглашения по охране труда

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.03.2012 № 181н Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий охраны труда и снижению уровней профессионального риска

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

Несчастный случай на производстве: действия профсоюзной организации

Проведение СОУТ: методические рекомендации

Соглашение по охране труда в организации, осуществляющей образовательную деятельность: примерный перечень мероприятий-рекомендации Минобрнауки России

Положение «О трехступенчатом контроле за состоянием охраны труда организации»

Уполномоченный по охране труда: формы и планирование работы

Департамент государственной службы и кадров Минобрнауки России в письме от 8 августа 2017 г. N 12-753 предоставил рекомендуемый перечень мероприятий соглашения по охране труда в учреждениях образования. Соглашение по охране труда – это документ необходимый для планирования и проведения мероприятий по охране труда. Он содержит непосредственно наименование мероприятия, данные о сроках выполнения, источниках финансирования и ответственных лицах.

Как правило, соглашение по охране труда является приложением к коллективному договору организации и его важнейшей и неотъемлемой частью.

Соглашение по ОТ разрабатывается на календарный год, вступая в силу после подписания его работодателем и представителем профсоюза. При оформлении соглашения учитываются нормы Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н).

Перечень мероприятий соглашения по ОТ для образовательных учреждений разработан в соответствии с действующим Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, и иными законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда и здоровья.

Мероприятия состоят из 5 самостоятельных разделов:

  • организационные мероприятия;

  • технические мероприятия;

  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия;

  • мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты;

  • мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта.

К организационным мероприятиям, например, относят проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков; обучение работников безопасным методам и приемам работы, обучение навыкам оказания первой помощи; проведение профессиональной гигиенической подготовки работников; разработку программ инструктажей и инструкций по охране труда.

Технические мероприятия могут включать приведение в соответствие с действующими нормами или устранение вредных производственных факторов на рабочих местах (шум, вибрация, ионизирующие, электромагнитные излучения, ультразвук); проведение испытаний устройств заземления (зануления) и изоляции проводов электросистем здания на соответствие требований электробезопасности; приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в служебных и бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствие с действующими нормами; устройство тротуаров, переходов, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.

В состав лечебно-профилактических и санитарно-бытовых мероприятий входит проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований); проведение психиатрических освидетельствований работников в установленном законодательством порядке; создание и оборудование медицинских кабинетов; оснащение помещений (кабинетов, лабораторий, мастерских, спортзалов и других) аптечками для оказания первой помощи; обеспечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молоком или другими равноценными продуктами.

Мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты включают еще и обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами, а также приобретение индивидуальных средств защиты от поражения электрическим током (диэлектрические перчатки, коврики, инструмент).

К мероприятиям, направленным на развитие физической культуры и спорта относятся устройство новых и реконструкция имеющихся помещений, спортивных сооружений, оборудования игровых и физкультурных залов, площадок для занятий физкультурой и спортом; организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, в том числе мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); компенсация работникам организации оплаты занятий спортом в клубах и секциях.

Генеральное соглашение на 2018-2020 гг.: нужно оптимизировать налоговую нагрузку на бизнес, МРОТ должен быть на уровне прожиточного минимума.
Между общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей и Правительством РФ заключено генеральное соглашение на 2018-2020 гг.
Перечислены приоритеты и конкретные меры, о которых договорились стороны. Отдельно рассмотрены социально-экономические проблемы развития регионов, в т. ч. районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Отметим следующие важные моменты. Так, необходимо повышать конкурентоспособность российских товаров и услуг, снижать импортозависимость. Будут содействовать цифровизации экономики, стимулировать энергосбережение, модернизировать систему обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности, развивать сельское хозяйство.
Одна из целей денежно-кредитной политики — не допускать резких колебаний курса рубля. Долгосрочное кредитование должно быть доступно для отечественных предприятий реального сектора экономики.
Необходимо снижать налоговую нагрузку на предпринимателей, инвестирующих в модернизацию экономики и создающих новые рабочие места.
Рассмотрят вопрос об установлении социального налогового вычета по НДФЛ для малоимущих работников (с учетом семейной нагрузки) в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе. Проработают вопрос о целесообразности прогрессивной шкалы НДФЛ.
Минимальный размер оплаты труда должен быть на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения. Планируется усовершенствовать методологию определения величины прожиточного минимума.
По-прежнему большое внимание будут уделять совершенствованию системы трудоустройства и занятости инвалидов.
Нужно повышать престиж рабочих профессий.
Будет вестись работа по совершенствованию порядка формирования пенсионных прав граждан в системе ОПС.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются трехсторонней комиссией. Срок действия соглашения определяют стороны, но не более трех лет. Стороны могут и продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ст. 48 ТК). Значение социально-партнерских соглашений для работников в том, что они направлены на:

— улучшение условий труда работников, повышение его оплаты;

-обеспечение охраны труда и улучшение социально-бытового обслуживания работников;

— повышение законодательного минимума гарантий трудовых прав работников;

— обеспечение занятости трудящихся, их переквалификация для этого.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ведет коллективные переговоры и разрабатывает проект соглашения, устанавливает сроки его действия и контроль за его выполнением. Разработанный комиссией проект соглашения подписывается полномочными представителями социальных партнеров. Подписанное соглашение в 7-дневный срок направляется представителями работодателей на федеральном уровне — в Министерство труда РФ, а на уровне субъекта Федерации — в орган по труду данного субъекта для уведомительной регистрации. Если этот орган при регистрации выявит в соглашении условия, противоречащие трудовому законодательству, он сообщает об этом сторонам соглашения.

Контроль за выполнением соглашений всех уровней осуществляют стороны и их представители, а также соответствующие органы по труду.

Ответственность представителей работодателей за уклонение от участия в переговорах или не обеспечение в срок работы соответствующей комиссии установлена Законом. Эти лица несут такую же ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения, а виновные в не предоставлении информации для коллективных переговоров или осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения несут или такую же ответственность, или дисциплинарную. Для представителей профсоюзов и исполнительного органа власти правовой ответственности Закон не устанавливает.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Порядок разработки проекта соглашения и его заключение.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Порядок разработки проекта соглашения и его заключение.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Порядок разработки проекта соглашения и его заключение.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

1. Основные принципы социального партнерства, определяющие порядок организации и ведения коллективных переговоров о заключении соглашений, обеспечивают возможность по договоренности сторон свободно выбрать круг вопросов для обсуждения и включения их в соглашение. Вместе с тем нельзя не учитывать, что комментируемая статья дополнена ч.

2, определяющей конкретные вопросы, которые могут быть предметом взаимных обязательств сторон соглашения. И хотя она сформулирована в диспозитивной форме (могут быть), представляется, что указанные вопросы имеют весьма существенное значение для работников, поэтому они должны получать отражение в соответствующих соглашениях. Конкретное содержание и структура соглашений зависят от уровня и сферы действия соглашения, от его вида — трех- или двустороннее — и других обстоятельств. 2. В качестве примера остановимся на общей характеристике трех соглашений: а) заключаемых на федеральном уровне; б) на уровне субъекта РФ; в) на отраслевом соглашении федерального уровня. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы*(64) (далее — Генеральное соглашение) устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне, а также совместные действия сторон по их реализации в течение указанного периода. В числе приоритетных целей Генерального соглашения стороны определили проведение широкого круга мероприятий социально-экономического характера, содействующих обеспечению права граждан на достойный труд, повышению качества жизни работников и их семей, сокращению масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики и повышения ее конкурентоспособности, увеличению доходов организации. Предусмотрены также обязательства, способствующие росту производительности труда, стабильной занятости, безопасности рабочих мест, расширению возможностей профессионального и карьерного роста работников. В Генеральное соглашение включены семь разделов, наименование которых отражает целевую направленность содержащихся в нем взаимных обязательств сторон: I. Экономическая политика; II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения; III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения; IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы; V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность; VI. Социально-экономические проблемы развития северных регионов России; VII. Развитие социального партнерства и координация действий сторон Соглашения. В каждом из разделов Генерального соглашения сформулированы конкретные обязательства сторон, способствующие практическому выполнению поставленных целей. Так, в разд. I намечены меры по реализации экономической политики государства, направленные на осуществление комплекса мер по поддержке приоритетных отраслей экономики, одновременно исключающие негативные последствия их применения для других отраслей; а также меры по повышению эффективности государственного управления с целью устранения административных барьеров и обеспечения поддержки долгосрочного социально-экономического развития. В разд. II сформулированы обязательства сторон по разработке и реализации комплекса мер, обеспечивающих право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения. Стороны обязались обеспечить своевременную разработку Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее — Комиссия) единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. В числе обязательств сторон намечено также обеспечение проведения мониторинга новых систем оплаты труда в бюджетной сфере, а также более тесной увязки уровня оплаты труда с уровнем подготовки и квалификации работников, со спецификой, качеством и результатами труда. Стороны обязались содействовать законодательному оформлению минимальных государственных социальных стандартов. В разд. III, рассматривая проведение государственной политики в области занятости населения, развития трудовых ресурсов, профессионального образования кадров как один из национальных приоритетов, способствующих решению задач социально-экономического развития, обеспечению гарантий и учету интересов и работодателей, стороны Генерального соглашения считают необходимым обеспечить выполнение комплекса мероприятий в соответствии с Основными направлениями действий на рынке труда на 2011-2015 годы, в том числе разработку национальной стратегии развития трудовых ресурсов и подготовки кадров с учетом Рекомендации МОТ N 195 «О развитии людских ресурсов и подготовке кадров» и мер по ее реализации, а также федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и основных направлений в области трудовой иммиграции. Стороны приняли решение разработать и реализовать меры, направленные на повышение качества рабочей силы, адаптацию системы профессионального образования с учетом потребностей экономики данного периода. В разд. IV определены обязательства сторон по очень важным направлениям формирования современной и эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан на основе страховых принципов. Намечено также определить и реализовать меры по развитию пенсионной системы в Российской Федерации, обеспечению ее финансовой устойчивости на основе реальных механизмов социального страхования с указанием конкретных мер, обеспечивающих ее развитие и совершенствование, в частности, для возможного повышения уровня замещения трудовой пенсией утраченного заработка работника и его доведения до норм, рекомендуемых МОТ. В разд. V обязательства сторон предусматривают определение мер по совершенствованию норм ТК в части обеспечения безопасных условий и охраны труда, а также механизма их реализации. Намечается разработать предложения по внесению изменений в законодательство РФ, в том числе в законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и налоговое законодательство, направленные на повышение экономической заинтересованности работодателей в проведении мероприятий по охране труда и здоровья работников, усиление ответственности работодателей за создание безопасных условий труда и работников — за соблюдение правил безопасности труда, применение средств индивидуальной и коллективной защиты. В разд. VI включены обязательства сторон Генерального соглашения о необходимости осуществления мер, направленных на сохранение производственного потенциала, развитие производительных сил северных регионов России и обеспечение социальных гарантий гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, в целях закрепления проживания и работы молодежи в северных регионах России стороны взяли обязательство разработать предложения по формированию системы дополнительных экономических и социальных стимулов привлечения и закрепления молодых кадров во вновь осваиваемых районах Севера и шельфовых зонах. Намечено также разработать предложения по усилению социальной защиты детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включая обеспечение доступности летнего отдыха в регионах с благоприятными природно-климатическими условиями. В разд. VII первостепенное значение уделено обязательствам сторон по дальнейшему развитию системы социального партнерства и повышению его эффективности. Для этого стороны обязуются реализовать ряд важных конкретных мер, направленных на повышение роли Комиссии путем согласования интересов сторон. Среди них очень важным является обеспечение безусловного выполнения норм ТК, касающихся обязательного участия Комиссии в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разрабатываемых федеральными органами государственной власти, учета по ним мнения Комиссии. Проекты законов и иных нормативных правовых актов, а также документы, необходимые для их обсуждения, должны направляться соответствующими органами — Правительством РФ, федеральными органами государственной власти — на рассмотрение в Комиссию до их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания или до принятия по ним решения Правительства РФ. В заключение следует отметить, что Генеральное соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства. Оно служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений. В качестве примера соглашения на уровне одного субъекта РФ можно рассмотреть Московское трехстороннее соглашение на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, которое было заключено 2 декабря 2010 г.*(65) Договаривающимися сторонами этого Соглашения являются Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти г. Москвы, Московская федерация профсоюзов от лица московских объединений профсоюзов, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) от лица московских объединений работодателей. Итак, его сторонами выступают Правительство, профсоюзы и работодатели г. Москвы. Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением. Московское трехстороннее соглашение является правовой основой для определения и реализации приоритетов социально-экономической политики города с учетом интересов сторон социального партнерства, распространения принципов и опыта взаимодействия на все уровни социального партнерства города. В Соглашении можно выделить семь разделов, отражающих содержание включенных в него обязательств сторон: 1) в области экономической политики; 2) в области регулирования рынка труда; 3) в области политики доходов населения и заработной платы; 4) в области социальной защиты; 5) в области охраны труда и экологии; 6) в области молодежной политики, спорта и культуры; 7) в области развития социального партнерства. Обязательства, содержащиеся в соответствующих разделах, включают конкретные меры по их реализации в соответствии с целевым направлением, отраженным в наименовании соответствующего раздела. В рассматриваемом Соглашении содержится ряд важных организационно-правовых положений, которые имеют большое практическое значение для определения уровня их заключения, взаимодействия обязательственных условий по однородным вопросам, устанавливаемым в соглашениях разного уровня, расширения сферы действия Соглашения и некоторых других. Так, в нем предусматривается, что стороны признают необходимым заключение городских отраслевых соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников. Кроме того, в приложении к данному Соглашению сформулированы рекомендации Московской трехсторонней комиссии по включению в коллективные договоры и соглашения пунктов, в которых содержатся нормативные и обязательственные нормы трудового права, положения, имеющие существенное значение для дальнейшего совершенствования правового регулирования социально-трудовых отношений. Наряду с рассмотренным Московским трехсторонним соглашением его стороны на основании ТК, Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 24.07.2009)*(66) и других нормативных правовых актов, в частности, решения Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 6 сентября 2007 г. «О доведении городского минимума оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаемого постановлением Правительства Москвы»*(67), заключили 2 декабря 2010 г. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год*(68), согласно которому на территории г. Москвы минимальная заработная плата с 1 января 2011 г. устанавливается в размере 10400 руб., а с 1 сентября 2011 г.- 10 900 руб. Это Соглашение распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы и присоединившихся к Соглашению в порядке, предусмотренном ст. 133.1 ТК. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Оно может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Учитывая важность отраслевого (межотраслевого) соглашения в нормативном определении общих условий труда, трудовых гарантий и льгот работникам отрасли (отраслей) Минтруд России разработал и рекомендовал 9 октября 2003 г. Макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения*(69). Предложенный Макет договора носит рекомендательный характер и не отменяет основополагающего принципа определения содержания и структуры соглашения по договоренности между представителями сторон. В рекомендованном Макете определена структура соглашения, которая включает десять разделов: 1. Общие положения; 2. Оплата труда; 3. Охрана труда; 4. Режимы труда и отдыха; 5. Развитие кадрового потенциала; 6. Содействие занятости; 7. Создание условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа; 8. Контроль за выполнением соглашения; 9. Ответственность сторон; 10. Заключительные положения. Применительно к каждому из разделов даны рекомендации по содержанию включенных в них коллективно-договорных обязательств и обращается внимание на необходимость учета специфики конкретной отрасли. Представляется важным обратить внимание на то, что в Макете договора (в заключительной части) предусматривается возможность расширения круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение в дополнение к указанному в ст. 46 ТК. Так, в нем отмечается, что «практика разработки и реализации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, показывает, что с учетом отраслевой специфики предметом соглашения являются также вопросы развития социального партнерства, предоставления дополнительных льгот и гарантий работникам организаций и членам их семей, обеспечения функционирования подведомственных организаций социальной сферы». Тенденция включения в предмет договорного регулирования вопросов, связанных с дальнейшим развитием социального партнерства, а также уровнем социального обслуживания работников и членов их семей, получает отражение в практике заключения как коллективных договоров, так и соглашений различного уровня. Большое значение для совершенствования практики заключения отраслевых соглашений, а также повышения их юридической значимости имеет принятие Федерального закона «Об объединениях работодателей», который предоставил право объединениям выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений. Каждое отраслевое (межотраслевое) соглашение, заключенное с учетом установленных требований и прошедшее уведомительную регистрацию в соответствии со ст. 50 ТК, приобретает статус правового документа, содержащего нормы трудового права и отражающего специфические особенности условий труда, связанные с задачами и экономическими возможностями соответствующей отрасли экономики. Нормативная сущность указанных договорных актов позволила включить их в ст. 5 ТК, определяющую источники правового регулирования социально-трудовых отношений. В отраслевых соглашениях, заключаемых в современный период, количество нормативных положений постоянно увеличивается. В них определяются размеры отраслевого минимума оплаты труда, порядок индексации заработной платы, направления и формы повышения социальной защищенности работников (надбавки, доплаты, компенсации, меры содействия в трудоустройстве) в дополнение к гарантиям, установленным в трудовом законодательстве. Нормативные положения распространяются на всех работников отрасли при наступлении соответствующего юридического факта. За их нарушение наступает юридическая ответственность, аналогичная той, которая предусмотрена за несоблюдение законов и иных нормативных правовых актов о труде. В случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, принимаются условия тех, которые наиболее благоприятны для работников. Условия отраслевого (межотраслевого) соглашения как правового акта являются обязательными для работодателя и должны применяться судами при рассмотрении соответствующих трудовых споров. При этом данные требования в ряде случаев игнорировались судами. Вместе с тем в настоящее время в карельском городе Беломорске создан своего рода прецедент для разрешения аналогичных споров компетентными органами. Суть спора, рассмотренного в 2008 г. в суде г. Беломорска, состояла в следующем. Трем рабочим-операторам КОС ООО «Беломорские коммунальные системы» в соответствии с отраслевым тарифным соглашением на 2008-2010 гг., заключенным между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», действие которого в установленном порядке распространено на их предприятие, оплата труда должна была исчисляться исходя из тарифной ставки рабочих первого разряда в размере 2550 руб. с учетом отраслевого коэффициента особенностей работы и установленной части премии. Однако в нарушение соглашения бухгалтерией ООО «Беломорские коммунальные системы» расчет и выплата заработной платы производились в меньшем размере. В частности, исходя из ставки рабочего первого разряда в размере 1809 руб. Рабочие обратились за защитой своих прав в профсоюзный комитет, а затем по его рекомендации — в суд, который признал, что отраслевое соглашение заключено в соответствии с законодательством, а требования истцов являются обоснованными. Поэтому суд принял решение в пользу истцов и постановил взыскать в их пользу разницу между начисленной им заработной платой и той, которая определена в соответствии с требованиями отраслевого тарифного соглашения, а она была весьма существенной — от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Профком предприятия ООО «Беломорские коммунальные сети» отметил, что вслед за «первопроходцами» исковые заявления в суд подали еще шесть из 300 работников предприятия — и суд выиграли*(70).

Соглашение по охране

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *