Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ,
от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.04.2003 N 48-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ,
от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 04.11.2006 N 188-ФЗ,
от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ,
от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации
Комментарий к статье 1
1. Комментируемой статьей определены понятие и порядок определения ИЭЗ РФ. Согласно п. 1 ИЭЗ РФ является морской район. Обратим внимание на то, что в российском законодательстве используется более узкое значение понятия, обозначающего водное пространство ИЭЗ РФ, чем это принято в международном праве. Так, например, ст. 55 Конвенции ООН определено, что ИЭЗ представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Сужение данного понятия российским законодателем, по нашему мнению, не совсем оправданно. На практике могут возникать ситуации, когда границы ИЭЗ РФ, определенные в соответствии с правилами, установленными комментируемым Законом, территориально могут выходить за пределы моря в его географическом понимании. При таких обстоятельствах применение более узкого понятия «морской район» может привести к коллизии в применении норм комментируемого Закона.
Источниками права, в соответствии с которыми устанавливается правовой режим в ИЭЗ РФ, являются:
— комментируемый Закон;
— международные договоры РФ;
— общепринятые нормы международного права.
Понятие и определение территориального моря в российском законодательстве приведены в ст. 2 ФЗ N 155-ФЗ. Согласно п. 1 указанной нормы территориальным морем Российской Федерации является примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль (одна морская миля равна 1852 метрам), отмеряемых от исходных линий. Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ N 155-ФЗ, исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:
— линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;
— прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
— прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
— прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;
— система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.
Согласно пп. 2, 3 ст. 4 ФЗ N 155-ФЗ перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям», при этом границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты определенного масштаба.
Порядок определения границ территориального моря, установленный российским законодательством, полностью корреспондирует с положениями ст. 3 — 7 Конвенции ООН.
Внешняя граница территориального моря России является Государственной границей РФ (п. 3 ст. 2 ФЗ N 155-ФЗ), а территориальное море является составной частью территории РФ (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). В связи с тем, что территориальное море является территорией РФ, правовой режим территориального моря отличается от правового режима ИЭЗ РФ.
Под правовым режимом определенного водного пространства, примыкающего к сухопутной территории России, мы будем понимать нормативно установленный Российской Федерацией, с учетом положений международного права и международных договоров РФ, порядок, который является обязательным для исполнения всеми лицами, независимо от их национальной принадлежности, пребывающих в данном районе, независимо от цели такого пребывания.
Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ N 155-ФЗ на территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации. При этом под суверенитетом по смыслу ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ, согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», следует понимать:
— верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти РФ над территориальным морем, воздушным пространством над ним и его недрами;
— полноту законодательной, исполнительной и судебной власти РФ на территориальном море, в воздушном пространстве над ним и его недрах;
— независимость в международном общении, по вопросам использования территориального моря, воздушного пространства над ним и его недр.
В то же время Россия, как и иные прибрежные государства, признает право мирного прохода иностранных судов через свое территориальное море и осуществляет свой суверенитет над своим территориальным морем, воздушным пространством над ним и недрами с соблюдением положений Конвенции ООН.
В ИЭЗ РФ действует особый правовой режим, который определяет как права и юрисдикцию РФ как прибрежного государства, так и права и свободы других прилегающих государств. Таким образом, РФ в ИЭЗ РФ обладает не суверенитетом, а суверенными правами, то есть правами, установленными в строго определенных целях и четко ограниченном объеме . В этом заключается основное отличие правового режима территориального моря РФ и правового режима ИЭЗ РФ.
———————————
Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное). Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 80.
Правовой режим ИЭЗ РФ определяется международными договорами РФ, нормами международного права (ст. 56 Конвенции ООН), а также комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 5).
Права и обязанности других государств в ИЭЗ РФ определяются также нормами международного права (ст. 58 Конвенции ООН по морскому праву) и нормами российского законодательства (см. комментарий к ст. 6).
Действующий порядок определения ИЭЗ РФ применяется ко всем островам Российской Федерации, то есть к любым островам независимо от происхождения (материковый, коралловый), за исключением скал — каменных гор с острыми выступами, отвесными крутыми склонами, возвышающихся над водной поверхностью, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Если вдоль берега РФ или в непосредственной близости к нему находится цепь островов, исходными линиями от которых отмеряется ширина территориального моря РФ, то ширина ИЭЗ РФ отмеряется от прямой исходной линии, соединяющей наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал (пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ N 155-ФЗ).
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи внутренней границей ИЭЗ РФ является внешняя граница территориального моря РФ, то есть линия Государственной границы РФ, расположенная на расстоянии 12 морских миль от исходных линий.
Обратим внимание на то, что непосредственно к внешней границе территориального моря также прилегает морской пояс — прилежащая зона, в которой кроме режима ИЭЗ РФ действует дополнительно особый правовой режим. Ширина прилежащей зоны, как и ширина ИЭЗ РФ, отсчитывается от исходных линий на расстояние в 24 морские мили. Согласно п. 1 ст. 33 Конвенции ООН и п. 1 ст. 23 ФЗ N 155-ФЗ в прилежащей зоне Россия может осуществлять контроль, необходимый:
— для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах ее территории или территориального моря;
— для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах ее территории или территориального моря.
В прилежащей зоне РФ в целях предотвращения вышеуказанных нарушений РФ принимает необходимые меры для задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов-нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях), в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (п. 2 ст. 23 ФЗ N 155-ФЗ).
3. Внешняя граница ИЭЗ РФ находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Пункт 3 комментируемой статьи полностью соответствует порядку, установленному международным правом (ст. 57 Конвенции ООН).
Создание ИЭЗ — это результат компромисса, к которому пришли государства в ходе подготовки и проведения III Конференции ООН по морскому праву. Это был компромисс между государствами, претендовавшими на значительно большую ширину территориального моря, чем 12 морских миль (200 морских миль), и странами, которые, будучи заинтересованными в обеспечении многосторонней морской деятельности, возражали против такого расширения территориальных пределов суверенитета прибрежных государств .
———————————
Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное). Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 79.
Подводя итог, сформулируем общее определение ИЭЗ РФ.
ИЭЗ РФ — это район шириной 188 морских миль, прилегающий к границе территориального моря РФ (Государственной границе РФ), в котором Россия осуществляет свои суверенные права, предусмотренные международным морским правом, с учетом прав и интересов иных государств. Часть ИЭЗ РФ шириной 12 морских миль, которая непосредственно прилегает к границе территориального моря (Государственной границе РФ), является прилегающей зоной РФ. В прилегающей зоне наряду с порядком, установленным для ИЭЗ РФ, действует особый порядок, установленный исключительно для данной зоны.
Статья 2. Делимитация исключительной экономической зоны
Комментарий к статье 2
Делимитация ИЭЗ РФ (от лат. delimitatio — установление границ) — это определение положения и направления границы ИЭЗ РФ по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в международном договоре РФ и графически изображенное на прилагаемых к договору картах.
Порядок делимитации ИЭЗ между государствами с противолежащими или смежными побережьями установлен ст. 74 Конвенции ООН. Данная международная правовая норма определяет процедуру, которой государства с противолежащими или смежными побережьями должны руководствоваться при делимитации своих ИЭЗ. Первоначально делимитация ИЭЗ между государствами предполагает согласительный характер. В период достижения соглашения государства должны апеллировать к тем же основаниям, которые применяет Международный суд, учрежденный Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного судебного органа Организации Объединенных Наций при рассмотрении споров. К таким основаниям согласно ст. 38 Статута Международного суда относятся:
— международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
— международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
— общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
— судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм, с учетом того, что согласно ст. 59 Статута Международного суда решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу.
Если в течение разумного срока государствами соглашение о делимитации ИЭЗ не достигнуто, заинтересованные государства прибегают к процедурам по урегулированию споров, которые предусмотрены частью XV Конвенции ООН.
До заключения межгосударственного соглашения по делимитации ИЭЗ согласно п. 3 ст. 74 Конвенции ООН заинтересованные государства в духе взаимопонимания и сотрудничества предпринимают все усилия для того, чтобы достигнуть временной договоренности практического характера и в течение этого переходного периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению. Такая договоренность не должна наносить ущерба окончательной делимитации.
Согласно п. 4 ст. 74 Конвенции ООН, когда между заинтересованными государствами имеется действующее соглашение, вопросы, относящиеся к делимитации исключительной экономической зоны, решаются в соответствии с положениями этого соглашения.
Например, в настоящее время Россия как правопреемник СССР придерживается Договоров о делимитации границ с КНДР (Москва, 17.04.1985) в Японском море, с Финляндской Республикой (Хельсинки, 20.05.1965) в Финском заливе, с США (Вашингтон 01.06.1990) в Беринговом проливе, Чукотском море и Северо-Ледовитом океане. В 1997 году в Москве между Россией и Литовской Республикой был подписан Договор о разграничении ИЭЗ и континентального шельфа в Балтийском море, а в 2005 году в Вильнюсе Россия, Швеция и Литва подписали соглашение, в котором уточнили точку стыка ИЭЗ трех государств в Балтийском море. В 2007 году в Москве Россия и Норвегия, опираясь на ранее подписанное Соглашение между СССР и Норвегией (от 15.02.1957), подписали Соглашение о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда на Балтийском море.
Таким образом, к настоящему времени только с шестью из двенадцати государств, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, заключены соглашения и (или) договоры о делимитации границ на море. Продолжается работа по определению морских границ РФ с сопредельными государствами в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах.
Статья 3. Карты и перечни географических координат
Комментарий к статье 3
1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи после утверждения линий внешних границ ИЭЗ РФ перечни географических координат с указанием основных исходных геодезических данных, а также делимитационные линии, определенные
Казахстан ратифицировал соглашение по вопросам свободных экономических зон /СЭЗ/ на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, об этом сообщила 15 июля пресс-службы президента республики.
По данным пресс-службы президента Казахстана, Нурсултан Назарбаев подписал закон Республики Казахстан «О ратификации Соглашения по вопросам свободных /специальных, особых/ экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».
Основной задачей разработки данного соглашения является унификация законодательств государств-членов Таможенного союза, регулирующих деятельность СЭЗ, в том числе правил применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Кроме того, по информации пресс-службы, Н. Назарбаев подписал закон Республики Казахстан «О ратификации Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» и закон «О ратификации Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза».-0-