Содержание драгоценных металлов

Почему ненужная оргтехника – это не просто мусор

Все, что нельзя продать (подарить) или повторно использовать, представляет собой ненужные вещи, иными словами, мусор. Накопление таких предметов недопустимо на предприятии, где все должно работать на извлечение прибыли. Если компьютер более неэффективен или безнадежно испорчен, работать на нем нельзя, а значит, нужно будет приобрести на его место другой.

Естественно, от неполезных вещей надо избавляться. Такие активы, как оргтехника, списываются и утилизируются по специальной процедуре, предусмотренной законодательно. Причины регулирования утилизации оргтехники:

  1. Профилактика вреда окружающей среде. Отработанная офисная техника относится к опасным отходам. При производстве компьютеров и других агрегатов применяются вещества, опасные для жизнедеятельности, например, свинец, мышьяк и др. Обычное выбрасывание техники, особенно регулярное, может нанести непоправимый вред экологии и здоровью.
  2. Сбережение того, что можно сохранить. В состав оргтехники входят детали, содержащие цветной металл, а также определенное количество драгметаллов: золота, серебра, платины. Таким образом, Налоговый кодекс РФ считает даже абсолютно непригодную технику не лишенной определенной ценности. Металл можно извлечь и использовать повторно, кроме того, ценные составляющие необходимо правильно провести по бухгалтерии как часть активов.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Достаточным основанием для регламентированной утилизации компьютерной техники является ее законодательное обоснование. Иными словами, организация или лицо, уличенные в обычном выбросе такой техники, будут привлечены к административной ответственности за загрязнение окружающей среды и нарушение эпидемиологических норм.

Списание оргтехники перед утилизацией

Если рядовой потребитель может просто обратиться в фирму, занимающуюся утилизацией техники, юрлицо должно иметь для этого законодательные основания: списать данное имущество с баланса. Это не так просто, как кажется.

Главная сложность этой процедуры – в определении остаточной ценности отслужившей техники. Для того чтобы акт списания был законным, нужно грамотно оценить технический и моральный аспект приборов и их материальную ценность, что под силу только экспертам. Данную экспертизу вправе провести только специально сертифицированная организация, выдав заключение о непригодности техники к дальнейшему применению.

Нарушение процедуры списания чревато административной и даже уголовной ответственностью, ведь техника представляет собой материальную ценность. Оно непременно спровоцирует неправильности в ведении бухгалтерского учета, что чревато санкциями для руководства и главного бухгалтера организации:

  • штрафом в 20-50 МРОТ для руководящих лиц;
  • штрафом в 100-1000 МРОТ, наложенным на организацию.

ВНИМАНИЕ! Решение ставить старую технику на предприятии, чтобы избежать трат на списание и утилизацию, никак не сэкономит средства, поскольку за остающуюся активом технику придется платить налог.

Бухгалтерские проводки списания оргтехники

Если принято решение утилизировать определенную технику, это априори значит, что как актив она самортизирована до конца и уже никак не принимает участия в производственной деятельности. Ее бухучет ведется на счете 01 «Основные средства» и забалансовом счете 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов».

В проводках списание оформляется как выбытие основных средств. Расходы на последующую утилизацию должны быть списаны в том же учетном периоде, несмотря на то что сама утилизация может проводиться позднее.

Этапы утилизации оргтехники

Первый этап производится силами организации с привлечением сертифицированных экспертов. Последующие этапы имеет право выполнять одна из специализированных фирм, зарегистрированных в Пробирной палате РФ.

  1. Получение акта списания:
    • экспертная оценка;
    • определение остаточной стоимости списываемой техники;
    • заключение о невозможности ее дальнейшего использования;
    • оформление выбытия ОС.
  2. Демонтаж оборудования с отделением содержащих драгоценные металлы частей:
    • обязателен акт об изъятии комплектующих, на основании которого техника списывается с карточек учета;
    • на его основании на каждую деталь заводится своя карточка учета (форма М-17), в которой указывается наименование лома (название узла), его общая масса и доля в ней драгметаллов каждого наименования.
  3. Аффинаж – отделение драгоценных металлов от частей техники.
  4. Оприходование полученных ценностей.
  5. Передача драгметаллов в фонд государства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При обращении для утилизации в специализированную фирму организации достаточно будет провести реализацию старой техники: это избавит от необходимости учета и оприходования лома и драгметаллов.

Как провести утилизацию с помощью спецфирм

Организации, специализирующиеся на утилизации офисной и бытовой техники, имеют все необходимые разрешения и лицензии, а также оборудование для аффинажа драгоценных металлов. Многие из них уполномочены и проводить техническую экспертизу, предшествующую списанию такого оборудования. Специалисты осуществят:

  • помощь в составлении актов списания на каждый из утилизируемых приборов;
  • транспортировку, обезвреживание и размещение опасной части отходов;
  • оформление санитарно-эпидемиологических документов;
  • все последующие процедуры, связанные с драгметаллами.

Алгоритм для представителей фирм-владельцев старой оргтехники

  1. Выбрать компанию для утилизации техники, сертифицированную в Пробирной палате.
  2. Составить предварительный список техники, подлежащей утилизации.
  3. Согласовать с фирмой стоимость ее услуг в зависимости от количества единиц техники и предоставляемого сервиса.
  4. Заключить договор на утилизацию списанных основных технических средств.
  5. Демонтаж поименованной техники.
  6. Вывоз демонтированной аппаратуры.
  7. Подписание акта о выполнении работ и окончательный расчет.

Не забудьте проверить правильность оформления и полноту пакета документов об утилизации: об услуге их оформления можно договориться с утилизирующей фирмой дополнительно.

Инвентаризация драгметаллов

Порядок проведения инвентаризации драгметаллов и содержащих их лома и отходов описан в главе 5 Инструкции и базируется на положениях Закона о бухгалтерском учете. Подробно особенности данного процесса будут рассмотрены нами позднее, а сейчас мы остановимся только на изменениях, внесенный в него Постановлением № 27.

Во-первых, п. 90 Инструкции дополнен нормой, в соответствии с которой данные инвентаризации драгметаллов должны отражаться в годовых отчетах с учетом изменений, произошедших в составе имущества организации за период с даты инвентаризации до 1 января года, следующего за отчетным. При этом периодичность проведения инвентаризаций не изменилась:

— инвентаризация самих драгметаллов, а также содержащих драгметаллы лома и отходов проводится два раза в год по состоянию на 1 января и на 1 июля во всех местах их хранения;

— инвентаризация драгметаллов, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах и других изделиях (вне зависимости от их нахождения), проводится один раз в год одновременно с инвентаризацией этих ценностей.

Во-вторых, установлено, что при строительстве объектов обязанность проведения инвентаризации драгметаллов, содержащихся в принятых в монтаж полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях, возлагается на руководство строящегося объекта.

В-третьих, за неправильное и несвоевременное проведение инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней ответственность теперь несет только руководитель организации (ранее он делил ее с главным бухгалтером), правда, если иное не предусмотрено его же приказами и распоряжениями. Кстати, ответственность за организацию хранения и обеспечение сохранности драгметаллов (в том числе и при их транспортировке) Постановлением № 27 также возлагается исключительно на руководителя, освобождая главного бухгалтера от этой «почетной» обязанности. Причем в этом случае снять ее с себя путем издания соответствующего приказа «первому лицу» организации не удастся.

В-четвертых, при инвентаризации драгметаллов теперь необходимо использовать новые формы инвентаризационной описи и акта инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них, приведенных в приложениях 1-2 к Инструкции, которые заполняются отдельно по местам хранения и использования ценностей и материально ответственным лицам.

Списание оборудования и приборов, содержащих драгметаллы

Согласно п. 69 Инструкции списание находившихся в эксплуатации оборудования, приборов и иных изделий, содержащих драгметаллы, осуществляется в установленном порядке. При этом в актах на списание должны указываться масса (содержание) драгметаллов, подлежащих списанию, а также масса (содержание) драгметаллов, которые необходимо оприходовать в виде лома и отходов.

После утверждения акта на списание следует провести демонтаж (изъятие) деталей, узлов и комплектующих изделий, содержащих драгметаллы. При этом на них составляется акт демонтажа (изъятия), в котором отдельно указываются наименование, количество и масса в лигатуре изъятых деталей из драгметаллов и отдельно — наименование, количество ценностей, содержащих драгметаллы (в том числе и с покрытием из них), их масса, содержание в них драгметаллов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие.

Кроме того, в акте демонтажа (изъятия) отражается следующая информация:

— соответствие номенклатуры и конструктивного исполнения изъятых узлов, деталей и комплектующих, а также примененных сплавов и покрытий их номенклатуре и конструктивному исполнению (виду сплавов и покрытий), предусмотренным паспортом или формуляром;

— комплектность изделия и узлов, причины некомплектности изделия или его узлов, причины несоответствия номенклатуры и конструктивного исполнения узлов, деталей и покупных изделий (замена при изготовлении, ремонте и т.п.).

Если при демонтаже каких-либо приборов или изделий обнаружено несоответствие номенклатуры, конструктивного исполнения, вида сплава или покрытия, их некомплектность (или если паспорта или учетные документы на эти приборы или изделия отсутствуют), то необходимо произвести перерасчет содержания драгметаллов исходя из фактически имеющихся узлов, деталей и комплектующих с учетом их конструктивного исполнения. Перерасчет производится в соответствии с вышеупомянутыми п. 48-52 Инструкции.

К демонтажу (разборке) списанных приборов и оборудования, а также перерасчету содержания драгметаллов в них и оформлению акта демонтажа можно на договорной основе привлечь переработчиков или иные организации. Они же, кстати, могут произвести и первичную обработку получаемых при разборке лома драгметаллов.

В случае привлечения к демонтажу переработчика списание драгметаллов производится одновременно с постановкой на учет лома и отходов, содержащих драгметаллы, на основании актов приемки списанного оборудования, демонтажа и первичной обработки лома и отходов, составленных переработчиком. Наверное, такой способ списания является самым простым.

В любом случае акт демонтажа (изъятия) в обязательном порядке должен быть приложен к акту на списание оборудования.

Содержащиеся в ломе и отходах драгметаллы ставятся на учет по номенклатуре, общей массе отходов, массе (содержанию) и стоимости находящихся в них драгоценных металлов в чистоте на основании актов списания и в соответствии с прилагаемыми к ним актами демонтажа. При этом их постановка на учет производится по фактической массе или по данным лабораторного анализа, а при отсутствии таковых — по сведениям, определенным в соответствии с п. 48-52 Инструкции или по среднестатистическим данным переработчиков, осуществляющих производство драгметаллов и продукции из лома и отходов (в старой редакции этой нормы такое уточнение отсутствовало), на аналогичные виды лома и отходов (далее — среднестатистические данные).

Пункт 72 Инструкции дополнен нормой, согласно которой среднестатистические данные определяются ежегодно и представляются Министерству финансов Республики Беларусь для согласования, после которого они должны письменно доводиться последним до заинтересованных органов государственного управления и размещаться на официальном сайте этого ведомства. Следует отметить, что пока на этом сайте такая информация отсутствует.

И еще одно нововведение: в Инструкцию включен п. 72-1, обязывающий Министерство финансов Республики Беларусь на основании представленных переработчиками данных ежегодно утверждать перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно (далее — Перечень). Если то или иное списываемое изделие включено в Перечень, то учет драгметаллов в ломе и отходах по нему не производится, а его утилизация должна осуществляться в соответствии с общими требованиями списания материальных ценностей.

Как и в случае со среднестатистическими данными, Перечень должен доводиться Министерством финансов до заинтересованных органов государственного управления и размещаться на сайте этого ведомства. Увы, его на сайте тоже нет, хотя наличие такого документа во многих случаях могло бы облегчить работу бухгалтерам.

Как и прежде, стоимость лома и отходов, содержащих драгметаллы, устанавливается с учетом стоимости последних, определенной по расчетным ценам на 1-е число месяца постановки на учет. Затем при их списании она корректируется на основании сведений переработчиков. При этом согласно новой редакции п. 75 Инструкции оценка стоимости содержащих драгметаллы лома и отходов может иметь свою специфику в отдельных производствах, если это установлено соответствующими отраслевыми локальными актами.

Само же списание лома и отходов, содержащих драгметаллы, производится только после их сдачи переработчику на основании акта приемки.

Инструкция дополнена еще двумя важными нормами, связанными с учетом драгметаллов.

Во-первых, установлено, что затраты, связанные с переработкой лома и отходов, содержащих драгметаллы, отражаются в составе операционных расходов, а следовательно, учитываются при налогообложении прибыли (ранее об отражении указанных затрат в Инструкции ничего не говорилось).

Во-вторых, выручка от сдачи лома и отходов, содержащих драгметаллы, должна отражаться в бухгалтерском учете только после поступления от переработчика оплаты за извлеченные из лома и отходов драгметаллы. До этого стоимость лома и отходов, содержащих драгметаллы, следует учитывать обособленно.

И еще одно требование, о котором многие забывают. Организации должны сравнить количество приходуемых драгметаллов в ломе и отходах с количеством, числящимся в учете до списания приборов и оборудования, а количество драгметаллов в ломе и отходах, числящихся в учете до их сдачи переработчику, — с количеством принятых по данным переработчика (согласно акту приемки). Если между этими величинами имеются расхождения, то необходимо выяснить причины их возникновения, а также произвести необходимую корректировку учетных и отчетных данных по общим правилам внесения исправлений в бухгалтерские документы.

Учет драгоценных металлов при поступлении основных средств

Согласно п. 20 Инструкции N 25н <1> поступление оформляется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001). В разд. 3 акта «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» заносятся данные о содержании драгоценных металлов.

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Ниже приведен пример заполнения разд. 3 акта.

Объект основных средств,

приспособления, принадлежности

Содержание драгоценных материалов

(металлов, камней и т.д.)

наименование

количество

наиме-

нование

драгоценных

материалов

номен-

клатур-

ный

номер

еди-

ница

изме-

рения

коли-

чество

масса

Осциллограф

Серебро

г

1,459

(цифры

условные)

Вопрос: Что может являться источником сведений о наличии драгоценных металлов в составе объектов основных средств?

Сведения о наличии в основных средствах драгоценных металлов можно получить из имеющейся технической документации (паспорта, руководства по эксплуатации). При отсутствии таких сведений в документации комиссия, созданная в организации для ввода в эксплуатацию основных средств, может руководствоваться сведениями о содержании драгоценных металлов в аналогичных изделиях.

Кроме того, можно воспользоваться справочниками, выпущенными специализированными организациями, в которых указывается содержание драгоценных металлов в оборудовании, а при отсутствии подобных справочников в организации можно заключить договор со специализированной организацией, у которой имеется информация об аналогичном оборудовании.

В отдельных случаях, когда определить содержание драгоценных металлов невозможно из-за отсутствия необходимых данных или отсутствия аналогов, в учетных документах делается запись о том, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет установлено после списания и утилизации. В таком случае делается, например, следующая запись.

Объект основных средств,

приспособления, принадлежности

Содержание драгоценных материалов

(металлов, камней и т.д.)

наименование

количество

наиме-

нование

драгоценных

материалов

номен-

клатур-

ный

номер

еди-

ница

изме-

рения

коли-

чество

масса

Ксерокс

Могут

находиться

драгоценные

металлы,

которых

будет

определено

после

списания

объекта

Аналитический учет основного средства ведется на Инвентарной карточке (ф. 0504031), форма которой утверждена Приказом Минфина России N 123н <2>. На основании акта приема-передачи основного средства в инвентарные карточки заносят данные о содержании драгоценных металлов.

<2> Приказ Минфина России от 23.09.2005 N 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Особенности списания объектов основных средств, содержащих драгоценные металлы

В результате морального и физического износа объект основных средств подлежит списанию. Согласно п. 21 Инструкции N 25н данная операция оформляется актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), и лишь затем он подвергается демонтажу.

Демонтаж основных средств может производиться силами работников соответствующего структурного подразделения (при его наличии в организации) либо сторонней организации, имеющей лицензию на проведение подобных работ.

Если демонтаж производится работниками структурного подразделения организации, то извлеченные из объектов основных средств детали (узлы), содержащие драгоценные металлы, должны быть поставлены на приход. В акте в разделе «Краткая характеристика объекта основных средств» указывается информация о содержании драгметаллов, а в разделе, отражающем сведения о поступивших после списания основного средства материальных ценностей, — данные об учтенных деталях основного средства, содержащего драгоценные металлы.

В соответствии с п. 6.19 Инструкции N 68н детали, содержащие драгметаллы, учитываются по общей и чистой массе содержащихся в них драгоценных металлов согласно паспортам. В силу п. 6.7 этого документа учет драгоценных металлов в местах хранения (склады, хранилища) осуществляется в учетных документах строгой отчетности типовых форм (книги (карточки) складского учета материальных ценностей, книги сортового учета, журналы), которые должны регистрироваться в бухгалтерии и выдаваться материально ответственным лицам под расписку. Эти книги, журналы должны быть до начала записей пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, скреплены печатью и учтены.

Для каждого вида драгоценных металлов, содержащихся в деталях (узлах), должна оформляться отдельная карточка или страница в книгах (журналах), например страница для учета деталей (узлов), содержащих золото, отдельная страница для учета деталей (узлов), в состав которых входит серебро, и так далее; в них указывается масса химически чистых металлов и общая (лигатурная) масса. Форма книги (журнала) разрабатывается организацией самостоятельно с учетом требований Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и утверждается в учетной политике.

На основании акта списания объекта основных средств и акта демонтажа, составленного структурным подразделением организации, объект основных средств подлежит списанию с регистров бухгалтерского учета. Эта операция сопровождается проводкой:

Дебет счетов 104 00 000 «Амортизация» — на сумму начисленной амортизации, 401 01 172 «Доходы от реализации активов» — на сумму остаточной стоимости объекта основного средства

Кредит счета 101 00 000 «Основные средства».

К бухгалтерскому учету детали (узлы), содержащие драгоценные металлы, принимаются по фактической стоимости, которая определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также из сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, в котором они пригодны для использования. Причем под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи деталей (узлов) на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 52 Инструкции N 25н).

Согласно п. 57 детали (узлы) по фактической стоимости подлежат оприходованию на склад организации. Данная операция отражается проводкой:

Дебет счета 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»

Кредит счета 401 01 172 «Доходы от реализации активов».

Воспользоваться такой проводкой можно в случае отсутствия у организации дополнительных расходов, связанных с демонтажом объектов основных средств. Если фактическая стоимость деталей (узлов) определяется с учетом дополнительных расходов, то изначально формирование фактической стоимости нужно отразить проводкой:

Дебет счета 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

Кредит счета 401 01 172 «Доходы от реализации активов».

И лишь затем их можно оприходовать на склад, что сопровождается проводкой:

Дебет счета 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»

Кредит счета 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

Собранные детали (узлы), содержащие драгоценные металлы, как правило, передаются на аффинажный завод (либо продаются организации, имеющей специальную лицензию, для последующей передачи на аффинаж). Напомним, что согласно п. 1.2 Инструкции N 68н аффинаж драгоценных металлов — процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы.

При этом такая передача оформляется актом, в котором отражаются наименование драгоценных металлов, их масса, как в лигатуре, так и в чистом виде. После переработки деталей и узлов аффинажный завод представляет акт, на основании которого отражается в учете выручка от реализации драгоценных металлов и списывается из учета драгметалл. В случае расхождения данных о массе полученного драгметалла п. 6.20 Инструкции N 68н допускает исправление первоначальных учетных данных о массе драгоценных металлов на вес, указанный в акте аффинажного завода.

Рассмотрим порядок передачи изъятых из объектов основных средств деталей (узлов), содержащих драгоценные металлы, в регистрах бюджетного учета, воспользовавшись разъяснениями, изложенными в Письме Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.2-404 <3>.

<3> Письмо Федерального казначейства от 30.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-404 «Об отражении в бюджетном учете операций по использованию в соответствии с нормативными правовыми актами средств от реализации государственного имущества».

Пример. Содержание драгоценных металлов в деталях (узлах), изъятых из оборудования и приборов, приобретенных за счет бюджетных средств, составило в чистом виде 35,6 г на сумму 7120 руб. (цифры условные). Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов — 25,9 г на сумму 5180 руб. Данная сумма поступила на лицевой счет организации по деятельности, приносящей доход.

В учете организации данные операции будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Оприходованы детали (узлы),

содержащие драгоценные металлы

1 105 06 340

1 401 01 172

Переданы по акту детали (узлы)

аффинажной организации

1 105 06 340

(склад)

1 105 06 340

(аффинажная

организация)

Начислен доход от реализации

драгоценных металлов на основании

паспорта аффинажной организации

2 205 02 560

2 401 01 172

Поступили денежные средства на

лицевой счет организации

2 201 01 510

2 205 02 660

Сторно

Произведена коррекция по содержанию

драгоценных металлов в деталях

(узлах)

1 105 06 340

1 401 01 172

Произведено списание деталей (узлов)

при их реализации

1 401 01 172

1 105 06 440

При отсутствии в организации структурного подразделения, на которое возложены обязанности по демонтажу объектов основных средств, за оказанием таких услуг обращаются к сторонним организациям, которые извлекают детали (узлы), содержащие драгоценные металлы, и либо самостоятельно производят аффинаж (при наличии лицензии на данный вид деятельности), либо передают их аффинажной организации.

В этом случае в акте передачи сторонней организации будет приведен перечень оборудования и указано содержание в нем драгоценных металлов (по данным учета организации). Фактическое содержание драгоценных металлов будет указано только в акте аффинажного завода. Списание объектов основных средств будет производиться на основании акта аффинажной организации.

Контроль учета и хранения лома и отходов драгметаллов

Согласно п. 5.1 Инструкции N 68н в организациях должна производиться один раз в год (по состоянию на 1 января) инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, находящихся в эксплуатации и размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), а также в ломе и отходах.

Сведения о фактическом наличии драгоценных металлов по каждому отдельному наименованию основных средств записываются в инвентаризационные описи драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). Описи составляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается материально ответственному лицу.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и достоверность внесения в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии драгоценных металлов и драгоценных камней, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Кроме того, в учреждениях осуществляется периодический государственный контроль над извлечением, переработкой, обращением, учетом и хранением лома и отходов драгоценных металлов (п. 12.2 Положения N 327 <4>), который возложен на государственные инспекции пробирного надзора и другие структурные подразделения, осуществляющие функции федерального пробирного надзора и государственного контроля на территории соответствующих районов (далее — учреждения пробирного надзора). Данные инспекции и структурные подразделения подчиняются Российской государственной пробирной палате, являющейся федеральным учреждением при Минфине.

<4> Положение о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 327.

В п. 14 Положения N 327 перечислены права, которыми наделены учреждения пробирного надзора. В частности, они имеют право:

  • проводить ревизии, проверки и обследования во всех организациях, независимо от организационно-правовых форм (в том числе в воинских частях и воинских формированиях), производящих, извлекающих, перерабатывающих, использующих, осуществляющих обращение и хранение драгоценных металлов, а также изделий, их содержащих, их лома и отходов;
  • запрашивать и безвозмездно получать от должностных лиц контролируемых организаций, осуществляющих операции с драгоценными металлами, соответствующие нормативно-технические, бухгалтерские и другие документы, касающиеся поступления, использования, обращения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов, сбора и сдачи их лома и отходов, производить их опечатывание, если предполагается утрата этих документов или искажение содержащихся в них сведений, объяснения в письменной или устной форме и справки по вопросам, возникающим при осуществлении контроля;
  • направлять должностным лицам контролируемых организаций обязательные для них предписания в письменной форме об устранении выявленных нарушений в части производства, использования и обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
  • передавать правоохранительным органам материалы ревизий и проверок, в ходе которых выявлены существенные нарушения законодательства РФ.

И.Зернова

Редактор журнала

«Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Содержание драгоценных металлов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *