МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ МАЗУТНЫХ ХОЗЯЙСТВ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
СО 34.23.501-2005
Разработано Филиалом ОАО «Инженерный центр ЕЭС» — «Фирма ОРГРЭС»
Исполнители А.Н. Попов, Т.П. Штань, Д.А. Попов
Утверждено главным инженером Филиала ОАО «Инженерный центр ЕЭС» — «Фирма ОРГРЭС» В.А. Купченко 04.04.2005 г.
Рекомендовано начальником Управления по надзору за общепромышленными опасными объектами Ростехнадзора Б.А. Красных 01.04.2005 г. № 11-10/886
Методические указания по эксплуатации мазутных хозяйств тепловых электростанций устанавливают требования к обеспечению промышленной безопасности и взрывопожаробезопасных условий при эксплуатации основных, резервных, растопочных и аварийных МХ. В Методических указаниях приведены основные требования и технологическая последовательность выполнения основных операций при приеме, перекачке, хранении и подготовке к сжиганию топочных мазутов по ГОСТ 10585-99 в котельных установках ТЭС, промышленных и отопительных котельных.
В Методических указаниях приведены по составлению местных инструкций по эксплуатации МХ.
Не указанные в Методических указаниях значения величин или параметров должны быть конкретизированы исходя из местных условий и внесены в местные инструкции по эксплуатации.
Перечень принятых сокращений приведен в приложении Б.
С изданием настоящих Методических указаний отменяется «Типовая инструкция по эксплуатации мазутных хозяйств тепловых электростанций: РД 34.23.514-92» (М.: СПО ОРГРЭС, 1992).
Указания к обеспечению промышленной безопасности и взрывопожаробезопасных условий (при эксплуатации)
В соответствии со статьей 2 Федерального закона склад жидкого топлива и приемно-сливная эстакада МХ относятся к опасным производственным объектам и подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в установленном порядке. Регистрация должна проводиться в соответствии с требованиями Правил . При регистрации должны учитываться требования Положения .
В соответствии со статьей 6 Федерального закона деятельность организаций по эксплуатации опасных производственных объектов систем мазутных хозяйств ТЭС и котельных, проведение экспертизы промышленной безопасности должны осуществляться на основании лицензий, выданных в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона по каждому факту возникновения аварии на объектах МХ (склад жидкого топлива и приемно-сливная эстакада) должно проводиться техническое расследование ее причин.
Расследование несчастных случаев и аварий на объектах МХ должно проводиться в соответствии с Положением .
Расследование аварий и инцидентов на объектах МХ должно проводиться в соответствии с Положением .
При расследовании также должны учитываться ведомственные НД по расследованию аварийных ситуаций (инцидентов) на ТЭС (РД 34.20.801-93) и положения распорядительных документов по эксплуатации энергосистем, утвержденных ОАО РАО «ЕЭС России».
На энергопредприятии, эксплуатирующем объекты МХ, должны быть;
- разработана и внедрена система управления промышленной безопасности в соответствии с положениями Федерального закона , других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также НД в области промышленной безопасности;
- обеспечен производственный контроль по требованиям промышленной безопасности;
- обеспечено выполнение комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание оборудования и систем МХ в исправном состоянии, соблюдение требования РД 34.20.501-95;
- заключен договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО;
- организована подготовка (обучение) и аттестация производственного персонала в области промышленной безопасности;
- организовано проведение проверок технического состояния заземляющих устройств электроустановок и оборудования, средств молниезащиты в установленные ПУЭ сроки;
- обеспечено выполнение распоряжений и предписаний федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемых ими в соответствии с полномочиями;
- обеспечена защита объектов мазутного хозяйства от проникновения и несанкционированных действий посторонних лиц;
- обеспечено своевременное предоставление информации в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, его территориальным органам, а также иным органам государственной власти, органам местного самоуправления и населению о произошедшей аварии на ОПО;
- разработаны мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий (инцидентов) и оказано содействие государственным органам в расследовании их причин;
- своевременно организовано техническое расследование причин аварий с принятием мер по их устранению, профилактике и учету аварий и инцидентов;
- обеспечено своевременное предоставление в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, его территориальный орган информации о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля возлагается на первого руководителя предприятия и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона лица, виновные в нарушении требований промышленной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок проведения аттестации персонала, занятого обслуживанием объектов МХ, должен соответствовать Положению .
Приказами по предприятию из числа ИТР, прошедших в установленном порядке проверку знаний Общих Правил промышленной безопасности ОПО, должны быть назначены лица, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в целом по предприятию и по конкретным объектам.
Приказами по предприятию из числа ИТР, прошедших в установленном порядке проверку знаний Правил должностных инструкций, должны быть назначены лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию подогревателей мазута, резервуаров, насосов, технологических трубопроводов, оборудования МХ, грузоподъемных механизмов, систем пожаротушения, средств контроля и автоматического управления технологическими процессами.
Приказами по предприятию из числа ИТР, прошедших в установленном порядке проверку знаний Правил должностных инструкций, должны быть назначены лица, ответственные по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией подогревателей мазута, технологических трубопроводов и грузоподъемных механизмов.
Приемно-сливное устройство
Cтраница 1
Приемно-сливное устройство рассчитано на прием восьми железнодорожных цистерн грузоподъемностью 50, 60 и 90 Т с длиной фронта разгрузки 90 м, а также для разгрузки цистерн с маслом и дизельным топливом.
Аналогичные приемно-сливные устройства применяют для ГРЭС мощностью 2400 Мет.
Приемно-сливные устройства тепловых электростанций и котельных, для которых мазут является основным резервным или растопочным топливом, состоят из разгрузочных ( сливных) эстакад, имеющих оборудование для разогрева мазута и обслуживания цистерн, системы лотков и каналов для самотечного слива и приемных резервуаров. При этом в проектах мазутного хозяйства, разработанных институтами Теплоэлектропроект, Промэнергопроект и др., предусмотрен разогрев мазута в цистернах открытым паром.
Приемно-сливные устройства тепловых электростанций, промышленных, а также крупных отопительных котельных оборудованы межрельсовыми самотечными лотками с отводом мазута в приемные резервуары.
По-видимому, в этом случае приемно-сливные устройства должны быть оборудованы системой межрельсовых бункеров-лотков со значительным поперечным сечением и большим гидравлическим уклоном. Одновременно приемная емкость должна быть оборудована высокоэффективными устройствами для подогрева больших масс мазута. В этих условиях в настоящее время наиболее перспективным является использование циркуляционного метода нагрева.
Для разогрева мазута в цистернах в приемно-сливном устройстве предусматривается паровой коллектор с отводами к каждой цистерне. По всей длине фронта разгрузки основного мазуто-хозяйства предусматриваются эстакады с площадки на уровне верха цистерн для обслуживания парового разогревательного устройства. По обеим сторонам приемных лотков выполняются бетонные отмостки.
Узлы пересыпки топлива. |
На рис. 12 — 14 а показано приемно-сливное устройство крупной ГРЭС, работающей на мазуте. Приемно-сливное устройство рассчитано на прием цистерн грузоподъемностью 50, 60 и 90 Г и состоит из четырех железнодорожных эстакад со сливными лотками, эстакады для обслуживания цистерн, переходного пешеходного мостика и промежуточной емкости в виде двух подземных приемных резервуаров. Сливной лоток шириной в свету 920 мм образуется железобетонными плитами и тюдпарнылш стенами поездной эстакады, выполненными из бетонных блоков. Стены поверху закрепляются обвязочными балками ( и распорками. По обвязка м укладываются деревянные шпалы длиной 550 мм и железнодорожный путь.
Характеристика цистерн для перевозки мазута. |
При подаче мазута по трубопроводу отпадает необходимость в приемно-сливных устройствах, исключено обводнение топлива, обусловленное его разогревом при сливе, сокращается численность обслуживающего персонала, занятого эксплуатацией мазутного хозяйства, уменьшается потребный запас топлива и емкость резервуарного парка, снижаются расходы электроэнергии и тепла на собственные нужды, повышается надежность работы. Кроме того, в этом случае принципиально возможно подавать мазут с заводов на ТЭЦ или ГРЭС без промежуточного охлаждения его на заводе и последующего подогрева на электростанции.
Ток подается на погружные, пожарные и дренажные насосы, электрифицированные задвижки приемно-сливного устройства; устройства сигнализации уровня и температуры в резервуарах, приемных и дренажных емкостях; систему обнаружения пожаров.
Принципиальная схема разгрузочной эстакады для цистерн с паровой рубашкой. |
При доставке мазута в цистернах с паровой рубашкой или применении электроиндукционного метода подогрева стенок цистерн для выгрузки топлива приемно-сливные устройства должны быть приспособлены для приема высоковязких мазутов в холодном состоянии.
Эти затруднения вызываются прежде всего тем, что большинство цистерн не приспособлено к быстрому сливу высоковязкого мазута, а приемно-сливные устройства электростанций — к приему такого топлива. Кроме того, эти неприспособленные цистерны имеют разные размеры и объемы корпусов, различную конструкцию сливных приборов и люков, а также разнотипное расположение лестниц, из-за чего увеличиваются время, затрачиваемое на подготовку слива, и трудоемкость операций по нему.
Принципиальная схема сырьевого хозяйства сажевого завода. |
Страницы: 1 2