Снос незаконных построек

Как узаконить самовольную постройку при новом строительстве?

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Сразу отметим, что сочетаний легализации самовольных построек может быть множество, и каждый случай по-своему индивидуален. Это обусловлено тем, что имеется немало индивидуальных особенностей, в которых находится конкретный объект самовольного строительства. Это и регион местонахождения объекта, и статус, и характеристики земельного участка, на котором он находится, и правовой статус первоначального объекта (если речь идет о реконструкции), и техническое состояние и функциональное назначение объекта, и т.п. Поэтому оформление самостроя имеет свои особенности и нюансы в зависимости от региона РФ. К примеру, в Москве данный процесс регулируется не только ст. 222 ГК РФ, а также несколькими постановлениями правительства. Не стоит забывать, что законодательство РФ постоянно изменяется на федеральном и региональном уровне, поэтому для эффективного узаконивания свою стратегию следует согласовать с практикующими профессиональными юристами и строительными экспертами.

В нашей практике встречались случаи, когда особо хитрые владельцы недвижимости по каким-либо причинам сносили (демонтировали) объект и в тех же границах с аналогичными технико- экономическими показателями (площадью, строительным объемом, пятном застройки) возводили новый. А когда исполнительные органы обращались в суд, то владельцы недвижимости пытались доказывать, что нового строительства не было, а был лишь произведен капитальный ремонт. Отметим, что в таких случаях практически невозможно скрыть данный факт от строительного эксперта. И если снос старого объекта и строительство нового обошлись без происшествий на строительной площадке, то эксплуатация такого вновь возведенного объекта стоит под большим вопросом. Поскольку постройка, о сносе которой заявляется иск, государственной приемочной комиссией как капитальный объект не принимается, на соответствие фактически выполненных работ проекту не проверяется, проектная документация государственную экспертизу и строительный контроль не проходит. В данных случаях при проведении строительной экспертизы следует уделять особое повышенное внимание объекту.

С правовой же точки зрения, собственник утратил право собственности на снесенный объект, а на новый еще не приобрел. Исполнительные органы часто доказывают подобные случаи возникновения нового объекта недвижимого имущества.

В данной статье мы рассмотрим наиболее частые в практике случаи узаконивания самостроя. Легализовать самовольную постройку при новом строительстве можно одним из указанных способов:

  1. Через суд (п. 3 ст. 222 ГК РФ);
  2. Через градостроительную земельную комиссию (ГЗК);
  3. Через комиссию по пресечению самовольного строительства.

В ст. 222 ГК РФ указана возможность признания права собственности на самовольную постройку «в ином установленном законом порядке». Данная формулировка в Гражданском кодексе не конкретизирована, но, по нашему мнению и наблюдению, под этим «порядком» и подразумевается возможность оформления прав собственности в упрощенном порядке, например, по «дачной амнистии», через ГЗК и т.д.

Разберем каждый из указанных случаев в по порядку.

Легализация самовольной постройки через суд

Часто собственники начинают узаконивание самостроя через суд не по своей инициативе, а когда становятся ответчиками по иску исполнительных органов на самострой. Однако в практике имеются и случаи, когда владельцы обращаются в суд после неудачной, а в некоторых случаях неоднократной, попытки легализовать самострой в общем административном порядке, т.е. когда собственником исчерпаны все существующие законные способы признания права (в данном случае имеется в виду градостроительная земельная комиссии или комиссия по пресечению самовольного строительства).

К исковому заявлению о признании права собственности на объект самовольного строительства необходимо в качестве доказательств приложить следующие документы:

  1. Имеющиеся документы на земельный участок (свидетельство о праве собственности или договор аренды земельного участка);
  2. Имеющуюся проектную и исполнительную документацию на объект;
  3. Экспертное заключение о том, что объект соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, а также о том, что он не создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В данном случае речь идет о досудебной (внесудебной) экспертизе, которую Вы можете заказать самостоятельно, обратившись в экспертную организацию.

Несмотря на то, что Ваш оппонент в суде или сам суд могут выразить сомнение в данном заключении эксперта и будет назначена судебная экспертиза (где эксперт будет уже нести уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения), не стоит пренебрегать внесудебной экспертизой. Потому что именно заключение эксперта будет являться доказательством, с технической точки зрения, исправного состояния объекта. И даже если будет назначена судебная экспертиза в ином учреждении, то судебный эксперт всегда обратит внимание на наличие в материалах дела досудебного заключения.

В целом, чем больше документов на самострой, тем лучше. В некоторых случаях доходит до того, что у собственника имеется полный пакет документов на объект (и проект, и экспертиза проектной документации, и договоры на землю, и договоры с эксплуатирующими организациями), однако отсутствует разрешение на строительство, и уже, с правовой точки зрения, данный объект нелегален, несмотря на многочисленные имеющиеся документы.

При легализации самовольного строительства через суд всегда необходимо помнить, что Вы можете не только проиграть дело, но и остаться без своего объекта, даже если у Вас имеется свидетельство о праве собственности на него и на земельный участок. Вследствие этого, не стоит доверять дело дилетантам и льстивым мошенникам, необходимо воспользоваться помощью профессиональных игроков и доверить представление интересов в суде опытному грамотному юристу.

Как узаконить самовольную постройку при реконструкции?

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ
«Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов».

Процедура легализации самостроя при реконструкции аналогична процедуре при новом строительстве, т.е. узаконивание самостроя возможно либо в административном порядке, либо через суд.

Однако легализация реконструкции имеет более лояльный характер в силу некоторых особенностей. Во-первых, самовольная реконструкция происходит на объекте, который уже существует, а значит и исполнительные органы об этом осведомлены и ведут себя более мягко. Во- вторых, при подаче иска исполнительные органы часто путают реконструкцию объекта с капитальным ремонтом в целях модернизации, переустройством и даже перепланировкой, т.е. со случаями, в которых процедура согласования значительно проще. В-третьих, с нашей экспертной точки зрения, многие случаи самовольной реконструкции полезны как для объекта, так и для общества. Например, когда нужно предотвратить аварию на объекте и счет идет на минуты, то оформление документов, являющееся затратным по времени делом, становится трудновыполнимым. Или, например, в случае использования мансард вместо холодных чердаков, до эксплуатации которых, как правило, никому нет дела и где зачастую проживают лица без определенного места жительства. В Европе, например, практически невозможно найти здание без мансарды, потому что мансарда — это эффективное использование строительного объема объекта.

Порядок процедуры легализации самовольной реконструкции зависит от типа объекта, его функционального назначения, местоположения, типа проведенных работ и наличия имеющихся документов.

Отметим некоторые особые случаи и нюансы при легализации реконструкции:

  1. Узаконивание реконструкции частного дома (или строительство гаража)
  2. В случае реконструкции частного дома, находящегося на земле садоводческого или дачного хозяйства, следует обратиться в Росреестр, предъявив следующие документы:

  • документы на земельный участок;
  • декларацию об объекте недвижимости.

При реконструкции частного дома на землях ИЖС (индивидуального жилищного строительства) уточните, требуется ли получение разрешения в Вашем случае. Поскольку законодательством закреплены случаи, когда разрешение не требуется. Так, например, не требуется разрешение при:

  • капитальном ремонте;
  • перепланировке жилых помещений;
  • реконструкции некапитальных объектов;
  • иных случаях, где не изменяется надежность и безопасность конструкций.

В данном случае в Росреестр предъявляют документацию, подтверждающую, что оформление разрешения не требуется, либо что придется узаконивать реконструкцию через суд.

  • Узаконивание реконструкции нежилого здания
  • Легализовать реконструкцию нежилого здания можно, если соблюдены следующие условия:

    • тип объекта соответствует целевому назначению земельного участка;
    • строение соответствует строительным нормативам и правилам и не создает угрозу жизни и здоровью граждан;
    • были попытки получения разрешения как на реконструкцию, так и на ввод в эксплуатацию.
  • Легализация самостроя через суд
  • Перед направлением искового заявления в суд необходимо:

    • попробовать получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
    • заказать и провести строительно-техническую экспертизу, установив, что объект соответствует градостроительным нормативам и строительным правилам, и не представляет угрозу жизни и здоровью граждан;
    • собрать пакет правоустанавливающих документов.

    Ответственность за самострой

    Собственнику объекта самовольного строительства стоит опасаться не только ответственности за совершенное правонарушение, но и ситуации, в которой он может и вовсе оказаться без своего объекта на вполне законном основании.

    При осуществлении самовольного строительства собственник и привлекаемые им лица могут совершить несколько правонарушений, таких как:

    1. Штраф вследствие нецелевого использование земельного участка. Статья 8.8 КОАП РФ «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению». Наказывается наложением административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, административный штраф определяется следующим образом: для граждан — в размере от 10 000 до 20 000 рублей, для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
    2. Штраф за строительство или реконструкцию без разрешения. Статья 9.5. КоАП РФ «Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию». Данное нарушение влечет наложение штрафа: на граждан – от 2000 до 5000 рублей, на ИП – от 20 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей, а может быть и применена санкция на временное приостановление деятельности.
    3. Штраф за невыполнение предписаний Госстройнадзора. Данное нарушение влечет наложение штрафа: на граждан – от 1500 до 2500 рублей, на предпринимателей – от 5000 до 10 000 рублей, на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.

    Помощь в легализации самовольной постройки

    Как Вы уже успели заметить, легализация самостроя – процедура непростая, рискованная и достаточна волокитная. Даже при наличии всех имеющихся документов и разнообразных разрешений объект может оказаться в списке под снос. Для предотвращения подобной ситуации необходимо действовать с грамотной юридической и экспертной поддержкой профессиональных специалистов и не пытаться решить возникшую проблему самостоятельно. И чем раньше начать это делать, тем эффективнее и дешевле будет процесс. Затягивание дела, попытки вызвать сочувствие и снисхождение, надежда на рассмотрение Вашего случая в исключительном порядке, как показывает практика, не приводят к положительным результатам. Снос объекта по решению суда в таких случаях неизбежен.

    Эффективно легализовать самострой, не потеряв время, деньги и объект, Вам помогут специалисты Центра строительной экспертизы «ПГС». Мы проверим всю Вашу документацию и подскажем, как нужно действовать. А также можем разработать стратегию по легализации объекта и полностью реализовать ее.

    Для получения помощи и бесплатной консультации Вы можете связаться с нами по телефонам указанным на сайте

    Что признается самостроем

    Согласно законодательным положениям, к самострою относят различные варианты построек, по разным причинам не согласованные с административными структурами населенного пункта, в пределах которого они расположены.

    Распознать, что такое самострой, довольно легко. Есть ряд характеристик, свойственных объектам самостроя:

    1. Построен объект на земле, которая не была надлежащим образом оформлена в собственность владельца.
    2. Объект строительства появился на участке, чье целевое назначение не предполагало этот вариант использования.
    3. Построен дом, иное строение, в обход согласования у различных административных структур.
    4. Возведение объекта происходит с нарушением норм градостроения, иных требований (например, пожарная безопасность), в результате чего получить согласование застройки не удалось.

    Любой из данных вариантов – серьезный повод обеспокоиться относительно будущего права собственности и права распоряжения имуществом. Чем быстрее решить вопрос с незаконным строением на частном участке, тем меньше проблем ждет владельца.

    Последовательность действий узаконить самострой

    Когда постройка уже возведена, остается лишь выбирать, каким именно способом удастся урегулировать проблему самостроя:

    • более простой вариант – административный порядок согласования;
    • при возникших затруднениях – через исковое заявление в суд.

    Второй вариант процедуры – более затратный и сложный, применяется только тогда, когда вариант упрощенного согласования с администрацией не получился.

    Обращаем внимание на Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ, согласно которого в ст. 222 ГК РФ «Самовольная постройка» были внесены изменения.

    Право на легализацию

    Перед тем, как определиться с порядком действий, следует оценить свои шансы на успех, исходя из установленных правил оформления самостроя.

    Чтобы узаконить дом без разрешения на строительство, предстоит решить вопросы:

    • Право на землю. Отсутствие разрешительной документации не исключает возможность легализации самовольной постройки, но делает ее сложнее. Претендовать на узаконивание прав на недвижимость, необходимо являться собственником земли, либо арендовать ее на определенных условиях.
    • Соответствие типа постройки целевому назначению земли (например, жилой дом – на участке под ИЖС).
    • Характеристики объекта. Постройка должна отвечать ограничениям, установленными в рамках плана территории, разрешительных бумаг.
    • Соблюдение интересов и прав других лиц, гарантия отсутствия предпосылок, угрожающих благополучию граждан.
    • Оформление права на недвижимость по доброй воле.

    Объект нуждается в предварительной постановке на учет. Это позволит в дальнейшем обращаться в суд, если легализация в упрощенном порядке оказалась невозможной.
    Скачайте

    Иск о признании права собственности на самовольную постройку. Образец (22,1 KiB, 2 066 hits)

    Исковое заявление о признании права собственности на объект недвижимости. Бланк (21,4 KiB, 1 191 hits)

    Упрощенное оформление

    Дальнейший порядок действий зависит от конкретных обстоятельств застройки и типа объекта. Для построек с нежилыми помещениями, возведенными на территории садоводческого товарищества, алгоритм действий следующий:

    1. Заказ техплана через кадастровую службу. Подготовка технического плана инженером – платная процедура, требующая затрат.
    2. Оплата пошлины за регистрацию собственности (можно воспользоваться терминалом МФЦ или любым другим банкоматом).
    3. Подача заявления на регистрацию права собственности через сотрудника МФЦ. К заявлению прикладывают подготовленный техплан.
    4. В течение ближайшей пары недель рассматривается вопрос о допустимости регистрации и далее заявителю выдают подтверждающий право собственности документ.

    Если появились сомнения в соблюдении правил строительства или есть нарекания к проводимой процедуре, Росреестр вправе отказать в регистрации. Тогда собственник решает проблему через суд.

    Если объект недвижимости – постройка на собственном участке ИЖС или ЛПХ (личное подсобное хозяйство), чтобы получить техплан, кадастровый инженер должен получить от владельца согласованное разрешение на постройку.

    Если разрешение на строительство отсутствует

    В Пензе снесена постройка Михайловской обители. penzanews.ru

    При самовольной застройке разрешения на строительство не имеется. Значит собственнику предстоит посетить МФЦ для подачи запроса о предоставлении ГПЗУ градостроительного плана на землю. После получения ГПЗУ готовится схема участка с определением местоположения объекта строительства.
    Снова обращаются в МФЦ для согласования строительства с приложением к заявлению ГПЗУ и подготовленной схемой участка.

    Разрешение на строительство дает право на выполнение строительных работ и легализацию объекта. С разрешением на строительство обращаются с просьбой подготовить технический план, на основании которого далее регистрируют постройку.

    Если в процессе получения разрешения, подготовки техплана или регистрации получен отказ, следующим этапом, как узаконить самострой, станет судебное разбирательство.

    Судебное согласование

    Так как незаконных построек в Москве и области (например, дачных домов) довольно много, рекомендуется следить за тем, чтобы в процессе строительства неукоснительно соблюдались нормативы и требования по закону. Иначе не избежать негативных последствий вплоть до полной потери недвижимости.

    Обращению в суд всегда предшествует попытка легализации в административном порядке. Обойти досудебный порядок согласования постройки невозможно. Только получив отказ на любом из этапов легализации человек получает право на рассмотрение дела в суде.

    Исковое заявление о признании права на собственность составляется согласно общих норм ГПК РФ.

    Скачайте

    Иск о признании права собственности на самовольную постройку. Образец (22,1 KiB, 2 066 hits)

    Исковое заявление о признании права собственности на объект недвижимости. Бланк (21,4 KiB, 1 191 hits)

    Основные требования к иску:

    1. Указание, на каких основаниях гражданин возвел постройку на рассматриваемом участке земли (частная собственность или долгосрочная аренда). В подтверждение слов ссылаются на прилагаемую копию документа – выписку ЕГРН, дополненную кадастровым планом.
    2. Описание вида объекта недвижимости, установленного в техплане.
    3. В тексте искового заявления указывают лицо, построившее объект и время строительства (если работы велись подрядчиками – прилагают копию договора с ними, если строительство велось своими силами – чеки, квитанции о покупке материалов).
    4. Так как обращению в суд предшествует отказ в согласовании, указывают, кто именно отклонил просьбу в выдаче разрешения (прилагают копию отказного письма) и приводят обоснования, вынудившие отказать.

    В силу того, что предыдущее согласование проводилось с муниципальными структурами, ответчиком по иску указывают именно его.

    После подготовки иска предстоит вычислить, сколько стоит оплата пошлины за рассмотрение дела в суде. Не установлено единой суммы пошлины, так как она рассчитывается по стоимости неузаконенного объекта. Чтобы правильно рассчитать сумму, обращаются за экспертным заключением к оценщикам недвижимости.

    Как свидетельствует судебная практика, результат рассмотрения дела полностью зависит от аргументации исковых требований со ссылками на законодательство и прилагаемой документации.

    Скачайте и ознакомьтесь:

    Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ «Самовольная постройка» (72,6 KiB, 1 265 hits)

    Подготовленный пакет бумаг для суда включает:

    • копии заявления и приложений, подготовленные для сторон процесса;
    • оценочное заключение, на основании которого рассчитывалась государственная пошлина;
    • бумаги, свидетельствующие о принадлежности земли конкретному собственнику;
    • техплан, иное документальное подтверждение о наличии самостроя на участке;
    • справки, свидетельствующие об отсутствии нарушений СНиПов и угроз жизни и здоровью окружающих;
    • документ, подтверждающий факт того, что возведение объекта не вызвало ущемления прав других граждан;
    • бумаги о предварительной работе по согласованию и ответах из муниципальных органов (с согласованием или отказом);
    • оплаченная квитанция госпошлины.

    Место подачи иска выбирают, исходя из общих правил:

    • в регионе расположения спорного объекта;
    • в мировом суде при стоимости имущества менее 50 тысяч рублей;
    • в районном суде при превышении стоимости объекта 50 тысяч рублей.

    После заслушивания сторон, их позиции и доводов, судья выносит решение. При положительном вердикте собственник вместе со вступившим в силу постановлением обращается в МФЦ или напрямую в отделение Росреестра для регистрации собственности.

    При регистрации прилагают новый пакет документации:

    • заявление с просьбой зарегистрировать объект собственности;
    • квитанцию об оплате регистрационной пошлины;
    • паспорт заявителя;
    • судебное решение, в котором указано, что оно вступило в силу;
    • техпаспорт объекта легализации.

    Последствия неузаконенного самостроя

    Несмотря на сложности процесса согласования строительства, лучше придерживаться установленных законом требований. В противном случае, собственника ожидают куда большие проблемы, чем просто запрет на возведение постройки. Помимо штрафа, который может достигать 1 миллиона рублей, владельцу могут вынести предписание о сносе.
    К негативным последствиям относят и существенные ограничения в праве распоряжения недвижимостью – ее невозможно продать или распорядиться иным образом, если не будет подтверждено право собственности.

    Когда самовольное строительство привело к созданию ситуации, опасной для жизни окружающих, с риском для здоровья других граждан, либо объект нарушает права, собственника заставят снести строение в принудительном порядке.

    Отсутствие достаточных знаний этапов строительства и игнорирование требований законодательства часто приводят к рассмотрению дела в суде, с серьезными издержками на подготовку к разбирательству. Кроме того, нет никаких гарантий, что судья примет решение в пользу собственника строительного объекта.

    По этой причине настоятельно рекомендуется накануне начала стройки заручиться согласием надзорных органов и лишь затем заниматься строительством. Рассмотрение вопроса в суде требует юридической подготовки, знаний, как узаконить самовольную постройку, в соответствии с земельным, строительным, жилищным законодательством, и умения правильно аргументировать. По этой причине, если не удалось согласовать постройку в административном порядке, рекомендуется обратиться к опытному юристу.

    Закон о самострое, активно обсуждаемый законодателями летом 2018 года, должен предельно ясно дать определения самовольным постройкам и регламентировать порядок их сноса. Кроме того, нарушителям предоставляется срок лот 3 месяцев до 3 лет на ликвидацию несоответствий, что исключает возможность быстрого сноса объектов.

    Читайте статью 222 ГК РФ с новыми изменениями и дополнениями.

    Законодатели также устанавливают ограничения, препятствующие сносу построек по усмотрению муниципалитета. К таким ситуациям относят постройки на земле, право собственности которой доказать не удалось, однако само строение возникло на участке еще до принятия ЗК РФ. Нельзя несогласованно снести здания, возведенные в отсутствие строительного разрешения до начала действия Градостроительного Кодекса (закон №73-ФЗ от 07.05.1998 года).

    Выявление и снос незаконных построек

    Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

    1

    Вместо разрешения на строительство теперь потребуется проект организации работ по сносу.

    Для осуществления сноса больше не нужно получать разрешение на строительство – вместо него необходимо представить проект организации работ по сносу с учетом технических условий по отключению объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Подготовить такой документ сможет только специалист, имеющий необходимый допуск саморегулируемой организации. Конкретных требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства пока нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

    При этом проект организации работ по сносу не потребуется, если речь идет о сносе гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или о сносе на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также о сносе сооружений вспомогательного использования (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

    Очевидно, что указанные положения закона значительно облегчат процесс согласования сноса объектов недвижимости.

    2

    Регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства.

    Снести объект капитального строительства сможет лицо, которое его построило, если у него есть необходимый допуск саморегулируемой организации, либо юридическое лицо, заключившее договор подряда на снос с правообладателем данного объекта или земельного участка, на котором расположен объект (ч. 4-5 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Стоит отметить, что раньше осуществлять снос объекта мог только его собственник в административном порядке или правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект, в рамках сложной судебной процедуры.

    Чтобы приступить к сносу, необходимо уведомить уполномоченные органы о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ. Подать соответствующее уведомление следует в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, – в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

    При этом в законе отдельно отмечено, что указанные положения не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства (ч. 8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

    3

    Уточнен круг лиц, имеющих право выявлять незаконные постройки.

    В законе теперь четко оговорено, кто имеет право выявлять незаконные постройки. Такими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:

    • государственного строительного надзора;
    • государственного земельного надзора;
    • государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
    • государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
    • государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
    • федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и подведомственных государственных учреждений (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

    Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

    Все это, по моему мнению, качественно упорядочит правовое регулирование в данной сфере.

    4

    Конкретизирован порядок действий при выявлении незаконных построек.

    При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы смогут направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). Это уведомление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней, и по результатам рассмотрения уполномоченный орган совершит одно из следующих действий (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

    1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:

    • возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;
    • возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

    2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:

    • она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
    • в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.

    3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

    4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

    Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).

    Вместе с тем органы местного самоуправления в любом случае не смогут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:

    • объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;
    • объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;
    • многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

    Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.

    Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

    Напомню, что срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

    Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

    Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти осуществят снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

    Если давать оценку этим положениям, очевидно, что они позволят установить более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. Вместе с тем предоставленная органам местного самоуправления возможность решать вопрос о сносе постройки во внесудебном порядке может стать причиной злоупотреблений с их стороны.

    5

    Определен порядок прекращения прав на земельный участок под самовольной постройкой.

    Нововведения предполагают, что права на земельный участок под ранее существовавшей самовольной постройкой прекращаются путем одностороннего отказа от договора аренды, прекращения права постоянного бессрочного пользования или изъятия земельного участка по решению суда (п. 4-7 ст. 46 Земельного кодекса). При этом прекращение прав на земельный участок, если на нем, помимо самовольно возведенной постройки, имеются объекты, построенные в установленном законом порядке, не допускается (п. 6.1-6.3 ст. 54 Земельного кодекса РФ).

    Закон предусматривает, что после прекращения прав на участок он должен быть реализован с публичных торгов. Причем собственнику земельного участка, в отличие от арендатора или лица, которому земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование, будут переданы средства, полученные от такой продажи за вычетом расходов на организацию торгов (ст. 54.1 Земельного кодекса РФ).

    Лицо, которое по результатам публичных торгов приобрело земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, подлежащая сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями, обязано исполнить обязательства по сносу постройки или по представлению в уполномоченные органы утвержденной проектной документации по ее реконструкции и приведению в соответствие с установленными требованиями за свой счет (ч. 8-9 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

    Тем самым новые положения законодательства, в отличие от ранее действовавших норм, вводят новый тип обременений при продаже земельных участков в виде обязательств по сносу самовольных построек или приведения их в соответствии с установленными требованиями. Указанные нововведения позволят вовлечь в хозяйственный оборот земельные участки и объекты недвижимости, которые ранее не могли быть использованы по причине невозможности узаконивания указанных объектов недвижимости или их демонтажа в связи с отсутствием у собственников средств для этого.

    6

    Уточнены сроки рассмотрения судами дел о сносе самовольных построек.

    Согласно поправкам дела о сносе самовольной постройки и решения уполномоченных органов о сносе самовольных построек должны рассматриваться судами за один месяц, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса). Учитывая сложившуюся судебную практику, очевидно, что данный срок является очень коротким для того, чтобы рассмотреть такие дела по существу.

    Рассмотренные выше поправки, по моему мнению, систематизируют и структурируют имеющиеся положения законодательства по вопросу сноса самовольных построек. Однако в связи с тем, что органам местного самоуправления теперь предоставлены значительные полномочия по сносу подобных объектов без решения суда, это может привести к злоупотреблениям и ослабит позиции пользователей таких построек. Кроме того, изменения, касающиеся сроков рассмотрения судами дел по сносу самовольных построек, практически исключают возможность качественного рассмотрения таких дел судами.

    Особенности ИЖС

    Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

    По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

    Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам (ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

    Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 1 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»).

    ***

    Очевидно, что новый закон значительно ужесточает требования к порядку сноса самовольных построек и дает уполномоченным органам расширенные права по принятию решений по данному вопросу во внесудебном порядке. Кроме того, судебный порядок рассмотрения данных вопросов значительно искажается и предполагает совсем иной подход к рассмотрению дел о сносе самовольных построек, что, скорее всего, негативно скажется на качестве рассмотрения данных дел. Видимо, единственным выходом для пользователей самовольных построек будет принятие мер по их узакониванию, в том числе и в рамках вновь предоставленных местным органам власти полномочий по сохранению самовольных построек (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

    Вместе с тем закон делает более простым согласование строительства индивидуальных жилых домов и садовых домиков.

    Насколько указанные новации будут успешными с точки зрения правоприменительной практики, покажет время. Возможно, в ходе наработки практики по данному закону выявится необходимость в дальнейшей корректировке Градостроительного кодекса РФ.

    Снос незаконных построек

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *