СНиП 12 1 2004

Ув. Владимир! В своих ответах Вы оперируете положением о том, что к зданиям постройки например пятидесятых годов инспектором ГПН должны предъявляться требования строительных норм действовавших на момент его проектирования (если не было кап. ремонта). Но никак не СНиПы вышедшие позже. Можно попросить Вас подробно, со ссылкой на соответствующие документы разъяснить это положение. Аргументированность Ваших ответов оказывает большую пользу в работе! Спасибо.

Александр

Здравствуйте, Александр!

Да я уже, по-моему все разъяснил.

Эта тема была раскрыта в ответах на вопросы:
«Применение требований пожарной безопасности к зданию детского сада 1968 года постройки» (здесь — даже больше в комментариях, чем в самом ответе),
и
«Применение требований СНиП 21-01-97* к зданию, построенному до 1 января 1998 года».

Можно просто перейти по ссылкам и прочитать.

Впрочем, можно собрать здесь все тезисы воедино и добавить пару новых.

Пожалуй я так и сделаю.

Дело в том, что требования вновь принимаемых нормативных правовых актов и нормативных документов не распространяются на ранее построенные здания и сооружения. По общему правилу закон обратной силы не имеет.

Эта норма закреплена в статье 54 Конституции РФ:

«Статья 54

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.»,

а также в статье 4 Гражданского кодекса РФ:

«Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.».

То, что теперь написано в части 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности является повторением (свободным пересказом) положений статьи 54 Конституции РФ применительно к конкретному закону. И абсолютно им не противоречит. И не вносит никаких новых нюансов и смысловых оттенков, которые некоторые пытаются увидеть.

Этот принцип соблюдался всегда.

Эволюция противопожарного нормирования в СССР выглядит следующим образом:
Временные правила и нормы промышленного строительства 1929 г.,
Единые нормы строительного проектирования 1930 г.,
ОСТ 90015-39 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий»,
НСП 102-51 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест»,
Н 102-54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест»,
СНиП II-А.5-62 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования»,
СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений»,
СНиП II-2-80 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений»,
СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы».

А еще раньше был Строительный устав Российской Империи.

Каждый СНиП начинал действие с конкретной даты и распространялся только на объекты, проектирование которых начато после вступления его в силу. Область его применения черным по-русски прямо указана в соответствующем разделе нормативного документа.

Чтобы не быть голословным, давайте проверим.

Н 102-54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест»:

«1. Настоящие нормы распространяются на проектирование и строительство вновь возводимых или реконструируемых промышленных предприятий и населенных мест, отдельных зданий и сооружений производственного и вспомогательного назначения, жилых и общественных зданий.»;

СНиП II-А.5-62 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования»:

«1.1. Настоящая глава содержит основные противопожарные требования, которые являются общими и распространяются на проектирование вновь возводимых или реконструируемых зданий и сооружений.»;

СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений»:

«1.1. Настоящая глава устанавливает основные противопожарные нормы и требования, которые являются общими и распространяются на проектирование вновь строящихся или реконструируемых зданий и сооружений.»;

СНиП II-2-80 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений»:

«1.1. Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых зданий и сооружений различного назначения.»;

СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы»:

«Настоящие нормы должны соблюдаться при разработке проектов зданий и сооружений.».

СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» вступил в силу с 1 января 1998 года и будто бы внес некоторый парадокс в эту стройную систему, распространив свое действие на эксплуатируемые объекты:

«1.1 Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее — зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.».

Но!

1. Он не является нормативным правовым актом и не может содержать обязательных для исполнения правовых норм.
2. Тем более он не может противоречить Конституции РФ.
3. А сама формулировка п. 1.1 СНиП 21-01-97, по моему мнению, связана не с тем, что по замыслу разработчиков на стадии эксплуатации зданий необходимо применять все требования СНиПа. А стем, что он содержит отдельные требования, которые должны применяться на стадии эксплуатации. Такие, как п.п. 4.3, 7.28 — по аналогии с Правилами пожарной безопасности.
4. Правила применения СНиП 21-01-97 были установлены СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», в т.ч. пунктом 8.5. И хотя в настоящее время СНиП 10-01-94 отменен, при определении правил применения СНиП 21-01-97, я думаю, правомочно руководствоваться именно п. 8.5 СНиП 10-01-94:

«8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.»

Но и это еще не все!

Официальная позиция Министерства юстиции РФ, сформулированная в письмах от 10.12.2007 № 01-5063 и от 23.10.2009 № 01-5316/09, заключается в том, что СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», не прошедший государственную регистрацию в Минюсте России, не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу. Он не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На него нельзя ссылаться при разрешении споров.

Такую же позицию занимает МЧС России, о чем территориальные органы министерства были проинформированы в письме от 2 июня 2011 г. № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП».

В связи с изложенным выше, оценку соответствия требованиям пожарной безопасности ранее построенных зданий и сооружений необходимо осуществлять путем сравнения фактических параметров объекта с проектной документацией. Также можно (или нужно) оценивать здание или сооружение по акту ввода в эксплуатацию — имевшиеся нарушения требований должны быть в нем указаны.

Если проект утерян — следует искать нормы проектирования, действовавшие в период разработки проектной документации.

Бывают случаи, когда здание построено ну очень давно, и искать нормы проектирования нет то ли желания, то ли целесообразности. Считаю, что в этом случае можно найти компромиссное решение.

Например:
здание построено в 1935 году;
проектная документация на строительство не сохранилась;
достоверная информация о ремонтах, перепланировках и изменениях функционального назначения, которые могли быть в первые несколько десятилетий эксплуатации здания, отсутствует;
Предположим также, что нет возможности (или желания) искать нормативные документы по пожарной безопасности, выпущенные ранее 1962 года. Одновременно можно с достаточной степенью уверенности утверждать (или аргументированно доказать), что позднее 1962 года капитальных ремонтов, реконструкций и изменений функционального назначения здания не проводилось. К тому же, при проведении обследования здания, не выявлено нарушений требований нормативных документов по пожарной безопасности, принятых в 1962 году. На этом можно и остановиться. И в настоящее время, а также в будущем (до проведения капитального ремонта, реконструкции или изменения функционального назначения здания), оценивать его пожарную безопасность по нормативным документам образца 1962 года.

После принятия собственником (или руководителем организации, эксплуатирующей здание) такого решения, требования пожарной безопасности именно тех нормативных документов, которые будут соблюдаться на объекте защиты, указываются в декларации пожарной безопасности.
Это право собственника. Он имеет право принять решение привести объект в соответствие хоть Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности.

В обязательном же порядке приведение параметров здания или сооружения в соответствие требованиям нормативных документов, действующих в текущий момент времени, осуществляется при его капитальных ремонтах, реконструкциях и изменениях функционального назначения.

Заявлению владельца здания о том, что не было его капитальных ремонтов, реконструкций и изменения функционального назначения оснований не доверять нет. Презумпции невиновности и добросовестности действуют.
Имевшие место быть капитальные ремонты, реконструкции и изменения функционального назначения здания можно попробовать отследить по техническому паспорту здания, регистрационным и бухгалтерским документам.

Также необходимо понимать, что необходимость выполнения капитальных ремонтов и реконструкций зданий определяется их физическим износом, стремлением к повышению уровня комфорта. Когда их выполнять «уже пора» определяет владелец здания. Необходимость изменения функционального назначения также определяется волей владельца здания. Часто связана со сменой владельцев.

В этих случаях осуществляется приведение объекта в соответствие требованиям действующих нормативных документов. Но только в той части, в которой это позволяют основные строительные конструкции здания.
Другими словами: безопасность необходима для жизни, а не жизнь нужна для безопасности.

При этом нужно понимать какие требования и каких нормативных документов имеются в виду. Если система водяного пожаротушения в здании изначально не была предусмотрена, существующие сети наружного водоснабжения населенного пункта не обеспечивают необходимый расход воды, то этого никогда и не будет. А поэтому не стоит даже пытаться требовать.

А если речь идет о системах пожарной сигнализации или СОУЭ, средний срок службы которых 10 лет, то я не вижу причин, чтобы при выходе системы из строя не проектировать новую по действующим в настоящее время нормам.

А если говорить об организации технического обслуживания огнетушителей, то я не вижу причин не применять СП 9.13130.2009 даже в здании, которое построено 200 лет назад.

СВЕДЕНИЯ О СВОДЕ ПРАВИЛ:

  • ИСПОЛНИТЕЛИ: ОАО «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» (ОАО «ЦНС»), ФГУ «Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве» (ФГУ «ФЦС»), ООО «Центр научных исследований организации, механизации, технологии строительного производства» (ООО «ЦНИОМТП»)
  • ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
  • ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ ФГУ «ФЦС»
  • УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2010 г. № 781 и введен в действие с 20 мая 2011 г.
  • ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 48.13330.2010

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий свод правил распространяется на строительство новых, реконструкцию и снос существующих зданий и сооружений (далее — строительство), возводимых на основании разрешения на строительство, полученного в установленном порядке, а также на благоустройство и инженерную подготовку территорий.

При строительстве линейных сооружений, линий электропередачи, связи, трубопроводов и других объектов технической инфраструктуры, а также в полосе отчуждения железных дорог, в полосе отвода автомобильных дорог и других транспортных путей должны дополнительно учитываться требования действующих нормативных документов.

В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности указанных объектов, и государственными контрактами (договорами).

Документ не распространяется на здания и сооружения, строительство которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности может осуществляться без разрешения на строительство, а также на объекты индивидуального жилищного строительства, возводимые застройщиками (физическими лицами) собственными силами, в том числе с привлечением наемных работников, на принадлежащих им земельных участках.

Документ также не распространяется на производство материалов, изделий и конструкций на предприятиях стройиндустрии и промышленности строительных материалов.

О Своде правил «Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2002 года N 122
О Своде правил «Решения по охране труда и
промышленной безопасности в проектах организации
строительства и проектах производства работ»

Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

постановляет:

Утвердить представленный Управлением экономики и международной деятельности Госстроя России Свод правил СП 12-136-2002 «Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ», разработанный Федеральным государственным учреждением «Центр охраны труда в строительстве» Госстроя России и Аналитическим информационным центром «Стройтрудобезопасность», и применять его в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве.

Председатель
А.Шамузафаров

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
11 декабря 2002 года,
регистрационный N 4026

Свод правил СП 12-136-2002 «Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ»

Своды правил по проектированию и строительству
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
РЕШЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПРОЕКТАХ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ПРОЕКТАХ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

Дата введения 01.01.2003

Область применения

Настоящий свод правил определяет порядок разработки, состав и содержание решений, разрабатываемых с учетом требований охраны труда и промышленной безопасности, а также устанавливает порядок разработки и содержание решений по охране труда и промышленной безопасности в проектно-технологической документации по организации строительства и производству работ (проектах организации строительства и проектах производства работ).

Нормативные ссылки

В настоящем документе использованы ссылки на нормативные правовые акты, приведенные в приложении А.

Общие положения

3.1. Проекты организации строительства (ПОС) и проекты производства работ (ППР) разрабатываются с учетом требований охраны труда и промышленной безопасности.
Выполнение работ в условиях действия опасных и вредных производственных факторов, а также строительстве, реконструкции или эксплуатации опасных производственных объектов осуществляется на основе решений по охране труда и промышленной безопасности, разрабатываемых в составе организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.).

3.2. Руководящими и справочными материалами для учета требований, а также разработки решений по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР являются:
требования нормативных правовых и нормативно-технических актов, содержащих государственные требования охраны труда и промышленной безопасности;
типовые решения по безопасности труда, справочные пособия и каталоги технологической оснастки и средств защиты работающих;
инструкции заводов — изготовителей машин, оборудования, оснастки, применяемых в процессе работ;
ранее разработанная документация по организации строительства и производству работ.

3.3. Для обеспечения безопасных условий работ при строительстве объекта до начала выполнения основных работ в ПОС и ППР предусматривается выполнение подготовительных работ.
В частности, до начала строительства объекта должны быть выполнены следующие общеплощадочные подготовительные работы:
ограждение территории стройплощадки;
размещения санитарно-бытовых зданий, производственных и административных зданий и сооружений за пределами опасных зон;
устройство временных автомобильных дорог, прокладка сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода;
освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений), планировка территории, водоотвод и перекладка коммуникаций;
устройство крановых путей, монтаж крана, устройство площадки для складирования строительных материалов и конструкций.
Выполнение основных работ на объекте разрешается при условии необходимой подготовки строительной площадки.

3.4. Безопасность решений при строительстве объекта в ПОС и ППР обеспечивается за счет выполнения следующих условий:
сокращения объемов работ, выполняемых в условиях действия опасных и вредных производственных факторов за счет применения новых проектных решений, обеспечивающих возможность применения более безопасных методов выполнения работ;
определения безопасной последовательности выполнения работ, а также необходимых условий для обеспечения безопасности при совмещении работ в пространстве и во времени;
выбора и размещения строительных машин и средств механизации с учетом обеспечения безопасных условий работы;
оснащения рабочих мест необходимой технологической оснасткой и средствами малой механизации;
выбора безопасных методов и приемов выполнения работ;
разработки решений по охране труда и промышленной безопасности при выполнении работ в условиях действия опасных и вредных производственных факторов при строительстве, реконструкции или эксплуатации опасных производственных объектов.

Порядок разработки и содержание решений, разрабатываемых в ПОС и ППР с учетом требований охраны труда и промышленной безопасности

4.1. Порядок разработки и содержание решений в ПОС и ППР определяется строительными нормами и правилами.

4.2. ПОС разрабатывается генеральной проектной организацией с привлечением специализированных проектных организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности.
ПОС разрабатывается в составе проектной документации на полный объем строительства для увязки решений по организации строительства с принятыми в рабочем проекте объемно-планировочными и конструктивными решениями проектируемых зданий и сооружений.

4.3. На стадии разработки ПОС проводятся все необходимые согласования, связанные со строительством объекта.
Принятые в ПОС решения по учету требований охраны труда и промышленной безопасности служат основой для определения сметной стоимости строительства и утверждаются заказчиком.

4.4. Исходными данными для учета требований охраны труда и промышленной безопасности в ПОС являются:
объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений с разбивкой здания или сооружения на отдельные блоки (секции);
условия возведения объекта, требующие совмещения производства работ в пространстве и во времени, что вызывает необходимость применения особых мер по защите окружающей среды или строителей;
данные по обеспечению строительства энергетическими ресурсами, водой и т.д.;
сведения об условиях обеспечения работников санитарно-бытовыми помещениями;
особые условия строительства, связанные со строительством, реконструкцией и эксплуатацией опасных производственных объектов;
имеющийся опыт возведения подобных объектов.

4.5. Учет требований охраны труда и промышленной безопасности осуществляется при подготовке следующих видов документации в составе ПОС:

а) календарном плане, в котором определяются сроки и очередность проведения подготовительных мероприятий и строительства объекта с выделением работ, выполняемых в условиях действия опасных и вредных производственных факторов или связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией опасных производственных объектов;

б) строительном генеральном плане (стройгенплане) с размещением строящихся зданий и сооружений, существующих и подлежащих сносу строений, существующих и перекладываемых коммуникаций, размещением временных зданий и сооружений, временных и постоянных дорог, мест для подключения временных коммуникаций, размещения опасных производственных объектов, расположенные вблизи стройплощадки объекты, требующие применения защитных мероприятий;

в) технологических схемах, определяющих последовательность и совмещение работ при возведении зданий и сооружений с учетом обеспечения безопасности производства работ;

г) решениях по охране труда и промышленной безопасности при выполнении работ в условиях действия потенциально опасных производственных факторов и эксплуатации опасных производственных объектов;

д) пояснительной записке, содержащей необходимые обоснования и расчеты для принятых решений.

4.6. Для строительства особо сложных зданий и сооружений в составе ПОС разрабатываются с учетом требований безопасности труда рабочие чертежи на специальное оборудование, приспособления и оснастку, в том числе:
специальная опалубка (несъемная, скользящая);
крепления стенок котлованов и траншей;
оснастка для строительства подземных сооружений способом «стена в грунте», прокладка подземных трубопроводов;
защитные устройства при строительстве, реконструкции и эксплуатации опасных производственных объектов вблизи существующих зданий.

4.7. При реконструкции действующих промышленных предприятий, зданий и сооружений дополнительно к требованиям, изложенным в п.п.4.4, 4.5, необходимо:
определение состава работ, выполняемых в период, не связанный с остановкой действующего производства, и работ, связанных с частичной или полной его остановкой;
определение очередности и порядка совмещенного выполнения строительных работ с эксплуатацией опасных производственных объектов, с указанием участков работ, где работы ведутся с выполнением особых мероприятий по защите строителей и работников действующего производства.

4.8. ППР на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений разрабатываются генеральными подрядными строительно-монтажными организациями. На отдельные виды общестроительных, монтажных и специальных строительных работ ППР разрабатывают организации, выполняющие эти работы.
По заказу строительных организаций ППР могут разрабатываться специализированными организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.

4.9. В зависимости от сроков строительства и объемов работ по решению строительной организации ППР разрабатывается на строительство объекта в целом или отдельных его частей.

На строительство особо сложных объектов (или их частей) ППР может разрабатываться в составе проектной документации, при включении его заказчиком в перечень проектных работ.

4.10. ППР утверждается руководителем организации, выполняющей работы, и передается на строительную площадку за 2 месяца до начала выполнения предусмотренных там работ.
ППР на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующего предприятия, здания и сооружения согласовывается с организацией заказчиком.

4.11. Исходными данными для разработки решений в ППР являются:
проект организации строительства;
необходимая рабочая документация;
материалы и результаты технического обследования подлежащих реконструкции эксплуатируемых зданий и сооружений, а также требования к выполнению строительных работ в условиях действующего производства;
существующая в организации база механизации;
особые условия строительства, связанные с возникновением зон постоянно действующих и потенциально действующих опасных производственных факторов.

4.12. Учет требований безопасности труда осуществляется при подготовке в ППР следующих видов документации:

а) календарном плане производства работ, в котором устанавливается последовательность выполнения работ, с выделением работ, связанных со строительством, эксплуатацией и реконструкцией опасных производственных объектов, а также указанием производства совмещенных работ;

б) стройгенпланах, разрабатываемых на подготовительный и основной периоды строительства с расположением: ограждения стройплощадки и участков работ; строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений; месторасположения подземных коммуникаций; опасных зон вблизи строящихся зданий, мест строительства, реконструкции и эксплуатации опасных производственных объектов, мест работы экскаваторов и другой строительной техники; мест установки грузоподъемных кранов и других строительных машин, а также зоны ограничения их работы; мест размещения санитарно-бытовых и производственных зданий и сооружений; мест складирования строительных материалов и конструкций; автомобильных дорог и проходов работников; мест установки пожарных гидрантов, щитов с противопожарным инвентарем, мест курения;

в) технологических картах (схемах) (с использованием соответствующей типовой документации) на выполнение отдельных видов работ, результатом которых являются законченные конструктивные элементы, а также части здания, сооружения, содержащих план и разрез той части здания, где будут выполняться работы, а также схемы организации стройплощадки и рабочих мест с указанием: требований по подготовке места работы и выполнению предшествующих работ, обеспечивающих необходимый фронт и безопасные условия выполнения работ; методов и последовательности производства работ с разбивкой здания на захватки (ярусы), определением необходимых средств механизации и технологической оснастки, определением способов подачи и мест хранения материалов, конструкций и изделий;

г) решениях по охране труда и промышленной безопасности при выполнении работ в условиях действия опасных производственных факторов и эксплуатации опасных производственных объектов;

д) пояснительной записке, содержащей необходимые обоснования и расчеты для выполнения работ.

Порядок разработки и содержание решений по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР

5.1. К разработке проектных решений по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР необходимо привлекать специалистов, имеющих опыт производственной работы и прошедших обучение и проверку знаний по охране труда и промышленной безопасности в установленном порядке.
Указанные лица несут установленную законом ответственность за соответствие разрабатываемых решений требованиям охраны труда.

5.2. Состав и содержание основных проектных решений по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР определяется:
СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», принятый и введенный в действие постановлением Госстроя России от 23.07.2001 N 80, зарегистрированный Минюстом России 9 августа 2001 года, регистрационный N 2862;
СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», принятый и введенный в действие постановлением Госстроя России от 17.09.2002 N 123, зарегистрированный Минюстом России 18 октября 2002 года, регистрационный N 3880;
ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 N 98 (в государственной регистрации не нуждаются согласно письму Минюста России от 17.08.2000 N 6884-ЭР);
другими нормативными правовыми актами, указанными в приложении А.

5.3. Решения по охране труда и промышленной безопасности могут приводиться в составе документации, указанной в 5-м разделе, или в виде отдельных конкретных решений. В качестве обоснования для разработки указанных решений рекомендуется приводить соответствующие нормы и правила охраны труда и промышленной безопасности.

5.4. При разработке решений по охране труда необходимо выявить зоны действия опасных производственных факторов, связанных с технологией и условиями производства работ. При этом опасные зоны, связанные с применением грузоподъемных кранов, должны определяться в ПОС, а остальные в ППР.
Производственные и санитарно-бытовые помещения необходимо размещать на стройгенплане за пределами опасных зон.

5.5. При размещении на строительной площадке башенных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, границы которых определяются согласно СНиП 12-03, попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места временного или постоянного нахождения работников и других лиц на территории строительной площадки или жилые, общественные здания, транспортные магистрали за ее пределами, необходимо предусматривать решения по безопасности труда, исключающие возможность возникновения там опасных зон, включая:

оснащение башенных кранов средствами для искусственного ограничения зоны их работы;
применение вблизи строящегося здания защитных экранов.

5.6. При организации рабочих мест в зонах возможного действия опасных или вредных производственных факторов необходимо предусматривать решения по охране труда, в том числе:
размещении их вблизи перепада по высоте 1,3 м и более, вблизи строящегося здания, в местах перемещения краном груза, расположении по одной вертикали, в котлованах и траншеях, где возможно выделение вредного газа, вблизи электроустановок;
выполнении работ с применением грузоподъемных кранов и транспортных средств в зоне ЛЭП, вблизи котлованов и траншей.

5.7. При строительстве, реконструкции или эксплуатации опасных производственных объектов в ПОС и ППР предусматриваются решения по промышленной безопасности, в том числе при:
производстве работ грузоподъемными кранами и подъемниками;
производстве буровзрывных работ;
строительстве подземных сооружений.

5.8. При расположении рабочих мест вблизи перепада по высоте 1,3 м и более технологические карты должны содержать решения по предупреждению падения человека с высоты, которые связаны с определением конструкции и места установки необходимых средств коллективной защиты — защитных (страховочных или сигнальных) ограждений, а также средств подмащивания и лестниц для подъема на рабочие места.
В связи с тем, что применяемые ограждения являются временными и перемещаются вместе с рабочими местами, они делаются, как правило, инвентарными. При их отсутствии ограждения должны изготавливаться по месту из лесоматериала или металла.
В целях сокращения размеров ограждаемых участков необходимо предусматривать первоочередное устройство постоянных ограждающих конструкций (стен, панелей, ограждений балконов, лестничных маршей и площадок), а также установку лестничных маршей.
В отдельных случаях, предусмотренных СНиП 12-03, работы могут выполняться с применением предохранительного пояса для строителей, соответствующего требованиям государственных стандартов и имеющего сертификат аттестации. В этом случае в технологической карте должны быть указаны места и способы крепления предохранительного пояса.
При выборе способа крепления предохранительного пояса следует учитывать зону работы. В случае, если зона работы ограничена и не требует частого перемещения, предохранительный пояс может крепиться к элементам конструкций. В случае, если зона работы значительна и требует свободного перемещения работника, предохранительный пояс следует применять в комплекте со страховочным устройством.

5.9. Основными критериями, определяющими выбор необходимого типа средства подмащивания, классификация и общие технические требования которых определены государственными стандартами, являются месторасположение зоны работ, трудоемкость работ, а также максимальная нагрузка от работников, материалов, инструмента.
В зависимости от размеров зоны работы может возникнуть необходимость перемещения работающих по горизонтали, вертикали или по горизонтали и вертикали. В первом случае следует применять переставные (с массой до 15 кг) или передвижные подмости. Во втором случае подъемные подмости — люльки. При необходимости перемещения зоны работы по вертикали и горизонтали в случае значительной трудоемкости работ необходимо применять стоечные леса, а при незначительной трудоемкости — подъемники.
При необходимости расположения на подмостях материалов и оборудования необходимо указать максимально допустимую нагрузку и характер ее распределения.

5.10. Для защиты людей от падающих предметов небольшой массы применяются защитные настилы или козырьки.
В соответствии с требованиями СНиП 12-03 и других строительных норм и правил защитные козырьки должны устраиваться при возведении кирпичных зданий, а защитные настилы — при выполнении работ по одной вертикали.

5.11. В целях предупреждения падения перемещаемых краном строительных конструкций и материалов, а также их падения в процессе монтажа или при складировании в технологических картах следует указать:
средства контейнеризации или тара для применения штучных и сыпучих материалов, а также бетона или раствора, предупреждающие падение груза при его перемещении и обеспечивающие удобства подачи к месту работ;
способы строповки и грузозахватные приспособления (грузовые стропы, траверсы и монтажные захваты), обеспечивающие подачу элементов конструкций при монтаже и складировании в положении, близком к проектному;
порядок и способы складирования конструкций и оборудования;
способы временного и окончательного закрепления конструкций при монтаже.

5.12. При разработке грунта и производстве работ в котлованах и траншеях необходимо предусматривать меры по предотвращению обрушения грунта. Для этого, исходя из требований строительных норм и правил, необходимо в ППР с учетом геологических и гидрогеологических условий участка работ и нагрузки от строительных машин и складируемых материалов определить крутизну откосов выемки или указать проект крепления стенок траншеи.

В ППР необходимо определить места установки ограждений выемок, переходных мостиков и лестничных маршей для прохода людей через выемку и спуска в котлован, а также предусматривать меры безопасности при разработке грунта в местах пересечения траншей подземными коммуникациями.

5.13. При выполнении отделочных или антикоррозионных работ в закрытых помещениях с применением материалов с вредными или пожароопасными свойствами в соответствии с требованиями СНиП 12-03 и других строительных норм и правил необходимо в ППР предусматривать применение естественной или искусственной вентиляции, а также применение работниками средств индивидуальной защиты.
В местах применения окрасочных составов, образующих взрывоопасные пары, следует предусматривать решения, соответствующие ППБ-01.

5.14. В целях обеспечения электробезопасности в соответствии с требованиями СНиП 12-03 в ППР необходимо предусматривать:
указания по устройству временных электроустановок, выбору трасс и определению напряжения временных силовых и осветительных электросетей, месторасположению вводно-распределительных систем и приборов;
указания по заземлению металлических частей крановых путей и металлоконструкций грузоподъемных кранов, другого оборудования с электроприводом, металлических строительных лесов, металлических ограждений токоведущих частей;
дополнительные меры безопасности при производстве работ в действующих установках.

5.15. При выполнении работ с применением мобильных строительных машин и транспортных средств исходя из требований СНиП 12-03 необходимо предусматривать:
определение на стройгенплане путей перемещения и мест установки мобильных машин на территории стройплощадки и местонахождения создаваемых ими опасных зон;
места установки машин и транспортных средств вблизи выемок и траншей, которые должны определяться с учетом обеспечения устойчивости откосов и крепления выемок;
определение специальных мер безопасности при выполнении работ с применением машин и транспортных средств в охранной зоне линии электропередачи.

5.16. При производстве работ грузоподъемными кранами или подъемниками исходя из требований ПБ 10-382 и других правил безопасности в ППР должны быть заложены решения по выполнению следующих требований охраны труда и промышленной безопасности:

устанавливаемые краны или подъемники должны соответствовать условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету;
при установке кранов или подъемников необходимо соблюдать безопасные расстояния от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасные расстояния приближения к строениям и местам складирования строительных конструкций, деталей и материалов;
обеспечение безопасной совместной работы нескольких кранов на одном пути, на параллельных путях;
указаны подъездные пути и места складирования грузов, порядок и габариты их складирования;
мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран или подъемник;
соответствующий требованиям государственных стандартов проект кранового пути при перемещении крана по крановым путям.

5.17. При выполнении горных работ и строительстве подземных сооружений исходя из требований правил безопасности в ППР должны быть следующие решения по выполнению требований промышленной безопасности:
определены способы разработки породы, а также временного и постоянного крепления подземных выработок, с учетом геологических и гидрогеологических условий участка работ;
выбраны средства механизации для разработки, погрузки и транспортирования породы, средства для доставки материалов и конструкций, средства механизации для сооружения постоянной крепи;
определены схемы и составлены проекты вентиляции подземных выработок;
определены схемы и составлены проекты откачки воды;
разработаны мероприятия по предупреждению аварий;
разработаны мероприятия по обеспечению целостности и сохранности подземных и надземных коммуникаций и сооружений.

Приложение А. Перечень нормативных правовых актов, на которые имеются ссылки в настоящем Своде правил

Приложение А

1. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования». Принят и введен в действие постановлением Госстроя России от 23.07.2001 N 80. Зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2001 года, регистрационный N 2862.

2. СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство». Принят и введен в действие постановлением Госстроя России от 17.09.2002 N 123. Зарегистрирован Минюстом России 18 октября 2002 года, регистрационный N 3880.

3. ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 N 98. Не нуждаются в государственной регистрации согласно письму Минюста России от 17.08.2000 N 6884-ЭР.

4. ПБ 13-407-01 «Единые правила безопасности при взрывных работах». Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 30.01.2001 N 3. Зарегистрированы Минюстом России 07.06.2001, регистрационный N 2743.

5. ПБ 03-428-02 «Правила безопасности при строительстве подземных сооружений». Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 01.11.2001 N 49. В государственной регистрации не нуждаются согласно письму Минюста России от 24.12.2001 N 12467-ЮД.

6. ППБ 01-93 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. Утверждены МВД России 14 декабря 1993 года с изм. и доп. Зарегистрированы Минюстом России 27.12.93, регистрациооный N 445.

Текст документа сверен по:
«Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти»,
N 4, 27.01.2003

СНиП 12 1 2004

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *