Смета некоммерческой организации, образец

Периодичность, порядок и сроки представления

Форма 4 составляется бюджетными организациями, которые в соответствии с законодательством РБ имеют право осуществлять приносящую доходы (предпринимательскую) деятельность (п. 48 Инструкции № 22).

Периодичность представления формы 4 – годовая и квартальная.

В соответствии с пунктами 3-5, 7 Инструкции № 22 бухгалтерская отчетность (включая форму 4) годовая составляется на 1 января года, следующего за отчетным, а квартальная – по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года.

Как и другие формы бухгалтерской отчетности, форма 4 составляется нарастающим итогом с начала отчетного года в белорусских рублях с двумя знаками после запятой, представляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде в форме электронного документа.

Сроки представления бухгалтерской отчетности (включая форму 4) устанавливаются в соответствии с п. 93 Инструкции № 22. Для распорядителей средств республиканского бюджета они устанавливаются Минфином ежегодно, для распорядителей средств местных бюджетов – соответствующими местными финансовыми органами.

Днем представления бухгалтерской отчетности считается дата ее фактической передачи по принадлежности. Если срок представления бухгалтерской отчетности приходится на выходной или праздничный день, то сроком ее представления считается первый следующий за ним рабочий день (п. 94 Инструкции № 22).

Получатель бюджетных средств – бюджетная организация представляет бухгалтерскую отчетность (включая форму 4) распорядителю бюджетных средств (вышестоящей организации) (п. 87 Инструкции № 22).

Согласно п. 91 Инструкции № 22 распорядители бюджетных средств на основании показателей форм бухгалтерской отчетности получателей бюджетных средств составляют сводную бухгалтерскую отчетность (включая свод по форме 4) путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям.

Согласно п. 90 Инструкции № 22 сводную бухгалтерскую отчетность составляют:

– распорядители бюджетных средств, имеющие обособленные структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс;

– распорядители бюджетных средств, имеющие подведомственные бюджетные организации, и др.

Распорядители средств республиканского бюджета представляют бухгалтерскую отчетность в Минфин, а распорядители средств местных бюджетов – в местный финансовый орган.

Распорядители бюджетных средств сводную бухгалтерскую отчетность представляют с сопроводительным письмом в отдельной папке в сброшюрованном виде (п. 92 Инструкции № 22).

Формирование показателей формы 4

Методика формирования показателей формы 4 определена в гл. 7 Инструкции № 22.

Следует обратить внимание, что в соответствии с постановлением Минфина от 26.12.2016 № 112 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций» (далее – постановление № 112) форма 4 изложена в новой редакции.

Постановление № 112 вступило в силу с 1 февраля 2017 г., поэтому форма 4 в новой редакции применена впервые при составлении бухгалтерской отчетности за 1-ый квартал 2017 г.

Согласно п. 49 Инструкции № 22 форма 4 составляется по каждому источнику доходов (по подразделу доходов классификации доходов) в соответствии с функциональной, программной (при использовании программно-целевого метода в бюджетном процессе), экономической классификациями и соответствующей ведомственной классификацией, а также свод по форме 4 в целом по бюджетной организации.

Распорядители бюджетных средств на основании данных бухгалтерской отчетности бюджетных организаций составляют форму 4 в составе сводной бухгалтерской отчетности по каждому источнику доходов (по подразделу доходов классификации доходов) в соответствии с функциональной, экономической классификациями и главам соответствующей ведомственной классификации, а также свод по форме 4 в целом по распорядителю бюджетных средств (п. 50 Инструкции № 22).

Справочно. Классификация доходов бюджета установлена согласно приложению 1 к постановлению Минфина от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (далее – постановление № 208).

Функциональная классификация расходов бюджета по видам (с указанием кодов и наименований разделов, подразделов и видов функциональной классификации расходов бюджета), программная классификация расходов бюджета, ведомственная классификация расходов республиканского бюджета, экономическая классификация расходов бюджета установлены постановлением № 208 и приведены соответственно в приложениях 2, 4, 5, 6.

Ведомственные классификации расходов соответствующих местных бюджетов установлены местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь (п. 8 Инструкции № 22).

Изменения в бухгалтерской отчетности (включая форму 4), относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам, производятся в бухгалтерской отчетности, составляемой за тот отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных (п. 16 Инструкции № 22).

Расходы в форме 4 и в смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций (далее – смета) отражаются по следующим направлениям:

1) текущие расходы (затраты), необходимые для осуществления приносящей доходы деятельности;

2) расходы на уплату налогов, сборов (пошлин) и других платежей, подлежащих уплате в республиканский и местные бюджеты в соответствии с законодательством;

3) использование сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации.

Справочно. Смета составляется по форме согласно приложению 3 к Инструкции о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений, утвержденной постановлением Минфина от 30.01.2009 № 8.

Согласно п. 24 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совмина от 19.07.2013 № 641 (далее – Положение № 641), сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении бюджетной организации, определяется ежемесячно по каждому источнику доходов.

Расчет производится следующим образом: из суммы доходов от предпринимательской деятельности (от иной приносящей доходы деятельности) вычитаются суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, уплаченных в соответствующий бюджет, государственные внебюджетные фонды, и фактические расходы в пределах сметы.

Сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении организации, используется на цели в соответствии с п. 25 Положения № 641.

Порядок отражения в бухгалтерском учете использования внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетных организаций, на цели, предусмотренные п. 25 Положения № 641, определен письмом Минфина от 28.01.2014 № 15-1-19/75 (см. табл.).

Таблица

Учет использования сумм превышения доходов над расходами,

остающихся в распоряжении бюджетных организаций

№ п / п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

Использование суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации

178, 180, 250, 260

и др.

Ежемесячное списание использованной суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации, отраженной по дебету субсчета 411 «Использование прибыли»

Методика формирования отдельных показателей

В гр. 4 «Утверждено по смете на год» формы 4 отражаются показатели утвержденной сметы на год.

Плановые показатели в форме 4 должны соответствовать утвержденным сметам с учетом внесенных в отчетном периоде в установленном порядке изменений (п.п. 15, 51 Инструкции № 22).

В гр. 5 «Исполнено по банковскому счету» формы 4 согласно п. 52 Инструкции № 22 отражаются:

1) суммы остатков внебюджетных средств на начало года и конец отчетного периода (строки 001 «Остаток средств на начало года» и 066 «Остаток средств на конец отчетного периода»). Сводные данные этих строк должны соответствовать выписке банка, остаткам в кассе, а также данным бухгалтерского баланса по банковским счетам по внебюджетным средствам;

2) суммы поступлений за отчетный период, в том числе суммы полученных авансов, за минусом возвращенных сумм (стр. 002 «Доходы»);

3) суммы разниц, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, денежных средств по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Нацбанком, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (стр. 003 «Источники финансирования (разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь»). Стр. 003 в форму 4 введена постановлением № 112 с 1 февраля 2017 г.;

4) суммы произведенных в отчетном периоде кассовых расходов по соответствующим статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджета (строки 004 – 047, 051 – 065).

Из п. 52 Инструкции № 22 следует, что показатель по стр. 002 «Доходы» гр. 5 «Исполнено по банковскому счету» должен соответствовать сумме разницы между дебетовым и кредитовым оборотом субсчетов 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам» и 118 «Текущий валютный счет по внебюджетным средствам».

Содержание показателя, отражаемого по стр. 002 гр. 5, существенно отличается от понятия доход (выручка) от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, отражаемой на субсч. 237 «Прочие источники» и субсчетах сч. 28 «Реализация».

В настоящее время бюджетные организации при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности выручку от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, другие доходы признают в бухгалтерском учете по методу начисления.

Принцип начисления является одним из принципов бухгалтерского учета и отчетности, установленных п. 1 статьи 3 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).

В связи с введением в форму 4 стр. 003 (см. выше) напомним нормы законодательства, связанные с пересчетом выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь.

Разницы, возникающие при пересчете выраженных в иностранной валюте активов и обязательств в белорусские рубли, относятся бюджетными организациями на увеличение или уменьшение источников финансирования в порядке, установленном законодательством (п. 3 ст. 12 Закона № 57-З).

Порядок пересчета выраженных в иностранной валюте активов и обязательств в белорусские рубли и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц определен Методическими указаниями о порядке учета денежных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденными приказом Минфина от 17.12.1999 № 364 (далее – Методические указания № 364).

В бухгалтерском учете и отчетности иностранная валюта и средства, приобретенные за счет иностранной валюты, дебиторская и кредиторская задолженности отражаются в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности. Разница, возникающая при изменении Нацбанком курсов иностранных валют, зачисляется бюджетными организациями на увеличение или уменьшение бюджетного или внебюджетного источника финансирования (п. 8 Методических указаний № 364).

Методические указания № 364 следует применять с учетом нормы п. 3 ст. 12 Закона № 57-З, согласно которой не производится пересчет выраженных в иностранной валюте полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков.

Обязательства и имущество в иностранной валюте на отчетную дату пересчитываются по курсу последнего календарного дня отчетного периода (п. 2 ст. 101 Бюджетного кодекса).

Из вышеизложенного следует, что по операциям, осуществляемым за счет приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, курсовые разницы следует относить в дебет (кредит) субсч. 410 «Прибыли и убытки» или субсч. 237 «Прочие источники».

В гр. 6 «Фактически исполнено» формы 4 отражаются остатки по субсчетам 237 «Прочие источники», 238 «Заемные средства», 280 «Реализация продукции (работ, услуг)», 410 «Прибыли и убытки» пассива бухгалтерского баланса с учетом несписанных расходов и убытков по субсчетам 080 «Затраты на производство», 082 «Затраты на научно-исследовательские работы по договорам», 211 «Расходы по внебюджетным средствам», 212 «Расходы по внебюджетным средствам на капитальные вложения», 410 «Прибыли и убытки» актива бухгалтерского баланса (п. 53 Инструкции № 22).

Согласно п. 21 Инструкции № 22 бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов. Под годовым заключением счетов понимается отражение в учете заключительных записей по списанию произведенных в течение текущего отчетного года фактических расходов, как за счет бюджетного источника финансирования, так и за счет внебюджетных источников.

Норма п. 21 Инструкции № 22 о том, что списание расходов при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности производится в конце года, противоречит положениям Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 31.12.2009 № 157 (далее – Инструкция № 157).

Согласно п. 11 Инструкции № 157 расходы по внебюджетным средствам (в сумме, равной фактической себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) списываются без всяких оговорок ежемесячно (в подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах – в конце года).

В связи с сезонным характером производства в подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах все расчеты, связанные с исчислением фактической себестоимости сельскохозяйственной продукции, делаются лишь в конце года, поэтому и списание расходов производится в конце года.

Однако, несмотря на то, что в подсобных сельских хозяйствах фактическая себестоимость сельскохозяйственной продукции определяется в конце года, учет этой продукции (выпуск из производства, отгрузка покупателям, использование для собственных нужд организации) ведется в течение года (по мере осуществления названных операций). Названные операции в течение года отражаются в бухгалтерском учете по плановой себестоимости и корректируются до фактической себестоимости лишь в конце года после составления отчетных калькуляций.

Из вышеизложенного следует, что в конце года списанию подлежит лишь разница между фактической себестоимостью выпущенной сельскохозяйственной продукции и ее плановой себестоимостью.

Следует также отметить, что Инструкция № 22 не включает в понятие годового заключения счетов списание финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей.

Поэтому бюджетные организации вправе производить списание финансового результата (прибыли или убытка) ежемесячно или в конце года (в соответствии с учетной политикой).

Сумма прибыли отражается бухгалтерской записью:

Дебет субсчетов 237 «Прочие источники», 280 «Реализация продукции (работ, услуг)» – Кредит субсч. 410 «Прибыли и убытки».

Сумма убытка отражается обратной бухгалтерской записью:

Дебет субсч. 410 «Прибыли и убытки» – Кредит субсчетов 237 «Прочие источники», 280 «Реализация продукции (работ, услуг)».

По мнению автора, бухгалтерские записи по списанию финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей должны составляться ежемесячно.

Составление этих записей ежемесячно позволяет определять финансовый результат деятельности организации нарастающим итогом с начала года на одном субсчете 410 «Прибыли и убытки». Такую методику учета можно предусмотреть в учетной политике организации. При ее использовании субсчета по учету реализованной продукции (работ, услуг) (237 «Прочие источники» и 280 «Реализация продукции (работ, услуг)») должны закрываться ежемесячно и остатков по этим субсчетам в бухгалтерском балансе не должно быть.

Увязка показателей формы 4

В соответствии с п. 14 Инструкции № 22 во всех формах бухгалтерской отчетности должна быть соблюдена логическая и арифметическая увязка показателей, увязка с показателями остатков по статьям бухгалтерского баланса, между отдельными формами бухгалтерской отчетности. Взаимная проверка основных показателей форм бухгалтерской отчетности бюджетных организаций производится по Схеме взаимной проверки основных показателей форм годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности бюджетных организаций (далее – схема взаимной проверки) согласно приложению 17 к Инструкции № 22.

Увязка показателей формы 4 производится в соответствии с пунктами 1 и 5 схемы взаимной проверки. Взаимосвязь показателей граф 4, 5, 6 внутри формы 4 отражена в схеме взаимной проверки, а также непосредственно в форме 4.

Кроме увязок показателей внутри формы 4, подлежат увязке следующие показатели:

1) стр. 049 «Превышение доходов над расходами, остающееся в распоряжении бюджетной организации с учетом остатка на начало года»

= стр. 001 «Остаток средств на начало года» плюс стр. 002 «Доходы» плюс стр. 003 «Источники финансирования (разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь)» минус стр. 048 «Всего расходов»;

2) стр. 066 «Остаток средств на конец отчетного периода»

= стр. 049 «Превышение доходов над расходами, остающееся в распоряжении бюджетной организации с учетом остатка на начало года» минус стр. 050 «Использование сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации»;

3) стр. 001 «Остаток средств на начало года», стр. 066 «Остаток средств на конец отчетного периода» гр. 5 «Исполнено по банковскому счету»

= остаткам по текущим счетам (субсчета 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам», 112 «Текущий счет по депозитам», 118 «Текущий валютный счет по внебюджетным средствам») актива формы 1 «Бухгалтерский баланс» (строки 180, 190, 210 гр. 3, 4);

= стр. 009 «Внебюджетные средства от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, включая вклады (депозиты)» соответственно гр. 3 «Остаток на начало года», гр. 6 «Остаток на конец отчетного периода» раздела 6 «Движение средств по банковским счетам по учету средств государственных внебюджетных фондов, внебюджетных и иных средств» формы 1-М;

= остаткам денежных средств на банковских счетах таблицы 2 формы 16 «Пояснительная записка»;

4) сумма строк 002 «Доходы», 003 «Источники финансирования (разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь)» (графа 5 «Исполнено по банковскому счету»)

= стр. 009 «Внебюджетные средства от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, включая вклады (депозиты)» гр. 4 «Доходы и источники финансирования» раздела 6 «Движение средств по банковским счетам по учету средств государственных внебюджетных фондов, внебюджетных и иных средств» формы 1-М;

5) сумма строк 048 «Всего расходов», 050 «Использование сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации» (графа 5 «Исполнено по банковскому счету»)

= стр. 009 «Внебюджетные средства от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, включая вклады (депозиты)» гр. 6 «Остаток на конец отчетного периода» раздела 6 «Движение средств по банковским счетам по учету средств государственных внебюджетных фондов, внебюджетных и иных средств» формы 1-М.

По мнению автора, по данной увязке в схеме взаимной проверки допущена неточность. Сумма строк 048 и 050 гр. 5 формы 4 должна быть равна стр. 009 гр. 5 «Кассовые расходы» (а не гр. 6 «Остаток на конец отчетного периода») раздела 6 формы 1-М.

Автор публикации: Анна Чернюк, доцент

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028

Формирование сметы доходов и расходов в некоммерческих организациях позволяет запланировать бюджет на предстоящий период. Этот документ является обязательным для осуществления нормальной, бесперебойной деятельности НКО.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк сметы доходов и расходов некоммерческой организации .docСкачать образец сметы доходов и расходов некоммерческой организации .doc

Что такое «некоммерческая организация»

К некоммерческим организациям относятся любые официально зарегистрированные сообщества, которые не ставят своей основной целью зарабатывание денег.

Иными словами, предпринимательской деятельностью НКО заниматься права не имеют (за исключением случаев, когда эта самая деятельность направлена на достижение их прямых целей).

Обычно эти организации работают в сфере образования и здоровья, культуры, религии, спорта и т.п.

Тем не менее, для их функционирования, как и для коммерческих или бюджетных структур, также требуются определенные финансы. Они могут поступать в качестве вступительных и членских взносов, благотворительности, процентов от вкладов, безвозмездных актов дарения, грантов и т.д. Эти средства расходуются на поддержание деятельности организации, оплату работы администрации НКО, аренду помещений, хозяйственные нужды, поддержку каких-то проектов и прочее.

Что входит в понятие смета, как ее составить и для чего она нужна

Смета – это план доходов и расходов на какой-то конкретный промежуток времени. Она составляется исходя из индивидуальных потребностей организации и включает в себя все позиции, по которым может происходить движение денежных средств.

Сметы могут формироваться как на организацию в целом, так и на какие-то ее отдельные проекты. Документ является приблизительным и строится обычно на основе данных из бухгалтерского учета. Также берутся в расчет предыдущий опыт и наработки, текущие нужды НКО, ее цели и задачи.

Поскольку в большинстве своем некоммерческие организации существуют на добровольные взносы (пожертвования, дарения и т.п. безвозмездные вливания), смета важна в том смысле, что позволяет отследить насколько обоснованно происходят траты из бюджета НКО и действительно ли они идут на целевые потребности.

Кто составляет смету

Как и в любом другом предприятии, финансовую смету некоммерческой организации составляет бухгалтер или лицо, исполняющее его функции (например, руководитель).

В любом случае, вне зависимости от того, на кого будет возложена эта обязанность, после формирования, смета должна быть передана на подпись главному должностному лицу НКО.
Его автограф подтвердит действительность сметы и даст «добро» на воплощение ее в жизнь.

Заверять бланк при помощи печати необязательно – это надо сделать, только если такая норма прописана в нормативных актах организации.

Смета обычно составляется, как уже говорилось выше, на определенный промежуток времени (чаще всего год, но может быть и полугодие, и квартал) и включает стандартный для той ли иной НКО перечень статей доходов и расходов, а также строку по непредвиденным тратам.

Особенности составления сметы, общие моменты

Если вы являетесь членом НКО или вам просто поручили составить смету, а у вас для этого не хватает опыта, воспользуйтесь приведенными ниже советами и посмотрите образец документа. На его основе вы с легкостью сможете создать свою индивидуальную смету, учитывающую особенности именно той организации, в отношении которой она составляется.

Итак, для начала общая информация.

  1. Единого образца сметы расходов и доходов НКО на сегодня нет, так что представители организаций могут составлять ее в произвольной форме. Хорошо, если в НКО есть свой шаблон документа – тогда туда достаточно вписать необходимые на данный период времени строки и цифры, а также убрать все лишнее. Мы же исходим из того, что такого шаблона нет и двигаемся дальше.
  2. Смету можно составлять на простом обычном листе любого удобного формата. Если листов несколько (т.е. смета длинная и детальная), все листы нужно скрепить между собой при помощи суровой нити (степлер использовать не рекомендуется), указав на последней странице количество листов и поставив подпись ответственного за составление сметы сотрудника.
  3. Смета может быть составлена как от руки, так и напечатана в электронном виде (с последующей распечаткой).
  4. Данный документ, как любой другой бланк, имеющий отношение к деятельности организации, по структуре условно можно разделить на три части. Первая — это «шапка», т.е. вводный раздел, затем идет основная часть (ее обычно оформляют в виде таблицы) и, наконец, заключение. Последовательность этих частей нарушать не следует.

В готовую, утвержденную смету вносить правки крайне нежелательно, однако, если это предусмотрено в учетной политике организации, в течение отчетного периода некоторые статьи корректировать допускается.

Образец документа

В начале документа следует написать:

  • название некоммерческой организации;
  • дату составления сметы;
  • период, на который она рассчитана.

Затем идет таблица:

  • сначала вписываются средства, оставшиеся с прошлого периода;
  • потом по порядку вносятся стандартные статьи доходов, свойственные именно для этой НКО – напротив каждой пишется приблизительная, ожидаемая цифра;
  • далее таким же образом отражаются расходы;
  • в конце подводится итог.

После составления сметы

В течении года руководство и финансовая администрация НКО должны стремиться к реализации сметы в максимальном объеме.

По окончании отчетного периода составляется анализ, который показывает уровень исполнения сметы.

В нем отражаются фактические цифры по каждой статье доходов и расходов, прописанной в смете.

Сопоставление планируемых и реальных данных дает возможность проанализировать отклонения и недостатки в разработке бюджета и избежать их при составлении сметы на следующий год (или иной период отчета).

Сметы | 25.01.2020 | 54839

Перед тем, как осуществить какие-либо затраты, практически всегда происходит их планирование. По сути, определение примерных сумм, направляемых на те или иные статьи затрат и является составлением сметы предстоящих расходов. Причем это может касаться как решения повседневных вопросов в жизни человека, так и, в еще большей степени, деятельности предприятий и организаций. Планированием затрат в той или иной форме занимаются практически все.

Определение сметы расходов

Под сметой расходов обычно понимается расчет всех затрат, необходимых для выполнения запланированных работ, выпуска изделия, реализации мероприятий, связанных с достижением намеченных целей организации и других подобных ситуациях. Иногда составление документа выполняется на добровольной основе. Однако, достаточно часто разработка сметы расходов, а также последующее ее утверждение и согласование являются требованием российского законодательства. Например, составление баланса расходов и доходов (являющегося разновидностью сметы расходов) – одно из обязательных условий работы любой некоммерческой организации. Учитывая, что их число достаточно велико, становится понятным, почему вопросу, как составить смету расходов грамотно и максимально точно, уделяется столько внимания.

К числу некоммерческих организаций (НКО) относятся:

  • образовательные (университет, детский сад или школа), культурные (музей, национальный парк или выставка) медицинские (поликлиника, стоматологический центр и т.д.) государственные и частные учреждения;
  • ТСЖ, жилищно-строительные и потребительские кооперативы;
  • организации по защите прав граждан;
  • органы местного и государственного управления;
  • благотворительные фонды и организации;
  • религиозные объединения;
  • подразделения министерства обороны, МЧС и МВД.

Для всех вышеперечисленных организаций необходимо ежегодное составление сметы расходов и доходов, а также итогового документа, содержащего информацию об ее исполнении. Особо строгие требования предъявляются к государственным казенным учреждениям, которые частично или в полной мере финансируются из бюджета. В этом случае четко прописывается вся процедура составления, начиная от сроков разработки рассматриваемого документа и заканчивая требованиями по его утверждению и согласованию.

Область применения сметы расходов

Учитывая большое количество некоммерческих организаций, примеры которых были приведены выше, становится понятным актуальность вопроса грамотного составления смет расходов и последующего их исполнения. Во многом качеством этих процессов определяется уровень и степень контроля над распределением значительной части государственного бюджета. Неудивительно, что наиболее подробно регламентируются и контролируются именно те некоммерческие организации, в финансировании которых присутствуют в той или иной степени бюджетные средства.

Вместе с тем, не следует забывать и о том, что сметы расходов составляются не только там, где присутствует государственное финансирование. В качестве примера можно привести ситуацию, сталкиваться с которой в реальной жизни приходилось практически каждому. Уровень затрат на коммунальные платежи в домах, которых находятся под управлением ТСЖ, определяется, в том числе, и путем составления сметы расходов на будущий год, а также анализа исполнения документа, разработанного в прошедшем календарном периоде.

В этом случае смета расходов должна быть не только максимально точной, что важно для жильцов дома, не желающих переплачивать, но и доступной и легкой для проверки. Не секрет, что некоторые представители коммунальных служб предпочитают умышленно усложнить выполняемые расчеты – так гораздо проще запутать плательщиков и предъявить им большие, чем необходимо, суммы к оплате.

Не менее важной областью применения сметы расходов является их составление в коммерческих организациях, в частности, на промышленных предприятиях любой формы собственности. В этом случае целью оформления документа обычно выступает расчет себестоимости выпускаемой продукции, необходимый для определения цены реализации. Очевидно, что в современных рыночных условиях важность грамотного выполнения этого процесса сложно переоценить.

Пример составления сметы расходов

Как уже отмечалось выше, наиболее высокие требования по составлению сметы расходов предъявляются к бюджетным учреждениям. Поэтому вполне логичным будет рассмотреть конкретный пример именного такого расчета, так как выполнение других вариантов в большинстве случаев значительно проще.

В качестве подобного простого примера можно привести вариант заполненной сметы расходов и доходов некоммерческой организации.

Документ состоит из двух основных частей. В первой из них указаны источники формирования доходов, а во второй – направления их расходования с четким указанием сумм по статьям затрат и реализуемым программ и распределения по кварталам. В результате после изучения сметы создается четкое представление как об основных параметрах деятельности организации на планируемый календарный период.

Как видно из приведенного примера, оформление, согласование и утверждение рассматриваемого документа выполняется в произвольной форме. Гораздо выше требования, предъявляемые при составлении сметы расходов и доходов бюджетным учреждением, бланк и пример заполнения которой приведены ниже.

Нормативными актами четко прописывается форма документа, его структура, а также то, как составить смету расходов таким образом, чтобы это соответствовало действующему российскому законодательству. При этом шапка документа выглядит следующим образом.

Расчетная часть документа состоит из четырех разделов: в первых трех содержатся данные об основных расходах организации, которые суммируются в итоговом четвертом.

В рассматриваемом примере нет затрат по второму и третьему разделу, поэтому итоговый практически повторяет данные первого разделв в несколько измененном формате. Смета расходов подписывается тем, кто ее составлял, проверял и руководителем бюджетного учреждения.

Поможем составить смету

Хозяйственная деятельность благотворительных организаций направлена на выполнение уставных целей и не связана с получением прибыли. С целью осуществления хозяйственной деятельности благотворительные организации самостоятельно принимают решения по использованию собственных финансов и имущества, определяют численность и условия оплаты труда наемных работников в соответствии с требованиями законодательства.

Хозяйственная деятельность.

Хозяйственная деятельность благотворительных организаций направлена на выполнение уставных целей и не связана с получением прибыли. С целью осуществления хозяйственной деятельности благотворительные организации самостоятельно принимают решения по использованию собственных финансов и имущества, определяют численность и условия оплаты труда наемных работников в соответствии с требованиями законодательства.

Налоговые аспекты.

Благотворительные организации (благотворительные фонды и благотворительные общества) являются с точки зрения уплаты налогов неприбыльными и относятся ко второй группе неприбыльных организаций.

В соответствии с НКУ от налогообложения освобождаются доходы благотворительных организаций в виде:

  • денежных средств или имущества, которые поступают безвозмездно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований;
  • пассивных доходов;
  • денежных средств или имущества, которые поступают от ведения основной деятельности.

Считаем необходимым, обратить внимание благотворительных организаций на то, что перечень доходов благотворительной организации освобожденных от налогообложения не содержит доходов в виде работ или услуг, которые благотворительная организация получила безвозмездно. Вышеуказанные работы и услуги считаются доходами, полученными из других источников и облагаются налогом на прибыль на общих основаниях. Следует так же учесть, что п.157.14 ст.157 НКУ предусматривает, что имущество и денежные средства израсходованные не по целевому назначению или на цели, не предусмотренные уставом, в частности для проведения хозяйственной деятельности, считаются доходом и подлежат налогообложению в установленням порядке. В целях налогообложения НКУ определяет хозяйственную деятельность, как деятельность лица, связанную с производством (изготовлением) и / или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, направленную на получение дохода и проводимую таким лицом самостоятельно и / или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, что действует в интересах первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам.
Для определения объекта налогообложения благотворительной организации, получающей доходы, подлежащие налогообложению, необходимо разграничивать в учете такие доходы и расходы по видам деятельности, так как НКУ требует от благотворительных организаций обеспечения отдельного учета как расходов, так и доходов от облагаемой налогом и от необлагаемой аналогом на прибыль деятельности.

При получении налогооблагаемых доходов и связанных с ними расходов благотворительные организации должны их учитывать не по факту получения денежных средств, а по дате перехода права собственности на товар, дате составления акта, подтверждающего выполнение работили предоставления услуг.

Контроль использования активов благотворительной организации.

Источниками формирования активов благотворительной организации являються:

  • благотворительные взносы, финансовая помощь и пожертвования, предоставленные благотворителями — физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной форме ;
  • поступления от физических и юридических лиц , целевое финансирование отдельных программ , грантов ;
  • поступления от проведения благотворительных кампаний по сбору публичных благотворительных пожертвований, благотворительных массовых мероприятий , благотворительных лотерей и благотворительных аукционов по реализации имущества и пожертвований , поступивших от благотворителей ;
  • доходы от депозитных вкладов от ценных бумаг и корпоративных прав , находящихся в собственности благотворительной организации, поступления от предприятий, организаций, находящихся в собственности благотворительной организации;
  • целевые поступления на выполнение благотворительных программ;
  • безвозвратная финансовая помощь , поступившая от юридических лиц ;
  • проценты и дивиденды от управления благотворительными эндавментами;
  • другие источники , не запрещенные действующим законодательством.

С целью обеспечения контроля финансовой деятельности годовая сумма поступлений и расходов благотворительного фонда ежегодно планируется в смете доходов и расходов.

Составление сметы благотворительной организации включает в себя составление сметы целевого финансирования и сметы нецелевых доходов в соответствии с основними направлениями деятельности благотворительной организации. Так как благотворительная организация в силу специфики своей деятельности не имеет возможности заранее определить сумму своих доходов, наиболее целесообразным будет первоначальное определение суммы ожидаемых годовых расходов, которая необходима для обеспечения функционирования благотворительной организации. Затем планируют источники получения доходов и их сумму для финансирования ожидаемой величины расходов. При планировании доходной части необходимо учитывать, что размер расходов на содержание благотворительной организации не может превышать 20% ее сметы в текущем году. Это законодательное ограничение позволяет легко определить плановый показатель дохода. Рассмотрим это на примере.

Плановая годовая сумма расходов благотворительной организации на ее содержание составила 250000 грн.

Плановая годовая сумма дохода составит:

( 250000/20%)*100% = 1250000 грн.

Произведя таким образом расчеты, мы получим минимальную сумму дохода, который должна получить благотворительная организация в текущем году, чтобы не нарушить ограничений по расходам на свое содержание.

Необходимо отметить, что если благотворительная организация нарушает требования законодательства, регламентирующего благотворительную деятельность, в том числе и по раз меру расходов на свое содержание, решением налоговой службы она исключается из Реестра неприбыльных организаций. Чтобы устранить этот риск благотворительные организации должны ежемесячно сравнивать полученные доходы и фактически понесенные расходы с показателями сметы и, в случае необходимости вносить изменения в смету в порядке, предусмотренном уставом или положением о составлении сметы. С этой целью на основании годовой сметы составляют поквартальные и помесячные сметы с соблюдением таких правил:

  • смета не должна изменять общий объем целевого финансирования за год;
  • смета не должна нарушать общий объем показателей годовой сметы;
  • смета должна учитывать фактические поступлення средств с начала года.

Исполнение сметы осуществляется нарастающим итогом с начала года.

В соответствии с Законом Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и положеннями Налогового кодекса Украины доходы и/или имущество благотворительной организации не подлежат разделу между их учредителями и учасниками и не когут бать использованы для выгоды какого-либо отельного учредителя либо члена благотворительной организации, ее долдолжностных лиц (кроме оплаты их труда и обчислений на социальные мероприятия).

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность благотворительный организаций .

Благотворительные организации являются такими же субъектами хозяйствования, как и другие предприятия и организации независимо от форм собственности, поэтому на них распространяется действие Закона » О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», предусматривающего, что ответственность за организацию бухгалтерского учета несут учредители субъекта хозяйствования или уполномоченное ими должностное лицо. Как правило, таким уполномоченным лицом является руководитель хозяйствующего субъекта и именно он определяет, каким образом организовать бухгалтерский учет и финансовую деятельность -показатели которой базируются на фактических данных бухгалтерского учета. То, что благотворительный фонд является неприбыльной организацией не освобождает его от ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и подачи ее в органы статистики.

Государственная служба статистики Украины письмом от 19.03.2013 г. № 18.1-25/Н-19-13/20 дала разъяснение, что правовые основы предоставления неприбыльными организациями финансовой отчетности (включая ее состав и сроки предоставления) установлены следующими нормативными актами:

  • Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»;
  • Порядком предоставления финансовой отчетности, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2000г. № 419;
  • Положениями (стандартами) бухгалтерского учета, приложениями которых являются формы финансовой отчетности, утвержденные соответствующими приказами Минфина Украины;
  • другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Письмо обращает внимание на то, что вышеприведенными нормативными документами для юридических лиц, являющихся неприбыльными организациями не предусмотрено исключений в части состава финансовой отчетности и порядка ее предоставления. Таким образом, благотворительные организации обязаны предоставлять органам государственнй статистики финансовую отчетность составленную по формам, утвержденным Минфином Украины.

Состав финансовой отчетности благотворительной организации.

Как следует из письма Государственной службы статистики Украины от 19.03.2013 г. №18.1.-25/Р-19-13/20 для неприбыльных организаций не предусмотрены исключения в части состава финансовой отчетности и порядка ее предоставления, поэтому благотворительные фонды обязаны предоставлять органам государственной статистики финансовую отчетность составленную по формам, утвержденным Минфином Украины. Годовая финансовая отчетность благотворительной организации состоит из:

  • баланса (отчета о финансовом состоянии);
  • отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе);
  • отчета о движении денежных средств;
  • отчета о собственном капитале и примечаний к годовой отчетности.

Квартальная финансовая отчетность благотворительной организации состоит из баланса и отчета о финансовых результатах.

Налоговая отчетность благотворительной организации.

Налоговый отчет об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций (далее — Налоговый отчет) составляется по форме, утвержденной приказом Министерства доходов и сборов Украины от 27 января 2014 года N 85, и подается благотворительной организацией в контролирующий орган по основному месту учета. Налоговый отчет составляется в порядке, установленном статьей 48 раздела II Налогового Кодекса Украины нарастающим итогом с начала календарного года. Данные, приведенные в Налоговом отчете, должны основываться на данных бухгалтерского учета и соответствовать правилам составления налоговой отчетности. Достоверность данных подтверждается подписями руководителя благотворительной организации и главного бухгалтера и заверяется печатью. Налоговый отчет подается благотворительными организациями в соответствующий территориальный орган Министерства доходов и сборов Украины за базовый отчетный (налоговый) год в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года, вместе с годовой финансовой отчетностью, представление которой предусмотрено положениями пункта 46.2 статьи 46 главы 2 раздела II Кодекса.

Наталия Иляева, независимый аудитор, директор ООО»ИНН. АЛЬФА-КОНСАЛТ»

Смета некоммерческой организации, образец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *