(Юрченко О. Ю.) («Нотариус», 2012, N 3)
СМЕРТЬ КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ <*>
О. Ю. ЮРЧЕНКО
——————————— <*> Yurchenko O. Yu. Decease as a jural fact in civil law of Russia.
Юрченко Оксана Юрьевна, соискатель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, ассистент кафедры гражданского права и уголовного права юридического факультета Алексеевского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета.
В настоящей статье автор дает общую характеристику смерти как юридического факта в гражданском праве, особо обращая внимание на правовое регулирование отношений, связанных с этим событием.
Ключевые слова: смерть, Гражданский кодекс, юридический факт, регистрация смерти, правовые последствия смерти.
Key words: decease, Civil code, jural fact, decease registration, legal effect of decease.
С обывательской точки зрения смерть ассоциируется с полным прекращением жизнедеятельности человеческого организма. С позиции права смерть — это юридически значимое событие, которое занимает особое место в системе юридических фактов. В теории права выделяют биологическую смерть, наступающую вследствие естественных необратимых последствий в организме человека, и юридическую (гражданскую) смерть, когда человека в судебном порядке признают умершим или устанавливают факт смерти. В литературе называют и другие виды смерти: психическую (сумасшествие), социальную (уход из активной общественной и практической деятельности) <1>, но все они характеризуются существованием человека как субъекта права. ——————————— <1> См.: Лапшин В. Е. Правовое регулирование смерти человека. ВЮИ ФСИН России. Владимир, 2005. С. 32.
Для гражданина, ушедшего из жизни, смерть влечет прекращение его правоспособности и дееспособности, а для лиц, чьи права и обязанности затрагиваются этим событием (родственники и др.), — изменение гражданского состояния, связанного с появлением новых правомочий и обязательств. Так, в случае смерти участника полного товарищества его наследник получает право вступить в полное товарищество с согласия других участников (абз. 1 п. 2 ст. 78 Гражданского кодекса Российской Федерации <2> (далее — ГК РФ)). Завещатель может возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанность совершить какое-либо действие — завещательное возложение (п. 1 ст. 1139 ГК РФ). Обязательства могут прекратиться смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора или неразрывно связано с личностью кредитора (п. 2 ст. 418 ГК РФ). Смерть влечет определенные юридические последствия и для контрагентов умершего, например, в случае смерти последнего получателя ренты обязательство выплаты ренты прекращается (абз. 2 п. 2 ст. 596 ГК РФ). ——————————— <2> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. Ст. 4552; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.
Для наступления правовых последствий смерти, а также решения проблемы привлечения к ответственности за причинение вреда жизни или здоровью человека важен не просто сам факт смерти, требующий обязательной государственной регистрации (пп. 7 п. 1 ст. 47 ГК РФ), а момент наступления смерти. В Российской Федерации на законодательном уровне закреплены единые критерии констатации смерти, наступающей при смерти мозга или биологической смерти человека (необратимой гибели человека) <3>. Смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех функций головного мозга, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких <4>. ——————————— <3> См.: п. 3 ч. 2 приложения «Инструкция по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий» к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2003 г. N 73 «Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий». URL: http:// www. feldsher. ru/ obuchenie/ reanimatsiya — intensivnaya — terapiya/ kriterii — prekrascheniya — reanimatsionnyh — meropriyatij. <4> См.: абз. 1 ч. 1 приложения «Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга» к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. N 460 «Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга». URL: http:// www. feldsher. ru/ obuchenie/ reanimatsiya — intensivnaya — terapiya/ kriterii — prekrascheniya — reanimatsionnyh — meropriyatij.
Как отмечает В. Е. Лапшин, правовая регламентация смерти человека осуществляется на двух уровнях: первый уровень — регулирование медико-биологической констатации смерти; второй — регламентация смерти с точки зрения ее правовых последствий <5>. Если следовать этой градации, опираясь на определение предмета правового регулирования, то возникнет закономерный вопрос, к какому уровню отнести Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» <6> (далее — Закон об актах гражданского состояния), касающийся порядка регистрации факта смерти. ——————————— <5> См.: Лапшин В. Е. Смерть как правовое явление: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. Владимир, 2005. URL: http:// www. dissercat. com/ content/ smert — kak — pravovoe — yavlenie. <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 47. Ст. 5340.
Отношения по определению медико-биологических признаков смерти регулируются Инструкцией по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2003 г. N 73 «Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий» <7>, и Инструкцией по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. N 460 «Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга» <8>. Определение правовых последствий наступления смерти регулируется рядом нормативных актов: ГК РФ (после смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга (ст. 152.1 ГК РФ)); Семейным кодексом Российской Федерации <9> (далее — СК РФ) (алиментные обязательства прекращаются смертью одной из сторон (п. 1 ст. 120 СК РФ)); Жилищным кодексом Российской Федерации <10> (далее — ЖК РФ) (договор социального найма прекращается со смертью одиноко проживающего нанимателя (ч. 5 ст. 83 ЖК РФ)); Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <11> (ежемесячное пособие на содержание детей сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, погибшего (умершего), пропавшего без вести при выполнении служебных обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 12 названного Закона)); Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» <12> (в случае если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение (п. 1 ст. 10 названного Закона)); другими нормативными правовыми актами. ——————————— <7> См.: приложение «Инструкция по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий» к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2003 г. N 73 «Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий». URL: http:// www. feldsher. ru/ obuchenie/ reanimatsiya — intensivnaya — terapiya/ kriterii — prekrascheniya — reanimatsionnyh — meropriyatij. <8> См.: приложение «Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга» к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. N 460 «Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга». URL: http:// www. feldsher. ru/ obuchenie/ reanimatsiya — inten — sivnaya — terapiya/ kriterii — prekrascheniya — reanimatsionnyh — mero — priyatij. <9> См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 16. <10> См.: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14. <11> Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4595. <12> Собрание законодательства Российской Федерации 1996. N 3. Ст. 146.
Отношения же по закреплению порядка государственной регистрации смерти регулируются Законом об актах гражданского состояния. Таким образом, наступление факта смерти влечет возникновение трех относительно самостоятельных видов отношений, опосредуемых названными нормативно-правовыми актами. При классификации юридических фактов общепринятым является их членение в зависимости от основания на события и действия. В литературе традиционно смерть относят к разновидности события. Так, Г. Ф. Шершеневич определял смерть исключительно как событие <13>. По мнению О. А. Красавчикова, О. С. Иоффе, В. С. Ема, смерть остается событием, даже когда речь идет об убийстве, так как после совершения волевых действий убийцы дальнейшее развитие события происходит уже помимо его воли, воли умершего или других лиц <14>. ——————————— <13> См.: Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. URL: http:// lawdiss. org. ua/ books/ 912.doc. html#_Toc42402221. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <14> См.: Красавчиков О. А. Юридические факты в советском гражданском праве. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1958. С. 165 — 166; Иоффе О. С. Советское гражданское право. М.: Юридическая литература, 1967. С. 246 — 247; Ем В. С. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений // Гражданское право. Т. 1 / Под ред. проф. Е. А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 437.
Вместе с тем В. Е. Лапшиным высказано предположение о возможности считать смерть действием, поскольку это явление может зависеть от воли человека, например, когда имеют в виду совершенное противоправное деяние (противоправное действие), исполнение приговора суда (правомерное действие). Даже естественная смерть, по его словам, наступает у различных людей в разные сроки, в том числе из-за злоупотребления алкоголем, нервного перенапряжения, плохого питания и т. д. <15>. ——————————— <15> См.: Лапшин В. Е. Указ. соч. С. 21.
Если рассматривать смерть как действие, например, наступившую в результате убийства, то приходим к выводу, что воля нарушителя направлена на причинение вреда жизни потерпевшего. Открытым для нас остается вопрос о том, в чем же выражается воля виновного лица, если убийство совершено по неосторожности. И в чем выражается воля исполнителя приговора суда, который делает это не просто потому, что ему так хочется, а потому, что речь идет о выполнении служебного долга. Таким образом, нужно четко различать причину, вызвавшую смерть (действие), и последствия такого поведения в виде смерти (событие). Данное утверждение имеет важное практическое значение. Так, по общему правилу в случае смерти должника выполнение его обязательств по договору переходит к правопреемникам (наследникам) (ст. 1112 ГК РФ), которые при невыполнении условий договора будут нести гражданско-правовую ответственность (например, договор займа (ст. 807 ГК РФ)), но не лицо, виновное в смерти должника, а если исполнение не может быть произведено без личного участия должника или иным образом связано с личностью должника (например, договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ)), то обязательство прекращается без наложения каких-либо санкций на правопреемников умершего или лицо, виновное в смерти должника (п. 1 ст. 418 ГК РФ). Все это можно объяснить тем, что смерть — факт непредсказуемый, который не может зависеть только от желания лица, а находится во взаимосвязи со многими жизненными обстоятельствами. Этот вывод подтверждается примерами из судебной практики. Так, N-ским районным судом г. Барнаула Алтайского края было рассмотрено дело по иску С. к страховой компании о взыскании суммы страхового возмещения. Между С., его братом Э. и компанией-страховщиком был заключен договор страхования от несчастных случаев и болезней. Страховыми рисками были названы смерть и утрата трудоспособности в результате несчастного случая. После смерти Э. С. как наследник умершего потребовал от страховщика выплатить ему сумму страхового возмещения, но получил отказ. Свою позицию компания мотивировала тем, что Э. был убит в результате хулиганских действий Л., спровоцированных самим убитым. Согласно Правилам страхования, утвержденным страховщиком, если компетентным органом будет доказано, что застрахованное лицо было инициатором обстоятельств, приведших к страховому случаю, оснований для страхового возмещения не возникнет. Приговором суда Л. был обвинен в убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны (ст. 108 Уголовного кодекса Российской Федерации <16>). В связи с тем что, по мнению ответчика, убитый сам спровоцировал такое агрессивное поведение Л., они не должны выплачивать страховое возмещение. В своем решении суд удовлетворил требование истца, пояснив, что смерть в данном случае является следствием именно виновных действий Л., а не Э., пытавшегося обезвредить Л., стрелявшего в его брата <17>. Данный пример еще раз подтверждает вывод о том, что смерть — это событие, которое обладает признаками внезапности и непредвиденности, а также зависит от многих других факторов (Л. не желал смерти Э., возможно, Л. хотел убить С., а произошло убийство Э.). ——————————— <16> См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954. <17> См.: решение N-ского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 августа 2010 г. по делу N 2-2310/10. URL: http://www. gcourts. ru/ case/ 2105608.
Мы полагаем, что смерть следует рассматривать исключительно как событие, даже если наступлению трагических последствий в виде лишения жизни человека способствовало поведение убийцы, повлиять на физиологические процессы в организме пострадавшего он уже не сможет. Смерть влечет самые разнообразные последствия. Это и прекращение обязательств (ст. 418 ГК РФ), и право на возмещение вреда в случае смерти кормильца (ст. 1088 ГК РФ), и открытие наследства (ст. 1113 ГК РФ), и другие. На этом этапе зачастую возникают спорные ситуации, однозначное разрешение которых не всегда возможно из-за отсутствия четкого механизма в правовом регулировании отношений, вытекающих из факта смерти. Приведем пример, когда закон не дает ответа на вопрос, как поступить, чтобы права и интересы граждан не были нарушены. Супруги обращаются в орган загса с заявлением о расторжении брака по обоюдному согласию, но в назначенное для регистрации развода время в загс является только один из них, поскольку выясняется, что в течение месячного срока ожидания или даже в этот же день другой супруг скончался. Естественно, брак между ними будет прекращен. Но по какому основанию? Считать ли женщину вдовой, мужчину вдовцом или бывшими супругами, поскольку регистрация расторжения брака может быть произведена и в присутствии одного из них (п. 4 ст. 33 Закона об актах гражданского состояния)? Конечно, статус вдовы или вдовца предпочтительнее, потому что это влечет возникновение наследственных прав, чего не может быть, если брак будет признан прекращенным согласно совместно поданному заявлению в орган загса. Законодательство никак не регулирует данную ситуацию. Вместе с тем в некоторых странах можно встретить решение проблемы на законодательном уровне, позволяющем на основании решения суда лишить права наследования по закону пережившего мужа или жену, если фактически брачные отношения между супругами прекращены и они уже несколько лет не проживают вместе. Так, п. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает такую возможность при условии, что речь не идет о наследовании обязательной доли и супруги в течение не менее пяти лет до открытия наследства проживали раздельно и не вели общее хозяйство <18>, а ст. 1158 Гражданского кодекса Туркменистана закрепляет данное право с оговоркой о раздельном проживании супругов не менее чем за три года до открытия наследства <19>. ——————————— <18> См.: Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З. URL: http:// pravo. kulichki. com/vip/gk/. <19> См.: Гражданский кодекс Туркменистана от 17 июля 1998 г. URL: http:// www. law-tax. biz/ download/ post_ussr/ gk_turkmenistan. pdf.
Во Франции, где существует институт сепарации <20>, переживший супруг, поведение которого послужило причиной фактического прекращения семейной жизни, что было доказано в суде при вынесении решения об установлении раздельного проживания супругов, лишается наследственных прав в отношении имущества умершего. Если санкционирование раздельного проживания осуществляется по совместной просьбе супругов, они могут включить в свое соглашение, определяющее последствия такого проживания, отказ от наследственных прав, которые им предоставляет закон (ст. 301 Гражданского кодекса Франции) <21>. ——————————— <20> Сепарация — это институт раздельного проживания супругов, известный многим зарубежным правопорядкам (Великобритания, Италия, Франция, США, Швейцария и др.). См.: Косарева И. А. Актуальные проблемы института расторжения брака. URL: http:// www.9502097.ru/ phone/ news/ divorce_problems. htm. <21> См.: Гражданский кодекс Франции от 21 марта 1804 г. URL: http:// forum. yurclub. ru/ index. php? app= downloads&module;= display§ion;= download&do;= confirm_download&id;=204.
По российскому законодательству в случае возникновения конфликта между пережившим супругом, фактически прекратившим с умершим семейные отношения, и другими наследниками относительно получения наследства спор может разрешаться в судебном порядке. Если одна из сторон в обоснование своих требований будет ссылаться на факты отсутствия брачных отношений и раздельного проживания супругов в течение продолжительного времени, для вынесения судебного решения о недопустимости наследования пережившим супругом, по сути являющимся бывшим, эти факты судом должны быть установлены (ст. 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) <22>. ——————————— <22> См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4532.
В качестве примера приведем решение N-ского районного суда Белгородской области. Истец П. обратился с иском к Н. и нотариусу И. с требованием о признании недействительным свидетельства о праве на наследство. В суде было установлено, что П. является сыном умершей Д. 26 февраля 2009 г. мать истца и ответчик Н. подали в загс заявление о расторжении их брака по взаимному согласию. Регистрация развода была назначена на 31 марта 2009 г. 26 марта 2009 г. Д. умерла, оставив после себя в качестве наследства половину дома, вторая часть принадлежала на праве собственности ответчику Н. Поскольку расторжение брака так и не было зарегистрировано, Н. обратился к нотариусу как супруг умершей и наследник первой очереди по вопросу получения свидетельства о праве на наследство. Так как Д. в 1983 г. было составлено завещание на имя ее сына, то нотариус посчитала Н. как нетрудоспособного супруга наследодателя согласно п. 1 ст. 1149 ГК РФ имеющим право на обязательную долю в наследстве умершей. В судебном заседании были установлены факты прекращения брачных отношений между Д. и Н. и признания последнего недостойным наследником. Все это было подтверждено показаниями свидетелей об отсутствии семейных отношений между Д. и Н. на протяжении более двадцати лет, характеристиками Н., ранее судимого, злоупотреблявшего спиртными напитками, отличавшегося агрессивностью, избивавшего Д., поведением самих супругов, являющихся таковыми формально, их желанием расторгнуть брак и подачей соответствующего заявления в орган загса. Исходя из этого, суд полностью удовлетворил требования истца и признал недействительным свидетельство о праве на наследство, выданное на имя Н., согласно ст. 168 ГК РФ <23>. ——————————— <23> См.: Заочное решение N-ского районного суда Белгородской области от 20 января 2010 г. URL: http://www. gcourts. ru/ case/193608.
Безусловно, данное решение суда справедливо и оправданно, более того, мы полагаем, что срок раздельного проживания супругов не должен иметь решающее значение, как это предусматривается в законодательстве Республики Беларусь и Туркменистана, т. е. переживший муж или жена не должны обладать правом наследования после смерти своего супруга в том случае, если они фактически прекратили семейные отношения независимо от того, в течение какого времени до открытия наследства это произошло. Мы также согласны с тем, что лишение пережившего супруга права наследования должно происходить в судебном порядке, поскольку факт распада семьи может подтверждаться в данном случае прекращением семейных отношений и раздельным проживанием супругов. Иная ситуация складывается, если было подано совместное заявление о расторжении брака в орган загса, что, на наш взгляд, является одним из весомых доказательств отсутствия намерения супругов сохранить семью. При этом стоит задуматься, так ли уж необходимо в каждом случае обращаться в суд, когда надо лишить супруга, можно сказать бывшего, права наследования, если муж и жена своим поведением подтвердили нежелание продолжать совместную жизнь и прекратить свой брак. Например, согласно § 1933 Гражданского уложения Германии переживший наследодателя супруг лишается права наследования, а также дополнительной доли, если на момент смерти наследодателя имелись предпосылки для расторжения брака и наследодатель подал заявление о разводе либо дал согласие на развод <24>. ——————————— <24> См.: Германское право. Часть I. Гражданское уложение / Пер. с нем. Серия «Современное зарубежное и международное частное право». М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С. 410.
Анализируя опыт зарубежных законодателей, считаем, что во избежание споров, загромождающих работу судов, целесообразно дополнить п. 1 ст. 1142 ГК РФ нормой, лишающей супруга права наследования и других социальных гарантий как вдовца (вдову) после смерти мужа (жены), если перед смертью одного из них они подали совместное заявление о расторжении брака. Соответственно, их брак должен считаться прекращенным согласно свидетельству о смерти супруга. Важным является определение смерти как юридического факта в общей системе юридических фактов. Для этого назовем особенности смерти как юридического факта. Во-первых, не каждый юридический факт для наступления правовых последствий требует обязательной государственной регистрации (например, правовые последствия заключенного договора купли-продажи жилых помещений наступают только после государственной регистрации договора (п. 2 ст. 558 ГК РФ)). Во-вторых, это единственный юридический факт, который влечет прекращение и правоспособности, и дееспособности гражданина. В-третьих, смерть влечет изменение гражданского состояния лиц, чьи права и обязанности затрагиваются данным фактом (например, исполнитель завещания, указанный завещателем в завещании, обязан принять все необходимые для исполнения завещания меры (п. 2 ст. 1135 ГК РФ)). В-четвертых, смерть является основанием универсального правопреемства <25>, а в исключительных случаях и сингулярного (ст. 1110 ГК РФ) <26>. В-пятых, несмотря на прекращение правоспособности и дееспособности гражданина, закон предоставляет возможность правопреемникам умершего защищать личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие ему при жизни (п. 1 ст. 150 ГК РФ), т. е. воспользоваться неимущественными правами или другими нематериальными благами они не могут в силу их неотчуждаемости, а вот защищать закон не запрещает, например, в интересах сохранения доброй памяти об умершем. В-шестых, смерть — это событие, даже когда речь идет об умышленном причинении вреда жизни человека. ——————————— <25> В рамках универсального правопреемства к наследникам переходят все права и обязанности умершего, за исключением неразрывно связанных с личностью наследодателя, а также тех, переход которых в порядке наследования не допускается законодательством Российской Федерации (например, действие доверенности прекращается вследствие смерти как доверителя, так и доверенного лица, соответственно все права и обязанности согласно такой доверенности прекращаются (пп. 6, 7 п. 1 ст. 188 ГК РФ)). <26> Сингулярное правопреемство означает переход отдельных прав и обязанностей. К таким случаям можно отнести завещательный отказ, когда завещатель возлагает на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц, имеющих право требовать исполнения этой обязанности (ст. 1137 ГК РФ).
Выявление особенностей смерти как юридического факта имеет большое значение прежде всего для правоприменительной, судебной практики. Так, в основу решения Ростовского областного суда по результатам рассмотрения кассационной жалобы С. и Т. был положен анализ особенностей смерти как юридического факта (учитывались момент наступления смерти и специфика правовых последствий). В ходе судебного разбирательства было установлено, что С. и Т. являются наследниками их матери З., умершей 6 февраля 2005 г. 17 февраля 2005 г. С., являясь доверенным лицом З., подписала договор купли-продажи земельного участка, заключенный с Комитетом по имущественным и земельным отношениям Администрации N-ского района Ростовской области. Но право собственности на земельный участок из-за смерти З. зарегистрировано не было. По этой причине земельный участок не отнесли к наследуемому имуществу. С. и Т. обратились в суд с иском к Комитету по имущественным и земельным отношениям с требованием о признании за ними права общей долевой собственности в порядке наследования на земельный участок их матери. При рассмотрении дела в первой инстанции суд установил, что до подписания договора покупателем была оплачена выкупная цена, а также выполнены все обязательства, возложенные на него данной сделкой, кроме того, Постановлением Администрации N-ского района Ростовской области были утверждены границы земельного участка и принято решение о передаче его в собственность З. Несмотря на это, суд посчитал договор купли-продажи незаключенным, поскольку на момент его подписания доверенным лицом С. З. уже умерла, соответственно согласно пп. 6 п. 1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекратилось, права и обязанности по такой доверенности не могут переходить по наследству, поэтому у С. не было законных оснований для подписания договора. Так как на момент смерти З. право собственности на земельный участок зарегистрировано не было, он не мог войти в состав наследственного имущества (п. 1 ст. 1112 ГК РФ). Областной суд согласился с доводами районного суда и оставил кассационную жалобу без рассмотрения <27>. ——————————— <27> См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 6 июня 2011 г. по делу N 33-7674. URL: http://www. gcourts. ru/ case/853678.
Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, приходим к выводу, что для гражданского права смерть представляет собой юридический факт, который относится к событиям, подлежит обязательной государственной регистрации, влечет прекращение правоспособности, дееспособности умершего и изменение гражданского состояния субъектов, чьи права и интересы затрагиваются прекращением жизни умершего.
Д.В. ПЯТКОВ
Д.В. Пятков, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Алтайского государственного университета.
К числу оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений действующим гражданским законодательством отнесены сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления. Данные юридические факты названы в различных подпунктах п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ. Такая структура ст. 8 ГК РФ, а также общепринятые в науке представления о системе юридических фактов позволяют многим юристам утверждать, что сделки и акты государственных органов и органов местного самоуправления являются различными, а точнее — противоположными по своей правовой природе основаниями гражданских правоотношений. Акты указанных органов являются актами публичной власти, а сделки лишены такого свойства: публичная власть в них не проявляется. С таким подходом можно было бы полностью согласиться, если бы не два обстоятельства.
Во-первых, долгое время в научной и учебной литературе предлагалось несколько иное противопоставление юридических фактов: сделки противопоставлялись административным актам. С принятием ГК РФ место административных актов в предлагаемой учеными системе юридических фактов стали занимать акты государственных органов и органов местного самоуправления. Такое изменение в классификации оснований возникновения гражданских правоотношений вводится авторами без каких-либо пояснений. В некоторых работах последних лет одновременно используются термины «административный акт» и «акт государственного органа и органа местного самоуправления». Причем в исходной классификации юридических фактов вслед за сделками по традиции называют все же административные акты, а не акты государственных органов и органов местного самоуправления . Эти обстоятельства позволяют задать один важный для правоприменительной практики вопрос: всякий ли акт государственного органа (органа местного самоуправления) является административным актом?
———————————
См., например: Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч. I. М., 1996. С. 84.
Во-вторых, противопоставление актов государственных органов и органов местного самоуправления сделкам приводит к абсурдному выводу: Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не могут совершать сделки, несмотря на то что они являются субъектами гражданского права. Дело в том, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования действуют, участвуют в правоотношениях, как правило, посредством актов уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления. Это обстоятельство позволяет задать другой немаловажный вопрос: не являются ли сделками некоторые акты государственных органов и органов местного самоуправления?
В настоящее время практическое значение такой постановки вопроса велико. В связи с тем что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования являются крупнейшими собственниками, очень часто среди оснований имущественных правоотношений можно обнаружить распоряжения, постановления, указы, приказы и другие акты уполномоченных государственных органов (органов местного самоуправления). Применимы ли к ним нормы о сделках, в том числе об оферте и акцепте? От ответа на поставленные выше вопросы зависит и вывод о юридической природе тех отношений, в рамках которых уполномоченными органами принимаются решения. Если придерживаться мнения, что акт уполномоченного органа не сделка и не может ею быть, то значительное количество имущественных отношений по такому формальному основанию останется за пределами действия гражданского права. Такова логика рассуждений многих правоведов при анализе общественных отношений, возникающих в процессе предоставления государственных и муниципальных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование или в собственность гражданам и юридическим лицам.
Так, например, О.И. Крассов пишет: «Приобретение права частной собственности на земельные участки в порядке приватизации может осуществляться на основании заключения договоров купли — продажи земельного участка или на основании административного акта — решения соответствующего органа о предоставлении земельного участка в собственность» 1. Из этого утверждения можно сделать вывод, что отношения с одним и тем же субъектным составом и по поводу одной и той же разновидности объектов гражданских прав имеют различную отраслевую принадлежность. С договором как основанием возникновения права частной собственности на земельный участок О.И. Крассов связывает приобретение земельного участка в собственность на торгах и приватизацию земельного участка при приватизации государственных и муниципальных предприятий. Надо полагать, что во всех остальных случаях основанием приобретения гражданами и юридическими лицами права собственности на земельные участки является административный акт — решение уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. Вот как О.И. Крассов описывает процедуру предоставления земельного участка на основании административного акта: «Для приобретения права собственности на земельный участок необходимо, чтобы, во-первых, было принято решение о предоставлении земельного участка соответствующим органом, во-вторых, осуществлен отвод земли в натуре (на местности) и, в-третьих, произведено правовое оформление предоставления земельного участка» 2. Забытым оказалось только одно действие: заявление потенциального собственника, адресата властного решения государственного органа или органа местного самоуправления. Однако если волеизъявлению будущего собственника придать значение обязательного элемента в юридическом составе возникновения права частной собственности на земельный участок, то под сомнением окажется административно — правовая природа решения уполномоченного органа. Это решение перестанет быть властным и займет место среди примеров оферты или акцепта, влекущих заключение договора путем обмена документами. Инициатором изменения отношений по поводу земельного участка может быть не только лицо, владеющее земельным участком на каком-либо ограниченном вещном праве, но и уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления. Но от того, кто будет инициатором, ровным счетом ничего не зависит, поскольку стать собственником земельного участка — это право, а не обязанность гражданина или юридического лица 3. Когда об этом забывают, на практике случается, что одним решением местной администрации все жители населенного пункта могут быть объявлены собственниками принадлежащих им земельных участков. Причем у жителей не только не спросят на это согласия, но даже не известят их о состоявшихся изменениях 4.
———————————
1 Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2000. С. 65.
2 Там же. С. 80.
3 Например, в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 27.10.93 N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (в ред. от 25.01.99) граждане, получившие земельные участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность.
4 О некоторых других случаях, когда пренебрежение волеизъявлением адресата при принятии решения уполномоченного органа приводило к неверной квалификации правоотношений и к нарушению гражданских прав, см.: Пятков Д.В. Отчуждение публичной собственности: вопросы правового регулирования // Хозяйство и право. 1998. N 6. С. 91 — 98.
Другой пример. По мнению Н.И. Клейн, утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом план приватизации является административным актом, который порождает право требовать заключения договора купли — продажи приватизируемого объекта . Автор не уточняет, какому подвластному лицу адресован такой административный акт, на кого возлагается обязанность продать или купить имущество. Комитет по управлению имуществом является органом соответствующего собственника, например субъекта Российской Федерации, действует от его имени. В конечном счете правосубъектность именно республик, краев или областей, действующих через различные свои органы, проявляется и при утверждении плана приватизации, и при создании акционерного общества, и при заключении договора купли — продажи. Каковы основания считать, что правосубъектность эта не гражданская, а публичная, например административная? Почему потенциальный покупатель должен рассматривать план приватизации как административный акт, а не как сделку субъекта Российской Федерации, направленную на достижение тех же последствий, что и заключаемый в дальнейшем договор купли — продажи государственного или муниципального имущества? Объявление о предстоящей продаже имущества, приглашение к заключению договоров часто используется в обычной хозяйственной деятельности и при этом не является административным актом (ст. 437 ГК РФ).
———————————
См., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. Садиков О.Н. М., 1998. С. 26.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации. — М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 1997.В юридической литературе нередко встречаются и другие вызывающие сомнение выводы о юридической природе решений, принимаемых государственными органами и органами местного самоуправления. Причина, по которой подобные точки зрения получили распространение, возможно, заключается в том, что постановления, распоряжения и им подобные акты уполномоченных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований часто совершаются при осуществлении ими публично — властных функций. Действительно, например, постановление или распоряжение главы администрации субъекта Российской Федерации в большинстве случаев окажется формой публично — властного волеизъявления (нормативным или административным актом).
Все же форма акта государственного органа или органа местного самоуправления не может считаться сколько-нибудь надежным критерием для решения вопроса о юридической природе этого акта. Форму решений уполномоченных органов и само по себе наличие таких решений нельзя воспринимать в качестве критерия для определения существа правоотношений, сопутствующих этим решениям. Наличие в основе гражданского правоотношения акта государственного органа или органа местного самоуправления не означает непременно, что такое правоотношение возникло на основании административного акта, что гражданскому правоотношению предшествовало административное или иное публичное правоотношение. Будет ли признано то или иное решение уполномоченного органа административным актом или его следует считать сделкой — зависит не от формы решения, а от характера отношений, в рамках которых это решение принимается. Допустимо ли вести речь об административном акте в том случае, когда государственным органом или органом местного самоуправления принято решение об удовлетворении имущественных притязаний гражданина или организации, адресованных, соответственно, Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, или в тех случаях, когда актом уполномоченного органа гражданину или организации предлагается вступить в какие-либо имущественные правоотношения, вовсе необязательные для этих субъектов? Если структура конкретной правовой связи не соответствует нашим представлениям о власти и подчинении, основанным на государственном принуждении, нет оснований утверждать, что какое-либо решение, принятое участником этого правоотношения, является административным (властным) актом.
В ст. 4 ГК РСФСР 1964 г., ст. 3 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. среди оснований возникновения гражданских прав были упомянуты административные акты, то есть властные акты уполномоченных государственных органов. В ГК РФ такой юридический факт не назван, но предусмотрено, что гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8). На первый взгляд, ничего не изменилось, если учесть, что административные акты, известные прежнему гражданскому законодательству, также исходили от уполномоченных государственных органов. Но зачем потребовалось менять достаточно краткий и емкий термин «административный акт» на сочетание «акт государственного органа и органа местного самоуправления»? Органы местного самоуправления не лишены властной компетенции: местное самоуправление — это способ выражения власти народа. При прежнем подходе законодателя к основаниям возникновения гражданских правоотношений не потребовалось бы вносить изменения в привычную терминологию. (В крайнем случае — чтобы подчеркнуть роль органов местного самоуправления — можно было написать «административный акт государственного органа и органа местного самоуправления».)
Изменение терминологии произошло не случайно и объясняется существующей классификацией субъектов гражданского права. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования признаются субъектами гражданского права, участвующими в имущественных отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами, а следовательно, способными заключать гражданско — правовые договоры и совершать односторонние сделки (гл. 5 ГК РФ). Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования известны и публичному праву: они являются носителями публичной власти. Во все эти разноотраслевые отношения они вступают через одни и те же государственные органы или органы местного самоуправления: Правительство РФ, глав администраций, комитеты и т.п. Решениями одних и тех же органов реализуется как публично — правовая, так и гражданская правоспособность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Потому акты государственных органов и органов местного самоуправления могут быть как публично — властными (административными) актами, так и сделками (сделка с точки зрения классификации юридических фактов — тоже акт). Данное обстоятельство и было учтено законодателем при замене термина «административный акт» на более широкое по значению понятие «акт государственного органа и органа местного самоуправления». Форма акта не имеет особого значения — важным является его содержание. Например, постановление Правительства РФ — это форма не только нормативного или административного акта, это еще и форма решения одного из органов Российской Федерации. Является ли такое решение актом нормативным, административным или сделкой — зависит от его содержания. В законодательстве форма решений уполномоченных органов не дифференцирована
ПОДИ ТУДА — НЕ ЗНАЮ КУДА, ИЛИ ПРОРЕХИ ПРАВОВОЙ БАЗЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ БЕЗОПАСНОЕ ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ «
Общее понятие. Субъективные гражданские права и обязанности почти никогда не возникают, не изменяются и не прекращаются при наличии одного только юридического факта, хотя бы и на фоне необходимых для проявления им себя предпосылок и условий. Для динамики гражданских правоотношений какого-нибудь одного юридического факта обычно недостаточно. Наступление большинства юридических последствий связывается с одновременным либо последовательным наступлением нескольких (двух или более) фактических обстоятельств, каждое из которых само по себе, либо некоторые из них, но не все вместе, имеет какое-нибудь другое юридическое значение, либо вовсе не имеет его. Система фактических обстоятельств, приводящая (в совокупности с необходимыми предпосылками и условиями) к наступлению известных гражданско-правовых последствий, называется фактическим составом™. Отдельные факты, составляющие эту систему, называются элементами фактического состава.
Так, например, для возникновения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимость необходимо накопление следующих юридических фактов: (1) наличие бесхозяйной недвижимой вещи; (2) постановка ее на учет уполномоченным органом; (3) истечение одного года со дня учета этой вещи и сохранение в течение
всего этого времени вещи именно как бесхозяйной; (4) обращение органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь; (5) вынесение судом решения, признающего данное право собственности и (б) его вступление в законную силу. Шесть перечисленных фактов образуют фактический состав.
Другой пример: обязательство покупателя оплатить товар. Принято считать, что основанием его возникновения является договор купли-продажи. В действительности же (в этом убеждают, в частности, нормы п. 2 ст. 487 ГК и его же ст. 328, к которой первая из норм нас отсылает) такое обязательство не возникнет прежде, чем продавец не исполнит своей (возникшей действительно из договора) обязанности по передаче вещи, являющейся предметом договора. Два факта — договор купли-продажи и передача вещи — также образуют фактический состав.
В фактические составы включаются только факты в собственном смысле слова (действия и события) либо их юридические заменители (суррогаты). Пи условия, пи предпосылки динамики гражданско- правовых эффектов в фактические составы включать не следует, поскольку без них создание ни одного юридического последствия невозможно. Вообще при включении предпосылок и условий в фактические составы пропадет смысл в понятии об отдельном юридическом факте, ибо ни одно фактическое обстоятельство само по себе (вне связи с предпосылками и условиями) не сможет произвести никаких юридических последствий.
Отличительная черта понятия фактического состава — его системность. Фактический состав — это именно система, но не обыкновенный хаотический набор фактов реальной действительности. Системность фактического состава проявляется, в частности, в том, что отсутствие в нем хотя бы одного, даже самого ничтожного (по жизненным меркам) обстоятельства, юридически обессмысливает все остальные факты. Как и всякая система, фактический состав дает новое качество — те юридические последствия, которые в отсутствие любого из элементов состава наступить просто не могут. Такое значение связывается с составом в целом, а отнюдь не с последним из заполнивших его собой фактов, непосредственно предшествующих юридическим последствиям, как это может показаться на первый взгляд. Последний элемент состава отнюдь не заменяет собой всего состава, не «перечеркивает», не «поглощает» и не «уничтожает» его прежде накопившихся элементов «за ненадобностью» — напротив, он скрепляет, связывает, цементирует их в пресловутую систему, подчеркивая важность именно накопления фактов. В этом смысле лучшей аллегорической иллюстрацией существа понятия о фактическом составе служит известная русс кая народная сказка, в которой именно постепенное накопление усилий Деда, Бабки, Внучки, Жучки, Кошки и Мышки позволило в конце концов вытащить Репку; увязка юридических последствий не с составом в целом, а с одним только фактом, которому «повезло» завершить собой состав, подобна, следовательно, мнению о том, что Репку вытащила одна только Мышка.
- Ср. два определения фактического состава, данные В. Б. Исаковым, — предварительное (Фактический состав. С. 3) и окончательное: «Во введении настоящей работы фактический состав определялся как комплекс юридических фактов, в совокупности влекущих правовое последствие… Это определение фактического состава следует уточнить.Более правильным будет определять фактический состав не как комплекс, а как систему юридических фактов» (Там же. С. 25; последний курсив автора. — В. Б.).
- О системности фактов, образующих состав, см.: Исаков В. Б. Фактический состав.С. 26-27.
- Как пишет М. А. Рожкова (Указ. соч. С. 43—45). Ср. с соответствующим местом книги О. А. Красавчикова (Указ. соч. С. 62): написано о том же, но не в столь радикальной форме.
- А также о системе вообще и о втором законе диалектики — законе перехода количественных изменений в качественные.
Неправомерные деяния (правонарушения) также делятся на несколько видов. Это преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные), а также принятие незаконных актов.
3. Юридические состояния – длящиеся жизненные обстоятельства, служащие основанием для наступления юридических последствий (нахождение на иждивении, наличие стажа работы для получения пенсии и др.).
Часто для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений требуется не один юридический факт, а целая их совокупность (юридический состав). Так, для вступления в брак необходимы достижение определенного возраста, заявление будущих супругов о регистрации брака и акт его регистрации в органах ЗАГСа.
Кроме данной классификации юридических фактов выделяют иные по разным основаниям.
Позитивные и негативные, правопорождающие и правопрепятствующие, главные и подчиненные юридические факты. В основе первого деления лежит способ связи с явлением действительности. Правовые последствия могут быть связаны как с существованием некоторого явления, так и с его отсутствием. В первом случае юридический факт будет положительным, позитивным, во втором случае – отрицательным, негативным, например, отсутствие у лица служебной подчиненности, отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу – негативные юридические факты, так как правовое последствие связано именно с отсутствием некоторого явления.
Классификацию фактов на позитивные и негативные не следует смешивать с их делением на правопорождающие и правопрепятствующие. Это деление раскрывает функции юридических фактов в фактическом составе. Правопорождающие факты – такие обстоятельства, которые необходимы для наступления правовых последствий. Правопрепятствующие факты, напротив, тормозят развитие фактического состава, препятствуют наступлению правовых последствий. Между правопорождающими и правопрепятствующими фактами нет непроходимой границы. Отсутствие правопорождающего факта имеет правопрепятствующее значение (фактический состав вынужден «дожидаться» появления необходимого факта). Напротив, отсутствие правопрепятствующего факта – необходимое условие для наступления правовых последствий.
Рассматриваемые классификации юридических фактов следует отграничить также от деления их на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие. В основе этих классификаций лежат разные критерии. Юридические факты делятся на правопорождающие и правопрепятствующие по их функции внутри фактического состава. Факты и составы могут быть правообразующими, правоизменяющими, правопрекращающими в зависимости от правовых последствий, которые они порождают как целое. Таким образом, первая классификация не заменяет и не подменяет вторую
Не лишено практического значения также разграничение юридических фактов на главные и подчиненные. Главный факт наиболее полно отражает существо регулируемой ситуации. Все другие факты имеют уточняющее значение, конкретизируют юридически значимые детали. Например, главными фактами для назначения пенсии по старости являются возраст и стаж работы. Все иные фактические обстоятельства носят характер подчиненных. При наличии главного факта законодательство допускает в отдельных случаях досрочное (опережающее) наступление правовых последствий.
Материальные и процессуальные, оформленные и неоформленные, латентные и расчетные юридические факты. С точки зрения связи с соответствующими правовыми отношениями юридические факты подразделяются на материальные и процессуальные. К числу первых принадлежат фактические обстоятельства, являющиеся основаниями наступления «материальных» правоотношений. Вторая категория связана с юридическим процессом, его движением и развитием.
По форме проявления юридические факты подразделяются на положительные и отрицательные. Положительные – факты, которые выражают реально существовавшее или существующее в данный момент явление действительности. Таковы изданные административные акты, явления стихийного характерами т,п. Отрицательные – факты, выражающие отсутствие определенных явлений, это, например некоторые из обстоятельств, необходимых, для регистрации брака (отсутствие другого зарегистрированного брака, отсутствие определенной степени родства и др.).
По характеру действия юридические факты подразделяются на факты однократного действия и факты непрерывного юридического действия.
С точки зрения продолжительности существования фактических обстоятельств все юридические факты разграничиваются на факты краткосрочного действия и факты длительного действия (например, создание художественного произведения, которое приводит к возникновению авторского правоотношения).
Одним из элементов классификационного исследования юридических фактов являются классификации по наличию или отсутствию признака дихотомичности деления. Количество дихотомических делений неограниченно. Рассмотрим некоторые из них.
По признаку документального деления юридические факты подразделяются на оформленные и неоформленные. Большинство юридических фактов существует в оформленном, зафиксированном виде. Вместе с тем определенные фактические обстоятельства могут быть не оформлены, в частности устная сделка между гражданами, отказ от осуществления права. Неоформленными могут быть и юридические события: рождение, смерть, изменение состояния здоровья. Подобные юридические факты называются латентными, скрытыми. В латентном виде существует определенная часть фактов-правонарушений.
Значительная часть фактических обстоятельств имеет юридическое значение только в оформленном, зафиксированном виде. Например, такой юридический факт, как судимость, не может приниматься во внимание, если отсутствует его документарное подтверждение; юридически значим лишь зарегистрированный брак.
Разграничение, оформленных и неоформленных юридических фактов важно еще и потому, что многие фактические обстоятельства могут долго существовать в незафиксированном виде. Например, трудовое правоотношение может оформляться после фактического допуска к работе, трудовой стаж может устанавливаться при возникновении в этом необходимости.
По признаку определенности нормативной модели юридические факты подразделяются на определенные и относительно определенные.
К первой группе относятся юридические факты, исчерпывающе очерченные в норме права и не требующие какой-либо конкретизации правоприменительными органами. В их числе такие, например, фактические обстоятельства, как возраст, наличие трудовых отношений, гражданство, семейное положение и т.п.
Вторую группу составляют фактические обстоятельства, которые конкретизируются компетентным органом в процессе применения нормы права.
К относительно определенным фактам примыкают фактические обстоятельства получившие юридическое значение в порядке обратной силы закона. Обратное действие нормативного акта предполагает распространение его на отношения, возникшие до вступления этого акта в силу. Получается, что некоторые фактические обстоятельства приобретают юридическое значение не в момент возникновения, а позже, в связи с принятием нормативного акта, признавшего за ними качество юридических фактов.
Юридические факты могут быть первичными и производными. В основе этого деления лежат содержание юридических фактов и их взаимоотношение между собой. В правовом регулировании нередко используются фактические обстоятельства, которые как бы «надстраиваются» над первичными юридическими фактами, представляют их обобщенное выражение. В качестве примера производного факта можно привести нуждаемость в жилье – необходимое условие для постановки на учет и получения жилой площади. Факт нуждаемости обобщает значительное число других, более конкретных фактических обстоятельств (состав семьи, отсутствие другой жилой площади др.).
2.2 Сложные юридические факты и фактические составы
Отражение в праве общественных отношений – далеко не простой процесс. Конкретная социальная ситуация представляет собой подчас переплетение элементов объективного и субъективного, закономерного и случайного. Поэтому в качестве юридических фактов выступают не только простые фрагменты социальной действительности, но и довольно сложные ее «срезы». В результате в правовом регулировании появляются сложные юридические факты – такие фактические обстоятельства, которые состоят (складываются) из нескольких юридически значимых сторон (признаков).
Например, факт дееспособности (недееспособности) гражданина включает в себя как субъективный элемент – «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их», так и объективный элемент – возраст. Типичный пример сложных по составу юридических фактов – факты-правонарушения, которые складываются, как правило, из нескольких элементов как субъективного, так и объективного характера.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что «волевой критерий», согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия, нельзя абсолютизировать. В качестве юридических фактов могут выступать не только «чистые» события и действия, но и фактические обстоятельства, охватывающие своим содержанием и то, и другое – сложные юридические факты.