Служебное произведение

Произведения науки, литературы или искусства в соответствии с положениями статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) являются результатом интеллектуальной деятельности, а если они создаются в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей, то в силу пункта 1 статьи 1295 ГК РФ признаются служебными произведениями.

Для более подробного анализа вопроса о том, что такое «Служебное произведение», предлагаю поэтапно рассмотреть существенные условия, предусмотренные законодателем, для признания произведения служебным, а также затронуть вопросы, связанные с возникновением у работодателя исключительного права на служебное произведение и указать условия, при которых такое право возвращается к автору.

Как следует из пункта 39.1. совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 5/29 (далее – Постановление № 5/29), вопрос о том, является ли конкретное произведение служебным, решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент создания такого произведения.

В отличие от статьи 14 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве), действовавшего до 01.01.2008, относившей к служебным произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, в статье 1295 ГК РФ под служебным произведением понимается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Для определения того, является ли созданное работником после 31.12.2007 по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное – исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.

Как указано выше особенности регулирования отношений, связанных с созданием и использованием служебных произведений, в настоящее время установлены в статье 1295 ГК РФ, согласно которой

1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом.

Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

3. В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора – судом.

4. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Таким образом, проанализировав вышеуказанные законоположения и позиции высших судебных инстанций, можно сделать следующие выводы, для признания произведения служебным должны одновременно выполняться три условия:

— с автором заключен трудовой договор/имеются трудовые отношения;

— произведение создано в период действия трудового договора;

— в обязанности автора входит создание объектов интеллектуальной собственности.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в своем постановлении от 09.06.2012 по делу № А40-81220/11 о признании произведений служебными, изложил следующую позицию: «Для подтверждения факта создания служебного произведения недостаточно проставления на произведении фамилии того или иного физического лица, работодатель должен представить документы, регламентирующие трудовые (служебные) отношения с работником, документы, касающиеся регламентации создания и закрепления прав на служебные произведения».

Если создание произведения не входило в трудовые обязанности сотрудника, а равно, если между работником и работодателем не было заключено трудового договора, оно не является служебным. Аналогичный правовой подход, изложен в пункте 39.1 Постановления № 5/29.

В пункте 2 статьи 1295 ГК РФ указано, что «Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1270 ГК РФ «Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение».

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 9 Постановления № 5/29, исключительное право является имущественным.

В пункте 2 статьи 1255 ГК РФ указано, что исключительное право на произведения науки, литературы и искусства принадлежит автору. Однако на основании пункта 2 статьи 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю.

При этом трудовым или иным договором между работодателем и автором может быть предусмотрено иное. Например, что исключительные права на служебные произведения остаются у его автора или что автор предоставляет работодателю возможность ограниченного использования служебного произведения.

Высшие судебные инстанции в пункте 39.3 совместного Постановления № 5/29 следующим образом истолковали положения пункта 2 статьи 1295 ГК РФ «Если исключительное право на служебное произведение принадлежит работнику (автору) изначально по договору с работодателем или на основании абзаца второго пункта 2 статьи 1295 ГК РФ, работодатель имеет право использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в пределах, вытекающих из задания, а также обнародовать такое произведение, если иное не определено договором между ним и работником. Работник при этом вправе по своему усмотрению использовать служебное произведение способами, не обусловленными целью служебного задания, а также способами, хотя и обусловленными целью задания, но за пределами этого задания».

Таким образом, работник и работодатель сами определяют, у кого возникает исключительное право на произведение, исходя из условий, которые предусмотрены в трудовом договоре или ином соглашении.

Между тем работодателю следует учитывать, что в отличие от действовавшего до 01.01.2008 законодательства пункт 2 статьи 1295 ГК РФ предусматривает, что от работодателя, которому принадлежит исключительное право на служебное произведение, это исключительное право переходит к работнику (автору), если в течение трех лет со дня, когда это произведение было предоставлено работником в распоряжение работодателя, последний не начнет использование произведения (например, воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю, осуществляемые как самим работодателем, так и на основании лицензионного договора третьим лицом), не передаст исключительное право на произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права) или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне (например, в случае создания научной разработки, содержание которой предполагает ее охрану в качестве секрета производства) (пункт 39.2 Постановления 5/29).

Также следует отметить, если в установленный трехлетний срок работодатель совершит одно из названных действий, работник (автор) имеет право на получение вознаграждения, размеры, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора – судом. При этом судам необходимо иметь в виду: условия, относящиеся к такому вознаграждению, могут быть предусмотрены как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем. Во всех случаях вознаграждение выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю.

Таким образом, право автора служебного произведения на вознаграждение установлено в силу закона. Отсутствие у работодателя с автором-работником договора, предусматривающего условия о размере и порядке выплаты вознаграждения, не лишает последнего права на получение вознаграждения за использование произведения. Отказ работодателя в реализации указанного права приводит к обращению работника в суд с требованием о защите нарушенных имущественных интересов, при разрешении которого суд должен определить размер подлежащего выплате автору вознаграждения.

Кроме того, в Гражданском кодексе Российской Федерации установлено, что при создании служебного произведения размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора – судом, такое вознаграждение носит обязательный характер, договором определяются лишь его размер, условия и порядок выплаты

При рассмотрении вопроса о выплате вознаграждения автору служебного произведения важно учитывать, что Гражданский кодекс Российской Федерации определяет в качестве лица, осуществляющего соответствующую выплату, исключительно работодателя. Данное положение носит императивный характер, на что обращалось внимание в пункте 51 Постановления № 5/29: «Судам необходимо иметь в виду, что законодатель императивно определяет лицо, выплачивающее соответственно компенсацию или вознаграждение. Таковым лицом является работодатель (лицо, являвшееся работодателем на момент создания служебного произведения). Следовательно, даже в том случае, если принадлежащие работодателю права на результат интеллектуальной деятельности переданы (предоставлены) по договору об отчуждении права или по лицензионному договору, лицом, обязанным платить компенсацию или вознаграждение работнику, остается работодатель».

Таким образом, выплата работнику, являющемуся автором служебного произведения, авторского вознаграждения при реализации работодателем исключительного права на произведение предусмотрена нормами гражданского права. Правоотношения, возникающие между указанными лицами в связи с использованием результата интеллектуальной деятельности, являются гражданско-правовыми.

При этом суды, рассматривая споры между работниками и работодателями о выплате вознаграждения автору, придерживаются позиции, что заработная плата, подлежащая выплате работнику в рамках трудовых правоотношений за выполнение им трудовых обязанностей, не является авторским вознаграждением, получаемым работником как автором служебного произведения за его использование, в связи с чем работодателям следует учитывать данную позицию при определении порядка выплаты вознаграждений авторам служебных произведений.

Резюмируя вышеизложенное, хочется обратить внимание, как работодателей, так и работников (авторов) в чьи должностные обязанности входит создание объектов интеллектуальной собственности, что при возникновении трудовых взаимоотношений, предполагающих создание служебных произведений, необходимо тщательно подойти к подготовке документов, регламентирующих такие взаимоотношения.

По моему мнению, сторонам, указанных отношений при подготовке документов, предстоящих созданию служебного произведения, во избежание возможных будущих споров о праве необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  1. Между работодателем и работником (автором) имеется действующий трудовой договор, предполагающий наличие в числе обязанностей работника создание служебных произведений. Причем, желательно конкретизировать, в чем будет выражаться служебное произведение (разработка дизайна, написание статей, разработка программного обеспечения, подготовка фотоснимков для журнала и т.д.). Конкретные условия можно более детально прописать в должностной инструкции либо указать в приказе на создание конкретного служебного произведения.
  2. Служебное произведение должно быть создано в период действия трудового договора.
  3. Подготовка приемо-сдаточной документации, в соответствии с которой работник передал служебное произведение работодателю, а работодатель его принял. Таким документом может являться акт приема-передачи.
  4. По результатам выполненных работ, которые будут переданы работодателю, работнику должно быть выплачено соответствующее вознаграждение.

Таким образом, в рамках настоящей статьи рассмотрены вопросы наиболее часто возникающие в сфере правоотношений, связанных с созданием служебных произведений.

Авторское право на служебные произведения

Авторское право на служебные произведения (works made for hire) — право на произведение, созданное работником в рамках его основной работы по найму или для некоторых ограниченных видов работ, где все Стороны договариваются в письменной форме. Работа по найму — законодательно определённый термин (17 U. S. С. § 101). Существует также понятие корпоративное авторство, когда в качестве работодателя выступает корпорация или иное юридическое лицо.

Примером служебных произведений в США являются операционные системы компании Майкрософт, разработанные программистами компании. Издатели имеют авторские права на работы: cтатьи в прессе, написанные сотрудниками газет, иллюстрации, комиксы и др. Однако статьи, опубликованные в научных журналах, или работы, произведённые фрилансерами для журналов обычно не являются произведениями, созданными в работах по найму, поэтому издатели, при желании, могут только требовать от правообладателя, автора, оформить соглашение о передаче авторских прав издателю. Авторы служебных произведений сохраняют только моральные права.

Авторское право на служебные произведения в Российской Федерации

В РФ, если автор работает по трудовому договору и создает произведения в рамках своих трудовых обязанностей, то созданное произведение будет являться служебным. Но, если тот же самый автор может выполнять произведение вне рамок его трудовых обязанностей, в том числе и по договору авторского заказа, что регламентируется статьей 1288 Гражданского кодекса РФ. По пункту 2 статьи 1295, автор-работник и работодатель могут изменить правовой режим служебного произведения путём заключения гражданско-правового договора, в котором может быть предусмотрена передача исключительного права от работодателя работнику. То есть, в зависимости от правового положения автора, является ли он работником или работает по гражданско-правовому договору, имеется ли договор о передаче исключительного права от работодателя работнику, у произведения будет разный статус и разные для сторон правовые последствия.

При этом не все служебные произведения обладают признаками охраноспособности. Если работа выполнена для выполнения непосредственно трудовой функции, например, лекция будет считаться оригинальным произведением, если она специально создана и впервые была прочитана или была зафиксирована на материальном носителе в рамках нового оригинального (авторского) разработанного курса.

Согласно четвёртой части Гражданского кодекса РФ для определения того, является ли созданное работником после 31 декабря 2007 года по заданию работодателя произведение служебным, надо знать, входило ли задание в перечень трудовых обязанностей работника. Если выполненное задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то произведение не является служебным. Исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.

Основным отличием авторского права США от российского является то, что, по 201(b) Закона, автором служебного произведения является не человек, создатель произведения, а лицо, которое наняло создателя произведения и для которого оно было создано. Этим лицом является работодатель, но поскольку работодателем может быть как физическое, так и юридическое лицо, то автором служебного произведения в соответствии с авторским правом США может также быть как физическое, так и юридическое лицо. Это положение может быть изменено сторонами, если они заключают договор. Стороны могут договориться, что автором такого произведения может быть и сам работник.

Авторское право на служебные произведения в Соединенных Штатах

Обстоятельства, при которых работа считается «служебное произведением» определяется в США законом Об авторском праве 1976 года.

При определении авторства на служебные произведения определяется, является ли наемный работник сотрудником по своей воле. Здесь имеет значение наличия у сотрудника от работодателя орудий труда и инструментов; местонахождение работы; длительность отношений между сторонами; способ оплаты труда; предоставление работнику льгот; налогообложение. В § 220(2) закона излагается список факторов, имеющих отношение к определению, является ли наемный участник сотрудником.

Если же произведение создается независимым Подрядчиком или фрилансером, его работа может рассматриваться как работа по найму только при соблюдении всех следующих условий:

  • работа должна соответствовать одной из категорий, а именно: (1) наличие вклада в коллективную работу, (2) работа составляет часть кинофильма или другого аудиовизуального произведения, (3) дополнительная работа (4) обобщение, (5) дидактический текст, (6) атлас;
  • работа должна быть специально заказана;
  • должно быть составлено письменное соглашение между сторонами, определяющее, что работа — это служебное произведение. В соглашении должна быть написана фраза «работа по найму» или «работы по найму».

Написание во взаимном соглашении, что работа сотрудника — это работа по найму, не является достаточным условием для авторства. Любое соглашение, не удовлетворяющие всем вышеперечисленным критериям является не допустимым для соглашения по работе по найму и все права на работу остаются за создателем произведения. Суды также учитывают, что соглашение о работе должно быть заключено, хотя может быть и не подписано, до начала работы.

Сторона найма, например, киностудия, для создания кинофильма может нанять десятки авторов произведений (например, авторов нот, сценария, авторов звуковых эффектов, костюмов) каждый из которых может потребовать повторных соглашений с создателями, если для показа фильма или условий его создания что-то изменилось. В случае не достижения этой договоренности с любым автором показ фильма может быть запрещен. Чтобы избежать этого продюсеры кинофильмов и аналогичных произведений требуют, чтобы все работы были сделаны работниками по найму.

С другой стороны, работа с соглашением по найму является менее предпочтительным для создателей, чем договор о передаче авторского права. В рамках работы по найму, заказчик является владельцем всех прав с самого начала, даже если договор был нарушен, тогда как при передаче прав, автор произведения может ограничивать заказчика до тех пор, пока все условия договора будут выполнены. Ограничение может быть мощным инструментом, когда необходимо заставить заказчика исполнять свои обязательства.

Автор имеет неотъемлемое право расторгнуть передачу авторских прав в течение 35 лет после создания работы. Однако, согласно данным ведомства США по авторскому праву, циркуляр 9 «прекращение положения закона не распространяются на работы, выполненные по найму».

Взаимоотношения между работником и работодателем

Если произведение создается работником предприятия, то понятия «служебное произведение» зависит от отношений «работодатель-работник». При этом суды учитывают факторы:

  1. Контроль со стороны работодателя за работой (например, работодатель может определить, как работа выполнена, работа выполнена на места расположения работодателя, и предоставляет ли работодатель оборудование или другие средства для создания рабочих мест)
  2. Контроль работодателя над работником (например, работодатель контролирует график работы, право работника на выполнение других поручений, способ оплаты, наличие у работника помощников)
  3. Состояние и поведение работодателя (например, работодатель для производства работ предоставляет работнику льготы и удерживает ли налог из зарплаты работника).

Служебное произведение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *