Служебная тайна

Содержание

Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 (последняя редакция)

21 июля 1993 года N 5485-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2007 N 294-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 18.07.2009 N 180-ФЗ, от 15.11.2010 N 299-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 21.12.2013 N 377-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 26.07.2017 N 193-ФЗ, от 29.07.2018 N 256-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П, определениями Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 293-О, от 10.11.2002 N 314-О) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
    • Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты
  • Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
  • Раздел III. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
    • Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений
    • Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
    • Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
    • Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне
    • Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием
    • Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей
    • Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну
  • Раздел IV. Рассекречивание сведений и их носителей
    • Статья 13. Порядок рассекречивания сведений
    • Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений
  • Раздел V. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну
    • Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями
    • Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ
    • Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям
    • Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений
  • Раздел VI. Защита государственной тайны
    • Статья 20. Органы защиты государственной тайны
    • Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне
    • Статья 21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне
    • Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне
    • Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне
    • Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
    • Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну
    • Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне
    • Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации
  • Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
    • Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
  • Раздел VIII. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 30.1. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 31. Межведомственный и ведомственный контроль
    • Статья 32. Прокурорский надзор

Открыть полный текст документа

Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.07.2018)

21 июля 1993 года N 5485-1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Раздел III. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание

Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений

Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений

Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне

Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну

Раздел IV. Рассекречивание сведений и их носителей

Статья 13. Порядок рассекречивания сведений

Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну

Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений

Раздел V. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну

Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями

Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ

Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям

Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений

Раздел VI. Защита государственной тайны

Статья 20. Органы защиты государственной тайны

Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне

Статья 21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне

Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне

Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну

Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне

Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну

Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации

Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны

Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны

Раздел VIII. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны

Статья 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны

Статья 30.1. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны

Статья 31. Межведомственный и ведомственный контроль

Статья 32. Прокурорский надзор

Современное состояние правового регулирования служебной тайны

Позднов М.С.

Более 10 лет назад из ГК РФ исключена ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна», относившая информацию, составляющую служебную тайну, к объектам гражданских прав. Большинством ученых и юристов обоснованно критиковался законодательный подход, при котором смешивались понятия служебной и коммерческой тайн, а служебная тайна необоснованно включалась в гражданский оборот.

Базовый законодательный акт в сфере защиты информации предусматривает, что условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами.

Вместе с тем федерального закона, регулирующего вопросы служебной тайны, в отличие от многих других видов тайн (налоговой, коммерческой, врачебной и т.д.), до настоящего времени не принято.

Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188, под служебной тайной понимает служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (п. 3). Тем не менее ни один закон не регламентирует порядок и условия ограничения доступа к служебной информации.

Пунктом 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 (далее – Положение о порядке обращения со служебной информацией), руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право в пределах своей компетенции определять:

– категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения;

– порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям;

– порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения;

– организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

Соответствующие нормативные правовые акты (Порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям, Порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения) утверждены многими федеральными органами исполнительной власти (например, Приказ Минфина России от 26.03.2018 N 53н, Приказ Росгвардии от 30.05.2017 N 155, Приказ Минюста России от 07.10.2010 N 250).

Таким образом, институт служебной тайны в настоящее время регулируется подзаконными и, главным образом, ведомственными нормативными актами.

Как закреплено в п. 34 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 05.12.2016 N 646, деятельность государственных органов по обеспечению информационной безопасности должна основываться на таких принципах, как:

– законность общественных отношений в информационной сфере и правовое равенство всех участников таких отношений, основанные на конституционном праве граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;

– соблюдение баланса между потребностью граждан в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере.

Большинство исследователей приходит к выводу о необходимости принятия специального закона о служебной тайне, который позволил бы унифицировать подходы к служебной информации ограниченного доступа.

При рассмотрении проекта федерального закона N 124871-4 «О служебной тайне», которое продолжалось в период с 2004 по 2011 года, Комитет Государственной Думы по безопасности отмечал, что «практика широкого использования пометки «Для служебного пользования» в документах органов государственной власти всех уровней требует правового регулирования на уровне федерального закона оборота информации с такой пометкой (включая доступ к такой информации, ее передачу, хранение и уничтожение), а также установление ответственности за ее разглашение» (Заключение от 20.10.2011 N 202/4). Тем не менее законопроект был отклонен в связи с рядом концептуальных недостатков.

Особенности ответственности за разглашение служебной тайны

В силу ч. 1 ст. 17 Закона об информации, п. 1.8 Положения о порядке обращения со служебной информацией разглашение служебной тайны может повлечь за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

В отдельных случаях с учетом конкретных обстоятельств за разглашение служебной тайны может наступать уголовная ответственность, как правило, в тех условиях, когда информация одновременно относится к двум и более видам тайн (ст. ст. 138, 285, 310, 311, 320 УК РФ).

Также рекомендуется Вам:

Вместе с тем с учетом того, что владельцами служебной информации являются государственные органы и организации, доверяющие ее своим работникам, основным видом юридической ответственности является дисциплинарная. Причем, как Трудовой кодекс РФ, так и отраслевые законы о прохождении различных видов государственной службы, прямо закрепляют возможность увольнения лиц, допустивших разглашение охраняемой законом тайны.

Необходимо помнить, что для обоснования законности увольнения по данному основанию работодателю следует доказать тот факт, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к служебной или иной охраняемой законом тайне, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения.

ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», далее – Закон об информации

Камалова Г.Г. О современном состоянии законодательства о служебной тайне // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 9; Проблемы законодательного регулирования оборота информации, относящейся к служебной тайне в ОВД // Коллектив авторов. БелЮИ МВД России имени И.Д. Путилина. Белгород. 2016. С 128

п. 43 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

Правовое регулирование служебной и профессиональной тайны.

  1. Админ. правовое регулирование в сфере образования и науки.
  2. Административно- правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики.
  3. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе
  4. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе
  5. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе.
  6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЪЕЗДА В РФ И ВЫЕЗДА ИЗ РФ
  7. Административно-правовое регулирование государственного контроля (надзора).
  8. Административно-правовое регулирование отношений в области безопасности РФ.
  9. Административно-правовое регулирование отношений в области образования.
  10. Административно-правовое регулирование отношений в промышленной сфере.

Согласно ст. 9 Закона об информации условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную и профессиональную тайну, обязанность соблюдения и ответственность должны быть определены федеральными законами. На сегодняшний день единый нормативный акт, регламентирующий условия и порядок защиты служебной и профессиональной тайны, отсутствует. Существует множество нормативных правовых актов, где фиксируется обязанность субъекта не разглашать сведения, иногда определяется состав сведений и предусматривается ответственность. Между тем условия отнесения сведений к тайне не определены. Исключение составляет Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1993 № 1233. Вместе с тем данное Положение, во-первых, не является федеральным законом и, во-вторых, имеет ограниченную сферу действия: подлежит применению только в федеральных органах исполнительной власти и подведомственных им предприятиях, учреждениях, организациях.

Анализ законодательства о защите информации позволяет выделить следующие условия отнесения сведений к служебной или профессиональной тайне.

Условие 1. Сведения, которые подлежат сохранению в режиме служебной или профессиональной тайны, не являются общедоступными.

Условие 2. Сведения не составляют государственную тайну.

Условие 3. Сведения могут быть сохранены в режиме служебной и профессиональной тайны (не запрещено).

Служебная тайна – связана с должностью лица на государственной службе

Профессиональная тайна – связана с должностью лица, но не обязательно на государственной службе.

Одна и та же тайна для разных лиц может одновременно являться коммерческой, служебной и профессиональной.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (Закон об информации) относит служебную и профессиональную тайну к информации с ограниченным доступом.

Определение служебной тайны можно найти только в подзаконных нормативных актах. Их анализ позволяет сделать вывод: служебную тайну по содержанию составляет конфиденциальная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также конфиденциальная информация других лиц, полученная на законных основаниях в силу исполнения должностных обязанностей указанными органами, в отношении которой принимаются меры по охране конфиденциальности.

Служебная тайна — это сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом (ГК) РФ и федеральными законами (Перечень сведений конфиденциального характера).

Статья 139 ГК РФ к объектам гражданских прав, содержа­щих конфиденциальную информацию, отнесла служебную и ком­мерческую тайну. Общественные отношения по поводу служебной и коммерческой тайны возникают у обладающих ею физических и юридических лиц между собой, с имеющими доступ к ней работни­ками, с органами государственной власти и органами местного само­управления. Эти отношения регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Феде­ральными законами «Об информации, информатизации и защите информации*», «Об основах государственной службы Российской Федерации»**, Таможенным кодексом РФ, Арбитражным процессу­альным кодексом РФ, другими федеральными законами, норма­тивными актами Президента РФ и Правительства РФ. Вопросы служебной и коммерческой тайны находят отражение практичес­ки в каждом федеральном законе, связанном с регулированием предпринимательской деятельности. Всего в этой сфере по подсче­там специалистов действует более ста законодательных и иных нормативно-правовых актов. Эти акты содержат две группы пра­вовых норм: распространяющиеся на служебную и коммерческую тайну в целом и лишь на отдельных участников конфиденциаль­ных информационных отношений.

Действие правовых норм начинается с момента отнесения информации к служебной или коммерческой тайне. Решает этот вопрос сам потенциальный обладатель конфиденциальной информации — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (коммерческая либо некоммерческая организация). Обычно такое право предоставляется руководителю юридического лица. Самое главное здесь, с одной стороны, избежать ошибок в определении информации, включив в соответствующий перечень именно те сведения, которые действительно составляют служебную или коммерческую тайну, а с другой — дать обстоятельное квалифицированное описание этих сведений и установить особый режим их использования с тем, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов при оценке той или иной информации как представляющей служебную или коммерческую тайну или не представляющей таковой.

Служебная тайна :

· сведения о налогоплательщике (Налоговый кодекс РФ)

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: общедоступных с согласия налогоплательщика, ИНН, о нарушениях НК РФ, а также предоставляемых в избирательные комиссии и налоговые органы других государств.

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

· тайна предварительного расследования (статья 161 УПК)

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Понятие профессиональной тайны сформулировано в двух нормативных правовых актах: Законе об информации и Перечне сведений конфиденциального характера, утв. Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188. Основной признак профессиональной тайны — связь с профессиональной деятельностью.

Профессиональная тайна — это информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении профессиональных обязанностей или организациями — при осуществлении определенных видов деятельности (п. 5 ст. 9 Закона об информации).

Профессиональная тайна- сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (Перечень сведений конфиденциального характера).

Перечень сведений конфиденциального характера, утв.указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188, к профессиональной тайне относит: врачебную, нотариальную, адвокатскую тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.

· Законодательством РФ предусмотрена защита и врачебной, и медицинской тайны. Согласно ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 врачебную тайну составляет информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Статья 15 Семейного кодекса РФ к медицинской тайне относит результаты обследования лица, вступающего в брак.

· В законодательстве отсутствует легальная дефиниция «нотариальная тайна». В статье 16 «Основ законодательства о нотариате» от 11.02.1993 в числе обязанностей нотариуса обозначена обязанность хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Нотариальную тайну также составляет тайна завещания. В соответствии со ст. 1123 Гражданского кодекса РФ нотариус не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены.

Следует отметить, что должностные лица (органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ, капитаны судов, начальники экспедиций, командиры воинских частей и т.д.), наделенные правом удостоверять завещания, переводчики, исполнители завещания, свидетели, гражданине, подписывающие завещание вместо завещателя, также обязаны хранить тайну завещания.

По требованию нотариальной палаты нотариус обязан предоставить сведения о совершенных им нотариальных действиях. В этом случае обязанность сохранять тайну совершения нотариальных действий возлагается также на должностных лиц нотариальной палаты.

Нотариус может быть освобожден от обязанности сохранения нотариальной тайны только судом, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

· Понятие адвокатской тайны определено ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Субъектами адвокатской тайны выступают адвокаты, помощники и стажеры адвоката. В целях обеспечения адвокатской тайны адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката допускается только на основании судебного решения. В соответствии со ст. 90 Налогового кодекса (НК) РФ при осуществлении налогового контроля адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля для дачи показаний, так как подобные сведения относятся к его профессиональной тайне.

Вместе с тем в установленных законом случаях адвокаты обязаны:

1) предоставить документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в налоговые органы и их должностным лицам (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ);

2) предоставить необходимые для проведения налоговой проверки документы (информацию) по требованию должностного лица налогового органа посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (п.1 ст. 93 НК РФ).

3) при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомить уполномоченный орган (ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

· К числу профессиональных тайн Перечень сведений конфиденциального характера относит также тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений.

Статья 23 Конституции РФ гарантирует каждому право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Указанные виды тайн попадают под режим тайны связи.

Тайна связи регламентируется Федеральными законами от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) и от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи». В соответствии со ст. 63 Закона о связи на территории РФ гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Согласно ст. 15 Закона о почтовой связи тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством.

· К другим видам профессиональных тайн можно отнести: тайну страхования, банковскую тайну, налоговую тайну и др.

О нормативном правовом регулировании служебной тайны (Камалова Г.Г.)

Российское законодательство, регулирующее создание и использование служебной информации ограниченного доступа, не содержит легального определения служебной тайны. В информационном праве традиционно используется доктринально разработанное понятие. Под служебной тайной понимают защищаемые по закону сведения, ставшие известными госорганам и органам местного самоуправления в силу исполнения их представителями служебных обязанностей и защищаемые в связи со служебной необходимостью, а также служебную информацию, ограничение доступа к которой установлено федеральным законом <1>. Данная позиция поддерживается многими специалистами, акцентирующими внимание на отдельных особенностях служебной тайны. Так, И.Ю. Павлов считает, что «служебная тайна — это не относящаяся к государственной тайне, созданная или полученная государственным органом или органом местного самоуправления информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом в интересах иных лиц» <2>.
———————————
<1> Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учебник / Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 555.
<2> Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. 2013. N 1. С. 36.
В.Н. Лопатин, анализируя законодательство и рассматривая основные признаки сведений, составляющих служебную тайну, выделяет среди них следующие <3>:
———————————
<3> Лопатин В.Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. М., 1998. С. 113 — 121; Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Указ. соч. С. 552 — 555.
— отнесенные федеральным законом к служебной информации о деятельности госорганов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости;
— являются охраноспособной информацией ограниченного доступа другого лица;
— не являются государственной тайной и не подпадают под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;
— получены представителями госоргана и органа местного самоуправления в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и порядке, установленных законом.
О.С. Соколова, анализируя признаки сведений, отнесенных к служебной тайне, дополняет их, справедливо указывая <4>, что их ценность определяется возможностью использования для принятия эффективных управленческих решений.
———————————
<4> Соколова О.С. Административно-правовые режимы конфиденциальной информации: дисс. … к.ю.н. СПб., 2005. С. 142.
В зависимости от задач, решаемых при ограничении доступа к служебным сведениям, можно выделить следующие категории сведений, составляющих служебную тайну:
— доступ к которым ограничивается для реализации основных функций органов государственного управления, если открытое использование сведений исключает обеспечение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов;
— полученные от различных лиц (за исключением составляющих государственную тайну) и защищаемые в целях охраны их интересов;
— доступ к которым ограничивается для обеспечения собственной безопасности государственных органов и органов местного самоуправления.
В зависимости от сферы деятельности органов государственного управления к служебной тайне можно отнести военную тайну, тайну предварительного расследования <5>, сведения о мерах защиты свидетелей, потерпевших и иных участников судопроизводства, тайну совещания судей, присяжных заседателей, налоговую тайну и другие. Таким образом, служебная тайна имеет по своему составу сложную структуру. Каждая из выделенных по различным основаниям частей служебной тайны имеет свою специфику и требует специального анализа.
———————————
<5> Камалова Г.Г. Анализ понятия и содержания тайны следствия // Вестник Удмуртского университета. 2013. N 2-1. С. 156 — 159.
Служебная тайна сочетает в себе сведения, ее составляющие, и правовой режим соответствующей информации. Обосновывая необходимость выделения режима служебной тайны, В.Н. Лопатин указывал: «… государственные органы и их должностные лица вправе использовать полученную конфиденциальную информацию только в тех целях, для чего она была получена, и обязаны установить для ее сохранности режим служебной тайны (порядок допуска и категории должностных лиц, имеющих право на допуска к этим сведениям; постановка и снятие грифа «Служебная тайна»); порядок передачи информации другим органам и организациям; определение способов, методов и средств защиты и т.п.)» <6>. Важнейшими особенностями правового режима служебной тайны выступают публичный характер правоотношений по ее защите и императивные методы регулирования.
———————————
<6> Лопатин В.Н. Правовые основы информационной безопасности: курс лекций. М.: МИФИ, 2000. С. 157.
В процессе становления законодательства о государственной тайне в 1994 г. необходимость в правовом регулировании служебной информации ограниченного доступа приводит к принятию Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 <7> (далее — Постановление Правительства N 1233), ныне действующего с изменениями от 20 июля 2012 г. Указанное Постановление изначально вышло с пометкой «Для служебного пользования» и было опубликовано лишь в 2005 г.
———————————
<7> Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 (ред. от 20.07.2012) «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» // СЗ РФ. N 30 (ч. 2). 25.07.2005. Ст. 3165; СЗ РФ. N 30 (ч. 2). 25.07.2005. Ст. 3165; СЗ РФ. 30.07.2012.
Принятием вышеуказанного Положения была сделана позитивная попытка заполнить образовавшийся пробел в федеральном законодательстве. Положение еще раз нормативно закрепило различие государственной и служебной тайны, а также ввело перечень сведений, которые не могут составлять последнюю. Однако принятие Постановления не решило и не могло решить существующих проблем.
В целях совершенствования законодательства, регулирующего создание, использование и предоставление служебной информации ограниченного доступа, требуется изучить различные аспекты служебной тайны, в том числе выявить существующие проблемы. Проведем детальный анализ положений Постановления Правительства N 1233 как одного из основных нормативно-правовых актов в данной области, вызывающего существенные нарекания специалистов в части формы и содержания.
Еще в начале века А.А. Фатьянов, анализируя и критически оценивая содержание рассматриваемого нормативно-правового акта <8>, отмечал в качестве основных его недостатков: узкую сферу действия, предоставление руководителям органов исполнительной власти чрезмерно широких полномочий по определению сроков ограничения, порядка и условий ее защиты. Дополняет его позицию А.А. Антопольский <9>, который, считая основным недостатком крайне нечеткое определение служебной информации ограниченного распространения, указывал, что категория «служебная необходимость» не определена ни в законодательстве, ни в юридической доктрине и может быть истолкована как угодно широко. И.Ю. Павлов пишет: «Поскольку критерием отнесения тех или иных сведений к категории служебной информации ограниченного распространения являются не конкретные объективные факторы, а субъективная категория — «служебная необходимость», возникает повод для возможности принятия произвольных правоприменительных решений, и реализация права доступа к информации граждан ставится в зависимость от ничем не ограниченного усмотрения должностного лица» <10>.
———————————
<8> Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Юристъ, 2001. С. 171 — 174.
<9> Антопольский А.А. Правовое регулирование информации ограниченного доступа в сфере государственного управления: дисс. … к.ю.н. М., 2005. С. 217.
<10> Павлов И.Ю. Указ. соч. С. 35.
Положением определено, что перечень сведений, составляющих служебную информацию ограниченного распространения, принимается решением руководителя госоргана или должностными лицами, которых он в пределах своей компетенции уполномочил на такое решение. В то же время однозначно не установлено, в каком порядке определяется перечень таких сведений в соответствующем государственном органе исполнительной власти. Фактически весь процесс, его обоснованность и ответственность за результат возложены на руководителя государственного органа. Процесс принятия перечня может носить исключительно внутриорганизационный характер, и в лучшем случае обнародуется лишь его результат, так как современное законодательство не запрещает выпускать и использовать перечни с пометкой «Для служебного пользования». На наш взгляд, так как данные перечни являются общими и не содержат конкретных служебных сведений ограниченного доступа, они подлежат обязательному опубликованию. Содержание перечней сведений ограниченного распространения влияет на реализацию прав, свобод и законных интересов большого числа лиц. Процесс их формирования должен предусматривать обсуждение общего их содержания всеми заинтересованными сторонами, что позволит соблюсти баланс интересов субъектов, права которых затрагиваются, уменьшить злоупотребления со стороны руководителей государственных органов и, соответственно, возможность неправомерного использования их полномочий. Субъектами, участвующими в подобном обсуждении, должны выступать все заинтересованные лица. Законодательно необходимо закрепить общую процедуру принятия ведомственных перечней и требования к их содержанию.
Положительно должно быть оценено введение Постановлением Правительства N 1233 перечня служебных сведений, доступ к которым не может быть ограничен. Но предпочтительнее установление такого перечня федеральным законом по аналогии с иными перечнями сведений, которые не могут быть отнесены к определенным тайнам. Так, перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне, определен законом, регулирующим правоотношения в области оборота государственной тайны.
Современное положение с перечнем сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения органами исполнительной власти России, аналогично ситуации, сложившейся с регулированием коммерческой тайны. Следует вспомнить, что в свое время перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, также был введен Постановлением Правительства <11>. Впоследствии такой перечень был установлен ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» <12>. Таким образом, существующая ситуация является переходной, промежуточной между полным отсутствием ограничительного перечня в советский период и последующим закреплением перечня необходимым законом о служебной тайне. Практику регламентации ограничительных перечней на уровне федерального закона следует признать обоснованной и соответствующей общим принципам информационного права и законодательства.
———————————
<11> Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731) // СП РФ. 1992. N 1-2. Ст. 7; СЗ РФ. 14.10.2002. N 41. Ст. 3983.
<12> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
Такая же позиция была высказана в свое время В.Н. Лопатиным, полагающим, что «избранный путь нельзя назвать эффективным и правильным. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, должен быть единым и закрепленным в Федеральном законе…, а не в подзаконном нормативном акте» <13>. Считаем, что времени, прошедшего с момента принятия Постановления Правительства N 1233, было вполне достаточно для формирования адекватного перечня и закрепления его федеральным законом.
———————————
<13> Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Указ. соч. С. 556.
Содержание действующего перечня сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного доступа (служебной тайне), требует доработки. Например, правозащитники, анализируя содержание перечня, отмечают, что он должен быть дополнен информацией о фактах нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и их сотрудниками в ходе служебной деятельности. С учетом современного состояния законодательства, по нашему мнению, данный перечень также должен быть дополнен пунктом о сведениях, которые государственные органы обязаны размещать в информационно-телекоммуникационных сетях.
Кроме указанных выше недостатков, рассматриваемое Положение имеет и ряд иных проблем. Постановлением Правительства N 1233 введено ранее не использовавшееся на легальном уровне понятие «служебная информация ограниченного распространения», в связи с чем возникла необходимость соотнесения содержания и сущности указанного понятия и понятия «служебная тайна». Наиболее распространена позиция, определяющая их как целое и частное. Использование формулировки «информация ограниченного распространения» имеет глубокие исторические корни, было традиционным для советского периода, для которого в условиях тоталитарного режима характерно отсутствие формализованного подхода к регламентации оборота служебной информации. В настоящее время использование названного понятия следует рассматривать как некий компромисс между свободным доступом к информации о деятельности государственных органов, по обеспечению которого осуществляются активные действия государственных органов, и правом государственного органа как обладателя информации использовать и распространять ее по своему усмотрению. При этом несколько сглаживается конфликт между нарушением норм, устанавливающих информационные права и свободы человека и гражданина, и их ограничением. Другими словами, служебная информация ограниченного распространения — это как бы тайна и в то же время как бы нет. Тем не менее думается, что настало время отойти от традиций советского периода и строить современное законодательство на основе общей легальной систематизации информации ограниченного доступа, формального разграничения ее разновидностей, с учетом целей ограничения доступа к информации.
Нормы рассматриваемого Положения и десятков ведомственных актов предусматривают использование на носителях служебной информации ограниченного распространения пометки «Для служебного пользования». В то же время нигде не определен статус пометки, а также соотношение пометки на документе и реквизита документа. В ходе защиты документированной информации предусмотрено использование реквизитов, что выявляется при анализе порядка осуществления делопроизводства. ГОСТ Р 7.0.8-2013 <14> устанавливает понятия «реквизит документа» как элемент оформления документа. ГОСТ Р 6.30-2003 <15> определяет состав реквизитов документов и требования к их оформлению. Таким образом, с позиции юридической техники грамотнее и эффективнее было бы пометку поднять до уровня реквизита, что соответствует практике многих государств.
———————————
<14> ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержден Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст «Об утверждении национального стандарта» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200108447 (дата обращения: 31.03.2014).
<15> Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», принятый Постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст. М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.
Как уже отмечалось выше, Постановление Правительства N 1233 имеет достаточно узкую сферу действия. Не установлено, каким образом аналогичная информация защищается в исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации. Последнее породило принятие в ряде регионов аналогичных постановлений правительств субъектов Российской Федерации, направленных на восполнение возникшего пробела. Примером может служить ныне уже не действующее Постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 января 1996 г. N 24 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в исполнительных органах власти Удмуртской Республики» <16>, нормы которого практически дословно повторяли аналогичный акт федерального уровня. Такой же пробел заполняет Регламент Правительства Москвы <17>, которым решен ряд вопросов, не нашедших своего отражения в Постановлении Правительства N 1233.
———————————
<16> Текст документа официально опубликован не был. В настоящее время утратил силу на основании Постановления Правительства УР от 11 октября 2010 г. N 308 «О признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Удмуртской Республики» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.11.2013).
<17> Постановление Правительства Москвы от 21.02.2006 N 112-ПП «О Регламенте Правительства Москвы» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.08.2013).
В анализируемом Постановлении большое внимание уделено техническим деталям обработки информации, таким как порядок создания копий экземпляров документа, и иным. Однако предложенные методы обработки служебной информации ограниченного распространения не соответствуют реалиям и уровню современного развития технологий обработки информации.
В настоящее время не определен порядок передачи (обмена) защищаемой информации между государственными органами исполнительной власти, между государственными органами исполнительной власти и иными государственными органами, а также между государственными органами и органами местного самоуправления.
Все вышесказанное еще более актуально в связи с распространением множества ведомственных актов, направленных на защиту служебной информации ограниченного распространения. Среди них, не претендуя на полноту, могут быть названы следующие:
Приказ Минюста РФ от 7 октября 2010 г. N 250 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Минюсте России и его территориальных органах» <18>;
———————————
<18> Российская газета. N 256. 12.11.2010.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 декабря 2010 г. N 2233 «Об утверждении инструкции о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Министерстве образования и науки Российской Федерации»<19>;
———————————
<19> Вестник образования. N 3. 2011.
Приказ Росстата от 31 января 2011 г. N 24 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, обращения и хранения документов и других материальных носителей информации, содержащих служебную информацию ограниченного распространения» <20>;
———————————
<20> Документ опубликован не был. // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=558367 (дата обращения: 04.11.2013).
Приказ Министерства культуры РФ от 3 сентября 2012 г. N 952 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Министерстве культуры Российской Федерации и его территориальных органах» <21>;
———————————
<21> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 51. 17.12.2012.
Приказ Госстроя от 7 марта 2013 г. N 74/ГС «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству» <22>.
———————————
<22> Российская газета. N 96. 07.05.2013.
Перечисленные ведомственные акты ярко демонстрируют положение дел в анализируемой сфере и позволяют видеть, что существует потребность системного регулирования правоотношений в сфере создания, использования и предоставления служебной информации ограниченного доступа.
Проанализировав существующую ситуацию, можем выделить следующие проблемы современного правового регулирования служебной информации ограниченного доступа на основе положений Постановления Правительства N 1233:
— регулирование общественных отношений в области оборота служебной информации ограниченного доступа подзаконными актами вместо законодательной регламентации;
— введение ранее не использовавшегося понятия «служебная информация ограниченного распространения»;
— не раскрыто понятие «служебная необходимость», в силу которого и должно происходить ограничение распространения информации;
— не установлено однозначно, в каком порядке определяется перечень сведений, составляющих служебную тайну (служебную информацию ограниченного распространения) в соответствующем государственном органе исполнительной власти;
— требует доработки перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного доступа;
— не определен статус пометки «Для служебного пользования»;
— имеет узкую сферу действия — остались неурегулированными аналогичные правоотношения в органах исполнительной власти субъектов России;
— осталась за рамками Постановления защита аналогичной информации в государственных органах, не входящих в систему исполнительной власти, и иных государственных структурах, органах местного самоуправления;
— не определен порядок передачи (обмена) защищаемой информации между государственными органами исполнительной власти и иными структурами;
— большое внимание уделено техническим деталям обработки информации, которые должны быть установлены специализированным документом, регламентирующим порядок работы с документами, содержащими служебную информацию.
Принятие Постановления Правительства РФ N 1233 не восполнило и не могло восполнить один из важнейших пробелов в правовом регулировании информации ограниченного доступа. Любая информация ограниченного доступа и режим ее охраны являются ограничением конституционных прав граждан на свободу доступа к информации. Равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой-либо дискриминации и может быть ограничено федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, требуется определение понятия «служебная тайна» и регулирование ее оборота на уровне федерального закона аналогично с государственной, коммерческой, профессиональной и иными тайнами с учетом требований времени и практики деятельности государственных органов. Если введение нормы-дефиниции для служебной тайны возможно путем внесения изменений и дополнений в уже существующие федеральные законы, то решение иных вопросов требует принятия специального акта.
Существующая ситуация указывает на наличие пробела в законодательстве России, который может быть восполнен в несколько последовательных этапов: во-первых, путем принятия законодательного акта, систематизированно регулирующего правовые режимы информации ограниченного доступа, используемой в деятельности различных субъектов с учетом баланса их интересов, определения места и роли каждого из таких видов информации и их соотношения между собой, и, во-вторых, принятием на его основе федерального закона, регулирующего особенности создания, использования и предоставления сведений, составляющих служебную тайну.
В свое время еще в конце 90-х гг. XX в. В.Н. Лопатиным была подготовлена целостная Концепция развития законодательства России в сфере обеспечения информационной безопасности, а также на ее основе концепции целого ряда законопроектов. Однако, хотя информационное законодательство сделало с тех пор существенный шаг вперед, служебная тайна не нашла должной законодательной регламентации. Проблемы регулирования служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны), одной из сложнейших по своему характеру и содержанию тайн, не могут быть решены лишь на основе принятия актов, легализирующих уже существующее положение дел. Указанное регулирование должно базироваться на модели информационного обеспечения деятельности государственных органов в целях реализации возложенных на них полномочий, с учетом баланса интересов различных субъектов, функционирующих в данной области, а также разнообразия видов и происхождения используемой в служебной деятельности государственных органов информации. Последнее возможно на основе проведения методологически выверенного исследования по вопросам регулирования служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны). Построение указанной модели позволит избежать существующих недостатков законодательства и послужит его дальнейшему совершенствованию.
Список источников
1. Андреев П.Г. Оптимизация законодательного обеспечения служебной тайны / П.Г. Андреев // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2012. N 1. С. 19 — 21.
2. Антопольский А.А. Правовое регулирование информации ограниченного доступа в сфере государственного управления: дисс. … к.ю.н. / А.А. Антопольский. М., 2005. 289 с.
3. Бачило И.Л. Информационное право: учебник / И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Федотов; под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 789 с.
4. Братановский С.Н., Лапин С.Ю. Типы и виды информации в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления / С.Н. Братановский, С.Ю. Лапин // Гражданин и право. 2014. N 1. С. 16 — 27.
5. Волчинская Е.К. О проблемах формирования правовой системы ограничения доступа к информации / Е.К. Волчинская // Информационное право. 2013. N 4. С. 3 — 7.
6. Камалова Г.Г. Анализ понятия и содержания тайны следствия / Г.Г. Камалова // Вестник Удмуртского университета. 2013. N 2-1. С. 156 — 159.
7. Лопатин В.Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации / В.Н. Лопатин. М., 1998. 128 с.
8. Лопатин В.Н. Правовые основы информационной безопасности: курс лекций / В.Н. Лопатин. М.: МИФИ, 2000. 356 с.
9. Лопатин В.Н. Правовая охрана и защита служебной тайны / В.Н. Лопатин // Государство и право. 2000. N 6. С. 85 — 93.
10. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России / И.Ю. Павлов // Ленинградский юридический журнал. 2013. N 1. С. 29 — 37.
11. Соколова О.С. Административно-правовые режимы конфиденциальной информации: дисс. … к.ю.н. / О.С. Соколова. СПб., 2005. 213 с.
12. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации / А.А. Фатьянов. М.: Юристъ, 2001. 412 с.

Ответственность, предусмотренная за разглашение служебной тайны

Некоторые сведения считаются конфиденциальными и доступны узкому кругу лиц. К ним могут получить доступ только уполномоченные органы, если это не будет противоречить закону. Ответственность за разглашение служебной тайны накладывается на того человека, который нарушил закон. В лучшем случае гражданин сможет отделаться выговором или замечанием, однако может наступить даже уголовная ответственность.

Что является служебной тайной

Служебная тайна – это сведения, доступ к которым ограничен властью, служебными лицами и законодательством. Если гражданин в силу своей должности и обязанностей имеет доступ к подобной информации, он обязан ее не разглашать. Исключением является ситуация, когда запрос к конфиденциальным сведениям поступает от уполномоченного органа.

Чтобы было понятнее, мы рассмотрим примеры служебной тайны:

  1. Налоговая тайна. К ней можно отнести все сведения о налогоплательщиках, которые были получены ФНС. Если гражданин является предпринимателем, то этот факт тоже является конфиденциальным. Вся информация, поступающая в государственные органы, тщательно охраняется с использованием особых технологий защиты. Поэтому доступ к данным имеют только должностные лица.
  2. Секретная информация ЗАГСа. Сведения, поступающие в данный орган, тоже не должны разглашаться. Их может запросить только ограниченный круг лиц. Нельзя любому желающему озвучивать данные о рождении и усыновлении ребенка, смене имени, отчества или фамилии (и о причинах подобного решения), а также данные о вступлении в брак и разводе. Запросить эти данные могут только сами люди, к которым они относятся, а также суд, прокуратура, органы следствия и дознания.
  3. Данные об организации. Не допускается разглашение следующих данных: опыт работников и начальства, наличие судимости у людей, умения и навыки, особенности производства, методы обучения сотрудников, депозиты, сделки компании, охранные системы. Подобные сведения, попав в недобросовестные руки, могут подпортить репутацию фирмы, нанести ей серьезный ущерб или даже обанкротить организацию.

Неразглашение личных профессиональных сведений, а также другой вышеописанной информации требуется для защиты интересов физических и юридических лиц. Работник, имеющий доступ к служебной тайне, в случае незаконного распространения информации будет наказан.

Договор о неразглашении

Для сохранности конфиденциальных сведений сотрудники подписывают договор о неразглашении. Подобный документ составляется для каждого работника, который имеет доступ к служебной тайне. Необходимость в этом может быть у сотрудников правоохранительных органов, ФНС, кредитных компаний и т.д.

Важно! Доступ к служебной тайне может быть только у государственных служащих. В их обязанности входит обеспечивать сохранность сведений.

Обнародование секретных данных может привести к негативным последствиям, как для физического лица, так и для организации. Если человек подпишет соглашение о неразглашении, то при нарушении договора наступит ответственность. Если человек не хочет ставить подпись на данном документе, тогда он не может быть допущен к секретным данным.

Наиболее часто соглашение составляется как приложение к трудовому договору. Конкретного образца нет, но бумага должна содержать следующие пункты:

  1. Вводная часть (название бумаги, место составления, цель).
  2. Предмет соглашения.
  3. Обязательства обеих сторон.
  4. Общие положения.
  5. Ответственность (какие последствия наступят при нарушении конфиденциальности).
  6. Подписи сторон.

Перед подписанием рекомендуется ознакомиться со всеми пунктами. От работника потребуется строго соблюдать все условия договора, если не хочется негативных последствий за нарушение предписаний.

Как доказать разглашение сведений

Недостаточно обвинить человека в совершенном нарушении. Потребуется также доказать тот факт, что сотрудник разгласил служебную тайну. Даже для дисциплинарного взыскания понадобится подтвердить, что работник действительно виновен.

Сначала потребуется доказать, что секретные сведения были, и конкретное лицо имело к ним доступ. Делается это с помощью документов, допустим, приказа о защите данных, договора о неразглашении. После этого нужно определить условия обнародования информации, способ, причины и другие обстоятельства.

Следует собрать все доказательства, которые относятся к делу. Они потребуются для того, чтобы призвать нарушителя к ответу за свои действия.

Какая ответственность предусмотрена

Разглашение служебной, профессиональной и коммерческой тайны – наказуемое деяние. В лучшем случае к человеку применят дисциплинарное взыскание, если рассекречивание случилось по неосторожности. Сотрудник может получить выговор, замечание, но также его могут уволить.

Административная ответственность наступит для должностных лиц, которые намеренно допустили утечку данных о юридическом лице. При этом данный поступок привел к снижению стоимости ценных бумаг и падению активов. Наказание будет по статье 15.21 КоАП – человека оштрафуют на сумму до 50 000 рублей.

Уголовная ответственность наступит в следующих ситуациях:

  1. Разглашена тайна усыновления – штраф до 80 000 рублей, арест до 120 дней.
  2. Обнародованы данные о мерах безопасности для участников уголовного действа – штраф до 200 000 рублей, заключение до 4 месяцев.
  3. Передача сведений, относящихся к безопасности работника правоохранительных органов, – штраф до 200 000 рублей, лишение свободы до 120 дней.

Каждая ситуация будет рассматриваться отдельно. Однако нарушитель, как в Украине, так и в России, будет наказан.

Когда наказания не будет

Человек не будет привлечен к ответственности в той ситуации, если он случайно (по ошибке) узнал секретные сведения. То есть, он не имел к ним доступ благодаря своей должности и не подписывал договор о неразглашении. Человека не накажут, если он обсудил с кем-то конфиденциальную информацию. Ведь он не желал причинить вред и не обязался хранить данные.

Служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.

К субъектам служебной тайны относятся государственные органы и органы местного самоуправления, которым по роду своей деятельности разрешен доступ к информации, содержащей служебную и коммерческую тайну.

Здесь возникают две проблемы, взаимосвязанные между собой.

Одна из них состоит в том, что при осуществлении компетентными органами своих функций, нередко складываются конфликтные ситуации. Хозяйствующие субъекты, пользуясь предоставленным им правом, относят подчас чуть ли не все сведения о своей организации к служебной тайне и вследствие чего отказываются передавать их этим органам как содержащие тайну. Эти действия явно противоправны. Надо лишь уточнить. Им должны сообщаться лишь те сведения и только в том объеме, которые охватываются полномочиями соответствующих органов. Вторая проблема – недопущение распространения коммерческой и служебной тайны органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Законы и иные нормативные акты о прокуратуре, налоговой службе, таможне, Федеральных антимонопольных и патентных органах, об органах регулирования естественных монополий и другие, обязывают эти органы и их служащих не разглашать служебную и коммерческую тайну индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ставшую им известной при выполнении своих функций.

К служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную и военную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная в пределах своей компетенции для выполнения возложенной на него функции.

Институт служебной тайны создан с целью обеспечения безопасности государства в частности и общества в целом. Однако тут возникают две взаимосвязанные проблемы.

Одна состоит в том, что при осуществлении своих обязанностей нередко складываются конфликтные ситуации. Хозяйствующие субъекты, пользуясь предоставленным им правом, подчас относят к коммерческой тайне чуть ли не все сведения о своей организации.

Вторая проблема – это запрещение разглашать тайну, ставшую известной некоторым лицам при выполнении своих профессиональных функций.

Помимо способов защиты, предусмотренных самим хозяйствующих субъектом, необходимо создать уровень защиты со стороны государства.

При определении перечня сведений, подлежащих защите с помощью режима коммерческой тайны, необходимо учесть, что всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.

Одной из самых распространенных категорий сведений, которым может придаваться статус коммерческой тайны, являются производственные секреты («ноу-хау»).

Именно такие сведения в конечном итоге позволяют осуществлять прорыв на товарном рынке тому или иному субъекту предпринимательской деятельности, но тут важно знать, что идеи, замыслы, хотя бы и высказанные вслух, под режим коммерческой тайны не попадают.

Для охраны таковой необходим режим секретности, причем установленный самим хозяйствующим субъектом. Это может быть приказ по предприятию.

В таком приказе необходимо указать перечень сведений, лиц с наименованием их должностей, имеющих к секретной информации, а также ответственность данных лиц в случае разглашения подобной информации.

При использовании гражданско-правовых мер защиты служебной и коммерческой тайны важны 3 момента:

— определение способа защиты прав обладателей служебной и коммерческой тайны и меры ответственности за ее разглашение;

— определение субъекта ответственности;

— определение условий, при которых ответственность наступает.

В зависимости от обстоятельств разглашения тайны и участвующих в нем лиц, может быть применен любой из способов защиты гражданских прав.

Это может быть возмещение убытков (прямого ущерба, упущенной выгоды). Признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления также сопровождается возмещением убытков или компенсацией морального вреда.

В число субъектов ответственности входят различные лица. Прежде всего, это те, кто незаконным путем получил информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну.

Ими могут быть лица, не имеющие законного доступа к источнику соответствующей конфиденциальной информации и ставшие ее обладателями путем воровства, грабежа, мошенничества. Для наступления их ответственности никакого дополнительного условия не требуется.

Кроме того, к субъектам ответственности относятся работники, состоящие с обладателем служебной и коммерческой тайны в трудовых правоотношениях на основании трудового договора (бухгалтер, кассир, экономисты).

Ответственность наступает в том случае, если ему заранее совершенно определенно, ясно и недвусмысленно было сообщено, какие сведения составляют коммерческую тайну, и именно их он разгласил.

Как отмечалось выше, в действующем законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие отношения по поводу разглашения служебной тайны.

Во всех случаях целесообразно во избежание недоразумений при заключении трудового договора указывать в его условиях ответственность работника за разглашение служебной или коммерческой тайны (или же возможен вариант заключения отдельного договора о неразглашении тайны).

Затем под расписку сообщить работнику перечень сведений, с которыми он соприкасается при исполнении своих трудовых и служебных обязанностей.

Рассмотрев в данной работе сущность и понятие служебной тайны, правовые последствия нарушения режима тайны, проблемы, связанные с мерами ответственности в служебной тайне и условия хранения сведений, составляющих служебную тайну, можно сделать выводы о том, что отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной, не могут регулироваться одним и тем же законом. А, значит, и не могут в полной мере правильно установить меру ответственности за разглашение сведений, составляющих служебную тайну. Те меры ответственности, которые прописаны в ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна», в большей мере относятся к коммерческой тайне и в малой степени затрагивают все тонкости отношений в сфере служебной тайны. Именно поэтому разработан Законопроект «О служебной тайне».

А.В. Чернецкий

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

Согласно части первой статьи 26 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне» (далее Закон «О государственной тайне») должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Абзацем третьим части первой статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне» определено, что допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны.

В соответствии со статьей 23 Закона «О государственной тайне» допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

При рассмотрении дел, связанных с государственной тайной, прекращением допуска к государственной тайне и привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение режима секретности, подразделения МВД России руководствуются:

Законом Российской Федерации от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне»;

Федеральным законом от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004г. №3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации;

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010г. №63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;

приказом МВД России от 20 августа 2010г. № 600 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне»;

приказом МВД России от 11 марта 2012г. № 015 «О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации»;

приказом МВД России от 12 сентября 2013г. № 705дсп «Об отдельных вопросах выездов сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России по частным делам за пределы территории Российской Федерации».

Служебная тайна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *