Сколько расходуется газа на 100 км

Смотря сколько вы ездите. Если много и при этом подолгу не меняете автомобиль, такое решение действительно может быть выгодным.

Есть два основных вида газа, на котором способны ездить автомобили с двигателями внутреннего сгорания: углеводородный, или нефтяной газ (СУГ) – это пропан-бутан, и сжатый природный, или компримированный (КПГ) – это метан. Так что выбор при переходе на газ нужно делать между ними.

Оба стоят гораздо дешевле бензина или дизеля. В июне 2020 года в Москве, к примеру, 95-й бензин и дизель стоят почти одинаково – 46–47 рублей за литр. Пропан – 22–23 рубля, метан – 17 рублей. Далее стоит смотреть на расход топлива – насколько он сопоставим. Если расход бензина взять за 100%, то получится следующая диспозиция: дизель – 80%, пропан – 120%, метан – 100%. Это значит, что 1 л бензина эквивалентен 0,8 л дизеля, 1,2 л пропана и 1 л метана.

Получается следующая картина. Например, у человека легковой автомобиль со средним расходом бензина в 8 л на 100 км пробега. Это значит, что каждые 100 км стоят ему 368 рублей. Пропан, расход которого чуть выше, обойдется в 211 рублей за 100 км. Метан – в 136 рублей, то есть в 2,7 раза дешевле. В год при среднем пробеге в, например, 10 тыс. км это будет по 36,8 тыс. на бензин, 21 тыс. на пропан и 17 тыс. на метан.

То есть использовать газ, что нефтяной, что природный, куда выгоднее, чем бензин или дизель. К этому можно добавить технические плюсы вроде увеличения ресурса мотора – считается, что двигатель, работающий на газе, может проработать в 1,5–2 раза дольше бензинового или дизельного. Объясняется это тем, что газ полностью выгорает, не оставляя никаких отложений на стенках цилиндров – это продлевает жизнь маслу и, соответственно, самому двигателю. Кроме того, газ – в первую очередь метан – куда экологичнее бензина, а выбросы серной кислоты от последнего негативно сказываются не только на атмосфере, но и на отдельных деталях мотора.

Трудности перехода

Так уж исторически сложилось, что автомобильная индустрия выбрала в качестве основных видов топлива бензин и дизель, и 99% машин в мире до недавних пор производились именно с заточенной под них топливной системой.

Переход на газ стоит денег, и именно в эти расходы упирается вопрос о целесообразности всего процесса. Перевести обычный легковой автомобиль на пропан-бутан можно за 30–50 тыс. рублей, стоимость обычно зависит от размеров баллона и числа цилиндров в двигателе – чем их меньше, тем дешевле. Но пропан – тоже продукт добычи углеводородов, он не столь экологичен, как метан. И не столь дешев. Перейти же на метан сейчас можно в среднем за 100 тыс. рублей – в эту сумму входит и оборудование, и настройка.

И в том и в другом случае придется добавить 6–7 тыс. рублей на перерегистрацию машины – переход на газ приравнивается к изменению конструкции, и его придется документально оформлять. И это не самый простой процесс: сначала нужно получить заключение технической экспертизы, потом подать заявление в ГИБДД, потом установить оборудование, потом снова нужен протокол экспертизы, а потом – опять в ГИБДД. Отдельные установщики могут взять все это на себя, но тогда денег придется заплатить еще больше.

Собственно, расчет окупаемости обычно и ставят во главу угла при принятии решения о переходе на газ. Даже для того, чтобы отбить 40 тыс. рублей за установку баллона под пропан, человеку с машиной, обладавшей расходом в 8 л бензина и среднегодовым пробегом в 10 тыс. км, потребуется более двух с половиной лет (36–21 тыс. рублей = 15, 40/15 = 2,6). В случае с метаном при тех же исходных данных все еще хуже – срок окупаемости будет пять лет.

Так что чем меньше годовой пробег и расход, тем менее рентабельным становится переход, тем больше становится срок, в течение которого человек вернет свои деньги. И, соответственно, чем человек больше ездит и чем больше расходует топлива, тем выгоднее становится перспектива перейти на газ. Поэтому, когда звучат призывы по переоборудованию автомобилей, речь прежде всего о различной спецтехнике, автобусах, микроавтобусах, грузовиках, такси – для них выгоды действительно очевидны. Такси, за год проезжающее около 100 тыс. км, окупит расходы на переход на метан менее чем за полгода. Что же касается обычных водителей и их машин, здесь все сложнее. Как минимум для начала придется сесть с калькулятором и посчитать свой среднегодовой пробег, расход топлива, перспективы по смене машины. Если человек меняет авто каждые три–четыре года, то выйти в плюс он может и не успеть.

Российские власти, судя по всему, собираются субсидировать до 60% расходов по переводу машин на газ. Обещает подключиться и Газпром, который намерен покрыть еще до 30% в рамках различных акций. Речь, правда, исключительно о компримированном газе, то есть о метане. Метан во всех отношениях предпочтительнее пропана, и если субсидии позволят людям платить за переоборудование не 100 тыс., а 10 тыс. рублей, это наверняка существенно повлияет на выбор людей в его пользу. При таком раскладе переход окупится примерно за полгода.

Но остается еще одна проблема – заправить автомобиль метаном в России все еще довольно сложно. В стране сейчас чуть меньше 500 так называемых АГНКС – автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, где газ сжимается с помощью компрессора и затем подается в бак под давлением в 200–250 атмосфер. 500 – это в разы меньше, чем обычных АЗС и даже чем пропановых. Две трети из этих АГНКС принадлежат Газпрому, и карта их расположения говорит о том, что водителям, которым не повезло жить рядом, придется преодолевать десятки, если не сотни километров, только чтобы наполнить баллон. Путешествия тоже придется планировать куда тщательнее – с поправкой на наличие на маршруте метановых станций.

Так что выбор в пользу газа – это почти всегда решение сложное, слишком уж много факторов нужно учесть. И даже если переход сделают почти бесплатным, отсутствие нормальной сети заправок все равно заставит серьезно задуматься.

Унифицированная командная машина Р-149МА3 на базе БТР-80
БТР-80 / ГАЗ-5903. Подборка-1
Боевая противодиверсионная машина 15Ц56М «Тайфун-М»

БТР-80-бронетранспортер советского производства. Заводской индекс ГАЗ-5903. Бронетранспортёр стал продолжением развития советский 8-колесных бронетранспортёров БТР-60 и БТР-70. На модернизацию БТР-70 повлияли недостатки выявление во время его эксплуатации и боевого применяя вовремя Афганской войны, где были выявлены ряд недочетов, которые выявились именно в горной местности. Массовое-конвейерное производство БТР-80 началось в 1984 году, производится и по нынешний момент 2016 год. За годы производства многократно модернизировался, а на базе БТР-80 были созданы различные модификации: радиостанции, медицинские, командные и т.п. БТР-80 стал основным бронетранспортёром в Российской армии и стран СНГ после распада СССР и применялся практически во всех современных военных конфликтах на территории бывшего СССР. На данный момент примерно 25-30 стран мира имеют на вооружение БТР-80 и его модификации.

История создания

К началу 1980-ых годов БТР-70, принятый на вооружение в 1976 году был основным бронетранспортёром в советской армии. Предшественником БТР-70 являлся БТР-60 и БРДМ-2. После глубокой модернизации БТР-70 оставался со спаренным бензиновыми двигателями ГАЗ-66, который терял мощность в жарку погоду и высокогорье, появились боковое двери для десанта. Не смотря на модернизацию БТР-70 продолжал иметь существенные недостатки. Высадка/посадка десанта, через боковые двери вызывала неудобства. Водометные движитель новой конструкции часто забивался водорослями, торфом и другими предметами. Пулемет КПВТ при стрельбе в горной местности часто не мог обеспечить поддержку десантников, прижатых засевшими душманами в горах, так как имел недостаточный угол наклона.

В начале 1980-ых годов в КБ ГАЗа под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина стали проектировать бронетранспортер ГАЗ-5903. Компоновка нового корпуса мало отличалась от БТР-70. Корпус стал длинней и шире на 115 мм, шире на 80 мм и выше на 30 мм. Защита корпус БТР-80 была незначительно улучшена, что увеличило массу на 18% с 11,5 тонн до 13,6 тонн. Бронетранспортёр получил более удобные двухстворчатые двери для высадки/посадки десанта и экипажа. Несмотря на это БТР-80 получился более безопасным за счет замены спаренных бензиновых двигателей на дизельный, так как дизельное топливо менее огнеопасно по сравнению с бензином. Замена бензиновых двигателей повысило тяговитость моторов и запас хода. Пулеметная башня получила угол возвышения пулемета до 60 градусов, так же на ней разместили дымовые 6 гранатомётов для создания дымовых завес. После успешный полигонных испытаний ГАЗ-5903 был принят на вооружение советской армии в 1986 году под обозначением БТР-80.

Корпус

Корпус бронетранспортёра имеет наклонную гомогенную броню от 7 до 10 мм. За счет наклонных листов повышается толщина брони, плюс наклон брони увеличивает вероятность рикошета. Корпус БТР-80 изготавливают посредством сварки катанных листов. В передней части бронемашины расположен волноотрожатель, который в походном положении увеличивает толщину лобовой брони. Часто корпус амфибийной техники называют лодкой.

Кабина управления бронетранспортёра выполнена в классическое виде-рулевое управление для механика-водителя с левой стороны, с правой стороны находится место командира. Позади водителя-механика и командира располагалось десантное отделение на 7 человек. На самом деле в десантном отделении 8 посадочных мест-6 мест располагаются в центральной части бронемашины посадка на две скамьи по 3 места (спина к спине) и два одиночных места за сидениями водителя и командира на которых усаживался один десантник и оператор башенного пулемета. В десантном отделении имеются восемь шаровых бойниц для ведения огня из стрелкового вооружения десантников, бойницы в сторону движения бронемашины. Для посадки высадки десантников имеются боковые двухстворчатые двери, распаляющие по центру БТР-80. Складные дверцы выполняют роль подножки и позволяют посадку/высадку десанта на небольшой скорости. На крыше бронетранспортёра для десанта имеется дополнительные прямоугольные люка. Для механика-водителя и командира имеются полукруглые люки, через которые можно покинуть машину и вести визуальную обстановку в походном положении. На корпусе машины имеются дополнительные люки для обслуживания двигателя и других узлов. В передней части имеется лебедка с цепным приводом от карданного вала. Бронемашина оборудована автоматической системой пожаротушения двигателя, может работать в ручном режиме. Машина адаптирована для использования во время использования врагом ОМП, для этого имеется воздушна-фильтрационный агрегат для очистки воздуха и создания избыточного давления внутри корпуса машины.

Вооружение

БТР-80 вооружен крупнокалиберным пулеметом КПВТ со спаренным ПКТ способен поражать живую сила врага, легкобронированную силу врага на дистанции 2000 метров бронебойными патронами и до 4000 зажигательными (те же самые разрывные). Стреляя бронебойными патронами Б-32 14,5х114-мм обеспечивает пробитие практически все модели легкобронированной техники не только в боковую броню, а также в лобовую. Для стрельбы так же могут использоваться патроны МДЗ (мгновенного действия, зажигательные-проще говоря-разрывные), ЗА (зажигательные патроны), БЗТ-бронебойно-зажигательные-трассирующие). С помощи КПВТ можно разрушать огневые точки врага и живую сила врага укрывающуюся за стенами зданий. При необходимости возможна стрельба по низколетящим вертолетам противника на дистанции до 1000 метров. Новая башня позволяет «задирать» ствол пулемета до 60 градусов, что необходимо во время военных действий в горной местности или городе, когда враг располагается на высотных зданиях. После поражения БТР с них демонтируют пулемет для их дальнейшего использования на «тачанках» или ДОТах. Для поражения живой силы врага на дистанции 1500 метров используется спаренный пулемет ПКТ. Для прицеливания используется оптический прицел 1ПЗ-2 с изменяемой кратностью от 1,2 до 4 крат, поле зрения 49 и 14 градусов. Боекомплект БТР-80 составляет 500 патронов для КПВТ и 1500 патронов для ПКТ. Наводчик пулеметной башни усаживается в кресло с верхним креплением к башне и вращается одновременно с башней.

Средства наблюдения и связь

Для наблюдения за дорогой механиком-водителем используются ветровые окна, которые во время боя закрываются во время боя бронестворками. Наблюдение за дорогой и происходящим вокруг происходит с помощи перископов ТНОП-115. Для вождения в темное время суток используются приборы ночного видения ТВНЕ-4Б, которые обеспечивают обзор до 60 метров и до 120 метров при включении инфракрасной фары ФГ125 усиливающая принимаемый сигнал.
Командир машины, как правило использует бинокулярный прибор ночного видения ТКН-3 имеющий оптическое увеличение до 5 крат днем и до 4 крат ночью. ТКН-3 соединяется с инфракрасным прожектором ОУ-3ГА2М, которые обеспечивает подсветку в ночное время суток на дистанции 300-400 метров. Как у механика-водителя у командира имеется 3 перископа ТНПО-115.
Перископами ТНПО-115 оснащен, так же десантное отделение. Обзор пулеметчика обеспечивает пулеметный прицел 1ПЗ-2, дополнительно имеется перископ наблюдения ТНП-20 на левой стороне башни и перископ ТНПТ-1 в крыше башни обеспечивает обзор задней области башни. В качестве связи на БТР-80 установлена радиостанция Р-123М «Магнолия-М» (на ранних выпусках, радиус действия 13-20 км) и Р-163 «Арбалет» (радиус действия 5-24 км) или Р-173 «Абзац» (радиус действия до 20 км). В качестве внутреннего коммутатора используется танковое переговорное устройство Р-124 для связи между водителем, командиром и пулемётчиком.

Плавание

БТР-80 способен преодолевать водные препятствия. Для преодоления водных препятствия или высадке с десантных кораблей применяется воолноотрожатель в передней части машины и дополнительные воздухозаборники (при большом волнение воды). Перед плаванием открывается заслонка (люк) с водометным движителем, который обеспечивает скорость на воде до 9 км/ час. Вращения водометного двигателя обеспечивается за счет отбора мощности из коробки передач. При выводе из строя водометного движителя плавание возможно продолжить с помощи вращения колес на 2-3 скорости, таким способом плавания скорость составляет 1-3 км/час. Поворот на воде обеспечивается колесами и поворотными рулями водомета. Во время плавания включается электронасос для откачки поступающей забортной воды используется электронасос и насос с приводом от водомета (работает за счет разницы давления воды, производительностью 800 л/минуту). За счет закрывания заслонки водомета вода направляется в две трубы против хода движения, что обеспечивает плавание задним ходом. Несмотря на то, что бронемашина адаптирована для плавания известны случаи затопления бронемашин на учениях повлекших к гибели экипажа.

Двигатель и трансмиссия

В качестве двигателя используется 8-ми цилиндровый дизельный двигатель КАМАЗ-7403 мощностью 260 лошадиных сил, объем двигателя 10,85 литра. Двигатель обеспечивает среднюю скорость 20-40 км/час по грунтовым дорогам и до 80 км/час по шоссе. Расход топлива по пересеченной местности 80-100 литров и 40 литров по шоссе. Запас хода по шоссе 600 км.
Колесная формула машины 8х8, два передних моста рулевые. БТР-80 способен продолжить движение при полном повреждении (наезд на мину) одного переднего колеса. Подвеска торсионная, рычажная, торсионная с телескопическими амортизаторами. Руль имеет гидроусилитель. Тормоза снабжены вакуумным усилителем с барабанными тормоза. Автомобиль снабжен автоматической централизованной подкачкой шин, что обеспечивает сброс/увеличения давления в зависимости от необходимого давления на грунт. Система подкачки воздуха обеспечивает подкачку шин во время прокола/прострела шин, пока машина не доберется до ремонтной базы. Все колеса бронемашины бескамерные. Машина способна продолжить движение даже при потери одного или двух колес.

Боевое применение и выводы

Машина используется, как бронированное транспортное средство для перевозки личного состава внутри брони и на самой брони. БТР-80 гибнет в первую очередь, так как имеют противопульную броню от стрелкового оружия калибром 7,62. Часто на броне перевозят личные вещи десанта, ящики с боеприпасами. Во время первой-второй Чеченской компании, военного конфликта на востоке Украины БТРы часто обвешивали самодельной броней в виде противокумулятивных решеток, резиновых лент транспортера, мешков с песком. Некоторые способы брони подвергаются критике. Так противокумулятивные решетки увеличивают размер и вес БТРов, расчет использование решеток на механическое повреждение (деактивация) кумулятивных выстрелов гранатомета (вероятность такого исхода примерно 30%) за счет удара корпуса заряда о ребро решетки. Бытует ошибочное мнение, что решетка должна взрывать заряд и рассеивать кумулятивную струю до подлета к броне-на практике данное расстояние должно быть гораздо больше, плюс броня БТР все равно не достаточна даже частичного поглощения энергии кумулятивной струи. Даже при таком исходе у БТРов хорошие шансы на выживание, так как кумулятивная струя проходит на сквозь корпус, так как боекомплект БТРов менее взрывоопасен чем у БМП/БМД или танков. Даже при подрыве на мине или фугасе при потере одного (иногда даже двух колес) БТРы часто могут покинут поле боя своим ходом. Пулемет КПВТ может дать достойный отпор в первые минуты боя, если экипаж не растеряется.

Не смотря на свои недостатки бронемашина популярна во многих странах мира, куда поставлялась на экспорт почтив 30 стран мира. Помимо России БТР-80 и его модификации продолжают выпускать на Украине, Румынии, Колумбии. На базе БТР-80 созданы более совершенные БТР-82 и БТР-90. Недостаток БТР-80 его двигатель кушащий до 100 литров на 100 км по пересеченной местности и ограниченный обзор из кабины. Второй недостаток-слабая броня, данным недостатком обладают практически все БТР и БМП, так как данный класс бронетехники относится к легкоборонированной технике, а не танкам.

ТТХ БТР-80 / ГАЗ-5903

Колесная формула 8х8
Тип подвески индивидуальная торсионная, гидравлические армотизаторы
Двигатель КАМАЗ-7403, дизельный, турбированный
Объем двигателя 10,85 литра
Мощность 260 л.с. 19 л.с./т.
Топливо дизель
Объем бака 2х150 литров
КПП четырехступенчатая
Габариты длина 7650-мм, ширина 2900-мм, высота 2350-2460-мм
Колея 2410-мм
Клиренс 475-мм
Базовая масса нет данных
Снаряженная масса 13 600 кг
Грузоподъемность 500 кг
Масса буксируемого прицепа нет данных
Экипаж 3 экипаж+7 десантника
Скорость максимальная 85 км/час, крейсерская 20-40 км/час, 9 на плаву
Запас хода 200-400 км по пересеченной местности и 600 км по шоссе
Расход топлива 50 л/100 км по шоссе, до 100 л/100 км по пересеченной местности
Преодолеваемое препятствие подъем-30 гр., стенка 0,5 метра, ров 2 метра, плавает
Броня 7-10 мм, катаная, противопульная
Вооружение ПКТ-2000 патронов (7,62х54-мм), КПВТ-500 патронов (14,5х114-мм), 6-еть дымовых гранатометов

Модификации:

Советского/Российского производства

Украинские модификации

  • БТР-80-КБА-2-отличается 30-мм автоматической пушкой КБА-2. Фото-1
  • БТР-80УМ «Рогань»-отличается дизельным двигателем мощностью 300 л.с.. В башне установлена 23-мм автоматическая пушка.
  • БТР-80М «Гром»-вместо башни установлен боевой модуль «Гром». Вооружение: 30-мм автоматическая пушка, ПКТ, 30-мм гранатомет АГС, ПТУР «Конкурс».
  • БТР-80Т (БТР-94)-вооружен башней БАУ-23-2. Вооружен двумя автоматическими 23-мм пушками. Дизельный двигатель модностью 303 л.с и 8-ми ступенчатая коробка передач. Фото-1, фото-2, фото-3
  • БРЭМ-бронированная ремонтно-эвакуационная машина производится на Киевском ремонтно-механическом заводе
  • ASGLA «ASPAD-IGLA»-ЗРК представляет собой переделку БТР-80 экспортировавшихся для армии ГДР. Разработкой машины занималась европейская компания MBDA совместно с украинской фирмой «Арсенал».

Венгерские

Сколько расходуется газа на 100 км

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *