Система технического регулирования

Позняк А.Н.,

Омский институт (филиал) РГТЭУ.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» № 184-ФЗ был принят 27 декабря 2002 года и введен в действие с 1 июля 2003 года. Он заменяет Законы РФ «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», а также положения многих других законодательных актов, которые затрагивают правоотношения в сфере разработки, утверждения и применения нормативно-технических документов, подтверждения соответствия и осуществления надзора за их соблюдением. Обязательные технические нормы, согласно принятому Закону, могут быть установлены только в соответствии с «техническими регламентами», принимаемыми федеральными законами и международными договорами, и, при особой необходимости, указами Президента и постановлениями Правительства РФ на определенный срок до принятия соответствующих федеральных законов.

С принятием Закона о техническом регулировании был положен ряд технических требований. Главной целью закона является формирование обеспечения безопасности продукции на тот или иной вид услуг, для окружающей среды, здоровья безопасности граждан .

Данный документ является комплексным законодательным актом РФ и устанавливает на высшем юридическом уровне на основе Конституции РФ и имеет огромное социальноэкономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, а также требований к работам и услугам в интересах потребителей .

Закон вводит новую систему государственного нормирования в данной области, систему нормативной документации, вносит ясность во многие понятия, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг .

Закон предусматривает освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правового регулирования, дебюрократизацию экономики и имеет целью устранение необоснованных технических и административных препятствий в развитии предпринимательства, прекращение хозрасчетной деятельности надзорных органов, упорядочение в целом порядка разработки обязательных технических норм, уменьшение проблем при обязательной сертификации.

Закон о техническом регулировании 2002 года изменил правовой статус стандартов. Стандарты стали документами подлежащими добровольной к приему, т.е. только при включении условий об этом в договоре .

Обязательное требование к продукции устанавливается в техническом регламенте .

Технический регламент (на основании российского законодательства о техническом регулировании) — это документ, который устанавливает обязательные требования к продукции, работам, услугам и процессам. Техническим регламентом может называться документ, принятый по специальной процедуре и устроенный особым образом. Технический регламент может быть принят: Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации. Его принятие по изложенным правилам означает, что министерства и ведомства больше не смогут устанавливать обязательные требования в этой сфере, о чем сказано в Законе.

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 Закона о техническом регулировании (статья 5 относится к оборонной продукции). Что касается международных договоров, то технический регламент не может быть принят международным договором, заключенным на уровне министерств, ведомств или субъектов федерации. Такой договор должен быть ратифицирован Российским парламентом на федеральном уровне.

На переходный период в систему технического законодательства также входят оставшиеся обязательными до принятия соответствующих технических регламентов те требования ранее принятых нормативных документов (ГОСТов, СанПиНов, СНиПов и пр.), которые соответствуют

целям технического регулирования, как это определено переходными положениями Закона, а именно исключительно требования по безопасности . Также на переходный период в законодательную базу входят федеральные законы и акты Правительства в сфере технического регулирования, полностью или частично сохраняющие свою силу в соответствии с временными исключениями или переходными положениями Закона .

Процедура принятия технических регламентов федеральными законами является основной. Российской Федерации имеет право издать постановление о техническом регламенте до вступления в силу соответствующего федерального закона. При этом порядок принятия такого постановления должен полностью соответствовать требованиям Закона «О техническом регулировании». Правом издать указ о техническом регламенте, не придерживаясь процедуры, предусмотренной в Законе, обладает Президент Российской Федерации. Однако такой указ может быть издан в исключительных случаях, при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни и здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений .

Можно выделить следующие ограничения сферы технического регулирования в рамках системы технических регламентов, представляющиеся целесообразными, как минимум, на начальных этапах подготовки технического законодательства:

— Техническими регламентами регулируются не любые виды безопасности, а лишь связанные с возможностью непосредственного причинения вреда либо самой продукцией, либо в процессе ее производства;

— Техническими регламентами регулируются лишь те виды деятельности, к субъектам которых государством не могут быть предъявлены обязательные требования иначе, чем посредством технического законодательства;

— Техническими регламентами регулируется исключительно сфера технической безопасности, но не безопасности вообще;

— Техническими регламентами покрывается преимущественно сфера регулирования государством разного рода видов деятельности (ограничения прав граждан); но не сфера выполнения государственными органами функций по обеспечению безопасности граждан, национальной безопасности и т.п. .

Базовым принципом новой системы технического регулирования является ограничение обязательных требований исключительно параметрами, обеспечивающими безопасность (но не потребительские достоинства, качество и т.п.).

На основании российского законодательства о техническом регулировании, определение технического регламента звучит как: документ особого рода, содержащий исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к тому или иному виду деятельности. Иные требования могут вноситься только изменениями и дополнениями в данный регламент, но не другими документами. Таким образом, это — не обрывки нормирования, а целостное и системное регулирование направлений деятельности, что принципиально меняет ситуацию.

Регламент на вид деятельности является единицей такого нормирования, и это удобно для предприятий и необходимо для добросовестного, эффективного контроля. Игнорирование этого принципа может привести к ситуации, когда задействовано более шестидесяти тысяч документов, содержащих обязательные требования, но в то же время их полный объем неизвестен ни контролируемым, ни контролирующим .

Обязательные требования к объектам технического регулирования составляют основу технического регламента. Обязательно указано, что это должны быть требования, обеспечивающие:

— Безопасность жизни и здоровья граждан;

— Безопасность имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

— Охраны окружающей среды; охраны жизни и здоровья животных и растений;

— Предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, эти требования перечислены в пункте 1 статьи 7 Закона «О техническом регулировании» закрытым списком (кроме всего ниже перечисленного, в список не может быть добавлено ничего.)

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

Безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

химическую безопасность, электрическую безопасность, ядерную и радиационную безопасность, единство измерений .

В регламенте должен содержаться полный перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования. Не имеют необходимости в обязательном внесении список: не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

На 1 июня 2010 года действует 9 технических регламентов, шесть из которых утверждены Федеральным законом, три — Постановлением Правительства РФ. Утверждены но не вступили в силу шесть технических регламентов, и только два из них приняты в форме федерального закона.

Заключение

Реформа технического регулирования должна была улучшить положение инвесторов и предпринимателей в целом. Но реформа столкнулась со множеством проблем как технического так и экономического характера, что потребовало внести изменения в «Закон о техническом регулировании». Количество технических регламентов должно соответствовать числу предпринимательской деятельности, но общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, а их более шестисот эта разработка технических регламентов не была завершена до 2010года. Законодатели столкнулись с тем, что не смогли в столь короткие сроки принять основные технические регламенты, поэтому в 2009 году согласно (п.2 ст.9) закон о техническом регулировании был отменен. В связи с тем что реформа в столь короткие отведенные временные сроки не увенчалась успехом, было принято решение о ее корректировке. Законодатель вынужденно ограничил процедуру публичного обсуждения и принятия законопроекта о технических регламентах и отошел от процедуры которая соответствует международной практике разработке и принятия актов, устанавливающих требования обеспечивающие безопасность. Российский закон о техническом регулировании изменялся и дописывался восемь раз. Теперь закон не будет распространяться в целом на производственную сферу, деятельность ИП и безопасность процесса производства. Эти сферы установления обязательных требований оказали ряд ключевых отраслей экономики. Исключив эти отрасли экономики из сферы федерального закона » О техническом регулировании» законодатель дополнительно должен будет разработать федеральный закон который станет стартом при возникновении, при разработке, практике, применении и использовании обязательных требований в процессе производства.

Литература

1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 181-ФЗ.

2. Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» от 12.06.2008 № 88-ФЗ.

4. Меняйленко Я. В. О некоторых проблемах связанных с изменением Федерального Закона «О техническом регулировании».//Государство и право.2008 №2 с. 90-95.

5. Нестеров А.В. О техническом регулировании в России.//Государство и право.2009 №8 с.

Актуальная законодательная база России включает в себя важнейшее понятие современной рыночной экономики – так называемое техническое регулирование, которое объединяет в едином Законе понятия стандартизации и сертификации на основе международных правовых норм.
Основная задача системы заключается в защите интересов юридических, физических лиц, государства, природных ресурсов путём выпуска продукции, технологий, соответствующих регламентированным стандартам, правилам и нормам.
То есть, говоря более простыми словами, техническое регулирование в государственных масштабах есть не что иное, как стандартизация на основе сочетания действующей европейской модели и классических ГОСТов, знакомых каждому производителю товаров.
Кроме того, определяемое Законом техническое регулирование позволяет достигать следующих целей:
• придавать торговым отношениям цивилизованный либеральный характер;
• защищать интересы граждан, государства, окружающей среды от вредного производства опасных товаров;
• гармонизировать действующие нормы и стандарты с международными аналогами;
• стимулировать развитие экономики в правовом эффективном русле;
• выйти на европейский уровень безопасного производства товаров на основе сертификации, а также обязательного декларирования соответствия существующим стандартам.
Основной стандартизации являются Технические регламенты, разрабатываемые с учётом рекомендуемых стандартов и последующей оценкой соответствия стандартам продукции, производственных процессов, технологий или услуг.
Сертификация соответствия может быть добровольной и обязательной, в зависимости от типа рассматриваемого процесса или объектов, классифицируемых законодательством по степени риска для здоровья человека, безопасности частного и государственного имущества, угрозы для жизни животных или окружающей среды.

Особенности и возможности технического регулирования: актуальные задачи новых регламентов

Все вышеперечисленные позиции и положения регулируются Федеральным законом РФ «О техническом регулировании», который был принят 27 декабря 2002 года в целях совершенствования рыночных механизмов и взаимоотношений хозяйствующих субъектов. В новых условиях сложившейся рыночной экономики устаревшие нормы действовали не достаточно эффективно, так что введение этого законодательного акта может рассматриваться как успешная эволюция правовой базы новейшей российской экономики. Кроме того, этот Закон гармонизировал основные принципы с требованиями Всемирной Торговой Организации, устранив большинство препятствий на пути вступления России в ВТО.

Законодательная база

Новая законодательная база впитала в себя все насущные требования предыдущих законов «О стандартизации» и «О сертификации», которые утратили силу после принятия Закона «О техническом регулировании». Тем самым была достигнута оптимальная правовая форма, определяющая государственный контроль над производством товаров, позволяющий предотвратить нанесения вреда здоровью человека, окружающей среде, материальной и интеллектуальной собственности.
Главное отличие Закона № 184, вступившего в силу с 1 июля 2003 года, от предшествующих законодательных актов, касающихся стандартизации, заключается в упрощении обязательных требований к производителям продукции, а также введением механизма добровольной сертификации.

Основные понятия в области технического регулирования

Техническое регулирование предполагает новую систему отношений государства, производителя, исполнителя и потребителя. Оно рассматривает пределы разумного вмешательства правовых регуляторов в производственно-хозяйственную деятельность.

Техническое регулирование призвано упорядочить деятельность на всех стадиях жизненного цикла продукции, оно устанавливает отношения в области оценки соответствия, придает нормативным документам более четкое правовое поле и сокращает число регламентирующих и контролирующих документов.

Техническое регулирование направлено на поддержку производителя и на защиту потребителя. Поддержка производителя осуществляется через сокращение числа нормативных и технических документов, а потребителя – через приоритетное соблюдение требований качества и безопасности.

Техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в трех областях.

Первая область относится к установлению, применению и исполнению обязательных требований к объектам технического регулирования.

Следующая область охватывает вопросы установления и применения на добровольной основе требований к объектам технического регулирования.

Третья область устанавливает отношения, касающиеся оценки соответствия.

Объектами технического регулирования являются продукция, связанные с продукцией процессы и оценка соответствия.

Продукция рассматривается как результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

К продукции отнесены товары, фабрикаты, технические средства, перерабатываемые и сырьевые материалы, а также здания, сооружения и строения или иная продукция, перечень которой определяется в соответствующих правовых и нормативных актах.

Объектами технического регулирования являются не все процессы, а только те, которые связаны с жизненным циклом продукции. Сюда относятся процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа и наладки оборудования, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ и оказания услуг.

К продукции и процессам могут устанавливаться обязательные или добровольные требования, а к выполнению работ и оказанию услуг – только добровольные.

Объектами в области оценки соответствия могут быть правила и формы оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке и правилам их нанесения.

Не являются объектами технического регулирования социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда; федеральные государственные образовательные стандарты; положения (стандарты) о бухгалтерском учете; правила (стандарты) аудиторской деятельности; стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг; стандарты оценочной деятельности; стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации; минимальные социальные стандарты; стандарты представления государственных и муниципальных услуг.

Участниками технического регулирования являются законодательные органы РФ, федеральные органы исполнительной власти (органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, Росстандарт, Росаккредитация); органы по сертификации; испытательные лаборатории (центры); изготовители, исполнители, приобретатели, в том числе потребители.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ принимает законы в области технического регулирования.

Правительство РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, порядок и правила в области оценки соответствия и пр.

Правительство РФ обеспечивает эффективное функционирование механизма технического регулирования:

  • • разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы, международным нормам и правилам;
  • • утверждает программу разработки технических регламентов;
  • • ежегодно уточняет и публикует программу разработки технических регламентов;
  • • организует постоянный учет и анализ всех случаев причинения вреда из-за нарушения требований технических регламентов;
  • • организует информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов;
  • • утверждает порядок разработки, принятия, введения в действие общероссийских классификаторов в социально- экономической области;
  • • определяет структуру, отвечающую за информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Минпромторга России. Функции Росстандарта распространяются на такие области, как техническое регулирование, стандартизация, оценка соответствия и метрология.

В области технического регулирования Росстандарт:

  • • совместно с Росаккредитацией осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов, организует создание и ведение единой информационной системы по техническому регулированию, а также формирует Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Информация об обнаружении в результате контроля случаев причинения вреда из-за нарушения требований технических регламентов направляется в Росстандарт;
  • • отвечает за информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов;
  • • опубликовывает информацию о разработке и завершении публичного обсуждения проектов технических регламентов, проект федерального закона о техническом регламенте, а также заключение экспертных комиссий по техническому регулированию на проекты технических регламентов.

В области стандартизации Агентство реализует функции национального органа по стандартизации:

  • • создает ТК по стандартизации и руководит их деятельностью;
  • • утверждает программу разработки национальных стандартов;
  • • определяет перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов;
  • • разрабатывает, утверждает и вводит в действие документы в области стандартизации, а также ведет их учет и опубликование.

В области оценки соответствия Росстандарт утверждает перечень продукции, подлежащий обязательному подтверждению соответствия.

В области метрологии Агентство осуществляет государственный метрологический контроль (надзор) с целью обеспечения единства измерений:

  • • руководит деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;
  • • ведет Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;
  • • координирует межрегиональную и межотраслевую деятельность в области обеспечения единства измерений и деятельность по развитию системы кодирования техникоэкономической и социальной информации;
  • • вводит в действие единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
  • • определяет порядок проведения поверки средств измерений в Российской Федерации, устанавливает порядок отнесения технического устройства к средствам измерений и определяет интервалы между поверками средств измерений;
  • • определяет общие метрологические требования к средствам, методам и результатам измерений;
  • • утверждает государственные первичные эталоны единиц величин и принимает решения об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, подтверждая это выдачей свидетельств об утверждении тина стандартных образцов или типа средств измерений.

Важной областью деятельности Росстандарта является проведение конкурсов на соискание Премии Правительства РФ в области качества и других конкурсов в области качества.

Кроме того, Росстандарт проводит активную международную деятельность. Основными направлениями работ в этой области являются:

  • • участие и защита интересов России в деятельности международных (региональных) организаций по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • • обеспечение ведущей роли Российской Федерации в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии и сертификации в рамках СНГ и Таможенного союза;
  • • нормативное обеспечение деятельности России в ВТО;
  • • гармонизация национальных стандартов Российской Федерации, правил и процедур подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям с международно признанными стандартами, правилами и процедурами;
  • • защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности;
  • • повышение конкурентоспособности отечественной продукции, расширение экспорта продукции и услуг и объемов импортозамещения;
  • • выполнение международных обязательств и повышение авторитета России на международной арене.

Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» создана служба, которая осуществляет функции по формированию единой национальной системы аккредитации и контролю за деятельностью аккредитованных лиц. Росаккрсдитация является федеральным органом исполнительной власти и находится в ведении Минэкономразвития России.

Росаккредитация не курирует вопросы по подтверждению соответствия оборонной продукции (работ, услуг), объектов, составляющих государственную тайну, и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии.

Росаккредитация исполняет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • • осуществляет аккредитацию ОС и испытательных лабораторий (центров), которые проводят работы по подтверждению соответствия;
  • • подтверждает компетентность граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю; экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти;
  • • посредством специальных процедур удостоверяет право организаций на проведение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • • проводит аккредитацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ и (или) оказания услуг в области обеспечения единства измерений, за исключением обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;
  • • подтверждает компетентность испытательных лабораторий (центров), осуществляющих эти работы, в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, муки, макаронных и хлебобулочных изделий;
  • • проводит аккредитацию ОС, испытательных лабораторий (центров), проводящих сертификационные испытания средств связи.

Одной из важнейших функций Росаккредитации является ведение реестров, а именно:

  • • государственного реестра аккредитованных ОС и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
  • • реестра выданных свидетельств об аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю;
  • • единого реестра деклараций о соответствии;
  • • единого реестра сертификатов соответствия;
  • • формирование и ведение национальной части Единого реестра ОС и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
  • • формирование и ведение национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, а также оперативное размещение ее на официальном сайте службы в сети Интернет с обеспечением доступа к указанному сайту.

Кроме того, Росаккредитации осуществляет выдачу изготовленных по единой форме бланков сертификатов соответствия; организует работы по регистрации деклараций о соответствии в отношении продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов.

Функциями Росаккредитации являются:

  • • контроль за деятельностью аккредитованных лиц, т.е. всех, кому были выданы соответствующие документы;
  • • осуществление международной деятельности в области подтверждения соответствия;
  • • формирование архивных документов по своей деятельности, их учет, комплектование и обеспечение соответствующих условий хранения.

Росаккредитация в целях реализации своих полномочий имеет право:

  • • запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • • организовывать проведение необходимых научных исследований в установленной сфере деятельности;
  • • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • • привлекать в установленном порядке по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
  • • применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  • • создавать в установленном порядке экспертные, совещательные и консультативные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в определенной сфере деятельности.

Участниками технического регулирования также являются ОС, испытательные лаборатории (центры), изготовители, исполнители и потребители. Их функции, а также функции других участников будут описаны в гл. 3.

Кроме указанных, в число участников могут входить учебные центры для подготовки экспертов, научно-методические центры и т.д.

В чем суть закона «О техническом регулировании»?
Закон «О техническом регулировании» был принят в 2003 году. Смысл этого закона в том, что в России появляется новый вид нормативного документа – технический регламент.
В отличие от привычных ГОСТов, технический регламент – это закон, соблюдение которого является обязательным. И именно поэтому технический регламент должен содержать не числовые показатели, касающиеся характеристик и качества продукции, а лишь набор условий, обеспечивающих безопасное применение продукции.
И еще одно отличие – порядок утверждения технического регламента. В первоначальном варианте Закона был установлен порядок его утверждения Постановлением либо Правительства, либо Госдумы, либо Президента РФ. В дальнейшем, в соответствии с изменениями к закону от декабря 2009 г. технические регламенты могут утверждаться федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
– Что изменилось в системе стандартизации с введением закона «О техническом регулировании»?
– Прежде всего, изменился статус национальных и межгосударственных стандартов. Если раньше практически все ГОСТы в России были обязательны, то с введением Закона применение стандартов стало добровольным. Обязательность применения стандартов либо отдельных их разделов указывается в технических регламентах, точнее в документе, который называется «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона». Этот документ утверждается той же организацией, что и сам регламент. В том случае, когда нет утвержденных регламентов, действуют нормативные документы, разработанные ранее. Об этом говорит статья 46 Закона, которая содержит положения о переходном периоде.
Кроме того, в соответствии с этой статьей Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий могут вносить изменения в нормативные документы федеральных органов власти до вступления в силу соответствующих технических регламентов. К таким документам относятся, например, перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и обязательному декларированию, которые обновляются и пересматриваются ежегодно с тем, чтобы из этих перечней уходила продукция, охваченная техническим регламентом.
Таким образом, если на продукцию либо услугу отсутствует технический регламент, действует статья 46 закона «О техническом регулировании». Поэтому ни о какой отмене ГОСТов разговор не идет. Скорее наоборот. Для того чтобы технический регламент был жизнеспособным и эффективным, необходимо наличие качественных национальных и межгосударственных стандартов.
– Кто занимается разработкой этих стандартов?
– Разработкой стандартов в соответствии с законом «О техническом регулировании» может заниматься как юридическое, так и физическое лицо. Необходимо подать заявку, например, если стандарт относится к строительной отрасли, то в Технический комитет 465 «Строительство» — общественную организацию, наделенную правами экспертизы и подготовки к утверждению нормативных документов. Комитет рассматривает заявки и либо регистрирует их и передает в «Ростехрегулирование» для включения в общий план разработки стандартов, либо отклоняет, если, например, компетентность автора заявки по данному вопросу недостаточна.
К сожалению, сейчас осталось не так много классических специалистов по стандартизации. Ведь понятие «стандартизация» очень емкое. Оно предполагает инженерные знания в той области, в которой будет работать стандарт. Умение анализировать и обобщать сведения о продукции (услугах), систематизировать требования к продукции и обязательно к методам контроля и испытаний. Классическая стандартизация базируется на статистических данных, подтверждающих пригодность, безопасность и качество продукции. Здесь всегда есть соблазн поставить планку очень высоко и тем самым сделать невозможным применение стандарта для большей части производителей либо, что еще хуже, опустить планку, и таким образом поставить добросовестных и профессиональных производителей в один ряд с теми, для кого понятие «технический прогресс» ещё достаточно далеко. Поэтому основной принцип стандартизации — определить необходимую достаточность того или иного требования к продукции и к методу её контроля и испытаний.
– При разработке технических регламентов опыт зарубежных стандартов учитывается или просто включается в них как рекомендация?
Разработчики обязаны учитывать и изучать зарубежный опыт, это входит в их функции. При подаче заявки на разработку технических регламентов они должны сообщить, какие будут использовать нормативные документы — России, Европы и т.д. Это приветствуется, но не означает, что можно просто переписать зарубежный стандарт.
Поэтому когда говорят, что у нас нет ГОСТов и стандартизации, это абсолютно не соответствует действительности. Наоборот, сейчас стандартизация переводится в новое русло, пересматриваются устаревшие стандарты, разрабатываются новые с учетом требований зарубежных стандартов.
– 1 июля 2010 г. заработал Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Что в связи с этим изменилось в области стандартизации?
– На внутреннем рынке все осталось по-прежнему. Изменения коснулись правил провоза товаров через таможню союзных государств.
Раньше те товары, которые закупал, например, Казахстан, могли быть реализованы только внутри Казахстана. При провозе через российскую границу необходимо было следовать требованиям и правилам таможни РФ. Для этого поставщику заново приходилось сертифицировать продукцию, проверять ее и т.д.
Единое пространство подразумевает единую нормативную базу для всех участников данного союза. Общий регламент сообщает о том, что если ты соответствуешь общим правилам, то никаких других документов, кроме тех, которые будут установлены единым техническим регламентом, не требуется. Но при этом никто не будет отменять внутренние стандарты Казахстана, России или Белоруссии.
В Европе сейчас то же самое. Для того чтобы перевезти товар из Франции в Бельгию, раньше надо было делать новые документы. А теперь, когда есть Европейский союз, количество документов у них резко сократилось, т.е. один раз проверил и продавай свой товар на всей территории ЕС.
В настоящее время в связи с организацией Таможенного союза принято решение приоритетно разрабатывать не национальные стандарты России (ГОСТ Р), а межгосударственные ЕврАзЭС, т.е. нормы, которые будут применяться не только в рамках Таможенного союза, но и во всех государствах ЕврАзЭС.
Сейчас уже действует созданный координационный Совет из представителей трех государств. Этот совет решает, какие нормативные документы будут применяться, и определяет судьбу уже утверждённых Технических регламентов стран-участниц Союза.
В 2011 году разрабатан Технический регламент «Безопасность зданий, сооружений, строительных материалов и конструкций», который как раз и будет действовать в рамках ЕврАзЭС. Планируем срок его введения 2012г.
Кроме того, готовится к подписанию единый перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения сертификации и испытаний в рамках Таможенного союза.
Какова сейчас ситуация в области законодательного регулирования производства окон?
— На сегодняшний момент есть уже два регламента, охватывающих все строительство. Первый, утвержденный, был введен в мае 2010 года: «Безопасность зданий и сооружений». Это основополагающий технический регламент, касающийся проектирования, изыскания, строительства и эксплуатации зданий.
Второй регламент –»Безопасность зданий, сооружений. строительных материалов и изделий» применяемый в ЕврАзЭС пока дорабатывается и в процессе согласования со всеми государствами, входящими в ЕврАзЭС..
— Какие задачи решает закон «О техническом регулировании»? Что важно знать производителям окон?
— Одной из крупных задач технического регулирования является определение формы подтверждения соответствия продукции, т.е. сертификация. Если в России до утверждения технических регламентов, в соответствии со статьей 46 закона, каждый год должен был составляться перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации либо обязательному декларированию, то с принятием технического регламента необходимость в таких перечнях отпадает.
Процедура сертификации описана в каждом техническом регламенте отдельно. Юридический нонсенс здесь в том, что один продукт может входить в несколько технических регламентов. Возьмем для примера дверные замки. Они могут входить в техрегламент «О безопасности строительных материалов и конструкций», а также в техрегламент «О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества». И вот здесь область подтверждения может быть разная: обязательная сертификация или декларирование. В таком случае необходимо детальное изучение ситуации.
Вопросы возникают и с декларированием. Сейчас эта процедура чисто формальная, которая фактически нужна только для таможни. Декларирование может проводиться как на основе собственных доказательств, так и посредством внешней экспертизы и испытаний продукции.
Для российского потребителя наличие декларации ни о чем не говорит. Поэтому добросовестные изготовители идут на получение добровольного сертификата по полной форме, которая предусмотрена законом. Данный сертификат служит основанием для регистрации декларации.
И еще по вопросу декларирования есть очень острый момент, который очень не нравится предпринимателям. Раньше можно было ввезти в Россию контейнер с замками, после этого прийти в орган по сертификации и сказать: «Мне нужно получить сертификат на партию». Лаборатория проверяла и выдавала сертификат, не выясняя, какое отношение российский предприниматель имеет к иностранному изготовителю продукции.
Теперь иностранные производители могут задекларировать на территории РФ свою продукцию только при помощи резидента, зарегистрированного в России. Такая схема позволяет выявлять российских продавцов, которые должны платить налоги с оборота.
Однако одно лишь декларирование без сертификации ведет к ослаблению контроля за качеством продукции, из-за чего в конечном счете будет страдать потребитель.
Помимо обязательных форм подтверждения соответствия, существует ещё и добровольное подтверждение, в случае если продукция не учтена ни в одном из обязательных перечней. Тогда вопрос сертификации решается самим производителем. Такая форма сертификации вызывает особое уважение, так как говорит об уверенности производителя в качестве своей продукции.
Кстати, часто чиновники говорят, что нам нужно соответствовать правилам наших европейских партнёров, а введение декларирования и отмена обязательной сертификации преподносятся как европейский опыт.
Процедура сертификации в европейских странах действительно добровольная, но с одной оговоркой: цивилизованный европейский рынок не приемлет продукции, которая не одобрена независимыми экспертами. В общем случае сертификация в Европе многоплановая и состоит из сертификации системы менеджмента качества по стандартам серии ISO 9000, сертификации конкретной продукции с испытаниями в независимых центрах, причем в течение действия сертификата проводятся дополнительные испытания (как правило, дважды в год).
Но и это еще не все. Для испытаний лаборатории отбирают образцы из типоразмерного ряда, т.е. это могут быть образцы из 5-10 и более вариантов изготовления. Если во время сертификации руководитель производства принимает решение об оформлении еще и декларации соответствия, то это говорит о том, что не только отобранные образцы, но и каждая модель продукции проверена и соответствует требованиям нормативного документа.
В таком случае декларация соответствия имеет тот же номер, что и сертификат соответствия и регистрируется в том же органе по сертификации. Это явное различие между российским декларированием (часто за счет собственных доказательств) и европейским.
Очень хочется верить, что независимо от обязательной либо добровольной сертификации, производители будут уважительно относиться к своим потенциальным потребителям и подтверждать качество выпускаемой продукции полноценными сертификатами.

В настоящее время: Блоки оконные из любых материалов, стеклопакеты клеевые строительного назначения и профили прессованные из Al-сплавов подлежат обязательному декларированию. Эта же процедура обозначена и в разрабатываемом техническом регламенте ЕврАзЭС » О Безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и конструкций».
Особенности ГОСТ «Блоки оконные защитные. Общие технические требования».
— Этот ГОСТ состоит из нескольких требований и рекомендаций. Требования к профилям, фурнитуре, стеклопакету, к окну в целом и рекомендации, как правильно собрать окно, как его эксплуатировать, в каких домах или в каких местах дома это окно должно стоять.
Возьмем для примера 20-этажный дом: со второго по девятнадцатый этажи можно поставить в нем обычные окна, а вот первый и последний этажи требуют уже повышенного внимания. Над козырьками и парапетами — опасная зона, к которой есть прямой доступ третьих лиц, и на этих этажах нужно ставить защитные окна.20 этаж – это этаж повышенных ветровых нагрузок.
ГОСТ охватывает все, что входит в это понятие «безопасное окно», учитывая и область применения. На данный момент ГОСТ прошел все этапы экспертизы, включая экспертизы во всех государствах ЕврАзЭС и передан в редакторскую службу. После редактирования будет издано Постановление об утверждении, присвоение номера и передача в типографию. Все это должно завершиться в 2012г.

Такое заявление сделал начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин в ходе выступления на круглом столе «Техническое регулирование в строительстве», прошедшем в рамках деловой программы VI Международной конференции «Техническое регулирование в строительстве» в Челябинске.

Современная система технического регулирования в строительной отрасли на сегодняшний день значительно отличается от принятой в советское время и имеет, безусловно, ряд преимуществ и недостатков. «Сегодня мы можем наблюдать ситуацию, при которой на систематической основе происходит актуализация нормативных документов, причем она носит не хаотичный характер, а четко спланированный. Коррекционная работа направлена на наиболее проблемные направления, которые не регулируются действующими нормативными документами», — сообщил Александр Красавин. — «Принимаются новые своды правил, благодаря чему ликвидируются пробелы в законодательстве, актуализируются и дополняются существующие требования, отменяются устаревшие нормы. Таким образом, идет активная работа, нацеленная на обеспечение соответствия нормативной базы уровню научно-технического развития государства».

Изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, позволившие исключить обязательность разработки раздела «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» для всех без исключения объектов капитального строительства способствовали совершенствованию законодательства: пояснительная записка вне зависимости от типа объекта необходима всегда, технологические решения тоже, а вот разработка раздела, устанавливающего мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, для многих категорий объектов не представляет никакой практической ценности. «Возьмем, к примеру, проекты подводных волоконно-оптических линий передачи или шлюзовых камер, проекты берегоукрепительных сооружений или инженерной защиты территории, проекты автомобильных дорог или радиорелейных линий связи — для всех этих и многих других объектов капитального строительства разработка отдельного раздела по пожарной безопасности является избыточной», — заметил Александр Красавин. — «Тем не менее, специалисты обязаны подготовить и представить на экспертизу данный раздел, описывая чрезвычайную пожарную опасность судопропускных сооружений, рассматривая сценарии тушения асфальтового покрытия автомобильных дорог, обосновывая отсутствие необходимости предусматривать противопожарные системы для защиты глубоководного выпуска сточных вод на случай его возгорания и похожие ситуации. Очевидно, что в данном случае такие требования бессмысленны. При этом нет никаких сомнений, что проекты нефтеперерабатывающих заводов, обогатительных фабрик или высотных зданий должны содержать раздел мероприятия по обеспечению пожарной безопасности». Иными словами, то, что в одних проектах имеет принципиальную важность, в других может быть не нужно и даже вредно. Поэтому внесенные в Градкодекс изменения предусматривают дифференцированный подход к составу и содержанию разделов проектной документации в зависимости от видов и назначения объектов, что, в результате, приведет как к сокращению сроков и стоимости проектирования, так и к упрощению процедуры прохождения экспертизы проектной документации.

Сегодня специалисты в рамках действующей системы технического регулирования могут выбирать различные комбинации и варианты противопожарной защиты зданий и сооружений, что позволяет заказчику строительства принять наиболее эффективную в техническом плане, оптимальную с экономической точки зрения и удобную для последующего обслуживания систему обеспечения пожарной безопасности объектов капитального строительства. Поэтому внедряемый в разумных пределах риск-ориентированный подход является тем инструментом, который обеспечивает инвесторам колоссальную экономию ресурсов в масштабах страны и при этом сохраняет незыблемым высокий уровень защищенности людей и материальных ценностей.

Еще один положительный аспект современного регулирования — эффективно функционирующий институт экспертизы проектной документации по принципу «одного окна», действующий уже более десяти лет. Синергетический эффект такого подхода к прохождению экспертизы, с одной стороны, заключается в обеспечении безусловного соблюдения требований безопасности для проектируемых объектов по самым различным ее аспектам, а с другой – в минимальном влиянии экспертизы на сроки реализации проектов. «Сегодня уже многие застройщики открыто говорят, что экспертиза – это не административный барьер, а механизм оперативного доведения проектов до такого качества с точки зрения безопасности и надежности, когда их можно смело утверждать и реализовывать», — заявил Александр Красавин.

Кроме того, в рамках единой экспертизы оценивается также обоснованность затрат на те или иные проектные решения и противопожарные мероприятия, что, как правило, приводит к сокращению затрат на пожарную безопасность, поскольку под лозунгом «Безопасности много не бывает» недобросовестные заказчики или некомпетентные проектировщики зачастую предусматривают избыточные, сверхнормативные и совершенно неэффективные мероприятия, исключение которых не приводит к снижению уровня обеспечения пожарной безопасности проектируемых объектов. «Именно эффективность созданной в России системы экспертизы побудила наших коллег из государств, входящих в Евразийское экономическое сообщество, создать аналогичный институт экспертизы по принципу «одного окна». И сейчас, к примеру, в этом же направлении активно движется Киргизия. Поэтому инициатива МЧС России, направленная на разрушение эффективно функционирующего института комплексной экспертизы проектной документации, в случае ее реализации приведет к самым негативным последствиям для строительного комплекса», — подчеркнул представитель Главгосэкспертизы России.

В целях дальнейшего совершенствования действующей системы технического регулирования и процедуры прохождения строительной экспертизы необходимо принять еще ряд мер, уверен эксперт Главгосэкспертизы России.

В первую очередь, следует отметить необходимость установления более четких и конкретных требований к объему разрабатываемой и представляемой на экспертизу проектной документации. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию вводит лишь общие, рамочные требования к содержанию разделов. Как следствие, отсутствие однозначных требований приводит к разногласиям между специалистами на этапах проектирования и экспертизы.

Сейчас многие говорят о необходимости введения в отрасли строительных норм, обязательных к применению, по аналогии с той системой, которая действовала раньше. «В этой связи будет уместно напомнить, что одним из таких документов были как раз строительные нормы СН 202-81 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации». Данный нормативный документ устанавливал вполне определенные требования как к содержанию разделов проектной документации, так и к процедуре их согласования при проведении экспертизы», — напомнил Александр Красавин. — «Проектировщики четко понимали необходимый для разработки объем проектной документации и были защищены от избыточных требований перестраховывающихся экспертов, а эксперты, зная границы своей ответственности, не требовали лишнее. Поэтому для решения данной проблемы необходимо подготовить и принять подобный документ. Это в значительной степени способствовало бы сокращению требований, ведущих к дополнительному, зачастую излишнему, усложнению и удорожанию процессов проектирования и экспертизы».

Также профессиональному сообществу следует обратить внимание на значительное количество ежегодно разрабатываемых и согласовываемых по схожим или аналогичным основаниям специальных технических условий со стандартным набором компенсирующих мероприятий для одних и тех же категорий объектов капитального строительства. Каждому специалисту очевидно, что сложившаяся ситуация ведет и к затягиванию сроков реализации проектов, и к удорожанию стоимости проектирования. В этой связи было бы крайне полезно провести полноценный анализ разработанных специальных технических условий с целью систематизации согласованных в них решений, и провести работу по актуализации нормативных документов в части включения в них положений, многократно согласованных в СТУ.

В заключение представитель Главгосэкспертизы России отметил, что одним из наиболее действенных способов повышения качества подготовки нормативных документов может послужить их совместная, коллегиальная разработка. «В сложившейся ситуации нам необходимо наладить межведомственное взаимодействие при разработке нормативных документов», — заявил Александр Красавин. — «Сегодня нормы, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливаются как Минстроем России, так и МЧС. Мы уверены, что согласованная подготовка нормативных документов в режиме межведомственного взаимодействия даст колоссальный эффект, который позволит упростить и упорядочить процессы проектирования и экспертизы, строительства и эксплуатации, контроля и надзора, что в конечном итоге приведет к повышению инвестиционной привлекательности регионов и ускорению темпов развития строительной отрасли».

Система технического регулирования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *