Штраф за статистическую отчетность

Наказания сотрудников за искажение итогов труда. Ответственность за искажение статистической отчетности

Виктория Трофимова, юрист

Наряду с бухгалтерской и налоговой отчетностью предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять государству статистическую отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. Статистическая отчетность — это сведения о хозяйственной деятельности предприятия и состоянии дел на предприятии, необходимые государству для осуществления статистического наблюдения. Общие правила предоставления статистической отчетности установлены Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ. Искажение статистической отчетности, т.е. неверное отражение/неотражение сведений о хозяйственной деятельности организации в статистической отчетности РФ, несомненно, влияет на достоверность и полноту информации, представляемой в Росстат хозяйствующими субъектами. В настоящей статье речь пойдет об ответственности за искажение статистической отчетности и наказании, применяемом в отношении лиц, их допустивших.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Сотрудница учреждения обратилась в суд с иском к работодателю о признании приказов о наложении дисциплинарных взысканий незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда. Из материалов дела следует, что она была уволена по инициативе работодателя на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей). Из числа дисциплинарных проступков, повлекших ее увольнение, истицей оспаривалось вмененное ей как в нарушение служебных обязанностей искажение учетных данных, повлекшее искажение статистической отчетности по всему учреждению. Что повлекло применение к истице дисциплинарного взыскания в виде замечания. А на момент вынесения приказа об ее увольнении имела место быть совокупность неснятых и непогашенных дисциплинарных взысканий. Суд признал увольнение законным, в удовлетворении исковых требований истице было отказано. Судебная коллегия подтвердила правильность данного решения (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 08 сентября 2015 г).

Это не единственный случай привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за искажение статистической отчетности. Рассмотрим Решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 30.04.2015 г.

Сотрудник учреждения, в должностные обязанности которого входило формирование статистической отчетности, был уволен работодателем по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Из материалов дела следует, что при проведении текущего контроля было установлено искажение истцом статистических данных, что в конечном итоге привело к искажению статистической отчётности ежемесячной и годовой. Более того, обстоятельства свидетельствуют о том, что истец скрывал совершение дисциплинарного проступка, внося ложную информацию в учетно-статистические документы, что препятствовало работодателю обнаружить данный проступок непосредственно после его совершения. Учитывая характер и обстоятельства совершённого дисциплинарного проступка, наличие двух дисциплинарных взысканий за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, суд пришел к выводу, что вынесенное в отношении истца дисциплинарное взыскание в виде увольнения за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей является законным и обоснованным.

Таким образом, искажение статистической отчетности свидетельствует о ненадлежащем исполнении работником возложенных на него должностных обязанностей и является основанием для привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности. Привлечь работника к дисциплинарной ответственности за искажение статистической отчетности можно не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Однако работодателем должны быть соблюдены порядок и сроки привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Более того, работника, допустившего искажение статистической отечности, можно уволить, если последний на момент вынесения приказа об увольнении уже имеет два взыскания, которые не сняты и не погашены. Но при несоблюдении процедуры наложения дисциплинарного взыскания увольнение работника будет признано незаконным, а работник — подлежащим восстановлению на работе.

Если сотрудник докажет, что должностной инструкцией не предусмотрена обязанность нести ответственность за искажение данных статистической отчетности, то привлечение к дисциплинарной ответственности по данному основанию будет признано судом незаконным, а сам приказ — подлежащим отмене (решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 1 апреля 2013 г. Дело № 2-304/2013).

Необходимо отметить, что представление в Росстат недостоверной статистической информации признается административным правонарушением (ст. 13.19 КоАП РФ). Субъектами данного административного правонарушения являются руководители организаций либо должностные лица организации, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации. К примеру, предприятие представило в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате». Однако позднее представило письмо о том, что просроченная задолженность по заработной плате отсутствует, а представленный раннее отчет по форме № 3-Ф ошибочный. Таким образом, предприятием была представлена недостоверная статистическая информация, вследствие чего руководитель предприятия привлечен к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа (решение Омского областного суда от 19 января 2010 г по делу № 77-05/06/2010 г).

Доводы заявителя о том, что она вправе вносить уточнения в статистические данные, суд признаёт необоснованными, поскольку внесение изменений в форму статистической отчётности не освобождает лицо, ответственное за представление статистических данных, от ответственности за ранее представленные недостоверные данные. К такому выводу пришел Центральный районный суд г. Омска в решении от 07.04.2010, рассматривая жалобу сотрудницы одного из учреждений, ответственной за предоставление статистической информации, на постановление должностного лица Территориального органа Федеральной службы государственной статистики. Суд посчитал позицию органа государственной статистики правомерной, тем самым действия заявителя были квалифицированы по ст. 13.19 КоАП РФ.

Арбитражный управляющий также может быть привлечен к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ (Обзор судебной практики ВС РФ за 1 квартал 2013 г). В ходе проведения процедуры банкротства юридического лица арбитражному управляющему могут быть переданы полномочия руководителя данного юридического лица, что предусмотрено Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Ст. 99 данного Федерального закона закрепляет перечень прав и обязанностей внешнего управляющего, утвержденного арбитражным судом при проведении процедуры внешнего управления. Конкурсный управляющий в порядке ст. 129 Федерального закона № 127-ФЗ также принимает на себя полномочия руководителя предприятия-должника до даты прекращения производства по делу о банкротстве или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего. Таким образом, в случае если на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для руководителя такого должника (ч. 1 ст. 20.2), что позволяет отнести арбитражного управляющего к субъектам административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ.

В судебной практике имеются случаи, когда искажение статистической отчетности квалифицировалось по ст. 8.5 КоАП РФ. Например, Постановлением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Общество с ограниченной ответственностью признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. Как видно из оспариваемого постановления, Обществу вменяется сокрытие или искажение экологической информации. Однако суд пришел к выводу, что форма статистической отчетности № 2-ЛС служит отчетом об объемах добычи твердых полезных ископаемых. Данные сведения нельзя назвать экологической информацией в смысле, придаваемом такой информации статьей 8.5 КоАП РФ. При этом в утвержденных Госкомстатом формах статистической отчетности прямо указано, что ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации, наступает по ст. 13.19 КоАП РФ (решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2014 г по делу № А56-20693/2014).

Арбитражный суд Московской области, рассмотрев аналогичное дело, встал на сторону заявителя, оспаривавшего постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ. Суд пришел к выводу, что доводы и цифры, изложенные в акте, протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении, опровергаются первичными документами. Следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, в действиях общества административным органом не установлен (решение Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2009 г. по делу № А41-27902/09).

Что касается срока давности привлечения к административной ответственности за искажение данных статистической отчетности, то согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление об административном правонарушении выносится не позднее чем через два месяца со дня совершения административного правонарушения.

Еще один вид ответственности за искажение данных статистической отчетности предусмотрен ст. 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 № 2761-I «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности», согласно которой за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности. Однако в силу отсутствия методики расчета суммы ущерба судебная практика не располагает такими случаями.

Таким образом, изучив законодательство РФ и судебную практику по вопросу, обозначенному в теме настоящей статьи, можно сделать вывод, что искажение статистической отчетности свидетельствует о ненадлежащем исполнении лицом, в служебные обязанности которого входит представление статистической информации, своих обязанностей, что является основанием для привлечения последнего к дисциплинарной ответственности. Работодателем должны быть соблюдены порядок и сроки привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Работник, допустивший искажение статистической отечности, может быть уволен работодателем, если на момент вынесения приказа об увольнении уже имеет два дисциплинарных взыскания, которые не сняты и не погашены. Однако при несоблюдении процедуры наложения дисциплинарного взыскания увольнение работника будет признано незаконным, а работник — подлежащим восстановлению на работе. Привлечь работника к дисциплинарной ответственности за искажение статистической отчетности можно не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Искажение статистической отчетности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ. Субъектами данного административного правонарушения являются руководители организации либо должностные лица организации, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, либо арбитражные управляющие, которым в ходе проведения процедуры банкротства юридического лица переданы полномочия его руководителя. Срок давности привлечения к административной ответственности за искажение данных статистической отчетности составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения. За нарушение порядка представления государственной статистической отчетности предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности. Однако на практике данная норма не работает в силу отсутствия методики расчета суммы ущерба.

Менее чем через месяц наступает очередной отчетный период, в течение которого все юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением ИП, применяющих УСН, без наемных работников) должны будут представить декларации, расчеты и иные формы обязательных отчетов в налоговые инспекции, внебюджетные фонды и органы статистики.

Конкретные сроки подачи тех или иных отчетов установлены законодательством РФ. Много статей написано во всевозможных источниках об ответственности за несоблюдение сроков представления отчетности. Тем не менее до сих пор в нашей практике нередки случаи, когда начинающие индивидуальные предприниматели или руководители вновь созданных компаний считают, что вне зависимости от даты государственной регистрации, отчетность нужно сдавать только тогда, когда фактически начнется деятельность.

Однако любая организация или индивидуальный предприниматель становится налогоплательщиком с момента государственной регистрации, и именно с этого момента у них возникают обязанности по представлению налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, предусмотренных в частности в пп.4 и 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, независимо от наличия предпринимательской деятельности. А за неисполнение обязанностей наступает, как мы знаем, та или иная ответственность.

В 2010 году налоговое законодательство в очередной раз подверглось значительным изменениям. С 1 января 2010 года единый социальный налог был заменен взносами во внебюджетные фонды. Данное изменение, соответственно, повлияло на состав и сроки сдачи отчетности. Изменились и сроки представления сведений персонифицированного учета в ПФР. Со 2 сентября 2010 года также вступили в силу изменения в НК РФ в части ответственности за непредставление налоговых деклараций.

Все вышесказанное было принято во внимание при написании данной статьи, в которой собраны воедино все виды ответственности, которые могут быть применены к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за нарушение законодательно установленных сроков сдачи бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности и отчетности во внебюджетные фонды.

В данной статье не рассмотрены случаи, когда отчетность была представлена в срок, но содержала какие-либо ошибки или искажения.

Бухгалтерская отчетность

Сроки представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы

В соответствии с НК РФ (пп. 5 п. 1 ст. 23) и Законом о бухгалтерском учете (ст. 4 и 15) организации, за исключением перешедших на упрощенную систему налогообложения (УСН), обязаны представлять в налоговые органы Бухгалтерскую отчетность:

· ежеквартально — в течение 30 дней по окончании квартала;

· по окончании года — в течение 90 дней по окончании года.

Обратите внимание, что организации, уплачивающие ЕНВД, также обязаны представлять бухгалтерскую отчетность.

Сроки представления бухгалтерской отчетности в органы статистики

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете (ст. 4 и 15) организации, за исключением перешедших на УСН, обязаны представлять в органы статистики годовую Бухгалтерскую отчетность — в течение 90 дней по окончании года.

Состав бухгалтерской отчетности

· бухгалтерский баланс (ежеквартально);

· отчет о прибылях и убытках (ежеквартально);

· приложения к ним, предусмотренные отдельными нормативными актами (ежегодно);

· аудиторское заключение, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту (ежегодно);

· пояснительная записка (ежегодно).

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы

Со 2 сентября 2010 г. согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок в налоговые органы бухгалтерской отчетности влечет взыскание с организации штрафа в размере 200 руб.за каждый непредставленный документ (ранее – 50 руб.).

Также за непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы бухгалтерской отчетности предусмотрена и административная ответственность для должностных лиц организации (директор, главный бухгалтер) — штраф от 300 руб. до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Уплата штрафов не освобождает организацию от необходимости представить бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Налоговые органы не вправе приостановить операции по банковским счетам, если организация не сдала бухгалтерскую отчетность. Статья 76 НК РФ разрешает приостановить операции по банковским счетам только в случаях, когда организация:

· не сдала налоговые декларации по истечении двух недель после отчетного срока;

· не заплатила вовремя налоги.

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности в органы статистики

За непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в территориальный орган Росстата статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

· длядолжностных лиц организации(директор, главный бухгалтер) — штраф от 300 руб. до 500 руб.;

· для юридического лица – штраф от 3 000 руб. до 5 000 руб.(ст. 19.7 КоАП РФ).

Налоговая отчетность

Ответственность за непредставление деклараций в соответствии с НК РФ

В НК РФ для каждого налога предусмотрен свой срок представления налоговых деклараций в налоговые органы.

Ответственность за непредставление налоговых деклараций предусмотрена в статье 119 НК РФ, а именно: взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Данная статья претерпела изменения, до 2 сентября 2010 года в ней были предусмотрены:

· штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей, если задержка не превышает 180 дней (п.1 ст. 119 НК РФ);

· штраф в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки, начиная со 181-го дня (п.2 ст.119 НК РФ).

Одновременное привлечение к ответственности на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 119 НК РФ является неправомерным.

Штрафные санкции не могут быть предъявлены налогоплательщику за непредставление деклараций по тем налогам, по которым он не является плательщиком.

Ответственность за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с НК РФ

Со 2 сентября введена ответственность за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 80 НК РФ. Теперь в соответствии со ст. 119.1 НК РФ нарушение данного порядка влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Административная ответственность за непредставление декларации

В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Уголовная ответственность за непредставление деклараций и иных документов, предусмотренных НК РФ

В соответствии со ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с НК РФ является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере наказывается:

· штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;

· либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев;

· либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере:

· наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

· либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером признается сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 6 000 000 рублей.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 30 000 000 рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Ответственность за непредставление сведений 2-НДФЛ в налоговые органы

Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, обязаны представлять в налоговый орган сведения о доходах граждан и о суммах удержанного НДФЛ в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Сведения представляются за календарный год по форме 2-НДФЛ (Справка о доходах физического лица), которая заполняется отдельно на каждого работник.

В случае если справки представлены не по всем сотрудникам, или не представлены в налоговый орган вовсе, то на виновное должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Если же виновником признают самого налогового агента (организацию, индивидуального предпринимателя), а не конкретное должностное лицо, то, начиная со 2 сентября 2010 года, с организации взимается штраф в размере 200 руб.(ранее – 50 руб.) за каждую непредставленную справку (п. 1 ст. 126 НК РФ). Обращаем внимание, что в данном случае по ст. 119 НК РФ штраф назначить не могут, так как справка по форме 2-НДФЛ не является налоговой декларацией.

Единая (упрощенная) налоговая декларация

Отдельное внимание хотелось бы уделить единой (упрощенной) налоговой декларации. С 2007 года НК РФ обязывает в некоторых случаях сдавать вместо отдельных деклараций по конкретным налогам Единую (упрощенную) декларацию.

Эта обязанность налагается на налогоплательщика только при одновременном выполнении определенных условий, а именно:

  • если налогоплательщик в течение отчетного периода не осуществлял операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации);
  • если в течение отчетного периода налогоплательщик не имел по этим налогам объектов налогообложения.

Как показывает практика:

· налогоплательщиков, у которых вышеуказанные условия одновременно выполняются, единицы;

· очень легко ошибочно сдать единую (упрощенную) декларацию, а позже при тщательном анализе хозяйственных операций выяснится, что необходимо было сдавать отдельные декларации по каждому налогу, т.к. законодательство не учитывает всех нюансов, связанных с этой декларацией, из-за чего на практике возникает много спорных ситуаций.

В связи с этим, наше мнение такого, что в целях минимизации рисков получения претензий со стороны налоговых органов, лучше сдавать отдельные декларации по конкретным налогам. Тем более, что за непредставление единой (упрощенной) декларации грозит штраф в размере 200 руб. (до 2 сентября 2010 года — 50 рублей), при этом его вряд ли применят, если сданы отдельные декларации по каждому налогу. А вот за несданную декларацию по конкретному налогу последствия могут быть более ощутимы, начиная от штрафа в размере 1000 рублей (до 2 сентября 2010 года — 100 рублей) за каждую несданную декларацию по каждому налогу, заканчивая блокировкой банковского счета по требованию налоговых органов.

Отчетность по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФОМС

С 01 января 2010 г. вместо Единого социального налога работодатели обязаны перечислять страховые взносы с заработной платы своих работников в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Ответственность за непредставление отчетности по вышеуказанным страховым взносам установленастатьей 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»:

· непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам, если задержка не превышает 180 дней, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей (п.1 ст. 46);

· в случае задержки представления расчета на больший срок взыскивается штраф в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (п.2 ст. 46).

За нарушение срока представления нулевого расчета, т.е. если сумма начисленных страховых взносов по представленному расчету либо за отчетный период отсутствует (равна нулю), Правление ПФР рекомендует взимать штраф в размере 100 рублей (Методические рекомендации, утвержденные распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 года № 120р) .

Ответственность за непредставление отчетности по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случав на производстве и профессиональных заболеваний установлена статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»:

· при задержке сдачи отчетности до 180 календарных дней штраф составляет 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей (абз.6 п. 1 ст. 19);

· непредставление отчетности в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (абз.7 п. 1 ст. 19).

Административная ответственность за нарушение сроков представления отчетов во внебюджетные фонд

Необходимо отметить, что применение вышеуказанных штрафных санкций не освобождает от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33 КоАП РФ. Так, в соответствии с п. 2 данной статьи нарушение установленных законодательством о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Сведения персонифицированного учета в ПФР

Согласно статье 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям (организациям и физическим лицам) применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке (ч. 3 ст. 17 № 27-ФЗ).

Напомним, что с 2010 года сроки представления сведений персонифицированного учета в ПФР существенно изменились. За текущий год организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам, обязаны подать сведения в ПФР 2 раза: за 1 полугодие 2010 года – до 1 августа 2010 года; за 2 полугодие 2010 года – до 1 февраля 2011 года.

А вот с 2011 года предусмотрено уже четыре отчетных периода, а именно: сведения персонифицированного учета в ПФР должны подаваться ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, то есть за 1 квартал – до 1 мая, за 2 квартал – до 1 августа, за 3 квартал – до 1 ноября, за 4 квартал – до 1 февраля следующего года.

Индивидуальные предприниматели, не осуществляющие выплаты физическим лицам, по прежнему обязаны подавать сведения на себя один раз в год не позднее 1 марта следующего года.

Статистическая отчетность

Статьей 13.19 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение должностным лицом (руководителем организации, главным бухгалтером, индивидуальным предпринимателем и т.п.), ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей.

Также, в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков предсталения отчетности.

Независимо от времени обнаружения нарушения Росстат может потребовать от организации сдать всю необходимую статистическую отчетность и возместить ему ущерб за исправление итогов сводной отчетности.

Однако ни в самом Законе, ни в каких-либо документах Росстата не представлена методика расчета суммы такого ущерба, поэтому любые его претензии к организации по поводу несданной отчетности могут быть оспорены, в том числе в суде. Чтобы взыскать ущерб, Росстат должен определиться с методикой расчета ущерба, правильно рассчитать его сумму, обратиться в суд и доказать правомерность своих претензий к организации.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Где посмотреть обязанность сдачи статистической отчетности?

Выборочные статистические наблюдения проводятся Росстатом РФ в форме (п.1 правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. №79, далее по тексту — Правила №79):

  • ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований малых и средних предприятий (за исключением микропредприятий);
  • ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

И если проводится выборочное наблюдение, то представлять статистическую отчетность должны только те малые предприятия, которые попали в процент выборки Росстата РФ (п.2 Правил №79).
ПРЕИМУЩЕСТВА БУХГАЛТЕРСКОГО АУТСОРСИНГА
Важно! Перечни компаний или индивидуальных предпринимателей, которые должны представить тот или иной статистический отчет, размещены на региональных сайтах статистики в разделе: «Отчетность» — «Статистическая отчетность» — «Списки отчитывающихся хозяйствующих субъектов».

Статистическая информация должна быть предоставлена в статистику по утвержденным формам федерального статистического наблюдения на бумажном носителе (по месту нахождения респондента) или в электронном виде в установленном формате с использованием электронной подписи, не позднее сроков предоставления, указанных на бланках форм.

ОТЧЕТНОСТЬ В СТАТИСТИКУ: КОМУ И КОГДА ПРЕДСТАВЛЯТЬ (ЧАСТЬ 1)

ОТЧЕТНОСТЬ В СТАТИСТИКУ: КОМУ И КОГДА ПРЕДСТАВЛЯТЬ (2 ЧАСТЬ)

Оспаривание штрафов

При оспаривании «статистического» штрафа, компания должна иметь доказательства, что все зависящие от нее меры от него по предоставлению статистической отчетности, были приняты.

Так, проверяя довод компании о том, что отчетность по форме №2-С на бумажном носителе была направлена заказным письмом по почте, суды указали на то, что почтовая квитанция об оплате соответствующего почтового отправления (в которой содержится присвоенный почтовому отправлению уникальный почтовый идентификатор, позволяющий отследить прием и вручение данного почтового отправления) у компании отсутствует.

Судами также было установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, у компании имелась, объективных доказательства принятия компанией всех зависящих от нее мер по соблюдению правил и норм по каким-либо независящим причинам, не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях компании. В таких ситуациях суды не удовлетворяют требования компании об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст.19.7.3 КоАП РФ за нарушение срока представления годовой статистической отчетности (Постановление АС Московского округа от 13.07.2015 г. №А40-190349/14).

Базовые сведения

Разберемся, для чего сдается отчетность в органы статистики. Стоит также выяснить, какие именно формы стоит предоставлять представителям уполномоченного органа.

Что нужно знать?

Статистическая отчетность – документы, которые обязаны предоставлять индивидуальные предприниматели и компании со статусом юрлица, что ведут предпринимательскую деятельность на территории России.

Такие отчеты отличаются от тех, что подаются в налоговый орган и во внебюджетные фонды страны. Компания должна предоставлять в Росстрат:

  • бухгалтерские формы отчетов;
  • статистические отчеты.

В общем предприятия используют около 300 форм статистических отчетов. Благодаря такому выбору фирма может подобрать индивидуальные формы, которые будет использовать постоянно.

При выборе обращают внимание на вид деятельности и масштаб производства. Все компании без исключения обязуются сдавать отчеты в орган Росстата.

Отчитываются все, но в разное время и сдают различные формы. Компании, которые относятся к категории малых и средних, сдают отчетность по упрощенному порядку.

К примеру, каждый месяц и каждый квартал отчитаются только те предприятия, что попали в выборку. Опишем основные требования по сдаче документации, установленные законодательными положениями.

Все бухгалтерские отчеты сдают единожды в году Но не позже марта следующего года после отчетного
Если крайний срок для предоставления документов Выходной или праздничный день, отчетность можно сдать в следующий рабочий день
Крайним сроком для подачи всех бланков Является 1 апреля

Есть 3 способа подачи отчетности:

  • лично передавая представителями уполномоченного органа;
  • направив ее по почте;
  • отправив по коммуникационному каналу связи (в таком случае стоит позаботиться о получении электронной цифровой подписи).

Правила подачи обязательных бланков утверждены Приказом Росстата от 31 марта 2019 № 220.

Итак, у вас есть 2 варианта предоставления отчетности – на бумажном или электронном носителе. Выбор остается за вами, ведь в законодательстве относительно этого требования не устанавливались.

Предприятие направляет статистические данные по установленным формам безвозмездно после того, как будет получен письменный запрос об их подаче (часть 2 ст. 6, 8 Федерального закона, что был принят чиновниками России 29.11.2007 № 282).

Многие предприниматели-новички не сразу могут разобраться, как правильно заполнить статистический отчет, да и рекомендаций в законодательстве РФ не так уж много. Именно поэтому часто бизнесмены действуют наугад.

Отчеты в Росстат должны подавать:

  • каждый государственный орган власти, орган местного самоуправления;
  • юридическое лицо, которое ведет деятельность в пределах Российской Федерации;
  • представительство России, что расположено за рамками государства (№ 224-ФЗ);
  • филиал заграничного предприятия, что имеет бизнес в пределах Российской Федерации;
  • индивидуальный предприниматель.

Компании, что работают на упрощенной налоговой системе, обязаны подавать отчетность на тех же основаниях, что и остальные предприятия.

Документы, что требует статистический комитет:

С какой целью сдается?

Чтобы понять, для чего подают отчетность, рассмотрим, в чем заключается суть работы Росстата. Что это за служба?

Она создана для того, чтобы можно было формировать официальную статистику в разных отраслях жизнедеятельности.

Как заполнить отчет в Росстат для ИП смотрите в статье: образец отчета в Росстат для ИП.

Как отправить отчет в статистику в электронном виде, .

Это орган исполнительных властей, что имеет полномочия контролировать статистическую деятельность в Российской Федерации.

Главная задача Росстата – удовлетворять потребности в сведениях органа власти и разных компаний – средств массовой информации, коммерческих предприятий, научного общества.

И для этого служба собирает достоверные и объективные сведения о политике, социальной сфере, демографической ситуации, экономике.

Основные функции:

  • собирать статистические сведения и формировать отчеты на их базе;
  • разрабатывать методы ведения статистического учета согласно международным стандартам;
  • предоставлять данные президенту и властям России, гражданам РФ, СМИ и иным компаниям;
  • создавать и развивать статистическую информационную систему, что должна совмещаться с иными системами;
  • хранить статистические данные;
  • контролировать, выполняются ли гражданами и компаниями законы, что касаются государственной статистики.

Одно из обязательств Росстата – вести учет деятельности предпринимателей и юридических лиц, составлять статистические коды, что отражаются при регистрации фирмы.

А такие коды помогут налоговой службе осуществлять контроль за работой предприятий. Они нужны и при открытии счетов в банковском учреждении.

Правовое регулирование

О необходимости ведения статистических документов говорится в Федеральном законе № 282, что был принят правительством Российской Федерации 29.11.2007.

Порядок ведения такой документации, ее подачи, рассмотрен в Постановлении властей № 620. Стоит также опираться на закон О бухгалтерском учете.

Какой штраф, если не сдал отчет в Росстат?

Ранее штрафы за опоздание с предоставлением отчетности был небольшим. С 2019 года он значительно увеличен.

Уполномоченные структуры проверяют все представленные сведения, и если будет обнаружено, что лицо подает неверные данные, то также придется понести ответственность.

Установленные сроки

Обязательными являются такие отчеты:

Данные по форме 1 Предоставляются до 1 апреля (пункт 2 ст. 18 ФЗ № 402 от 6 декабря 2011)
Форма П-3 Подается до конца января (сведения о материальном положении предприятия)
форма П-4 Представляют до 15 числа следующего месяца после окончания отчетного квартала (обязательна для всех предпринимателей)
П-4 (НЗ) Подают до 8 числа в том месяце, что следует после отчетного квартала (о движении кадров)
Форму ПМ (результат деятельности) Подают до 29 числа в следующем месяце после окончания квартала
ПМ-пром (о товаре, что производится) Сдается предпринимателями, которые имеют 16 – 100 сотрудников до 4 числа в следующем месяце после окончания отчетного периода
1-ИП (например, для сельхозпроизводителей) Сдают раз в году – до 2 марта в следующем году

Работник Росстата предоставляет сведения о том, какие отчеты стоит подготовить и когда сдать. Он же уведомляет об особенности заполнения форм.

Можно посмотреть информацию о штрафах за отчет в Росстат на официальном сайте комитета статистики.

Сумма за несвоевременную сдачу отчета

Если компания не подаст отчет в Росстат, ее ожидает штраф. Попробуйте сдать его с опозданием, хотя вам могут отказать в принятии.

Как показывает практика, органы статистики редко штрафуют за такие нарушения, если только речь идет не о злостном нарушителе.

Видео: отчетность в Росстат

Именно поэтому не спешите самостоятельно платить штраф – ждите, когда вам выставят о перечислении определенной суммы. Каков размер штрафа?

В ст. 13.19 Кодекса об административных правонарушениях говорится, что при нарушении должностными лицами правил подачи отчетности назначается штраф в размере 3-5 тыс. рублей.

Согласно ст. 3 нормативного документа России от 13 мая 1992 № 2761-1 компания, что нанесла ущерб статистической службе несет ответственность.

Имеется в виду ущерб, что возник вследствие необходимости корректировки итога сводной отчетности или предоставления искаженных сведения, нарушения срока подачи отчетов.

В независимости от того, когда обнаружено нарушение, Росстатом может быть истребована необходимая статистическая отчетность. Предприятию также придется возмещать ущерб.

Но в законодательстве нет правил, которых стоило бы придерживаться при расчете суммы ущерба. А это значит, что любое решение Росстата можно обжаловать в судебном органе.

Итак, поговорим о размерах штрафа. При нарушении правил подачи статистической отчетности:

Должностное лицо заплатит 10-20 тыс. рублей
Компания перечислит 20-70 тыс. рублей

При повторном нарушении размер штрафа увеличится в разы:

Для должностного лица сумма составит 30-50 тыс.
Для юридического лица 100-150 тыс.

Если не предоставлен документ вообще

Изменено размер штрафа и в ситуации, когда лицо вовсе не предоставит статистические данные (согласно Федеральному закону, принятому правительством РФ 30.12.2015 № 442).

Компании точно также придется заплатить 20-70 тыс., а должностному лицу – 10-20 тыс. За повторное правонарушение с должностного лица взимается 30-50 тыс., а с юридического лица – 100-150 тыс.

Индивидуальные предприниматели могут привлекаться к ответственности по тому же порядку, что и должностное лицо, о чем говорится в ст. 2.4 КоАП России.

Кстати, ждет при неподаче сведений о деятельности штраф за отчет Росстата от упрощенцев такой же, как и в остальных ситуациях. Пока не были внесены поправки, штраф составлял всего лишь 3-5 тыс.

Указаны неверные данные

Представители органов статистики вправе выписывать штраф руководителю компании не только за неподачу отчетности или предоставление документов с опозданием, но и за сдачу недостоверных сведений (пункт 6, 14 Положения, что было утверждено Постановлением Российской Федерации № 620 от 18.08.2008).

Это касается поданных отчетов с наличием арифметических или логических ошибок. Если в отчетах будет выявлено ошибки, их можно будет исправлять. Этим будет заниматься представитель органа статистики.

Но только вот придется все равно заплатить штраф, а также ущерб, нанесенный Росстату при необходимости исправлять искаженные сведения сводных отчетов.

Величина штрафа в таком случае составит 10-150 тыс. (ст. 13.19 КоАП России). Причем, штраф выписывается за каждое допущенное нарушение.

На какой адрес отправить отчет в Росстат узнайте из статьи: как отправить отчет в Росстат почтой.

НА какой адрес Росстата в Москве отправляют отчеты, .

Как формируют запрос на выписку из ЕГРИП, .

Должностные лица, что несут ответственность за подачу статистической отчетности, назначаются приказами руководства предприятия (пункт 5 Положения, что утверждено Постановлением властей России № 620).

В том случае, когда такой приказ не издавался, административная ответственность ожидается руководителя компании.

Рассмотрением всех дел о нарушениях занимается региональное отделение Росстата (ст. 23.53 КоАП Российской Федерации от 7.02.2003 № 36).

Помните о том, что вам в обязательном порядке нужно отчитываться не только перед федеральным налоговым органом и внебюджетным фондом, но и перед Росстатом.

Следите за сроками предоставления каждой формы – уточняйте данную информацию у представителя уполномоченной инстанции или заходите на официальный сайт Росстата.

Но также пересматривайте, чтобы в заполненных бланках не было допущено ошибку. Ведь в противном случае придется заплатить немалый штраф, который с 2019 года значительно вырос.

К чему вам такие незапланированные расходы, что негативно отражаются на бизнесе?

Предыдущая статья: Образец отчета в Росстат для ИП Следующая статья: Выписка из Пенсионного фонда

Штраф за статистическую отчетность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *