Штраф за незаключение договора на вывоз мусора

«Я одинокая, больная женщина. Проживаю в деревне. Хозяйство не держу, так как нет здоровья. После смерти мужа написала заявление в жилкомхоз об отказе от услуги по вывозу мусора. Но мне ответили, что раз я в доме проживаю, то обязана платить. Как же так? Тамара Сакун, Бобруйский район».

Татьяна Воронко, заместитель председателя Бобруйского райисполкома:

– Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» предусматривает обязательность заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не только для исполнителя, являющегося коммерческой организацией, но и при определенных условиях – для потребителя. Согласно перечню основных жилищно-коммунальных услуг, утвержденному постановлением Совета Министров от 27 января 2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является основной жилищно-коммунальной услугой, которая оказывается в обязательном порядке.

Согласно пункту 8 статьи 17 «Об обращениях с отходами» собственники отходов потребления обязаны принять меры по их доставке в санкционированные места хранения отходов. В соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами, утвержденной местным исполнительным и распорядительным органом для конкретного населенного пункта, санкционированное место хранения отходов потребления для граждан может быть или специально обустроенная площадка с контейнерами или специальное транспортное средство (мусоровоз) при подомовом объезде частных домовладений. Схема обращения с коммунальными отходами, образующимися на территории Бобруйского района, утверждена решением райисполкома от 22 марта 2018 г. № 8-4, согласно которой вывоз отходов в деревне Плессы производится мусоровозом при подомовом объезде каждую 2-ю и 4-ю пятницу месяца.

В соответствии со статьей 19 Закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» потребитель, являющийся нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда, собственником жилого помещения, вправе в любое время в одностороннем порядке отказаться от договора на оказание жилищно-коммунальных услуг полностью или частично, если неоказание жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможно. В то же время у УКП «Жилкомхоз» – исполнителя данной услуги отсутствуют технические средства, позволяющие на практике не оказывать данную услугу конкретному потребителю и при этом лишить его фактической возможности пользоваться этой услугой (в данном случае мусоровоз согласно утвержденному графику производит сбор отходов).

Типовой договор на оказание данной услуги утвержден постановлением № 99. Данный вид договора в соответствии с Законом от 16 июля 2008 г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» является публичным, в этой связи, независимо от факта его заключения, плата за данную основную жилищно-коммунальную услугу начисляется и предъявляется к оплате. Между УКП «Жилкомхоз» и Ковальчук Л.А. (вашей дочерью), являющейся собственником жилого помещения, заключен договор на вывоз твердых коммунальных отходов.

Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами считается фактически оказанной потребителю в том случае, если в соответствии со схемой санитарной очистки мусоровоз произвел объезд закрепленной территории.

В соответствии с пунктом 52 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров от 12 июня 2014 г. № 571, плата за обращение с твердыми коммунальными отходами и отношении жилых помещений, находящихся в собственности или во владении и пользовании плательщиков жилищно-коммунальных услуг, в которых отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане, вносится исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов на одного плательщика жилищно-коммунальных услуг по субсидируемым тарифам для населения.

С 1 октября 2018 г. вступил в силу абзац сто сорок второй подпункта 1.3.3 пункта 52 постановления Совета Министров от 29 июня 2018 г. № 510, касающийся порядка начисления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за жилые помещения, в которых никто не зарегистрирован. Данным постановлением предусмотрено приостановление (в случае обращения собственника с заявлением) оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на срок до 6 месяцев (как правило, в отопительный период) в отношении одноквартирных (блокированных жилых ломов, в которых отсутствуют зарегистрированные граждане (дома используются для сезонного проживания). В связи с тем, что вы зарегистрированы в доме, данное постановление в отношении вас не применимо.

В связи с изложенным УКП «Жилкомхоз» не имеет оснований для прекращения начисления платы и перерасчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Аэлита Сюльжина, «СБ. Беларусь сегодня», 12 апреля 2019 г.

5 1 голос Article Rating

Штраф за незаключение договора на вывоз мусора предусмотрен Кодексом об административных правонарушениях (ст.8.2). Заключить его – это обязанность граждан. В некоторых случаях это сделать непросто. Причина – мусорная реформа только началась с января 2019 года. Многие механизмы не отработаны или на их исполнение нет ресурсов.

Нужен ли договор на вывоз мусора?

Итак, после начала мусорной реформы граждане неожиданно обнаружили возросшие счета за коммунальные услуги. К ним причислили по закону обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Сам факт, что появилась строка с оплатой за вывоз мусора означает, что договор заключен. Его особенности:

  1. Совсем необязательно, чтобы владелец квартиры об этом знал;
  2. Соглашение во многих случаях заключается автоматически;
  3. Существует в электронном виде, бумажный вариант можно потребовать, направив региональному оператору письменное сообщение.

Для справки! Правительством утверждена типовая форма договора. Предусмотрено, что он считается заключенным даже, если собственник не предпринял никак действий (письмо Минстроя от 16.10.18 № 41963-АЧ/04).

В остальных случаях, у кого в платежках не появилась соответствующая строка, придется проявить инициативу и заключить соглашение с региональным оператором. Это не право собственника, а его обязанность. Если нет договора на вывоз мусора – платите штраф.

Сложнее приходится жителям частного сектора. С ними региональные операторы неохотнее заключают подобные соглашения, есть случаи отказа, что незаконно. Но этот документ необходим, чтобы избежать административной ответственности.

Какой штраф за незаключение договора на вывоз мусора?

Для физ. лиц — до 5000 рублей, для юр. лиц — до 250 000 рублей.

Как указано выше, ответственность за незаключение договора на вывоз мусора предусмотрена ст.8.2 КоАП. Для этого региональный оператор должен обратиться в суд с иском. При небольших суммах (до 100 т.р.) приказ о назначении штрафа выносит мировой судья. В остальных случаях нужно обращаться в районный суд по месту жительства ответчика.

Размеры штрафов:

  1. Для физических лиц – до 2 т.р., в некоторых регионах увеличены до 5 т.р.;
  2. Должностные лица предприятий – до 40 т.р.
  3. Для индивидуальных предпринимателей – до 50 т.р.;
  4. Для организаций –до 250 т.р.

Кроме того, субъекты хозяйственной деятельности могут в принудительном порядке обязать приостановить работу на срок до 3 месяцев. А это существенные потери, после которых предприятие может начать процедуру ликвидации или банкротства.

Для справки! Безотходных хозяйств не бывает. По закону установлены нормы образования отходов для физических и юридических лиц. На их основании рассчитывается стоимость услуг региональных операторов.

У физических лиц существует возможность понести существенные финансовые потери, кроме административного штрафа. Региональный оператор может постфактум выставить счет за фактически убранный ранее мусор. Сумма может существенно отличаться от обычных платежек в сторону увеличения.

При возникновении задолженности через 30 дней начисляется пеня, а через два месяца инициируется производство против должника. В результате последний лишается права выезда за границу и вождения транспортных средств.

Как избежать административного наказания?

Чтобы избежать штрафа, нужно заключить договор с оператором.

Не нужно ждать повестки в суд или пока постучат в дверь приставы. Со временем деятельность операторов войдет в размеренное и правильное русло. Привлекать неплательщиков станет проще, а наказание станет строже. Различные законопроекты в этом духе обсуждаются с весны 2019 года.

Оснований для освобождений от уплаты за услугу по обращению с ТКО законом не предусмотрено. Не остается ничего иного, как заключить договор на вывоз мусора. Исключение – в платежках уже есть соответствующая строка.

Для этого нужно:

  1. Зайти на официальный сайт регионального оператора или специализированный компании, которая выполняет функции оператора ТКО, список региональных операторов можно посмотреть ;
  2. Перейти в раздел заключения договора;
  3. В предоставленной форме заполнить некоторые поля, указав данные владельца, включая адрес. Основные пункты уже заполнены;
  4. Проверить и нажать кнопку «отправить».

О том, что договор заключен, будет свидетельствовать появление в квитанции счета за вывоз мусора. Если квитанция пришла без изменений, следует подать письменное заявление региональному оператору с требованием заключить договор на вывоз мусора. Подается через канцелярию организации или заказным письмом.

Чаще всего отказывают жителям частного сектора, владельцам дачных участков и домов в сельской местности. Это незаконно, нужно зафиксировать факт отказа. Например, достаточно отрицательного письменного ответа на заявление о заключении договора.

Пишется жалоба в Роспотребнадзор и местные органы власти. При отказе регионального оператора заключать договор, он привлекается к административной ответственности. При этом на должностных лиц накладывается штраф до 40 т.р., а на организацию – до 300 т.р. Его обяжут заключить договор и выполнять его условия по своевременному вывозу мусора.

За незаключение договора с региональным оператором предусмотрен штраф.

Договор на прием и размещение отходов I — IV класса опасности

, в лице , действующего на основании и лицензии N на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I — IV класса опасности, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны, и

1. Предмет Договора

1.1. Предметом Договора является оказание Исполнителем за вознаграждение услуг по приему от Заказчика твердых отходов производства и потребления (ТОПП) классов опасности и их размещение на специализированном полигоне.

1.2. Размещение ТОПП осуществляется на принадлежащем Исполнителю полигоне, находящемся по адресу: .

1.3. Исполнитель производит прием и размещение только тех отходов, которые собраны Заказчиком на территории .

1.4. Оказание услуг производится только по предъявлении талонов, выданных Заказчику Исполнителем и гарантирующих прием и размещение на полигоне определенного количества ТОПП.

1.5. При выполнении условий настоящего Договора Стороны соблюдают требования Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также требования иных нормативно-правовых актов, регулирующих оборот ТОПП.

2. Обязательства Сторон

2.1. Исполнитель обязуется принимать от Заказчика ТОПП классов опасности и размещать их на полигоне в соответствии с условиями настоящего Договора.

2.2. В целях контроля легальности оборота отходов Исполнитель вправе потребовать от Заказчика информацию о местах сбора отходов.

2.3. Заказчик обязуется:

— предоставить Исполнителю следующие документы:

1) копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности;

2) копии паспортов на опасные отходы;

3) утвержденные в установленном порядке лимиты на размещение отходов (при их наличии);

— оплачивать услуги Исполнителя в порядке, предусмотренном настоящим Договором.

3. Стоимость услуг и порядок оплаты

3.1. Стоимость услуг определяется тарифами Исполнителя на размещение ТОПП I — IV классов опасности.

3.2. Тарифы на размещение ТОПП могут быть изменены Исполнителем в одностороннем порядке при условии письменного извещения Заказчика не менее чем за календарных дней до даты введения новых тарифов.

В случае несогласия с новыми тарифами Заказчик вправе отказаться от дальнейшего исполнения настоящего Договора, письменно уведомив об этом Исполнителя не позднее чем за дней.

3.3. Планируемый объем ТОПП, размещаемых Заказчиком по Договору, составляет куб. м в месяц.

В случае существенного (более чем на 20 %) изменения ежемесячного объема ТОПП, передаваемого Исполнителю по настоящему Договору, Заказчик обязан незамедлительно (не позднее чем за 10 дней до начала очередного календарного месяца) направить Исполнителю соответствующую заявку.

При наличии технической возможности Заказчик принимает данную заявку к исполнению без оформления дополнительного соглашения. В случае отсутствия технической возможности Исполнитель вправе отказать в приеме сверхнормативных объемов ТОПП.

3.4. Расчет за услуги производится путем предварительной оплаты Заказчиком соответствующего количества талонов.

3.5. Выкупленные Заказчиком, но не использованные им до конца календарного года талоны могут быть использованы в следующем периоде в случае продления Договора на новый срок.

В случае изменения тарифов в соответствии с п. 3.2 настоящего Договора стоимость неиспользованных талонов пересчитывается по новому тарифу.

3.6. В случае досрочного прекращения действия Договора по любым основаниям выкупленные, но не использованные талоны могут быть возвращены Исполнителем Заказчику в течение со дня прекращения договорных отношений. Возврат аванса производится в течение со дня возврата талонов.

4. Срок действия Договора

4.1. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до .

4.2. Если ни одна из Сторон после истечения срока действия Договора не заявит о его расторжении, то договор считается возобновленным на тех же условиях на . Это правило применяется и в дальнейшем.

5. Ответственность Сторон

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами Стороны несут дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

6.1. Исполнитель не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Договора при наличии возможности представить Заказчику соответствующие услуги.

6.2. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, — по одному для каждой из Сторон.

6.3. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

7. Реквизиты и подписи Сторон

Исполнитель

Заказчик

Всем известна фраза «незнание закона не освобождает от ответственности”. В экологической сфере эта фраза становится еще более актуальной – ведь экологические правонарушения могут повлиять не только на какую-то одну организацию, а на весь регион в целом, на многих из нас, и даже на следующие поколения.

В наше время юридическая подкованность граждан растет, и о своих правах и обязанностях зачастую они знают не меньше профессиональных юристов. Но нами замечено, что про обязанности, связанные с защитой окружающей среды, и про вопросы об ответственности, связанной с экологией, не знают не только простые граждане, но и руководители предприятий — директора, бухгалтеры.

К необходимости точно знать свои обязанности в экологической области чаще всего приводит следующая ситуация: в организацию приходит проверка (например, из прокуратуры, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Роспотребнадзора), выявляет нарушение и накладывает штраф на руководителя предприятия и на само предприятие. А некоторые нарушения могут привести даже и к приостановке деятельности организации!

После этого руководитель такой организации удивленно говорит: «Столько лет работали, никто не штрафовал! И соседнюю организацию до сих пор никто не штрафовал…”

Соседнюю организацию никто не штрафовал либо потому что они все делают по закону, либо потому что проверки у них еще не было… А юридическую безграмотность мы можем объяснить тем, что, во-первых, законодательство в экологической сфере развивается медленнее, чем в других областях. Во-вторых, на протяжении многих лет «за экологию” кто только не отвечал – и Минприроды, и Ростехнадзор, и Росприроднадзор (и местные органы власти тоже имеют свои полномочия в экологических вопросах); конечно, это не способствовало целенаправленному развитию экологических норм.

Но – закон есть закон! Попробуем рассказать о некоторых обязанностях юридических лиц в при обращении с отходами, и об ответственности за экологические нарушения в этой области.

«Да нет у нас никаких отходов, мы же не фабрика!» — бытует такое мнение.

Но что говорится в законодательстве? В статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сказано, что отходы производства и потребления — это остатки материалов, сырья, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления или производства, а также продукция или товары, которые утратили свои потребительские свойства. То есть в процессе деятельности абсолютно любой организации (не только занимающейся производством, но и потребляющей товары/продукцию!) образуются отходы. Отработанные лампы (как люминесцентные, так и лампы накаливания), обычный бытовой мусор (тот, который выбрасывается в ведра/урны/контейнеры) – все это отходы.

Закон №89-ФЗ вводит термин «обращение с отходами», в соответствии с которым это не только деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию, размещению отходов (которой обычно занимаются специализированные организации, имеющие соответствующие лицензии), но и деятельность, в процессе которой образуются отходы!

Важно отметить понятие о собственности на отходы. Статья 4 Закона №89-ФЗ говорит, что право собственности на отходы принадлежит собственнику материалов, сырья, иных изделий или продуктов, а также товаров, в результате использования которых эти отходы образовались. То есть, если организация закупила товары, которые после использования оказались в мусорном ведре, то данная организация является собственником этих отходов.

Различные законодательные акты регламентируют правила обращения с отходами. Целью настоящей статьи не является полный обзор законодательства. Для предприятий и организаций важно знать, что:

— все их отходы должны быть учтены,

— после образования отходов они должны быть направлены на обезвреживание, переработку или захоронение (в зависимости от вида отхода) в соответствии с законами, правилами и нормами. В частности,утилизация отходов, вывоз мусора должны осуществляться лицензированными предприятиями.

Для того, чтобы правильно организовать процесс обращения с отходами, в начале своей деятельности (или в ее процессе) каждая организация обязана разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (за исключением субъектов малого и среднего бизнеса, которые имеют право не разрабатывать проект, но обязаны предоставлять отчетность об образовании отходов, и в любом случае обязаны вносить плату за негативное воздействие). В Законе №89-ФЗ сказано (статья 18), что для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, должны устанавливаться нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Для этого каждая организация должна иметь Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), разработку которого лучше всего поручить профессионалам в области экологии.

Какая же существует ответственности за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами?

В соответствии со статьей 8.2. Кодекса об административных правонарушениях, подобные нарушения влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц — от 10000 до 30000 рублей; на ПБОЮЛ — от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 250000 рублей (кроме того, деятельность юридических лиц и ПБОЮЛ может быть приостановлена в административном порядке на срок до 90 суток!).

Теперь скажем несколько слово о платежах за негативное воздействие на окружающую среду. Организации, которые заключают договоры на вывоз бытовых отходов для захоронения на полигоны, зачастую считают, что при этом их обязанности заканчиваются. Но это не совсем так. Если право собственности на бытовые отходы не переходит к перевозчику отходов (а обычно так и бывает), то вплоть до того момента, как отходы передаются на захоронение, организация остается собственником отхода!

Статья 3 Закона «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ) в качестве одного из принципов охраны окружающей среды называет платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Статья 16 говорит о том, что негативное воздействие на окружающую среду является платным, а к видам негативного воздействия относит и размещение отходов производства и потребления (другими видами негативного воздействия являются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр, почв и др.). То есть собственник отходов при их захоронении (а захоронение является одним из видов размещения отходов) оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и обязан внести плату за такое воздействие.

Невнесение платы за негативное воздействие – административное правонарушение, и, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях (Статья 8.41), такое правонарушение влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 50000 до 100000 рублей. Правильно выполнить расчет платы за загрязнение окружающей среды (фактические и плановые экоплатежи) и его согласование с контролирующими органами может организация, имеющая большой опыт в экологической сфере.

В заключении хотелось бы упомянуть еще об одном административном правонарушении — cокрытии или искажении экологической информации. Кодекс РФ об административных правонарушениях (Статья 8.5) предусматривает, что если лица, обязанные сообщать соответствующую информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды или иного вредного воздействия на окружающую среду, умышленно искажают, скрывают или несвоевременно сообщают полную и достоверную информации, то это может повлечь наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей. Поэтому так важно, чтобы правильно и своевременно были осуществлены составление и согласование экологической отчетности (в том числе, для сводного кадастра отходов).

Штраф за незаключение договора на вывоз мусора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *