Штраф за неуплату НДФЛ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Как свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738), сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

В пунктах 19 и 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного статьей 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени.

Занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

При применении статьи 122 НК РФ необходимо принимать во внимание соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.

Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;

на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.

В письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 отмечено, что исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ при представлении налоговой декларации к доплате.

При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога.

Пунктом 3 статьи 58 НК РФ установлено, что в соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Из изложенного следует, что авансовые платежи могут быть учтены при исчислении суммы уплаченного налога за конкретный налоговый период. Авансовые платежи приобретают статус уплаченного налога в момент, установленный НК РФ, как день уплаты налога за налоговый период и могут быть учтены при определении переплаты за налоговый период.

В соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении статьи 122 НК РФ необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

В случае если задолженность перед соответствующим бюджетом ввиду переплаты по предыдущим налоговым периодам отсутствует, отсутствует и событие налогового правонарушения, что влечет невозможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае если на момент подачи в налоговый орган заявления о внесении изменений в налоговую декларацию имелась переплата по тому же налогу и налогоплательщиком подано заявление в этот налоговый орган о зачете суммы излишне уплаченного налога на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ, а также если эта переплата перекрывает или равна сумме недоимки, то оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, не имеется.

Данный вывод подтверждается письмом Минфина России от 29.09.2005 N 03-02-07/1-251.

По вопросу привлечения налогоплательщика, применяющего УСН, к ответственности за неуплату НДС в случае выставления счета-фактуры выработан подход, согласно которому к ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату НДС может быть привлечен только налогоплательщик этого налога. А поскольку налогоплательщики, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, привлечение к ответственности является незаконным (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 7623/06, ФАС Московского округа от 30.11.2009 N КА-А40/12713-09).

+Читать далее…

Как указано в Постановлении ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-8306/12-90-40, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.

Таким образом, необходимым условием для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ является наличие недоимки по налогу.

Установив, что на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога на прибыль и на момент истечения срока уплаты налога на прибыль за спорный период имелась переплата, превышающая сумму налога, подлежащую уплате за этот период, суд пришел к выводу о неправомерном привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога на прибыль.

ФАС Московского округа в Постановлении от 06.11.2012 N А40-536/12-140-3 отметил, что, поскольку до предъявления уточненной налоговой декларации налогоплательщик уплатил как сумму налога, так и пени, а также с учетом того, что на день вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности у налогоплательщика отсутствовала недоимка перед бюджетом, отсутствуют основания для привлечения к налоговой ответственности.

В Определении ВАС РФ от 13.11.2012 N ВАС-11039/12 суд указал на правомерность выводов суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела (организация представила уточненную налоговую декларацию с исчисленным к уплате налогом, уплатила налог и сумму пеней до завершения камеральной налоговой проверки этой налоговой декларации) привлечение организации к налоговой ответственности за неуплату налога на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ признано судом недопустимым.

Указанная норма предусматривает взыскание штрафа, исчисляемого от суммы неуплаченного налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Применительно к проверенной налоговым органом уточненной налоговой декларации состав налогового правонарушения отсутствует.

В Постановлении ФАС Московского округа от 25.10.2012 N А40-124075/11-90-514 суд пришел к выводу, что ответственность на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ наступает только в случае неуплаты или неполной уплаты налога на прибыль по результатам налогового периода. В случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по налогу на прибыль ответственность по пункту 1 статьи 122 НК РФ не может быть применена.

На неправомерность взыскания с налогоплательщика штрафа, предусмотренного статьей 122 НК РФ, в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу указано и в пункте 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Поскольку в статье 122 НК РФ прямо указывается на наступление ответственности в случае «неуплаты или неполной уплаты сумм налога», в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 20 февраля 2020 г.

Обязанность по уплате НДФЛ может лежать на самом налогоплательщике – физическом лице, в том числе ИП, либо на налоговом агенте, выплачивающем облагаемые НДФЛ доходы физлицам (п. 1 ст. 227, п. 2 ст. 214, п. 1 ст. 228, п. 1 ст. 226 НК РФ). За неуплату налога или несвоевременную уплату предусмотрены штрафы.

Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом

По общему правилу если налоговый агент не удержит и/или не перечислит НДФЛ с дохода налогоплательщика, либо не полностью удержит и/или не полностью перечислит налог, то с налогового агента может быть взыскан штраф в размере 20% от суммы, которая необходимо было удержать/перечислить в бюджет (ст. 123 НК РФ). Правда, только в том случае, когда у агента была возможность удержать НДФЛ из доходов физлица. Ведь если гражданину был выплачен доход, к примеру, только в натуральной форме, то удержать с него налог нельзя (п. 4, 5 ст. 226 НК РФ, п. 21 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). И в такой ситуации штраф к налоговому агенту неприменим.

Штрафа при неудержании/неперечислении НДФЛ можно избежать при соблюдении следующих условий (п.2 ст.123 НК РФ):

  • расчет по НДФЛ представлен в ИФНС своевременно;
  • в расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
  • налоговым агентом самостоятельно уплачены сумма налога, не перечисленная в срок, и пени до того момента, когда агенту стало известно об обнаружении ИФНС факта несвоевременного перечисления НДФЛ или о назначении выездной налоговой проверки по этому налогу за соответствующий налоговый период.

В некоторых случаях налоговики пытаются взыскать с налогового агента помимо штрафа еще недоимку и пени.

Ситуация Что могут взыскать с агента кроме штрафа
Налоговый агент не удержал НДФЛ из доходов физлица Ничего. Недоимка не может быть взыскана, поскольку уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допустима (п. 9 ст. 226 НК РФ). А если нельзя взыскать недоимку, то пени по НДФЛ начислять тоже нет оснований (Письмо ФНС от 04.08.2015 № ЕД-4-2/13600)
Налоговый агент удержал НДФЛ из доходов физлица, но не перечислил его в бюджет — недоимку;
— пени (п. 1, 7 ст. 75, п. 5 ст. 108 НК РФ)

Штраф за неуплату НДФЛ самим налогоплательщиком

Налогоплательщики – физические лица, которые не являются ИП, должны самостоятельно уплачивать НДФЛ с определенных видов доходов, например, полученных при продаже имущества (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). Физлица, которые являются ИП, в течение года должны уплачивать авансовые платежи, а по окончании года также уплатить сумму налога (п. 6, 8 ст. 227 НК РФ).

За неуплату или неполную уплату налога, возникшую в результате занижения налоговой базы, на физлицо может быть наложен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40% при совершении деяния умышленно (п. 1, 3 ст. 122 НК РФ). Занижение базы может возникнуть, например, если вы покажете в декларации по НДФЛ вычеты, которые на самом деле не имели права применять. Или задекларируете доход в меньшей сумме.

А вот штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ не будет (п. 19 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). Хотя пени по НДФЛ за просрочку начислят (ст. 75 НК РФ).

Также нельзя наложить штраф на ИП за неуплату авансовых платежей. При этом пени по НДФЛ за несвоевременную уплату авансов налоговики начислят (п. 3 ст. 58 НК РФ).

См. Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам

Сергей Колесников, 13 апреля 2020, 17:08 — REGNUM Новое

Сборщики налогов (фрагмент)

До принятия Федерального закона «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 27.12.2019 № 459-ФЗ доходы физических лиц от продажи электроэнергии, произведенной на объектах микрогенерации, подлежали обложению НДФЛ наравне с иными доходами данных физических лиц. В целях стимулирования создания физическими лицами новых источников генерации электроэнергии (частных электрических подстанций по выработке электричества) законодатель вышеуказанным законом освободил от обложения НДФЛ данного рода доходы. Данная преференция действует до 1 января 2029 г. и распространяется на доходы, полученные в 2019 году.

Несвоевременная подача

За несвоевременную подачу декларации 3-НДФЛ уплаты пени нет, так как пени являются компенсационной мерой, направленной на компенсацию «убытков» государства от несвоевременной уплаты налога. Поэтому пени начисляются исключительно за несвоевременную уплату налога. В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей. Таким образом, если налог по декларации был уплачен в сроки (или налог к уплате составляет 0 рублей), а декларация не была подана, то штраф — 1000 руб. Если налог не был уплачен в срок, то штраф — 5% от данной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Ян Массейс. У сборщика налогов. 1539

Неуплата налога

Если декларация подана и сумма налога в ней указана верно, то никакого штрафа за неуплату в срок налога не предусмотрено. Если же в налоговой декларации налогоплательщик занизил сумму налога и налоговый орган это выявил, то будет штраф в размере 20% от суммы заниженного налога, если налогоплательщик сделал это по неосторожности, и 40% от суммы заниженного налога, если — умышленно. По ходатайству налогоплательщика сумма штрафа может быть снижена (при наличии предусмотренных НК РФ смягчающих обстоятельств).

Пени начисляются в независимости от срока просрочки. Пеня начисляется в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки уплаты налога. Сумма пеней не может превышать размер этой недоимки.

Штрафные санкции в полном объеме к физикам-неплательщикам применяются всегда, но налогоплательщик вправе тоже ходатайствовать об их уменьшении (при наличии предусмотренных НК РФ смягчающих обстоятельств).

Читайте ранее в этом сюжете: В УФНС Москвы разъяснили сроки отсрочки по налогам

Все мы знаем, что налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу физлица, обязан удержать из суммы такого дохода НДФЛ и военный сбор (далее — ВС) и уплатить их в бюджет (п. 168.1 НКУ):

— во время выплаты дохода единым платежным документом (если деньги на выплату берем с банковского счета или перечисляем в безналичной форме на счет работника);

— в течение 3 банковских дней после выплаты дохода наличными из кассы1 или предоставления дохода в неденежной форме;

1 За счет денежных средств, которые не были получены в банке на указанные цели, а поступили в кассу, например, как выручка.

— в 30-дневный срок после окончания месяца, в котором был начислен доход, — в случае если доход начислен, но не выплачен.

Понятно, что неуплата (несвоевременная уплата) НДФЛ и ВС чревата для налогового агента штрафными санкциями. Вопрос только, какие санкции и в каких случаях применять: по п. 126.1 или по п. 127.1 НКУ?

Давайте вспомним обе нормы.

Так, п. 126.1 НКУ предусматривает ответственность налогоплательщика за несвоевременную уплату согласованного денежного обязательства. При этом размер штрафа зависит от периода просрочки:

— при задержке уплаты до 30 календарных дней включительно штраф составляет 10 % погашенной суммы налогового долга;

— если с уплатой опоздали на 31 календарный день и более, размер штрафа увеличивается до 20 %.

Ну а что п. 127.1 НКУ? Согласно этому пункту неначисление, неудержание и/или неуплата налогов плательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого плательщика налогов влечет за собой наложение штрафа в размере 25 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

За те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней, взимается штраф в размере 50 %, а за действия, совершенные в третий раз и более в течение 1095 дней, — в размере 75 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

При этом сам получатель таких доходов (физлицо) освобождается от обязанности погашения такой суммы налоговых обязательств/долга.

Теперь перейдем к рассмотрению практических ситуаций.

Ситуация 1. Налоговый агент не удержал и не уплатил НДФЛ/ВС в бюджет при выплате дохода физлицу. В этом случае санкций по п. 127.1 НКУ не избежать. Думаем, комментарии здесь излишни.

Ситуация 2. Налоговый агент выплатил доход физлицу в полном объеме, без удержания НДФЛ/ВС, но уплатил налоги за свой счет. Здесь тоже есть опасность применения санкций по п. 127.1 НКУ — за неудержание налога у источника выплаты. И формально налоговики будут правы.

Поскольку в тексте п. 127.1 НКУ при перечислении видов нарушений, за которые применяется эта санкция, законодатель вставил союзы «и/или» («неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление)»).

В этом случае возникает вопрос: при расчете суммы налога ставку следует применять «изнутри» или «снаружи»? Считаем, «снаружи», т. е. через применение «натурального» коэффициента из п. 164.5 НКУ.

Ситуация 3. НДФЛ/ВС начислен (удержан), но на момент проверки не уплачен. В этом случае от штрафов из п. 127.1 НКУ тоже не уйти.

Как указывают суды, ответственность за нарушение, предусмотренное ст. 127 НКУ, может наступать тогда, когда плательщик (в том числе налоговый агент) допускает бездеятельность в отношении начисления, удержания и/или уплаты (перечисления) налогов до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика. То есть вообще отсутствует факт выполнения указанных обязанностей.

Таким образом, если на момент проверки НДФЛ/ВС не уплачен, налоговый агент будет отвечать по п. 127.1 НКУ.

Хотим обратить внимание еще на такой момент. При проведении проверки контролеры иногда выявляют сразу несколько фактов неуплаты НДФЛ/ВС (например, плательщик не уплатил НДФЛ с дохода физлица, начисленного/выплаченного в сентябре, октябре и ноябре 2018 года). И тут фискалы разворачиваются, как говорится, по полной: применяют штрафы по п. 127.1 НКУ за каждое выявленное нарушение отдельно, с учетом повторности: за первое нарушение штраф в размере 25 %, за второе — 50 %, а за третье и последующие — 75 % суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

По их мнению, при определении повторности правонарушения с целью применения повышенного размера санкций по п. 127.1 НКУ, нужно учитывать сами факты нарушений (неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов), которые совершены плательщиком повторно в течение 1095 дней (см. категорию 138.01 ЗІР).

Знайте: подобные действия неправомерны. Если указанные нарушения выявлены одной проверкой, повторности в действиях плательщика нет. Есть одно правонарушение в виде неуплаты НДФЛ/ВС. То есть по всем фактам неуплаты НДФЛ/ВС, выявленным одной проверкой, должен применяться один штраф — 25 % суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Применение штрафа большего размера (50 %, 75 %) возможно только в том случае, если контролеры ранее (в течение 1095 дней) уже фиксировали подобные нарушения в актах проверки и выносили соответствующие налоговые уведомления-решения.

2 reyestr.court.gov.ua/Review/81727814.

3 reyestr.court.gov.ua/Review/83024763.

4 reyestr.court.gov.ua/Review/69388236.

Ситуация 4. Налоговый агент начислил/удержал НДФЛ/ВС, но уплатил налоги в бюджет позже установленного срока. Касается это в большей части случаев, когда доход выплачивается из выручи или начисляется, но не выплачивается/выплачивается с существенным опозданием.

Здесь можно говорить о том, что имеет место именно несвоевременная уплата согласованного налогового обязательства, для которого предусмотрены спецсанкции в ст. 126 НКУ. То есть при несвоевременной уплате ст. 126 является более специальной, чем ст. 127 НКУ.

Однако налоговики понятие «неуплата (неперечисление)» налога для целей ст. 127 НКУ трактуют весьма широко, в том числе и как несвоевременное перечисление налога. Соответственно приоритет они отдают штрафам из ст. 127 НКУ. Вот, например, фрагмент из консультации в категории 102.18 ЗІР:

«Какая ответственность применяется контролирующим органом к плательщику налога за неудержание, неуплату (несвоевременную уплату) налога на доходы нерезидентов?

К плательщику налога, который осуществляет выплаты дохода нерезиденту без удержания и внесения в бюджет… в полном объеме, но позже срока, применяется штраф, предусмотренный ст. 127 НКУ».

Этот подход налоговики применяют к любым ситуациям с несвоевременной уплатой налогов, которые подлежат удержанию плательщиком у источника выплаты (в том числе в отношении НДФЛ/ВС), о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.

Если эта «беда» вдруг коснулась вас, помните: такие действия налоговиков могут быть оспорены. К плательщику, который несвоевременно уплатил удержанный налог, формально должна применяться более либеральная норма — п. 126.1 НКУ. Дело в том, что п. 54.2 НКУ четко устанавливает дату согласования обязательств по налогам, подлежащим удержанию и уплате в бюджет в случае начисления/выплаты дохода в пользу физлица. Это момент возникновения налогового обязательства, который определяется по календарной дате, установленной разд. IV НКУ для предельного срока уплаты налога в бюджет. Соответственно если вы начислили/удержали налог, но уплатили его позже установленного срока, применяются санкции по п. 126.1 НКУ — штраф в размере 10 % или 20 % (в зависимости от срока задержки уплаты — до 30 календарных дней или больше).

5 reyestr.court.gov.ua/Review/72983208.

6 reyestr.court.gov.ua/Review/67035475.

В то же время судебные споры в основном касаются случаев, когда зарплата выплачивается с опозданием, т. е. когда плательщик не платил НДФЛ/ВС в 30-дневый срок, а платил их одновременно с запоздавшей выплатой зарплаты.

Ситуация 5. Налоговый агент перечислил НДФЛ/ВС в бюджет до или одновременно с выплатой дохода физлицу, но не в полном объеме. В этом случае налоговики, опять-таки, настаивают на применении п. 127.1 НКУ (см. категорию 103.26 ЗІР). И спорить с ними здесь сложно. Однако штраф должен применяться не ко всей сумме удержанного налога, а только к той, которая осталась не уплаченной.

Ситуация 6. Налоговый агент самостоятельно исправляет ошибку — доначисляет НДФЛ/ВС. Если речь идет об НДФЛ, то штрафа по п. 127.1 НКУ можно избежать, оформив исправление как результат проведенного перерасчета за тот период, в котором выявлена ошибка. Правда, сделать это нужно в течение отчетного года (последний абзац п. 127.1, п. 50.1 НКУ). Что важно: 3 %/5 % самоштраф в «перерасчетном» случае тоже не применяется. А вот если «промахнулись» с ВС, то от штрафа по п. 127.1 НКУ не уйти. Причина в том, что в НКУ не предусмотрено проведение ВС-перерасчета (см. категорию 132.06 ЗІР).

1. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье — заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
3. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.
4. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
5. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:
1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
2) наличных денежных средств;
3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В случае взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов не начисляются.
7. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество физического лица, реализуемое в порядке исполнения судебных актов о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица.

Штраф за неуплату НДФЛ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *