Школа станет платной

В последние годы российскую прессу и телеэфир заполняют информационные материалы, в которых российской системе образования предрекается переход на платную основу. Причиной такой негативной информации является подписание Президентом Федерального закона № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Слухи о том, что обучение в школе будет платным, возникают уже не впервые. Следуя этому закону, большинство учреждений, относящихся к социальной сфере, перейдут на самоокупаемость с бюджетного финансирования. В списке таких учреждений детские сады, школы, больницы. Бесплатно ребенок может получить несколько основных предметов: математика, русский язык, английский язык, физкультура – по 2 часа в неделю, история – 1 час в неделю. А вот остальные предметы будут платными.

По предварительным расчетам в среднем стоимость обучения составит 6-7 тысяч рублей в месяц. А в год получается 54-70 тысяч и примерно 630 тысяч за весь одиннадцатилетний период обучения. Начальная школа остается по-прежнему бесплатной и список предметов начальной школы также останется без изменения.

Авторы таких негативных статей проводят мысль о том, что в этой стране ничего хорошего уже быть не может. И тем более в сфере образования. Таким образом напряжение внутри общества растет, создаются предпосылки для революционной заварушки. В то же время создаются условия для внедрения «западных передовых образовательных технологий».

Всем этим высказываниям можно противопоставить Статью 43 Конституции РФ, в которой прописано, что

· Право на образование имеет каждый гражданин.

· Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируется государством.

· Каждый имеет право на получение высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии на конкурсной основе.

· Обязательным является основное общее образование.

Так чему верить?

Как заявляет Министр образования Андрей Фурсенко, в бюджетных учебных заведениях ничего не поменяется, только нелегальные поборы станут легальными. И если раньше определенная часть собранных средств оседала в карманах администрации учебного заведения, то теперь все деньги будут поступать только на счет учреждения.

Средства в бюджетные организации будут выделяться как субсидии, а не по статьям расходов. С момента вступления в силу нового закона распределением средств будут заниматься сами директора школ: на ремонт кабинетов, на покупку нового оборудования или на проведение выпускного бала.

Фурсенко считает принятый закон полезным, так как такие нововведения смогут удешевить образование и позволит исключить несанкционированные поборы за те услуги, которые уже оплачены государством. Кроме того, учащиеся будут обучаться в течение такого времени и изучать такое количество предметов, сколько это положено по Закону РФ.

Татьяна Нестеренко, заместитель министра финансов, говорит, что мнение о том, что часть предметов в школах будут платными, является ошибочным. В новом законе не предусматривается переход на платное образование, утверждает она. Школы обязаны выполнять госзаказ в сфере образования, причем делать это бесплатно. Платными будут только дополнительные услуги или дополнительные предметы.

Школы относятся к бюджетным организациям. Они могут предлагать услуги дополнительных факультативов и платных кружков. Однако, этой же деятельностью школы занимались и раньше. На самом деле в новом законе не прописано, сколько и кому денег давать. Речь идет лишь об изменении механизма доведения денежных средств до образовательных учреждений.

В положениях 83-ФЗ все статьи финансовых затрат для бюджетных организаций четко прописаны. Деньги на их деятельность поступают в строго определенное время через казначейство. К статусу бюджетных учреждений теперь отнесены детские дома, спецшколы, школы при колониях, малокомплектные школы и другие.

Таким образом, не стоит реагировать на публикации о том, что обучение в школах будет платным– в России платного школьного образования не будет! Всеобщее бесплатное образование является одной из гарантированных норм Конституции РФ. С другой стороны к школьному образованию нужно подходить более гибко с учетом современных тенденций.

Когда речь идёт об образовании ребёнка, особенно высшем, родители уже привыкли слышать заоблачные суммы. Многие с ностальгией вспоминают СССР, где «всё было бесплатно». Советник Лиги образования и тренер образовательной программы Apple Михаил Кушнир считает, что оно в принципе не бывает платным, и рассказывает, за что на самом деле отдают деньги родители.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Почему знание всегда бесплатно

Любимый тезис умных авторов — «образование не бывает бесплатным». Здорово! Только что они считают образованием? Я могу дать более 30 определений, в том числе взаимоисключающих.

В прошлом образование обычно воспринималось в такелажной логике: его «дают» и «получают», как посылку или зарплату. В подавляющем большинстве словесных оборотов можно без потери смысла заменить «образование» на «обучение».

Естественно, в таком залоге образование не может быть бесплатным: за такелажные работы нужно платить. Хотя при таком отношении создаётся когнитивный диссонанс — по поводу истерики об «образовательной услуге»: что такого сакрального в этом такелаже? Грузить мешки– услуга, а грузить «образование» — служение?

Откуда такой такелажный подход? Раньше мы жили в условиях дефицита информации. Набитый ею человек представлял собой ценность и считался образованным. Информацию дать/получить вполне логично. Пока знания воспринимаются как владение редкой информацией, их тоже можно дать/получить (нюансы намеренно опускаю).

Обучение — процесс загрузки информации (знаний?) учителем. Вот вам и синонимичность образования и обучения

Остаются только тонкие оттенки смыслов, вплетание туда воспитания… Богатая почва для любителей наукообразия! Но в практическом плане разница была небольшой– оттого и бытовая синонимичность.

Сегодня мы живём в условиях избытка информации. Мы не ищем её, а защищаемся. Сегодня цель образования — не наполнить пустой сосуд, а не впустить туда лишнюю или ложную информацию. Таким щитом с умным фильтром становится наша картина мира. Чем она богаче, тем эффективнее защита. Знания теперь не информация, а функциональные фрагменты картины мира. А образование — личный процесс её построения.

Вопрос: может ли такое образование быть платным? Если образование — это мой собственный процесс построения моей же картины мира, то кто кому и за что должен платить? Иначе можно спросить: как я могу строить свою картину мира? Если кто-то может мне в этом помочь, тогда и возникает ситуация оплаты его помощи.

Три способа дать образование детям

Кто привык выкрикивать «спасибо партии родной за детство счастливое наше» и желает своему ребёнку той же патерналистской модели образования, тот бьётся за «образование-служение». Ему нужно отдать ребёнка просветлённым учителям-подвижникам в привычную школу, чтобы его выпустили оттуда через 10–11 лет на блюдечке с голубой каёмочкой, лентой через плечо и готовым к лучшим учебным заведениям страны.

Всё остальное — малозначительные нюансы процесса. Чем неожиданных нюансов меньше, тем лучше. Попутно можно поучаствовать в хоре родителей по обвинению школы и конкретной Марьиванны в полной некомпетентности и жутких незаконных поборах. Всё это происходит одновременно с растущими комплексом неполноценности и комплексом вины, потому что ребёнка просто и безответственно сдали учителям.

Лишь бы не требовалось думать и решать самому: всё за нас должно сделать государство — мы ему за это налоги платим

Поворчать на школу — это для себя: свобода слова, компенсация родительских комплексов.

Кто поэнергичней и понимает, что при полном родительском пофигизме есть риск высокие амбиции не реализовать, помимо школы формирует слой дополнительного образования: спорт, язык, музыка, рисование, выставки, математика, роботы… Такие родители уже морально готовы к маневру, осмысленному выбору и к ответственности, но в разумных пределах, без фанатизма и серьёзных угроз своей работе и отпускам.

Кто совсем фанат, тем все эти государственные школы — как мухе шлагбаум. Им нужно найти объект для посадки плюс приятную компанию для обсуждения и поиска других вариантов. При этом процесс поиска часто становится гораздо важнее финального результата.

Качество картины мира по итогам такого самостоятельного движения абсолютно несопоставимо с результатами традиционной школьной дрессировки. Качество же навыков может отставать от академично выстроенных. Но при любви к движению и при навыке постоянно жужжать эти отставания быстро компенсируются. В чём такие самодвижущиеся действительно проигрывают — в отсутствии навыка терпеть занудство традиционного мира.

Что будет, если оно станет платным

Существующая система образования должна все три вида удовлетворить — или просто подавить несогласных.

Первые для государства самые желанные, потому что самые лояльные. И их основная масса. Таким «шаг влево, шаг вправо» даже в голову не приходит. Вторых существенно меньше, и из них формируется среда инноваций. Они тоже сравнительно лояльны, но им обязательно нужно повыпендриваться. Третьих ничтожно мало, и они вечная проблема для государства, ибо все оценки только свои, невнушаемые. Но для прорывных задач у них нет альтернативы, ибо для прорыва критично самостоятельное и критическое мышление.

Первым ничего особенного не нужно: они заведомо хотят доверять государству и не хотят ни в чём разбираться, чтобы за это не отвечать. В этих условиях они глотки оборвут за бесплатность процесса. Какими знаниями будут продолжать «кормить» их детей и как именно, им не очень важно.

Если партия скажет «надо», поворчат, покричат — и заплатят. Лишь бы не надо было разбираться, что, когда и как надо делать самим. Заплатил — и забыл

Вторые к любому раскладу приспособятся, хотя инвариантный школьный комплект предпочтут бесплатному. С остальным — как получится. Лишь бы хватило денег.

Третьи и так сами платят. Не всегда могут получить государственную долю, что считают нечестным, но свободу на бесплатность школы не променяют. Если образование станет платным, они проиграют меньше всех. Вероятно, даже выиграют, если хотя бы частично общие деньги на образование начнут распределять на всех более равномерно.

За что мы платим в цифровом образовании

Цифровое образование село в лужу именно на том, что решило закачивать информацию в учеников без учителя. Цифровые материалы, даже в исполнении лучших педагогов, в режиме самостоятельного изучения работают только для единиц самых мотивированных детей. У кого с целеполаганием, волевыми установками всё в порядке без внешней поддержки. Остальные без внешней поддержки отваливаются.

Для образования, в каком бы виде мы его ни понимали, нужна коммуникация человека с человеком

Причём для разных людей она должна быть разной: некоторым достаточно человека по ту сторону web-камеры, кому-то нужно быть в группе одноклассников — даже без учителя, а кого-то взрослым приходится постоянно поощрять или укорять.

Как же относиться к бесплатности цифрового образования? Довольно просто. Если понимать образование как осознанное строительство своей картины мира, то оно в принципе не может быть платным. Мы тратим деньги не на образование, а сопутствующие ему процессы, материалы, инструменты, технологии.

Тем не менее бесплатными могут быть по разным причинам:

  • учебная информация и/или платформа для самоучения (при высокой масштабируемости затраты на них могут оказаться ничтожными на общем фоне или их может погасить разовыми траншами какой-то филантроп);
  • специалист, когда и если он заинтересуется учеником и захочет поделиться с ним своей картиной мира.

Но в массовой ситуации вполне нормально платить за общение специалиста с учеником, которое помогает ребёнку понять ценность конкретной тематики. Для многих окажется непосильной задача самостоятельно учиться даже по замечательным цифровым материалам — им нужен традиционный учитель, чтобы всё разжевать. Это явно не может быть бесплатно.

Школа станет платной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *