Секрет фирмы

Редакция бизнес-журнада «Секрет фирмы» попросила стратегического директора Depot WPF Фару Кучкарова прокомментировать ситуацию с использованием образа президента в бизнес-проектах. Разбираемся, можно ли построить сильный коммерческий бренд, взяв за основу образ Путина.

«Наши гости украли всю туалетную бумагу. Несколько рулонов я сам раздал, когда попросили. Сейчас мы ждём новую, а люди всё спрашивают: Где бумага с Бараком Обамой?», — рассказывает совладелец красноярского «Президент-кафе» Дмитрий Жданов. Патриотическое заведение с фотографиями Владимира Путина, его картонной версией в натуральную величину и туалетным ковриком в виде американского флага работает всего три недели, но уже успело прославиться на весь мир — о «Президент-кафе» рассказали международные СМИ. Это не первый пример бизнеса на имени президента.

Использовать имя и образ президента проще всего в ресторанном бизнесе — не надо выпускать отдельный продукт, достаточно лишь украсить заведение фотографиями Путина. В мире есть несколько действующих проектов: Putin Pub в Израиле, Bife Putin в Македонии, а в Сербии даже два одноимённых кафе «Путин» — в Нови-Саде и в Крагуеваце.

Красноярское кафе, пожалуй, самое оригинальное из них. Помимо туалетной бумаги с Обамой там много фишек. Например, в полночь играет гимн России. По словам Дмитрия Жданова, он вместе с партнёром Светланой Лаутман уделил много времени и денег дизайну (стартовый капитал на открытие кафе составил более 5 млн рублей). Поводом стала популярность Путина, сам Жданов относится к политике нейтрально — говорит, что старается туда не лезть, а раз уж президента и выбрали, не нужно осуждать его и правительство: «У нас своя работа, у них своя».

Редакция журнада попросила стратегического директора Depot WPF Фару Кучкарова прокомментировать ситуацию с использованием образа президента в бизнес-проектах:

«Ресторан, использующий имя Путина, вовсе не обречён на успех», — уверен директор по стратегии брендингового агентства Depot WPF Фара Кучкаров. По его словам, можно собрать большую кассу под тематические банкеты или ужины, но в целом ресторанный бизнес очень консервативен. Нишевые заведения люди посещают намного реже: узкая тематика сильно зависит от настроения, медийного веса и индикаторов популярности, которые меняются каждую неделю. Такие рестораны никогда не станут глобальным или массовым продуктом, они останутся нишей, — уверен Фара. — Еще одна хорошая новость (и в данном случае это единственный известный аргумент в пользу плохого маркетинга) — подобные красноярскому кафе бренды, как и многие другие, созданные не менеджерами, а коммерсантами, сделаны с кучей просчетов, маркетинговых и брендинговых ошибок, что никогда не позволит пробудить любовь масс к ним. Сейчас — за редким исключением — все товары с Путиным лепятся на скорую руку. Лишь бы успеть под медийный вес, лишь бы поскорее «навариться». Значит, здесь нет стратегии, здесь нет аккуратной дизайн-разработки и других необходимых маркетинговых шагов.

Массовыми же становятся продукты в других категориях, более чётко линкуемых с образами. Самый, пожалуй, легендарный пример — это автомобили «Линкольн», названные в честь первого президента США. В данном случае это трибьют чему-то своему, это послание во внешний мир о том, что это истинно американский автомобиль. Однако, сегодня, как мы видим, в век, когда ценности в автомобильном мире немного другие, такое название играет немного против них. Поэтому Линкольн встречается на дорогах других стран всё реже. Пример из другой категории — сигары Churchill.

В России исторически хорошо в этом плане работают алкогольные компании. У нас считается, что в Кремле всегда умели пить (это сильный инсайт) и чиновники «фигни» не пьют. И уж тем более не позволят «фигню» под «своими» брендами производить. Поэтому в водочной категории работает всё, что так или иначе связано с советской или российской политикой: мы все знаем о водке «Путинка», «Горбачев», «Олигарх», «Депутатская», «КГБ», «Спецзаказ Минобороны» и т.д и т.п.»

Пару недель назад в рамках фестиваля Американского документального кино «Show Us» в Екатеринбург приезжал молодой талантливый кинорежиссер, обладатель премии «Оскар» — Ти Джей Мартин (T.J. Martin). В нашем городе он представлял свой фильм «Непобежденные» про неудачливую школьную команду по американскому футболу. «It’s My City» удалось встретиться с режиссером и узнать, почему Ти Джей решил начать снимать кино, можно ли заработать в Америке на документальных фильмах, чем ему помогла работа с Мадонной и Кристиной Агилерой, а также как он отреагировал, когда узнал, что его картина номинирована на «Оскар».

«У меня нет специального образования. Мои родители — музыканты, и я начал играть на ударных, когда учился в школе. Тогда была большая вероятность, что я тоже стану музыкантом. Но когда я не играл на барабанах, я всегда смотрел фильмы из папиной коллекции, в которую он собирал все подряд. И как-то раз я размышлял и понял, что фильмы намного сильней влияют на сознание людей, нежели музыка. Вот таким образом я и стал увлекаться кинематографом. К сожалению, я не мог себе позволить поступить в киношколу, это было слишком дорого. Но в то время как раз наступала «цифровая революция» и начали появляться недорогие видеокамеры. Я купил одну из них и просто начал снимать все подряд: это были концерты, короткие фильмы, небольшие рекламные ролики. И так постепенно начался процесс обучения. Я на личном опыте разбирался, как нужно снимать, монтировать».

«Свой первый фильм я снял в 19. Тогда я учился на культуролога, и мне пришлось взять академический отпуск на полтора года. Эта картина называлась «День американской истерии» («A Day in the Hype of America»), и в ней рассказывалась история о том, как четыре человека отмечали новогоднюю ночь с 1999 на 2000. Все это снималось в течение 24 часов шестью командами по всем Соединенным Штатам. Но чтобы отредактировать этот фильм, мне понадобилось два года, и, когда он вышел, всем уже было на него насрать. Это был первый и один из главных уроков: ты должен быть уверен в актуальности своего фильма на тот момент, когда он будет готов».

«После первого фильма я понял, что неплохо могу рассказывать истории с помощью видеокамеры. Тогда я начал работать на разные компании, много снимать. Я был в Танзании, на Кубе, Ямайке. После этого я долго обрабатывал видео, вырезал все ненужное, монтировал и совершенствовал свое мастерство. С этими знаниями я отправился в Лос-Анджелес. Первая работа, которая у меня там была — видеоинженер концертов. Я был в турах с Мадонной, Кристиной Агилерой. Несмотря на то, что это не самые мои любимые исполнительницы, мне было дико интересно. И если образование помогало мне разговорить людей, чтобы выяснить, чем они живут и интересуются, то работа в шоу-бизнесе помогла понять, как нужно снимать, чтобы зрителям было интересно смотреть. Практически в то же время, когда я работал над фильмом «Last Cup: Road to the World Series of Beer Pong», я встретил моего партнера Дэниэла Линдсей (Daniel Lindsay), и мы начали работать вместе на «Непобежденными».

«Мы c Дэниэлом вместе работали абсолютно над всем в фильме: вместе снимали, вместе редактировали, вместе монтировали. Важно, что у нас была одинаковая цель: нам хотелось сделать живую, интересную и в тоже время серьезную картину. И все шло отлично. Мы могли находиться в одной комнате во время съемок и без слов понимать друг друга. Это, кстати, второй важный урок: если ты работаешь с кем-то в паре, то нужно доверять своему партнеру и чувствовать его».

T.J. Martin & Daniel Lindsay

«На документальных фильмах в Америке нельзя заработать, но я люблю документально кино все равно. Я начал снимать такие фильмы по простой причине: это неплохой способ заявить о себе, чтобы в будущем было чуть проще найти инвестиции на другие фильмы. Чтобы снять документальную картину, тебе не нужны спонсоры, ты берешь камеру в руки, ищешь тему и начинаешь работать. Даже небольшие независимые фильмы стоят огромных денег, а здесь у тебя уже все есть, а лишних финансовых затрат нет. Ну и, конечно, документальное кино — это отличная практика перед съемками коммерческих фильмов, которыми я бы хотел однажды заняться».

«Даже если ты получил «Оскар» за свой документальный фильм, не факт, что ты сможешь легко найти деньги на игровой фильм. Впрочем, в последние 5 лет из-за развития новых технологий, благодаря которым интересным, талантливым режиссерам стало чуть проще заявить о себе, интерес к документальному кино со стороны продюсеров значительно вырос. И бывает, конечно, что после удачного дебюта тебе предлагают контракты и деньги, но такое случается крайне редко. Пожалуй, в нашем случае после картины «Непобедимые» продюсеры начали относиться к нам лояльней, они открыты для того, чтобы выслушать наши идеи. И сейчас мы работаем сразу над тремянедокументальными проектами, но неясно, что будет после них».

«Я считаю, что настоящие, непостановочные истории про самых простых людей, которые живут среди нас — это самое интересное, что только можно показать в кино. И когда ты рассказываешь про таких людей, твои истории будут понятны во всем мире, ты своего рода говоришь на универсальном языке».

«Самое важное, чтобы человек, когда он сидит в зале кинотеатра и смотрит фильм, забывал, что это документальная кинолента. Здорово, когда тебе никто не говорит, что происходит в фильме, а ты просто следишь за развитием событий и все понимаешь сам. Этим документальные фильмы интересней игровых».

«В силу того, что ты снимаешь в документальном кино людей, которые за это не получают деньги, у вас должны быть особенные отношения. Не скажу, что вы должны быть друзьями. Но люди не должны чувствовать, что ты используешь их или думать все время, что ваше общение не продлится долго. Ты должен расположить их к себе настолько, чтобы они чувствовали себя комфортно в твоей компании, но ты обязан не забывать соблюдать дистанцию. Много еще зависит от фильма, в нашем случае мы хотели показать близкие отношения между съемочной группой и героями и поэтому старались быть более открытыми, много говорили с нашими героями. Сейчас, после времени, я могу сказать, что мы остались в близких отношениях с главным героем фильма — тренером и его семьей, а также с некоторыми ребятами из футбольной команды».

«Я думаю, что самое классное в профессии режиссера — сам процесс съемки, который обычно сводит тебя с ума, и еще когда ты понимаешь, что тебе удалось донести до зрителя то, что ты пытался. Так круто, когда ты видишь реакцию людей: когда они смеются или плачут. Тебе это не может надоесть, это потрясающее чувство гордости, что ли, за то, что ты делаешь. Правда, я нечасто вижу, как люди реагируют на мои картины: как только я заканчиваю работу над фильмом, то сразу пытаюсь двигаться дальше и не пересматриваю то, что получилось».

«Я бы не сказал, что мне хочется снимать документальные фильмы о каких-либо социальных проблемах. Мне интересней рассказывать хорошие истории про хороших людей. Я считаю, что когда ты говоришь о каких-то местечковых проблемах одного человека, в итоге ты все равно рассказываешь о чем-то глобальном, потому что подобные проблемы могут быть еще у сотен тысяч человек в мире. Пожалуй, иногда в моих историях проскальзывать темы классового или расового неравенства, но я не стараюсь акцентировать на них свое внимание».

«Если однажды я буду снимать фильмы для Голливуда… я не знаю, какими они будут. Сейчас мне кажется, что это будут блокбастеры, что-нибудь похожее на «Звездные войны» или очень серьезные, глубокие фильмы. Но, возможно, когда мне будет 55, я начну снимать дурацкие романтические комедии. Кто знает? Мир меняется, ты взрослеешь, и неясно, что будет завтра. Последний из голливудских фильмов, который мне понравился — «Боец». Я бы хотел снять что-нибудь подобное».

«Я не верил, что мы сможем получить «Оскар». Когда мы попали в шорт-лист, я не думал, что кто-то будет акцентировать внимание на нашем фильме и нам просто повезло. И то, это было очень волнительно. Когда нам сказали, что картина «Непобежденные» номинирована на «Оскар», кажется, я наложил в штаны. А когда мы выиграли, у меня было очень странное чувство, я просто не мог поверить, что это произошло с нашим фильмом. Даже сегодня, когда я утром чищу зубы в ванной, а потом захожу в комнату и вижу статуэтку, то все время думаю: «Что это? Что «Оскар» делает в моем доме?» Я забываю об этой победе и о том мире, из которого пришел ко мне «Оскар», потому что реальная жизнь мне крайне редко об этом напоминает».

Портрет Ти Джей Мартина Тимофея Балдина

«It`s My City» выражает благодарность за интервью с Ти Джей Мартином Генеральному Консульству Соединенных Штатов Америки в Екатеринбурге

It’s My City работает в интересах городского сообщества. Если вам важно наличие такого медиа, поддержите нас донатом.

Секрет фирмы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *