Сделки с акциями правовое регулирование

Как купить ПИФы частному лицу
Покупка ПИФа для инвестора – как правило, следующий этап после освоения депозитных вкладов …
Покупая Управляющую компанию, не берите кота в мешке
В очередной раз убедился в справедливости русской поговорки «Скупой платит дважды»…
Финансовый анализ
Перед тем как броситься в омут инвестирования с головой необходимо…
Верная стратегия – половина успеха
Идеально финансово сбалансированный инвестиционный портфель можно создать…
Нужно ли стремиться к обыгрыванию рынка?
Несомненно, что основная практика, которую преследуют активные инвесторы в своей…
Каков контингент инвесторов в ПИФ?
Если рассматривать картину классическим образом, то ситуация такова, что в…
На какой срок стоит инвестировать в паевые фонды?
Реальный доход от инвестиций в паевые фонды можно получить даже за считанные недели, если рынок…
Мне кажется, что ПИФы обещают слишком высокий процент. На чем это основано?
Начнем с того, что ПИФы не обещают процент дохода, так как они ничего не могут…
В чем разница отношений «брокер-акционер» и «управляющая компания – пайщик»?
Эти отношения имеют очень существенную разницу, потому что брокер является лишь…
Где паи продаются?
Самым простым и выгодным способом является приобретение пая в офисе управляющей…
Я слышал, что ПИФы бывают разных видов, расскажите о них?
Прежде чем инвестировать деньги в ПИФ надо определиться, на какой срок вы это можете сделать…
Что может служить ориентирами при выборе ПИФа?
На сегодняшний день в России зарегистрировано более 600 ПИФов и это далеко не предел…
Что выгоднее – самостоятельно играть на бирже или доверить это специализированной компании?
Каждый решает данный вопрос для себя в зависимости от собственных представлений об инвестициях и …
Что влияет на такое быстрое изменение курса акций?
Биржевым курсом акций признается стоимость акции в последней заключенной сделке. При этом…
Чем занимается на бирже брокер?
Брокер – это инвестиционная компания, оказывающая посреднические услуги по…
Можно ли совмещать инвестиции в акции с основной работой?
Можно. Самое минимальное время, которое вы можете затратить после решения заниматься …
Как можно определить надежность акций?
На фондовом рынке существует определенная классификация акций по эшелонам.
Какими сроками ограничены инвестиции в акции?
Особенности современной торговли обуславливают минимальный срок владения акцией в несколько …
Сколько нужно вложить, чтобы приобрести хотя бы одну акцию и начать торговать на бирже?
Начинать торговлю можно с совершенно смешных сумм, так как…
Каков механизм торговли на биржевых площадках?
Для большинства далеких от инвестиционной деятельности людей биржа выглядит загадочно…
Я хотел бы заниматься инвестициями в акции, какие документы мне необходимо оформить?
Несколько лет назад на многих биржевых площадках налоговые органы предъявляли…
Как я могу купить акции?
Акции можно продавать и приобретать где угодно, так как данная сделка может быть…
Какие налоги взымаются с прибыли, полученной за счет инвестиций в акции?
Если вы являетесь физическим лицом, занимающимся инвестированием средств в…
Можно ли по цене акции определить стоимость компании?
Нет, это сделать невозможно, потому что цена акции зависит не только от капитализации компании …
Если я продал акции до выплаты дивидендов, какой доход я получу?
За один отчетный период акция может сменить несколько владельцев, и логичным…
Объясните разницу между обычными и привилегированными акциями?
Как уже говорилось, акции дают право на управление компанией, однако многие люди не имеют…
Почему по одним инвестициям выплачиваются проценты, а по другим – дивиденды?
Дело в том, что дивиденды не являются фиксированной суммой, а зависят прежде всего от…
Где мне можно получить свои акции?
На руки получить акции практически нереально. Это связано с тем, что большинство…
Для чего люди приобретают акции?
Во-первых, приобретение акций – это увеличение своего дохода за счет дивидендов…
Я плохо отношусь к инвестициям в акции после того, как стоимость акций «Роснефти» упала, сразу же после приобретения. Все те же пирамиды?
Скорее всего, этот вопрос на устарел, так как был месяц, за который акции упали в цене на…
Я не хочу оформлять юридическое лицо, как мне вложить деньги в акции?
Для того, чтобы вложиться в акции необходим паспорт, ИНН, свободные деньги…
Преимущества ПИФов по сравнению с другими формами инвестирования
Доступный вход на фондовый рынок. Паевой инвестиционный фонд — это …
Что такое кредитный рейтинг и как он влияет на фондовый рынок?
Кредитный рейтинг присваивается государству или компании по результатам аудиторской…
Краткая история ПИФов
ПИФы в нашей стране известны с 1996 года, но рост количества фондов начался в 2003 году
Размер минимальной суммы вложения в фонд?
Минимальная сумма вложений в фонд может составлять от 100 до нескольких миллионов рублей…
Почему растут акции?
Цены акций отражают рост доходов предприятия. Акционер владеет частью активов компании. Если компания приобретает больше…
На какой срок стоит инвестировать в паевые фонды?
Реальный доход от инвестиций в паевые фонды можно получить даже за считанные недели, если…
Какой доход приносят облигации?
Облигации в отличии от акций приносят сравнительно небольшой, но зато гарантированный доход…
Пять мифов о пути к богатству
Яркой личности, безусловно, легче привлечь к себе внимание. Но чтобы разбогатеть…
Как правильно инвестировать в ПИФы?
Несмотря на то что вложения в паевые фонды пре­дельно просты и вашими инвестициями на…

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Юлдашбаева, Лилиана Рифовна, 1999 год

1. А. Монографии, учебные пособия, статьи1. На русском языке:

2. Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1940.

3. Агарков М.М. Основы банкового права. Учение о ценных бумагах. М.: БЕК,1994.

4. Агеев А., Курдова Н. Гарантия подписи страхование риска. // Рынок ценных бумаг. 1996. №4. С.38-40.

5. Аксенова Г., Агеев А. Специфика депозитарной и кастодиальной деятельности // Рынок ценных бумаг. 1997. N 18. С.92-94.

6. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 1992.

7. Алехин Б. Ценные бумаги в кредит взгляд из бэк-офиса i i Рынок ценных бумаг. 1997. №5. С.33-37.

8. Андреев В.К. Рынок ценных бумаг. Правовое регулирование. Курс лекций. М.: Юридическая литература, 1998.

9. Андреев В.К. Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг // Государство и право. 1997. № 3. С.86-93.

10. Ансон В. Договорное право. М.: Юридическая литература, 1984.

11. Батлер У.Э., Гаши-Батлер М.Е. Корпорации и ценные бумаги в России и США. -М.: Зерцало, 1997.

12. Батлер У.Э. Основные черты российского открытого акционерного общества и американской корпорации // Государство и право. 1998. № 7. С.81-82.

14. Белов В.А. Практика вексельного права. М.: ЮрИнфоР. 1998.

15. Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М.: -ЮрИнфоР, 1996.

19. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: общие положения. -М.: Статут. 1997.

21. Братусь С.Н. О понятии гражданского оборота в советском гражданском праве //Советское государство и право. 1949. N11.

23. Витрянский В. В. Существенные условия договора (Комментарий ГК РФ) // Хозяйство и право. 1998. № 7. С. 3-12.

24. Валиев С., Эльтазаров Б. Защита ценных бумаг. М.: ЧеРо, 1997.

25. Васильев Д. Российский рынок акций на 90% зависит от рынка госдолга // Рынок ценных бумаг. 1998. № 14. С.20-24.

27. Германское право. Часть II. Торговое уложение и другие законы: Пер. с нем. / Серия: Современное зарубежное и международное частное право. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.

28. Годэмэ Е. Общая теория обязательств. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948.

29. Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1994.

30. Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. — М: БЕК, 1998.

31. Гражданское право. Учебник. В 2-х ч. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М: ПРОСПЕКТ, 1997.

32. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Учебник. М.: Международные отношения, 1993.

33. Голубков А.Ю. Правовое регулирование рынка ценных бумаг // Государство и право. 1997. №2. С. 103-108.

34. Гудков Ф.А. Инвестиции в ценные бумаги. М.: ИНФРА-М. 1996.

35. Дозорцев В.А. Доверительное управление // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1996. № 12. С. 117-128.

36. ДождевД.В. Римское частное право / Под ред. B.C. Нерсесянца. М.: ИНФРА-М — НОРМА, 1997.

37. Долинская В. Приобретение и выкуп акционерным обществом размещенных акций // Закон. 1997. № 6. С. 83-88.

38. Дробышев П. Правовое регулирование доверительного управления // Рынок ценных бумаг. 1997. N22. С.113-115.

39. Единообразный торговый кодекс США: Пер. с англ. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.

40. Ефимова Л.Г. Банковское право. М.: БЕК, 1994.

41. Ефимова Л. Правовой режим без документарных ценных бумаг // Закон. 1997. № 7. С.51-53.

42. АЛ.Жамен С., Лакур Л. Торговое право: Учебное пособие: Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1993.

43. Зенин И.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М.: МГУ, 1992.

45. Иоффе О.С. Обязательственное право. М,: Юридическая литература, 1975.

46. Иоффе О.С. Советское гражданское право (курс лекций). Отдельные виды обязательств. Л.: ЛГУ, 1961.

47. Кабалкин А. Толкование и классификация договоров // Российская юстиция. 1996. №7. С.13-15.

48. Кашанина Т. В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ). Учебник для вузов. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1999.

50. Комментарий к Федеральному закону об акционерных обществах / Под общ. ред. М.Ю.Тихомирова -М.: 1996.

51. Комментарий к Федеральному закону об акционерных обществах. Под ред. Г.С.Шапкиной. М.: БЕК, 1996.

52. Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М.: Фонд Правовая культура. 1996.

53. Комментарий части первой гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М.: Фонд Правовая культура, 1996.

54. Коновалов В. Об ответственности специализированного регистратора // Рынок ценных бумаг. 1998. N 3. С.32-33.

55. Костикова Е., Тыщук И, Акционерное общество: выкуп и приобретение собственных акций // Рынок ценных бумаг. 1998. N 3. С.27-31.

56. Котов О. Сделки с акциями на внебиржевом рынке: проблемные вопросы // Рынок ценных бумаг. 1998. № 9. С.72-74.

57. Красавчиков O.A. Вопросы системы Особенной части ГК РФ РСФСР. -Свердловск, 1957.

58. Крылова М. Ценная бумага вещь, документ или совокупность прав? // Рынок ценных бумаг. 1997. N 2. С.61.

59. Кряжков A.B. Доверительное управление имуществом в России: формирование института и сферы применения // Государство и право. 1997. N 3. С. 2231.

60. Кузнецов М. Операции peno: новый сектор фондового рынка // Рынок ценных бумаг. 1996. N22. С. 13-17.

61. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М.: Дело, 1992.

62. Куракина Е. НДЦ шаг к созданию надежной депозитарной системы // Деловой экспресс. N 22. 16.06.1998. С.7.

63. Ласк Г. Гражданское право США. М: Издательство иностранной литературы, 1961.

64. Лифшиц Б. Ценные бумаги: векселя, акции // Закон. 1997. № 7. С.119.

65. Ломакин Д. Право акционера на информацию // Хозяйство и право. 1997. N11. С. 162-170.

66. Лысихин И. Акционерное общество: регистрация сделок, дивиденды, права акционеров // Рынок ценных бумаг. 1997. № 23. С.31.

68. Маковская A.A. Залог денежных средств и ценных бумаг. М.: МЦФЭР, 1999.

69. Марголин М. Оплата акций: кем, чем, когда? // Рынок ценных бумаг. 1997. № 10. С.50-52

70. Мартынова О. Депозитарный учет операций с ценными бумагами // Рынок ценных бумаг. 1998. № 5. С.26-28.

71. Марченко А. Символ комплекса прав // Рынок ценных бумаг. 1996. N 12. С. 14.

73. Миллер Д. Девять рекомендаций «Группы тридцати» // Рынок ценных бумаг.1997. № 10. С. 86-91; №11. С. 57-63.

74. Михеева Л. Ценные бумаги и денежные средства как объекты доверительного управления // Хозяйство и право. 1998. № 9. С. 41-46.

75. Мурзин Д.В. Ценные бумаги бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. — М.: Статут, 1998.

76. Нарышкина Р.Л. Акционерное право США (правовое положение предпринимательских корпораций США). Учебное пособие. М.: 1978.

77. Неделъский М. Гарантия подписи ПАРТАД: Криминалисты не требуются // Рынок ценных бумаг. 1998. № 12. С.56-58.

78. Нерсесов НО, Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве. М.: Статут, 1998.

79. Новицкий И.Б. Регрессные обязательства между социалистическими организациями. -М.: Госюриздат, 1952.

80. Новицкий И.Б. Римское право. М.: Гуманитарное знание, 1994.

82. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996.

83. Ованесов А. К доверительному управлению будьте готовы! // Рынок ценных бумаг. 1997. N 22. С.97-101.

84. Павлодский Е. Финансирование под уступку денежного требования // Закон.1998. №6. С.122-124.

85. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998.

86. Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М.: Юрист, 1994.

87. Poxutta O.A. Правовые основы срочного рынка ценных бумаг в России // Закон.1997. 91. № 10. С.12-19.

88. Рохина О. Сделки банков с ценными бумагами по новому гражданскому законодательству//Рынок ценных бумаг. 1996. № 15. С.45-47.

89. Рубцов В.В. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. М.: ИНФРА-М. 1996.

91. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. М.: 95. Финансы и статистика, 1998.

92. Саватье Р. Теория обязательств. М.: Прогресс, 1972.

93. Савельев В.А. Гражданский кодекс Германии (история, система, институты): Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 1994.

94. Сафонов М.Н. Договор купли-продажи. М: ИНФРА-М, 1998.

95. Сафронов С. Отобрать акции у чиновников пока не получается // Деловой экспресс99. N 6. 17.02.1998.

96. Скловский К. Договор купли-продажи: вещный эффект // Советская юстиция.1998. № 10. С.15-17.

97. Советское гражданское право. Т. 1. М.: Юридическая литература, 1979.

98. Советское гражданское право. Т.1 / Под ред. Д.М. Генкина- М.: 1950.

99. Сперанский В. Бездокументарные ценные бумаги // Российская юстиция. 1998. №4. С.12-14.

100. Суханов Е.А. Акционерные общества и другие юридические лица в новом 104. гражданском законодательстве // Хозяйство и право. 1997. № 1.

101. Суханов Е.А. Вступительная статья к кн. Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М.: ЮрИнфоР, 1996.

102. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М.: Юридическая литература,1991.

103. Суханов Е.А. Объекты права собственности//Закон. 1995. № 4. С.94-98.

104. Суханов Е.А. Посреднические и кредитно-финансовые сделки в новом Гражданском кодексе РФ // Правовые нормы о предпринимательстве. Серия «Договоры в Гражданском кодексе РФ». Выпуск 4, М.: Центр деловой информации, 1996. С.24.

105. Суханов Е. Приобретение и прекращение права собственности // Хозяйство и право. 1998. №6. С.3-13.

106. Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). -М: Спарк110., 1996.

107. Халфина P.O. Цивилизованный рынок: правила игры. М.: Гуманитарное знание, 1993.

108. Хвостов В.М. Система римского права. Учебник. М.: СПАРК, 1996.

110. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. Т.2. Вып. 2, 3, 4.-М.: Юридический колледж МГУ, 1995.

111. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М.: СПАРК, 1995.

112. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М.: СПАРК, 1994.

113. Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве России. М.: БЕК, 1996.

114. Эбзеев Б. Б. Гражданский оборот: понятие и юридическая природа // Государство и право. 1999. N 2. С.32-38.

115. Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. В 2 т. М.: Издательство иностранной литературы, 1949-1950.1. На иностранных языках:

117. Brox H. Handelrecht und Wertpapierrect. 10. Auflage. Munchen: Verlag C.H.Beck,1993.

118. Buttler W. E Russian Law. New York: Oxford University Press. 1999.

119. Handbook International Society of Securities Administrators: the Netherlands. -Amsterdam: 1994.

121. Dunfee T. W. et al. Modern Business Law and the Regulatory Environment. 3-d ed. New York: McGraw-Hill. 1996.

123. Б. Законодательство, нормативные акты, судебная практика

124. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 5. Ст. 410.

127. Федеральный закон Российской Федерации от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 10. Ст. 1163.

128. Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1769 «О мерах по обеспечению прав акционеров» (в редакции от 31 июля 1995 г.) // Российские вести. 2 ноября 1993. N 212; Собрание законодательства РФ. 1995. N 31. Ст. 3101.

129. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 821/96 от 18 июня 1996 г. // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ.1996. N 10.

130. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ № 2262/96 от 2 октября 1996г. // Закон. 1997. № 6. С. 106-107.

131. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. N 3510/96 // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ.1997. N6.

132. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27 января 1998 г. N 7035/97 // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ.1998. N5. С. 85-86.

В свете развития гражданского законодательства вопрос о согласии на совершение сделок довольно актуален. Еще в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации <1> было отмечено, что цивилистике известны случаи, в которых действительность сделки поставлена в зависимость от того, согласно ли с ней лицо, не являющееся стороной в данной сделке.
———————————
<1> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации» (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» <2> в Гражданский кодекс РФ (далее — ГК) введена ст. 157.1, п. 2 которой гласит: «Если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, о своем согласии или об отказе в нем третье лицо или соответствующий орган сообщает лицу, запросившему согласие, либо иному заинтересованному лицу в разумный срок после получения обращения лица, запросившего согласие».
———————————
<2> СЗ РФ. 2013. N 19. Ст. 2327.
Однако внесенное изменение не является абсолютной новеллой как для гражданского, так и для корпоративного законодательства.
Еще в 90-х гг. XX в. в корпоративном законодательстве и в законодательстве о рынке ценных бумаг обращалось внимание на необходимость особых процедур совершения сделок либо с особыми объектами, либо при наличии специального субъектного состава либо иных квалифицирующих признаков.
Принятые и действующие в России Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» <3>, от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» <4>, от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» <5> и иные правовые акты <6> заложили основу для функционирования сделок с ценными бумагами.
———————————
<3> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
<4> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
<5> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.
<6> См., например: ФЗ «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О товарных биржах и биржевой торговле», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» и др.
В большинстве случаев сделкам акционерного общества присущ «простой» характер, т.е. последствия совершения сделки либо не приведут к существенным рискам для участников корпоративного отношения, либо будут ничтожно малы, а для совершения таких сделок достаточно действий исполнительных органов акционерного общества. Однако практика показала, что совершение сделок с ценными бумагами не ограничивается рядом привычных действий в рамках ведения «корпоративного бизнеса», что привело к необходимости выделить обычную хозяйственную деятельность и сделки, выходящие за ее пределы.
Анализ существующих подходов к определению «обычная хозяйственная деятельность» в общегражданском, акционерном законодательстве, в законах об иных организационно-правовых формах юридических лиц и в арбитражной практике позволяет рассматривать ее как систематическую деятельность, включающую не противоречащие закону сделки в сфере, указанной в его учредительных документах, а сделки, не относящиеся к обычной хозяйственной деятельности, т.е. выходящие за ее пределы, квалифицировать как экстраординарные <7>. Примером могут служить крупные сделки; сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, сделки по приобретению и выкупу акций, поглощение и др.
———————————
<7> См.: Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М.: Волтерс Клувер, 2006.
Смежным, но не тождественным понятием оперирует Кодекс корпоративного управления <8> в гл. VII, определяя сделки, выходящие за рамки обычной хозяйственной деятельности, через призму существенных корпоративных действий, которые могут привести к фундаментальным корпоративным изменениям (таким как реорганизация общества; приобретение 30 и более процентов голосующих акций общества (поглощение); увеличение или уменьшение уставного капитала общества и др.).
———————————
<8> Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» // Вестник Банка России. 2014. N 40.
Указанные сделки отличаются специальными субъектным составом, предметом, процедурой заключения и исполнения, последствиями несоблюдения требований к действительности таких сделок и т.д.
Наряду с названными случаями можно выделить перечень сделок, которые могут быть совершены только с соблюдением особого порядка:
1) необходимость получения одобрения и (или) согласования на совершение сделки со стороны органов акционерного общества (ст. ст. 79, 81 — 83, 84.6 ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 15 ФЗ от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» <9>);
———————————
<9> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611.
2) необходимость получения согласия (согласования) на совершение сделки со стороны иных лиц (в случае банкротства — арбитражных управляющих и органов кредиторов (ст. ст. 64, 82, 101, 104 ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» <10>, ст. ст. 21, 23 ФЗ от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» <11>);
———————————
<10> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
<11> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097.
3) установление специальных правил принятия решений об указанных выше одобрении, согласии, согласовании сделки (распределение компетенции между органами, кворум и т.д.);
4) отсутствие возражений со стороны иных лиц (к примеру, неиспользование права вето в случае совершения сделки в обществе, где принято решение об использовании специального права участия — «золотой акции» (ст. 38 ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» <12>) — государственных представителей;
———————————
<12> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
5) необходимость соблюдения специального порядка определения цены совершаемой сделки (ст. 77 ФЗ «Об акционерных обществах»);
6) иные любые, по усмотрению самого акционерного общества, условия совершения сделки. Например, в п. 7 ст. 15 ФЗ «Об акционерных обществах» указано, что договором о слиянии, договором о присоединении или решением о реорганизации общества в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен особый порядок совершения реорганизуемым обществом отдельных сделок и (или) видов сделок с момента принятия решения о реорганизации общества и до момента ее завершения <13>.
———————————
<13> См.: Габов А.В. Проблемы и перспективы правового регулирования сделок акционерного общества, требующих особого порядка их совершения // Цивилист. 2007. N 1.
Первая из выделенных групп сделок соотносится с требованиями п. 2 ст. 157.1 ГК о согласии на совершение сделки органа юридического лица.
Вторая из выделенных групп соотносится с требованиями указанной статьи в рамках согласия третьего лица на совершение сделки. При этом обратим особое внимание на то, что арбитражный управляющий является самостоятельным участником гражданско-правовых отношений (согласно ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих), хотя и принимает на себя ряд обязанностей органа юридического лица, проходящего процедуру банкротства. Таким образом, он, бесспорно, является третьим лицом по отношению к организации, совершающей сделку. А органы кредитора как органы юридического лица контрагента должника выражают его волю вовне, при этом, будучи структурным подразделением другой организации, являются третьим лицом по отношению к юридическому лицу, совершающему сделку.
Третья группа сделок частично может пересекаться с первой группой, но в любом случае их объединяют необходимость обеспечения баланса корпоративных интересов и обеспечение контроля за деятельностью нижестоящих органов юридического лица.
Четвертую группу сделок можно признать тем самым «случаем», установленным законом, выступающим исключением из ст. 157.1 ГК (п. 4 — молчание не считается согласием на совершение сделки).
Пятая группа относится к требованиям процедурного характера и, хотя и включает в процедуру совершения сделки действия иных органов юридического лица, третьих лиц (независимый оценщик, аудитор), непосредственно с темой согласия на совершение сделки не связана.
Шестая группа сделок в силу остаточного принципа ее формирования — «иные любые условия» — может пересекаться в том числе с вопросами о согласии на совершение сделки.
В процессе деятельности акционерного общества возникает необходимость учета и согласования различных интересов сторон корпоративных отношений: управленцев и участников общества; общества и кредиторов; общества и работников (трудовые отношения); общества и государства (отношения публичного характера).
Пересечение понятий «экстраординарные сделки», «существенные корпоративные действия», сделки, которые совершаются только с соблюдением особого порядка, проходит по двум важным точкам: во-первых, значимость таких сделок для акционерного общества в целом, во-вторых, соблюдение баланса интересов сторон корпоративных отношений.
Соответственно, возникает необходимость в распределении приоритетов, т.е. в выборе того интереса, носитель которого имеет возможность влиять на формирование воли общества, в определении порядка его реализации и защиты. Согласие возникает тогда, когда законодатель понимает, что существует интерес, реализация которого может привести как к нарушению интересов общества в целом, так и отдельных участников корпоративных отношений. Законом предлагается модель решения такой ситуации: для реализации одного интереса необходимо квалифицировать другие — защищаемые — интересы и получить согласие носителей таких защищаемых интересов либо предоставить им какие-то «компенсации».
«Через этот механизм так распределяются власть в корпоративной организации и компетенция между центрами принятия различных управленческих решений в ней, чтобы достичь ситуации демпфирования негативных последствий для различных участников корпоративных отношений. Ведь самое главное в такой конструкции — найти баланс интересов всех сторон» <14>.
———————————
<14> См.: Габов А.В. Указ. соч.
Механизм распределения власти в корпоративной организации можно проследить на примере акционерного Закона в рамках совершения такой экстраординарной сделки, как поглощение, с учетом возможных будущих изменений о необходимости контроля со стороны государства.
Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» <15> основная идея законопроекта заключается в совершенствовании российского законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с приобретением крупных пакетов акций открытых акционерных обществ (далее — поглощение) путем установления предварительного государственного контроля за публичным предложением ценных бумаг открытых акционерных обществ, устранения несоответствия между акционерным, антимонопольным и банковским законодательством Российской Федерации, уточнения правил направления публичных предложений о приобретении ценных бумаг, оснований возникновения обязанности направления публичного предложения о приобретении ценных бумаг, а также иных норм.
———————————
<15> Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (подготовлен Минфином России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст — по состоянию на 1 апреля 2014 г.).
Положения акционерного законодательства не согласуются с рядом норм антимонопольного и банковского законодательства Российской Федерации, которые предусматривают получение лицом предварительного согласия соответственно антимонопольного органа или Банка России на приобретение определенного пакета акций. Согласно ст. 11 ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» <16> приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате осуществления одной или нескольких сделок одним юридическим либо физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 20% акций кредитной организации требуют предварительного согласия Банка России. ФЗ N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <17> предусмотрено получение предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок с акциями, соответствующих установленным указанным Законом критериям.
———————————
<16> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
<17> СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.
То есть установленная ФЗ «Об акционерных обществах» обязанность лица сделать обязательное предложение в отношении всех оставшихся голосующих акций и ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции открытого акционерного общества, может не соответствовать максимальному количеству таких ценных бумаг открытого акционерного общества, которое лицо праве приобрести на основании полученных разрешений антимонопольного органа или Банка России.
Взяв за основу европейский подход, указанный законопроект предусматривает (абз. 3 п. 4): «…если договоры о приобретении ценных бумаг, заключаемые на основании добровольного или обязательного предложения, требуют предварительного согласия на их заключение антимонопольного органа в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, Банка России в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации об осуществлении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, добровольное или обязательное предложение должно содержать сведения о соответствующих решениях антимонопольного органа, Банка России или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, о предварительном согласии на заключение указанных договоров».
Согласно процедурам добровольного и обязательного предложения, предусмотренным п. 1 ст. 84.1 и п. 1 ст. 84.2 ФЗ «Об акционерных обществах» соответственно, лицо, которое приобрело более 30% общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, вправе (обязано) направить акционерам — владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг.
Немало вопросов возникает после направления такого предложения. Совет директоров общества обязан принять рекомендации в отношении полученного предложения, включающие оценку предложенной цены приобретаемых ценных бумаг и возможного изменения их рыночной стоимости после приобретения, оценку планов лица, направившего добровольное или обязательное предложение, в отношении общества, в том числе в отношении его работников. Однако требования о принятии и направлении рекомендаций совета директоров распространяются на общества, имеющие такой орган управления. В случае, если совет директоров в обществе не сформирован в соответствии с уставными документами и функции совета директоров общества осуществляет общее собрание акционеров, общество не должно принимать рекомендаций <18>. Оно обязано направить полученное предложение владельцам ценных бумаг в течение пяти дней с даты его получения. Однако общество вправе направить рекомендации владельцам ценных бумаг относительно поступившего в общество предложения. Такие рекомендации могут быть приняты внеочередным общим собранием акционеров, требование о проведении которого может быть представлено в общество не позднее чем за 35 дней до истечения срока принятия соответствующего предложения и должно содержать проект рекомендаций в отношении полученного предложения. Рекомендации, принятые внеочередным общим собранием акционеров, доводятся до сведения лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в порядке и в сроки, предусмотренные п. 4 ст. 62 ФЗ «Об акционерных обществах».
———————————
<18> См.: Савчук С.П., Кадиков Р.Р. Добровольный и принудительный выкуп акций: практический комментарий к главе XI.1 ФЗ «Об акционерных обществах». Судебная практика. М.: Акционерный вестник, 2008.
В рамках российского акционерного законодательства, несмотря на контроль со стороны органов акционерного общества и дальнейший контроль со стороны государственного органа, можно говорить о невмешательстве в процедуру, предусмотренную гл. XI.1 ФЗ «Об акционерных обществах». По сути, совет директоров дает рекомендации в отношении полученного предложения, а после поступления предложения в Банк России может быть направлено предписание о приведении полученного предложения в соответствие с требованиями ФЗ «Об акционерных обществах». Таким образом, добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, направляется в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг лишь в уведомительном порядке.
Положения о необходимости эффективного государственного контроля содержатся в рамках указанного выше законопроекта. Предлагается установить единый (общий) механизм государственного контроля за любой процедурой поглощения, основанный на предварительном уведомлении об этой процедуре уполномоченного государственного органа, в целях недопущения направления документов о поглощении в открытое акционерное общество до проведения их проверки на предмет соответствия требованиям ФЗ «Об акционерных обществах», а в случае выявления в ходе проверки соответствующих нарушений — до их устранения. Однако изменится ли процедура государственного контроля, можно будет проследить только по истечении некоторого времени после принятия изменений в Закон.
В свою очередь, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 февраля 2004 г. N 3-П <19> отметил необходимость всестороннего судебного контроля за процедурой принудительного выкупа акций и сопутствующими этому выкупу фактическими обстоятельствами. А «поскольку при вытеснении миноритариев зачастую происходит столкновение интересов преобладающего акционера и мелких инвесторов, судебный контроль должен быть предварительным, а не последующим» <20>.
———————————
<19> Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании «Кадет Истеблишмент» и запросом Октябрьского районного суда г. Пензы» // СЗ РФ. 2004. N 9. Ст. 830.
<20> Санин К.С. Новые правила приобретения инвесторами крупных пакетов акций // Журнал российского права. 2006. N 9.
Сегодня в качестве правового последствия неисполнения лицом, приобретшим более 30% общего количества акций ОАО, обязанности по направлению публичной оферты Законом установлено ограничение количества акций, которыми такое лицо и его аффилированные лица вправе голосовать до даты направления обязательного предложения. Кроме того, ст. 15.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение лицом, которое приобрело более 30% акций открытого акционерного общества, правил их приобретения <21>.
———————————
<21> Определение ВАС РФ от 17 сентября 2012 г. N ВАС-11896/12 по делу N А12-12288/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
Таким образом, если сделка ведет к существенным рискам для участников корпоративных отношений (в частности, рассмотренный пример сделки по поглощению), то существующий механизм уведомительного порядка и отсутствие предварительного государственного контроля за совершением таких сделок приведут к нарушению баланса интересов участников отношений, а также к дестабилизации акционерного общества в целом.
Библиографический список
1. Габов А.В. Проблемы и перспективы правового регулирования сделок акционерного общества, требующих особого порядка их совершения // Цивилист. 2007. N 1.
2. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М.: Волтерс Клувер, 2006.
3. Савчук С.П., Кадиков Р.Р. Добровольный и принудительный выкуп акций: практический комментарий к главе XI.1 ФЗ «Об акционерных обществах». Судебная практика. М.: Акционерный вестник, 2008.
4. Санин К.С. Новые правила приобретения инвесторами крупных пакетов акций // Журнал российского права. 2006. N 9.

Нормативно-правовой основой регулирования рынка ценных бумаг является действующее законодательство, ГК РФ, НК РФ и ряд федеральных законов.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг, независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, Законом определено понятие «эмиссионная ценная бумага», установлены требования к эмиссионным ценным бумагам, которые являются объектом массовых сделок на рынке ценных бумаг. Даны также определения видов лицензируемой профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: брокерской и дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, деятельности по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарной деятельности, деятельности но ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. Закон направлен также на защиту интересов инвесторов, для этого в нем введено понятие «раскрытие информации», установлены формы раскрытия информации и состав информации. В отношении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Законом установлены определенные ограничения и ответственность за действия, приводящие к возникновению убытков у клиентов, или действия, нарушающие права клиента. Введены нормы об ответственности участников рынка ценных бумаг за нарушения законодательства в области рынка ценных бумаг.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также направлен на защиту прав и интересов акционеров.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» устанавливает, что коммерческие банки являются не просто участниками рынка ценных бумаг – покупая или продавая ценные бумаги, наибольшая их часть выполняет функции профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельность которых также регламентируется данным Федеральным законом.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целом определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия ЦБ РФ, но также направлен на регламентацию деятельности Банка России на рынке ценных бумаг как участника и как регулирующего органа.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» регулирует отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг. Закон позволил внедрить на российский рынок ценных бумаг новый финансовый инструмент, связанный с так называемой секьюритизацией – формой привлечения финансирования путем выпуска ценных бумаг, обеспеченных ипотечными активами.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на предотвращение, выявление и пресечение злоупотреблений в форме неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком. Одной из острейших проблем современного рынка ценных бумаг является неправомерное использование инсайдерской информации для совершения сделок с финансовыми инструментами и товарными активами, а также манипулирование рынками. По российскому законодательству инсайдерской признается информация, которая имеет следующие признаки: точная и конкретная, не известна широкому кругу лиц, в случае раскрытия может оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг, включена в перечень инсайдерской информации, утвержденной эмитентом ценных бумаг. Следует отметить, что перечисленные признаки инсайдерской информации являются также требованиями законодательства.

Любой закон об инсайдерской информации призван контролировать привилегированное обладание такой информацией одних инвесторов перед другими и недопущения неравенства игроков на рынке ценных бумаг

Например, нефтедобывающая компания, проводя обычные исследования, обнаруживает новое месторождение со значительными запасами. Этой информацией в компании владеет узкий круг лиц: члены правления, директора и инженеры, проводившие нефтяные изыскания. Разработки продолжаются, а указанные лица прямо либо косвенно начинают скупать акции компании. Позже информация попадает в прессу, и рынок реагирует ростом стоимости акций этой компании. Возможно, обычный инвестор, зная о таких фактах, не продавал бы акции по текущей цене.

Подобные действия нарушают механизмы рыночного ценообразования на организованных рынках и наносят существенный вред интересам граждан и юридических лиц, интересам общества и экономики в целом, подрывая доверие инвесторов и участников. Целью указанного Федерального закона является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма, который способствует предотвращению, выявления и пресечению злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования на рынке ценных бумаг.

Следует отметить, что значительное воздействие на активность участников рынка и процессы развития в целом может оказывать установленный порядок налогообложения. С 1 января 2010 г. согласно ст. 214.1 НК РФ значительно изменен порядок налогообложения физических лиц, а также введен ряд льгот на исчисление налога. Например, ранее в НК РФ особенности налогообложения предусматривались только для операций с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися па организованном рынке цепных бумаг, а также с финансовыми инструментами срочных сделок, которые рассчитывались организаторами торговли, т.е. на бирже. Доходы по указанным операциям подлежали налогообложению с уменьшением на сумму произведенных расходов. Но данная норма не распространялась на участников рынка, которые осуществляли операции с финансовыми инструментами, не обращающимися на бирже, чем существенно ущемляла их как налогоплательщиков. В новой редакции статьи предусмотрена возможность учитывать сумму произведенных расходов.

Кроме того, сумма понесенного расхода будет учитываться при проведении маржинальных операций (операции займа с ценных бумаг, предоставленных брокером). Если ранее при налогообложении учитывались только доходы, вырученные от реализации ценных бумаг, полученных в заем, то теперь будут учитываться расходы, связанные с продажей и обратным выкупом на дату обратного выкупа ценных бумаг.

Изменения в налогообложении позволяют уменьшить сумму дохода от продажи ценных бумаг, полученных в порядке дарения или наследования, на сумму документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) ценных бумаг, которые понес наследодатель или даритель этих ценных бумаг и с которых был исчислен и уплачен налог.

Еще одним преимуществом стала отмена налога с доходов, получаемых от реализации акций российских организаций, при соблюдении одного из следующих условий:

  • – акции российских организаций относятся к ценным бумагам, не обращающимся на бирже в течение всего срока владения ими;
  • – акции российских организаций относятся к ценным бумагам, обращающимся на бирже в течение всего срока владения и являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Безусловно, такие вводимые налоговые льготы прежде всего направлены на привлечение на рынок ценных бумаг индивидуальных инвесторов, в качестве которых выступают физические лица, и способствуют развитию инвестиций в экономику.

Важным законом, с точки зрения содействия развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг в России следует считать Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии». Он устанавливает особенности правового положения и деятельности центрального депозитария, порядок присвоения ему статуса центрального депозитария, а также особенности государственного контроля и надзора за деятельностью центрального депозитария. Принятие данного Закона способствует снижению рисков инфраструктуры рынка, гак в особое внимание в нем уделено управлению рисками Центрального депозитария, в частности определен минимальный размер собственных средств, установлена обязанность управления рисками и проведения операционного аудита по международным стандартам. Например, в ряде стран уже давно были созданы централизованные системы расчетов как по биржевым, так и по внебиржевым сделкам с ценными бумагами. Примерами централизованной учетной системы являются учетные центры Евроклир и Клирстрим, учет η которых гарантирует окончательность расчетов и удостоверяет нрава на собственность ценных бумаг. Для развития рынка и привлечения новых инвесторов, в особенности иностранных, важно, чтобы инфраструктура была удобной и несла минимальные риски для инвесторов.

Сделки с акциями правовое регулирование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *